УДК 378.02 + 174
ББК 4481.22 + Ю715.4 + Ш107.2
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ готовности БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
К.Н. Волченкова ЮУрГУ
COMPLEX APPROACH ТО THE TEACHING AIDS AIMED AT THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL SPEAKING SKILLS OF THE FUTURE TEACHERS
K.N. Volchenkova SUSU
Рассмотрены достоинства и недостатки электронного учебника, речи преподавателя и учебной книги как педагогических средств, направленных на развитие готовности будущих педагогов к профессионально ориентированной устной речи. Выделены их функции и специфика. Обоснована необходимость комплексного использования вышеназванных педагогических средств в развитии готовности будущих педагогов к профессионально ориентированной устной речи. Описано комплексное применение педагогических средств в зависимости от уровня готовности будущих педагогов к профессионально ориентированной устной речи
Ключевые слова: электронный учебник, речь преподавателя, учебная книга, комплексный подход, уровень готовности.
The advantages and disadvantages of the teaching aids (electronic textbook, teacher's speech, traditional textbook)aimed at the development of the professional speaking skills of the future teachers are considered with their functions defined. The necessity of the complex use of these means is proved. The complex usage of the mentioned teaching aids depending on the level of the professional speaking skills of the future teachers is described.
Keywords: electronic textbook, teacher's speech, traditional textbook, complex approach, level of professional speaking skills.
Развитие готовности будущих педагогов к профессионально ориентированной устной речи (ПОУР) рассматривается нами как процесс, который характеризуется укреплением и расширением связей между элементами готовности к ПОУР, необратимостью данного процесса и его направленностью на качественный переход на этап зрелости, на котором система сможет качественно выполнять заложенные в нее функции.
Развитие готовности будущих педагогов к ПОУР происходит в образовательном процессе. Целью организации условий развития готовности будущих педагогов к ПОУР является оказание педагогической помощи, поддержки. Для обозначения соответствующего явления используется термин «педагогическое содействие».
«Педагогическое содействие - это особый вид социального влияния на образующихся людей путем предъявления для усвоения специальным образом систематизированного и проинтерпретированного в соответствии с социально принятыми ценностными ориентирами содержания сведений о социальном опыте» [12, с. 153].
Термин «содействие», трактуемый нами как помощь в организации учения, согласуется с принципом гуманизма в образовании и понимается как обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития студентов (через механизмы самопознания, рефлексии, самоанализа, целеполагания); создание благоприятных внешних условий для освоения особым образом организованного социаль-
ного опыта в области ПОУР посредством использования преподавателем дополнительных возможностей электронного учебника и его интеграции с речью преподавателя и учебной книгой, нацеленных на оказание помощи студентам в выражении собственных мыслей, чувств и намерений средствами языка, поддержку в личностном развитии и в познании себя, своей индивидуальности. Практически это означает создание в образовательном процессе таких условий организации педагогического взаимодействия, которые бы способствовали как развитию личностных функций студентов, так и развитию готовности будущих педагогов к ПОУР.
Мы видим задачу педагога в том, чтобы объяснить студентам важность владения ПОУР, освоить ее функциональный потенциал, стимулировать интерес к повышению уровня владения ПОУР, поддерживать данный интерес в течение всего периода обучения, способствовать развитию внутренней потребности в совершенствовании ПОУР и в воспитании стремления в будущем устанавливать эффективные отношения в коллективе, искать целесообразные пути организации сотрудничества. Кроме того, задача педагога заключаются и в том, чтобы предоставить студенту необходимые сведения в области языка, средств коммуникации, терминологии специальности, речевого этикета, особенностей ПОУР, помочь освоить данный социальный опыт, способствовать выработке личностного отношения к усваеваемым сведениям в процессе приобретения личностного опыта, способствовать развитию личностных функций студентов (функция ответственности, функция самореализации, функция рефлексии) посредством создания соответствующих ситуаций морального выбора, имитационных игр, организации диалога студентов между собой и с преподавателем.
Педагогическое содействие развитию готовности будущих педагогов к ПОУР носит комплексный характер [8, 19] и на инструментальном уровне реализуется посредством педагогических средств. В нашем исследовании педагогическая поддержка в развитии готовности будущих педагогов к ПОУР осуществляется при помощи комплекса педагогических средств (учебной книги, речи преподавателя, электронного учебника).
Комплексный подход определяет содержание и направленность деятельности субъектов образовательного процесса и позволяет
выстроить тактику решения поставленной задачи, которой в нашем исследовании является развитие готовности будущих педагогов к ПОУР. Решение данной задачи осуществляется посредством комплексного применения электронного учебника, речи преподавателя и учебной книги.
Комплексное применение средств обучения связано с оптимальным сочетанием средств, необходимых и достаточных для выполнения учебно-воспитательной задачи отдельного урока или этапа урока.
Необходимость комплексного применения электронного учебника, речи преподавателя и учебной книги в образовательном процессе, направленном на развитие готовности будущих педагогов к ПОУР, определяется в первую очередь тем, что все вышеперечисленные средства по отдельности не могут обеспечить оптимальных условий развития данной готовности, ввиду наличия определенного рода ограничений в их использовании, но их комплексное применение может повысить эффективность данного процесса. Остановимся на краткой характеристике каждого из вышеперечисленных дидактических средств, обозначим их преимущества и недостатки.
