Научная статья на тему 'Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения'

Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / ДИСКУССИЯ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных технологий. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования. Центральное место в статье отведено таким интерактивным методам, как дискуссия, мозговой штурм, кейс-технологии, метод анализа конкретных ситуаций, игра. Анализируются их преимущества по сравнению с традиционными методами и принципами обучения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г.Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных технологий. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования. Центральное место в статье отведено таким интерактивным методам, как дискуссия, мозговой штурм, кейс-технологии, метод анализа конкретных ситуаций, игра. Анализируются их преимущества по сравнению с традиционными методами и принципами обучения в образовательном процессе. Ключевые слова: интерактивные методы обучения, кейс-технологии, метод анализа конкретных ситуаций, дискуссия, игра.

Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования кардинальным образом изменили ориентиры системы образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции. Компетенция — «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции». Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения. При активном обучении студент в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, чем при пассивном обучении, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания [1]. Активные методы обучения позволяют успешно формировать: способность адаптироваться в группе; умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией; готовность принять на себя ответственность за деятельностью группы; способность выдвигать и формулировать идеи, проекты; готовность идти на оправданный риск и принимать нестандартные решения; умение избегать повторения ошибок и просчетов; способность ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным; способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов; умение эффективно управлять своей деятельностью и временем. Многообразие форм и методов интерактивного обучения не позволяет в обзорной статье дать детальную характеристику каждого из них. Поэтому далее будут рассмотрены только наиболее общие и часто используемые методы и технологии интерактивного обучения.

Дискуссия (от лат. discussion — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. По сравнению с распространенной в обучении лекционно-семинарской формой обучения дискуссия имеет ряд преимуществ [2]: 1. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Хотя лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект. Активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои

установки. 2. Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся. 3. Обратная связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи: обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы; моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный студент не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; формирование способности критически оценивать и защищать свои убеждения. Мозговой штурм (мозговая атака) — является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Он используется для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в группе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Кейс-технологии. «Кейс» — от англ. «case» — «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» — формы латинского глагола «cadere», означающего «падать». Происшествие — это то, что «падает, сваливается на нас» [3]. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС). Под конкретной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или выступает в противоречии с окружающей средой. Как правило, эти ситуации характеризуются неопределенностью, непредсказуемостью появления и представляют собой нежелательное нарушение или отклонение в социальных, экономических, организационных, педагогических, производственных и технологических процессах. Однако метод АКС может включать и ситуации, в которых присутствует положительный пример или опыт, изучение и заимствование которого приводит к повышению качества производственной и общественной деятельности. Игра — это форма деятельности (чаще — совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Игра как метод обучения дает возможность: сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения; оценить уровень подготовленности обучающихся (может быть использована как на начальной стадии обучения — для входного контроля, так и на стадии завершения — для итогового контроля эффективности обучения); оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания — в активное — умение, и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала. Применение нового подхода к изучению преподаваемого материала на занятии даёт в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадёживающие результаты.

Список литературы

1. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.

2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

3. Масалков И.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. 443 с.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Хамдамова С.О.

Хамдамова Севара Ойбековна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: рассматриваются проблемы реализации компетентностного подхода в языковом образовании студентов инженерных специальностей. Определив цель подготовки будущих инженеров по иностранному языку как формирование иноязычной компетентности, автор предлагает использовать для ее достижения технологию контекстного обучения. Даются рекомендации по формированию иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей. Ключевые слова: компетентностный подход, мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой, метод.

Одним из направлений модернизации высшего профессионального образования является внедрение компетентностного подхода к планированию и оценке результатов образования. Принципиальное отличие разрабатываемой в настоящее время концепции новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования заключается в попытке реализовать личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую направленность, а также перейти от предметной дифференциации к межпредметной интеграции. Достижение сбалансированности между когнитивным освоением учебных дисциплин и сформированностью базисной готовности к работе (определяющейся овладением навыками в сфере коммуникации, творческого и критического мышления и т. д.) привело к выделению двух типов компетенций, лежащих в основе построения модели выпускника. Специальные (предметно-специализированные) компетенции охватывают профессиональную квалификацию, связывающую будущую деятельность выпускника с предметами и объектами его труда. Общие (ключевые, универсальные) компетенции, отражающие междисциплинарные требования к результату образовательного процесса, жестко не связаны с профессиональной деятельностью и описывают, скорее, качества, необходимые любому специалисту, независимо от области его специализации. Обладание комплексом компетенций, необходимых для качественной продуктивной деятельности, характеризует профессиональную компетентность специалиста. Являясь комплексным личностным ресурсом, обеспечивающим возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области, компетентность включает такие характеристики, как а) готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [1].

Для современного инженера актуальными общими компетенциями являются творческий подход к решению инженерных проблем и разработке новых идей и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.