Научная статья на тему 'Современные тенденции в лингвометодике ХХI века (рецензия на монографию З. Ф. Юсуповой «Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ - начало XXI века» (казань: Казан. Ун-т, 2017, 162 с. )'

Современные тенденции в лингвометодике ХХI века (рецензия на монографию З. Ф. Юсуповой «Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ - начало XXI века» (казань: Казан. Ун-т, 2017, 162 с. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в лингвометодике ХХI века (рецензия на монографию З. Ф. Юсуповой «Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ - начало XXI века» (казань: Казан. Ун-т, 2017, 162 с. )»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №3(49)

УДК 811.161.1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЛИНГВОМЕТОДИКЕ ХХ1 ВЕКА

(РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ З. Ф. ЮСУПОВОЙ «ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ В ШКОЛЕ: КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО XXI ВЕКА» (КАЗАНЬ: КАЗАН. УН-Т, 2017, 162 С.)

© Ландыш Латфуллина

MODERN TRENDS IN LINGUISTIC METHODOLOGY IN THE TWENTY

FIRST CENTURY (REVIEW OF Z. F. YUSUPOVA'S MONOGRAPH "LINGUISTIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN SCHOOL: THE LATE TWENTIETH-THE EARLY TWENTY FIRST CENTURIES" (KAZAN: KAZAN. UNIV, 2017, P. 162)

Landysh Latfullina

Современная лингвометодика находится в постоянном поиске наиболее оптимальных методов, приемов и технологий обучения русскому языку в условиях внедрения в практику преподавания новых стандартов, уточнения и совершенствования содержания языкового образования, учета поликультурного языкового пространства, новых форм оценки качества образования выпускников.

Рецензируемая монография З. Ф. Юсуповой «Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ -начало XXI века» [Юсупова «Лингвометодические основы обучения...», 2016] посвящена исследованию актуальных проблем теории и методики обучения русскому языку как неродному на примере образовательных организаций Республики Татарстан. Появление данной книги обусловлено необходимостью обобщения и систематизации многолетнего опыта лингвометодистов Республики Татарстан в совершенствовании научных основ обучения русскому языку, в разработке учебников и учебных пособий по русскому языку для учащихся-татар.

Продолжая славные традиции Казанской лингвометодической школы [Казанская лингво-методическая школа.], развивая методические идеи выдающегося лингвометодиста ХХ века Лии Закировны Шакировой, своего Учителя, автор монографии выделяет для исследования несколько ключевых проблем: во-первых, современные подходы и их реализация в обучении

русскому языку как неродному; во-вторых, современные технологии обучения; в-третьих, реализация принципа учета особенностей родного языка учащихся-билингвов при обучении русскому языку как неродному; в-четвертых, содержание и средства обучения, а именно проблема совершенствования национально-ориентированных учебников русского языка. Новизна работы заключается также в том, что впервые подвергается анализу состояние учебников русского языка, разработанных в Республике Татарстан, с точки зрения принципов и способов подачи в них теоретического и дидактического материала. Автором делается вывод, что учебники русского языка для татарской школы построены на таких принципах, как коммуникативность, системность, последовательность, тематическая подача дидактического материал, учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному и др. Впервые применительно для татарской школы были разработаны учебные пособия «Русская речь», позволяющие организовать работу по формированию речевой и коммуникативной компетенций учащихся. Хочется верить, что учебно-методические комплексы по русскому языку для учащихся-татар в будущем будут переизданы, чтобы в дальнейшем реализовать идею использования национально-ориентированных средств обучения русскому языку как неродному.

