Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты применения средств мультимедийных технологий при обучении математике в средней школе'

Психолого-педагогические аспекты применения средств мультимедийных технологий при обучении математике в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1092
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / НАГЛЯДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MEANS OF MULTI-MEDIA TECHNOLOGY / COGNITIVE PSYCHOLOGICAL PROCESSES / VISUAL TEACHING METHODS / POSSIBILITIES OF MULTI-MEDIA TECHNOLOGY / HERMENEUTICS APPROACH / METHODS OF USING MULTI-MEDIA TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилюк Е.А.

Статья посвящена рассмотрению психологопедагогических аспектов использования средств мультимедийных технологий в процессе обучения математике в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF APPLYING MULTI-MEDIA TECHNOLOGY IN MATHEMATICS TEACHING AT SECONDARY SCHOOL

The article examines psychological and pedagogical aspects of using multi-media technology in teaching mathematics in the secondary school.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты применения средств мультимедийных технологий при обучении математике в средней школе»

#

Результаты исследования корреляции между свойствами темперамента и профессионально-педагогической направленностью показали:

- наличие положительной связи между уровнями профессионально-педагогической направленности и экстраверсией-интроверсией (г = 0,346 при р < 0,01) и между уровнями педагогической направленности и эмоциональной нестабильностью (г = 0,164 при р < 0,05); была обнаружена отрицательная корреляция межу уровнями педагогической направленности и тревожностью (г = -0,190 при р < 0,05);

- различие в характеристике корреляции у студентов разных курсов и на разных факультетах. Анализ корреляционных зависимостей подтвердил, что свойства темперамента и профессиональная направленность, являясь различными структурными образованиями, оказываются взаимосвязанными. Эта взаимосвязь определяется, в свою очередь, уровнем сформированности профессиональной направленности и имеет свою специфику на отдельных этапах обучения в вузе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

1. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям. - М.; Воронеж, 2004.

2. Никиреев Е. М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях: Науч. тр. МПГУ. Сер.: Психол.-пед. науки. - М.: Прометей, 1998.

3. Ермолаева Т. В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дис. ... канд.психол.наук. - М., 1994.

4. Манхоева А. Д. Взаимосвязь темперамента и профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF APPLYING MULTI-MEDIA TECHNOLOGY IN MATHEMATICS TEACHING AT SECONDARY SCHOOL

#

Е. А. Хилюк

E. A. Khiluk

Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических аспектов использования средств мультимедийных технологий в процессе обучения математике в средней школе.

The article examines psychological and pedagogical aspects of using multi-media technology in teaching mathematics in the secondary school.

Ключевые слова: средства мультимедийных технологий, познавательные психические процессы, наглядное обучение, возможности средств мультимедийных технологий, герменевтический подход, методы использования средств мультимедийных технологий.

Keywords: means of multi-media technology, cognitive psychological processes, visual teaching methods, possibilities of multi-media technology, hermeneutics approach, methods of using multi-media technology.

Одним из основных направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе является разработка и внедрение новых образцов педагогической теории и практики с использование инновационных средств и методов обучения и воспитания, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Выделяют следующие педагогические основания развития процесса информатизации образования:

1. Изменение структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым.

2. Изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса [1].

Многие исследователи отмечают преимущества использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. Вопросам использования этих технологий в образовании посвящены работы таких ученых, как Н. Б. Бальцюк, М. М. Буняев, И. В. Дробы-шева, С. А. Жданов, И. Г. Захарова, А. Ю. Кравцова, Е. А. Мамонтова, Л. П. Мартиросян, В. Л. Матросов, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, В. А. Трайнев и др. В своих работах Г. Д. Глей-

Ф

зер, Е. И. Гувженко, Т. В. Капустина, С. С. Кравцов, В. Р. Май-ер, И. В. Роберт, Н. Х. Розов, Л. Л. Якобсон и др. подчеркивают необходимость использования средств ИКТ при обучении математике.

И. В. Роберт отмечает следующие результаты педагогического воздействия в условиях информатизации образования:

- активизация интеллектуальной деятельности обучаемого, развитие его способностей к познанию, к творческой инициативе, постоянное их совершенствование;

- формирование умений самостоятельно представлять и извлекать знания средствами ИКТ;

- формирование способности совершать виртуальные «микрооткрытия»;

- овладение общими методами познания и стратегией усвоения учебного материала в условиях реализации дидактических возможностей ИКТ;

- развитие культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого.

