Х,УК,УКЩИНОСЙ
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Ходжаев Усмонбек Турабекович,
адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОПЕРАТИВНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В настоящее время существенно возрастает роль правового регулирования различных общественных отношений и процессов. В юридической литературе под правовой основой понимают находящуюся в постоянном движении систему юридического нормативного регулирования, включающую в себя процесс создания правовых норм и процесс их действия.1 В свою очередь, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности носит прежде всего функциональный, служебный характер, в нем посредством правовых норм регулируются общественные отношения между государством (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
Мировой опыт показывает, что эффективность служебной деятельности по борьбе с преступностью достигается только высокой оперативной осведомленностью, позволяющей противостоять криминальным проявлениям в современном обществе. Добиться высших результатов в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений можно только путем осуществления целенаправленной деятельности по привлечению граждан к борьбе с преступностью. В настоящее время вопросы правового регулирования содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел и других субъектах, осуществляющих оперативно-розыскную
1 Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., 1982, с.74; Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981, Т. 1, с.289.
деятельность, регулируется законом Республики Таджикистан от 11 марта 2011 года № 687 «Об оперативно-розыскной деятельности».1
Согласно ст. 17 закона Республики Таджикистан от 25 марта 2011 года № 687 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту - закон об ОРД)2 с последующими изменениями и дополнениями, отдельные лица на добровольной основе могут, с их согласия, привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий. В таких случаях, по их желанию, сохраняется конфиденциальность их содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе на договорной основе (по контракту). При этом закон об оперативно-розыскной деятельности Республики Таджикистан, как указано в ст. 15, предоставляет оперативным подразделениям право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие.
Таким образом, законодатель использовал два термина - «содействие» и «сотрудничество», характеризуя использование в своей деятельности оперативными подразделениями помощи отдельных граждан. Для уяснения смысла закона необходимо определить, какое содержание вкладывается в используемые термины «сотрудничество» и «содействие». Под сотрудничеством понимается желание работать вместе, принимать участие в общем деле или совместная деятельность. Под содействием понимается помощь, поддержка в какой-либо деятельности, в каком-либо деле.3
Анализ лексического значения терминов «содействие» и «сотрудничество» в теории оперативно-розыскной деятельности через отдельные аспекты семантики и права позволяет прийти к выводу о том, что существительное «содействие» охватывает более широкое понятийное поле, чем существительное «сотрудничество», а поэтому первое из них может быть применено ко всей сфере содействия граждан оперативным подразделениям, второе - к содействию на контрактной основе.
Это следует и из содержания закона об ОРД. В частности, из п. 2. ст. 15 «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» следует понимать, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную
1 Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 11 марта 2011. № 687.
2 Здесь и далее приводятся ссылки на закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Таджикистан в ред. на 25 марта 2011 г. См.: Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1998 г., № 10, ст. 146; 1999 г., № 11, ст. 278; 2003 г., № 8, ст. 453; 2005 г., № 12. ст. 642; 2006 г., № 3, ст. 147; № 7, ст. 339; 2007 г., № 5, ст. 361; 2009 г., № 7-8, ст. 491.
3 См.: Русско-таджикский словарь./ Под ред. М.С. Асимова. - М.: Русский язык, 1985,с. 10391049; Таджикско-русский словарь. /Под ред. Д. Саймиддинова, С.Д. Холматовой, С. Каримова. - Душанбе, 2006, с. 324-680.
деятельность, имеют право устанавливать с отдельными лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе, отношения сотрудничества. Закон об ОРД дает право установления отношений сотрудничества как с гражданами Республики Таджикистан, так и с иностранцами и лицами без гражданства, за исключением отдельных категорий лиц, перечень которых установлен законом об ОРД. Закрепляя за конкретными лицами возможность реализовывать свое право на оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в решении стоящих перед ними задач, закон, в то же время, не устанавливает для указанных органов обязанность установления с этими лицами отношений сотрудничества, и, таким образом, необходимо волеизъявление двух сторон, их обоюдное согласие на установление отношений сотрудничества. Сотрудничество отдельных лиц с оперативными подразделениями органов внутренних дел может быть гласным и негласным (конфиденциальным).
