УДК 34С33
ББК 67.401.133.11(2Т)
Ходжаев Усмонбек Турабекович,
адъюнкт 3 курса кафедры оперативнорозыскной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции Республики Таджикистан
Hodzhaev Usmonbek Turabekovich,
Associate Professor adjunct of criminal investigation activity department, St. Petersburg University under the Russian Ministry of Internal Affairs, senior militia lieutenant of the Republic of Tajikistan E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: НКВД, уголовный розыск, содействие граждан, органы внутренних дел,
Республика Таджикистан, оперативно-розыскная деятельность
Публикуемая работа - одно из первых исследований в открытой научной статье об истории правового регулирования, о содействии граждан в советский и современный период органам внутренних дел Республики Таджикистан в раскрытии преступлений. Статья основана на имеющейся литературе России и Таджикистана, обширном нормативно-правовом материале и документальных источниках, ранее недоступных широкому кругу читателей. Делается вывод, что в системе правового регулирования оперативнорозыскной деятельности и использования органами, осуществляющими эту деятельность в Республике Таджикистан, содействия граждан, к настоящему времени в целом сложилась достаточная нормативная правовая база, позволяющая, во-первых, сделать прозрачным для населения некогда закрытый вид деятельности в части его правового регулирования, и, во-вторых, дать должную правовую основу указанной деятельности.
Key words: People's Commissariat of Home Affairs (PCHA), criminal investigation department, citizen's assistance to home affairs bodies, Tajikistan Republic, operative-investigative activity
The given work is one of the first researches dwelling on the history of legal regulation, citizen's assistance to home affairs bodies of Tajikistan Republic in disclosure of crimes in Soviet and today's periods. The article is based on Russian and Tajik literature available now, plentiful materials of normative-legal slant, documentary sources a wide range of readers was deprived of beforehand. The author makes an inference that in the system of legal regulation related to operative-investigative activity and resorting to citizen's assistance by the bodies carrying out the former an adequately normative law base has been formed in Tajikistan Republic to the present moment; it affords: 1) firstly - to transform the type of activity closed for population in
ОБРАЗОВАНИЕ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (С 1917 г.)
FORMATION OF CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT AND LEGAL REGULATION CONCERNED WITH CITIZEN S ASSISTANCE IN COMBAT WITH CRIMES
- 147 -
Ходжаев У. Т. Образование уголовного розыска и правовое регулирование содействия граждан борьбе с преступностью в Республике Таджикистан (с 1917 г.)
the aspect of legal regulation beforehand into a transparent one; 2) secondly - to provide this type of activity with a law basis.
В Таджикистане до присоединения к Российской империи вся полнота власти по сохранению и обеспечению общественного порядка возлагалась на миршабов и шабгардов (13, с. 110), которые подчинялись дивану мухтасибов и управлению Сохиб хараса (управление полиции) (8, с. 10).
С присоединением к Российской империи на территории Средней Азии органы правопорядка структурно были в корне изменены. Принципиально изменилось и положение, регламентирующее сохранение и обеспечение общественного порядка. В районах Северного Таджикистана с 1867 г. постепенно вводилась российская система охраны и обеспечения общественного порядка, велась активная борьба с правонарушениями. Эта система сохранилась вплоть до конца 1917 года (8, с.10). С распространением деятельности российских властей и имперских законов в Туркестанском крае начала формироваться полицейская служба.
Полицейская служба в дореволюционном Северном Таджикистане осуществлялась на основе «Положения об управлении Туркестанским краем» и вспомогательных нормативных актов, издаваемых Департаментом полиции России, и это, несомненно, являлось первым серьёзным шагом в истории юриспруденции края. Революционные события 1917 года, формирование Советской власти и, наконец, изменение структуры власти оказали огромное влияние на всю систему сохранения и обеспечения общественного правопорядка как в России, так и на её окраинах (8, с. 111).
Первым органом, на который фактически изначально возлагалась задача осуществления оперативно-розыскной деятельности, стала Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК), созданная 7 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР (18, с. 42-57).
