Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на профессионально-личностное развитие будущего учителя'

Влияние информационных технологий на профессионально-личностное развитие будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Райских Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на профессионально-личностное развитие будущего учителя»

УДК378.02: 372.8

Т. Н. Райских

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Формирование целостной системы педагогических знаний, выработка ценностного отношения к профессиональной деятельности, развитие педагогического мышления как способа вычленения и решения конкретных педагогических задач, становление субьектности будущего педагога требуют поиска оптимальных технологий решения обозначенных проблем. Усиливающаяся в настоящее время тенденция информатизации образования актуализирует необходимость выявления ценностного потенциала информационных технологий, разработку подходов к его реализации, исследование динамики профессионально-личностного развития будущего учителя в условиях использования программных средств учебного назначения.

В современном понимании информационная технология обучения - эго педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

В исследованиях российских ученых в области применения информационных технологий в образовании рассмотрены вопросы моделирования и техиологизации обучения, программированного обучения (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. С. Гершунский, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров,

Н. Ф. Талызина и др.); фундаментальные положения в области психологопедагогических аспектов использования информационных технологий (А. Г. Гейн, И. Г. Захарова, А. П. Ершов, М. П. Лапчик, А. А. Леонтьев, Е. А. Машбиц, В. М. Монахов, Н. И. Пак, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. Ф. Шолохович и др.); проблемы использования средств мультимедиа в учебном процессе общеобразовательных школ и вузов (А. Л. Денисова, Ю. Н. Егорова, Н. В. Клемешова, И. И. Косенко, О. В. Лобач, О. Г. Смоляни-нова, В. А. Стародубцев, Г. М. Шампанер и др.).

Информационные технологии (например, системы мультимедиа и гипермедиа) позволяют более эффективно и на качественно новом уровне реализовать педагогический принцип наглядности и вместе с тем существенно обогатить эмоционально—чувственный опыт студента.

Анализируя изменения дидактического ландшафта, его расширение за счет широкого проникновения в сферу образования информационных технологий, исследователи отмечают необходимость разработки новых подходов к созданию наглядных средств обучения, при этом оперируют термином «интеллектуальная наглядность». Вслед за исследователями [2], этот термин

кажется нам уместным для средств обучения, раскрывающих сущность изучаемого через логическую или генетическую взаимосвязь фактов и теорий, мозаичное построение фрагментов картин мира, восхождение от абстрактного к конкретному и обратно.

«Интеллектуальная наглядность» порождает новые образы, создает новые визуальные формы, несущие определенную смысловую нагрузку и делает педагогическое знание видимым.

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы мы использовали наглядные средства, которые, помимо иллюстративной, - выполняют еще и когнитивную функцию: блок-схемы, опорные конспекты, изображения, таблицы, диаграммы, классификационные схемы, схемы отношений педагогических понятий, круговые схемы, классификационные древа и другие графические образы, дополняющие вербальную информацию. Эта наглядность несет значительную дидактическую нагрузку и собственно организует познавательную деятельность будущих учителей, способствует сопоставлению, сравнению, обобщению, выделению главного, раскрытию ассоциативных связей, в значительной степени влияет на формирование целостной системы педагогических знаний.

Информационные технологии позволяют реализовать на качественно новом уровне идеи системности и структурно-функциональной связанности предс тавления учебного материала. Проектирование компьютерных обучающих программ на основе принципов интегративности, нелинейности, модульности, мультимедийности, интерактивности, структурированной избыточности, включая многоуровневость и многоаспектность содержательного и деятельностного компонентов, взаимосвязано обусловливают возможность системного представления общепрофессиональных знаний.

Гипертекстовая структура обучающих программ позволяет осуществить быстрый доступ пользователя к информационным фрагментам, имеющим различное ценностно-смысловое содержание, отражает взаиморасположение и связь этих фрагментов, обеспечивает их системное взаимодействие. В основу проектирования содержания гипертекста нами положена идея о взаимосвязи и взаимозависимости различных областей науки и культуры, границы между которыми не абсолютны. «Интеграция всех сфер сознания есть категориальный императив интеграции всех областей науки и искусства. происходит не слияние, а взаимодействие, взаимопоглощение разных областей науки в интересах совместного решения комплексных проблем обучения, воспитания и развития, каждая из которых изучается специальной научной дисциплиной лишь в каком-либо одном аспекте» [1, с. 69].