Речи преподавателя, как средству обучения, в науке и практике отводится особая роль. Речь, по мнению П.И. Пидкасистого, является средством как преподавания, так и учения. Речь учителя - образец для подражания, основное условие филологического и умственного развития. В процессе овладения филологическими средствами речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.
Слово преподавателя в процессе развития готовности будущих педагогов к ПОУР играет важную роль. Однако речь преподавателя рассматривается нами как средство обучения весьма условно. Мы понимаем, что личность преподавателя, его возможности воздействия на обучаемых не ограничиваются устной речью, а включают весь спектр лингвистических и экстралингвистических средств коммуникации, а также ряд психологических особенностей, личностных характеристик, профессионального мастерства отдельно взятого преподавателя. Речь учителя формирует познавательные установки, мотивы и интересы учащихся.
Эмоциональное воздействие речи учителя на учащихся существует объективно, но учитель, зная закономерности этого влияния, может направить его в желательном русле. Положительные эмоции возникают у учащихся, когда учитель проводит границу между добром и злом, пробуждает чувства справедливости, великодушия, гуманизма, сострадания слабым, подчеркивает свое уважение к аудитории и к каждому учащемуся, учитывает личные, экономические и общественные интересы класса.
Речь учителя - средство выражения его мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая речь, прежде всего, стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Качество знаний учащихся зависит от точности формулировок и определений в речи учителя. Снижают качество знаний отвлеченные формулировки, смешение родовых и видовых понятий, привычные речевые штампы. Наоборот, использование конкретных, живых представлений, специальное (часто графическое) выделение классов, родов, видов, типов явлений, исключение штампов - все это создает условия для качественного усвоения.
В литературе приводятся следующие функции речи преподавателя: информационная, стимулирующая, коммуникативная, ориентационная, управленческая, развивающая, самореализации личности [5]. Кроме того, речь преподавателя выполняет и воспитательные функции. Важнейшей воспитательной функцией изложения преподавателя является формирование ценностных ориентаций, осознанного отношения к приобретаемому знанию. Организуя обсуждения проблемных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов, ситуаций морального выбора, помогая в осуществлении рефлексии собственной деятельности, преподаватель посредством устной речи способствует выработке определенного отношения к усваиваемому социальному опыту и раскрывает значение и ценность владения ПОУР.
Большинство исследователей признает, что современный образовательный процесс не может протекать без организатора учебной деятельности - преподавателя. В личностноориентированной парадигме образования в компетенции последнего входит функция установления целесообразных взаимоотношений, способствующих максимальной
реализации природоопределенных свойств участников образовательного процесса и созданию благоприятных условий для реализации программы развития, заложенной генетически.
Наряду с речью преподавателя в традиционном образовательном процессе основным книжным средством обучения является учебник.
Рассмотрим толкования понятия «учебник», его функции в образовательном процессе, требования к разработке учебника и принципы отбора содержания образования, представленного в нем. Это продиктовано необходимостью использования педагогического опыта, накопленного в отечественной дидактике, в определении роли и места учебника в образовательном процессе, который в дальнейшем ляжет в основу теоретического обоснования, разработки и реализации на практике электронного учебника, направленного на развитие готовности будущих педагогов к ПОУР. Теорией учебника занимались В.П. Беспалько, П.Г. Буги, A.A. Гречихин, Ю.Г. Древе, Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер и др. [1, 7].
В.П. Беспалько рассматривает учебник как сложную, комплексную модель человеческого опыта, в которой отображен некоторый педагогический опыт, то есть в учебнике всегда моделируется определенная педагогическая система [1]. М. Н. Скаткин [13] считал, что в учебнике в той или иной мере запрограммирована и методика обучения, а учебник представляет собой сценарий предстоящей деятельности обучения.
Анализируя возможности учебника личностно-ориентированного типа, И.Л. Бим дает следующее его понимание. Учебник -сложная информационная система, модель реального учебно-воспитательного процесса, представляющая собой развернутую пошаговую программу действий ученика в его взаимодействии с учителем и другими учениками, нацеленную на достижение планируемых результатов обучения [7].
По нашему мнению, определение учебника, которое предлагает A.B. Хуторской, объединяет в себе представления о нем, с одной стороны, как о модели образовательного процесса, а с другой стороны, модели деятельности учащегося по освоению социального опыта. Учебник, в понимании
A.B. Хуторского, - это комплексная инфор-
Волченкова К.Н._____________________________
мационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления. То есть, учебник - это модель, отображающая цели, принципы, содержание, технологию соответствующего образовательного процесса [21].