В настоящее время в обучении широкое применение находит использование средств мультимедийных технологий. Под средствами мультимедийных технологий будем понимать комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих создавать и воспроизводить информационный продукт (ресурс), объединяющий в себе статическую визуальную (текст, графику) и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию) информацию. Важной особенностью такого ресурса является интерактивность. Различные аспекты использования таких средств в обучении рассматривались в исследованиях ряда авторов, таких как Н. С. Анисимова, Т. А. Бабенко, И. В. Белицын, Н. В. Клемешова, О. Г. Смолянинова, М. В. Утенин, Н. Х. Фролова, Г. М. Шампанер, аль Вахиши Гамаль Салем, В. П. Джаджа, Ю. Н. Егорова, С. С. Кравцов, Ю. С. Браун, И. В. Манторова.

Изучение математики в средней школе направлено на достижение ряда целей, которые связаны с развитием познавательных процессов школьников, овладением математическими знаниями и умениями, воспитанием средствами математики культуры личности учащихся и др.

Однако эффективность образования зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей развития школьников и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития [2].

Покажем возможности использования средств мультимедийных технологий для развития познавательных психических процессов школьников в процессе обучения математике.

Ощущение - начальный источник всех наших знаний о мире, они дают материал для восприятия, мышления, воображения. Зрительные и слуховые ощущения являются важнейшими при обучении математике. Цвет и звук влияют на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Восприятие неразрывно связано с ощущением, оно дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В процессе вос-

приятия очень важно узнавание, всякое явление мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний, опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему уже имеющихся знаний. Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%, что подтверждает возможность эффективного использования средств мультимедийных технологий в обучении [3]. Чувственное познание дает человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношение между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов. То, что ощущается и воспринимается человеком, запоминается в той или иной степени. В процессе обучения математике важную роль играет словесно-логическая, образная, эмоциональная память. Различные типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Отмечается, что наибольший эффект в усвоении информации достигается, если методы ведения записей при обучении соответствуют тому, как мозг хранит и воспроизводит информацию, то есть с учетом принципов системного квантования и когнитивной визуализации [4]. Следовательно, при обучении математике с использованием средств мультимедийных технологий для запоминания наиболее эффективно:

1) компактное расположение на слайде учебного материала;

2) расположение материала в определенной системе;

3) выделение в учебном материале опорных пунктов.

Важным в процессе обучения математике является такой психический процесс, как воображение, - состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. В процессе обучения математике большую роль играет произвольное (активное) воображение. Ученики воспроизводят то, что им сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Школьники как бы расшифровывают сигналы, символы, знаки. Воссоздающее воображение помогает учащимся овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Наиболее сложным познавательным психическим процессом является мышление. Человек в процессе мышления оперирует некоторой концептуальной (отражающей наиболее существенные свойства) мысленной моделью реальной ситуации. Такая модель может иметь различные формы: некоторая символьная конструкция, зрительный, слуховой или двигательный образ [5]. Мыслительный процесс, использующий наглядно-образные представления, протекает быстро во времени, свернуто. Поиски ведутся одновременно в нескольких направлениях, при этом часто не исключаются случайные связи, которые нередко приводят к неожиданным решениям. Говоря об образном мышлении нельзя не коснуться проблем визуального мышления. В. П. Зинченко определил визуаль-

ное мышление как человеческую деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Активное и целесообразное использование визуального мышления в процессе обучения основано на формировании устойчивых образов основных математических понятий [6]. Ряд работ посвящен формированию мышления средствами информационных технологий, так, например, работы А. В. Горшковой, Ю. Е. Тихомировой посвящены формированию пространственного мышления, вопросы развития математического мышления рассматриваются в работах Л. Ю. Крюковой и др.

В процессе обучения математике особенно важной становится проблема формирования у обучаемых умений самостоятельно выполнять переход от одной формы представления изучаемого объекта к другой. По мнению исследователей [7], решением проблемы является построение обучения с позиций герменевтического подхода. Актуальным становится установление герменевтических связей в процессе изучения математических понятий с помощью средств, которые позволили бы работать с различными формами представления информации. При этом выделяют несколько видов герменевтических связей:

1) словесное описание информации - информационная модель;

2) информационная модель - информационная модель (виды: формула - формула, таблица - формула, таблица - таблица, граф - таблица, формула - график, таблица - график);

3) информационная модель - словесное описание.

Например, основными формами представления информации при изучении функциональной линии школьного курса математики является словесное описание, аналитическая запись, табличное представление, графическое представление. Тогда средства мультимедийных технологий могут являться одним из механизмов реализации герменевтического подхода.