Актуальность книги заключается в том, что впервые обобщаются и систематизируются тра-

диции обучения русскому языку учащихся-билингвов в Республике Татарстан в конце ХХ и начале ХХ1 века, опирающиеся на методический опыт представителей казанской лингвистической и лингвометодической школ. Это позволяет, с одной стороны, проследить эволюцию в становлении и развитии казанской лингвометодики, с другой - прогнозировать дальнейшее развитие лингвометодической мысли в Республике Татарстан. Следует отметить, что З. Ф. Юсупова активно занимается исследованием и обобщением научно-методического наследия казанских ученых: В. А. Богородицкого [Юсупова «Методическое наследие В.А. Богородицкого...», 2016]; Р. С. Газизова [Юсупова «Вопросы изучения именных частей речи в работах Р.С. Газизова.», 2014], Э. М. Ахунзянова [Юсупова «Лингвоме-тодические взгляды Э. М. Ахунзянова.», 2014]; Л. З. Шакировой [Юсупова «Лингвометодиче-ская школа Лии Закировны Шакировой», 2015]; [Юсупова, Фазлиахметов, 2016]; Н. Н. Фаттахо-вой [Юсупова, 2013]; А. А. Аминовой [Юсупова, Нагуманова, 2017]; М. М. Шакуровой [Юсупова, Мирзагитов, 2017] и др.

Автором проведен анализ обширной лингво-методической и учебной литературы, посвященной вопросам обучения русскому языку в формально-грамматическом, функционально-семантическом, сопоставительно-типологическом и других аспектах, сделаны выводы, подтверждающие теоретическую и практическую значимость, научную новизну монографического исследования.

З. Ф. Юсупова делает вывод, что учет данных сопоставительного изучения языков позволил разработать теоретические основы методики преподавания русского языка как неродного, заложенные такими учеными, как Н. К. Дмитриев, В. М. Чистяков, Н. З. Бакеева, Л. З. Шакирова и др. Отмечено, что результаты сопоставительной типологии разносистемных языков учитываются в содержании и средствах обучения русскому языку в татарской школе, разработанных авторским коллективом под руководством Л. З. Шаки-ровой [Шакирова, 1999]; [Шакирова, 2008].

В книге дан обстоятельный анализ системы и содержания, современных подходов, принципов, технологий обучения русскому языку. Как отмечает автор книги, «конец ХХ и начало ХХ1 века ознаменовались изменениями в содержании и средствах обучения русскому языку в школе, обусловленными развитием лингвистики, лингво-методики, лингвокультурологии, психолингвистики, сопоставительной типологии языков, внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку.

Актуальными для лингвометодики остаются научно-методические вопросы содержания, форм и способов билингвального образования в России и разработка путей их решения; вопросы подготовки педагогических кадров, способных успешно осуществлять в процессе обучения языкам идею формирования и воспитания билингвальной (по-лилингвальной) языковой личности. Основным направлением обновления содержания обучения русскому языку как неродному является последовательная реализация принципа коммуникативности» [Юсупова «Лингвометодические основы обучения.», с. 158].

В монографии предпринята попытка рассмотреть пути использования принципов системности и функциональности в процессе обучения русскому языку как неродному в современных образовательных организациях Республики Татарстан с родным (нерусским) языком обучения (гимназиях, лицеях, школах). В ней обосновывается необходимость разработки национально-ориентированных учебников русского языка с опорой на традиции составления подобных учебников, а также с учетом современных требований Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку. Делается вывод, что использование национально-ориентированных учебников русского языка ускоряет процесс овладения лексическими и грамматическими единицами русского языка, способствует развитию речи учащихся-билингвов, эффективной подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Рецензируемая монография имеет несомненную теоретическую и практическую ценность для будущих и практикующих учителей русского языка, а также для аспирантов и магистрантов.

Список литературы

Казанская лингвометодическая школа: Шакирова Лия Закировна: сборник статей и воспоминаний, посвященный юбилею доктора педагогических наук, профессора Лии Закировны Шакировой / Сост. Н. Н. Фаттахова, З. Ф. Юсупова. Казань: Магариф-Вакыт, 2016. 160 с.

Шакирова Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / под ред. Н. М. Шанского. Казань: Магариф, 1999. 280 с.

Шакирова Л. З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии. Казань: Магариф, 2008. 271 с.

