ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №3(45)
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УЧЕНЫХ ТАТАРСТАНА:
ЛИЯ ЗАКИРОВНА ШАКИРОВА (к 95-летию ученого-методиста, педагога)
© Лена Саяхова
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL HERITAGE OF TATARTSTAN RESEARCHERS: LEAH ZAKIROVNA SHAKIROVA (on the 95th anniversary of the scientist, methodologist and teacher)
Lena Sayakhova
Первая аспирантка НИИ методов обучения, ученица известного ученого, методиста В. И. Чистякова, выдающегося тюрколога Н. К. Дмитриева, Лия Закировна Шакирова стала, по сути, создателем современной лингвоме-тодической школы Татарстана, базирующейся на постулатах Казанской лингвистической школы. Огромный вклад Лии Закировны в науку лингвистику и лингводидактику явился предметом восхищения на Всероссийской научно-практической конференции «Филология и образование: современные концепции и технологии», посвященной 90-летию со дня ее рождения [Филология и образование: современные концепции и технологии, 2011]. В статье «Неутомимый труженик в науке, ученый, методист, учитель» мы попытались отметить основные положения лин-гвометодической школы, возглавляемой Лией Закировной Шакировой (см.: [Саяхова, 2011, с. 40-43]. 95-летию ученого посвящен ряд публикаций учеников и коллег: «Лия Закировна Шакирова - Первый доктор педагогических наук в области преподавания русского языка как неродного в Татарстане» [Замалетдинов, Закиев, Фатта-хова, 2015]; «Лингвометодическая школа Лии Закировны Шакировой. Памяти выдающегося ученого Республики Татарстан» [Юсупова, 2015]; «Казанская лингвометодическая школа: Шакирова Лия Закировна: сборник статей и воспоминаний, посвященный юбилею доктора педагогических наук, профессора Лии Закировны Шакировой» [Казанская лингвометодическая школа..., 2016] и др.
Связь лингвистической науки и методики обучения русскому языку стала основополагающей для всей научно-методической и педагогической деятельности Л. З. Шакировой. В монографических трудах Лии Закировны глубоко раз-
работаны научные основы методики преподавания русского языка в татарской школе. Это «Научные основы методики обучения категориям вида и времени русского глагола в тюркоязыч-ной (татарской и башкирской) школе» [Шакирова, 1974]; «Основы методики преподавания русского языка в татарской школе» [Шакирова, 1999]; «Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) [Шакирова, Сабаткоев, 2003]. Разработаны содержание и технологии обучения русскому языку в татарской школе, которые реализованы в программах, учебниках и учебных пособиях, созданных в соавторстве и под редакцией Л. З. Шакировой, начиная с 1959 года. Построенные на принципах системности и функциональности, учебники Л. З. Шакировой отличаются тонко продуманной, изящной текстовой основой, которая создает определенное коммуникативно-культурологическое текстовое поле. Тексты из произведений классической литературы обеспечивают гуманистическую ориентацию учебников, их эстетический и воспитательный потенциал. В учебниках учитывается человекоформирующая роль языка, компетентностный подход к формированию языковой личности, развиваются компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, социокультурная) (см.: [Шакирова, 2006]; [Шаки-рова, 2009].
Хочется несколько слов сказать об одной из последних публикаций Лии Закировны - учебном пособии «Русская речь» для 5 класса школ с татарским языком обучения, которое явилось продолжением изданных ею ранее учебных пособий для 10-11 классов в соавторстве с Л. С. Андреевой [Шакирова, Андреева, 2005] и для 8 класса в соавторстве с Н. Н. Фаттаховой [Шакирова, Фаттахова, 2007]. Особенность этих
пособий - тесная связь языка и культуры. Перед нами небольшая книга «Русская речь. Учебное пособие для 5 класса основной общеобразовательной школы с татарским языком обучения» в 125 страниц, которая позволяет представить образ его автора, Лии Закировны Шакировой: человека неординарного, творческого, талантливого, открытого миру и окружающим ее людям, которая, несомненно, вложила частичку своей души при разработке данного пособия. В предисловии к учебному пособию Лия Закировна трогательно обращается к пятиклассникам:
Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в путешествие по стране «Русская речь». В этой стране вы побываете в девяти «городах». Они помогут вам научиться культуре речевого поведения, узнать много нового из того, что вам известно, но на что вы часто не обращаете особого внимания.