Целесообразно выделить сущностные характеристики учебника, отличающие его от других средств обучения. И.Л. Бим, выделяет следующие сущностные характеристики учебника:
• направленность учебника на определение деятельности учащегося, опосредующие взаимодействия его с другими учащимися и учителем;
• представление в учебнике развернутой программы учебной работы;
• способность учебника выступать в качестве овеществленной модели педагогического процесса, отражающего его существенные внешние и внутренние функциональные связи;
• способность учебника представить в сокращенном, обобщенном и интегрированном виде все компоненты образовательной системы;
• способность учебника объединять вокруг себя все остальные средства обучения и выступать в качестве целостного учебнометодического комплекта;
• способность учебника выступать в роли «управляющего устройства», организующего как деятельность учащихся, так и деятельность учителя, дифференцированно управляющего ими и обеспечивающего их взаимодействие;
• способность учебника приспосабливаться к реальным условиям протекания образовательного процесса.
Рассмотрим функции учебника в образовательном процессе. Но перед этим определимся с самим понятием «функция». В философии функция определяется как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе. «В общем виде функция - совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления» [19, с. 458].
В психолого-педагогической литературе по теории учебника наиболее полно функциональный потенциал данного средства обучения был представлен Д.Д. Зуевым,
Комплексный подход к развитию готовности... И.Л. Бим, В.В. Краевский, И .Я. Лернера,
В.В. Серикова и др. [7, 11, 19 и др.].
Так как наше исследование направлено на развитие готовности будущих педагогов к ПОУР в процессе обучения иностранному языку на содержательном материале педагогики профессионального образования, психологии, теории коммуникации и общения, то нам необходимо выделить основные функции учебника, которые способствуют развитию выделенных нами компонентов готовности будущих педагогов к ПОУР.
Выбор функций обусловлен, прежде всего, тем, что целью образовательного процесса, направленного на развитие готовности будущих педагогов к ПОУР, является оказание поддержки студентам на всех этапах создания самостоятельного высказывания, порядок которых соответствует вышеперечисленным функциям: потребность высказаться на определенную тему, планирование высказывания во внутренней речи, представление высказывания в акустическом коде, рефлексия произведенного действия.
Стимулирующая функция учебника
состоит в том, чтобы с ее помощью обеспечивать стимулирование речевой и образовательной деятельности студентов, создавать среду для профессионального общения, по возможности пробуждать потребность в профессиональном общении посредством устной речи, потребность в дальнейшем самообразовании.
Информационная функция учебника
проявляется в том, что в нем задана учебная
информация необходимая для усвоения. В контексте развития готовности к ПОУР это единицы языка и речи и предусмотренные действия с ними в русле основных видов устной речевой деятельности (слушания и говорения).
Коммуникативная функция учебника
заключается в том, чтобы с ее помощью обеспечить активную языковую и речевую практику в ситуациях, моделирующих будущую профессиональную деятельность студентов.
Контролирующая функция учебника
предполагает создание реальных возможностей для осуществления контроля и самоконтроля как условий функционирования механизма обратных связей и, соответственно, как реальной возможности
осуществления коррекции собственной деятельности.
Реализация функций учебника выдвигает требования к его содержанию. В работах И.Я. Лернера и В.В. Краевского под содержанием образования понимается адаптированный социальный опыт. Кроме того, при разработке содержания учебника необходимо ориентироваться и на ведущий методологический подход. Так в учебнике личностноориентированного типа наряду с общепризнанными элементами содержания образования в виде различного вида опыта (опыт применения готовых знаний на практике, опыт практической деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) обязательным элементом является
личностный опыт, под которым В.В.Сериков понимает «...переживание смысла, своего рода включенности данного предмета
деятельности в контекст жизнедеятельности личности, это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого» [11, с. 67].
Рассмотрев основные положения теории учебника, мы пришли к выводу, что главным критерием, согласно которому средству
обучения приписывается статус учебника, является не форма представления информации и способ его реализации, а соответствие структуры и содержания учебника ряду педагогических принципов. Учебник может быть и электронным, отвечая при этом требованиям, предъявляемым к традиционным учебникам, и одновременно реализуя дополнительные дидактические свойства.
Электронный учебник как основное средство обучения подразумевает активное использование в образовательном процессе компьютера. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом изменило подход к организации образовательного процесса.
По мнению Е.И. Машбица, компьютер обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения: «... компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации; компьютер позволяет усилить мотивацию учения; компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс;
компьютер позволяет расширить набор предъявляемых задач; компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся; компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности» [10, с. 11].
Б.С. Гершунский считает, что «...компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на
контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности
включения разнообразных упражнений в
процессе обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно
продуманными стимулами учения, оживляют учебный процесс, способствуют повышению его динамизма» [8, с. 162].
Исходя из перечисленных возможностей, отечественные исследователи в конце 80-х годов определили основные функции использования компьютера при обучении иностранным языкам: «...создание искусственной
иноязычной среды и продление времени пребывания в ней; усиление индивидуализации и интенсификации учебного процесса; актуализация наглядности обучения; совершенствование управления самостоятельной работой студента на этапе доречевой тренировки; передача части функций преподавателя машине и высвобождение времени преподавателя за счет автоматизации рутинных, шаблонных, алгоритмизируемых операций нетворческого характера, связанных с обучением; предоставление учащемуся доступа к инфомрационно-справочным ресурсам компьютера» [9, с. 49].