Гипертекст интегрирует межпредметные взаимосвязи психолого-педаго-гических, гуманитарных и методических дисциплин в максимальную степень единства. Результатом освоения студентом системно организованного гипертекста является целостное осознание, понимание и переживание смыс-

ла и целей педагогической деятельности как человекосозидательной, методологическая готовность к ее осуществлению.

Электронный учебник позволяет студенту самостоятельно осуществлять процесс развертывания знаний, осваивать структуру смысловых связей, последовательность между которыми раскрывает механизмы развития и функционирования изучаемого объекта как целого. Такая логика развития требует усвоения знаний в тех видах и формах, которые адекватны самой профессиональной деятельности будущего учителя.

Конструирование обучающих программ на основе технологии мультимедиа позволяет представить содержание педагогических дисциплин в различных формах (текст, звуковое сопровождение, компьютерная графика, фотоизображения, цифровые видеоматериалы, анимация и др.). Мультимедийные компоненты воссоздают содержание общепрофессиональных знаний в качестве комплексной (синтезированной) информации, развивают способность студентов к мультисен сорному (многочувственному) восприятию, анализу и синтезу учебного материала, оказывают значительное эмоционально-чувственное воздействие на ценностно-смысловую сферу, создают «эффект присутствия», сопричастность будущего учителя с актуальными проблемами современной школы. Восприятие и переосмысление учебного материала осуществляется на более высоком уровне психической активности, что способствует глубокому и системному усвоению знаний.

Основываясь на принципе мультимедийпости (В. А. Стародубцев), мы полагаем, что синтез различных форм предъявления информации и художественно-эстетическое представление педагогических идей в комплексе оказывают значительное эмоционально-психологическое воздействие на будущего учителя, является эффективным средством воздействия на позитивное развитие его ценностно-смысловой сферы.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что реализовать этот потенциал позволяет, в первую очередь, мультимедийная информация, демонстрирующая будущим учителям различные аспекты профессионально-педагогической деятельности. Запечатлеть реальные процессы школьной жизни и неожиданные поворота развития ее событий возможно лишь с помощью особых информационных средств.

Информационные технологии позволяют демонстрировать студентам педвуза объекты, процессы и явления, недоступные для непосредственного наблюдения. Цифровая фотография позволяет фиксировать разнообразные педагогические явления для последующего анализа, которые преподавателю подчас охарактеризовать словесными методами оказывается невозможно (например, передать с помощью речи все богатство эмоциональной жизни школьника). Серия видеосюжетов, отображающая различные эмоциональные состояния ребенка: ужас, страх, радость, горе, боль и др., открывает перед будущим учителем широкие возможности для анализа, познания и понимания его личности. Иную смысловую нагрузку содержит серия исто-

рических фотографий, например, отображающих жизнь, быт, деятельность колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, облик отдельных воспитанников. Данные фотографии имеют ценность исторических документов.

Синтез графической информации и звуковое сопровождение создает психологический «фундамент» для возникновения у будущего учителя разнообразной гаммы чувств и переживаний. В связи с этим в ценностно-смысловой сфере студента происходит глубокая перестройка, порождающая гуманистические ценности иного, более высокого порядка, стимулирующие и качественно иной, более высокий уровень профессионально-педагогической деятельности.

