Научная статья на тему 'Милиция как структурно-функциональный элемент правоохранительной системы Республики Таджикистан'

Милиция как структурно-функциональный элемент правоохранительной системы Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительная система / правоохранительная система Республики Таджикистан / правоохранительные органы / милиция / Закон Республики Таджикистан «О милиции» / МВД Республики Таджикистан / Law-enforcement system / the law-enforcement system of the Republic of Tajikistan / law enforcement agencies / police / the Law of the Republic of Tajikistan «Law about of police» / the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллоев Абдулло Рахматулоевич

В статье дана характеристика милиции Республики Таджикистан как структурно-функционального элемента правоохранительной системы государства на различных этапах его развития. Особое внимание уделено вопросам, касающимся специфики становления, задач и основных направлений деятельности милиции Республики Таджикистан, которая находится в процессе реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police as structural-functional element of law-enforcement system of Tajikistan

This article the characteristic of police of the Republic of Tajikistan as structurally and functional element of law-enforcement system of the state at various stages of its development is given. Mind attention is paid to questions, the concerning specifics of formation, tasks and the main activities of militia of the Republic of Tajikistan which is in process of reforming.

Текст научной работы на тему «Милиция как структурно-функциональный элемент правоохранительной системы Республики Таджикистан»

с

es

Теория государства и права

УДК 342.6

s

о А. А. Абдуллоев

АБДУЛЛОЕВ Абдулло Рахматулоевич, адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции Республики Таджикистан. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 8 (812) 744-70-76 E-mail: [email protected].

g ABDULLOEV Abdullo Rakhmatuloevich, post graduated of the Department of the theory of state and law of the

a Saint-Petersburg University of the MIA of the Russia. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Letchika Pilyutova

« str., 1. Тел. 8 (812) 744-70-76. E-mail: [email protected].

к

^

g Милиция как структурно-функциональный элемент

§ правоохранительной системы Республики Таджикистан

а

&

а

(D

Й В статье дана характеристика милиции Республики Таджикистан как структурно-функционального

С

Police as structural-functional element of law-enforcement system of Tajikistan

элемента правоохранительной системы государства на различных этапах его развития. Особое внимание Й уделено вопросам, касающимся специфики становления, задач и основных направлений деятельности мили-(j ции Республики Таджикистан, которая находится в процессе реформирования.

g Ключевые слова: правоохранительная система, правоохранительная система Республики Таджикистан,

« правоохранительные органы, милиция, Закон Республики Таджикистан «О милиции», МВД Республики Тад-Su жикистан.

да

This article the characteristic of police of the Republic of Tajikistan as structurally and functional element of law-enforcement system of the state at various stages of its development is given. Mind attention is paid to questions, the concerning specifics of formation, tasks and the main activities of militia of the Republic of Tajikistan which is in process of reforming.

Keywords: Law-enforcement system, the law-enforcement system of the Republic of Tajikistan, law enforcement agencies, police, the Law of the Republic of Tajikistan «Law about of police», the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan.

В государственно-правовой системе Республики Таджикистан после обретения национальной независимости начали формироваться новые механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правоохранительная система, отражающая всю совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищённость человека от противоправных посягательств [7, с. 22], начала складываться в Республике Таджикистан на основе норм и принципов, закрепленных в Конституции Республики Таджикистан, и с учётом особенностей исторического и социально-культурного опыта регулирования общественных отношений в Таджикистане.

Правоохранительная система занимает особое место в государственном механизме [19, с. 7; 16, с. 8-9; 17, с. 4; 14, с. 22-23]. Ее состояние связано с деятельностью государства по охране прав и свобод человека и гражданина, обеспечению нормального функционирования общества, созданию условий для его саморегулирования и обеспечения защиты и охраны публичных, корпоративных и частных интересов [16, с. 5; 15, с. 13-26]. История правоохранительной системы представляет собой социальный опыт, который необходимо изучать [11, с. 78-82] и использовать для определения эффективной модели национальной правоохранительной системы.

