Научная статья на тему 'Модульная технология как средство формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей'

Модульная технология как средство формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛЬ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухачева Е. В.

В статье представлены результаты экспериментального исследования формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи дошкольников. Представлена модель модульной технологии и средства подготовки будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста, системообразующим элементом которой выступает моделирование. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях вуза, так и в системе среднего и постпрофессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульная технология как средство формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей»

УДК 371.927

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

© 2014 Е. В. Чухачева

канд. пед. наук, ст. преподаватель e-mail: chukhaheva@mail. ru

Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского

В статье представлены результаты экспериментального исследования формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи дошкольников. Представлена модель модульной технологии и средства подготовки будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста, системообразующим элементом которой выступает моделирование. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях вуза, так и в системе среднего и постпрофессионального образования.

Ключевые слова: модульная технология; модуль; готовность педагогов; монологическая речь; моделирование.

Введение

Среди ряда вопросов, возникающих при изучении проблемы формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, нами исследованы такие, которые связаны с определением содержания и возможности использования средств модульной технологии при формировании у будущих педагогов общепрофессиональных компетенций. Это обусловлено тем, что проблема формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза не являлась предметом научных изысканий. В условиях осуществления перехода от «знаниевой» модели профессиональной подготовки к «деятельностной», направленной на формирование у будущих педагогов определенных умений, большое место отводится модульному построению образовательного процесса в вузе. Современные отечественные исследователи (Н.В. Борисова, Т.А. Бударина, Е.М. Дурко, В.Б. Закорюкин, В.В. Карпов, М.Н. Катханов, Ю.Б. Кузьменкова, С.И. Куликов, Л.М. Никонорова, В.И. Панченко, В.Ю. Пасвянскене, Т.И. Царегородцева, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и другие) рассматривают модульную технологию как эффективное средство формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Применение модульной технологии в образовательном процессе вуза обеспечивает индивидуализацию, гибкость, отсутствие жестких организационных временных рамок, сочетание различных видов и форм обучения. Свободный выбор оптимального содержания образования дает возможность обучающимся самостоятельно работать с учебной программой в удобном темпе.

В связи с тем что увеличивается количество детей и взрослых, у которых затруднены порождение высказывания, понимание текста, последовательное изложение содержания монолога, выражение своих мыслей через текстовое сообщение, возрастает нагрузка на образовательные учреждения, и перед педагогами встает задача овладения эффективными способами развития монологической речи детей, которая представляет собой развернутое изложение определенного содержания, осуществляемое логично, последовательно и точно, грамматически правильно и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

образно. Связное высказывание занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества. Она отражает логику мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

В связи с этим тема нашего исследования в настоящее время приобретает большую актуальность и значимость как для повышения уровня профессионализма будущих педагогов, так и для совершенствования процесса обучения дошкольников. С целью научного обоснования содержания и средств формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей нами был организован комплексный педагогический эксперимент.

Методика эксперимента

Для выполнения своих функциональных обязанностей педагог должен обладать определенными умениями, знаниями, навыками, качествами и нравственными ценностями, большинство из которых он приобретает в процессе подготовки к своей будущей деятельности. Результатом и критерием эффективности подготовки будущего педагога является готовность к развитию монологической речи детей дошкольного возраста. За рабочее определение «готовности» будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста мы принимаем особое психическое состояние, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры действия моделирования собственного и детского высказывания, постоянной направленности сознания на выполнение этого действия. Данное состояние включает в себя осознание педагогической задачи, модели организации собственных действий, определение специальных способов развития монологической речи детей дошкольного возраста, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

