Научная статья на тему 'Возможности электронного учебника в содействии становлению готовности студентов к профессиональной устной речи'

Возможности электронного учебника в содействии становлению готовности студентов к профессиональной устной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волченкова Ксения Николаевна

В статье раскрывается содержание функций электронного учебника в содействии становлению готовности студентов к профессиональной устной речи: диагностирующая, информационная, мотивационная, коммуникативная, справочная, контрольно-корректирующая функции и функция индивидуализации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волченкова Ксения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности электронного учебника в содействии становлению готовности студентов к профессиональной устной речи»

ББК Ч481.27+Ш107.2

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В СОДЕЙСТВИИ СТАНОВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

К.Н. Волченкова ЮУрГУ

В статье раскрывается содержание функций электронного учебника в содействии становлению готовности студентов к профессиональной устной речи: диагностирующая, информационная, мотивационная, коммуникативная, справочная, контрольно-корректирующая функции и функция индивидуализации обучения.

В последнее время существенно изменились средства обучения. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом изменило подход к организации образовательного процесса.

По мнению Машбица Е.И., компьютер обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения:

«- компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации;

- компьютер позволяет усилить мотивацию учения;

- компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс;

- компьютер позволяет расширить набор предъявляемых задач;

- компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся;

- компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности» [1, с. 11].

Б.С. Гершунский считал, что «... компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольнооценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма» [2, с. 162].

В нашем исследовании мы рассматриваем возможности электронного учебника, созданного с учетом дидактических свойств компьютера, применительно к становлению готовности студентов к профессиональной устной речи. Мы считаем, что с использованием электронного учебника можно перераспределить функции традиционных средств обучения, а некоторые из них передать для выполнения современному инновационному средству обучения - электронному учебнику.

Электронный учебник - это компьютерное средство обучения, обладающее дополнительными дидактическими свойствами по сравнению с традиционным учебником (интерактивность, адаптивность, нелинейность представления информации, мультисенсор-ность), обеспечивающее весь дидактический цикл обучения (диагностика, презентация нового материала, практика, контроль, коррекция), способное в ограниченной мере выполнять функции преподавателя и тестировать полученные знания, умения, навыки.

Выделим функции электронного учебника в содействии становлению готовности студентов к профессиональной устной речи: диагностирующая, информационная, мотивационная, коммуникативная, контрольно-корректирующая, индивидуализации обучения, справочная.

Диагностирующая функция электронного учебника

В соответствии с основным постулатом гуманно ориентированного образования обучение профессиональной устной речи студентов необходимо строить с опорой на выявленный уровень готовности студентов к профессиональной устной речи и их природоопреде-

ленные свойства. Возможность определить уровень знаний студентов и их индивидуальные коммуникативные и психологические особенности (ведущую модальность восприятия, темп прохождения материала, интересы, наклонности) позволяет с наименьшими затратами времени и максимально объективно электронный учебник. С помощью системы тестовых заданий, реализуемых в электронном учебнике, выполняющих диагностирующую функцию, преподаватель получает информацию об уровне владения профессиональной устной речью и индивидуальных особенностях обучаемых, влияющих на профессиональные качества педагога как организатора общения (коммуникабель-

ность, толерантность, внимательность и уважение к собеседнику, умение принять позицию собеседника, аргументировать

свою точку зрения и т.д.).

Данная информация в дальнейшем поможет преподавателю скорректировать как методический замысел образовательного процесса, так и направить поведение обучаемых в социально приемлемое русло. Кроме того, результаты тестирования помогут обучаемым произвести рефлексию уровня образованности в области профессиональной устной речи, наметить дальнейшие пути совершенствования знаний и умений в данной области, поставить индивидуальные образовательные цели в зависимости от полученных результатов тестирования.

Таким образом, диагностирующая функция электронного учебника призвана помочь преподавателю определить методический замысел образовательного процесса в зависимости от уровня образованности учащихся в профессиональной устной речи, исследовать образовательный процесс, оптимизировать индивидуализацию обучения, а обучаемому осуществить анализ уровня образованности в профессиональной устной речи.

Информационная функция электронного учебника

Основой овладения человеком речью являются речевая способность. Речевая способность - это психическая и психофизиологическая функция человека, заложенная биологически и генетически, формируемая и развиваемая социально, призванная обеспечивать возможность человеческой психике отражать и обобщать внешние речевые явления, переводя их в особые внутренние речевые коды. Развитие и формирование речевой способно-

сти представляет собой процесс наращивания, разветвления и укрепления сети нейронных связей головного мозга, ответственных за восприятие, понимание и производство речи. Но чтобы речевая способность развивалась в обучении естественным, природосообразным путем, это обучение необходимо строить по модели речевого развития в онтогенезе.

В упрощенном виде познание человеком окружающего мира, освоение социального опыта, накопленного человечеством, происходит путем получения, обработки, осмысления и воспроизведения информации, воздействующей на него извне. Картина мира, общая для данного социума и неповторимая для каждого из его представителей, возникает в сознании индивидуума в процессе восприятия окружающего мира, преломляется сквозь призму оценивающего «Я», формируется мыслью и выражается в языке. Названные этапы и составляют, в сущности, структуру познавательной деятельности человека.