После присоединения Средней Азии к России и образования Туркестанского генерал-губернатор-

ства (1867) в процессе создания новых государственных органов в центре и на местах были образованы полицейские органы. Туркестанское генерал-губернаторство состояло из областей, которые разделялись на уезды, уезды - на волости [21, с. 150-155]. «Положение об управлении Туркестанским краем» [4] определяло функции и структуру полицейских органов в Туркестанском крае, которые возглавлял военный губернатор. В Ходжентском и Ура-Тюбин-ском уездах были учреждены должности уездных начальников полиции. Уезды делились на участки, в которых служили участковые приставы [18, с. 49-50]. Полицейский надзор осуществлял орган, состоящий из полицмейстера, приставов и других полицейских чинов. Старшие и младшие полицейские следили за порядком на крупных железнодорожных станциях края. Города были разделены на части, полицейскую деятельность в которых осуществляли старшины, руководившие работой низших полицейских чинов. Сельские населенные пункты делились на волости, а волости на сельские общества - аксакальства, в структуре органов управления которых существовала должность уполномоченного полицейского [13, с. 14].

Такая система полицейских органов с незначительными изменениями просуществовала до февраля 1917 г., когда Временное правительство преобразовало царскую полицию в народную милицию.

Абдуллоев А.Р. Милиция как структурно-функциональный эл

На территории Бухарского эмирата, в состав которого до 1920 г. входила большая часть территории центрального и южного Таджикистана, полицейская власть находилась в руках миршаба (ночного правителя). Полицейскую деятельность осуществляли заместитель миршаба - дахбоши (десятник) и находившиеся в его подчинении десять шабгардов (ночных патрулей) [22, с. 25], отдельные полицейские функции осуществляли раис (градоначальник), бек (правитель области), амлякдар (правитель района) и другие местные должностные лица [18, с. 48-60].

После установления Советской власти на основе Декрета СНК РСФСР от 3 апреля 1919 г. «О Советской Рабоче-Крестьянской милиции» [6] в Северном Таджикистане во всех уездах были упразднены указанные выше должности, их функции были возложены на пролетарскую милицию, подчинявшуюся волостным советам [9, с. 170]. 19 июля 1919 г. в соответствии с «Положением о Советской рабоче-крестьянской милиции Туркестанской республики Российской Советской Федерации» были образованы уездные, городские и волостные управления милиции при местных советах [8, с. 35-36; 9, с. 171]. 21 февраля 1919 г. Всероссийский ЦИК принял Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» [5], который сыграл важную роль в создании и функционировании органов милиции на железнодорожных станциях Северного Таджикистана.

Одним из важнейших результатов проведения национально-территориального размежевания в Средней Азии для таджикского народа было создание в СССР Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. В течение второй половины 1924 г. была проведена подготовительная работа по созданию центральных государственных органов автономной республики. 26 ноября 1924 г. по решению ЦИК Узбекской ССР было создано Временное правительство Таджикской АССР - Революционный Комитет (Ревком). В начале февраля 1925 г. Ревком Таджикской АССР переехал в Душанбе и обратился с призывом к населению оказать содействие и принять активное участие в создании органов новой власти в центре и на местах.

Были созданы: народный комиссариат внутренних дел Таджикской АССР, состоящий из управлений и отделов административного, милиции, уголовного розыска, коммунального хозяйства; Народный комиссариат юстиции Таджикской АССР, прокуратура, народные суды и их структурные подразделения на местах [20, с. 11]. Аппарат НКВД Таджикской АССР состоял из 20 человек. Народным комиссаром внутренних дел 14 декабря 1924 г. был назначен А. Яр-мухаммедов [10, с. 105]. Нормативную основу деятельности таджикской милиции составляли, помимо федерального законодательства, Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 28 сентября 1925 г. «О введении в действие Положения о службе Рабоче-Крестьянской милиции» «Положение о службе Рабоче-Крестьянской милиции», Дисциплинарный устав для служащих советской Рабоче-Крестьянской милиции, Дисциплинарный устав рабоче-дехканской милиции, постановления НКВД и приказы начальника милиции Таджикской АССР, постановления и распоряжения местных исполкомов советов [13, с. 18].