Юсупова З. Ф. Служение науке и образованию // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 1. С. 276-279

Юсупова З. Ф. Вопросы изучения именных частей речи в работах Р. С. Газизова: к 120-летию со дня рождения ученого // материалы международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие

ЛАНДЫШ ЛАТФУЛЛИНА

родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Казань, КФУ, 1921 ноября 2014 г.). Казань: Отечество, 2014. С. 369371.

Юсупова З. Ф. Лингвометодические взгляды Э. М. Ахунзянова: к 100-летию со дня рождения ученого // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Сопоставительная филология и поли-лингвизм» (Казань, КФУ, 19-21 ноября 2014г.). Казань, КФУ, 2014. C. 404-406.

Юсупова З. Ф. Лингвометодическая школа Лии Закировны Шакировой // Русский язык в национальной школе, 2015. № 2. С.56-64.

Юсупова З. Ф., Фазлиахметов И. С. Реализация методических идей Л. З. Шакировой в теории и практике обучения русскому языку как неродному // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: сб. тр. по материалам VIII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л. В. Дудо-ва. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. С. 124-129.

Юсупова З. Ф. Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ и начало ХХ1 в.: монография. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 162 с.

Юсупова З. Ф. Методическое наследие В. А. Бого-родицкого и актуальные вопросы современной лингво-методики // Научное наследие В. А. Богородицкого и современный вектор исследований Казанской лингвистической школы: тр. и матер. междунар. конф. (Казань, 31 октября - 3 ноября 2016 года): в 2 т. / под общей ред. К. Р. Галиуллина, Е. А. Горобец, Г. А. Николева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. Т. 2. С.343-348.

Юсупова З. Ф., Мирзагитов Р. X. Научно-методическое наследие ученых Казанского университета: Муслима Магсумовна Шакурова // Филология и культура. Philology and Culture. 2017. № 2 (48). C.242-246.

Юсупова З. Ф., Нагуманова Э. Ф. Научное наследие ученых Казанского университета: Альмира Асха-товна Аминова // Филология и культура. Philology and Culture. 2017. № 1 (47). С.231-233.

References

Kazanskaia lingvometodicheskaia shkola: Shakirova Liia Zakirovna: sbornik statei i vospominanii, posvi-ashchennyi iubileiu doktora pedagogicheskikh nauk, professora Lii Zakirovny Shakirovoi (2016). [Kazan Linguistic School: Shakirova Liya Zakirovna: a collection of articles and memoirs dedicated to the jubilee of Prof. Leah Zakirovna Shakirova, Doctor of Pedagogical Sciences]. Sost. N. N. Fattakhova, Z. F. Iusupova. Kazan', Magarif-Vakyt. 126 p. (In Russian)

Shakirova, L. Z. (1999). Osnovy metodiki prepoda-vaniia russkogo iazyka v tatarskoi shkole [Fundamentals of Methods of Teaching the Russian Language in Tatar Schools]. 351 p. Kazan', Magarif. (In Russian)

Shakirova, L. Z. (2008). Pedagogicheskaia ling-vistika: kontseptsii i tekhnologii. [Pedagogical Linguistics: Concepts and Technologies]. 271 p. Kazan', Magarif. (In Russian)

Yusupova, Z. F. (2013). Sluzhenie nauke i obra-zovaniiu [In the Service of Science and Education].

