Научная статья на тему 'О специфике обучения грамматике русского языка в методическом наследии Л. З. Шакировой'

О специфике обучения грамматике русского языка в методическом наследии Л. З. Шакировой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
615
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ / ГРАММАТИКА / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL / GRAMMAR / LINGUISTIC AND METHODOLOGICAL HERITAGE / TEXTBOOKS OF RUSSIAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фазлиахметов Илнур Сальманович

Статья посвящена вопросам изучения грамматики в методическом наследии Лии Закировны Шакировой, известного ученого в области преподавания русского языка как неродного. Исходя из внимательного изучения научных работ лингвометодиста, считаем, что методические выводы и предложенные положения ученого не потеряли своей актуальности в настоящее время, когда обучение русскому языку в школе ведется в свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фазлиахметов Илнур Сальманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPECIFICS OF TEACHING GRAMMAR OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE METHODOLOGICAL HERITAGE OF L. Z. SHAKIROVA

The article is devoted to the study of grammar in the methodological heritage of Liya Zakirovna Shakirova, a famous scientist in the field of teaching Russian as a foreign language. Based on a careful study of scientific works of the linguistic methodologist, we believe that the methodological conclusions and proposed provisions of the academic has not lost its relevance nowadays, when teaching of the Russian language at school is conducted in the light of implementation of Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «О специфике обучения грамматике русского языка в методическом наследии Л. З. Шакировой»

Фазлиахметов Илнур Сальманович

О СПЕЦИФИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЕТОДИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. З. ШАКИРОВОИ

Статья посвящена вопросам изучения грамматики в методическом наследии Лии Закировны Шакировой, известного ученого в области преподавания русского языка как неродного. Исходя из внимательного изучения научных работ лингвометодиста, считаем, что методические выводы и предложенные положения ученого не потеряли своей актуальности в настоящее время, когда обучение русскому языку в школе ведется в свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-3759.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 3. C. 212-214. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список литературы

1. Акулин С. В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности: дисс. ... к. пед. н. Нижний Новгород, 2014. 191 с.

2. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х частях. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. Ч. 1. С. 24-35.

3. Исмаилова Л. М. Формирование основ профессиональной деятельности в высшей школе // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: ИП Соколова Марина Владимировна, 2016. № 4 (46). С. 48-50.

4. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.

5. Умархаджиева С. Р. Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения // Педагогика высшей школы. Казань: Издательство «Молодой ученый», 2016. № 1. С. 105-107.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление 39.03.02 «Социальная работа». Степень (квалификация) - бакалавр социальной работы / Минобрнауки РФ. М., 2016. 11 с.

7. Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. Казань: Издательство «Молодой ученый», 2016. № 1. С. 30-33.

THE READINESS OF SOCIAL WORK BACHELORS TO WORK WITH ADOLESCENTS EXHIBITING DEVIANT BEHAVIOR

Umarkhadzhieva Seda Ruslanovna

Chechen State University, Grozny seda. umarkhadzhieva@mail. ru

The article examines the question of professional training of bachelors of "Social work", to work with adolescents who are prone

to deviant behavior. Based on the analysis of the level of readiness of future social work bachelors to work with this category

of teenagers is identified. The necessity of introduction of the specialty discipline, contributing to the formation of professional

readiness of social work bachelors to work with teenagers of deviant behavior, is substantiated.

Key words and phrases: deviant behavior; bachelor of a social work; professional readiness; high school; professional competence.

УДК 372.881.161.1

Статья посвящена вопросам изучения грамматики в методическом наследии Лии Закировны Шакировой, известного ученого в области преподавания русского языка как неродного. Исходя из внимательного изучения научных работ лингвометодиста, считаем, что методические выводы и предложенные положения ученого не потеряли своей актуальности в настоящее время, когда обучение русскому языку в школе ведется в свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова и фразы: русский язык в школе; грамматика; лингвометодическое наследие; учебники русского языка.