Как и при внедрении всякого нового средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими
условиями применения компьютера в
образовательном процессе. К ним можно отнести: проблему межличностного общения, т.к. общение с компьютером ослабляет межличностные контакты преподавателя с обучаемым и обучаемых между собой;
проблему эмоциональности обучения;
проблему физического здоровья обучаемых, так как долгая работа за компьютером
приводит к снижению внимания со стороны учащихся, влияет на зрение.
Анализируя причины неудач внедрения компьютерной техники в образовательный процесс вуза, американский исследователь А. Борк выделяет следующие проблемы:
зачастую наличие компьютерных классов ассоциируется с эффективным использованием возможностей компьютерной техники, что далеко не так; недостаточно внимание уделяется пониманию и анализу того, для чего нужны компьютеры в
образовательном процессе; разработанные компьютерные средства обучения обладают низким уровнем интерактивности; непо-
нимание того факта, что предоставление компьютером огромного количества информации не ведет к автоматическому научению; недостаточное количество исследований, направленных на изучение положительных и отрицательных результатов внедрения компьютеров в образовательный процесс [22].
Перечисленные выше трудности, возникающие в процессе внедрения компьютера в образовательный процесс, не перечеркивают преимущества, им предоставляемые.
Проблемам разработки и теоретического обоснования использования электронных учебников в профессиональном образовании посвящены труды отечественных ученых [4,
9, 18, 20 и др.].
По мнению П.И. Пидкасистого «электронный учебник - компьютерное обучающее программное средство, которое, во-первых, предназначено для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, и, во-вторых, служит для индивидуального (индивидуализированного) обучения и позволяет (в ограниченной мере) тестировать знания и умения обучаемого» [14, с. 12].
Л.Х. Зайнутдинова дает определение электронному учебнику, исходя из системного понимания теоретических основ процесса обучения. По ее мнению, «Электронный учебник - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность» [4, с 35].
По мнению Л.Х. Зайнутдиновой, реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы - электронного учебника, без обращения к бумажным носителям информации, существенно упростит организацию учебного процесса, сократит затраты времени на обучение и автоматически обеспечит целостность дидактического цикла в пределах полного сеанса работы с электронным учебником. Несомненно, вопрос
о том, стоит ли полностью исключать традиционные носители учебной информации из образовательного процесса, остается открытым и зависит как от специфики изучаемой дисциплины, так и от образовательных целей. Так, например, развитие готовности к ПОУР требует постоянной речевой и коммуникативной практики, чего современные электронные учебники обеспечить еще не могут.
С.А. Христочевский [20] определяет электронный учебник как программнометодический комплекс, содержащий три составляющих (презентационную часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания и тесты, позволяющие проводить оценку знаний) и обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его часть.
Электронный учебник - это не обычный печатный учебник в виде его электронной копии. Он имеет ряд существенных отличий, являющихся его дополнительными дидактическими свойствами. При этом под дидактическими свойствами мы вслед за Е.С. По-лат, понимаем «признаки, стороны средств обучения, отличающие их от других; особенности, проявляющиеся в дидактических функциях, которые отражают потенциальные возможности, имплицитно присущие средству обучения» [15, с. 9].
В психолого-педагогической литературе выделяется ряд признаков электронного учебника, отличающих его от «бумажного» учебника: интерактивность, мультисенсор-
ность, адаптивность, нелинейность представления информации, индивидуальность дизайна, открытость.
Под интерактивностью электронного учебника понимается его способность вести «диалог» с пользователем, т.е. реагировать на вводимые пользователем запросы или
команды. И.В. Роберт определяет интерактивный диалог как «взаимодействие пользователя с программной системой, отличающееся от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы» [16, с. 182]. Интерактивность предполагает взаимодействие «компьютер -ученик» в процессе решения учебных задач и наличие заданий и упражнений, требующих конкретных действий со стороны ученика, и обязательной оценки результатов деятельности компьютером. При этом электронное устройство выполняет функции средства обучения, реализующиеся в различных способах презентации информации, системе заданий и контроля результатов деятельности обучаемых, и функции преподавателя, реализующиеся в формулировках целей, стимулировании, оценке, коррекции деятельности учащихся.
Принципиальным отличием электронного учебника по сравнению с печатным пособием и/или работой в классе под руководством преподавателя является активная роль ученика в диалоге с компьютером. Если взаимодействие «ученик - учебник» является однонаправленным, а общение «ученик -учитель» хотя и двусторонним, но, тем не менее, ориентированным на ведущую роль учителя, то общение «ученик - электронный учебник» существенно отличается от них. Даже если в электронном учебнике строго регламентируется последовательность, темп и объем работы, то решение о необходимости использования электронного учебника, возможных способах применения и продолжительности работы с ним принимает все же пользователь. Если пользователь считает, что электронный учебник не обеспечивает достижения целей обучения, он может в любой момент не просто прекратить взаимодействие с электронным учебником, но и вообще отказаться от его использования [3].
Другой важной особенностью электронного учебника, предоставляющей ему огромные возможности в способах подачи учебного
материала, является мультисенсорность. Под мулътисенсорностъю электронного учебника понимается использование комплекса средств представления информации (текста, звука, графики, видео, мультипликации), что позволяет решать следующие важные педагогические задачи: ориентироваться на различные каналы восприятия ученика; варьировать режимы представления информации; показывать явления в динамике; включать в обучающие материалы задания, выполнение которых сложно или невозможно без использования компьютера.