Первыми нормативными актами после Октябрьской революции, регламентировавшими в новой истории противодействия преступности оперативную деятельность, стали: Инструкция по борьбе со спекуляцией 1918 г. (15, с.128-265), Инструкция по наружному наблюдению; Положение о секретно-оперативном отделе ГЧК, принятое на IV конференции чрезвычайных комиссий в феврале 1920 года; Инструкция органам ВЧК на местах по ведению агентурной работы от 17 июля 1921 года. Правовым документом образования советской милиции в РСФСР стало изданное 28 октября 1917 года по уполномочию Совета Народных Комиссаров постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции». После рассмотрения проекта Положения о советской милиции Советом Народных Комиссаров и переработки ее в Народном комиссариате юстиции РСФСР (21.
08. 1918) 12 октября 1918 года, НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции (15, с. 127). Инструкция по уголовному розыску была разработана в 1919 году (11, с. 24), и в этом документе говорилось, что отделы уголовного розыска созданы для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера.
26 июня 1919 года НКВД республики издал «Положение о советской рабочекрестьянской милиции Туркестанской республики Российской Советской Федерации». А в июле того же года было издано «Положение об организации уголовного розыска Туркестанской АССР».
- 148 -
Hodzhaev U.T. Formation of Criminal Investigation Department and Legal Regulation Concerned With Citizen's Assistance in Combat With Crimes
В первые дни после свержения бухарского эмира (02.09.1920), 14 сентября 1920 года съезд народных представителей Бухары провозгласил Бухарскую Народную Советскую Республику (далее по тексту БНСР). Был сформирован состав Всебухарского Ревкома и Совет Народных Назиров (комиссаров). В соответствии с ним народным назиром внутренних дел был назначен М. Саиджанов (5, с. 31). На заседании Совета Народных Назиров БНСР 10 октября 1920 года были приняты постановления «Об организации Комиссариата внутренних дел БНСР» и «Об утверждении Положения о Народном назирате внутренних дел БНСР» (10). Главное управление рабоче-крестьянской милиции при Назирате внутренних дел БНСР было образовано по решению СНН БНСР от 16 сентября 1920 г (16).
По приказу начальника Главного управления милиции Бухарской Народной Советской Республики от 24 декабря 1921 г. № 121 для борьбы с уголовными преступлениями был организован отдел Центрального уголовного розыска при Г лавном управлении милиции.
Первая собственная ведомственная инструкция по оперативной работе для подразделений уголовного розыска была утверждена 2 ноября 1921 года. В ней говорилось, что оперативный аппарат призван предупреждать и раскрывать преступления путем заблаговременного осведомления о предполагающемся преступлении и сбора сведений по уже совершенным преступлениям. Согласно этой инструкции, секретные сотрудники делились на две части: первая -разведчики, входящие в состав уголовно-розыскных учреждений, второе - информаторов (осведомителей), которые не входят в состав уголовно-розыскных подразделений и работают добровольно, как вольнонаемные, получая вознаграждение (жалованье) в зависимости от важности сведений и потраченного ими труда.
О том, что начальники уголовного розыска того времени уделяли значительное внимание агентурному проникновению в преступную среду, свидетельствует перевод с немецкого и опубликование работы немецкого криминалиста В. Штиберта «Практическое руководство для работников уголовного розыска» (17). Появляются и документы, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие, и использование полученной с их помощью информации.
Например, постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 16 октября 1922 года устанавливало, что секретные сотрудники ГПУ (агенты, специальные агенты, осведомители) при слушании дела о преступлениях, ими раскрытых (т.е. по которым ими были предоставлены агентурные сообщения), ни в коем случае не подлежат вызову в суд в качестве свидетелей (10, с. 25 и 137).
В органах НКВД на первоначальном этапе рекомендовалось привлечение в качестве агентов лиц из преступной среды.
В 1932 году было организовано Главное управление милиции, ставшее впоследствии первым союзным органом милиции.
В Таджикской ССР при Главном управлении милиции имелись оперативно-розыскные отделы (оперативное, секретно-информационное и научно-техническое отделения).