Городок «Язык, слово, речевое общение» напомнит, что нужно знать и помнить для правильного речевого общения на русском языке.
Вы узнаете, что на земле тысячи, десятки тысяч цветов и у каждого цветка есть своё название, свой характер, своя сказка. О многих из них, полюбившихся поэтам и писателям, написаны стихи, рассказы. Вспомнить о цветах, их чарующей красоте поможет вам городок «Праздник, который всегда с нами».
В природе надо видеть не только лес и не только луг, а каждое дерево, каждую травинку, уметь различать прелести всего живого. Надо научиться видеть солнце, уметь всматриваться ясным днём в розовые облака, дождливым - в темные тучи. Надо научиться слушать шум листьев, журчание ручейка, пение птиц. Воспитать в себе чувство прекрасного поможет вам пребывание в городках «Красив, чудесен русский лес» и «Счастье - это быть с природой...».
Когда войдёте в «Страну сказочного языка», вы встретитесь с волшебниками. Читая сказки, вникая в их смысл, вспомните слова Корнея Чуковского: «Цель сказочников... воспеть в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Помните, что все чудеса в известных вам сказках происходят не за тридевять земель, не в неведомом царстве-государстве, а в окружающей вас жизни. Старайтесь стать добрыми и человечными!
О героизме, мужестве и стойкости нашего народа, завоевавшего победу над ненавистным фашизмом, вы узнаете в городке «О Великой Отечественной...».
Городок «Вы и ваш собеседник. Речевой этикет» - это рассказы о языке и культуре поведения. Если вы поймёте необходимость данных вам советов, сможете всегда быть доброжелательными, вежливыми по отношению к близким, старшим и друг к другу. Запомнив слова и выражения, относящиеся к речевому этикету, вы всегда сможете выбрать нужную формулу обращения к собеседнику. В добрый путь! [Ша-кирова, 2010, с. 5]
Теоретическое обоснование взаимосвязанного изучения языка и литературы в нерусских школах представлено в публикациях Лии Заки-ровны, обозначенных в разделе избранных трудов «Педагогическая лингвистика: концепции и технологии» - «Речь, текст, культура в современном образовательном пространстве» [Шакирова, 2008, с. 153-180]. Лия Закировна пишет, что «в настоящее время одной из актуальных проблем в методике обучения русскому языку как неродному становится интеграция -взаимосвязанное влияние двух школьных предметов - русского языка и русской литературы. В связи с тем, что ведущей целью обучения русскому языку в национальной школе является развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися коммуникативной деятельностью на русском языке, использование лучших образцов литературного творчества в качестве иллюстративного и дидактического материала при изучении лексико-грамматических норм, а также в работе над связной речью приобретает особую значимость» [Шакирова, 2008, с. 170]. По мнению ученого-методиста, интеграция на уроках русского языка, осуществляемая на основе текстов (поэтических и прозаических), извлеченных из русской литературы, позволяет наблюдать, как слово «отзывается» в конкретном тексте, как работает, играет, обретает подчас новое «лицо». Интеграция позволяет каждому ученику раскрепоститься и использовать весь багаж накопленной информации. Она показывает многогранность мира, в котором любой человек, любящий слово, может проявиться в своем творчестве, развиваться интеллектуально и эстетически.
Дорогая Лия Закировна! Спасибо, что Вы были в нашей жизни. Мы всегда восхищались Вами, Вашим талантом педагога и исследователя, Вашим упорством и целеустремленностью и в то же время большой человечностью, вниманием к окружающим, друзьям, коллегам, ученикам. Ваше имя вписано золотыми буквами в историю методики преподавания русского языка не только в Татарстане, но и в Российской Федерации.
ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
Список литературы
Замалетдинов Р. Р., Закиев М. З., Фаттахо-ва Н. Н. Лия Закировна Шакирова - Первый доктор педагогических наук в области преподавания русского языка как неродного в Татарстане // Та1апса. 2015. № 1 (4). С.127-144.