В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую ССР. Был образован НКВД Таджикской

ент правоохранительной системы Республики Таджикистан

ССР. 25 мая 1931 г. СНК СССР принял единое для ми- е лиции всех союзных республик «Положение о рабоче- Т крестьянской милиции», которое закрепило разделение § милиции на общую и ведомственную, осуществляв- С шую специальную охрану отдельных предприятий, со- Н оружений и их имущества, и определило организаци- -онные основы функционирования милиции. е

Таджикская ССР была субъектом СССР вплоть до е его распада. 9 сентября 1991 г. Республика Таджикистан б заявила о своей независимости. Первые годы незави- г симости для Республики Таджикистан были годами К открытого противоборства политических сил страны. д В мае 1992 г. в столице Республики начались массовые у беспорядки, результатом которых стал паралич госу- В дарственной власти в республике [12, с. 206-227]. р

В ноябре-декабре 1992 г. в г. Худжанде прошла § XVI Сессия Верховного Совета Республики Таджи- т кистан, на которой было избрано новое руководство 50 Верховного Совета во главе с Э. Рахмоном. 6 ноября ^ 1994 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Республики Таджикистан [1], провоз- о гласившая Таджикистан суверенным, демократиче- С ским, правовым, светским, унитарным государством. §

Обретение суверенитета Таджикистаном озна- № чало, что правоохранительные органы государства о должны были координировать свою деятельность 6 в общегосударственном механизме независимого 2 государства. Одной из ведущих структур право- 1 охранительных органов Республики Таджикистан стали органы внутренних дел, которые создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел.

В условиях независимости нормативным актом, регулирующим деятельность органов внутренних дел республики, стал Закон «О милиции» [3]. Закон определил понятие, основные направления, полномочия и принципы деятельности милиции; её место в системе органов государственной власти; обязанности, права, порядок приёма на службу в милицию; ответственность, государственные гарантии правовой и социальной защиты, а также порядок финансового, материально-технического обеспечения и надзора за деятельностью милиции. Милиция является государственным правоохранительным органом, органом дознания и предварительного следствия и призвана защищать права и свободы человека и гражданина, общественный порядок, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств, и наделена правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О милиции» и другими законами [3, ст. 1].

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Республики Таджикистан. Общее руководство деятельностью милиции Республики Таджикистан осуществляет министр внутренних дел, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Таджикистан. Указ о назначении и освобождении министра утверждается на совместном заседании Маджлиси милли (верхней палаты) и Маджлиси намояндагон (нижней палаты) Маджлиси Оли (парламента) Республики Таджикистан.

В областях, городах и районах руководство деятельностью милиции осуществляют начальники

Теория государства и права

управлений (отделов) внутренних дел. Назначение и освобождение от должности руководителей Главных С? управлений, управлений Министерства внутренних ^ дел, Управления Горно-Бадахшанской автономной ,01 области, областей, города Душанбе, отделов вну-и тренних дел городов и районов, милиции на желез-си нодорожном и воздушном транспорте осуществляет о министр внутренних дел Республики Таджикистан ^ по согласованию с Президентом Республики Таджи-рд кистан. Руководители милиции на особо важных и режимных объектах назначаются и освобождаются ета от должности в порядке, определяемом министром ^ внутренних дел Республики Таджикистан [3, ст. 9]. а Организационная структура, штатная числен-

« ность, оплата труда и дислокация подразделений «н милиции определяются в порядке, устанавливаемом ог Правительством Республики Таджикистан, а оплата § труда и дислокация подразделений милиции, содер-й жащихся за счёт средств предприятий, учреждений ^ и организаций, - местными маджлисами народных ер депутатов по согласованию с МВД Республики Тад-ет жикистан. Для обеспечения правопорядка на режим-^ ных объектах и территориях, могут создаваться спеЙ циальные подразделения милиции. ^ Правовые основы деятельности милиции со-

« ставляют Конституция Республики Таджикистан, За-и кон «О милиции», другие нормативные правовые акты се Республики Таджикистан и международные правовые ® акты, признанные Республикой Таджикистан.

