Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
УДК 342.6
DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-10-19
А. Р. Абдуллоев
адъюнкт
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. oRciD: 0000-0003-0094-1196. E-mail: [email protected]
Нормативные основания становления и эволюции правоохранительной системы Республики Таджикистан
Аннотация: Статья посвящена вопросам нормативных оснований становления и эволюции правоохранительной системы Республики Таджикистан. В государственно-правовой системе Республики Таджикистан после обретения национальной независимости начали формироваться новые механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Автор исходит из того, что в условиях ускоренного развития процессов глобализации и вовлечённости государств в наднациональные интегративные процессы существует необходимость совершенствования государственно-правовой системы, в первую очередь правоохранительной. Определены нормативные основания реформы правоохранительной системы и основные направления осуществления государственных программ, направленных на усиление борьбы с преступностью, укрепление законности и правопорядка, противодействие коррупции, обеспечение эффективного функционирования судебно-правовой системы и органов внутренних дел. Автор приходит к выводу, что реформирование правоохранительной системы способствует укреплению внутренней устойчивости и международного положения Республики Таджикистан.
Ключевые слова: правоохранительная система Республики Таджикистан, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, реформа правоохранительной системы, государственные стратегии и программы, обеспечение политической и социальной стабильности.
10
Для цитирования: Абдуллоев А. Р. Нормативные основания становления и эволюции правоохранительной системы Республики Таджикистан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 2 (82). - С. 10-19. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-10-19.
Abdullo R. Abdulloev
Graduate
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. orcID: 0000-0003-0094-1196. E-mail: [email protected]
Standard bases for formation and evolution of the law-enforcement system of the Republic of Tajikistan
Annotation: The article is devoted to the questions of the standard bases for the formation and evolution of the law-enforcement system of the Republic of Tajikistan. The author recognizes the fact that in the conditions of the accelerated development of the globalization processes and the involvement of the states into supranational integrative processes, there is a need to improve state and legal system, first of all the law-enforcement system. The standard bases of the reform of the law-enforcement system and the main directions of implementation of the state programs directed on strengthening of crime control, strengthening of legality, and law and order, anti-corruption, ensuring effective functioning of the judicial and legal system and the law-enforcement bodies are defined. The author comes to the conclusion that reforming of the law-enforcement system promotes strengthening of the internal stability and the world situation of the Republic of Tajikistan.
Keywords: law-enforcement system of the Republic of Tajikistan, protection and defense of the rights and freedoms of person and a citizen, reform of the law-enforcement system, state strategy and programs, ensuring political and social stability.
For citation: Abdulloev A.R. Standard bases for formation and evolution of the law-enforcement system of the Republic of Tajikistan // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 2 (82). - Р. 10-19. DOI: 10.35750/2071-82842019-2-10-19.
Развитие современного общества требует совершенствования государственно-правовых систем с учётом детерминант социальной эволюции в XXI в. - глобализации, роста темпов экономического развития, увеличения вовлечённости государств в наднациональные интегративные процессы. Разнонаправленные векторы развития, нацеленные на международную интеграцию и универсализацию, с одной стороны, и сохранение национальной самобытности - с другой, акцентируют внимание на необходимости трансформации государственно-правовых структур и фор-
мирования у них способности гармонизировать противоречивые процессы глобализации, обеспечить экономическую и политическую стабильность для граждан своей страны, гарантировать социальную справедливость и комфортное существование всего общества. Важное место в таких трансформациях должно занять развитие правоохранительной системы - важнейшего структурно-функционального элемента механизма национального государства [6, с. 6-13; 5, с. 21-27], обеспечивающего и национальную безопасность государства, и стабильность внутреннего развития, и
реализацию прав и свобод человека и гражданина [6, с. 6-13; 5, с. 21-27; 9, с. 9-11; 10, с. 246-269].
С конца XX в. серьёзные трансформации правоохранительной системы происходят в государственно-правовой системе современного Таджикистана. В Республике Таджикистан после обретения ею государственного суверенитета (1991 г.) начали формироваться новые механизмы обеспечения внутренней безопасности, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Правоохранительная система, отражающая всю совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных посягательств [3, с. 22], начала складываться в Республике Таджикистан на основе норм и принципов, закреплённых в Конституции Республики Таджикистан (1994 г.) и с учётом особенностей исторического и социально-культурного опыта регулирования общественных отношений в Таджикистане [8, с. 182-188]. Создание основ организации и функционирования правоохранительной системы, соответствующих современному уровню задач по обеспечению внешней и внутренней безопасности государства, должно способствовать повышению эффективности государственного управления и решению задач по обеспечению и защите прав и свобод личности, общества и государства [7, с. 13-26].
