Научная статья на тему 'Право граждан участвовать в политической жизни страны'

Право граждан участвовать в политической жизни страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2842
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / Constitution / democracy / political parties / elections / electoral right
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENS' RIGHT FOR PARTICIPATION IN THE POLITICAL LIFE OF THE COUNTRY

The actualness of the theme in question is preconditioned by democratic transformations in the society, formation of polyparty system. The author of the article being a colonel of militia considers the right of the citizens for participation in the governance related with state and public affairs touching upon the evolutionary history of formation concerned with the juridical postulate in question fortified by legislative Instruments. He distinguishes especially the point that the citizens' right dwells on in the article completely corresponds to international law standards. The right for participation in the political life of the country denies any sort of discrimination in reference to sex, religion, social position, nationality. The article is fortified with references to official documents in the term of decrees and law provisions functioning in Tajikistan Republic.

Текст научной работы на тему «Право граждан участвовать в политической жизни страны»

У. Эгамбердиев

ПРАВО ГРАЖДАН УЧАСТВОВАТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ

Ключевые слова: Конституция, демократия, политические партии, выборы, избирательное право В ч. 1 ст. 27 Конституции РТ закреплено, что гражданин имеет право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей (5).

Впервые право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами было сформулировано в Конституции Таджикской ССР 1978г. (ст.46) вслед за Конституцией СССР 1977г. Его провозглашение в условиях все еще сохранявшейся монополии на власть партийно-государственной элиты, административно-приказной системы номенклатурного управления превращало это право в декларацию.

Последующие демократические преобразования в обществе, признание и возникновение политического многообразия, формирование многопартийности создали благоприятные условия для наполнения данного права реальным содержанием. В отличие от предшествующих конституционных установлений данная статья не упоминает об участии граждан в управлении общественными делами. Право на это вытекает из ст. 28 Конституции.

Право граждан участвовать в политической жизни и управлении государством неразрывно связано с принципами народовластия (ст. 6 Конституции РТ). Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в

сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического права является целый ряд других прав, изложенных в ст. 27 Конституции.

Признаваемое в ч. 1 данной статьи право граждан полностью соответствует международным стандартам, в частности предусмотренному в п. «а» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах положению о праве каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей» (6, 61).

Непосредственное участие граждан в управлении государством осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлении народовластия опосредованная - через своих представителей, избираемых в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления.

Если обладание большинством прав и свобод Конституция не обуславливает обязательным наличием у лица гражданства, устанавливая « каждый имеет право ....», «каждому гарантируется ....», то право участвовать в управлении государством признается только за гражданами Республики Таджикистан. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают. Признание и возникновение формирования многопартийности создали благоприятные наполнения данного права реальным содержанием. В отличие от предшествующих актов Конституция упоминает об участии граждан в управлении общественными делами.

Впервые на конституционном уровне закреплено равное право граждан на государственную службу ( ч. 2 ст. 27 Конституции). Это положение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе» (6, 61). Необходимые правила в связи с этим должны быть установлены законодательно.

При поступлении на государственную службу, а также при её прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией и Законом.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Республики Таджикистан не моложе 18 лет ( МВД - не моложе 20 лет) (1), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Законом для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения прав граждан на равный доступ к государственной службе Закон предусматривает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.

Закон устанавливает ограничения доступа к государственной службе в случаях: признания гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определённого срока; наличия подтверждённого заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям,

— ,68~ НОМАИ донишгох >

составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну если исполнение обязанностей на должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому. Эти ограничения вполне обоснованны.

Закон, кроме того, определяет принципы государственной службы, прав, обязанностей и гарантий для государственных служащих, условий и порядок прохождения государственной службы и др. Другими законами устанавливаются особенности государственной службы в отдельных государственных органах, например в милиции, прокуратуре, государственной безопасности.

Часть 3 статьи 27 Конституции закрепляет три конкретных политических права: участвовать в референдуме, избирать, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (5). Эти положения в соответствии с ч.З ст. 10 и ст. 14 Конституции действуют в единстве с предписаниями, в частности ст. 25, п. «б» Международного пакта о гражданских и политических правах, о праве каждого гражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» (6,61), а также ст. 3 «Право на свободные выборы» Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей обязательства государств-участников «проводить с разумной периодичностью, свободные выборы путём тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти».

