ТЕХНОЛОГИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Умарова Д.З. Email: [email protected]
Умарова Дилмура Закировна — старший преподаватель, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается технология блочно-модульного обучения применительно к занятиям русскиим языком в вузе. Автор раскрывает сущность блочно-модульного обучения, блочной организации учебного процесса в качестве совершенствования иноязычной подготовки специалистов. Разъясняются функции преподавателя при проектировании модульной программы. Даётся схема разработки модульного обучения учебного предмета. Поднимается вопрос об эффективности блочно-модульного обучения на занятиях и некоторых его недостатках.
Ключевые слова: модуль, самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самооценка, блочно-модульный подход, модульное обучение, компетенция, компетентность.
BLOCK-MODULAR LEARNING TECHNOLOGY AS A PROSPECTS FOR LEARNING THE QUALITY OF LEARNING Umarova D.Z.
Umarova Dilmura Zakirovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF UZBEK AND RUSSIAN LANGUAGES, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion gives recommendations of module teaching, explains functions of trainer who projects module program. The author reveals the essence of blok-modular training, the blok organization of the educational process an improvement of foreign language training of specialists. The functions of teacher in the design of a modular program are explained. Also gives scheme ofprojecting of module teaching of subject.The question of the effectiveness of block-modular training in the classroom and some of its shortcomings is raised.
Keywords: module, independence, self-control, self-analysis, self-criticism, self-appraisal, modular approach, modular training, competence, competence of learners.
УДК 371.321
Модульное обучение является одной из наиболее перспективных систем обучения, так как оно лучше всего адаптировано к системе развития познавательных и творческих способностей учащихся. В традиционном образовании цели обучения выражаются через педагогическую деятельность, то есть образование, в то время как модульное обучение выражается через деятельность учащихся и направлено на профессиональную деятельность.
Модульное обучение обеспечивает пошаговое обучение посредством всеобъемлющей классификации учебных программ. То есть можно будет индивидуализировать преподавание. Переход к модульному обучению имеет следующие цели:
• обеспечение непрерывности обучения;
• индивидуализация обучения;
• создание достаточных условий для самостоятельного изучения учебного материала;
• интенсивность обучения;
• достижение эффективного усвоения предмета.
Основной задачей системы высшего образования сегодня является подготовка высококвалифицированных специалистов. Конечно, для обучения такого специалиста необходимо определить систему требований к нему. Ища ответ на этот вопрос, сталкиваешься с системой требований в четырех областях:
1. Получение необходимых знаний, навыков и умений в своей области.
2. Постоянное совершенствование имеющихся знаний в данной области, то есть готовность к самостоятельному обучению.
3. Наличие соискательских и творческих навыков для введения инноваций в отрасль.
Модульное обучение имеет следующие преимущества: почти все студенты работают самостоятельно, достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме; работая максимум времени самостоятельно, студенты учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.
Блочно-модульный подход как нельзя лучше сочетает традиционные и нетрадиционные методы обучения языкам, соответствуя тем требованиям, которые обычно предъявляются дидактикой к обучению в неязыковой - искусственной среде [1].
Блочно-модульное обучение в системе образования характеризуется внедрением в учебный процесс новых методов и приемов обучения, которые в настоящее время практикуются во всем мире. В то же время цель учебного процесса должна планироваться заранее. Одна из целей состоит в том, чтобы сделать среду обучения комфортной и неутомительной, и учащийся должен осознать, что он или она обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы полностью понять тему занятия, чтобы процесс обучения стал продуктивным. Благодаря блочно-модульному обучению все студенты принимают активное участие на занятии, а также понимают, что они могут полагаться на то, что они уже знают, думают, используют и развивают. Каждый студент вносит свой вклад в результат совместной работы. Студенты делятся опытом, знаниями, навыками, идеями, идеями, идеями и способами ведения дел.
