Научная статья на тему 'Методика изучения грамматики русского языка в национальных группах неязыковых вузов'

Методика изучения грамматики русского языка в национальных группах неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1295
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ / ПРАВИЛА / ОБЩЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье поднимается вопрос общих проблем обучения грамматике русского языка студентов национальных групп неязыковых вузов. А также содержание обучения и изучение русской грамматики и других разделов курса русского языка. Дается практическая направленность изучения грамматики, которая позволит взглянуть на преподавание грамматики русского языка для учащихся с русским (неродным) языком обучения с другого ракурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика изучения грамматики русского языка в национальных группах неязыковых вузов»

высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Работа с текстом на занятиях русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции студентов помогает преодолеть вышеназванное противоречие. Разные виды работы с текстом стимулируют интерес студентов к предмету, развивают творческую активность; и с методической точки зрения, является одним из новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системодеятельностного, как основных способов совершенствования качества образования-роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Как развивать речь и мышление студентов? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на занятиях русского языка как одно из условий развития творческого потенциала студентов, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст - это основа создания на занятиях русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. И.И. Срезневский считал, что цель изучения родного языка - не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь - вообще говоря - невозможна [2].

Список литературы

1. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные педагогические труды. М., 2016.

2. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка. М., 1959.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье поднимается вопрос общих проблем обучения грамматике русского языка студентов национальных групп неязыковых вузов. А также содержание обучения и изучение русской грамматики и других разделов курса русского языка. Дается практическая направленность изучения грамматики, которая позволит взглянуть на преподавание грамматики русского языка для учащихся с русским (неродным) языком обучения с другого ракурса. Ключевые слова: основы русской грамматики, правила, общение, мышление, речевая деятельность, практическая необходимость.

Как известно, слово «грамматика» имеет несколько значений. В лингводидактических целях это слово целесообразно употреблять в следующем значении: грамматика — это реально существующая совокупность правил, по которым из слов составляются предложения и по которым слова изменяются для включения их в предложения. А предложения — это минимальные сообщения, из

которых состоит вся наша речь. Этим, прежде всего, определяется роль грамматики в овладении языком, ее место в курсе русского языка в национальных группах. То есть грамматические сведения совершенно необходимы для конструирования и понимания текстов. Но этим не исчерпывается обоснование необходимости изучения грамматики русского языка в национальной группе. Познание элементов логики должно, разумеется, происходить на материале родного языка, но ознакомление с грамматикой второго языка позволяет понять, что не только средства родного языка дают представление о действительности. Так, например, различие в языковом представлении способов действия в глагольных формах в родном и русском языках дает возможность увидеть в реальности осуществление действия и те оттенки, на которые не обращается внимания при пользовании родным языком. «Значение занятий подобными вещами состоит, конечно, не в философском их освещении (это не дело средней школы), — писал Л.В. Щерба, — а в том, что учащиеся понемногу, всем ходом занятий, приучаются не скользить по привычным им явлениям родного языка, а подмечать разные оттенки мысли, до сих пор не замеченные ими в родном языке. Это можно назвать преодолением родного языка, выходом из его магического круга. В родном языке нечего подмечать — в нем все просто и привычно и чаще всего не возбуждает никаких сомнений» [1]. Таким образом, изучение русской грамматики в национальной группе развивает логическое мышление студентов, и этот общеобразовательный аспект русской грамматики ни в коем случае не следует упускать из виду, как и то, что русская грамматика обогащает мышление обучающихся. Значение грамматики для практики говорения и понимания русской речи в условиях национальной группы выдвигается на первый план среди мотивов, обусловливающих важность овладения грамматикой. По мнению Шакировой Л.З., правильный отбор материала позволит учащимся осмыслить такие языковые закономерности, знание которых служит инструментом правильного построения словосочетаний, предложений, текстов [2]. Задача отбора грамматического материала русского языка для изучения в национальной группе решается путем использования принципа отбора прежде всего по степени практической необходимости того или иного явления для нужд общения. Обучение русскому языку в национальной группе предполагает ознакомление студентов, с одной стороны, с основами науки о русском языке, а с другой, и это главное, — привитие навыков производства и понимания текстов на русском языке. При этом изучение основ науки о русском языке оказывается той базой, на которой строится привитие практических навыков речевой деятельности. Изучение основ русской грамматики как науки в национальной группе необходимо по трем причинам:

1) без знания основ науки о грамматическом строе невозможно усвоение практических навыков использования грамматики в процессе речевой деятельности;

2) знание основ грамматической науки важно для общего образования, для развития мышления обучающихся;

3) но кроме этого, необходимо учесть еще одно важное обстоятельство:

знакомство с основами науки необходимо для дальнейшего самообучения

студента.

Формирование умения производить и понимать тексты на русском языке как в устной, так и в письменной форме определяет практическую необходимость овладения грамматикой. Это означает прежде всего, что грамматику русского языка студенты национальной группы изучают для практического ее применения, т.е. для того, чтобы строить и понимать русскую речь. Но такая цель определяет собой ориентированность курса русской грамматики в национальной группе на синтез. При изучении грамматики родного языка очень много внимания — и это вполне естественно — обращается на анализ грамматических явлений, на наблюдения над хорошо понятными текстами на родном языке и на выяснение роли тех или иных грамматических явлений в текстах. В курсе же русского языка в национальной

116

группе, вообще в курсе второго языка, центр тяжести перемещается на иное: на то, каким членом предложения следует передать в данном случае ту или иную мысль. Центр тяжести перемещается с того, как выражена та или иная мысль, на то, как следует выразить ее по-русски. Вполне естественно при этом, что особое внимание приходится уделять всему тому, что по-русски выражается особо, что непривычно для студента. Это и есть та синтетическая направленность, которая отличает курс второго языка. Разумеется, грамматика русского языка изучается в национальной группе не только для того, чтобы производить речь, но и для того, чтобы воспринимать ее. И поэтому синтетическая направленность не исключает и аналитического подхода. Студенту национальной группы анализ грамматических явлений русского языка должен не столько помочь понять, как передана та или иная мысль, сколько помочь разобраться в том, какая именно мысль передана при помощи тех или иных средств. В этом плане и говорят, что анализ иноязычного текста происходит через его синтез. Анализируя предложение как факт речи, независимо от звуковой или письменной формы ее воплощения, мы устанавливаем особенности ее письменной передачи. И вопросы тут не могут помочь на раннем этапе обучения, так как вопросы как раз и представляют собой воплощение практического владения грамматикой: правильно их может поставить лишь тот, кто правильно употребляет форму в устной речи, но не знает, как ее записать [3]. Поэтому грамматический анализ в таком аспекте может быть использован в национальной группе на более высокой стадии обучения, в том случае, когда студенты уже практически владеют соответствующей конструкцией. До этого же надо идти к форме написания не через анализ, а через синтез.

Список литературы

1. Щерба Л.В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков // Иностранный язык в средней школе: Методич. сборн. М., 1934. Вып. I.

2. Шакирова Л.З. Научные основы методики обучения категории вида и времени русского глагола в тюркоязычной школе. Казань, 1974.

3. Шаклеин В.М., Рыжова Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским. Учебное пособие. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.