Названные принципы участия граждан в выборах являются универсальными, относятся ко всем разновидностям выборов. Однако в ст. 27 Конституции они не закреплены, а изложены в ч. 1 ст. 65 Конституции применительно к выборам Президента РТ с добавлением принципа прямого избирательного права. Это не

означает, что указанные принципы не распространяются на другие виды выборов, во-первых, в силу действия общепризнанных норм международного права; во-вторых, на основе их прямого закрепления в Конституционных законах «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» от 10.12.1999 года (4).

Всеобщее избирательное право означает признание без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определённого возраста, права избирать (активное избирательное право) и права быть избранными (пассивное избирательное право). Конституция и конституционные законы гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Конституция и конституционные законы устанавливают основные гарантии избирательных прав при выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

В целом же юридически всеобщие выборы фактически таковыми не являются, так как, например, выборы Президента Таджикистана считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесённых в список. Избранным считается кандидат на пост Президента, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных основаниях. Оно обеспечивается: наличием у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов); включением избирателей не более чем в один список избирателей; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной кампании для кандидатов; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации

— |70~С НО МАИ донишгох )

избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, блоков, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами.

Данный принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право и взаимосвязан с принципом всеобщности.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Этот принцип распространяется на выборы Президента страны, депутатов Маджлиси намояндагон, областных, городских и районных маджлисов и органов самоуправления посёлка и села.

Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов.

Конституция и Закон РТ « О политических партиях» от 13.11.1998 года№ 680 определяет порядок участия политических партий в выборах, в том числе выдвижение кандидатов (списки кандидатов) в соответствии с действующим избирательным законодательством (2).

Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В Таджикистане при выборах депутатов Маджлиси намояндагон используется мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система выборов, при которой 41 депутат избирается по одномандатным округам, а другие 22 - по партийным спискам. При проведении выборов в Маджлиси намояндагон в 2000 и 2005 г.г. по мажоритарно-пропорциональной избирательной системе считалось, что она будет способствовать упрочению развития политических партий, многопартийности.

Согласно Конституции (Основному Закону) Республики Таджикистан и Конституционному Закону Республики Таджикистан «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» 27 февраля 2000 г. состоялись выборы Маджлиси намояндагон Маджлиси

Оли Республики Таджикистан. В выборах участвовали 93,36% включённых в общий список избирателей.

По одномандатному избирательному округу было выдвинуто 276 кандидатов, 223 из них прошли регистрацию и как кандидаты в депутаты Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан были внесены в списки для тайного голосования. Из них депутатами были избраны 28 человек. 12 марта 2000 г. в 13 округах состоялись повторные голосования и были избраны 13 остальных депутатов.

В результате проведённых в феврале и марте 2000 года выборов народных депутатов в Маджлиси намояндагон по 41 одномандатному избирательному округу был избран 41 депутат.

В этих выборах по единым общереспубликанским партийным спискам участвовали 6 политических партий: Партия «Адолатхох» (Справедливость), Демократическая партия Таджикистана, Коммунистическая партия Таджикистана, Исламская партия Возрождения Таджикистана, Социалистическая партия Таджикистана, Народно-Демократическая партия Таджикистана. По итогам голосования по партийным спискам НДПТ получила 64,91%, КГТГ - 20,39%, ИПВТ - 7,31%, ДПТ - 3,54%, СПТ - 1,22%.

В результате из общих 22 депутатских мандатов НДПТ получила 15 мест, КПТ - 5, ИПВТ - 2.

Нам не следует забывать о том, что мировоззрение и политическая культура населения сделали большие шаги вперёд. Самым важным и обнадёживающим подтверждением этого является активное участие граждан в политических мероприятиях (3, 220).

Народ не остался равнодушным к своей будущей судьбе, воспользовался своим правом на свободное волеизъявление. Раньше в нашей республике проводились всенародные референдумы, выборы Президента и Парламента. Но проведение выборов в профессиональный парламент с участием политических партий - событие новое в истории нашей страны. Выборы, прошедшие в условиях мира, спокойствия, национального согласия и многопартийности, имеют огромное политическое значение.

Выборы Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и местные Маджлисы народных депутатов, которые состоялись 27 февраля 2005 года, были ещё одним уверенным шагом к построению демократического, правового, светского государства. Эти выборы прошли в новых политико-правовых условиях, на основе Конституционного закона «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан».

В парламентских выборах 2005 года в республике и за её пределами были зарегистрированы 3134666 избирателей. В выборах приняли участие 2902316 избирателей (92,5%).

Абсолютную победу на этих выборах одержала Народно-Демократическая партия Таджикистана, получившая 74,7% голосов избирателей. По сравнению с выборами 2000 года показатели НДПТ были на 10% больше.

