Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в высшей школе'

Интерактивные методы обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных технологий. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования. Поднимаются вопросы нового подхода к изучению языкового материала на занятиях в сочетании с интерактивными средствами и методами обучения. Актуальные проблемы применения педагогических технологий, помогающих в усвоении базовых знаний по предмету, формирующих навыки самоконтроля, мотивирующих к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в высшей школе»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных технологий. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования. Поднимаются вопросы нового подхода к изучению языкового материала на занятиях в сочетании с интерактивными средствами и методами обучения. Актуальные проблемы применения педагогических технологий, помогающих в усвоении базовых знаний по предмету, формирующих навыки самоконтроля, мотивирующих к учению.

Ключевые слова: инновационный, новые технологии, методика, модель.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. Одна из ошибок и проблем современного образования, это оценивание студентов по одинаковым критериям. Нельзя одного студента называть отличником, а другого слабым и отсталым. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность студента, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством преподавателя. Необходимо строить процесс обучения, организацию и методику занятия широко вовлекая студентов в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Данную проблему можно решить при помощи внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания. Новые технологии способны сделать образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Перемены, происходящие в настоящее время в образовании, предопределяют создание адекватных этим процессам социально-педагогических условий и тем самым обусловливают необходимость осмысленного реформирования, разумного проектирования и внедрения новой модели. Для этого необходим преподавательский корпус нового аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование педагогической парадигмы. Решение этих задач непосредственно связано с разработкой новой технологии усвоения педагогических понятий и формирования у будущих преподавателей (ныне студентов) и тех, кто недавно встал на этот нелегкий путь, понятийного диалектического мышления [2]. Почему в настоящее время так активно внедряются в студенческую практику компьютерные технологии, и принцип наглядности становится одним из ведущих? В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на молодёжь, которая с большим удовольствием посмотрит телевизор или поиграет в компьютерные игры, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, которую сложно делить на «полезную» и «неполезную», оказывает большое влияние на воспитание подрастающего поколения и его восприятие окружающего мира. И поэтому, учитывая современные реалии, преподаватель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг подрастающего поколения, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную

на занятии информацию с помощью «медиасредств». Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера и компьютерных (новых информационных) технологий обучения на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение нового подхода к изучению преподаваемого материала на занятии даёт в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадёживающие результаты. Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, А.В. Парахина отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Она считала иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе, который располагает большим потенциалом формирующих воздействий. Для реализации этого потенциала необходимо соблюдение следующих условий:

- четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;

- социальная и профессиональная направленность этой деятельности;

- удовлетворенность обучающихся при решении частных задач;

- формирование у обучающихся умения творчески подходить к решению частных задач;

- благоприятный психологический климат в учебном коллективе [1].

Список литературы

1. Миролюбов А.А., Парахина А.В. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных заведениях. Учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1984. 240 с.

2. Солоневичева М.Н. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе. СПб., 2014. 154 с.

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы современного образования с методами активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых и новыми подходами при изучении преподаваемого материала. Поднимаются вопросы и основные задачи развития мотивации студентов к изучению предметов вузовской программы. Даются новые ориентиры, рассматривающие обучение как процесс умственного развития, позволяющее использовать усвоенное на практике при помощи внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания.

Ключевые слова: мотивация, коммуникативный, формирование, навыки.

В профессиональном образовании сегодня важно расширение задач и содержания иноязычного общения за счёт междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других дисциплин и профессионально-ориентированного обучения. Идея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.