УДК: 342.951 ББК: 67.401.061.2
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
НАВРУЗ ДУСТМУРОДОВИЧ ВАЛИЕВ,
адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Г.Н. Суслова Рецензент: кандидат юридических наук, доцент В.В. Кардашевский
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями.
Ключевые слова: органы внутренних дел, общественные объединения, формы взаимодействия.
Abstract. Questions of interaction of law-enforcement bodies of the Republic of Tajikistan with public associations are considered. Keywords: law-enforcement bodies, public associations, forms of.
При всех формах государственного управления издревле существовали отдельные государственно-правовые институты, в чью компетенцию входил контроль и обеспечение порядка в обществе. Органы правопорядка и, в первую очередь, внутренних дел, играли и будут играть весьма важную роль в жизни любого государства [4]. В первые десятилетия XXI века органы внутренних дел Республики Таджикистан приняли на себя все тяготы и испытания, которые выпали на долю молодого государства. Тысячи таджикистанцев, в том числе сотрудников органов внутренних дел, посвятили себя нелегкому делу защиты законности и правопорядка, прошли суровую школу испытаний, проявляя настоящее мужество, патриотизм и преданность служебному и гражданскому долгу [4].
Резкая перемена системы управления государством создавала затруднения и для органов внутренних дел. Девяностые годы прошлого века в стране выявили серьезные недостатки в деятельности органов внутренних дел, в том числе в сфере организации обеспечения общественного порядка и оперативно-служебной деятельности. Основная проблема, которая ограничивала возможности органов внутренних дел, в выполнении возложенных на них обязанно-
стей — недостаток сотрудников-профессионалов с одной стороны, отсутствие достаточной нормативной базы для осуществления возложенных на органы внутренних дел задач — с другой. Как отмечает Назаров Н.Дж, подразделения милиции... оказались не готовыми к решительным действиям, не имели конкретных и четких задач, система управления силами и средствами не была отработана, слабо проводилась работа по выявлению, документированию активных участников и организаторов беспорядков, изъятию оружия, поступающего в республику из Афганистана, Ирана, Пакистана и других стран [2].
Сегодня Республика Таджикистан — это суверенное демократическое светское и унитарное государство, в котором зарегистрировано более 2 602 общественных объединений, в том числе представительств 191 зарубежных и международных организаций [6]. Общественные объединения в современном Таджикистане являются развивающим политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защити прав и свобод граждан. Такие организации, как «Фонд развития общества» содействует развитию гражданского общества путем повышения
уровня правосознания всех слоев населения путем внедрения программ по улучшению экономической и социальной жизни населения, миграции, профилактике ВИЧ, психического здоровья, организуют юридические консультации, помогают в развитии сельского хозяйства [7]. Общественная организация «Насл» оказывает консультативную помощь в планировании семьи, профилактике домашнего насилия и репродуктивного здоровья [8]. Общественная организация «Нур» ведет свою деятельностьх в сфере организация воскресной школы «Этики и морали» для детей; проводит культурно-просветительную работу в местах проживания трудовых мигрантов, в том числе среди 10—15 тысяч таджикских мигрантов, живущих и работающих в Москве и Московской области, а также ряде других регионов РФ [9]. Миссия организации «Молодежные Инициативы Развития» — способствовать сокращению уровня бедности и повышению качества жизни населения посредством вовлечения молодежи в процессы развития страны [10]. Другие общественные объединения также оказывают активное содействие органам государственной власти в различных областях жизни общества.
Органы внутренних дел Республики Таджикистан обеспечивают реализацию государственной политики в сфере внутренних дел и защиту интересов государство; прав, свобод и безопасности физических и юридических лиц, а также их имущества.
Сегодня общественные объединения в Республике Таджикистан являются одним из активных развивающихся политико-правовых институтов, начинающих выполнять посредническую функцию между государством в целом и его органами, в частности, по обеспечению защиты прав и свобод граждан. Становление общественных объединений в Республике Таджикистан происходит при их активном взаимодействии с органами государственной власти в сфере общественно-политической жизни. Перед ними стоят задачи, вытекающие из направления деятельности общественного объединения, во-первых, опираясь на соответствующие внутренние ресурсы и интересы, во-вторых — отвечающие потребностям общества. Эта двуединая задача дает возможность общественным объединениям включить свою деятельность в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия.
Министерство внутренних дел Республики Таджикистан в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Таджикистан, конституционными законами и законами Республики Таджикистан, совместными решениями Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, актами Президента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан, международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан [3].
Правоохранительные органы сами по себе, в одиночку, не смогут справиться с задачей противодействия преступности и нарушений закона — отметил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. С целью повышения эффективности борьбы с преступностью необходимо привлечь все общество, развивать новые формы сотрудничества [5]. В целях дальнейшего укрепления законности, улучшения социальной жизни граждан, правопорядка, обеспечения стабильности и спокойствия общества необходимо осуществлять решительную борьбу с преступностью в стране.