Казанская лингвометодическая школа: Шакирова Лия Закировна: сборник статей и воспоминаний, посвященный юбилею доктора педагогических наук, профессора Лии Закировны Шакировой / Сост. Н. Н. Фаттахова, З. Ф. Юсупова. Казань: Магариф-Вакыт, 2016. 196 с. (Наследие филологов Казанского университета)
Саяхова Л. Г. Неутомимый труженик в науке, ученый, методист, учитель // Филология и образование: современные концепции и технологии: материалы всероссийской научно-практической конференции (14-15 февраля 2011 года). Часть 1. / отв. ред. Н. Н. Фаттахова. Казань: ТГГПУ, 2011. 196 с.
Филология и образование: современные концепции и технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14-15 февраля 2011 года). Часть 1. / отв. ред. Н. Н. Фаттахова. - Казань: РИЦ «Школа», 2011. 196 с.
Шакирова Л. З. Научные основы методики обучения категориям вида и времени русского глагола в тюркоязычной (татарской и башкирской) школе / Под ред. И. В. Баранникова. Казань: Таткнигоиздат, 1974. 279 с.
Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе. Казань: Магариф, 1999. 351 с.
Шакирова Л.З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. 352 с.
Шакирова Л. З., Андреева Л. С. Русская речь: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, педучилищ. 3-е изд., доп. Казань, Магариф, 2005. 175 с.
Шакирова Л. З. Русский язык. Учебник для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы и педагогических училищ. Казань: Магариф, 2006. 271 с.
Шакирова Л. З., Фаттахова Н. Н. Русская речь: Учебное пособие для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы. Казань: Магариф, 2007. 167 с.
Шакирова Л. З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии. Казань: Магариф, 2008. 271 с.
Шакирова Л. З. Русский язык: Учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы. 5-е изд., перераб. Казань: Магариф, 2009. 271 с.
Шакирова Л.. Русская речь: учебное пособие для 5 класса основной общеобразовательной школы с татарским языком обучения. Казань: Магариф, 2010. 127 с.
Юсупова З.. Лингвометодическая школа Лии За-кировны Шакировой. Памяти выдающегося ученого Республики Татарстан // Русский язык в национальной школе. 2015. № 3. С. 56-64.
References
Filologiia i obrazovanie: sovremennye kontseptsii i tekhnologii: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (14-15 fevralja 2011 goda) (2011) [Philology and Education: Current Concepts and Technologies: Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference (February 14-15, 2011)]. Chast' 1. otv. red. N. N. Fattahova. 196 p. Kazan, RIC «Shkola». (In Russian)
Kazanskaia lingvometodicheskaia shkola: Shakirova Liia Zakirovna: sbornik statei i vospominanii, posviashchennyi iubileiu doktora pedagogicheskikh nauk, professora Lii Zakirovny Shakirovoi (2016). [Kazan Linguistic-Methodical School: Shakirova Leah Zakirovna: A Collection of Articles and Memoirs on the Anniversary of Leah Zakirovna Shakirova, Doctor of Pedagogy, Professor]. Sost. N. N. Fattahova, Z. F. Jusupova. 196 p. Kazan, Magarif-Vakyt. (Nasledie filologov Kazanskogo univer-siteta). (In Russian)
Saiakhova, L. G. (2011). Neutomimyi truzhenik v nauke, uchenyi, metodist, uchitel'. Filologiia i obrazovanie: sovremennye kontseptsii i tekhnologii: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [A Tireless Worker of Science, a Scientist, Methodologist, and Teacher]. Philology: Modern Concepts and Technologies: Proceedings of All-Russian Scientific-Practical Conference (February 14-15, 2011), chast' 1. / otv. red. N. N. Fattahova. Pp. 40-43. Kazan, TGGPU. (In Russian)