Привлечение отдельных лиц в добровольном порядке к подготовке и проведению оперативных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения наведения справок, оперативного наблюдения и других мероприятий, перечисленных в статье 6 закона об ОРД, которые в дальнейшем могут быть преданы гласности, а лица, участвовавшие в их проведении, стать свидетелями по уголовному делу. Конфиденциальное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел может быть, как и гласное содействие, только на добровольной основе. Отношения конфиденциального содействия устанавливаются лишь по желанию лица, привлекаемого к сотрудничеству. На добровольной основе гласное и негласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел могут оказывать любые лица. Закон об ОРД не содержит в этой части каких-либо ограничений. Ограничения имеются лишь в части договорного оформления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе (конфиденциального содействия по контракту).
Согласно ст. 17 закона об ОРД, органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность, в том числе оперативные подразделения органов внутренних дел, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. В то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 17 закона об ОРД, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту члена Маджлиси милли и
депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, депутата Маджлиса народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, города Душанбе, города и района, судьи, прокурора и адвоката. Буквальное толкование этой статьи позволяет сделать вывод, что нет запрещения использовать конфиденциальное содействие депутатов, прокуроров и судей, адвокатов, если оно осуществляется не по контракту. Кроме того, закон запрещает использовать конфиденциальное содействие по контракту прокуроров и ничего не говорит о других работниках органов прокуратуры, например о следователях1.
Как уже отмечалось, сотрудничество и содействие граждан оперативным подразделениям субъектов ОРД носит исключительно добровольный характер. Из проведенных исследований следует, что мотивация такого сотрудничества может быть самой разной и мотивами сотрудничества могут являться:
- добровольное желание безвозмездно содействовать правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга;
- предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае содействия, активного способствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба;
- месть, ревность, зависть, жадность, конкуренция в бизнесе или преступной среде;
- личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов, тяга к риску;
- чувство долга перед Богом и религией, уважение к родным и членам семьи, материальная заинтересованность.
Согласие на оказание содействия может выражаться как в письменной, так и в устной форме. Граждане, оказывающие содействие оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять органам заведомо ложную информацию. Предоставление оперативному подразделению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, заведомо ложной информации о событии преступления и лицах, его совершивших, может образовывать состав
1 Федоров А.В. О проведении оперативно-розыскной деятельности в отношении судей, прокуроров и следователей, органов прокуратуры / Криминалистический семинар. Выпуск 1. -СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998, с.19-22.
преступления, предусмотренного ст. 346 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (заведомо ложный донос) .
Активная деятельность лиц, оказывающих содействие, позволяет оперативным подразделениям разнообразить тактические средства и приемы борьбы с преступностью, открывает возможность проводить мероприятия одновременно в нескольких направлениях и на многих объектах.1
Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел позволяет эффективно, быстро и своевременно решать стоящие перед этими органами задачи. Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел может осуществляться на разовой и долгосрочной основе. Существуют и законодательно выделены и закреплены два вида содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: первый - привлечение к подготовке оперативно-розыскных мероприятий, и второй - привлечение к проведению оперативно-розыскных мероприятий. Возможность содействия со стороны отдельных лиц оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, в решении этих задач оперативно-розыскной деятельности, непосредственно оговорена в ст. 6 закона об ОРД, согласно которой должностные лица органов, осуществляющих оперативно -розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
При этом в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий с участием лиц, оказывающих помощь оперативным подразделениям органов внутренних дел, могут использоваться информационные системы, видео - и аудиозапись, кино - и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. В ст. 6 закона об ОРД дан перечень оперативнорозыскных мероприятий, к подготовке и проведению которых могут привлекаться, в том числе по контракту и на условиях конфиденциальности, отдельные лица с их согласия. Это: 1) оперативный опрос; 2) наведение справок; 3) оперативный сбор образцов для сравнительного исследования; 4) личный сыск; 5) оперативная проверочная закупка; 6) оперативное исследование предметов, документов и иных объектов; 7) оперативное наблюдение; 8) оперативное отождествление личности и иных объектов; 9) оперативное обследование жилища, зданий, помещений, сооружений,
1 Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. - Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1997, с. 66-67.
