Абдуллоев Икром Рабиевич,
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Горнометаллургического института Таджикистана
ИЗ ИСТОРИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В
ТАДЖИКИСТАНЕ
С середины 80-х гг. в Советском Союзе началась перестройка. Эта перестройка коренным образом изменила политическую жизнь не только народов СССР, но и всего социалистического лагеря. Первоначально задуманная как реформирование самой правящей партии и других структур Советской власти, перестройка дала возможность всем реформистски настроенным слоям общества, особенно интеллигенции, пересмотреть ценности, традиции и идеологию, господствовавшие в Советской стране.
Вскоре часть высшего партийного руководства КПСС, начав беспокоиться за сохранение власти и правящего статуса партии, стала тормозить реформирование во властных структурах и в обществе в целом. Назревала необходимость серьёзной политической реформы. Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС (июнь 1988г.) (1). Её решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализации.
В частности, был провозглашён курс на создание социалистического, правового, демократического общества, разделение властей, создание «советского демократического парламентаризма». Предлагалось сформировать новый высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, превратить Верховный Совет СССР в постоянно действующий парламент.
Конференция стала важнейшим политическим рубежом перестройки. Она обсудила и приняла крупные решения по углублению перестройки, реформе политической системы, дальнейшей демократизации партии и общества. Эти решения имели огромное значение для судьбы страны (2, 617).
Ослабление тоталитарного режима КПСС положило начало движению народов СССР к свободе и независимости, против диктата центральных органов союзной власти.
Проект политической реформы, который выносился на обсуждение XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС, был направлен на то, чтобы ускорить процесс широкого вовлечения трудящихся в управление делами страны. А для этого должны были быть, естественно, созданы реальные условия - изменение
избирательной системы, реорганизация структуры органов власти и управления, обновление законодательства.
XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС приняла резолюцию «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны» (3, 106-107). Согласно этой резолюции, весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону.
Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны. 1989г. стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Г лавным из них стала идея построения правового, демократического государства.
III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) отменил 6-ю статью Конституции, закреплявшую монопольное положение КПСС в обществе (4, 35). Это открывало возможности для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе. В мае 1990 года в палатах Верховного Совета СССР (Совета Союза и Совета Национальностей) был рассмотрен и принят проект закона «Об общественных объединениях» (5, 35). В октябре 1990г. Верховный Совет СССР с учётом высказанных замечаний и предложений утвердил закон «Об общественных объединениях» (6). В нём были законодательно определены принципы многопартийной системы. В короткий срок, уже к 1991г. на пространстве СССР образовалось более 50 политических партий и движений. Одновременно усилил свою деятельность политический ислам.
Центральный аппарат Коммунистической Партии Советского Союза постепенно терял рычаги контроля над ситуацией в стране, порой ограничиваясь лишь формальным исполнением властных функций. КПСС была цементирующей силой прежнего режима, главным органом политического управления страной. КПСС была, по сути, тождественна СССР.
Без Компартии система власти в прежнем виде, по существу, теряла смысл. Уход КПСС с политической сцены, окончательно произошедший после неудачи ГКЧП в августе 1991г., лишил Советский Союз как государство главной организационнополитической опоры. Слом советской общественно-политической системы привел к распаду огромной страны.
Эти процессы коснулись и Таджикистана. В конце 80-х - начале 90-х годов в Таджикистане происходил настоящий бум по изданию и переизданию литературы религиозного характера, что привело к мощному подъёму ислама, выходящего из подполья и стремящегося восстановить свои былые позиции.
Факты принятия законов «О свободе совести и религиозных организациях» (8 декабря 1990г.), «Об общественных объединениях в Таджикской ССР» (12 декабря 1990г.), заявления Верховного Совета «О государственной независимости Республики Таджикистан» от 9 сентября 1991г. и др. способствовали ускоренной политизации общественной жизни в Таджикистане. Эти акты активизировали национальное самосознание, создали правовую базу для организации и деятельности общественных движений и партий.
Общественные организации, появившиеся почти одновременно как зеркало общественно-политической жизни регионов Таджикистана, в основном защищали интересы своего региона.
В городах и районах Советского Таджикистана в 1989-1991 гг. стали появляться как грибы после дождя многочисленные народные движения, общественные объединения и организации. К таковым относились: народное движение «Растохез», политклуб «Ру ба ру», общества народов СССР (украинцев - «Криница», грузин -«Сатвостима Иберия», русских - «Содружество», узбеков, армян - «им. Месропа Маштоца», советских немцев - «Видергебурт» (Возрождение), советских корейцев и др.), «Вахдат», «Дирафши Ковиён», «Таждид», «Бохтар», «Самарканд», «Куруши Кабир», «Сугдиён», «Пайванд», «Эхъёи Худжанд», «Ошкоро», «Лаъли Бадахшон», «Хисори Шодмон», «Мехри Хатлон», «Зарафшон», «Истаравшан», «Ватан», «Худжандиён», «Хамдилон», «Носири Хисрав». Большинство этих организаций появилось в условиях, когда возникшие в обществе политические разногласия готовили почву для Гражданской войны. Целью создания подобных обществ являлась зашита интересов жителей этих регионов в тяжёлых условиях общественно-политической нестабильности в столице нашей республики.
К моменту августовского (1991г.) путча в Москве на территории Таджикистана сложилась палитра политических сил, готовых бороться за власть, прежде всего с антикоммунистических позиций. К таковым относились Исламская партия возрождения Таджикистана, Демократическая партия Таджикистана. Сложились и социальные условия, благоприятствовавшие этой борьбе.
