Научная статья на тему 'Методическая реализация модели образовательного процесса, сориентированного на содействие становлению готовности студентов к профессиональной устной речи'

Методическая реализация модели образовательного процесса, сориентированного на содействие становлению готовности студентов к профессиональной устной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волченкова К. Н.

В статье излагается реализация методического замысла исследования, который заключается в организации содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи путем комбинации речи педагога, электронного учебника и традиционного учебника в зависимости от уровня готовности студентов к профессиональной устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волченкова К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая реализация модели образовательного процесса, сориентированного на содействие становлению готовности студентов к профессиональной устной речи»

ББК 4481.23+111143.21

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СОРИЕНТИРОВАННОГО НА СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

К.Н. Волченкова ЮУрГУ

В статье излагается реализация методического замысла исследования, который заключается в организации содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи путем комбинации речи педагога, электронного учебника и традиционного учебника в зависимости от уровня готовности студентов к профессиональной устной речи.

Одной из задач нашего научного исследования является апробация модели образовательного процесса, направленного на содействие становлению готовности студентов к профессиональной устной речи. При разработке модели мы определили методический замысел образовательного процесса. Под методическим замыслом мы, вслед за Г.Н. Сериковым понимаем «...особый вид педагогической стратегии. В ней намечаются ориентиры на то, как содержание обучения донести до сознания обучаемых, как содействовать его усвоению ими, как направить образовательную деятельность не только на усвоение знаний о социальном опыте, но и на пользование ими в разных аспектах жизнедеятельности» [I, с. 202].

Методический замысел нашего исследования заключается в организации содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи путем комбинации речи педагога, электронного учебника и традиционного учебника в зависимости от уровня готовности студентов к профессиональной устной речи.

Для реализации методического замысла

мы:

- определились с методологическими основаниями реализации модели, в качестве которых выступили системно-синергетический и гуманно ориентированный подходы;

- определили содержание обучения, направленное на становление готовности к профессиональной устной речи и включающего в себя три компонента: теоретические знания в области профессиональной устной речи, опыт речевой деятельности в профессиональных

ситуациях общения и опыт отношения к профессиональной устной речи как средству профессиональной самореализации, средству организации и управления учебной деятельностью обучаемых;

- выделили средства содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи: речь преподавателя, электронный учебник, традиционный учебник;

- распределили роли и функции средств педагогического содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи и обосновали их вариативность в зависимости от уровня готовности студентов к профессиональной устной речи;

- отобрали методы, формы обучения и виды контроля в процессе образовательной деятельности, направленной на усвоение социального опыта в области профессиональной устной речи и использование полученных знаний в профессиональной деятельности.

Согласно замыслу гуманно ориентированного образования, при построении модели образовательного процесса обязательной является опора на выявленное состояние готовности студентов к профессиональной устной речи. В соответствии с данными констатирующего эксперимента начальное состояние готовности к профессиональной устной речи студентов первого курса педагогических специальностей соответствовало низкому уровню, который характеризуется:

- фрагментарностью знаний о правильности профессиональной устной речи педагога и ее признаках, отсутствием знаний о функциях профессиональной устной речи в деятельности педагога, способах воздействия на лич-

ность обучаемого посредством профессиональной устной речи, низким уровнем знаний правил речевого этикета, незнанием речевых клише и языка специальности;

- отсутствием стремления ставить перед собой цели коммуникации, неспособностью планировать собственное речевое высказывание;

- низкой речевой активностью, отсутствием инициативы, равнодушным отношением к обсуждаемым профессиональным проблемам;

- неумением решить поставленную коммуникативную задачу посредством профессиональной устной речи.

На первом этапе становления готовности студентов к профессиональной устной речи происходит переход от низкого уровня готовности к среднему. Целью данного этапа является содействие становлению устойчивой коммуникативно-познавательной потребности и положительного отношения к профессиональной устной речи, усиливающего мотивацию к использованию профессиональной устной речи в будущей профессиональной деятельности.

Традиционно занятие по английскому языку, целевым назначением которого является совершенствование навыков и умений профессионально-ориентированной устной речи, состоит из нескольких этапов: организационный момент, введение в тему занятия, введение нового языкового материала, его тренировка, речевая практика, контроль, подведение итогов.

Обязательными элементами любого занятия являются организационный момент и подведение итогов. На всех уровнях становления готовности студентов к профессиональной устной речи они проводятся с помощью речи преподавателя. Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия обучаемыми. На этапе подведения итогов фиксируется достижение целей, делается оценка работы учащихся, определяются дальнейшие перспективы работы [2].

Для остальных этапов предлагаются варианты использования средств педагогического содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи в зависимости от исходного уровня готовности.

Проиллюстрируем на примере разработанного нами курса обучения, как в образовательном процессе осуществляется содействие

становлению готовности студентов к профессиональной устной речи.

Введение в тему занятия. В начале занятия преподаватель объявляет тему, которая звучит в виде проблемного вопроса и одновременно демонстрируется с помощью электронного учебника. Тема занятия: «Что нужно для того, чтобы успешно учиться в университете?»