участков местности и транспортных средств; 10) оперативный контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 11) прослушивание и запись телефонных переговоров; 12) снятие информации с технических каналов связи; 13) оперативное внедрение; 14) контролируемая поставка; 15) оперативный эксперимент; 16) образование юридического лица.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только на законодательной основе. Оперативные работники органов внутренних дел, например, при содействии граждан могут осуществлять оперативный опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки товаров с последующим направлением их на исследование, наблюдение за действиями проверяемых, в том числе с применением технических средств (кино, фото, видеосъемка, аудиозаписи и т. д.), а также за местами пребывания преступного элемента и местами возможного сбыта украденного и другие оперативно-розыскные мероприятия.
Автор в своей практической работе в оперативном подразделении УБОП МВД Таджикистана сталкивался с некоторыми проблемами при проведении оперативных мероприятий с участием и содействием граждан. Например, была утечка информации со стороны содействующих граждан или были моменты, когда во время следствия по разным причинам они изменяли свои свидетельские показания. Поэтому для получения определенного результата при проведении оперативно-розыскных мероприятий с содействием граждан лучший вариант - это когда действия содействующих граждан проводятся совершено секретно от лиц, представляющих оперативный интерес, и других лиц. А также для участия в оперативных мероприятиях подбираются проверенные помощники и граждане, которые не разгласят факт подготовки и проведения таких мероприятий. Перед планированием процесса оперативных мероприятий с участием содействующих граждан оперуполномоченный должен информировать содействующего гражданина о том, что все действия в ходе подготовки и проведения оперативнорозыскных мероприятий проводятся по инструкции и на основании закона.
Также им сообщается задача, требующая решения с их участием, содержание, время и место проведения оперативных мероприятий, о средствах связи с оперативным работником, проводится тщательный инструктаж по выполнению конкретных действий при условии обеспечения их безопасности. Объем и пределы информирования зависят от специфики преступления, причастных к нему лиц и определенной помощи, ожидаемой от граждан. За обоснованность и целесообразность привлечения граждан к содействию соответствующим оперативно-розыскным мероприятиям ответственность несет оперативный сотрудник.
Следует особо отметить, что при проведении оперативных мероприятий руководитель оперативной группы обязан изучить обстановку и атмосферу реализации процесса оперативной операции, соизмерять предстоящие действия всех участников в конкретных ситуациях с требованиями законности, и он несет ответственность за безопасность и здоровье участников оперативной операции.
Следует отметить, что запрещается примерная оценка и планирование операции, ситуации или обстановки реализации мероприятия и результатов завершения операции. Категорически запрещается привлекать граждан к участию в мероприятиях по предупреждению и раскрытию преступлений, в ходе проведения которых их жизни и здоровью может угрожать опасность.1
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий с участием граждан, оказывающих помощь, оперативными подразделениями могут использоваться информационные системы, видео и аудиозаписывающая техника, кино и видеосъемка и другие технические средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
В последние годы в правоохранительных органах Таджикистана чаше на практике используется негласное содействие граждан субъектам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью. Этот вид сотрудничества оказывается как на контрактной (договорной), так и на бесконтрактной основе. Негласное содействие эффективнее и комфортнее для граждан, потому что в Таджикистане граждане в основном живут по обычаем, традиция и адатам исламской религии, и им невыгодно, чтобы их содействие афишировалось и окружающие их люди знали об их отношениях с правоохранительными органами.
Следует учитывать, что одна из основных обязанности граждан при содействии оперативным подразделениям органов внутренних дел - это сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Граждане при содействии органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, могут располагать сведениями, разглашение которых может нести ущерб окружающей среде, государству, природе, гражданам и членам оперативной группы, которые участвуют в оперативной операции, при подготовке и проведении оперативных мероприятий, так и иным отношениям, охраняемым законом.
Закон Республики Таджикистан «О государственной тайне»2 относит к государственной тайне в области оперативно-розыскной деятельности сведения о содержании, планах, организации, финансировании, матери-
1 Маркушин А.Г. Указ. соч., с. 66-67.
2 Закон РТ «О государственной тайне» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2003, №4, ст.134; 2007, №7,ст.655).
ально-техническом обеспечении, средствах, формах, методах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность.
Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 11 марта 2011 года в статье 12 конкретизировал, что государственную тайну составляют сведения:
об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и о результатах оперативно-розыскной деятельности; о лицах, внедренных в организованные преступные группы; о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
И эти сведения подлежат рассекречиванию только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме, за исключением случаев совершения ими преступления.
Для успешного проведения оперативно-розыскных мероприятий и завершения следствия привлечение граждан к негласному содействию должно отвечать всеми требованиями закона, и сотрудничество должно быть добровольным. Содействие граждан на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на контрактной основе, должно отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами этих органов. Негласное сотрудничество гражданина может осуществляться и на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении органам внутренних дел имеющейся у него информации. Конфиденциальное содействие граждан органам внутренних дел и его документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами МВД Таджикистана. В оперативнорозыскной практике имеют место три вида оформления сотрудничества: устная договоренность, расписка, контракт.
Контракт - это договор между органом, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, и отдельным гражданином, фиксирующий в
письменной форме взаимные обязательства сторон: обязательства гражданина об оказании содействия определенному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, и обязательства государства в лице этого органа перед лицом, подписавшим контракт о содействии, устанавливающий срок и цель сотрудничества, определяющий условия возможного продления срока контракта и его досрочного расторжения, характер, форму и размер вознаграждения, условия о секретности и гарантии безопасности гражданина, оказывающего содействие, предусматривающий ответственность сторон за невыполнение обязательств, порядок разрешения споров и другие условия, права и обязанности сторон.
Контракт позволяет детально определить и закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств лица, принимающего обязательство оказывать содействие органам внутренних дел, его реальных возможностей участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях. В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи контрактом могут устанавливаться требования к конфиденту, например, связанные с ограничением его права выезда за границу в пределах установленного срока после окончания действия контракта.1
При составлении контракта следует учитывать, что в нем недопустимо указывать сведения, составляющие государственную тайну, раскрывать сущность и детали оперативно-розыскных мероприятий. Процедуры заключения и исполнения условия договора о сотрудничестве регламентируются носящими закрытый характер ведомственными нормативными актами. Согласно общим правилам, письменный текст контракта (договора) составляется в двух экземплярах и подписывается с двух сторон:
- гражданином, согласившимся на негласное сотрудничество с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на совместное осуществление оперативно-розыскных мероприятий;
- руководителем соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется гербовой печатью. Контракт от имени органа подписывают руководители, перечень которых определяется ведомственными актами.
Гражданин, подписавший контракт (договор), имеет полное право получить один экземпляр контракта (договора), получившего юридическую
1 Комментарий к федеральному закону РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». - М., 1997, с.161.
силу после подписания. Но надо иметь в виду, что контракт - это секретный документ, и должен храниться в определенном месте, куда доступ имеет только сам подписавший его гражданин. Как правило, оба экземпляра хранятся в органе, с которым подписан контракт. Возмездный характер контракта может означать не только денежную оплату услуг лица, оказывающего содействие, но и иные формы «вознаграждения»: освобождение от уголовной ответственности, передачу имущества в собственность, устройство на работу, выдачу новых документов, пластическую операцию и др.
Надо отметить, что между гражданином, сотрудничающим по контракту, и органом внутренних дел не возникает трудовых правоотношений и складывающиеся в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности отношения сотрудничества не могут регулироваться трудовым правом.1 Однако по этому вопросу высказаны и иные мнения. Так, например, некоторые российские ученые считают, что контракт об оказании содействия является по своему характеру трудовым соглашением.
Согласно ст. 18 закона об ОРД, лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Г осударство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами гражданского, общественного долга или возложенных на них обязанностей. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, а равно их близких родственников, эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Республики Таджикистан. Кроме того, в статье 14 закона об ОРД особо оговорено, что при решении определенных настоящим законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также близких родственников указанных лиц от преступных посягательств.
1 Вагин О.А. О характере правоотношений конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД / Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. Материалы международной научно-практической конференции. - СПб., 1998, с.396-400.
Член преступной группы, совершивший противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченный к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавший раскрытию преступлений, возместивший нанесенный ущерб или иным образом загладивший причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Деятельность лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, может быть отмечена денежным или материальным вознаграждением. Полученные указанными лицами денежные и материальные вознаграждения налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их близких родственников допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Такими мерами могут быть физическая охрана, предоставление квартир, домов-убежищ, замена паспортов и фамилий. В случае гибели лица, сотрудничавшего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания погибшего и в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан назначается пенсия по случаю потери кормильца. При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии или увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехлетнего денежного содержания и в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан назначается пенсия по инвалидности.
Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в случае травм, ранения, контузии и
увечья, пособие и пенсия его семье (в случае гибели этого лица) выплачивается:
- если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе;
- если гибель, травма, ранение, контузия или увечье наступили в связи с участием лица в проведении оперативно-розыскного мероприятия или других действий, выполняемых по заданию оперативных подразделений органов внутренних дел;
- если между гибелью лица или ранением, контузий, увечьем и проводимым с его участием оперативно-розыскным мероприятием, указанным в ст. 6 закона об ОРД, или другими его действиями, выполняемыми по заданию оперативных подразделений органов внутренних дел, существует причинно-следственная связь. Оформление пенсии или пособия не должно приводить к разглашению сведений о лицах, сотрудничавших с оперативными подразделениями в борьбе с преступностью.
В то же время следует учитывать, что согласно ст.18 закона об ОРД, определенные гарантии по социальной и правовой защите граждан государство несет не только в отношении лиц, сотрудничающих по контракту, но и в отношении других граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность. Нормы закона об ОРД, регулирующие вопросы привлечения граждан к содействию органам внутренних дел, затрагивают интересы как лиц, оказывающих такое содействие в настоящее время, так и лиц, оказывавших его в прошлом. Например, в соответствии со статьей 12 закона об ОРД Республики Таджикистан, предание гласности сведений о лицах, оказывавших содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел на конфиденциальной основе, допускается только с их согласия в письменном форме и случаях, предусмотренных законами Республики Таджикистан. Можно констатировать, что под защиту государства берутся все лица, оказывающие или оказывавшие в прошлом содействие органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, независимо от того, каким по продолжительности было это содействие (разовым или на долговременной основе) и в какой форме оно осуществлялось (гласно или негласно). Таким образом, закон об ОРД предусматривает правовую и социальную защиту значительного числа граждан.
Так, согласно сведениям, имеющимся в открытых источниках, о сотрудничестве с органами внутренних дел СССР накануне его распада, только участковым инспекторам милиции оказывали содействие в борьбе с правонарушителями примерно 1 340 000 осведомителей.1
1 Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). - М., 1998, с. 44.
Исследуя исторические и современные правовые источники, мы пришли к выводу, что на сегодняшней день перед учеными-юристами и законодателями стоит необходимость регулирования вопросов по совершенствованию законодательства в области оперативно-розыскной деятельности и более детально, в том числе на законодательном уровне, регулирования вопросов защиты содействующих граждан правоохранительным органам в целом и их отдельных категорий, включая вопросы расширения мер правовой стимуляции (поощрения), которая в привлечении граждан играет основную роль. А также адаптация оперативно-розыскных сил, средств и методик к новым социально-экономическим условиям с целью эффективного воздействия на преступность путем разработки новых, частных оперативно-розыскных методик.
У. Т. Ходжаев
Правовое регулирование вопросов содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел Республики Таджикистан
Ключевые слова: содействие граждан, органы внутренних дел, Республика Таджикистан, Конституция, оперативно-розыскная деятельность, контракт, гласный - негласный
Публикуемая работа - одно из первых исследований в открытой научной статье вопросов правового регулирования, форм и видов содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел Республики Таджикистан. Статья основана на имеющейся литературе России и Таджикистана, обширном нормативно-правовом материале и документальных источниках, ранее недоступных широкому кругу читателей.
U. T.Khojayev
Juridical Regulation of the Issues Concerned with Citizens' Promotion to Operative Subdivisions of Home Affairs Bodies of Tajikistan Republic
Key words: citizens' promotion, home affairs bodies, Tajikistan Republic, Constitution, operative-
reconnoitring activity, contract, subjected/non-subjected to publicity
The article presented is one of the first researches concerned with the issues of juridical regulations, forms and types of citizens' promotion to operative subdivisions of home affairs bodies of Tajikistan Republic. The article is based on the available literature of Russia and Tajikistan, plentiful material of documentary sources dealing with law norms; in previous years the formers were non-available for wide readers.