Shakirova, L. Z. (1974). Nauchnye osnovy metodiki obucheniia kategoriiam vida i vremeni russkogo glagola v tiurkoiazychnoi (tatarskoi i bashkirskoi) shkole. Pod red. I. V. Barannikova [Scientific Foundations of Teaching the Categories of Aspect and Tense of Russian Verbs in the Turkic (Tatar and Bashkir) School]. 279 p. Kazan, Tat-knigoizdat. (In Russian)
Shakirova, L. Z. (1999). Osnovy metodiki prepodavaniia russkogo iazyka v tatarskoi shkole [Fundamentals of Methods of Teaching the Russian Language in Tatar School]. 351p. Kazan, Magarif. (In Russian)
Shakirova, L. Z., Sabatkoev R. B. (2003). Metodika prepodavaniia russkogo iazyka (na materiale natsional'nykh shkol). [Methods of Teaching the Russian Language (Based on Ethnic Schools Practices)]. 352 p. St. Petersburg, Prosveshchenie; Kazan, Magarif. (In Russian) Shakirova, L. Z., Andreeva, L. S.(2005). Russkaia rech': Uchebnoe posobie dlia 10-11 klassov obshcheobrazovatel'nykh shkol, gimnazii, litseev, peduchilishch. [Russian Speech: Textbook for the 10th-11th Forms of Secondary Schools, Gymnasiums, Lyceums and Teacher Training Colleges]. 175p. Kazan, Magarif. (In Russian)
Shakirova, L. Z. (2006). Russkii iazyk. Uchebnik dlia 10 klassa tatarskoi srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly i pedagogicheskikh uchilishch [Russian Language. Textbook for the 10th Form of Tatar Secondary Schools and Teacher Training Colleges]. 271p. Kazan, Magarif. (In Russian)
Shakirova, L. Z., Fattakhova N. N. (2007). Russkaia rech': Uchebnoe posobie dlia 8 klassa tatarskoi srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly [Russian Speech: Textbook for the 8th Form of Tatar Secondary Schools]. 167p. Kazan, Magarif. (In Russian)
Shakirova L. Z. (2008). Pedagogicheskaia lingvistika: kontseptsii i tekhnologii. [Educational Linguistics: Concepts and Technologies]. 271p. Kazan, Magarif. (In Russian)
Shakirova, L. Z. (2009). Russkii iazyk: Uchebnik dlia 5 klassa tatarskoi srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly. 5-e izd., pererab. [Russian Language: Textbook for the 5th Form of Tatar Secondary Schools]. 271p. Kazan, Magarif. (In Russian)
Shakirova, L. Z. (2010). Russkaia rech': uchebnoe posobie dlia 5 klassa osnovnoi obshcheobrazovatel'noi shkoly s tatarskim iazykom obucheniia [Russian Speech:
Саяхова Лена Галеевна,
доктор педагогических наук, профессор,
Башкирский государственный университет, 450074, Россия, Уфа, Заки Валиди, 32. [email protected]
Textbook for the 5th Form of Comprehensive Schools with the Tatar Language of Learning]. 127 p. Kazan, Magarif. (In Russian)
Yusupova, Z. F. (2015). Lingvometodicheskaia shkola Lii Zakirovny Shakirovoi. Pamiati vydaiushchegosia uchenogo Respubliki Tatarstan [Leah Zakirovna Shakirova's Linguistic-Methodical School. In Memory of the Outstanding Scientist of the Republic of Tatarstan]. Russkij jazyk v nacional'noj shkole, No. 3, pp. 56-64. (In Russian)
Zamaletdinov, R. R., Zakiev, M. Z., Fattakhova, N. N. (2015). Lii a Zakirovna Shakirova - Pervyi doktor pedagogicheskikh nauk v oblasti prepodavaniia russkogo iazyka kak nerodnogo v Tatarstane. [Leah Zakirovna Shakirova - First Doctor of Education in Teaching Russian as a Second Language in Tatarstan]. Tatarica, 2015, No. 1 (4), pp. 127-144. (In Russian)
The article was submitted on 10.09.2016 Поступила в редакцию 10.09.2016
Sayakhova Lena Galeevna,
Doctor of Pedagogy, Professor,
Bashkir State University, 32 Zaki Validi Str., Ufa, 450074, Russian Federation. [email protected]