Указом Президента Республики Таджикистан «О мерах по усилению борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка» от 23 сентября 1995 г. № 341 была утверждена «Государственная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг.», которая 4 ноября 1995 г. была принята парламентом - Мад-жлиси Оли Республики Таджикистан1.
1 Государственная программа Республики Таджикистан по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 23 сентября 1995 г. № 341 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http:// www.mmk.tj (дата обращения: 07.05.2019).
Программа определила основные сферы функционирования правоохранительной системы, к числу которых были отнесены: борьба с организованной преступностью, терроризмом и бандитизмом, наркобизнесом; обеспечение контроля за оружием, традиционными видами преступлений, экономическими преступлениями и коррупцией; профилактика правонарушений; усиление борьбы с преступлениями в Вооруженных силах Республики Таджикистан; организация международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Одним из важнейших результатов осуществления комплекса мер по усилению борьбы с преступностью в 1996-1997 гг. стало постепенное снижение уровня преступности в стране: если в 1995 г. было зарегистрировано 14 530 преступлений (10293
- средней тяжести, 870 - тяжких и 3361 -особо тяжких); в 1996 г. - 13388 преступлений (8781 - средней тяжести; 910 - тяжких; 3679 - особо тяжких); в 1997 г. - 13201 преступление (8479 средней тяжести; 987 тяжких; 3735 особо тяжких), а в 1998 г. - 13161 преступление (6152 - средней тяжести; 2950
- тяжких; 3455 - особо тяжких)2.
Новый этап совершенствования правоохранительной системы государства был связан с принятием «Государственной программы борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008-2015 гг.»3. Программа отмечала снижение количества преступлений: в 2001 г. - 14117 зарегистрированных преступлений, в 2004 г. - 11037. Наряду с тенденцией снижения общего уровня преступности в Республике наблюдался процесс
2 Общие сведения о состоянии преступности по Республике Таджикистан (по состоянию на 1 января каждого отчётного года). Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы ГИАЦ МВД Республики Таджикистан.
3 Государственная программа борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008-2015 гг. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2007 года № 543 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http:// www.mmk.tj (дата обращения: 07.05.2019).
роста отдельных видов преступлений: количество умышленных убийств увеличилось на 48,6 %, число покушений на убийство -на 39,4 %, разбоев - на 37,1 %, преступлений с использованием огнестрельного оружия - на 107,1 %, изнасилований - на 3,7 %, попыток изнасилования - на 5,6 %4. При этом раскрытых преступлений с каждым годом становилось всё больше: в 2001 г. было раскрыто 69,2 % преступлений, в 2004 г. - 80,5 %, в 2008 - 86,6 % от общего числа зарегистрированных преступлений5.
Программа предусматривала осуществление ряда практических задач, направленных на усиление борьбы с преступностью, часть которых впоследствии нашла отражение в краткосрочных планах и стратегиях государственных правоохранительных органов, в частности:
- совершенствование национального законодательства, разработка новых нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность;
- формирование системы эффективного противодействия преступности и её профилактики;
- осуществление действенных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на противодействие преступности;
- привлечение государственных органов, институтов гражданского общества и граждан к работе по предотвращению и пресечению преступности;
- улучшение материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительных органов, повышение квалификации и переподготовка сотрудников правоохранительных органов;
4 Общие сведения о состоянии преступности по Республике Таджикистан (по состоянию на 1 января каждого отчётного года). Документ опубликован не был [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы ГИАЦ МВД Республики Таджикистан.
5 Общие сведения о состоянии преступности
по Республике Таджикистан (по состоянию на 1 ян-
варя каждого отчётного года). Документ опубликован не был [Электронный ресурс] // Доступ из
справочно-правовой системы ГИАЦ МВД Респу-
блики Таджикистан.
- организация, развитие и расширение международного сотрудничества, направленного на противодействие преступности.