Адаптивность как отличительное свойство электронного учебника означает наличие средств индивидуализации обучения [3]. В электронном учебнике можно использовать несколько уровней адаптации; первый соответствует возможности выбора учеником наиболее подходящего индивидуального темпа изучения материала, второй - диагностике состояния обучаемого и выбору специфики учебного процесса на основании данных об уровне знаний ученика, третий уровень базируется на открытом подходе, который не предполагает ранжирования учащихся и заключается в том, что программой электронного учебника предусмотрено множество вариантов его использования.
Нелинейность представления информации. Многие ученые признают, что огромный интерес современных людей к Интернету отчасти объясняется соответствием его структуры мышлению человека, которая, по сути, нелинейна. Таким образом, организация содержания электронного учебника в виде гипертекста (гипертекст - набор текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения) позволяет наилучшим образом удовлетворять познавательные потребности студента, следуя за логикой его мышления путем перехода с ссылки на ссылку. Наличие в электронном учебнике системы гиперссылок предоставляет студенту свободу передвижения по электронному учебнику в зависимости от его желаний и познавательных интересов.
Индивидуальность дизайна - еще одна дополнительная возможность электронного учебника. Как правило, авторы электронного учебника стремятся сделать электронный учебник эргономичным, ярким, запоми-
нающимся. Гораздо в большей степени, чем печатные учебные пособия, электронные учебники дают возможность для проявления авторского начала. Способы презентации материала, его организация, способы взаимодействия с компьютером в электронном учебнике не являются унифицированными и во многом зависят от квалификации и творческого потенциала разработчиков [3].
Под открытостью электронного учебника подразумевается возможность постоянного изменения его содержания, возможность ежедневного обновления
информации, ее корректировки. Это также предоставляемая студентам возможность
стать соавторами электронного учебника, поместив в него под руководством преподавателя дополнительную информацию, интересную лично им, и возможность разместить в электронном учебнике работы лучших студентов. Таким образом, электронный учебник для студентов становится «живой» учебной книгой, которая живет и развивается вместе с ними.
Проанализировав определения электронного учебника и его дополнительные возможности, сформулируем свой вариант
понимания того, что такое электронный учебник.
Электронный учебник - это компьютерное средство обучения, представляющее собой обобщенную модель образовательного процесса, обладающее дополнительными дидактическими свойствами (интерактив-
ность, адаптивность, нелинейность представления информации, мультисенсорность, открытость, индивидуальность дизайна) по сравнению с учебной книгой, обеспечивающее весь дидактический цикл обучения (презентацию материала, тренировку, первичное закрепление, применение и контроль).
Изучение свойств и возможностей электронного учебника позволило выявить его функции в развитии готовности будущих педагогов к ПОУР:
• диагностирующая функция,
• информационная функция,
• стимулирующая функция,
• коммуникативная функция,
• контрольно-корректирующая,
• индивидуализации обучения,
• справочная функция.
Все функции и дополнительные возможности электронного учебника, выделенные нами, ориентированы на оказание помощи студентам в развитии готовности к ПОУР в условиях гуманного образования. При этом основными задачами содействия развитию готовности будущих педагогов к ПОУР с помощью электронного учебника являются:
• повышение уровня мотивации студентов в совершенствовании ПОУР;
• повышение наглядности содержания образования в области ПОУР за счет мультисенсорности представления учебной информации;
• включение студента в активную
коммуникативную деятельность в процессе усвоения учебного материала;
• развитие самостоятельности и
ответственности в ходе индивидуальной интерактивной работы с электронным учебником;
• развитие навыков самоконтроля
наряду с компьютерным контролем;
• развитие инициативности и
активности в овладении ПОУР за счет предоставления студентам права быть
соавторами электронного учебника, используя одно из его дополнительных свойств -открытость;
• создание комфортных условий работы, за счет адаптации электронного учебника к индивидуальным особенностям каждого студента.
Тем не менее, электронный учебник не является универсальным средством обучения ввиду наличия ряда психолого-педагогичес-ких проблем (проблема межличностного общения; проблема эмоциональности обучения; проблема физического здоровья обучаемых) и обладает ограниченными возможностями в развитии готовности будущих педагогов к ПОУР. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости комплексного использования электронного учебника, речи преподавателя и учебной книгой.
Мы считаем, что при внедрении электронного учебника в образовательный процесс, направленный на развитие готовности будущих педагогов к ПОУР, можно перераспределить функции учебника и речи преподавателя, а некоторые из них передать для выполнения электронному учебнику, таким образом, интегрируя электронный учебник в образовательный процесс.
При этом под интеграцией электронного учебника мы понимаем процесс использования электронного учебника в комплексе с речью преподавателя и учебной книгой, направленный на повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы (целью, методами, средствами, формами организации образовательного процесса и функций его участников), а также процесс создания из нескольких разнородных систем (учебной книги, речи преподавателя, электронного учебника) единой системы, с целью исключения функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.
