УДК 342.951 ББК 67.401.061.2
© Валиев Н.Д.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
НАВРУЗ ДУСТМУРОДОВИЧ ВАЛИЕВ,
адъюнкт ФПНПиНКМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail:[email protected] Научная специальностьпо: 12.00.14 — административное право,
административный процесс Научный руководитель: кандидат юридических наук Г.Н. Суслова Рецензент: кандидат юридических наук Т.В. Обыденова
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы, цели, задачи, и принципы организации взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан при координации деятельности общественных объединений с целью повышения ее эффективности в вопросах противодействия правонарушениям и преступлениям.
Ключевые слова: цель, задача, принципы, организация, взаимодействие, органы внутренних дел, общественные объединения, законные интересы граждан, права и свободы, республика, правонарушения, преступления.
Annotation. The article discusses the issues, goals, objectives, and principles of the organization of interaction of internal Affairs bodies of the Republic of Tajikistan under the coordination of the activities of public associations with the law enforcement bodies with the aim of improving the efficiency in combating delinquency and crime.
Keywords: a goal, purpose, principles, organization, interaction, internal Affairs bodies, public associations, legal interests of citizens, rights and freedoms, Republic of, offences, crimes.
Для цитирования: Валиев Н.Д. Цели, задачи и принципы организации взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в Республики Таджикистан. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):136-8.
Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями осуществляется на основании общности их целей. Цели в свою очередь закладываются в концептуальных нормативных документах органов внутренних дел и общественных объединений с учетом их интересов и предназначения. Совпадение целей органов внутренних дел и общественных объединений, их устремленность в одном направлении мотивирует процесс взаимодействия между ними.
Задачи данного взаимодействия так же берут начало из их профильной нормативной базы и представляют собой конкретные положения, реализация которых ведет к достижению общих целей сотрудничества. Этот процесс основывается на принципах деятельности органов внутренних дел и общественных объединений, которые формулируют реализацию взаимодействия. Таким образом, можно констатировать, что принципы деятельности органов внутренних дел
Республики Таджикистан, предусмотренные в Законе «О милиции»1 (См.: Ст. 4 — один из принципов, предусмотренных данной нормой — связь с населением и учета общественного мнения в борьбе с преступностью) [1] и деятельности общественных объединений, заложенные в Законе «Об общественных объединениях»2 (См.: Ст. 13--согласно данной нормы, к
принципам создания и деятельности общественного объединения относятся: добровольность; равноправие; самоуправление; законность; гласность) [2], распространяются как на их самостоятельное функционирование, т.е. отдельно — в независимости друг от друга, так и при их совместной деятельности. Поэтому данные принципы помимо внутриструктурного назначения, могут выступать и в качестве принципов взаимодействия указанных субъектов.
Проведя анализ Закона Республики Таджикистан «О милиции», можно прийти к выводу, что в ст. 6 данного
Закона усматриваются предпосылки для осуществления взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями. Однако, в данной статье, также как и в целом Законе слова «взаимодействие» и «сотрудничество», а также их терминологические эквиваленты не указаны, что позволяет констатировать о косвенном характере приведенных в норме условий взаимодействия милиции с общественными объединениями.
Приоритетным направлением в деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, является обеспечение конституционных прав и свобод гражданина и человека. Одним из таких прав является право на объединение. Это основа организованности людей, в результате которой формируется их общность. Право на объединение закреплено в ст. 28 Конституции Республики Таджикистан3. Данное конституционное положение законодательно реализовано в ст. 4 Закона Республики Таджикистан «Об общественных объединениях», предусматривающее право граждан на объединение.
В Конституции Российской Федерации аналогичное положение предусмотрено ст. 30. Комментируя данное положение С.А. Боголюбова отмечает, что «предусмотренное ст. 30 Конституции России право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Указанное право граждан является проявлением фундаментального конституционного положения о свободе мысли и слова, гарантией права на свободу и личную неприкосновенность, общепризнанным мировым сообществом»4.
О.Е. Кутафин, подчеркивал, что право на объединение включает в себя возможность создавать общественные объединения на добровольной основе в соответствии со своими убеждениями для защиты общих интересов и достижения общих целей5. Однако эти цели невозможно реализовать без взаимодействия с другими структурами общества и государства, в том числе органов внутренних дел.
Цели и задачи взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями зависят от организационной формы данных объединений, направленности их деятельности, особенностей и интересов, которые в совокупности и предопределяют характер и содержание взаимодействия.
Между тем, необходимо подчеркнут, что изучение законодательства Республики Таджикистан и Российской Федерации показало, что понятие «взаимодействие» нормативно не закреплено, но часто используется законодателем.
По мнению О.Н. Двуреченского взаимодействие выступает в качестве взаимосвязанной, согласованной по месту и времени деятельность нескольких его субъектов, которая направлена на выполнение общих задач в анализируемой сфере6.
Мы разделяем точку зрения С.А. Васильева, о том, что «...взаимодействием следует считать осуществление совместных действий заинтересованных субъектов по достижению общей цели»7.
Основываясь на данном определении, можно среди признаков взаимодействия можно выделить такой
признак как наличие общей цели субъектов предполагает, что совместные действия должны осуществляться согласованно, с учетом интересов всех сторон данных отношений. Согласованность как необходимый признак взаимодействия коренным образом влияет на совместные действия, объединяя их в единое целое.
С.В. Пылин отмечает, что реализация взаимодействия общественных объединений со всеми органами государственной власти основывается, прежде всего, на принципе единства публичных интересов8.