Одним из основных направлений реализации «Государственной программы борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008-2015 гг.» было противодействие коррупции. Правительство страны 26 января 2008 г. приняло Постановление «О стратегии борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан», которым были закреплены основные принципы антикоррупционной деятельности6. Стратегия борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан на 2008-2012 гг. предусматривала меры по повышению активности участия населения в борьбе с коррупцией, созданию атмосферы нетерпимости к коррупции и устранению причин и условий, способствующих ей, а также активное международное сотрудничество и взаимопомощь в рамках координации борьбы с коррупцией на международном уровне. Стратегия была направлена на обеспечение защиты прав и вобод человека и гражданина, государства и общества от коррупции; совершенствование нормативной правовой базы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, оптимизацию форм, методов, средств противодействия коррупции. Несмотря на предпринимаемые меры по борьбе с коррупционными явлениями, в жизни современного таджикского общества случаи коррупционного поведения не стали редкостью. Президент Таджикистана Э. Рах-мон подчеркивал, что растёт количество «... преступлений, имеющих коррупционный
6 О стратегии борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан на 2008-2012 гг. : Постановление Правительства Республики Таджикистан от 26 января 2008 г. № 34 г. [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: 03.05.2019).
7 Послание Президента Таджикистана, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан, г. Душанбе, 22 декабря 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. Режим доступа: http://www.president.tj (дата обращения: 07.05.2019).
характер, со стороны государственных служащих, работников правоохранительных органов и военных структур»7. Рост коррупционных преступлений чиновников органов исполнительной власти в 2017 г. составил 25 % по сравнению с предыдущим годом. Особенно широкий размах получила коррупция в сфере землепользования: «только в течение 10 лет было раскрыто почти 1300 преступлений касательно земли, имеющих коррупционный характер»8. Решение вопросов коррупции - перспектива таджикского государства.
Совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Таджикистан должна была способствовать «Концепция прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан», утверждённая Указом Президента Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 г.9 В Концепции были выделены приоритетные направления деятельности государственных органов, которые требуют нормативного регулирования и совершенствования законодательства. В их числе:
- защита прав и свобод личности и гражданина, государственного суверенитета, национальных интересов и безопасности;
- обеспечение верховенства закона и правопорядка;
- совершенствование правовой реформы с учётом развития общества, повышения профессиональных знаний и правовой культуры;
- дальнейшее развитие демократических институтов, в частности, полити-
8 Послание Президента Таджикистана, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. г. Душанбе, 22 декабря 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. - Режим доступа: http://www.president.tj (дата обращения: 07.05.2019).
9 Концепция прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 г. № 1021 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: 07.05.2019).
ческого плюрализма, свободы слова, совершенствования различных аспектов гражданского общества;
- усиление борьбы с преступностью, в частности, с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, организованной транснациональной преступностью10.
На основе «Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан» было принято шесть государственных программ, в том числе в области государственного устройства, развития и реформы правоохранительных органов, обороны и безопасности, в сфере финансов, налогообложения, таможенной и банковской деятельности, а также в области правового обеспечения международных отношений, направленных на укрепление суверенного государства [4, с. 128].
Целью «Программы судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2011-2013 гг.»11, разработанной в контексте «Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан», являлось: дальнейшее укрепление судебной власти; повышение роли суда в защите прав и свобод человека и гражданина, законных интересов государства, учреждений, предприятий и других организаций; усовершенствование судебной системы и её деятельности; улучшение материально-правового положения судебных органов и судей; совершенствование законодательства, закре-
10 Концепция прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 г. № 1021 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: 07.05.2019).
11 Программа судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2011-2013 гг. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 3 января 2011 г. № 976 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: 07.05.2019).
плявшего организацию и функционирование судебных органов12.
Программа предусматривала совершенствование структуры судебных органов, расширение их полномочий и обеспечение прозрачности их деятельности, требовала установления более высоких квалификационных требований при назначении и выборе судей, повышении их профессионального уровня. В Программе было отмечено, что практика деятельности Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан не соответствует конституционному принципу независимости судей, поскольку по степени воинского звания судьи как военнослужащие находятся в ведении Министерства обороны. Поэтому необходима демилитаризация статуса судей и сотрудников аппарата военных судов.
В ходе реализации основных положений Программы были приняты новые редакции конституционных законов Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан»13, «О судах Республики Таджикистан»14.
Действие Программы было продлено посредством утверждения «Программы судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2015-2017 годы»15, в которой отмечалось, что интенсивное развитие различных сфер жизни общества обуслови-
12 Программа судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2011-2013 гг. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 3 января 2011 г. № 976 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: 07.05.2019).
