Научная статья на тему 'Технология блочно-модульного обучения как перспектива повышения качества обучения'

Технология блочно-модульного обучения как перспектива повышения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / САМОАНАЛИЗ / САМОКРИТИКА / САМООЦЕНКА / БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODULE / INDEPENDENCE / SELF-CONTROL / SELF-ANALYSIS / SELF-CRITICISM / SELF-APPRAISAL / MODULAR APPROACH / MODULAR TRAINING / COMPETENCE / COMPETENCE OF LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье рассматривается технология блочно-модульного обучения применительно к занятиям русскиим языком в вузе. Автор раскрывает сущность блочно-модульного обучения, блочной организации учебного процесса в качестве совершенствования иноязычной подготовки специалистов. Разъясняются функции преподавателя при проектировании модульной программы. Даётся схема разработки модульного обучения учебного предмета. Поднимается вопрос об эффективности блочно-модульного обучения на занятиях и некоторых его недостатках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCK-MODULAR LEARNING TECHNOLOGY AS A PROSPECTS FOR LEARNING THE QUALITY OF LEARNING

The article under discussion gives recommendations of module teaching, explains functions of trainer who projects module program. The author reveals the essence of blok-modular training, the blok organization of the educational process an improvement of foreign language training of specialists. The functions of teacher in the design of a modular program are explained. Also gives scheme of projecting of module teaching of subject.The question of the effectiveness of block-modular training in the classroom and some of its shortcomings is raised.

Текст научной работы на тему «Технология блочно-модульного обучения как перспектива повышения качества обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Умарова Д.З. Email: Umarova17144@scientifictext.ru

Умарова Дилмура Закировна — старший преподаватель, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается технология блочно-модульного обучения применительно к занятиям русскиим языком в вузе. Автор раскрывает сущность блочно-модульного обучения, блочной организации учебного процесса в качестве совершенствования иноязычной подготовки специалистов. Разъясняются функции преподавателя при проектировании модульной программы. Даётся схема разработки модульного обучения учебного предмета. Поднимается вопрос об эффективности блочно-модульного обучения на занятиях и некоторых его недостатках.

Ключевые слова: модуль, самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самооценка, блочно-модульный подход, модульное обучение, компетенция, компетентность.

BLOCK-MODULAR LEARNING TECHNOLOGY AS A PROSPECTS FOR LEARNING THE QUALITY OF LEARNING Umarova D.Z.

Umarova Dilmura Zakirovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF UZBEK AND RUSSIAN LANGUAGES, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion gives recommendations of module teaching, explains functions of trainer who projects module program. The author reveals the essence of blok-modular training, the blok organization of the educational process an improvement of foreign language training of specialists. The functions of teacher in the design of a modular program are explained. Also gives scheme ofprojecting of module teaching of subject.The question of the effectiveness of block-modular training in the classroom and some of its shortcomings is raised.

Keywords: module, independence, self-control, self-analysis, self-criticism, self-appraisal, modular approach, modular training, competence, competence of learners.

УДК 371.321

Модульное обучение является одной из наиболее перспективных систем обучения, так как оно лучше всего адаптировано к системе развития познавательных и творческих способностей учащихся. В традиционном образовании цели обучения выражаются через педагогическую деятельность, то есть образование, в то время как модульное обучение выражается через деятельность учащихся и направлено на профессиональную деятельность.

Модульное обучение обеспечивает пошаговое обучение посредством всеобъемлющей классификации учебных программ. То есть можно будет индивидуализировать преподавание. Переход к модульному обучению имеет следующие цели:

• обеспечение непрерывности обучения;

• индивидуализация обучения;

• создание достаточных условий для самостоятельного изучения учебного материала;

• интенсивность обучения;

• достижение эффективного усвоения предмета.

Основной задачей системы высшего образования сегодня является подготовка высококвалифицированных специалистов. Конечно, для обучения такого специалиста необходимо определить систему требований к нему. Ища ответ на этот вопрос, сталкиваешься с системой требований в четырех областях:

1. Получение необходимых знаний, навыков и умений в своей области.

2. Постоянное совершенствование имеющихся знаний в данной области, то есть готовность к самостоятельному обучению.

3. Наличие соискательских и творческих навыков для введения инноваций в отрасль.

Модульное обучение имеет следующие преимущества: почти все студенты работают самостоятельно, достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме; работая максимум времени самостоятельно, студенты учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.

Блочно-модульный подход как нельзя лучше сочетает традиционные и нетрадиционные методы обучения языкам, соответствуя тем требованиям, которые обычно предъявляются дидактикой к обучению в неязыковой - искусственной среде [1].