В этом направлении Правительством принята «Государственная программа борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на период 2008— 2015 гг.». Даная программа, начиная с рядового гражданина до верховного органа государства, взывает и обязывает выполнять свой конституционный долг перед государством и обществом. Основная цель — противостоять и вести борьбу с преступностью. Защита Родины, охрана интересов государства, укрепление его независимости, безопасности и оборонной мощи — священный долг гражданина [1]. Важная роль в том, чтобы мотивировать граждан помогать органам внутренних дел, принадлежит средствам массовой информации. В связи с этим перед органами внутренних дел стоит важная задача — развивать свою деятельность в этом сфере: разрабатывать новые направления взаимодействия, показывать реалии жизнедеятельности сотрудников милиции. Это можно осуществлять с помощью телевизионного вещания, а также печатных средств массовой информации, в том числе путем практических советов в газетах, отчетов с мест происшествий и т.п.
В настоящее время наиболее отчетливо проявилась и получила тенденцию к росту готовность милиции и общественных объединений взаимодействовать друг с другом в сфере борьбы с преступно-
№ 3 / 2016
Вестник экономической безопасности
25
стью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Важность и необходимость такого взаимодействия коренятся в том, что вызовы современного правового демократического государства и поступательно развивающегося общества обязывают власть и общественность находить пути к взаимопониманию и сотрудничеству.
Взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями осуществляет по следующим направлениям:
• участие в разработке и реализации программ, концепций инициатив граждан, планов по актуальным вопросам охраны правопорядка и деятельности органов внутренних дел;
• пропаганда правовых знаний, в числе в группах риска отдельных категорий населения;
• мониторинг и пресечение распространения информационных материалов, способствующих возникновению массовых беспорядков;
• содействия органом внутренних дел в охране правопорядка в общественных местах;
• осуществление контроля при проведения общественно-политических мероприятий ( выборов, митингов и демонстраций);
• содействие в раскрытии и расследовании преступлений;
• широкомасштабное освещение борьбы с нарушениями правопорядка, информирование граждан о деятельности ОВД в данной сфере;
• профилактика экстремизма в молодежной среде, профилактика детской безнадзорности;
• правовое воспитание подрастающего поколения;
• изучение общественного мнения населения;
• организация непосредственной работы с населением по месту жительства через привлечение жителей к участию охрана правопорядка. Таким образом, развитие партнерских отношений
органов внутренних дел Республики Таджикистан и общества, создание эффективных, приспособленных к современным социальным условиям механизмов взаимодействия с общественными объединениями позволит решить, многие вопросы в деятельности охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
Литература
1. Конституция Республики Таджикистан, принята 6 октября 1994 г. Статья 43.
2. Назаров Н.Дж. Организационно-правовые основы становления милиции Таджикистана (1917—2006 гг.) На соискании дисс.док. юрид. наук.
3. Положение о Министерство внутренних дел Республике Таджикистан: Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан (от 28 декабря 2006 г. № 592).
4. Розикзода А.Ш. Становление милиции Таджикистана. Душанбе: «Ирфон», 2011. С. 3, 4.
5. Сборник выступлений и статей Президента Республики Таджикистан: «Борьба с преступностью — общенародное дело». Учебное пособие. МВД РТ, 2003. С. 55.
6. URL:http://rus.ozodi.org>content/ html:// (дата обращения 16.02.2016 г.).
7. URL:http://foundation-tj.ucoz.org. (дата обращения 19.02.2016 г.).
8. URL:http://gulruhsor.tj/. (дата обращения 19.02.2016 г.).
9. URL: http://www.migration.tj/. (дата обращения 19.02.2016 г.).
10. URL: http://tajikngo.tj/. (дата обращения 19.02.2016 г.).
References
1. The Constitution of the Republic of Tajikistan, adopted on 6 November 1994, Article 43.
2. Nazarov N.J. Organizational-legal bases of formation of the police of Tajikistan (1917—2006.) On competition, Diss.Doc. the faculty of law. Sciences.
3. The regulation on the Ministry of internal Affairs of the Republic of Tajikistan Approved by the decree of the Government of the Republic of Tajikistan from December 28, 2006, No. 592).
4. Rozikzoda A.Sh. the Formation of militia of Tajikistan. Dushanbe: «Irfon», 2011. C. 3, 4.
5. A collection of speeches and articles of the President of the Republic of Tajikistan: «the Fight against crime is a national matter.» Textbook. MIA RT, 2003. P. 55.
6. URL:http://rus.Rus. Ozodi.org"content/ html:// accessed 16.02.2016.
7. URL:http://foundation-tj.ucoz.org. Accessed 19.02.2016.
8. URL:http://gulruhsor.tj/. (Accessed 19.02.2016.
9. URL: http://www.migration.tj/. Accessed 19.02.2016.
10. URL: http://tajikngo.tj/. Accessed 19.02.2016.