Для совершенствования работы была принята Инструкция о постановке на оперативный учет антисоветских элементов, выявленных агентурной разработкой, утвержденная Народным комиссаром внутренних дел СССР (11, ст.27).
Во время Великой Отечественной войны правовое регулирование агентурной работы по-прежнему осуществлялось ведомственными нормативными актами,
- 149 -
Ходжаев У. Т. Образование уголовного розыска и правовое регулирование содействия граждан борьбе с преступностью в Республике Таджикистан (с 1917 г.)
такими как постановление СНК СССР от 19 апреля 1943 года за № 415 - 138 СС «О реорганизации Управления особых отделов НКВД СССР в Главное управление контрразведки НКО «СМЕРШ».
Перед «Смершем» стояли особые задачи: создание и усиление агентурнооперативных и оперативно - разведывательных мер на линии фронта, а также создание специальных условий, исключающих возможность перехода вражеского агента или разведчика через линию фронта на территорию СССР. На основании постановления Государственного Комитета Обороны от 31 мая 1943 г. за № 3461 сс /ОВ, решение этой задачи также возлагалось на управление контрразведки Народного комиссариата военно-морского флота «Смерш» и его органы на местах (10, с. 170-173). В 1959-1960 годах были приняты открытые нормативные документы, содержащие указание на возможность осуществления уполномоченными на то государственными органами оперативно-розыскной деятельности.
Так, в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (2) указывалось, что на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативнорозыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших. Аналогичное положение было закреплено в ст. 118 принятого в 1960 году Уголовнопроцессуального кодекса РСФСР (1).
Оперативно-розыскная деятельность по-прежнему регламентировалась секретными и совершенно секретными нормативными актами. Оперативно-розыскная деятельность органов милиции осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» (3, с. 319).
Впервые упоминание о возможном негласном характере оперативно-розыскной деятельности появилось в Законе СССР от 6 марта 1991 года «О советской милиции» (3, с. 319). Следует отметить, что в Республике Таджикистан с образованием СССР вопросы привлечения к содействию граждан в осуществлении ОРД регулировались нормативными актами СССР и подзаконными актами министерств и ведомств СССР.
Первым нормативным актом по вопросам оперативно-розыскной деятельности и содействия ей граждан в Республике Таджикистан стал Закон Республики Таджикистан от 2 мая 1992 года «О милиции» (7).
Для решения вопросов оперативно-розыскной деятельности Верховный Совет Республики Таджикистан в законе «О милиции» (в ст. 11-12) закрепил за милицией право осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные меры, в том числе привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за содействие в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей. Этот же закон регламентировал содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В своем выступлении на 9-й сессии первого созыва Маджлиси Оли по проекту закона, Министр внутренних дел Республики Таджикистан Х. Х. Шарипов отметил, что «...практика борьбы с преступностью наглядно показала, что защита личности, общества и национальной безопасности государства от организованной преступности, использующей специальные приемы и методы, технические средства, специалистов для подготовки, совершения и сокрытия преступлений, без активного использования в уголовном процессе
- 150 -
Hodzhaev U.T. Formation of Criminal Investigation Department and Legal Regulation Concerned With Citizen's Assistance in Combat With Crimes
результатов оперативно-розыскной деятельности весьма и весьма затруднительна, а зачастую невозможна» (4, с. 233-235).
В выступлении Министра было также отмечено, что «...принятие нового законопроекта «Об оперативно-розыскной деятельности» снимает всякие барьеры и противоречия, препятствующие сотрудникам органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в реализации задач, поставленных перед ними в области борьбы с преступностью в республике » (4, с. 233-235).
Указанные обстоятельства потребовали принятия адекватных правовых мер со стороны законодательной власти государства. Одной из них стало принятие закона Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» (12: 1994, №3-4, ст.69). Был принят еще ряд законов, определяющих назначение, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства конкретных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых также содержатся нормы, регламентирующие вопросы оказания гражданам содействия таким органам. Среди них:
Таможенный кодекс Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. № 15 (12: 1996 г. № 15, ст. 233); Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. «О военной разведке Вооруженных сил Республики Таджикистан» (12: 2002 г. №118. ст. 717); Закон Республики Таджикистан от 27 апреля ноября 2005 года «О борьбе с коррупцией» (12: 2005 г. №7. ст. 402 ); Закон Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г. «О борьбе с терроризмом» (12: 1999 г. №11. ст. 275.).
