УДК 342.951 ББК 67.401.061.2
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
НАВРУЗ ДУСТМУРОДОВИЧ ВАЛИЕВ,
адъюнкт ФПНПиНКМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Г.Н. Суслова Рецензент: кандидат юридических наук В.Н. Амельчакова Научная специальность 12.00.14 — административное право,
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями.
Ключевые слова: правовые основы, взаимодействие, органы внутренних дел, общественные объединения.
Annotation. This article deals with the legal bases of interaction of law-enforcement bodies of the Republic of Tajikistan on public associations.
Keywords: internal affairs bodies, public associations, legal bases, interaction.
Годы, прошедшие с момента обретения независимости Республики Таджикистан, отмечены поиском оптимальной модели экономического, социального, этнического и культурного развития национальностей, населяющих страну. Вместе с тем, на пути развития Таджикистана имеется немало препятствий, свойственных любому суверенному государству, переживающему переходный период. Современные негативные процессы в мировой экономике способствовали усилению социальной напряженности, развитию негативных тенденций в состоянии и структуре преступности на территории государства1. Согласно статистическим данным Главного информационно-аналитического центра МВД Таджикистана, в Республике, начиная с 2013 года, наблюдается значительный рост таких преступлений, как хулиганство, разбой, грабеж, убийство, умышленное причинение вреда здоровью, побои, похищение человека; выдача замуж несовершеннолетней (девочки), не достигшей брачного возраста; терроризм; вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению; публичные призывы к совершению преступлений террористического характера; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и других. За последние три года совершенно
37.322 преступления, наибольшее число которых приходиться на город Душанбе, Горно — Бадахшанскую автономную область и Хатлонскую область2. При этом в общественных местах совершено более половины из числа зарегистрированных преступлений.
Сложившаяся криминогенная обстановка создает реальную угрозу и преграды современному развитию интеграции Таджикистана в мировое сообщество, в налаживании стабильных экономических и политических связей. В связи с этим необходимо уделять особое внимание выявлению, пресечению правонарушений и преступлений, в том числе, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
В целях усиления системы безопасности Республики Таджикистан, а также поддержания здорового потенциала нации, необходим налаженный механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами Республики Таджикистан в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, конституционными нормами3. Статьей 19 Конституции Таджикистана определено, что каждому гражданину
гарантируется судебная защита, каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, что является правовым (конституционным) основанием участия граждан в охране общественного порядка в Республике. Конституция Таджикистана определяет право гражданина участвовать в создании политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, а также право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право распространяется, в том числе, на участие граждан в управлении делами государства в области охраны общественного порядка, за исключением лиц, признанных судом недееспособными либо содержащимися в местах лишения свободы. Не имеют права участвовать в выборах и референдумах лица, связь которых с террористическими, экстремистскими и сепаратистскими организациями установлена судом, также они не имеют права быть членами общественных объединений4.
Защита Родины, охрана интересов государства, укрепление его независимости, безопасности и обороной мощи является священным долгом гражданина, что закреплено в ст.43 Конституции РТ. В Законе Республики Таджикистан «О безопасности» говорится, что «граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом»5.
Органы внутренних дел Республики Таджикистан, являясь одним из правоохранительных органов республики, обладают специальными полномочиями по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбы с правонарушениями и преступлениями. Одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел является укрепление сотрудничества с обществом6. Для решения поставленных задач Министерство внутренних дел Республики Таджикистан активно привлекает общественные объединения и граждан Республики Таджикистан к охране общественного порядка на всей территории Республики7, о чем свидетельствует ряд нормативных правовых актов республиканского значения и ведомственного характера.
Ст. 6 Закона Республики Таджикистан «О милиции» от 17.05.2004г. закрепляет порядок взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями, внештатными сотрудниками, а также с общественными организациями, учрежденными в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. В Законе говорится, что государственные органы, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, должностные
лица, общественные объединения и граждане обязаны оказывать милиции помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
В целях предупреждения и раскрытия преступлений граждане могут конфиденциально сотрудничать с органами милиции в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке. Милиция имеет право привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.
Взаимодействие органов внутренних дел с гражданами, а также с общественными объединениями в области охраны общественного порядка возможно и через такие формы, как непосредственное участие в охране общественного порядка граждан, являющихся членами негосударственных субъектов правоохранительной направленности.
Как отмечает Президент Таджикистана в своем послании Парламенту страны, «мы с вами должны, укрепляя законодательную базу, прежде всего, защитить и обеспечить права и свободы человека в нашей суверенной стране, которые являются высшей ценностью, с тем, чтобы каждый член общества, чувствуя себя свободным, смог направлять свои физические и духовные силы на претворение в жизнь стратегических целей государства, развитие и благоустройство дорогой Отчизны, улучшение уровня и качества жизни народа, обеспечение условий для мирной и счастливой жизни людей, а также повысить авторитет Таджикистана на международной арене8».
