Научная статья на тему 'Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями'

Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / PUBLIC ASSOCIATIONS / LEGAL BASES / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиев Н.Д.

Рассматриваются правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for interaction between the bodies of internal affairs of the Republic of Tajikistan and public associations

This article deals with the legal bases of interaction of law-enforcement bodies of the Republic of Tajikistan on public associations.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями»

УДК 342.951 ББК 67.401.061.2

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

НАВРУЗ ДУСТМУРОДОВИЧ ВАЛИЕВ,

адъюнкт ФПНПиНКМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: nav-0188@mail.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Г.Н. Суслова Рецензент: кандидат юридических наук В.Н. Амельчакова Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями.

Ключевые слова: правовые основы, взаимодействие, органы внутренних дел, общественные объединения.

Annotation. This article deals with the legal bases of interaction of law-enforcement bodies of the Republic of Tajikistan on public associations.

Keywords: internal affairs bodies, public associations, legal bases, interaction.

Годы, прошедшие с момента обретения независимости Республики Таджикистан, отмечены поиском оптимальной модели экономического, социального, этнического и культурного развития национальностей, населяющих страну. Вместе с тем, на пути развития Таджикистана имеется немало препятствий, свойственных любому суверенному государству, переживающему переходный период. Современные негативные процессы в мировой экономике способствовали усилению социальной напряженности, развитию негативных тенденций в состоянии и структуре преступности на территории государства1. Согласно статистическим данным Главного информационно-аналитического центра МВД Таджикистана, в Республике, начиная с 2013 года, наблюдается значительный рост таких преступлений, как хулиганство, разбой, грабеж, убийство, умышленное причинение вреда здоровью, побои, похищение человека; выдача замуж несовершеннолетней (девочки), не достигшей брачного возраста; терроризм; вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению; публичные призывы к совершению преступлений террористического характера; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и других. За последние три года совершенно

37.322 преступления, наибольшее число которых приходиться на город Душанбе, Горно — Бадахшанскую автономную область и Хатлонскую область2. При этом в общественных местах совершено более половины из числа зарегистрированных преступлений.

Сложившаяся криминогенная обстановка создает реальную угрозу и преграды современному развитию интеграции Таджикистана в мировое сообщество, в налаживании стабильных экономических и политических связей. В связи с этим необходимо уделять особое внимание выявлению, пресечению правонарушений и преступлений, в том числе, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

В целях усиления системы безопасности Республики Таджикистан, а также поддержания здорового потенциала нации, необходим налаженный механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами Республики Таджикистан в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, конституционными нормами3. Статьей 19 Конституции Таджикистана определено, что каждому гражданину

гарантируется судебная защита, каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, что является правовым (конституционным) основанием участия граждан в охране общественного порядка в Республике. Конституция Таджикистана определяет право гражданина участвовать в создании политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, а также право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право распространяется, в том числе, на участие граждан в управлении делами государства в области охраны общественного порядка, за исключением лиц, признанных судом недееспособными либо содержащимися в местах лишения свободы. Не имеют права участвовать в выборах и референдумах лица, связь которых с террористическими, экстремистскими и сепаратистскими организациями установлена судом, также они не имеют права быть членами общественных объединений4.

Защита Родины, охрана интересов государства, укрепление его независимости, безопасности и обороной мощи является священным долгом гражданина, что закреплено в ст.43 Конституции РТ. В Законе Республики Таджикистан «О безопасности» говорится, что «граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом»5.

Органы внутренних дел Республики Таджикистан, являясь одним из правоохранительных органов республики, обладают специальными полномочиями по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбы с правонарушениями и преступлениями. Одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел является укрепление сотрудничества с обществом6. Для решения поставленных задач Министерство внутренних дел Республики Таджикистан активно привлекает общественные объединения и граждан Республики Таджикистан к охране общественного порядка на всей территории Республики7, о чем свидетельствует ряд нормативных правовых актов республиканского значения и ведомственного характера.

Ст. 6 Закона Республики Таджикистан «О милиции» от 17.05.2004г. закрепляет порядок взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями, внештатными сотрудниками, а также с общественными организациями, учрежденными в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. В Законе говорится, что государственные органы, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, должностные

лица, общественные объединения и граждане обязаны оказывать милиции помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В целях предупреждения и раскрытия преступлений граждане могут конфиденциально сотрудничать с органами милиции в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке. Милиция имеет право привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

Взаимодействие органов внутренних дел с гражданами, а также с общественными объединениями в области охраны общественного порядка возможно и через такие формы, как непосредственное участие в охране общественного порядка граждан, являющихся членами негосударственных субъектов правоохранительной направленности.

Как отмечает Президент Таджикистана в своем послании Парламенту страны, «мы с вами должны, укрепляя законодательную базу, прежде всего, защитить и обеспечить права и свободы человека в нашей суверенной стране, которые являются высшей ценностью, с тем, чтобы каждый член общества, чувствуя себя свободным, смог направлять свои физические и духовные силы на претворение в жизнь стратегических целей государства, развитие и благоустройство дорогой Отчизны, улучшение уровня и качества жизни народа, обеспечение условий для мирной и счастливой жизни людей, а также повысить авторитет Таджикистана на международной арене8».