Фазлиахметов Илнур Сальманович

Казанский (Приволжский) федеральный университет Ппш[email protected]

О СПЕЦИФИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЕТОДИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. З. ШАКИРОВОЙ

О роли грамматики в обучении русскому языку, в овладении русской речью писали многие ученые: В. А. Богородицкий «Обучение русской грамматике в татарской школе» [3], А. М. Пешковский «Школьная и научная грамматика: опыт применения научно-грамматических принципов в школьной грамматике» [5], Л. В. Щерба «Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики» [21], А. В. Текучев «Методика русского языка в средней школе» [7], Н. М. Шанский «Русское языкознание и лингводидактика» [20] и др.

Применительно к преподаванию русского языка как неродного данный вопрос получил свое решение в исследованиях ученых-лингвометодистов: Г. А. Анисимова (для чувашской аудитории) [1], К. З. Закирьянова (для башкирской аудитории) [4], Р. Б. Сабаткоева (для осетинской аудитории) [6], Н. З. Бакеевой, Л. З. Шакировой (для тюркоязычной (татарской и башкирской) аудитории) [2; 8], З. Ф. Юсуповой [22; 23] и др. Действительно, грамматика начинается там, где говорящий поставлен перед необходимостью построить предложение хотя бы из двух слов. Кроме того, грамматика является неотъемлемой частью каждого слова, так как, кроме лексического значения, у слова еще есть грамматическое значение. Изменение лексического значения

13.00.00 Педагогические науки

213

слова приводит к изменению грамматического значения. Например, дежурный врач (прилагательное) и Дежурный вошел в класс (имя существительное).

В рамках данного исследования нами была поставлена цель - осветить степень разработанности проблемы в работах Лии Закировны Шакировой и их актуальность для современной методики преподавания русского языка в школе. По нашему мнению, изучение наследия Л. З. Шакировой, которая больше половины своей жизни посвятила науке и воспитанию будущих педагогов, впервые позволит взглянуть на преподавание грамматики русского языка для учащихся с русским (неродным) языком обучения с другого ракурса.

В научно-методическом наследии Лии Закировны Шакировой можно выделить немало работ, посвященных освещению специфики изучения грамматики в татарской аудитории. Например, это монографии [10; 11; 12; 17], статьи в сборниках материалов конференций [9] и журналах «Русский язык в национальной школе» [8], «Совет мектебе (ныне «Магариф») [16] и другие работы.

Изучив работы Лии Закировны, мы выделили несколько ключевых положений, которые, по мнению ученого, являются важнейшими в обучении грамматическому строю на уроках русского языка как неродного и были ею реализованы при разработке учебников и учебных пособий по русскому языку для татарской школы [13; 14; 15; 18; 19].

Во-первых, положение об отборе грамматического материала для изучения в школьном курсе русского языка.

Необходимо решить, какие грамматические сведения целесообразно давать и что нужно в этом плане требовать от школьников. Решение этого вопроса, по мнению Лии Закировны, должно носить однозначный характер: нужна грамматическая теория, показывающая учащимся функциональные признаки языковых норм. Правильный отбор материала позволит учащимся осмыслить такие языковые закономерности, знание которых служит инструментом правильного построения словосочетаний, предложений, текстов. Наш опыт преподавания в татарской школе показывает, что не всегда учащиеся-билингвы осознают функциональные признаки имен прилагательных или местоимений, союзов или предлогов. Опыт работы с учащимися показывает, что в учебниках русского языка недостаточно сведений и упражнений для представления такого материала.