Filologiia i kul'tura. Philology and Culture, No. 1, pp. 276-279. (In Russian)

Yusupova, Z. F. (2014). Voprosy izucheniia imennykh chastei rechi v rabotakh R. S. Gazizova: k 120-letiiu so dnia rozhdeniia uchenogo [Issues of Studying Nominal Parts of Speech in the Works of R. S. Gazizov: On the 120th Anniversary of Birth]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Sokhranenie i raz-vitie rodnykh iazykov v usloviiakh mnogonatsional'nogo gosudarstva: problemy i perspektivy" (Kazan', KFU, 1921 noiabria 2014 g.), pp. 369-371. Kazan, Otechestvo. (In Russian)

Yusupova, Z. F. (2014). Lingvometodicheskie vzgli-ady E. M. Akhunzianova: k 100-letiiu so dnia rozhdeniia uchenogo [Linguistic Methods of E. M. Akhunzyanov: On the 100th Anniversary of Birth]. Sbornik Vseros-siiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Soposta-vitel'naia filologiia i polilingvizm" (Kazan', KFU, 19-21 noiabria 2014g.), pp. 404-406. Kazan', KFU. (In Russian)

Yusupova, Z. F. (2015). Lingvometodicheskaia shkola Lii Zakirovna Shakirovoi [The Linguistic Methodological School of Leah Zakirovna Shakirova]. Russkii iazyk v natsional'noi shkole, No. 2, pp. 56-64. (In Russian)

Yusupova, Z. F., Fazliakhmetov, I. S. (2016). Realizat-siia metodicheskikh idei L.Z.Shakirovoi v teorii i praktike obucheniia russkomu iazyku kak nerodnomu [Realization of L. Z. Shakirova's Methodological Ideas in the Theory and Practice of Teaching Russian as a Non-native Language]. Filologicheskaia nauka i shkola: dialog i sotrudnichestvo: sb. tr. po materialam VIII Mezhdunarodnoi nauchno-praktiches-koi konferentsii / otv. red. L. V. Dudova. Pp. 124-129. Moscow, FLINTA: Nauka. (In Russian)

Yusupova, Z. F. (2016). Metodicheskoe nasledie V. A. Bogoroditskogo i aktual'nye voprosy sovremennoi lingvometodiki [The Methodological Heritage of V. A. Bo-goroditsky and Current Issues of Modern Linguistic Methodology]. Nauchnoe nasledie V. A. Bogoroditskogo i sovremennyi vektor issledovanii Kazanskoi lingvis-ticheskoi shkoly: tr. i mater. mezhdunar. konf. (Kazan', 31 oktiabria - 3 noiabria 2016 goda): v 2 t. / pod obshchei red. K. R. Galiullina, E. A. Gorobets, G. A. Nikoleva. T. 2, pp.343-348. Kazan, Izd-vo Kazan. un-ta. (In Russian)

Yusupova, Z. F. (2016). Lingvometodicheskie osnovy obucheniia russkomu iazyku kak nerodnomu v shkole: konets ХХ i nachalo v: monografiia. [Lingvometh-odological Foundations of Teaching Russian as a Foreign Language: the late twentieth and the early twenty first century]. 162 p. Kazan', Izd-vo Kazan. un-ta. (In Russian)

Yusupova, Z. F., Mirzagitov, R. Kh. (2017). Nauchno-metodicheskoe nasledie uchenykh Kazanskogo universiteta: Muslima Magsumovna Shakurova [Scientific and Methodical Heritage of Scientists at Kazan University: Muslima Magmasovna Shakurova]. Filologiia i kul'tura. Philology and Culture, No. 2 (48), pp. 242-246. (In Russian)

Yusupova, Z. F., Nagumanova, E. F. (2017). Nauchnoe nasledie uchenykh Kazanskogo universiteta: Al'mira Askhatovna Aminova [Scientific Heritage of Kazan University: Almira Askhatovna Aminova]. Filologiia i kul'tura. Philology and Culture, No. 1 (47), pp. 231-233. (In Russian)

The article was submitted on 18.08.2017 Поступила в редакцию 18.08.2017

Латфуллина Ландыш Гиниятовна,

кандидат филологических наук, доцент,

Московский педагогический государственный университет, 119991, Россия, Москва, Малая Пироговская, 1/1. landysh2004@bk.ru

Latfullina Landysh Giniatovna,

Ph.D. in Philology,

Associate Professor,

Moscow Pedagogical State University,

1/1 Malaya Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation. landysh2004@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.