13 О Конституционном суде Республики Таджикистан : Конституционный закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 г. № 1083 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2014. -№ 7. - Ч. 1. - Ст. 379.
14 О судах Республики Таджикистан : Конституционный Закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 г. № 1084 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2014. - № 7. -Ч. 1. - Ст. 380.
15 Программа судебно-правовой реформы в
Республике Таджикистан на 2015-2017 годы. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 5 января 2015 года, № 327 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj
(дата обращения: 07.05.2019).
ло увеличение числа гражданских, семейных, экономических, уголовных дел и дел об административных правонарушениях и привело к увеличению нагрузки на судей, которое весьма негативно отразилось на своевременности и качестве рассмотрения дел. В силу этого в Программе были поставлены задачи:
- совершенствования структуры и деятельности Верховного Суда Республики Таджикистан, Высшего экономического суда Республики Таджикистан, судов Горно-Ба-дахшанской автономной области, областей и города Душанбе;
- проведения реформы деятельности судебной системы, касающейся рассмотрения дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними;
- материально-технического обеспечения судов и социальной защиты судей и работников аппарата судов.
Важным звеном совершенствования правоохранительной системы государства должна была стать реформа милиции. Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон, обращаясь с Посланием к Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2012 г.16, поставил задачу разработки стратегии реформы милиции в Таджикистане, в рамках которой должны быть определены основные направления, цели и задачи государства по реформированию и совершенствованию деятельности милиции в среднесрочной перспективе. Основные направления реформирования органов внутренних дел были закреплены в нормативных актах концептуального характера: «Стратегии реформы милиции на 2013-2020 годы»17,
16 Послание Президента Таджикистана Эмома-ли Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан, г. Душанбе, 20 апреля 2012 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. - Режим доступа: http://www. president.tj (дата обращения: 03.05.2019).
17 Стратегия реформы милиции на 2013-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г., № 1438 [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mvd.tj (дата обращения: 03.05.2019).
«Программе реформы (развития) милиции на 2014-2020 гг.»18, нашли отражение в проекте Закона Республики Таджикистан «О
полиции»19.
«Стратегия реформы милиции на 20132020 годы» имела важное значение для трансформации полицейской (а вместе с ней и правоохранительной) системы. В данном нормативном правовом акте:
- закреплены цели и задачи реформы милиции, ее правовые основы и принципы;
- определен механизм взаимодействия милиции с населением, различными институтами гражданского общества, общественными организациями и СМИ;
- охарактеризован механизм выполнения милицией своих функций, особенности работы с личным составом милиции и необходимость повышения ответственности милиции и ее сотрудников в сфере профессиональной деятельности;
- определены пути создания единой государственной системы регистрации и учёта преступлений, международного сотрудничества, а также задачи контроля за работой милиции20.
Реализация «Стратегии реформы милиции на 2013-2020 годы» сегодня осуществляется на основе «Программы реформы (развития) милиции на 2014-2020 гг.», участниками которой являются Правительство Республики Таджикистан, органы внутрен-
18 Программа реформы (развития) милиции на 2014-2020 гг. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 г., № 296 [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www. mvd.tj (дата обращения: 03.05.2019).
19 Проект Закона Республики Таджикистан «О полиции» [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www. mvd.tj (дата обращения: 03.05.2019).
20 Стратегия реформы милиции на 20132020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г., № 1438
[Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mvd.tj (дата обращения: 03.05.2019).
них дел, институты гражданского общества и население Республики, а также международные организации и страны-доноры21. Программа направлена на решение проблем организации и осуществления милицейской деятельности. В качестве основной задачи милиции провозглашено обеспечение общественного порядка и безопасности, защита интересов граждан и общества. Повышение значения работы по предупреждению преступлений и правонарушений в деятельности милиции должно сочетаться с эффективным реагированием на совершённые преступления.
Важным направлением реформирования является создание в общественном сознании нового образа сотрудника милиции, деятельность которого свободна от коррупции и направлена на оказание содействия гражданам.
Реформирование милиции предполагает создание различных механизмов, поддерживающих открытую публичную дискуссию по вопросам организации и деятельности милиции. Формат дискуссии и принятия решений должен позволять гражданам принимать прямое и опосредованное участие в обсуждении хода реформы на разных её этапах, иметь возможность донести до Правительства Республики Таджикистан свои предложения и проконтролировать учёт общественного запроса. Важной задачей является укрепление доверия населения к органам охраны правопорядка [1, с. 207-212; 2, с. 119-128].