Из 21 кандидата от НДПТ по единым общереспубликанским партийным спискам 17 кандидатов были избраны депутатами Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

По одномандатным избирательным округам НДПТ выдвигала 41 кандидата, из которых депутатами были избраны 39 человек. Другие политические партии, несмотря на превосходство НДПТ, также принимали активное участие в выборах, выдвигая своих кандидатов. По единым общереспубликанским избирательским округам эти политические партии получили такие показатели: КПТ - 13,63%, ИПВТ - 8,93%, ДПТ - 1,16%, СДПТ - 0,5%, СПТ -0,3% голосов избирателей (3, 222).

Все эти законодательные новеллы призваны способствовать развитию подлинной многопартийности в стране, более чёткой структуризации многопартийной системы, естественному исчезновению с политической сцены многочисленных мелких политических общественных объединений, не имеющих какой-либо социальной опоры в обществе.

На основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании проводятся также референдумы, которые наряду со свободными выборами являются высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум Республики Таджикистан - голосование граждан Таджикистана

по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным политическим вопросам государственного значения.

Часть 4 упомянутой статьи Конституции определяет две категории граждан, которые не могут участвовать в выборах ( как и в референдуме). Это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособным признаётся гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими.

Лица же, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, сами лишили себя права участвовать в выборах и референдумах, преступив черту закона. Ограничение их избирательных прав не имеет ничего общего с существовавшим в СССР до 1959 года лишением по суду права избирать и быть избранным как меры наказания.

Предусмотренное в ч.4 исследуемой статьи ограничение не распространяется на лиц, хотя и содержащихся под стражей в следственных изоляторах или аналогических местах (подозреваемых, обвиняемых, подсудных), но в отношении которых суд ещё не применил уголовное наказание в виде лишения свободы. После отбытия такого наказания гражданин вновь вправе осуществлять свои избирательные права. То же относится к лицу, ранее признававшемуся недееспособным, если основания к тому отпали и суд признал его дееспособным.

Гарантом политических прав граждан в участии управления государством является Конституция - Основной Закон страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон «О милиции», от 17.05.2004г., // Ахбори Мачлиси Олии ЧТ, с. 2004, №7.

2. Закон РТ «О политических партиях», от 13.11.1998г., //Ахбори Мачлиси Олии ЧТ с. 1998, №10, мод. 139.

3. Каримов О. Политическое состояние Таджикистана. -Худжанд: изд. ТГУ ПБП, 2007

— 174 "С НОМАИ ДОНИШГОХ__J

4. Конституционный закон РТ «О выборах Маджлиси Оли РТ», от 10.12.1999г. //Ахбори Мачлиси Олии ЧТ с. 1999, №12, мод.296.

5. Конституция РТ. -Душанбе: Конуният, 2004

6. Международный пакт «О гражданских и политических правах», от 16.12.1966г., Международный билль о правах человека. -Душанбе, 1999

Право граждан участвовать в политической жизни страны

У. Эгамбердиев

Ключевые слова: Конституция, демократия, политические партии, выборы, избирательное право

Актуальность данной темы обусловлена демократическими преобразованиями в обществе, признанием политического многообразия, формированием многопартийности.

Автор статьи, являясь полковником милиции, рассматривает право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, затрагивая эволюционную историю становления данного юридического постулата, закреплённого в законодательных актах.

В статье особо отмечается, что право граждан, о котором идёт речь, полностью соответствует международным правовым стандартам. Право на участие в политической жизни страны отрицает какую-либо дискриминацию по признаком пола, религии, социального статуса, этнической принадлежности.

Статья подкреплена ссылками на официальные документы в виде указов и законоположений Республики Таджикистан

Citizens' Right for Participation in the Political Life of the Country

U. Egambercliyev

Key words: Constitution, democracy, political parties, elections, electoral right

The actualness of the theme in question is preconditioned by democratic transformations in the society, formation of polyparty system.

The author of the article being a colonel of militia considers the right of the citizens for participation in the governance related with state and public affairs touching upon the evolutionary history of formation concerned with the juridical postulate in question fortified by legislative Instruments.

He distinguishes especially the point that the citizens ' right dwells on in the article completely corresponds to international law standards. The right for participation in the political life of the country denies any sort of discrimination in reference to sex, religion, social position, nationality.

The article is fortified with references to official documents in the term of decrees and law provisions functioning in Tajikistan Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.