Развитие речевой способности и становление профессиональной устной речи, соответственно, начинается с процессов речевого восприятия и распознавания речевых сигналов. В психолингвистике и психологии под восприятием речи понимается «система процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание». Восприятие, которое в зависимости от используемых анализаторов может быть слуховым, зрительным, осязательным, обонятельным и вкусовым представляет собой отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В усвоении человеком речи всегда бывают задействованы все виды имеющихся анализаторов, поэтому восприятие речи можно назвать полимодальным. Роль восприятия на занятиях по обучению профессиональной устной речи чрезвычайно важна - образы восприятия служат опорой для построения собственного высказывания, облегчая процесс порождения речи.

Электронный учебник, сориентированный на содействие становлению готовности студентов к профессиональной устной речи, на этапе восприятия обучаемыми новой информации может усилить информационную функцию традиционного учебника и устной речи учителя, используя различные средства и формы представления информации, и, таким образом, через развитие речи развивать чувствительность анализаторов, раскрывая и рас-

расширяя все возможные сенсорные каналы, по которым поступает информация.

Для того чтобы студенты научились воспринимать, понимать и вслед за этим воспроизводить речь быстрее и лучше, необходимо, чтобы слышимые звуковые образы связывались при восприятии с целым комплексом ощущений и эмоциональных переживаний, получаемых от объекта или предмета этим словом обозначаемых.

В электронном учебнике информация может быть представлена в виде текста, изображения, видео и звуковых файлов. Видеофрагменты и аудиозвук, подкрепленные визуальными средствами представления информации, способны обогатить выступление преподавателя реальными звуками и зрительными образами окружающего мира, которые иначе можно только описать, но не воссоздать. Преимущество электронного учебника по сравнению с традиционными средствами представления информации (учебник, речь учителя, доска и мел) заключается в том, что в традиционном обучении преобладают вербальные средства предъявления нового материала. Применение же аудиофрагментов в электронном учебнике позволяет улучшить восприятие нового материала, активизируя не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга. По данным ЮНЕСКО, при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации [3].

Информационная функция электронного учебника позволяет повысить уровень наглядности учебного материала и использовать различные формы представления информации (текст, аудио, видео, графика); представлять учебный материал в динамической форме (мультимедийные презентации); повысить информативность и актуальность текстов профессиональной направленности, используя материалы глобальной сети и неограниченные возможности постоянного обновления информации.

Мотивационная функция электронного учебника

Для того чтобы речевая информация и сопровождающие ее экстралингвистические сигналы, в которых человек познает речь, как можно прочнее закреплялась в его сознании, необходимо эффективно использовать возможности памяти человека и способствовать их развитию. Память тесно сопряжена с ре-

чью и участвует в процессе речеформирова-ния. Различают два класса памяти: образную (куда входят зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, моторная, эмоциональная виды памяти) и символическую (вербально-логический вид памяти). Для овладения профессиональной устной речью важно развивать оба класса памяти, потому что чем больше видов памяти будут сопровождать речевые сигналы в процессе их восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения, тем легче будет идти процесс речеформиро-вания.

Более интересная, важная и хорошо структурированная информация имеет все шансы попасть в долговременную память и надолго там закрепиться. Однако самым лучшим способом удержания информации в памяти является искренний интерес, познавательная потребность, поддерживающая высокую мотивацию к запоминанию.

Новизна работы с инновационным средством обучения (электронным учебником), возможность постоянного обновления информации с учетом интересов обучаемых, ее наглядность, вариативность и четкая структуризация как факторы содействия становлению готовности к профессиональной устной речи ведут к образованию устойчивого интереса к данной сфере профессиональной деятельности. Также они усиливают мотивационную функцию традиционного учебника, так как ситуации, выступающие стимулами для дальнейшего обсуждения и общения, могут быть представлены в электронном учебнике не в виде описания, а в виде видеофрагментов, что максимально приближает их к реальным условиям общения.

Мотивационная функция электронного учебника позволяет повысить интерес к изучаемому предмету и профессиональной устной речи за счет новизны работы с инновационным средством обучения; полисенсорности представления информации; наличия интерактивных заданий на тренировку фонетических, лексических, грамматических навыков и коммуникативных умений; открытости электронного учебника и возможности постоянного обновления информации с учетом интересов обучаемых; разноуровневости заданий; четкой структуризации материала; наличия видеофрагментов, максимально приближающих коммуникативные ситуации к реальным условиям профессионального общения; пре-

доставляемой студентам возможности быть соавторами электронного учебника.

