Научная статья на тему 'Инновационные реформы в системе высшего образования республики Узбекистан'

Инновационные реформы в системе высшего образования республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье обобщены основные направления реформирования высшего образования в Республике Узбекистан на основании принятого Постановления Президента РУ «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». Особое внимание отводится педагогическим инновациям в системе высшего образования. Рассматриваются инновационные технологии в учебном процессе высшей школы, деятельность и особенности подготовки преподавателя высшей школы в условиях инновационного подхода к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные реформы в системе высшего образования республики Узбекистан»

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обобщены основные направления реформирования высшего образования в Республике Узбекистан на основании принятого Постановления Президента РУ «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». Особое внимание отводится педагогическим инновациям в системе высшего образования. Рассматриваются инновационные технологии в учебном процессе высшей школы, деятельность и особенности подготовки преподавателя высшей школы в условиях инновационного подхода к инновационной деятельности. Ключевые слова: инновационные реформы, система высшего образования, программы развития, национальная модель подготовки кадров.

На современном этапе развития перед Узбекистаном стоят стратегические задачи, среди которых дальнейшее развитие системы образования как важнейшего фактора процветания страны, устойчивого роста экономики, обеспечения занятости населения. Новым импульсом кардинального совершенствования сферы, коренного пересмотра содержания подготовки кадров на уровне международных стандартов стало Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года. Вместе с тем утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы, включающая меры по укреплению и модернизации материально-технической базы вузов, оснащению их современными учебно-научными лабораториями и средствами современных информационно -коммуникационных технологий. На сегодняшний день в Узбекистане высшее образование готовит квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни и отраслей хозяйства - научной, экономической, технической и прочих. Учебный процесс систематизирует знания и полученные навыки, ориентируя студентов на решение теоретических и практических задач в векторе выбранной специализации с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий [1]. Следует отметить, что группа международных экспертов, привлеченных при сотрудничестве ЮНЕСКО и консалтинговой компании DGP Research & Consulting провели комплексное исследование системы образования Узбекистана в январе-июне 2017 года. По результатам анализа разработаны предложения о необходимости дальнейшего обеспечения целостности теории и практики, совершенствования механизма контроля качества образования, развития

эффективного сотрудничества с иностранными вузами. В результате претворяемых в жизнь совместных программ сотни преподавателей и студентов Узбекистана имеют возможность ознакомиться с передовым международным опытом в системе образования, приобрести новые знания и навыки, повысить свою квалификацию в ведущих вузах мира. Высокую значимость Постановления подчёркивает тот факт, что впервые на уровне законодательного акта Президента страны утверждены отдельно по каждому высшему образовательному учреждению адресные программы развития, предусматривающие конкретные параметры и показатели. Принятое Постановление является важным шагом совершенствования учебно-образовательной системы Узбекистана в целом. Современный этап развития Республики Узбекистан связан с осуществлением процессов глубокого реформирования политической, экономической жизни, социальной сферы общества. В республике на современном этапе формируются общественные отношения, базирующиеся на рыночной экономике. Собственная модель перехода к рыночным отношениям основана на учете специфических условий и особенностей республики: традиций, обычаев, уклада жизни. Новые условия рынка труда продиктовали основные направления развития системы образования в республике. Закон «Об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров» создали необходимую правовую базу для поступательного развития образовательной системы как единого учебно-научно-производственного комплекса на основе государственных образовательных учреждений. Принципиальным отличием образовательных реформ в Республике Узбекистан являются гарантии государства в создании условий для поэтапного поступательного развития системы непрерывного образования, государственного регулирования рынка образовательных услуг и должного качества образования [2]. Коренное реформирование содержания образования в республике потребовало обеспечения соответствия качества подготавливаемых кадров требованиям осуществляемых в республике преобразований. Исходя из этого, установлены государственные образовательные стандарты, обязательные для всех видов образовательных учреждений. Введение стандартов предусматривает реализацию следующих целей: обеспечение высокого качества образования и подготовки кадров; демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию образовательного процесса; обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса и подготовки кадров; оптимизацию учебно-воспитательного процесса во всех видах и ступенях образования; обеспечение конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг. При разработке образовательных стандартов для системы непрерывного образования определяющим является их соответствие уровню мировых стандартов. Высшее образование в республике играет главную роль в подготовке педагогических кадров и интеллектуальной элиты государства. В Узбекистане определены основные параметры национальной модели подготовки кадров с высшим образованием. К компонентам Национальной модели подготовки кадров отнесены: личность, государство, общество, непрерывное образование, наука и производство. Узбекистан сегодня - это принципиально новое государство, в котором позитивные изменения во всех сферах - политической, экономической, культурной и духовной, предполагают поэтапное проведение реформ. На каждом этапе реформ в систему республиканского непрерывного образования внедряются инновационные технологии, разрабатываются научные основы образовательных и воспитательных технологий, изучается огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и новых экспериментальных технологий.

Список литературы

1. Высшее образование в Узбекистане: перспективы и планы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://podrobno.uz/cat/obchestvo/vysshee-obrazovanie-v-uzbekistane-perspektivy-i-plany-razvitiya/ (дата обращения: 19.02.2018).

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 г.

СПОСОБЫ И МЕТОДИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Якубова С.М.

а

/

Якубова Сайёра Маъдиевна - старший преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье поднимаются вопросы повышения эффективности преподавания английского языка в неязыковых вузах. А также рассматриваются способы и методики инновационного обучения на занятиях по английскому языку. Возможности расширения компетентности преподавателей в вопросах современной методики преподавания, с целью определить основные компоненты, необходимые для внедрения данной модели уровневого обучения студентов иностранному языку в условиях вуза.

Ключевые слова: коммуникативное, инновационное обучение, процесс, формирование навыков, мотивация, образовательные технологии.

Одной из проблем подготовки в организации высшего образования является разный уровень владения обучаемыми иностранным языком: на ступени перехода от средней школы на уровень высшего профессионального образования, от ступени бакалавриата на ступень магистратуры, а также при переходе от ступени магистратуры на ступень аспирантуры. Такая ситуация объясняется тем, что формирование навыков использования иностранного языка имеет индивидуальный характер, который зависит от особенностей психофизиологического характера обучаемого (особенностей памяти, внимания, индивидуального темпа усвоения материала), уровня речевой культуры (богатства запаса слов обучаемого, его общего уровня владения коммуникативными навыками), интереса и степени мотивации к изучению иностранного языка [1]. В результате на занятиях по иностранному языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.