Проведение реформы предполагается в несколько этапов. Первым из них должна стать подготовка Закона Республики Таджикистан «О полиции», принятие которого повлечет за собой изменения не только названия правоохранительного органа (переименование милиции в полицию), но
21 Программа реформы (развития) милиции на 2014-2020 гг. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 г., № 296 [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mvd.tj (дата обращения: 03.05.2019).
и новое определение основных функций и задач милиции, изменение кадровой политики и профессиональной подготовки органов охраны правопорядка.
Для осуществления комплексного реформирования правоохранительной системы большое значение имеет разработка и принятие «Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 20182028 гг.», утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 6 февраля 2018 г.22 В основу Концепции положена идея о значимости деятельности правоохранительных органов в переменах, которые в XXI в. должны привести Таджикистан к интеграции в международное правовое пространство. «Развитие любой сферы общественной жизни и государства, а также устойчивость государственной системы, укрепление международного имиджа Таджикистана связаны с устойчивостью мира и стабильности в стране, и обеспечение этого процесса имеет непосредственную связь, прежде всего, с уровнем и качеством деятельности личного состава, всех работников органов правопорядка ... ответственным выполнением ими своих служебных обязанностей», - подчеркнул Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон23.
«Концепция правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 гг.» констатирует, что построение правового, демократического, социального государства и обеспечение устойчивого экономического политического, социального и культурного
22 Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 гг. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 6 февраля 2018 года, № 1005 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: 07.05.2019).
23 Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на расширенном заседании Совета безопасности Республики Таджикистан. 10 февраля 2011 г. [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mmk.tj (дата обращения: 03.05.2019).
развития страны зависит от осуществления эффективной правовой политики в республике. В условиях ускоренного развития процессов глобализации, развития международного сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах, новых глобальных вызовов и угроз правовая политика Республики Таджикистан должна осуществляться с учётом национальных интересов и их гармонизации с общечеловеческими ценностями, должна быть направлена на снижение рисков глобальных угроз, в том числе информационных.
Концепция направлена на решение следующих задач:
- укрепление гарантий прав и свобод человека и гражданина и правового механизма их защиты;
- укрепление законности и правопорядка;
- развитие законодательства Республики Таджикистан с учётом потребностей устойчивого развития общества, укрепления суверенитета государства, развития государственного управления и совершенствования правовой жизни;
- активизации участия Таджикистана в региональном и международном правовом пространстве;
- совершенствование системы правового регулирования с учётом развития государственных и частных правоотношений, правового статуса личности, свободы экономической, социальной, культурной, творческой и научной деятельности;
- повышение уровня правового просвещения и правосознания населения, качества правового обучения и воспитания, развитие правовой культуры общества.
Таким образом, в государственно-правовой системе Республики Таджикистан формируются новые механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правоохранительная система как совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищённость человека от противоправных посягательств, складывается в Республике Таджикистан на основе норм и принци-
пов, получивших нормативное закрепление в Конституции Республики Таджикистан и целом ряде нормативных правовых актов, которые учитывают особенности исторического и социально-культурного опыта регулирования общественных отношений в Таджикистане. Основными задачами реформы правоохранительной системы Республики Таджикистан провозглашены защита конституционного строя, прав и свобод челове-
ка и гражданина, борьба с преступностью, коррупцией, терроризмом, с различными формами радикализма и экстремизма, сохранение согласия в обществе, обеспечение политической и социальной стабильности. Осуществление реформирования правоохранительной системы - важный шаг укрепления внутренней устойчивости и положения Республики Таджикистан в международном сообществе.
Список литературы
1. Абдуллоев А. Р. Доверие к правоохранительным органам - требование повседневной жизни граждан в Республике Таджикистан / Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность : материалы Международной научной конференции : В 2 т. - Т. 1. / отв. ред. В. А. Веременко. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 207-212.
2. Абдуллоев А. Р. Милиция Республики Таджикистан в условиях реформирования: борьба за доверие населения // Труды Академии. - 2018. - № 4 (40). - С. 119-128.
3. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). - Москва: Юридическая литература, 1991. - 208 с.
4. Маджидзода Дж. З. Конституция Республики Таджикистан: 20 лет. - Душанбе, Эр-Граф, 2014. - 152 с.
5. Нижник Н. С. Полицейская система как элемент механизма реализации правоохранительной функции государства / Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности : материалы Всероссийской научно-практической конференции.