Мы считаем, что в зависимости от уровня готовности к ПОУР, необходимо варьировать вышеперечисленные педагогические средства с целью обеспечения под держки студентов по овладению ПОУР, с учетом их индивидуальных особенностей, личных потребностей и познавательных способностей. Причем соотношение средств педагогического содействия будет меняться в зависимости от уровня развития готовности будущих педагогов к ПОУР.
Так, низкий уровень развития готовности будущих педагогов к ПОУР характеризуется:
• низкой внутренней и ситуативной мотивацией к речевой деятельности;
• знания студентов в предметной
области недостаточны для выражения
собственных мыслей, чувств, эмоций
средствами языка;
• студенты не знают о многообразии средств и способов коммуникации;
• студенты не владеют на должном уровне операциями и действиями с языковым материалом для порождения самостоятельного высказывания;
• студенты не проявляют активности и заинтересованности в деятельности общения, вербальной формой которого является устная речь.
При низком уровне готовности будущих педагогов к ПОУР основной задачей является развитие устойчивой коммуникативнопознавательной потребности.
Под коммуникитавно-познавательной потребностью понимается потребность в выражении мысли и получении речевой информации. Это необходимость заполнения информационного вакуума, это собственно человеческая потребность осмысления
окружающей действительности. Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности - мысли, становится собственно коммуникативно-познавательным мотивом этой деятельности.
Ведущим средством педагогического содействия развитию готовности будущих педагогов к ПОУР является речь педагога, с помощью которой педагог информирует, направляет, организует и контролирует деятельность студентов по овладению социальным опытом, а электронный учебник и учебная книга, дополняющие друг друга, выступают в качестве вспомогательных средств педагогического содействия, причем электронный учебник (ЭУ) используется для обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения в процессе индивидуальной аудиторной работы студентов с ЭУ, а учебная книга используется в качестве опоры для групповой и парной работы, выполняя коммуникативную функцию и обеспечивая развитие умений общения в малых и больших группах (рис. 1).
Преподаватель является организатором взаимодействия, вдохновителем и помощником, причем чрезвычайно важно, чтобы между студентами и преподавателем установились субъект-субъектные отношения.
Рис. 1. Соотношение педагогических средств при низком уровне готовности будущих педагогов к ПОУР
Общаясь друг с другом в образовательном процессе, преподаватель и студент вступают:
• в личностный контакт, ибо предмет общения становится личностно значимым для обоих, а поведение мотивированным;
• в эмоциональный контакт, ибо их отношения - это отношения сопереживания, симпатии, искренности;
• в смысловой контакт, ибо оба они приняли ситуацию, поняли ее, следовательно,
смысловые барьеры сняты. Такой речевой контакт и обеспечивает речевое партнерство.
Исходя из вышесказанного, одной из функций преподавателя является контактно-устанавливающая, при этом, организуя взаимодействие в группе, преподаватель одновременно демонстрирует модель общения, наиболее эффективную для осуществления совместной деятельности, реализуя воспитательную функцию формирования уважительного отношения к партнеру по общению.
Выступая в качестве одного из источников учебной информации, преподаватель выполняет функцию ретранслятора социального опыта, накопленного человечеством, причем в условиях, когда уровень знаний студентов невысок, преподаватель не только ретранслирует знания, но и адаптирует их для определенной аудитории и каждого студента в отдельности, выполняя при этом объяснительную и пояснительную функции.
Повышение уровня мотивации к овладению речевыми умениями и положительное отношение к ПОУР достигается за счет использования разнообразных форм, средств и методов работы, а также содержания образования, целью которого является активизация мыслительной и познавательной деятельности студентов, так как освоить деятельность, а ПОУР - один из видов человеческой деятельности, возможно только на практике.
К средствам повышения мотивации относятся проблемные задания, типа мозгового штурма, представленные в виде проблемы, требующей решения, разговорные тексты, выступающие основой для обсуждения и критического осмысления информации, заложенной в них, коммуникативные упражнения (составление диалогов, беседы, обсуждения, ролевые игры, совместная проектная деятельность). При этом в процессе развития готовности будущих педагогов к ПОУР используются элементы технологии развития критического мышления, происходит активизация имеющихся знаний студентов, и осознаются цели дальнейшего совершенствования теоретической и практической подготовки, необходимой для осуществления деятельности ПОУР.
Работа над речевым материалом на первом, втором и третьем этапах развития готовности будущих педагогов к ПОУР происходит циклически по принципу услож-
нения лексического и грамматического материала от простого к сложному. Работа над речевым материалом проводится в три этапа.
1 этап - этап формирования произносительных, лексических и грамматических навыков.
2 этап - совершенствование речевых навыков (комбинирование предварительно усвоенного материала и его трансформация на основе разговорного текста).
3 этап - развитие речевых умений (решение проблемных заданий, перенос речевых навыков в новые ситуации для решения новых задач).
Электронный учебник используется на первом этапе работы над речевым материалом
- этапе формирования произносительных, лексических и грамматических навыков, что осуществляется за счет индивидуализации обучения, когда студенты осуществляют работу по освоению нового лексического и грамматического материала, работая за компьютерами, в удобном для них темпе, получая немедленную обратную связь и возможность исправления собственных ошибок.