Согласно п. 6 Положения Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, МВД осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.9

11. 10. 2014 г. за № 841 принято Положение об Общественном совете по содействию гражданского общества реформе милиции при Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан. Целями Общественного совета, в том числе, являются содействие гражданского общества реформе милиции, выработка в обществе активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений.

Основными задачами Общественного Совета являются: 1) привлечение граждан и общественных организаций к участию в реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений;

2) выработка в обществе активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений;

3) повышение доверия населения к правоохранительной системе государства, сближение милиции с населе-

нием, повышение роли общественных организаций и СМИ в дальнейшем укреплении правового государства;

4) обеспечение прямого и опосредованного участия граждан в обсуждении хода реформы, создание различных механизмов, поддерживающих открытую и публичную дискуссию в течение всего периода реформирования милиции;

5) участие в разработке Концепции взаимодействия милиции и гражданского общества;

6) оказание консультативной, методической и иной поддержки деятельности органов внутренних дел;

7) привлечение представителей средств массовой информации в интересах всестороннего и объективного информирования населения об актуальных вопросах деятельности органов внутренних дел;

8) разработка предложений, направленных на решение вопросов по обеспечению общественного порядка и реализации совместных мероприятий;

9) подготовка заключений и прогнозных оценок, а также предложений по совершенствованию деятельности милиции, внесенных общественными организациями;

10) обеспечение участия и деятельности двух представителей Общественного совета, имеющих высшее юридическое образование и назначаемых членами Общественного совета в работе Специальной комиссии при Главном инспекторе Министерства внутренних дел. Общественный Совет должен реагировать на нарушения прав граждан, организаций и других общественных объединений, подвергшихся незаконному преследованию, исследовать их и выработать соответствующие рекомендации;

11) участие в порядке, определяемом Министром внутренних дел, в приеме вступительных экзаменов претендуюших на поступление в учебные заведения системы Министерства внутренних дел.

12) участие в работе аттестационных комиссий Министерства и управлений внутренних дел, порядок которых определяется Министром внутренних дел с целью обеспечения объективной и комплексной оценки лиц, принимаемых на службу в органах внутреных дел;

13) разработка программ, концепций и предложений, направленных на обеспечение верховенства закона, защиту прав и свобод человека, укрепление правовой и демократической государственности в Таджикистане.

В соответствии с Приказом МВД Республики Таджикистан от 01. 09. 2016 г. «Об утверждении функциональных обязанностей помощников руководства ГУМВД, УМВД и ОМВД на местах по взаимодействию с общественностью, учреждениями и общественными организациями», одной из задач органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений является привлечение граждан и общественных объединений к решению данной проблемы. Согласно Положению Управления охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Республики Таджикистан от 09.10.2007г. за № 693, деятельность органов внутренних дел направлена на:

• осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в общественных местах;

• совместное с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами принятие мер по предупреждению преступлений.

Данный акт также определяет, что территориальный органы внутренних дел осуществляют взаимодействие с соответствующими государственными, муниципальными органами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, в том числе общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами.

Таким образом, принятые за последние годы нормативные правовые акты органов государственной власти демонстрируют их серьезную заинтересованность в организации взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями и гражданами в борьбе с противоправными проявлениями.

1 Шарипов Ф.Р. Организационные и правовые основы информационного обеспечения сотрудничества органов внутренних дел Республики Таджикистан с местными органами государственной власти в сфере правопорядка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Москва. Академия управления МВД России, 2009. С.4.

2 См.: Динамика преступности Главного информационного аналитического центра МВД Республики Таджикистан за период (2014-2015гг), №14/1-1 от 03.01.2015г.

3 См.: Конституции Республики Таджикистан, от 06.10.1994г.

4 См.: Конституция Республики Таджикистан от 06.10.1994г., Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях» (в редакции Закона РТ от 20.03.2008г. №384 от 21.07.2010г., №621 от 19.03.2013г.№ 962).

5 См.: (ст.2), Закон Республики Таджикистан « О безопасности» от 28.июня 2011г. №721.

6 http://mvd.tj/index.php/ru/Встреча Министр внутренних дел РахимзодаР.Х, в зале заседаний МВД с молодежью страны группы Авангард. (Дата обращения 08.10.2015).

7 Приказ МВД Республики Таджикистан № 53 от 01.09.2016г. «Об утверждении функциональных обязанностей помощников руководства ГУМВД, УМВД и ОМВД на местах о взаимодействии с общественностью, учреждениями и общественными организациями».

8 Послание Президента Республики Таджикистана Эмома-ли Рахмона Парламенту страны. 24.04.2010 12:00, город Душанбе. (http://www.mmk.tj/ru/president/letter/2010). Дата обращения 01.10.2016г.

9 См.: Положение« О Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан», утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан 28.12. 2006 г. № 592.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.