Чтобы построить модульную программу курса, необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Многолетний опыт работы со студентами строительного факультета подсказали мне идею создания учебных пособий, таких как: «Исторические и архитектурные памятники России», «Изучаем архитектуру», «Народно-прикладное искусство Узбекистана», «Архитектурное наследие Узбекистана», для подготовки студентов сдачи самостоятельных работ, которые охватывают лексику, устойчивые и свободные словосочетания, присущие техническим специальностям. Это слова из области архитектуры, градостроения и строительных дисциплин. Использование пособий студентами продемонстрировал их высокую эффективность. Рационально отобранный лексический материал, творческий подход к выбору методов и приёмов работы, их последовательность и системность, определение соответствующей дозировки при изучении грамматики и лексики, а также оправдывающее себя варьирование видов заданий и упражнений - всё это, несомненно, оказывается на качестве работы, повышает у студентов интерес к предмету.
Анализ практики преподавания иностранных языков в неязыковом вузе позволяет выявить ряд недостатков иноязычной подготовки, как то: отсутствие дифференциации обучения по уровню владения студентами иноязычными компетенциями; недостаточный срок иноязычной подготовки в вузе; большой временной разрыв между изучением иностранного языка в вузе и его использованием на практике; фрагментарность учебного материала по предмету «иностранный язык»; недостаточный уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка; дефицит профессиональной направленности преподавания иностранного языка в вузе; постоянное устаревание учебной информации [2].
Говоря об эффективности блочно-модульного обучения на занятиях русского языка, нельзя не сказать и о некоторых его недостатках.
1. Прежде всего, использование данного метода требует психологической переориентации самого преподавателя: он должен принять новую систему профессиональных ценностей. Развитие студента - главная цель его работы, а содержание предмета - средство, помогающее достичь её. Кроме того, проблемы возникают, если преподаватель владеет небольшим количеством приемов и техник организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
2. Следующая проблема блочно-модульного обучения заключается в высокой трудоемкости его применения. Преподавателю приходится разрабатывать весь методический, дидактический и контрольно-оценочный материал на разных уровнях, готовить маршрутные карты обучающихся и т.д.
3. Отсутствие дидактического обеспечения, необходимость самому преподавателю подбирать материал и составлять задания разных уровней сложности, изготавливать раздаточный материал, тестовые задания, разрабатывать модули к занятиям. Это требует больших затрат времени;
4. Разный уровень готовности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Результатом внедрения электронных средств обучения явилось качественное улучшение процесса преподавания русского языка, активизация творческой деятельности студентов. Интенсивное взаимодействие студентов с различными элементами информационных технологий образовательной среды, формируют у студентов знания, умения и навыки овладения компетенциями [3. С.1 52].
Следует отметить, что масштабные реформы, проводимые в системе образования нашей страны, служат благородным целям воспитания молодежи с самостоятельным, здоровым мышлением и свободным владением иностранными языками, отвечающей современным требованиям. Кроме того, налажено международное сотрудничество в области образования с целью расширения знаний наших молодых людей за рубежом, повышения квалификации, прохождения стажировок преподавателей и обмена опытом. В настоящее время наша страна и европейские университеты успешно сотрудничают в рамках международных образовательных программ Tempus и Erasmus Mundus. Erasmus Plus - это программа ЕС в области образования, профессионального обучения и спорта, которая помогает студентам из разных стран учиться в европейских университетах, а также совершенствовать свои навыки преподавателям вузов Узбекистана. В рамках этой программы реализуются перспективные проекты на 2014-2020 годы.
Список литературы / References
1. Зиннурова Ф.М. Языковая подготовка в ссуз строительного профиля: блочно-модульное обучение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ra/article/n/ (дата обращения: 01.11.2019).
2. Никитина Е.Г. Блочно-модульное обучение как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических факультетов вузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 25.10.2019).
3. Парпиева М.М. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения русскому языку как неродному. Журнал «Вопросы науки и образования». № 7(19). Май, 2018. С. 152.