Первый закон об ОРД был нормативным актом переходного периода и опередил по времени принятие Конституции Республики Таджикистан, в связи с чем в нем обнаружились существенные недостатки, в частности определенная декларативность, неконкретность отдельных положений, ограничение возможностей оперативных служб, слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан в оперативнорозыскной деятельности. Поэтому возникла необходимость внесения изменений и дополнений в названный закон, приведения его в соответствие с Конституцией Республики Таджикистан и с насущными потребностями практики. Таджикские правоохранительные органы в 1998 году получили необходимую правовую базу, обеспечивающую должную организацию оперативно-розыскной деятельности и создающую условия для привлечения к содействию граждан, в том числе связанные с их правовой и социальной защитой.
Новый Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» (6) был наполнен новым содержанием, в нём были расширены задачи оперативно-розыскной деятельности, гарантирована социальная и правовая защита граждан, содействующих правоохранительным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, его положения были приведены в соответствие с новой Конституций Республики Таджикистан.
Следующей важной вехой явилось законодательное закрепление оперативнорозыскной деятельности 11 марта 2011 года. Этот закон более четко разъяснил специализацию ОРД, закрепил оперативно-розыскную деятельность и систему гарантий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, можно сказать, что анализ истории развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и использования содействия граждан при ее осуществлении в советский и современный периоды убедительно свидетельствует о невозможности полноценно бороться с преступностью без активного участия в
- 151 -
Ходжаев У. Т. Образование уголовного розыска и правовое регулирование содействия граждан борьбе с преступностью в Республике Таджикистан (с 1917 г.)
этом процессе граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам и спецслужбам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В заключение следует отметить, что в ходе развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и использование органами, осуществляющими эту деятельность, содействия граждан, к настоящему времени в Республике Таджикистан в целом сложилась достаточная нормативная правовая база, позволяющая, во-первых, некогда закрытый вид деятельности сделать прозрачным для населения в части его правового регулирования и, во-вторых, поставить указанную деятельность на должную правовую основу.
Список использованной литературы:
1. Ведомости Совета РСФСР. 1960 г. № 40. Ст. 592.
2. Ведомости Совета СССР. 1959 г. № 1. Ст. 15.
3. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. -1991. -№ 12. -С. 319.
4. Деятельность органов внутренних дел Республики Таджикистан в годы независимости: учебник /Под ред. С. Косимова. У.А. Абдухаликова, А.Ш. Розикзода. Том 1. -Душанбе: Ир-фон, 2006.
5. Джалилов Т.А. Страницы истории милиции Хорезма и Бухары. (Историко-правовой очерк). -Ташкент, 1970.
6. Закон об оперативно-розыскной деятельности в РТ (ОРД) //Садои мардум. №43. от 25.06.1998.
7. Закон Республики Таджикистан от 2 мая 1992 года «О милиции» //Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1992 г., № 12, ст. 208; 1993 г., № 9-10, ст. 139; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1997 г., № 23-24, ст. 333; 1998 г., № 10, ст. 129; 2001 г., № 4, ст. 164; 2002 г, № 4, ч. 1, ст. 233; 2003 г., № 4, ст. 145; 2003 г., № 12, ст. 688).
8. Зоиров Д.М. Таджикистан: От государства Саманидов до суверенной государственности. -Душанбе: Деваштич, 2003.
9. Ишанов А.И. Бухарская Народная Советская Республика. -Ташкент, 1969.
10. Коровин В. В. История отечественных органов безопасности: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1998. - 256 с.
11. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под редакцией К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. -М.:Инфра-М, 2004. - 848 с.
12. Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан от 28 декабря 1993 года ”О введении в действие Закона Республики Таджикистан "Об оперативно - розыскной деятельности в Республике Таджикистан" // (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан 1994, № 3-4, статья 69); 1996, №15, ст.233; 2002 г. №118. ст. 717; 2005 г. №7. ст. 402.
13. Розикзода А.Ш. История формирования и деятельности милиции в Таджикистане. -Ч.2. -Душанбе, 2004.
14. Советская милиция: история и современность (1917-1987 гг.) /отв. ред. А.П.Косицын. -М., 1987.
15. Федоров А.В., Шахматов А.В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. - 338 с.
16. ЦГА.Р.Уз. Ф. Р. 59, оп.1, д. 30, л.34.
17. Штиберт В. Практическое руководство для работников уголовного розыска. -М.: Госиздат, 1925.
- 152 -
Hodzhaev U.T. Formation of Criminal Investigation Department and Legal Regulation Concerned With Citizen's Assistance in Combat With Crimes
18. Шумилов А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. -М., 1997. - 245 с.
Reference Literature:
1. Tidings of RSFSR Council. 1960. № 40. - p.592.
2. Tidings of RSFSR Council. 1959. № 1. - p. 15.
3. Tidings of the USSR People's Deputies Congress and the Supreme Council. -1991.-№ 12. -p. 319.
4. The Activities of Home Affairs Bodies of Tajikistan Republic within Independence years: manual / under the editorship of S. Kosimov, U.A. Abdukhaliqov, A.Sh. Roziqzade. V.1. - Dushanbe: Cognition, 2006.
5. Jalilov T.A. The Pages of Militia History of Khorezm and Bukhara. ( historic law essay ). -Tashkent, 1970.
6. The Law in Regard to Operative-Investigative Activities in Tajikistan Republic (OIA) // Voice of the People. № 43. 25.06. 1998.
7. The Law of Tajikistan Republic from 2.05. 1992s. «About Militia». Tidings of the Supreme Council of Tajikistan Republic, 1992., № 12, - p.208; 1993., №№ 9-10, - p 139; Tidings of Majlisi Oli of Tajikistan Republic 1997., №№ 23-24, -p. 333; 1998., № 10, -p. 129; 2001., № 4, - p. 164; 2002, № 4, p 1, - p. 233; 2003., № 4, - p. 145; 2003., № 12, -p. 688.
8. Zoirov D.M. Tajikistan: Since Somonid State up to Sovereign Statehood. - Dushanbe: Devashtich, 2003.
9. Ishanov A.I. Bukharin People's Soviet Republic. - Tashkent, 1969.
10. Korovin V.V. The History of Home Bodies of Security: manual. -M.:Infra-M, 1998. - 256pp.
11. Operative-Investigative Activity: manual / under the editorship of K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky, A.Yu. Shumilov. -M. : Infra-M, 2004. - 848pp.
12. The Enactment of the Supreme Council of Tajikistan Republic from 28. 12. 1993. «On Introduction into Validity of Tajikistan Republic Law» «On Operative-Investigative Activities in TR» (Tidings of the Supreme Council of Tajikistan Republic 1994, №№ 3-4, article 69); 1996, № 15, -p. 233; 2002., № 118. -p.717; 2005., № 7. -p.402.
13. Rozikzoda A.Sh. The History of Formation and Activities of Militia in Tajikistan. - P. 2. -Dushanbe, 2004.
14. Soviet Militia: History and Contemporaneity (1917-1987,) / editor-in-charge: A.P. Kositsyn. - M., 1987.
15. Fyodorov A.V., Shakhmatov A.V. Legal Regulation in Regard to Citizen's Assistance to the Bodies Implementing Operative-Investigative Activity. - Spb.: Juridical Centre Press, 2005. -338p.
16. Central State Archive of Uzbekistan Republic (CSAUR) manuscripts fund 59, inventory1, case 30, sheet 34.
17. Shtibert V. Practical Guidance Officers of the Organizations on Criminal Investigations. - M.: Gosizdat, 1925.
18. Shumilov A.Yu. Problems of Legislation Dealing with Regulation of Operative-Investigative Activities in Russia. -M., 1997. - 245pp.
- 153 -