Одним из приоритетных направлений взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями является сфера защиты прав и свобод человека и гражданина. Особо тесно взаимодействие осуществляется с общественными объединениями правоохранительной направленности. В Республике Таджикистан это добровольные народные дружины, которые принимают участие в таких мероприятиях по защите прав и свобод человека и гражданина, как: а) охрана правопорядка в общественных местах; б) предупреждение и пресечение нарушений прав и свобод человека и гражданина; в) проведение воспитательной и профилактической работы с лицами, потенциально способными своими действиями нарушить права и свободы иных граждан; г) обеспечение безопасности дорожного движения, защита прав, как водителей, так и пешеходов; д) защита и спасение лиц, пострадавших от чьих-либо действий или чрезвычайных происшествий, повлекших их беспомощность; е) защита прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Взаимодействие органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями, участвующими в обеспечение охраны общественного порядка и безопасности, осуществляется на основании Закона Республики Таджикистан «О милиции», поскольку данная задача в основном возложена на милицию, которая является основным субъектом обеспечения охраны общественного порядка. Вместе с тем, общественные объединения правоохранительной направленности тоже являются субъектами данной деятельности, однако они по сравнению с органами милиции ограничены в правах, и подчиняются органам внутренних дел, которые контролируют и направляют их деятельность.
Таким образом, в основу взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями лежат цели, задачи и принципы, которые заложены в нормативных правовых актах, регламентирующие их деятельность, в частности в законах Республики Таджикистан «О милиции», «Об общественных объединениях» и «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» соответственно. Гармоничность и единство целей, задач и принципов деятельности органов внутренних дел и общественных объединений обусловлено, прежде всего, тем, что они основаны на конституционно-правовых началах. Равноправное, добровольное и взаимовыгодное взаимодействие этих субъектов в сопряжении с их институциональными, организационно-структурными основами их деятельности, в том числе цели, задачи, принципы, права, обязанности и др., предусмотренные соответствую-
щими нормативными документами, в совокупности и формируют и мотивируют процесс их сотрудничества.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно констатировать, что цели, задачи и принципы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, вытекают (исходят, усматриваются) из целей, задач и принципов самостоятельной деятельности данных субъектов, на которых собственно и строится (осуществляется) их совместная деятельность, т.е. взаимодействие.
Однако, само взаимодействие, в силу своей сущности, требует, помимо «профильных» интересов участвующих в нем сторон, дополнение этого организационного комплекса основными целями, задачами и принципами взаимодействия, среди которых мы выделили главные системообразующие основы, которые не дублируются с внутриструктурными (внутриведомственными) аналогами: 1) Цели: взаимопомощь и поддержка; 2) Задачи: выполнение запланированных совместных мероприятий и их укрепление сотрудничества; 3) Принципы: добровольность взаимодействия; равноправие сторон; взаимовыгодность сотрудничества.
Взаимодействие между органами внутренних дел и общественных объединений строиться с учетом собственных интересов каждого из них. Цели и задачи в совокупности образуют их интересы, которые они поддерживают в процессе своей деятельности, в частности осуществления взаимодействия. Сами цели практически реализуются посредством выполнения на их основании сформулированных задач. Однако, некоторые из поставленных целей не могут достигаться без помощи других субъектов, коим в рассматриваемой случае, являются органы внутренних дел с одной стороны, и общественные объединения — с другой.
Изучение нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность, в частности законов «О милиции» и «Об общественных объединениях» соответственно, показало, что данные субъекты даже осуществляя самостоятельную деятельность в рамках своего предназначения (функциональных обязанностей) косвенно благоприятствуют друг другу, поскольку их «автономный» курс направлен в сторону достижения общих целей и задач. К ним можно отнести: защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечение общественного порядка и безопасности; стремление формирования гражданского общества и правового государства и др. Главным интегрирующим фактором является единство ценностей, вытекающих из конституционных принципов и норм, а также государственная поддержка их реализации на всех уровнях общественно-политической жизни.
1 См.: Ст. 4 Закона Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г. № 41 (Парламентский вестник: Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 г. № 5) -один из принципов, предусмотренных данной нормой - связь с населением и учета общественного мнения в борьбе с преступностью.
2 См.: Ст. 13 Закона Республики Таджикистан «Об обще-
ственных объединениях» от 12 мая 2007 г. № 258 (Парламентский вестник: Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2007 г. № 5) - согласно данной нормы, к принципам создания и деятельности общественного объединения относятся: добровольность; равноправие; самоуправление; законность; гласность.
3 Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. // (на таджикском, русском и узбекском языках) Душанбе: 2012.
4 Боголюбов С. Комментарий к Федеральному закону "Об общественных объединениях" // Государство и права. 1998. № 6.
5 См.: Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2002. С. 162.
6 Двуреченская О.Н. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений в области защиты прав несовершеннолетних // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2012. - № 6. — С. 105, 116.
7 Васильев С.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами России в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: монография // М.: 2016. С. 27.
8 Пылин С.В. Общественные и иные некоммерческие объединения, взаимодействие между ними и органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации. — СПб.: Издательство Политического университета, 2010. — С. 290.
Литература
1. Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г. № 41 // Парламентский вестник: Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 г. № 5.
2. Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях» от 12 мая 2007 г. № 258 // Парламентский вестник: Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2007 г. № 5.
3. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. // (на таджикском, русском и узбекском языках) Душанбе: 2012.
4. Боголюбов С. Комментарий к Федеральному закону "Об общественных объединениях" // Государство и права. 1998. № 6.
5. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2002.
6. Двуреченская О.Н. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений в области защиты прав несовершеннолетних // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2012. — № 6.
7. Васильев С.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами России в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: монография // М.: 2016.
8. Пылин С.В. Общественные и иные некоммерческие объединения, взаимодействие между ними и органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации. — СПб.: Издательство Политического университета, 2010.