В начале исследования был выявлен исходный уровень готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста при помощи методов анкетирования, интервьюирования, анализа продуктов деятельности, наблюдения, количественного и качественного анализа полученных результатов. Результаты обследования показали, что большинство студентов имеют низкий исходный уровень готовности к развитию монологической речи детей дошкольного возраста (77%), средний уровень составляют 23% студентов. Полученные результаты показывают, что на более низком уровне у студентов находятся деятельностный, информационно-теоретический и контрольно-оценочный компоненты. Эти факты свидетельствуют о том, что будущие педагоги недостаточно владеют способами изучения монологической речи детей дошкольного возраста, проектирования процесса моделирования и его практического осуществления. У студентов не сформированы знания о содержании и средствах развития монолога дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Изучение готовности будущих педагогов к развитию монологической речи дошкольников показало необходимость поиска оптимальных средств, способствующих усвоению знаний, умений, навыков, формированию личностью положительных качественных изменений в сфере социальных, педагогических и профессиональных отношений. Одним из эффективных средств подготовки будущих педагогов, на наш взгляд, является модульная технология формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Чухачева Е. В. Модульная технология как средство формирования готовности будущих педагогов

к развитию монологической речи детей

Формирующий этап исследования заключался в применении модульной технологии, которая ориентирована на подготовку специалистов к решению проблемы развития монолога дошкольников путем обеспечения индивидуализации процесса поэтапного накопления и приобретения студентами опыта моделирования собственной речи и речи детей дошкольного возраста. М.В. Буланова-Топоркова, П.А. Юцявичене подчеркивают, что понятие «модульная технология» определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации), которые содержат целевую программу действий и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей [Буланова-Топоркова 2002]. Изучение педагогической литературы показывает, что существуют различные точки зрения на содержание понятия «модуль». Так, по мнению П.А. Юцявичене, модуль - это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей [Юцявичене 1990]. Из определения модуля, данного автором, вытекает, что целевым функциональным узлом модульной технологии является модуль, включающий целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Данный состав модуля положен нами в основу структуры модульной технологии подготовки будущих педагогов к формированию монологической речи детей дошкольного возраста. Следовательно, описываемая нами модульная технология обеспечивает гибкое построение содержания подготовки из модулей, интегрирует различные его виды и формы, преобразует образовательный процесс так, что обучающийся самостоятельно (полностью или частично) осваивает целевую индивидуализированную программу (см. рис. 1).

Системообразующим элементом модульной технологии является моделирование, которое представляет собой метод овладения действиями замещения, построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использования модели для решения основной задачи [Венгер 1986]. Данное определение раскрывает действия моделирования, связи между моделью и оригиналом, что является важным при рассмотрении моделирования детей и собственной речи будущих педагогов.

Специфика моделирования состоит в общности с модульной технологией, в четкости их структур, в наличии у них исследовательской функции и процессуальной динамичности. Процесс поэтапного накопления и приобретения каждым студентом опыта моделирования начинался с моделирования собственной речи и продолжался формированием знаний об особенностях монологической речи детей дошкольного возраста; о механизмах моделирования речи детей, их речевого поведения при использовании наглядных моделей в учебной практике. Выявленная общность при сопоставлении модульной технологии и моделирования обеспечивает целостность и содержательность процесса профессиональной подготовки студентов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Рис. 1. Структурно-функциональная модель модульной технологии формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза

Рассмотрим особенности реализации содержания модульной технологии. Первый модуль - «Мотивационно-информационный», состоит из следующих тем: «Научнотеоретические основы развития монологической речи дошкольников», «Проблемы процесса формирования монологической речи детей дошкольного возраста» и «Методика работы по развитию монологической речи дошкольников». Он направлен на развитие мотивационно-личностной и деятельностной составляющих готовности будущих педагогов к интересующему нас аспекту профессиональной деятельности. Формирование мотивационно-личностного компонента готовности студентов осуществляется с помощью проблемно ориентированной лекции, самостоятельной работы будущих педагогов. Кодировка научного текста, как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, начинается с анализа текста и выделения его главной идеи. Затем студенты составляют план и разбивают текст на

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Чухачева Е. В. Модульная технология как средство формирования готовности будущих педагогов

к развитию монологической речи детей

части (предложение, словосочетание, слово), лексические единицы которого преобразуются в знаки. Осваивая моделирование профессиональной информации, будущие педагоги постепенно переключаются на моделирование монологической речи детей, перенося новые знания в аналогичную ситуацию.