Обращаясь к студентам, преподаватель просит сформулировать ответ на данный вопрос с опорой на свое представление о том, какие качества личности помогут студенту успешно окончить университет. Таким образом, уже на этапе введения в тему занятия студентам предоставляется право самовыражения посредством устной речи в меру их уровня готовности к продуцированию самостоятельного высказывания. Развивая тему занятия, преподаватель интересуется, какие качества личности необходимы для успешной карьеры и какое место среди них занимает владение профессиональной устной речью. Такой активный метод обучения в дидактике называется «мозговой штурм».

В задачи преподавателя входят активизация студентов, анализ их представлений по заданной теме с целью дальнейшей корректировки хода занятия и помощь в выражении собственных мыслей.

Задача студентов - сформулировать свой собственный ответ, выразить свое мнение и донести его до участников общения, при необходимости подбирая аргументы в защиту своей точки зрения, причем если у них возникают трудности с выражением мысли, то преподаватель предлагает:

- воспользоваться логико-семантической схемой, представленной с помощью электронного учебника и подсказывающей структуру и варианты ответа. Наличие модели высказывания, с одной стороны, оказывает поддержку при низком уровне готовности к профессиональной устной речи, с другой стороны задает направление развитию творческой активности студента;

- собственную помощь в реализации мысли посредством языка.

Предоставление выбора средств обучения при формулировке собственных мыслей, как-то: воспользоваться помощью преподавателя, электронного учебника или самостоятельно сформулировать законченное высказывание по теме представляется гуманным, так как учитываются индивидуальные особенности студентов с различными типами мышления

(мифологического, религиозного, научного) и не ущемляются права ни одного из них.

Важным следствием наличия данного этапа в методической модели является то, что студенты осознают недостаток знаний в области профессиональной устной речи и необходимость повышения данного уровня, у них возникает потребность расширить свой лексический запас для выражения собственных мыслей и сформулировать собственные цели обучения. Главная роль на данном этапе отводится преподавателю, который выступает в качестве организатора образовательной деятельности, при этом основным средством обучения является устная речь преподавателя, а электронный учебник используется в качестве вспомогательного средства демонстрационного характера и альтернативной помощи в организации собственной мысли.

Адекватное выражение собственных мыслей, т.е. продуцирование самостоятельного речевого продукта, невозможно без фонетических, лексических и грамматических автоматизмов. Поэтому в основе профессиональной устной речи лежит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, что способствует развитию такого признака профессиональной устной речи, как правильность.

Рассмотрим, как в образовательном процессе осуществляется содействие развитию такого признака профессиональной устной речи, как правильность.

Введение и семантизация профессионально-ориентированной лексики производится с помощью преподавателя, традиционного и электронного учебников.

Студентам предлагается с помощью традиционных учебников ознакомиться с профессионально-ориентированной лексикой урока и повторить ее вслух за преподавателем. Первичная презентация и семантизация лексики происходит с помощью преподавателя, так как при низком уровне владения профессиональной устной речью студенты не могут самостоятельно оценить себя со стороны на наличие фонетических ошибок в речи и разобраться в оттенках значений профессионально-ориентированной лексики.

После этого студентам предлагается выполнить ряд упражнений в индивидуальном режиме на компьютере с помощью электронного учебника. При этом студенты тренируются в нормативности воспроизведения звуковой стороны отдельно взятых слов и словосочетаний, необходимых для дальнейшего

активного использования в речи, учатся распознавать активную лексику урока на слух как изолированно, так в словосочетаниях и в потоке речи.

Упражнения, выполняемые студентами с помощью электронного учебника.

Упражнения на воспроизведение:

1) студенты слушают активную лексику урока;

2) студенты слушают активную лексику урока и повторяют за диктором;

3) студенты записывают свое произношение и сравнивают свой вариант произношения с диктором.

Упражнения на узнавание:

1) студенты слушают диктора и выбирают слова, произнесенные диктором из предложенных вариантов;

2) студенты слушают диктора и выбирают перевод произнесенного слова, фразы;

3) студенты слушают диктора и записывают услышанное слово;

4) студенты слушают диктора и записывают пропущенное слово в предложении.

В процессе индивидуальной работы с электронным учебником функции преподавателя заключаются в оказании своевременной помощи, в случае обращения студента с вопросом, скрытого контроля деятельности студентов, выявление индивидуальных особенностей работы с электронным учебником, темпа усвоения нового материала.

Высокий уровень владения профессиональной устной речью характеризуется не только фонетической и лексической, но и грамматической правильностью речи.

При низком уровне владения профессиональной устной речью работа над грамматической правильностью речи происходит под руководством и контролем преподавателя, потому что при освоении грамматического материала у студентов возникает много дополнительных вопросов, ответы на которые может дать только квалифицированный преподаватель или компьютерная экспертная система, функции которой не может в настоящее время выполнить ни традиционный, ни электронный учебники.

До объяснения нового грамматического материала или самостоятельного его изучения перед студентами ставится задача, которую они должны решить после работы с новым материалом. Таким образом, акцентируется внимание студентов на том, какого результата они должны достичь по изучению данной темы.

