Научная статья на тему 'Иноязычное образование в неязыковом вузе: развитие и перспективы'

Иноязычное образование в неязыковом вузе: развитие и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СПЕЦИФИКА / ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадалиева Хапира Абдухалиловна

В данной статье поднимаются проблемы повышения качества преподавания иностранного языка в образовательной системе высшей технической школы, усиление мотивации его изучения, функциональной направленности обучения языкам, учета профессиональной специфики при обучении иностранному языку, его нацеленности на реализацию задач выпускников технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иноязычное образование в неязыковом вузе: развитие и перспективы»

_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Мамадалиева Х.А.

Мамадалиева Хапира Абдухалиловна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье поднимаются проблемы повышения качества преподавания иностранного языка в образовательной системе высшей технической школы, усиление мотивации его изучения, функциональной направленности обучения языкам, учета профессиональной специфики при обучении иностранному языку, его нацеленности на реализацию задач выпускников технических вузов. Ключевые слова: модернизация, специфика, обучение, формирование, мотивация, образовательная технология, самообразование, опыт.

Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Сегодня мы должны выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Все большее распространение получает мысль о необходимости модернизации образования на основе гуманизации и инновационных технологий. Значительная роль в гуманизации высшего образования, формировании специалиста новой формации принадлежит иноязычному образованию. Ведущие специалисты в области языка и межкультурной коммуникации рассматривают языковое образование как важный резерв социально-экономических преобразований в стране; основной инструмент успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей; фактор культурного и интеллектуального развития и воспитания личности, обладающей общепланетарным мышлением; отмечают необходимость приведения языковой политики к новым реалиям общества, важность разработки новой образовательной технологии [1]. В этой связи особый интерес представляет проблема повышения качества преподавания иностранного языка в образовательной системе высшей технической школы. В настоящее время сформировался социальный заказ на глубокое знание иностранного языка молодёжью, наблюдаются такие ярко выраженные тенденции иноязычного образования, как: рост статуса иностранного языка (в первую очередь английского), усиление мотивации его изучения, функциональная направленность обучения языкам. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при обучении иностранному языку, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. Данное требование отражено в Указе Первого Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» (2012), где подчеркивается, что владение

| 63 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 1. 2017

иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля, а целью вузовского курса обучения является формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов, необходимой для квалифицированной профессиональной и научной деятельности, а также для целей самообразования.

Специалист должен владеть языком (языками) на уровне, позволяющем ему активно и свободно использовать его в сфере профессиональной деятельности. Для достижения положительного результата очень важно, чтобы изучение языка носило не просто углубленный характер, а приобрело профессиональный статус. В практике обучения в неязыковом вузе все более широкое применение находит понятие «профессиональный иностранный язык» (иностранный язык для специальных целей), разрабатываются новые подходы и технологии обучения [2]. Однако, эффективность обучения в значительной степени определяется научным обоснованием инноваций. Значительная роль в научном обосновании принадлежит историко-логическому анализу, который позволяет оценить развитие методической мысли, учесть лучший зарубежный и отечественный опыт, понять современные тенденции и выявить перспективы развития. Изучение и преподавание языков для специальных целей (Languages for Specific Purposes) является одним из приоритетных направлений в лингвистике и методике преподавания иностранных языков на протяжении уже нескольких десятилетий [3].

Список литературы

1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовимся к диалогу культур. Минск: Лексис, 2003. 184 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.

3. Цатурова И.А. Многоуровневая личностно ориентированная система языкового образования в высшей технической школе // Образование и общество, 2003. № 5. С. 26-32.

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Умарова Д.З.1, Турсунова О.С.2, Башарова Г.Г.3

1Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель; 2Турсунова Одина Салимовна - преподаватель; 3Башарова Гулмира Галимьяновна - преподаватель, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о подготовке и обучении иностранному языку специалистов в технических вузах. Поднимается вопрос профессионально-ориентированного направления студентов. Также формированию коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях.

Ключевые слова: профессионально-ориентированный, деловое общение, научно-технический, специальность, эффективность.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 1. 2017 | 64 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.