В процессе индивидуальной работы с электронным учебником повышается уровень личной ответственности, а свобода выбора средств поддержки учебной деятельности, представленных в виде грамматического справочника, словаря, лексико-семантических опор, способствуют повышению уровня самостоятельности и развитию способности собственной организации учебной деятельности. Функция преподавателя заключается в скрытом контроле деятельности студентов и оказании своевременной помощи при
возникновении затруднений.
Накопление языкового материала, увеличение словарного запаса происходит на основе работы над лексикой и разговорными текстами (Пассов Е.И.). Текст назван
разговорным, поскольку по своему характеру он принципиально отличается от текстов, предназначенных для обучения чтению. Разговорный текст - это то же устное высказывание, но зафиксированное в письменной форме. Разговорный текст, хоть и представляет собой образцовое высказывание, не является самоцелью, работа ведется не для того, чтобы запомнить его содержание, а для того, чтобы быть содержательной и мотивационной базой для высказываний студентов. Выражая свое отношение к
мыслям, содержащимся в тексте, студент комбинирует и использует его материал. Именно благодаря комбинированию и происходит развитие и совершенствование речевых умений.
Совершенствование речевых умений происходит и благодаря постоянному зрительному подкреплению и единству работы всех анализаторов, что обеспечивается при помощи электронного учебника, в котором учебный материал, необходимый для активного использования в ПОУР представлен в наглядной форме. Электронный учебник на данном этапе используется в качестве средства наглядного представления информации, средства воздействия на эмоциональную сферу студентов, стимула общения.
Средний уровень готовности будущих педагогов к ПОУР характеризуется:
• положительной реакцией на внешние условия общения, высоким уровнем ситуативной мотивации и недостаточным уровнем внутренней мотивации к использованию ПОУР;
• высоким уровнем развития ком-муникативно-познавательной потребности;
• высоким уровнем теоретических знаний в предметной области;
• развитыми навыками использования и комбинирования речевого материала в собственной речевой деятельности;
• наличием опыта планирования, организации и реализации собственной речевой деятельности на репродуктивном уровне;
• недостаточно сформированной способностью самостоятельного планирования собственной деятельности по достижению цели общения, включающей в себя этапы целеполагания, планирования, структурирования и использования языковых средств в соответствии с ситуацией общения.
При среднем уровне готовности будущих педагогов к ПОУР основной целью развития готовности будущих педагогов к ПОУР является овладение способами деятельности с языковым материалом, автоматизация языковых и речевых навыков с решением следующих задач: увеличение опыта речевой деятельности; формирование критического мышления; развитие умений обработки получаемой извне информации; развитие умений стратегического планирования
собственной деятельности с учетом ситуации общения.
Работа с речевым материалом на данном этапе развития готовности к ПОУР проводится аналогично описанной выше. Наряду с разговорными текстами, служащими в качестве моделей монологических высказываний, в образовательном процессе активно используются различные ситуации общения, моделирующие реальные условия общения, связанные как с жизнедеятельностью студентов, так и с их профессиональной сферой.
При среднем уровне готовности будущих педагогов к ПОУР ведущая роль в содействии развитию готовности к ПОУР остается за речью преподавателя, но изменяются функции средств содействия развитию готовности к ПОУР и роли участников образовательного процесса (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение педагогических средств при среднем уровне готовности к ПОУР
Так, с помощью речи преподаватель формулирует цели обучения, ставит задачи, которые необходимо решить студентам посредством их обращения к электронному учебнику или учебной книге, ориентирует студентов в использовании средств содействия, осуществляет поддержку в освоении нового материала, выступает организатором общения и осуществляет скрытый контроль деятельности студентов.
Студентам предоставляется свобода выбора средств поддержки образовательного процесса при решении образовательных задач, создаются условия для организации собственной учебной деятельности с использованием электронного учебника, предоставляется возможность самостоятельного планирования, реализации и представления результатов деятельности.
Электронный учебник кроме демонстрационной функции и функции индиви-
дуализации обучения выполняет тренировочную, контрольную (рубежный контроль языковой правильности речи) и справочную функции, а учебная книга используется в качестве опоры для групповой и парной работы над языковыми упражнениями и речевой практики в области ПОУР.
Высокий уровень готовности будущих педагогов к ПОУР характеризуется:
• высоким уровнем внутренней мотивации к использованию ПОУР;
• высоким уровнем развития ком-муникативно-познавательной потребности;
• высоким уровнем теоретических знаний в предметной области;
• сформированной способностью самостоятельного планирования собственной деятельности по достижению цели общения в соответствии с ситуацией общения;
• высокой продуктивностью - способностью к реструктуризации учебного материала, использованию его при создании собственного уникального продукта -монологического высказывания, не повторяющего полностью ни структуру, ни содержание разговорного текста;
• сформированной способностью
выражения собственных мыслей в соответствии с задачами общения.