Коммуникативная функция электронного учебника

При обучении профессиональной устной речи ведущим является деятельностный подход, который применительно к становлению профессиональной устной речи обозначает, что научиться грамотной профессиональной речи можно только постоянно применяя на практике полученные знания. Каковы возможности электронного учебника в организации коммуникативной практики при обучении профессиональной устной речи? Следует признать, что, несмотря на высокий уровень развития компьютерной техники, организация «живого» диалога с компьютером ввиду сложности создания соответствующего программного обеспечения невозможна. Более того, такой искусственный диалог вряд ли является целесообразным, так как живое общение обучаемых друг с другом и с преподавателем всегда будет гораздо богаче в эмоциональном плане. Тем не менее, электронный учебник может играть вспомогательную роль в организации коммуникативной практики в аудитории при парной и групповой работе. Коммуникативная функция электронного учебника позволяет организовать коммуникативную практику по развитию навыков профессиональной устной речи путем предъявления индивидуальных заданий каждому студенту (развитие навыков аудирования), заданий для парной работы и работы в группе, наглядной демонстрации профессиональных ситуаций общения (видеофрагменты), служащих стимулом для дальнейшей дискуссии, предъявления индивидуальных заданий при организации деловых игр.

Контролъно-корректирующая функция электронного учебника

Многие ученые признают преимущества электронного учебника в автоматизации контроля знаний и умений обучаемых, подчеркивая при этом оперативность и объективность контроля.

Действительно, благодаря такому свойству электронного учебника, как интерактивность, студент, работающий с электронным учебником в автономном режиме, почти мгновенно получает информацию о результатах своей деятельности. Обратная связь способствует формированию условных рефлексов, на основе которых происходит автоматизация действий. Проведенные исследования

показывают, что даже само сообщение о правильном или неправильном выполнении действия повышает почти вдвое эффективность работы студента [4].

При этом компьютерный контроль в автономном режиме работы с электронным учебником является, по сути, самоконтролем и обеспечивает конфиденциальность полученных результатов деятельности, что, в свою очередь, снимает такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь», позволяет показать студентам свои реальные знания, повышает уровень самостоятельности студентов, способствует становлению потребности в самооценке своих знаний и умений.

Электронный учебник позволяет обеспечивать всесторонний контроль языковых умений студентов, освобождая преподавателя от трудоемкой и рутинной работы и давая ему возможность больше уделять времени творческим аспектам работы. Экономия времени преподавателя, затрачиваемого на контроль, при компьютерном обучении составляет до 60% [4].

Контрольно-корректирующая функция электронного учебника позволяет оперативно диагностировать уровень языковой компетенции студентов, пришедших в вуз (определяющий тест); определять прогресс, достигнутый на промежуточных этапах обучения профессиональной устной речи (формирующий тест); определять уровень профессиональной устной речи, достигнутый в конце процесса обучения (суммирующий тест).

Электронный учебник также способствует повышению объективности контроля языковых умений профессиональной устной речи, так как для него все студенты равны, ответы каждого из них он оценивает по четким критериям, избегая тем самым присущего отдельным преподавателям субъективизма.

Несомненно, компьютерное тестирование профессиональной устной речи не лишено недостатков, так как системы распознавания речи еще недостаточно совершенны для того, чтобы включить в компьютерный контроль задания на проверку речевых умений. Электронный учебник не способен оценивать устные высказывания студентов в свободной форме.

Кроме того, ряд ученых считают, что за педагогической оценкой остается ведущее место в управлении психическими процессами развития обучаемых, поскольку присущая

ей субъективность психологически оправдана и индивидуально направлена [5].

Функция индивидуализации обучения

Работа с электронным учебником - это всегда работа индивидуальная. Работая с электронным учебником, студент выступает в роли субъекта, так как получает возможность управлять компьютером, задавая ему желаемые режимы обучения, выбирая необходимый материал, предпочтительную форму и темп изложения материала. Это индивидуализирует процесс обучения, делает его избирательным и личностно ориентированным.

Справочная функция электронного учебника

Электронный учебник, в отличие от традиционного учебника, обладает практически неограниченными возможностями хранения больших объемов информации и наряду с содержанием образования, определенного Государственным образовательным стандартом, содержит набор дополнительных сведений, призванных помочь студенту в овладении профессиональной устной речью.

Электронный учебник экономит время студента на поиск других источников информации и работу с ними, аккумулируя в себе дополнительные сведения по грамматике (грамматический справочник), лексике (поурочный словарь профессионально-ориентированной лексики), об особенностях профессиональной устной речи (правила словоупотребления, правила составления различного рода монологических высказываний на профессиональную тему, речевые клише, модели

диалогов), предоставляя данные сведения в виде системы знаний, специально отобранных педагогом и адаптированных для студентов в соответствии с методическим замыслом образовательного процесса.

Справочная функция электронного учебника обеспечивает поддержку студенту в становлении готовности к профессиональной устной речи путем оперативного предоставления справочных материалов по требованию студента, воспитывая в нем потребность не ограничиваться рамками учебного материала, а использовать дополнительные сведения в щадящем для его здоровья режиме.

Литература

1. Машбиц, Е.И Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. - М. Педагогика, 1988. -192 с.

2. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. — 264 с.

3. Тыщенко, О. Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник / О. Б. Тыщенко // Компьютеры в учебном процессе. -1999. -№10.-С. 89-92.

4. Цатурова, И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / И.А. Цатурова, А.А. Петухова. - М.: Высш. шк., 2004. - 95 с.

5. Конышева, А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб.: КАРО; Минск: Издательство «Четыре четверти», 2004. -144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.