Во-вторых, положение о практикоориентированном характере изучения грамматики. Нобходимо помнить о том, что язык является не просто системой знаков, а функционирующей системой, и поэтому знание одних правил грамматики не обеспечивает нерусскому учащемуся умения строить предложение. Ему необходимо приобрести практические навыки, соответствующие тому или иному правилу. В связи с этим весь школьный курс русского языка должен быть ориентирован на обучение правильной русской речи. К сожалению, на практике всё сводится к заучиванию правил. В учебниках русского языка для 5 или 10 классов, разработанных Лией Закировной, реализуется практико-ориентированный характер изучения русской грамматики, то есть мы находим упражнения и задания, позволяющие показать употребление глаголов несовершенного и совершенного вида, глаголов движения, причастий и деепричастий и т.д.

В-третьих, положение об учете своеобразия русского языка при обучении грамматике, то есть соотношение школьного курса русского языка с данными лингвистической науки, что требует обучения таким закономерностям грамматического строя, усвоение которых направлено на овладение русской речью. Как указывал А. В. Текучев, «не следует поспешно нести в школу все то, что появляется в лингвистике, что еще не отстоялось в ней и не может считаться общепризнанным» [7, с. 114]. Лия Закировна придерживается такой же позиции, что находит отражение в учебниках русского языка.

В-четвертых, положение об учете особенностей грамматической системы родного языка учащихся при обучении русской грамматике. Лия Закировна развивает мысль о том, что необходимо учитывать явления транспозиции и интерференции. Учителю следует хорошо разбираться не только в грамматике русского языка, но и знать специфику родного языка учащихся. Учебники и учебные пособия по русскому языку, разработанные Лией Закировной в качестве автора и соавтора, основаны на данном принципе. Большое значение приобретают проблемы соотношения систем русского и родного языка учащихся, а также переноса знаний, умений и навыков, приобретенных по родному языку, на процесс овладения ими русским языком. В одном случае перенос помогает процессу овладения русским языком и имеет положительное значение, в другом, напротив, затрудняет его и, следовательно, имеет отрицательное значение. Возникновение транспозиции в процессе обучения русскому языку находится в прямой зависимости от знаний учащихся по родному языку. Как утверждает Л. З. Шакирова, «слабое знание или незнание грамматики родного языка является существенным препятствием для усвоения русской грамматики. В связи с этим в процессе обучения русскому языку как неродному следует рационально использовать то, что может облегчить усвоение изучаемого материала, с другой стороны, своевременно и умело предупреждать все, что может создать те или иные трудности, привести к интерференции родного языка. При этом решаются три вопроса: 1) учет особенностей родного языка учащихся; 2) опора на знания, умения и навыки учащихся по родному языку; 3) использование фактов родного языка в процессе обучения русскому языку» [12, с. 178].

В-пятых, положение о взаимосвязанном обучении морфологии и синтаксису. Успешное овладение морфологическими категориями невозможно без определенной суммы знаний по синтаксису. Именно поэтому морфологические категории изучаются в структуре словосочетаний и предложений. Например, изучение местоимения как части речи невозможно без контекста, поскольку местоимения не называют, а указывают [22; 23].

Следующее положение, которое находится в центре внимания Лии Закировны, - это система упражнений при обучении русской грамматике. Выбор наиболее эффективной системы упражнений во многом определяет успех овладения учащимися русским языком как средством общения.

Лия Закировна в своих учебниках и пособиях по русскому языку разработала следующие типы упражнений: языковые (обычно направлены на наблюдение и анализ готового материала), условно-речевые (пересказ, изложение, так как в их основе - текст (образец), содержащий нужные языковые единицы), речевые (описание картины, портрета, составление предложений, рассказ о каком-либо событии и т.д.). По мнению Лии Закировны, речевые упражнения должны занять ведущее место на уроках русского языка как неродного.

Таким образом, анализ научно-методических работ, учебников и учебных пособий Лии Закировны позволяет нам сделать вывод о том, насколько важна разработка лингвометодических основ изучения грамматики при обучении русскому языку как неродному, поскольку в данном случае для учащихся изучение грамматики является не целью, а средством овладения вторым языком. Считаем, что методические выводы и положения известного лингвометодиста остаются актуальными и для современной школы, поскольку обучение русскому языку осуществляется в свете введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Список литературы

1. Анисимов Г. А. Научные основы изучения морфологии русского языка в чувашской школе (функциональный аспект): автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 1989. 36 с.