На основе работы Е. А. Васениной [8] выделим наиболее эффективные методы применения средств мультимедийных технологий при обучении математике:

1) демонстрация (иллюстрирование рассказа учителя, предъявление задания, демонстрация интерфейса специального предметного программного средства);

2) лабораторная работа (фронтальная: в режиме комментирования и в исследовательском режиме; самостоятельная: применение электронных средств учебного назначения - ЭСУН - для получения школьниками нового знания, формирование и закрепление умений с помощью тренажеров);

3) компьютерный практикум (микропроект, мини-проект, тематический проект и др.).

Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление - с правым полушарием [9]. Те или иные способности учеников могут определяться доминированием одного из полушарий. Асимметрия полушарий мозга обязыва-

ет учителя учитывать специфику процессов познания и творчества у разных учеников и варьировать формы и методы обучения, выбирая наиболее эффективные индивидуальные для каждого ребенка [6].

Таким образом, актуальным становится использование дидактических возможностей наглядности при обучении математике с использованием средств мультимедийных технологий. Рассмотрению роли и значения наглядности в образовании посвящены работы С. П. Баранова, В. Г. Болтянского, М. Б. Воловича, В. И. Евдокимова, Я. А. Коменского, А. Н. Леонтьева, Н. А. Резник, М. Б. Рычик, С. Д. Смирнова, К. Д. Ушинского, Л. М. Фридмана, А. Я. Цукаря и др.

Выделяют две функции средств мультимедийных технологий: иллюстративную и когнитивную. Иллюстрированная функция обеспечивает поддержку логического мышления. В этом случае объект мультимедиа подкрепляет, иллюстрирует какую-то четко выраженную мысль, свойство изучаемого объекта или процесса - то есть то, что уже сформировано. Когнитивная же функция состоит в том, чтобы с помощью некоего объекта мультимедиа получить новое знание. Иллюстративная функция мультимедиа реализуется при передаче учащимся артикулируемой части знания, представленной в виде заранее подготовленной информации с графическими, анимационными, аудио- и видеоиллюстрациями. Когнитивная же функция мультимедиа проявляется, когда учащиеся «добывают» знания с помощью исследований на моделях изучаемых объектов [9].

С помощью средств мультимедийных технологий реализуются следующие виды наглядности:

1. Картинная и картинно-динамическая. Наглядность такого вида имеет цель дать отображение реального мира (изображения, включая отсканированные фотографии, рисунки, картины, слайды, анимацию и анимационное имитирование и т. д.). Занимаясь подготовкой урока математики с использованием технологии мультимедиа, учитель должен учитывать влияние цвета на познавательную деятельность учащихся, сочетание цветов, оптимальное количество цветов на экране и т. д.

2. Звуковая наглядность. Предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов (звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка). Звук вообще может играть роль:

- шумового эффекта;

- звуковой иллюстрации;

- звукового сопровождения.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид деятельности. Шумовой эффект должен быть дидактически оправданным. Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. Звук может играть роль учебного звукового сопровождения изображения, анимации, видео. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение.

3. Символическая и графическая наглядность. Пособия этого типа отражают реальную действительность в

условно-обобщенном символическом виде. Это схемы, чертежи, диаграммы и т. п. Этот вид наглядности традиционно используется при обучении математике; новые дидактические возможности предоставляются при использовании средств интерактивности.

4. Отдельно выделим звукоизобразительную наглядность (видео). Средства мультимедийных технологий предоставляют возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи. Также возможность осуществления музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду. Использование видеоинформации может значительно усилить обучающий эффект. Видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего.

Использование средств мультимедийных технологий для обеспечения наглядности обучения математике позволяет [6]:

1) ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;

2) обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;

3) показать предмет в его развитии;

4) предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при работе сЭСУН.

Покажем возможности изображений и анимации как дидактического материала. С их помощью можно осуществлять:

1) визуальное введение понятия;

2) эмоциональную поддержку восприятия термина;

3) зрительно-смысловую интерпретацию понятия;

4) сопоставление слова, формулы и образа;

5) зрительную иллюстрацию свойства понятия;

6) установление связей между однородными понятиями;

7) изложение трудновоспроизводимых положений теории;

8) демонстрацию хода доказательных рассуждений.

Выделяют следующие требования к предоставлению

мультимедиа-информации для обеспечения наглядности:

1. Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации.