Основными направлениями деятельности милиции Республики Таджикистан являются:

- защита жизни и здоровья, прав, свобод человека и гражданина от противоправных действий;

- профилактика, пресечение преступлений и других правонарушений;

- защита общественных и государственных интересов;

- обеспечение общественного порядка и безопасности;

- раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, совершивших преступления;

- защита любых форм собственности от преступных посягательств;

- осуществление правовой пропаганды в рамках, установленных законами Республики Таджикистан, среди граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- применение и исполнение административных наказаний;

- осуществление миграционного контроля в рамках своих полномочий, регулирование вопросов пребывания беженцев и лиц, ищущих убежище [3, ст. 3].

В качестве основных принципов деятельности милиции Республики Таджикистан закреплены: законность; единство системы органов милиции и централизации управления ею; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; социальной справедливости и гуманизма; скрытности, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; единоначалия; равенства всех перед законом; связи с населением и учёта общественного мнения в борьбе с преступностью; беспартийность [3, ст. 4].

Правительство Республики Таджикистан утвердило «Программу реформы (развития) милиции

на 2014-2020 годы», в которой определены стратегические цели, задачи и основные направления реформы (развития) милиции [2]. Программа направлена на определение целей, приоритетов и мер по реформированию и развитию милиции, поэтапное улучшение деятельности органов внутренних дел, совершенствование их структуры, приведение деятельности органов Республики Таджикистан в соответствие с современными требованиями и нормами международных правовых актов, усовершенствование сотрудничества с гражданским обществом, улучшение материального обеспечения и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Программа предусматривает: дальнейшее усовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность милиции; создание единой государственной системы регистрации и учёта преступлений, основанной на современных информационных технологиях; создание Общественного совета по обеспечению общественного порядка, разработку и утверждение Концепции взаимодействия органов милиции с гражданским обществом; развитие международного и межведомственного взаимодействия во всех направлениях деятельности милиции, в т.ч. в сфере борьбы против преступности [2].

В целях совершенствования управленческой структуры органов внутренних дел, обеспечения органов милиции высококвалифицированными кадрами, повышения уровня предоставления услуг населению и создания благоприятных условий труда сотрудников милиции Программа предусматривает реструктуризацию Министерства внутренних дел, важную роль в проведении которой должны сыграть Главный инспектор министерства, Главная инспекция милиции, Национальный координатор по реформе милиции.

Деятельность органов внутренних дел Таджикистана в годы независимости направлена на обеспечение стабильности в обществе, защиту личности, общества и государства от посягательств на их интересы, борьбу против терроризма, экстремизма, организованных преступных группировок, торговли людьми, незаконного оборота наркотических веществ, других видов преступности и их предотвращения.

Таким образом, милиция - важная часть правоохранительной системы Таджикистана, основы которой были сформированы в советский период. В условиях независимого развития процесс совершенствования законодательной базы, способствовавший повышению эффективности борьбы с преступностью, установлению законности и правопорядка как необходимого условия решения политических и социально-экономических задач, защиты прав и свобод личности, продолжался. Милиционеры стали активными участниками восстановления конституционного строя и укрепления основ таджикской государственности: в годы независимости МВД Республики Таджикистан потеряло свыше 2000 своих сотрудников [12, с. 225]. В настоящее время милиция является важнейшим структурно-функциональным элементом правоохранительной системы Республики Таджикистан и предпринимает попытки перестройки своей деятельности с учётом трансформации политико-правовой организации государства в современных условиях.