При высоком уровне готовности будущих педагогов к ПОУР, когда студенты наряду с высоким уровнем теоретических знаний в области использования языка и языка специальности демонстрируют высокую внутреннюю мотивацию к использованию ПОУР в деятельности общения, умение точно, ясно выражать собственные мысли и понимать замысел собеседника, но недостаточную способность адаптировать свою речь в соответствии с индивидуальными особенностями собеседника, ориентироваться в ситуации общения, способность критически осмысливать результаты собственной деятельности и вносить изменения по ходу осуществления профессионального общения, целью образовательного процесса является создание условий, позволяющих студентам реализовать свои творческие способности по использованию изученного теоретического материала и накоплению опыта
эвристической деятельности в области ПОУР в постоянно меняющихся профессиональноориентированных ситуациях общения.
Целью данного этапа развития готовности будущих педагогов к ПОУР является
содействие развитию способности самостоятельного планирования и достижения целей общения в соответствии с языковыми нормами и нормами общения, принятыми в профессиональной сфере.
Задачами данного этапа являются повышение уровня самостоятельности при создании собственного речевого продукта увеличение арсенала выразительных средств.
В этой связи меняются комбинация средств педагогического содействия развитию готовности будущих педагогов к ПОУР и роли участников образовательного процесса.
Функции преподавателя, организующего взаимодействие со студентами и студентов друг с другом, сводятся к целеполаганию, консультациям и скрытому контролю деятельности студентов. Репродуктивные методы представления знаний исключаются из образовательного процесса и заменяются на проблемные и эвристические.
Для решения поставленных коммуникативных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, студенты обращаются к электронному учебнику и учебной книге, при этом в содержание электронного учебника входит не только учебный материал, подлежащий усвоению, но и различного рода справочная информация: грамматический справочник, словарь, речевые клише, модели монологических высказываний и модели диалогов, дополнительные профессионально-ориентированные разговорные тексты, информация развлекательного характера, интересные факты. Индивидуальная работа с электронным учебником при устойчивой внутренней мотивации и высокой коммуникативнопознавательной активности способствует как повышению степени самостоятельности в организации собственной деятельности ПОУР, так и ответственности за выполненную работу.
Ведущая роль отводится электронному учебнику, выполняющему стимулирующую, демонстрационную, информационную, тренировочную, справочную, контрольно-корректирующую функции. Устная речь преподавателя на занятии сведена к минимуму, так как его задачей является максимальная речевая активность студентов. Учебная книга используется на этапе тренировки речевого материала и опорой при осуществлении взаимоконтроля деятельности студентов (рис. 3).
Речь
преподавателя
Электронный учебник
Рис. 3. Соотношение педагогических средств при высоком уровне готовности к ПОУР
Таково предложенное нами комплексное использование педагогических средств (электронного учебника, речи преподавателя, учебной книги) в развитии готовности будущих педагогов к профессионально ориентированной устной речи.
Литература
1. Беспалько, В.П. Теория учебника: Ди-дакт. аспект / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1988. -160 с.
2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе / И.Л. Бим. -М., 1988.
3. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингво-дидактика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - "Филология": [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов] / М.А. Бовтенко. - М.: Флинта: Наука, 2005. -215 с.
4. Зайнутдинова, Л. X. Создание и применение электронных учебников: (На прим. об-щетехн. дисциплин): монография / Л.Х Зайнутдинова. - Астрахань: ЦНТЭП, 1999. -363 с.
5. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе /И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
6. Зубов, А. В. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв, фак-тов высш. учеб. заведений / А.В. Зубов, ИИ. Зубова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
7. Зуев, Д.Д. Школьный учебник / Д.Д. Зуев. -Ереван: Луйс, 1987. - 352 с.
8. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. -263 с.
9. Евдокимова, М.Г. Проблемы теории и практики инфрмационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография / Евдокимова М.Г. - М.: МИЭТ, 2004.-312с.
10. Машбиц, Е.И Психолого-педагогичес-кие проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. -191 с.
11. Сериков, В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем/В. В. Сериков. - М.: Логос, 1999. -271 с.
12. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека/Г.Н. Сериков-М.: Мнемозина, 2002. -416 с.
13. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скаткин - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
14. Пидкасистый, ИИ. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П.И, Пидкасистый, О.Б. Тыщенко // Педагогика. - 2000. -№ 5.- С. 7-13.
15.Полат Е.С., Петров А.Е. Общие тре-
бования к электронному учебнику, созданному на базе Интернет-технологий.
http:/fwww. ioso. ru/distant/library/publication/5. him
16. Роберт, ИВ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / ИВ. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. -305 с.
17. Словарь практического псшолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск, Москва: "Хар-вест" "ACT", 2003.
18. Тыщенко, О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник / О.Б. Тыщенко // Компьютеры в учебном процессе. -1999. -№ 10. - С. 89-92.
19. Философский словарь /[Ado А.В. и др.]; под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 588 с.
20. Христочевский, С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий / С.А. Христоческий // Системы и средства информатики: Вып. 9. — М., 1999.
— С. 202-214.
21. Хуторской, А.В. Место учебника в дидактической системе / А.В. Хуторской // Ин-тернет-журнал “Эйдос” http://www.eidos.ru/ journal/index, htm
22. Bork, A. Computers and educational systems. / A. Bork. //Australian Educational Computing, 1991. -№6 (2). - C. 34-37.
Поступила в редакцию 31 октября 2008 г.