2. Динамика предъявления материала. Время демонстрации должно быть оптимальным, соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации.

3. Продуманный алгоритм видеоряда изображений.

4. Оптимальный размер наглядности.

5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, которые отвлекают ученика.

При решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме (эмоция). Очень важно организовать учебную деятельность

так, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся. С. Л. Рубинштейн: «Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависит от нее» [10]. В работе А. Я. Чебыкина представлены некоторые аспекты возможного решения проблемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности [11]. На этапе анализа относительно структурных компонентов развертывания учебно-познавательного процесса выделяются следующие приемы регуляции: переключение внимания, композиционное моделирование, психомоторные упражнения, экспрессивная выразительность, цветовое воздействие, использование ярких цитат и парадоксальных случаев. При этом они направлены на создание ситуаций неожиданности, яркости, контрастности и эмоционального эффекта новизны. На этапе синтеза в качестве приемов регуляции учебно-познавательной деятельности выделяют: импровизированное сюжетно-ролевое комментирование, моделирование совместной деятельности, социально-педагогический тренинг, мультипликация, музыкальное воздействие. На аналитико-синтетическом этапе осуществляется направленность на создание ситуации соревновательности и эмоционального эффекта увлечения. Следует заметить, что использование средств мультимедийных технологий позволяет наилучшим образом организовать вышеозначенные приемы за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации.

Особой формой психической активности человека является внимание; оно входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. И. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности. В процессе обучения привлечь внимание школьников можно всем тем, что для них интересно и важно. Непроизвольное внимание привлекается использованием цвета; предметов и явлений, вызывающих у человека эмоциональное удивление, восхищение. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Исследования, посвященные изучению особенностей проявления внимания на уроках с использованием средств мультимедийных технологий показали, что практически на всех этапах урока преимущество в организации внимания учащихся имеет мультимедийная подача знаний [12]. Выяснилось, что динамика зависит от двух факторов:

1) организации информации (экран компьютера -«окно» в новый трехмерный мир);

2) установка учителя на активное восприятие учениками предложенного материала.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели субъекта. Применение средств мультимедийных технологий при обучении математике увеличивает мотивацию школьников к учению.

Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Формирование познавательных мотивов мо-

жет осуществляться посредством методической помощи, указаний, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности. Средства мультимедийных технологий позволяют наилучшим образом реализовать эти направления, используя возможности интерактивности. Познавательный интерес учащихся можно рассматривать в качестве самого сильного мотива учения [13]. При наличии познавательного интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим. Одними из групп условий, стимулирующих развитие познавательного интереса, являются наглядность и группа, связанная с организацией процесса обучения [14]. Мультимедийные средства обучения позволяют осуществлять разнообразные формы самостоятельной работы, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы учащихся. С помощью мультимедийных средств обучения для формирования и развития познавательного интереса можно:

1) индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия информации;

2) предъявлять задачи, способствующие приобретению умений в определении наиболее целесообразных способов решения (используя интерактивные возможности);

3) развивать и поддерживать в самостоятельной работе с электронным средством учебного назначения творческое начало, требующее самостоятельности мышления, совершенствования опыта фантазии, воображения;

4) ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверке опытным путем полученных знаний (используя мультимедиа - информацию, моделирование, интерактивность).

Л. П. Мартиросян [15] считает, что процесс развития познавательного интереса в обучении математики с использованием средств информационных технологий предполагает развитие у учащихся приемов осуществления самостоятельной творческой деятельности содержательной, аналитической и практической направленности. Отмечается, что, например, на уроках алгебры использование средств информационных технологий возможно для:

• создания экранных представлений функциональных зависимостей в различных формах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• динамического представления изменения значений функции в соответствии с изменениями значений аргумента;

• изменения масштаба исследуемого участка графика функции;

• совмещения графиков;

• представления геометрической интерпретации решения уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств;

• наглядного представления целочисленных решений уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств.

Ситуация урока, в которой используются средства мультимедийных технологий, обеспечивает возможности

для самостоятельных и автономных действий, возможность свободного управления учениками представлением содержания программы.

Не только форма обучения, но и способ интеракции между учителем и учениками оказывает значительное влияние на качество мотивации учебной деятельности.