- Омск: Омская академия МВД России, 2016. - С. 21-27.
6. Нижник Н. С. Полицейская система как элемент правоохранительной системы современного государства / Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе : материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 сентября 2013 г. / под общ. ред. В. А. Сосова. - Краснодар, 2013. - С. 6-13.
7. Нижник Н. С. Полицейско-правовая теория об институционализации государственного управления и месте полиции в механизме государства / Современные проблемы общей теории права : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан и 60-летию Алматинской академии МВД Республики Казахстан. - Алмата: Алматинская академия МВД Республики Казахстан, 2016. - С. 13-26.
8. Нижник Н. С., Абдуллоев А. Р. Правоохранительная система Республики Таджикистан: специфика субъектного состава // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2017. - № 2/6. - С. 182-188.
9. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система государства: дифференциация структурно-функциональных элементов // История государства и права. - 2008.
- № 9. - С. 9-11.
10. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система как субъект обеспечения безопасности личности, общества и государства // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности : сборник научных докладов: В 2 ч. / отв. редакторы В.В. Гро-хотова, Б. Н. Ковалев, Е. А. Макарова. - Ч. 1. - Великий Новгород, 2008. - С. 246-269.
References
1. Abdulloyev A. R. Doveriye k pravookhranitel'nym organam - trebovaniye povsednevnoy zhizni grazhdan v Respublike Tadzhikistan / Chastnoye i obshchestvennoye v povsednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost' : materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii : V 2 t. - T. 1. / otv. red. V. A. Veremenko. - Sankt-Peterburg: LGU im. A. S. Pushkina, 2018. -S. 207-212.
2. Abdulloyev A. R. Militsiya Respubliki Tadzhikistan v usloviyakh reformirovaniya: bor'ba za doveriye naseleniya // Trudy Akademii. - 2018. - № 4 (40). - S. 119-128.
3. Bratko A. G. Pravookhranitel'naya sistema (voprosy teorii). - Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1991. - 208 s.
4. Madzhidzoda Dzh. Z. Konstitutsiya Respubliki Tadzhikistan: 20 let. - Dushanbe, Er-Graf, 2014. - 152 s.
5. NizhnikN. S. Politseyskaya sistema kak element mekhanizma realizatsii pravookhranitel'noy funktsii gosudarstva / Sovershenstvovaniye zakonodatel'stva o politsii i politseyskoy deyatel'nosti : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2016. - S. 21-27.
6. Nizhnik N. S. Politseyskaya sistema kak element pravookhranitel'noy sistemy sovremennogo gosudarstva / Aktual'nyye problemy prava i pravoprimenitel'noy deyatel'nosti na sovremennom etape : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 19-20 sentyabrya 2013 g. / pod obshch. red. V. A. Sosova. - Krasnodar, 2013. - S. 6-13.
7. Nizhnik N. S. Politseysko-pravovaya teoriya ob institutsionalizatsii gosudarstvennogo upravleniya i meste politsii v mekhanizme gosudarstva // Sovremennyye problemy obshchey teorii prava : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazakhstan i 60-letiyu Almatinskoy akademii MVD Respubliki Kazakhstan. - Almata: Almatinskaya akademiya MVD Respubliki Kazakhstan, 2016. - S. 13-26.
8. Nizhnik N. S., Abdulloyev A. R. Pravookhranitel'naya sistema Respubliki Tadzhikistan: spetsifika sub»yektnogo sostava // Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta. Seriya sotsial'no-ekonomicheskikh i obshchestvennykh nauk. - 2017. - № 2/6. - S. 182-188.
9. Nizhnik N. S., Akhmedov Ch. N. Pravookhranitel'naya sistema gosudarstva: differentsiatsiya strukturno-funktsional'nykh elementov // Istoriya gosudarstva i prava. -2008. - № 9. - S. 9-11.
10. Nizhnik N. S., Akhmedov Ch. N. Pravookhranitel'naya sistema kak sub»yekt obespecheniya bezopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarstva // Mezhdunarodnoye soobshchestvo i globalizatsiya ugroz bezopasnosti : sbornik nauchnykh dokladov: V 2 ch. / otv. redaktory V. V. Grokhotova, B. N. Kovalev, Ye. A. Makarova. - CH. 1. - Velikiy Novgorod, 2008. - S. 246-269.
© Абдуллоев А. Р., 2019
Статья поступила в редакцию 06.05.2019