Второй модуль - «Когнитивный», направлен на формирование представлений о моделировании и включает темы «Моделирование как метод и процесс научного познания и обучения», «Моделирование как метод развития монологической речи дошкольников». Данные подмодули формируют когнитивный, деятельностный и мотивационно-личностный компоненты готовности будущих педагогов к

формированию монологической речи детей методом моделирования. Модуль включает лекции и семинарские занятия. Подмодули отражают следующие вопросы: категории «моделирование» и «модель», виды и функции моделирования, структура процесса моделирования, содержательная характеристика этапов моделирования в научном познании, модель как средство и объект моделирования, роль метода моделирования в развитии монологической речи детей дошкольного возраста.

Для формирования у будущих педагогов действий моделирования нами использовано конструирование моделей монологической речи, которое включает следующие этапы:

• составление модели собственного высказывания;

• выбор объекта или явления для построения монологической речи дошкольника;

• разработка наглядной модели речевого высказывания дошкольника (анализ объекта монолога, построение модели рассказа);

• самооценка действий студента по построению монологической речи дошкольника.

Будущие педагоги, конструируя модели монологической речи, видоизменяют их, дополняют одним или несколькими признаками, заменяют имеющиеся символы модели, в соответствии с детализацией заданной для разработки модели и ее включения в имитационную ситуацию.

Динамика продвижения в формировании умений моделирования у будущих педагогов отслеживается после прохождения второго модуля (промежуточный контроль) с помощью опроса, подготовки проектов построения монолога дошкольников. Если студенты показывают низкие результаты, то работа по соответствующему модулю продолжается по индивидуальным заданиям различной сложности, например, составить схему «Классификация моделей»; разработать возможную структуру журнала «Актуальные проблемы моделирования».

Третий модуль - «Практико-ориентированный», представляет собой ядро работы по формированию готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей. Он направлен на формирование представлений о моделировании монологической речи детей дошкольного возраста, включает модули «Моделирование монологической речи дошкольников», «Дифференцированный подход к отбору и

конструированию наглядных моделей», «Конструирование фронтальных занятий с использованием моделирования монологической речи детей дошкольного возраста». Подмодули направлены на развитие деятельностного, контрольно-оценочного, мотивационно-личностного компонентов готовности педагогов к развитию монологической речи детей. Содержание модуля ориентировано на обучение студентов составлению алгоритма моделирования монологической речи дошкольников; тренировку умения оперативно применять полученные педагогические знания в широком спектре ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности; приобретение студентами определенного практического опыта в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

конструировании моделей, решении профессионально ориентированных задач. Практический опыт, полученный в вузе, непосредственно позволит лучше адаптироваться в предстоящей практической деятельности. Однако будущие педагоги испытывали трудности в использовании теоретических знаний на практике. Это проявлялось в необоснованном применении некоторых методов обучения, в несоблюдении этапов моделирования монологической речи детей. Это побудило нас разработать методические рекомендации для преподавателей по достижению поставленных целей модульной технологии (см. табл.).

Методические рекомендации по изучению тем третьего модуля «Практикоориентированный»

Тема лекции Возможные затруднения Методические рекомендации

«Моделирование монологической речи дошкольников» - затрудняются самостоятельно сопоставить взгляды ученых о видах монологической речи, в частности о рассказе-описании - не могут выделить основные этапы работы по моделированию монологической речи - определить понятие монологической речи, ее виды, сопоставив взгляды ученых - разработать алгоритм действий по моделированию монологической речи детей

«Дифференцированный подход к отбору и конструированию наглядных моделей» - затрудняются в отборе моделей (предметных, схематических) монолога - сопоставить вид модели с видом монолога

«Конструирование фронтальных занятий с использованием моделирования монологической речи детей дошкольного возраста» - ограниченная формулировка задач занятия по моделированию монологической речи - недостаточно владеют основными методическими линиями разработки фронтального занятия с использованием моделирования монологической речи - распределить задачи по группам (развивающие, образовательные, воспитательные) - проанализировать конспекты занятий педагогов-практиков, использующих моделирование речи - упражняться в составлении планирования фронтальных занятий

Совершенствовались и закреплялись специальные умения студентов в имитационных ситуациях, решении педагогических задач с позиции полноправных субъектов высказывания.