В работе О. Г. Смоляниновой [16] обобщаются результаты исследований влияния средств мультимедийных технологий на мотивацию учения. Многие учащиеся сообщили, что роль преподавателя по сравнению с традиционными уроками меняется при использовании средств мультимедийных технологий. Ученики чувствовали: отношение между учащимися и преподавателями менее иерархично и смягчено. Преподаватели принимали роль ресурсного помощника. В исследования в рамках философии образования отмечается, что на первый план выходит организаторская функция преподавателя, предполагающая обеспечение сотрудничества с учащимися, развитие способностей к творчеству и самообучению.

На мотивацию в процессе обучения влияет и такой фактор, как чувство успеха. Использование средств мультимедийных технологий позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными проблемами в знаниях. Работая с готовыми электронными средствами учебного назначения, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

При обучении математике с использованием средств мультимедийных технологий в средней школе наиболее эффективным является формирование (на основе [17]):

1) среди личностных результатов - мотивации, познавательных потребностей, творческих способностей обучаемых (осуществляется с помощью демонстрационных, информационно-справочных систем, контролирующих программ, тренажеров, имитационных и моделирующих педагогических программных средств),

2) среди мета предметных результатов - развитие универсальных способов деятельности, общеинтеллектуальных умений и навыков, включая навыки проектной и исследовательской деятельности, эффективного использования средств мультимедийных технологий (осуществляется с помощью моделирующих ЭСУН, интегрирующих сред обучения),

3) среди предметных результатов - переход от репродуктивных способов усвоения учебного материала к формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности (осуществляется с помощью информационно-справочных систем, интегрирующих сред обучения).

Итак, применение средств мультимедийных технологий при обучении дает значительные преимущества по сравнению с традиционным обучением. Однако следует выделить и ряд проблем, возникающих при этом.

1. Психологические:

• проблема, состоящая в определении границ и психологической целесообразности применения средств мультимедийных технологий в обучении;

• неоправданное или чрезмерное использование компьютерной техники.

2. Недостаточные технологические навыки учеников и учителя.

3. Дидактические:

• неспособность учащихся воспользоваться свободой предоставления учебного материала средствами мультимедийных технологий;

• рассеивание внимания школьников в силу чрезмерного предъявления мультимедийной информации.

4. Технические:

• недостаточная интерактивность;

• трудоемкость и временные затраты на создание собственных электронных средств учебного назначения;

• вероятность сбоев.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательных психических процессов школьников на уроках математики является использование средств мультимедийных технологий.

2. Комплексное использование средств мультимедийных технологий, основанное на выявленных психолого-педагогических особенностях применения данных средств при обучении школьной математике, может выступать средством совершенствования учебного процесса в условиях преподавания предмета.

3. Значительную роль играют средства мультимедийных технологий для обеспечения наглядности учебного процесса при решении школьных математических задач.

4. Наряду с преимуществами использования средств мультимедийных технологий в обучении математике существуют некоторые проблемы в применении таких средств в современной школе.

5. На сегодняшний момент остро стоит проблема психолого-педагогической целесообразности использования средств мультимедийных технологий в учебном процессе.

Результаты исследования успешно используются в учебно-воспитательном процессе ряда образовательных учреждений Чеховского муниципального района Московской области, на занятиях со студентами математического факультета МПГУ, а также в работе со слушателями курсов повышения квалификации педагогических работников Московской области.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

2.

Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 206 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

3. Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 1997.

4. Рапуто А. Г. Реализация принципа когнитивной визуализации на примере учебного материала средней школы // Информатика и образование. - № 7, 2009. - С. 75-78.

5. Джаджа В. П. Метод тематического погружения при использовании мультимедийных технологий в обучении математике: (На примере тригонометрии): Дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005.

6. Ефремова Д. Д. Реализация принципа наглядности при изучении математики в старших классах средней школы: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 2004.

7. Лесников И. Н., Бычкова О. И., Васюхин В. В. Герменевтический подход в обучении информатике и математике // Информатика и образование. - 2010. - № 5. - С. 21-27.

8. Васенина Е. А. Методы применения средств ИКТ в образовательном процессе: классификация, характеристика, анализ // Информатика и образование. - 2010. - № 7. - С. 16-20.

9. Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. - Самара: СГАУ, 1993.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. II. - М.: Педагогика, 1989.

11. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии. - 1987. - № 6.

12. Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук. - СПб., 1997.

13. Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М., 2003.

14. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.

15. Мартиросян Л. П. Методические подходы к обучению учителей использованию информационных технологий на уроках математики в процессе развития познавательного интереса учащихся (на примере курса информатики): Дис. . канд. пед. наук. - М., 2003.

16. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2002.

17. Кузнецов А. А., Зенкина С. В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды // Информатика и образование. - 2009. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.