Максимальными возможностями воздействия информационных технологий на позитивную динамику ценностно-смысловой сферы будущих учителей оказывают цифровые видеофрагменты. В опытно-экспериментальной работе мы использовали видеоматериалы телевизионных передач, видеофрагменты, отражающие исследовательскую деятельность в области педагогики, дидактики, методики преподавания отдельных предметов, документальные кадры о современной школе, фрагменты видеозаписи уроков учителей-практиков, педагогов-новаторов и др. Цифровые видеофрагменты наиболее информационно насыщены, позволяют компенсировать недостаток жизненного и педагогического опыта или частично заменить существующий опыт студента. Сочетание звуко-зрительного образа, демонстрация цифровых видеоматериалов с определенной целевой установкой создают предпосылки для повышения эмоциональности учебного процесса, эффективности усвоения педагогических понятий, законов, развития педагогического мышления, а также вносят новое смысловое содержание в учебно-профессиональную деятельность будущих учителей. Реализация принципа наглядности на качественно новом уровне, демонстрация предметов и педагогических явлений реальной действительности позволяет будущему учителю обнаруживать различия и сходство между исследуемыми объектами, определять их общие характерные черты, актуализировать имеющиеся знания и жизненный опыт, обобщать свои наблюдения, формулировать законы и правила, которым подчинены эти педагогические явления. «Переработанные» и осмысленные впечатления превращаются в понятия и абстрактные обобщения, знания обретают личностный смысл.

Включение элементов видеоискусства в содержание педагогических дисциплин позволило нам воздействовать на динамику ценностно-смысловой сферы будущего учителя через механизмы перевоплощения, интроекции, идентификации, эмпатии, рефлексии. Взаимодействие будущих учителей с искусством подобного рода пронизано сочувствием, состраданием, сопереживанием с неповторимым миром детской радости и печали.

Наш опыт свидетельствует о том, что изучение педагогической реальности через искусство, открывает перед будущими учителями возможность

познать (пережить) то, что нельзя исследовать научными и экспериментальными методами, и в этом смысле искусство - как форма познания окружающего мира-намного богаче всех вместе взятых научных способов познания действительности. Например, с помощью методов науки невозможно познакомить будущих педагогов с переживанием боли, удовольствия, радости, неуверенности, отчаяния ребенка и др. Возможность «проникновения» во внутренний и неизведанный детский мир открывает перед будущими учителями художественное переживание, возникающее в процессе диалога с искусством.

Особенность восприятия художественного фильма, как произведения искусства, состоит в том, что при этом формируется ценностно-значимый для будущего учителя «образ» произведения, постигается его личностный смысл. Необходимо отметить, что формирование личностного смысла характерно для человеческой деятельности в целом, которая состоит в потреблении различных проявлений культуры и преобразовании их в личностнозначимые. Однако образование личностного смысла при восприятии произведений искусства вытекает из целевого назначения последнего. Художественное переживание выступает здесь в качестве того «пространства», в котором рождается личностный смысл. «Восприятие предполагает сложную механику соотнесения личностного опыта реципиента с сопиально-культур-ным контекстом произведения. Субъект в процессе восприятия как бы поднимается до эстетико-нравственного горизонта, предложенного в произведении искусства, схватывая в переживании смысловой слой, усваивая воплощенный в произведении жизненный опыт художника» [3, с. 22].

Художественное представление педагогической ситуации позволяет эмоционально пережить и прочувствовать эту ситуацию, вызывает ощущение сопричастности, побуждает к поиску оптимального педагогического воздействия на неповторимую личность ребенка. На этой основе повышается стремление будущих учителей к формированию динамичного ценностного основания для решения сложных и противоречивых проблем современной школы, для выработки новых смыслов профессиональной деятельности.

Информационные технологии предоставляют возможность моделировать профессионально-педагогическую деятельность будущего учителя путем конструирования алгоритма программного обеспечения, основанного на имитации поэтапного развития педагогического процесса, поиске наиболее оптимального поведения учителя, который становится участником различных ситуаций взаимодействия с учащимися. Предлагая различные варианты решения педагогических ситуаций, компьютерная программа моделирует дальнейшее протекание учебно-воспитательного процесса в зависимости от выбранного студентом ответа. В процессе функционарования компьютерной программы реальная педагогическая система подменяется моделируемой, воспроизводящей лишь самые необходимые элементы и отношения, от которых в первую очередь зависят формирование и сохранение сис-

темного качества, достижение образовательных целей. Искусственно создан-пая педагогическая система становится непосредственным объектом исследования для будущего учителя. Такая подмена не нарушает привычную логику познания педагог ических явлений, так как студент непосредственно оперирует не событиями реальной школьной действительности, а вторичными объектами, образами, принимающими форму описательных компьютерных моделей.