2. Бакеева Н З. Методика обучения морфологии русского языка в татарской школе. Казань: Тат. книж. изд-во, 1961. 294 с.

3. Богородицкий В. А. О преподавании русской грамматики в татарской школе. Казань, 1951. 24 с.

4. Закирьянов К. З. Научные основы школьного предмета «Русский язык» (к формированию лингвистической компетенции учащихся): монография. Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2015. 280 с.

5. Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика: опыт применения научно-грамматических принципов в школьной грамматике. М. - Л.: Госиздат, 1923. 115 с.

6. Сабаткоев Р. Б. Проблемы обогащения синтаксического строя русской речи учащихся национальных школ: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 1979. 36 с.

7. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. 413 с.

8. Шакирова Л. З. Лингвистика и методика нерасторжимы // Русский язык в национальной школе. 2009. № 2. С. 35-39.

9. Шакирова Л. З. Методическая интерпретация лингвистических знаний: глагол и его категории // Филология и образование: современные концепции и технологии: материалы Международной научно-практической конференции (3-5 июня 2010 года). Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. С. 478-483.

10. Шакирова Л. З. Научные основы методики обучения категориям вида и времени русского глагола в тюркоязычной (татарской и башкирской) школе / под ред. И. В. Баранникова. Казань: Таткнигоиздат, 1974. 279 с.

11. Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе. Казань: Магариф, 1999. 351 с.

12. Шакирова Л. З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии. Казань: Магариф, 2008. 271 с.

13. Шакирова Л. З. Русская речь: учебное пособие для 5 класса основной общеобразовательной школы с татарским языком обучения. Казань: Магариф, 2010. 127 с.

14. Шакирова Л. З. Русский язык: учебник для 5 класса татарских средних общеобразовательных школ. Казань: Магариф, 2009. 271 с.

15. Шакирова Л. З. Русский язык: учебник для 10 класса татарских средних общеобразовательных школ и педагогических училищ. Казань: Магариф, 2006. 271 с.

16. Шакирова Л. З. Текстовые функции видовременных форм глагола // Магариф. 2000. № 5. С. 44-45.

17. Шакирова Л. З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). СПб. - Казань: Просвещение; Магариф, 2003. 352 с.

18. Шакирова Л. З., Саяхова Л. Г. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. СПб.: Просвещение, 1987. 303 с.

19. Шакирова Л. З., Фаттахова Н Н Русская речь: учебное пособие для 8 класса татарских средних общеобразовательных школ. Казань: Магариф, 2007. 167 с.

20. Шанский Н. М. Сопоставительное изучение языков и обучение русскому языку нерусских // Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985. С. 15-23.

21. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. 112 с.

22. Юсупова З. Ф. Местоимения русского языка: теория и практика: монография. Казань: Казан. ун-т, 2014. 196 с.

23. Юсупова З. Ф. Учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному (на материале именных частей речи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (35): в 2-х частях. Ч. 1. С. 215-218.

ON THE SPECIFICS OF TEACHING GRAMMAR OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE METHODOLOGICAL HERITAGE OF L. Z. SHAKIROVA

Fazliakhmetov Ilnur Sal'manovich

Kazan (Volga Region) Federal University [email protected]

The article is devoted to the study of grammar in the methodological heritage of Liya Zakirovna Shakirova, a famous scientist in the field of teaching Russian as a foreign language. Based on a careful study of scientific works of the linguistic methodologist, we believe that the methodological conclusions and proposed provisions of the academic has not lost its relevance nowadays, when teaching of the Russian language at school is conducted in the light of implementation of Federal State Educational Standard.

Key words and phrases: the Russian language at school; grammar; linguistic and methodological heritage; textbooks of Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.