Абдуллоев А.Р. Милиция как структурно-функциональный элемент правоохранительной системы Республики Таджикистан

Список литературы е

1. Конституция Республики Таджикистан (принята всенародным голосованием 6 ноября 1994 г., с по- т правками от 22 мая 2016 г.) [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Прези- s денте Республики Таджикистан : официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: о 10.10.2017). S

2. Программа реформы (развития) милиции на 2014-2020 годы. Утверждена постановлением Прави- ^ тельства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 г. № 296 [Электронный ресурс] // Министерство внутрен- т них дел Республики Таджикистан : официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mvd.tj (дата обращения: р

12.10.2017). р

г §

о

4. Высочайше утвержденные «I. Положение об управлении Туркестанским краем и II. Правила введения у поземельно-податного устройства в Туркестанском крае» от 12 июня 1886 г. // Полное собрание законов Рос- В сийской империи. - Собр. 3-е . - Т. VI. - Ст. 3814. р

5. Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны : декрет ВЦИК от 21 т февраля 1919 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - 1919. Т - № 5. - Ст. 46. М

6. О Советской Рабоче-Крестьянской милиции : декрет СНК РСФСР от 3 апреля 1919 г. № 133 // Собра- В ние узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - 1919. - № 13. - Ст. 133. ^

о

с

ко Александр Григорьевич. - М., 1991. - 216 с. и

8. Джалилов, Т. Верные Отчизне. Из истории рабоче-крестьянской милиции в Туркестане (1917-1924). - ^

3. О милиции : закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. № 41 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2004. - № 5. - Ст. 352.

7. Братко, А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории) : дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / Брат-

CTN

Ташкент: Узбекистан, 1968. - 160 с.

9. История таджикского народа. - Т. V: Новейшая история (1927 -1942 гг.) / под ред. Р. М. Масова. - Ду- 66 шанбе, АН Республики Таджикистан, 2001. - 829 с.

10. Каххаров, А. А. Правоохранительная система Таджикской АССР 1924-1929 гг. : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Кахаров Абдурахим Абдулахадович. - Душанбе, 1999. - 192 с.

11. Мулукаев, Р. С. История органов внутренних дел в системе профессиональной подготовки слушателей Академии // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления (юбилейный выпуск). - М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 1999. - С. 76-82.

12. Назаров, Н. Д. Органы милиции Таджикистана в годы независимости (1991-2002 гг.) // Труды Академии. - 2010. - № 1 (13). - С. 206-227.

13. Назаров, Н. Дж. Организационно-правовые основы становления и развития милиции Таджикистана (1917-2006 гг.) : автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / Назаров Носир Джобирович. - М., 2006. - 63 с.

14. Нижник, Н. С. Полицейская система как элемент механизма реализации правоохранительной функции государства // Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Омская академия МВД России, 2016. - С. 22-26.

15. Нижник, Н. С. Полицейско-правовая теория об институционализации государственного управления и месте полиции в механизме государства // Современные проблемы общей теории права : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию независимости Республики Казахстан и 60-летию Алматинской академии МВД Республики Казахстан. - Алмата: Алматинская академия МВД Республики Казахстан, 2016. - С. 13-26.

16. Нижник, Н. С., Ахмедов, Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: структурно-функциональный анализ. - СПб.: Астерион, 2008. - 515 с.

17. Правоохранительная система Российской Федерации / под ред. Б. Я. Гаврилова. - М.: Академия управления МВД России, 2016.

18. Розиков, А. Ш. Полицейская служба в дореволюционном Таджикистане // Труды Высшей школы (Душанбе). - 1998. - № 1. - С. 48-60.

19. Рудяков, Н. М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов советского государства. - Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД СССР, 1990. - 86 с.

20. Тохиров, Ф. Т. Актуальные проблемы истории и теории государства и права в условиях государственной независимости Республики Таджикистан. - Душанбе: Дониш, 2009. - 369 с.

21. Хушвахтов, Х. Х. Некоторые историко-правовые аспекты становления и развития местных органов управления в Средней Азии // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Худжанд). - 2015. - № 3 (3). - С. 150-155.

22. Юсупов, Ш. Т. К истории дореволюционного Душанбе (конец XIX - нач. XX в.). - Душанбе: Дониш, 1988. - 113 с.

© Абдуллоев А.Р., 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.