Компьютерное моделирование создает условия для предвидения студентом конкретных путей, средств, операций, критериев эффективности принимаемых воспитательных воздействий, расширения представлений о будущей профессии, совершенствования практических знаний и умений в области педагогики, стимулирует перестройку педагогического мышления, а также даст возможность совершенствовать систему индивидуальной подготовки и профессионально-личностного развития будущего учителя.

Итоги проведенного нами теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о том, что информационные технологии, обладая широким диапазоном мультимедийных, интерактивных и технических возможностей, позволяют воздействовать на формирование целостного педагогического знания будущего учителя, за счет содержательности, системности и структурно-функциональной связанности электронного учебного материала; мультимедийной презентации различных видов информации; возможности изучения педагогических объектов и явлений в движении и развитии; демонстрации педагогических процессов и ситуаций, недоступных для непосредственного наблюдения. Развитие ценностно-смысловой сферы выпускника педвуза осуществляется на основе создания эмоционально-чувственного контекста содержания электронной информации, мультисенсорного восприятия педагогических знаний, стимулирования осмысления процесса и результата учебно-профессиональной деятельности, субъективных способов ее осуществления с помощью компьютера. Компьютерное моделирование вероятностных алгоритмов профессионального поведения будущего учителя, проектирование виртуальных способов педагогического воздействия, компьютерная имитация протекания реального учебно-воспитательного процесса и его результатов, конструирование заданий и вопросов проблемного содержания стимулируют у него развитие профессионально-педагогического мышления, формирование профессионального образа мира.

Библиографический список

1. Алексашина, И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И. Ю. Алексашина. - СПб., 1997. - 157 с.

2. Зазнобина, Л. С., Назарова, Т. С., Морозов, И. В., Ш ап овален ко, С. В.

Банк визуальной информации как научная технико-педагогическая задача / Л. С. Зазнобина, Т. С. Назарова, И. В. Морозов, С. В. Шагюваленко //Информатика И образование. - 1996. - № 4. - С. 1-4.

3. Шор, Ю. М. Восприятие произведения искусства и проблемы эстетического переживания / Ю. М. Шор // Методологические проблемы современного искусствознания. - Вып. 2. - Л., 1978. — С. 20-25.

УДК 371.333.[37.016:81]

Е. Д. Нелунова

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СВЯЗИ

Позиция нашего исследования состоит в том, что людям с гуманитарным образованием требуются более «духовно-гуманизированный» языковой метод адаптации к современным информационным и коммуникационным средствам обучения. Мы считаем, что одним из таких путей, в частности, в обучении иностранному языку с применением компьютеров, является глубинное понимание значения языка человеческого и подъязыка машинного, их взаимосвязи, посредством которого происходит общение между компьютером и пользователем. Диалог между ними - стержневое средство выражения общения в искусственной среде. И, наконец, все пользователи, в том числе преподаватели разговаривают на естественном языке; и то, что создано человеком - современные компьютеры, инструментальные системы для создания обучающих программ и т. д. - должны быть понятны всем, ибо, первостепенной задачей создателей инструментальных систем является наибольшее сближение машинного языка к естественному (Б. Ю, Городецкий).

Функция языка, как способ содержательной организации и представления знаний, играет особую роль в разработке информационной среды компьютерной технологии - инструментальных систем, в частности, электронных средств обучения, В информатике еще недостаточно придают должного значения роли языка, его естественной информационно-коммуникативной природы. Требуется основательное целенаправленное моделирование (допускается компьютерное моделирование) информационного механизма языка и речевой деятельности [2].

Приведем примеры компьютерного моделирования речевого общения.

Основная целостная единица речевого общения ~ это речевой коммуникативный акт как законченная часть языкового взаимодействия (Б. Ю. Городецкий, И. М. Кобозева, И. Г. Сабурова). Коммуникативный акт (КА) входит в состав некоторого акта совместной деятельности, включающей физическую, интеллектуальную, эмоциональную, бессознательную, а также неречевую семиотическую деятельность. Типовая разновидность КА - диалог. Границы КА определяются достижением некоторой стратегической цели. Ниже приведем краткий комментарий к компонентам КА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.