Согласно п. 6 Положения Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, МВД осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.9
11. 10. 2014 г. за № 841 принято Положение об Общественном совете по содействию гражданского общества реформе милиции при Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан. Целями Общественного совета, в том числе, являются содействие гражданского общества реформе милиции, выработка в обществе активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений.
Основными задачами Общественного Совета являются: 1) привлечение граждан и общественных организаций к участию в реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений;
2) выработка в обществе активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений;
3) повышение доверия населения к правоохранительной системе государства, сближение милиции с населе-
нием, повышение роли общественных организаций и СМИ в дальнейшем укреплении правового государства;
4) обеспечение прямого и опосредованного участия граждан в обсуждении хода реформы, создание различных механизмов, поддерживающих открытую и публичную дискуссию в течение всего периода реформирования милиции;
5) участие в разработке Концепции взаимодействия милиции и гражданского общества;
6) оказание консультативной, методической и иной поддержки деятельности органов внутренних дел;
7) привлечение представителей средств массовой информации в интересах всестороннего и объективного информирования населения об актуальных вопросах деятельности органов внутренних дел;
8) разработка предложений, направленных на решение вопросов по обеспечению общественного порядка и реализации совместных мероприятий;
9) подготовка заключений и прогнозных оценок, а также предложений по совершенствованию деятельности милиции, внесенных общественными организациями;
10) обеспечение участия и деятельности двух представителей Общественного совета, имеющих высшее юридическое образование и назначаемых членами Общественного совета в работе Специальной комиссии при Главном инспекторе Министерства внутренних дел. Общественный Совет должен реагировать на нарушения прав граждан, организаций и других общественных объединений, подвергшихся незаконному преследованию, исследовать их и выработать соответствующие рекомендации;
11) участие в порядке, определяемом Министром внутренних дел, в приеме вступительных экзаменов претендуюших на поступление в учебные заведения системы Министерства внутренних дел.
12) участие в работе аттестационных комиссий Министерства и управлений внутренних дел, порядок которых определяется Министром внутренних дел с целью обеспечения объективной и комплексной оценки лиц, принимаемых на службу в органах внутреных дел;
13) разработка программ, концепций и предложений, направленных на обеспечение верховенства закона, защиту прав и свобод человека, укрепление правовой и демократической государственности в Таджикистане.
В соответствии с Приказом МВД Республики Таджикистан от 01. 09. 2016 г. «Об утверждении функциональных обязанностей помощников руководства ГУМВД, УМВД и ОМВД на местах по взаимодействию с общественностью, учреждениями и общественными организациями», одной из задач органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений является привлечение граждан и общественных объединений к решению данной проблемы. Согласно Положению Управления охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Республики Таджикистан от 09.10.2007г. за № 693, деятельность органов внутренних дел направлена на:
• осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в общественных местах;
• совместное с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами принятие мер по предупреждению преступлений.
Данный акт также определяет, что территориальный органы внутренних дел осуществляют взаимодействие с соответствующими государственными, муниципальными органами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, в том числе общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами.
Таким образом, принятые за последние годы нормативные правовые акты органов государственной власти демонстрируют их серьезную заинтересованность в организации взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с общественными объединениями и гражданами в борьбе с противоправными проявлениями.
1 Шарипов Ф.Р. Организационные и правовые основы информационного обеспечения сотрудничества органов внутренних дел Республики Таджикистан с местными органами государственной власти в сфере правопорядка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Москва. Академия управления МВД России, 2009. С.4.
2 См.: Динамика преступности Главного информационного аналитического центра МВД Республики Таджикистан за период (2014-2015гг), №14/1-1 от 03.01.2015г.
3 См.: Конституции Республики Таджикистан, от 06.10.1994г.
4 См.: Конституция Республики Таджикистан от 06.10.1994г., Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях» (в редакции Закона РТ от 20.03.2008г. №384 от 21.07.2010г., №621 от 19.03.2013г.№ 962).
5 См.: (ст.2), Закон Республики Таджикистан « О безопасности» от 28.июня 2011г. №721.
6 http://mvd.tj/index.php/ru/Встреча Министр внутренних дел РахимзодаР.Х, в зале заседаний МВД с молодежью страны группы Авангард. (Дата обращения 08.10.2015).
7 Приказ МВД Республики Таджикистан № 53 от 01.09.2016г. «Об утверждении функциональных обязанностей помощников руководства ГУМВД, УМВД и ОМВД на местах о взаимодействии с общественностью, учреждениями и общественными организациями».
8 Послание Президента Республики Таджикистана Эмома-ли Рахмона Парламенту страны. 24.04.2010 12:00, город Душанбе. (http://www.mmk.tj/ru/president/letter/2010). Дата обращения 01.10.2016г.
9 См.: Положение« О Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан», утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан 28.12. 2006 г. № 592.