Задание: после изучения нового грамматического материала заполните таблицу’ форм употребления глаголов to be и to have в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Причем, по окончании изучения нового грамматического материала контролирующая функция передается электронному учебнику, при этом экономится время преподавателя, снимается ответобоязнь и повышается ответственность студентов за выполнение учебной работы.

Этап тренировки. При низком уровне владения профессиональной речью тренировку грамматического материала целесообразно осуществлять во фронтальном режиме с помощью традиционного учебника, что позволит обратить внимание каждого студента на типичные ошибки, использовать новую лексику и грамматику урока в устной речи в ходе выполнения языковых и условно-речевых упражнений.

При среднем и высоком уровне владения профессиональной устной речью перед студентами ставится задача самостоятельного изучения нового грамматического материала. В рамках гуманно ориентированного подхода студенту предоставляется право выбора того или иного способа изучения грамматического материала, в зависимости от его природоопределенных свойств и индивидуальных особенностей (ведущего канала восприятия информации, желания работать в группе, под руководством преподавателя или самостоятельно, темпа усвоения новой информации и т.д.). Студентам предлагается: воспользоваться объяснениями преподавателя; просмотреть динамическую презентацию на компьютере; использовать электронный учебник по грамматике «In the World of Grammar» («В мире грамматики»).

Речевая практика (работа с разговорным текстом). Адекватность выражения мысли зависит не только от правильности речи говорящего, но и от того, насколько точно и ясно выражена мысль, насколько речь говорящего понятна и логична. Содействие развитию таких коммуникативных качеств речи, как четкость, ясность, понятность, логичность осуществляется в процессе работы над профессионально-ориентированными разговорными текстами, при этом в качестве средств содействия используются речь преподавателя, электронный и традиционный учебники.

Работа над разговорным текстом, связанным с профессиональной деятельностью бу-

дущих педагогов, проводится в несколько этапов: ознакомительное чтение, изучающее чтение, анализ прочитанного, выход в монологическое высказывание.

На первом этапе работы над текстом используется электронный учебник. Ввиду того что при продуцировании монологического высказывания основная нагрузка ложится на память, очень важно при работе над текстом воздействовать на зрительную память студентов, что, используя возможности компьютера, реализуется в электронном учебнике с помощью: выделения главных мыслей текста; наличия иллюстраций, способствующих созданию определенных образов; выделения жирным шрифтом профессиоанльно-ориенитро-ванной лексики, предназначенной для активного запоминания. Студенты, прослушивая текст, получают информацию по двум каналам, что облегчает процесс ее восприятия и запоминания. Наличие в электронном учебнике речевого образца, демонстрирующего правильное произношение и интонационный рисунок, помогает развитию аудитивных навыков восприятия речи, базовых языковых умений студентов.

После индивидуальной работы с электронным учебником преподавателем организуется работа студентов по переводу текста, проверке понимания и анализу прочитанного. Обсуждение спорных моментов происходит в групповом и фронтальном режимах. Это объясняется несколькими причинами, а в частности тем, что:

- одним из недостатков использования электронного учебника в речевом общении является недостаток «живого общения»;

- образовательный процесс направлен на содействие становлению готовности студентов к профессиональной устной речи, которая будет использоваться специалистами в условиях реальной профессиональной деятельности;

- невозможностью с помощью компьютера воссоздать реальный коммуникативный процесс и обеспечить адекватную реакцию на реплику собеседника.

Содействие развитию такого признака профессиональной устной речи, как адекватное восприятие замысла говорящего в процессе работы над разговорным текстом осуществляется в процессе перевода текста, его интерпретации и обсуждения спорных моментов в малых и больших группах. Ввиду различий в семантических полях отдельно взятых лексических единиц, при переводе текста с анг-

лийского языка на русский язык студенты с помощью преподавателя учатся преобразовывать исходный текст оригинала и приводить его к нормам русского языка. Преподаватель просит студентов приводить варианты перевода текста и затем предоставляет им право выбора лучшего перевода с аргументацией своего решения. Такого рода работа над переводом текста способствует развитию четкости и ясности выражения мысли средствами родного языка, учит студентов путем анализа вербальных средств расшифровывать послание текста, замысел автора, его отношение к излагаемому материалу.

На следующем этапе работы над текстом студентам предлагается обсудить прочитанный и переведенный текст. В разговорном тексте заявленная тема обычно не имеет однозначного решения, именно поэтому разговорный текст является хорошей основой для развития речевых навыков, творческого мышления. Опираясь на содержание разговорного текста, обсуждение прочитанного в группе, студенты создают собственное монологическое высказывание на заданную тему. В целях осуществления поддержки при создании са-

мостоятельного монологического выказывания студентам предлагается использовать электронный учебник, выполняющий функцию справочника, в котором содержатся модели монологических высказываний, их структура, логические коннекторы, служащие для связности текста.

Таким образом, в данной статье мы привели описание реализации методического замысла нашего исследования, который заключается в организации содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи путем комбинации речи педагога, электронного учебника и традиционного учебника в зависимости от уровня готовности студентов к профессиональной устной речи.

Литература

1. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследований /Г.Н. Сериков. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. -.576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.