ОБУЧЕНИЕ РУССКОЙ РЕЧИ В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ Умарова Д.З. Email: [email protected]
Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра узбекского языка и литературы, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы обучения русскому языку, русской речи в узбекской школе. Обосновывается образовательное, воспитательное, развивающее значение русского языка.
В статье поднимается вопрос общих проблем обучения грамматике русского языка студентов национальных групп неязыковых вузов. А также содержание обучения и изучение русской грамматики и других разделов курса русского языка. Дается практическая направленность изучения грамматики, которая позволит взглянуть на преподавание грамматики русского языка для учащихся с русским (неродным) языком обучения с другого ракурса.
Ключевые слова: система обучения, функции языка, коммуникативный, предмет, родной язык, билингвизм, форма обучения, развивающее обучение.
TEACHING RUSSIAN SPEECH IN UZBEK SCHOOL Umarova D.Z.
Umarova Dilmura Zakirovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF UZBEK LANGUAGE AND LITERATURE, FERGHANA POLITECHNICINSTITYTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the issues of teaching the Russian language, Russian speech in the Uzbek school. The educational, upbringing, developmental significance of the Russian language is substantiated. The article raises the question of general problems of teaching Russian grammar to students of national groups of non-linguistic universities. As well as the content of education and study of Russian grammar and other sections of the Russian language course. The practical orientation of the study of grammar is given, which will allow you to look at the teaching of Russian grammar for students with Russian (non-native) language of instruction from a different angle.
Keywords: teaching system, language functions, communicative, subject, native language, bilingualism, form of education, developing education.
Велико значение русского языка в жизни народов мира. Например, благодаря русскому языку страны СНГ имеют тесные экономические, политические и культурные связи. Основное назначение учебного предмета «Русский язык в общеобразовательной школе с узбекским и другими языками обучения» - создание такой системы обучения, которая обеспечивала овладение языком в основных его функциях. Средство общения, сообщения, познания, планирования и организации деятельности (особенно коллективной), эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания - при приоритетности коммуникативной функции, то есть умение свободно общаться на этом языке в многообразных жизненных ситуациях. Практическое значение русского языка как учебного предмета сочетается с его общеобразовательной ценностью. Практическое и образовательное значение тесно связаны с большой воспитательной ролью русского языка и как языка межнационального общения, изучение которого способствует формированию у школьников чувства интернационализма и дружбы между народами. Родным языком
дети овладевают задолго до поступления в школу, а со вторым, в данном случае русским, большей частью начинают знакомиться уже в школе. Обучение школьников русскому языку, как и любому другому языку, - это развитие мышления детей, совершенствование и обогащение выражения мысли новыми средствами. Процесс изучения языка в школе - это процесс познания детьми новых явлений реальной действительности. Поэтому преподавание русского языка в школе с узбекским и другими языками обучения имеет огромное познавательное и образовательное значение. Развитие речи учащихся основывается на изучении отдельных уровней русского языка. Принципы развивающего обучения ставят перед школьниками задачу самостоятельно усваивать знания по изученным предметам, в том числе и русскому языку, где необходимо использовать их на практике. Как известно, в психологических предпосылках обучения русскому языку в школе русскоязычных и иноязычных детей установлены существенные различия. Обусловлены эти различия характером аналитико-синтетической деятельности учащихся применительно к структурным элементам русского языка. Эти психологические явления (неотчетливое осознание, неполная абстракция, дотеоретические, допонятийные обобщения, устойчивые ассоциации между элементами языка) составляют основу школьного изучения родного языка, в какой бы форме обучение не велось (так называемое практическое или грамматическое). Разница только в том, что практическое обучение может происходить на дограмматическом уровне аналитико-синтетической деятельности учеников, не переходя на более высокий уровень - грамматическое изучение языка. Иноязычным школьникам, конечно, свойственна аналитико-синтетическая деятельность на уровне дограмматической абстракции, но применительно к родному языку (неотчетливое осознание структурных элементов родного языка, неполная абстракция при осуществлении мыслительной деятельности, и связанные с ней допонятийные обобщения, устойчивые ассоциации между его элементами). Эти мыслительные процессы по отношению к родному и русскому языкам совпадают, когда структурные элементы обоих языков, их признаки и отношения идентичны. Если эти явления в сравниваемых языках сходны, но не идентичны, сложившиеся психологические образования не могут быть полностью одинаковыми. Многие опыты свидетельствуют, что на уровне фонетики у иноязычных школьников имеются идентичных механизмы восприятия и производства основных признаков фонем. Большая часть механизмов, конечно, требует формирования заново или коррекции. В области лексики также немного общих слов, которые звучат одинаково и обозначают один и тот же предмет, действие и так далее. Существенные различия между русским и родным для учащихся языком имеются и в структуре предложений, словосочетаний. Очевидно, что если есть отличия в структурных элементах сравниваемых языков, то в речи детей могут не сформироваться психологические образования применительно к тем явлениям вновь изучаемого языка, которые отсутствуют в родном языке. Без этого невозможно осуществить ни практическое, ни грамматическое изучение неродного языка.
Образовательная политика страны, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального развития общества, расширение политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничество в рамках международного сообщества [1].
На каждом этапе реформ в систему республиканского непрерывного образования внедряются инновационные технологии, разрабатываются научные основы образовательных и воспитательных технологий, изучается огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и новых экспериментальных технологий [2].
Следует отметить, что масштабные реформы, проводимые в системе образования нашей страны, служат благородным целям воспитания молодежи с самостоятельным, здоровым мышлением и свободным владением иностранными языками, отвечающей современным требованиям. Кроме того, налажено международное сотрудничество в области образования с целью расширения знаний наших молодых людей за рубежом, повышения квалификации, прохождения стажировок преподавателей и обмена опытом [3].
Список литературы /References
1. Абдувалиева Адиба Закировна. Главная задача образовательной политики -обеспечение современного качества образования // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/glavnaya-zadacha-obrazovatelnoy-politiki-obespechenie-sovremennogo-kachestva-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.05.2021).
2. Умарова Дилмура Закировна. Инновационные реформы в системе высшего образования республики Узбекистан // Вопросы науки и образования. 2018. №2 (14). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/innovatsionnye-refoimy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-respubliki-uzbekistan/ (дата обращения: 26.05.2021).
3. Умарова Дилмура Закировна. Технология блочно-модульного обучения как перспектива повышения качества обучения // Проблемы Науки, 2019. № 11-2 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-blochno-modulnogo-obucheniya-kak-perspektiva-povysheniya-kachestva-obucheniya/ (дата обращения: 26.05.2021).