Решение педагогических задач включало в себя три этапа [Кулюткин 2001]:

• аналитический этап, который начинается с анализа и оценки сложившейся ситуации и заканчивается формулированием самой задачи, подлежащей решению;

• моделирующий этап, когда планируются и моделируются способы решения поставленной задачи и разрабатывается конкретная модель этого решения;

• исполнительский этап, связанный с реализаций модели, ее практическим воплощением.

Эффективным средством построения и реализации занятий по формированию монологической речи дошкольников является ее имитационное моделирование, в основу которого положены содержание и условия будущей профессиональной деятельности. Работа в малых группах позволяет создавать наглядные модели высказывания. Они создаются путем случайного выбора, где каждому отведена своя роль и обязанности по созданию наглядной модели. Игровой прием «Ожившие модели», взятый нами из методических разработок В.М. Букатова [Букатов 2002],

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Чухачева Е. В. Модульная технология как средство формирования готовности будущих педагогов

к развитию монологической речи детей

является одним из эффективных для обучения педагогов моделированию монологической речи. Студенты, входящие в состав микрогрупп, выполняют задания по разработке наглядных моделей монологической речи (4-5 минут). Затем студенты одной микрогруппы демонстрируют результаты оживления: выстраиваются и

схематически, мимически изображают модель. Участники другой микрогруппы воспринимают «живую» схему-модель и составляют рассказ, угадывая задание своих коллег.

Эффективность модульной технологии формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи дошкольников в образовательном процессе вуза определялась в ходе контрольного этапа эксперимента. Анализ динамики изменения готовности будущих педагогов к развитию монологической речи в течение эксперимента показал, что высокий уровень готовности (64%) преобладает на контрольном этапе в сравнении с констатирующим, где такие результаты не наблюдались (см. рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ уровней сформированности готовности будущих педагогов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп

Обсуждение результатов

Наличие положительной динамики обусловлено технологической направленностью и осознанностью подготовки будущих педагогов, разбивкой содержания обучения на модули и контролем за их освоением, применением принципов взаимосвязи элементов технологии, систематичности, оптимизации подготовки будущих педагогов к формированию монологической речи детей методом моделирования, способности к рефлексии и оцениванию собственных достижений. Апробация модульной технологии формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи дошкольников определила связь между развитием моделирующих умений и повышением творческого потенциала студентов, между уровнем их адекватной самооценки и наличием высокоорганизованной мыслительной деятельности. Составление плана описательного рассказа характеризуется стимульно-продуктивной деятельностью. Эвристическая деятельность соответствует работе студентов, связанной с видоизменением и дополнением модели. В свою очередь, креативная деятельность наблюдается при самостоятельном составлении модели и ее использовании при обучении детей монологической речи.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Заключение

Таким образом, разработанная и апробированная нами структурнофункциональная модель модульной технологии формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза представляет собой индивидуализированный, поэтапный процесс подготовки будущих педагогов к данному виду профессиональной деятельности и способствует организации осознанного процесса поэтапного накопления и приобретения каждым студентом личностно ориентированного опыта моделирования собственной речи.

Библиографический список

Букатов В. М., Ершова А. П. Хрестоматия игровых приемов. М.: Первое сентября, 2002. 224 с. (Серия «Я иду на урок»).

Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. 112 с.

Кулюткин Ю. Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. СПб., 2001. 56 с.

Педагогика и психология высшей школы: учеб, пособие / М. В. Буланова-Топоркова [и др.]; отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... докт. пед. наук. Вильнюс, 1990. 250 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.