Блочно-модульное обучение в системе образования характеризуется внедрением в учебный процесс новых методов и приемов обучения, которые в настоящее время практикуются во всем мире. В то же время цель учебного процесса должна планироваться заранее. Одна из целей состоит в том, чтобы сделать среду обучения комфортной и неутомительной, и учащийся должен осознать, что он или она обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы полностью понять тему занятия, чтобы процесс обучения стал продуктивным. Благодаря блочно-модульному обучению все студенты принимают активное участие на занятии, а также понимают, что они могут полагаться на то, что они уже знают, думают, используют и развивают. Каждый студент вносит свой вклад в результат совместной работы. Студенты делятся опытом, знаниями, навыками, идеями, идеями, идеями и способами ведения дел.

Чтобы построить модульную программу курса, необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Многолетний опыт работы со студентами строительного факультета подсказали мне идею создания учебных пособий, таких как: «Исторические и архитектурные памятники России», «Изучаем архитектуру», «Народно-прикладное искусство Узбекистана», «Архитектурное наследие Узбекистана», для подготовки студентов сдачи самостоятельных работ, которые охватывают лексику, устойчивые и свободные словосочетания, присущие техническим специальностям. Это слова из области архитектуры, градостроения и строительных дисциплин. Использование пособий студентами продемонстрировал их высокую эффективность. Рационально отобранный лексический материал, творческий подход к выбору методов и приёмов работы, их последовательность и системность, определение соответствующей дозировки при изучении грамматики и лексики, а также оправдывающее себя варьирование видов заданий и упражнений - всё это, несомненно, оказывается на качестве работы, повышает у студентов интерес к предмету.

Анализ практики преподавания иностранных языков в неязыковом вузе позволяет выявить ряд недостатков иноязычной подготовки, как то: отсутствие дифференциации обучения по уровню владения студентами иноязычными компетенциями; недостаточный срок иноязычной подготовки в вузе; большой временной разрыв между изучением иностранного языка в вузе и его использованием на практике; фрагментарность учебного материала по предмету «иностранный язык»; недостаточный уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка; дефицит профессиональной направленности преподавания иностранного языка в вузе; постоянное устаревание учебной информации [2].

Говоря об эффективности блочно-модульного обучения на занятиях русского языка, нельзя не сказать и о некоторых его недостатках.

1. Прежде всего, использование данного метода требует психологической переориентации самого преподавателя: он должен принять новую систему профессиональных ценностей. Развитие студента - главная цель его работы, а содержание предмета - средство, помогающее достичь её. Кроме того, проблемы возникают, если преподаватель владеет небольшим количеством приемов и техник организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

2. Следующая проблема блочно-модульного обучения заключается в высокой трудоемкости его применения. Преподавателю приходится разрабатывать весь методический, дидактический и контрольно-оценочный материал на разных уровнях, готовить маршрутные карты обучающихся и т.д.

3. Отсутствие дидактического обеспечения, необходимость самому преподавателю подбирать материал и составлять задания разных уровней сложности, изготавливать раздаточный материал, тестовые задания, разрабатывать модули к занятиям. Это требует больших затрат времени;

4. Разный уровень готовности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Результатом внедрения электронных средств обучения явилось качественное улучшение процесса преподавания русского языка, активизация творческой деятельности студентов. Интенсивное взаимодействие студентов с различными элементами информационных технологий образовательной среды, формируют у студентов знания, умения и навыки овладения компетенциями [3. С.1 52].

Следует отметить, что масштабные реформы, проводимые в системе образования нашей страны, служат благородным целям воспитания молодежи с самостоятельным, здоровым мышлением и свободным владением иностранными языками, отвечающей современным требованиям. Кроме того, налажено международное сотрудничество в области образования с целью расширения знаний наших молодых людей за рубежом, повышения квалификации, прохождения стажировок преподавателей и обмена опытом. В настоящее время наша страна и европейские университеты успешно сотрудничают в рамках международных образовательных программ Tempus и Erasmus Mundus. Erasmus Plus - это программа ЕС в области образования, профессионального обучения и спорта, которая помогает студентам из разных стран учиться в европейских университетах, а также совершенствовать свои навыки преподавателям вузов Узбекистана. В рамках этой программы реализуются перспективные проекты на 2014-2020 годы.

Список литературы / References

1. Зиннурова Ф.М. Языковая подготовка в ссуз строительного профиля: блочно-модульное обучение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ra/article/n/ (дата обращения: 01.11.2019).

2. Никитина Е.Г. Блочно-модульное обучение как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических факультетов вузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 25.10.2019).

3. Парпиева М.М. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения русскому языку как неродному. Журнал «Вопросы науки и образования». № 7(19). Май, 2018. С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.