Возникшие организации являлись плодом потребностей нового политического положения Таджикистана и в этом смысле отражали явления, происходящие в обществе. Накануне приобретения независимости Таджикистаном в республике сложилась чрезвычайно напряжённая идейно-политическая обстановка. Правящая партия оставалась пока сильной, опираясь на центр и его Вооружённые силы в республике, но в то же время она стремительно теряла популярность в обществе.
С распадом Советского Союза и обретением независимости политическая система Таджикистана стала меняться. Таджикская ССР преобразовалась в Республику Таджикистан, руководящая роль Коммунистической партии была отменена, указом Президента во всех государственных органах была осуществлена департизация.
Прослеживая диалектику процесса реформирования политической системы на начальном этапе, можно определить некоторые осложняющие его факторы и особенности:
- стабильное снижение авторитета Коммунистической партии;
- утрата у руководства Коммунистической партии навыков политической борьбы в условиях реального плюрализма и многопартийности;
- регионализм - исторически сложившееся участие тех или иных регионов в общественной жизни и управлении;
- отсутствие реалистических представлений о возможностях оппозиции, её социальной базе;
- политизированный и идеологизированный характер подавляющего большинства партий и движений;
- эволюция большинства партий и движений в плане антикоммунистической направленности;
- превалирование конфронтационного, разрушительного, а не созидательного момента в ориентациях и действиях партий и движений.
Большую настороженность вызывали практические действия некоторых лидеров новых общественно-политических организаций, их излишние претензии, амбиции, нередко отсутствие конструктивных практических шагов по реализации своих же программ. В связи с этим нельзя не вспомнить ленинское предостережение о том, что «о политических партиях нельзя судить по их названиям, заявлениям, программам, а надо судить по их делам» (7, 37).
Подлинная реформа политической системы нашей страны началась с принятием Конституции Республики Таджикистан, общенародных выборов Президента Таджикистана и законодательного органа - Маджлиси Оли (1994-1995гг.) на основе многопартийной системы.
Одним из важнейших событий общественно-политической жизни прошедшего периода государственной независимости страны является всенародное обсуждение и принятие Конституции Республики Таджикистан 6 ноября 1994г.
Подготовка проекта Основного закона началась после XVI сессии Верховного Совета РТ. Был утверждён состав Конституционной комиссии во главе с Председателем Верховного Совета РТ Эмомали Рахмоновым. В течение шести месяцев было подготовлено два проекта Конституции, один из которых отражал особенности президентской республики, а другой - парламентской. Члены конституционной комиссии, осознавая свою историческую ответственность и учитывая отсутствие основных факторов парламентской формы правления в республике, в том числе отсутствие опытных партий и организаций, пришли к единому заключению, что на всенародное обсуждение должен быть рекомендован только тот проект, который предусматривал бы президентскую республику.
6 ноября 1994 г. народ Таджикистана путём общенародного референдума принял новую Конституцию независимого Таджикистана (около 88% участников поддержали проект и определили свою судьбу) и избрал Эмомали Рахмонова Президентом республики. Символично, что эти два важнейших события произошли в один день, так как Президент - защитник Конституции, прав, свобод, гарант национальной независимости, целостности государства, а Конституция - олицетворение государства.
Профессиональный парламент успешно выдержал серьёзный экзамен. Нынешний парламент является образцом современного демократизма, в котором представлены различные политические партии, фракции и депутатские группы.
Стремление к созданию независимого, демократического государства было продиктовано временем. Идея демократического и правового общества является основой Конституции. Основной закон Республики Таджикистан, т.е. Конституция, предоставляет возможность каждому на основе различных политических и идеологических течений свободно участвовать в общественной и политической жизни
страны. Социальная справедливость как основа государственности опирается на идеологию правового государства. Идеологические ценности, заложенные в Конституцию, имея общечеловеческий характер, не выражают интересов ни одной отдельно взятой группы, партии или объединения (8, 5).
23 мая 1998г. на очередном заседании девятой сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан были вынесены на обсуждение два законопроекта: «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». Оба закона, хотя и не единодушно, как и ожидалось, депутаты Маджлиси Оли всё-таки приняли. Эти законы определяли основы партийного строительства и партийной жизни в новых условиях и реалиях республики. Но возникли определенные сложности.
Депутаты проголосовали за вариант, в котором говорилось о том, что политические партии в Таджикистане не могут действовать на религиозной основе. Своё негативное отношение к принятому закону высказало руководство Объединенной таджикской оппозиции и стало ходатайствовать о внесении изменений в закон «О политических партиях».
Президент Эмомали Рахмон подписал только один закон - «Об общественных объединениях», и этот закон в соответствии с Постановлением Маджлиси Оли от 23 мая 1998г. № 646 после его официального опубликования 25 июня 1998г. в газете «Садои мардум» вступил в действие и приобрел официальную юридическую силу.
Второй же закон «О политических партиях» Президентом Республики Таджикистан не был подписан ввиду возникших разногласий по 3 и 4 статьям закона.
Во имя мира и национального согласия Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон наложил вето на закон «О политических партиях», принятый Маджлиси Оли, предусматривающий запрет на создание партий на религиозной основе, и вернул его на доработку. «Мы понимаем, - говорил Президент, - как никогда, насколько трудно бывает убедить в этом людей, испытывающих неимоверные трудности. Но именно в такое время рождается надежда, и она придаёт силы для решения задач» (9, 22).
В целях устранения разногласий по статьям третьего и четвёртого проекта закона Республики Таджикистан «О политических партиях», Эмомали Рахмон 2 июня 1998г. подписал указ об образовании Согласительной комиссии в составе 12 человек из числа представителей Маджлиси Оли, Правительства Республики Таджикистан и Комиссии по национальному примирению. Согласительная комиссия в период своей деятельности высказала различные мнения и привела свои аргументы по поводу указанных статей.
Комиссия представила Президенту новый вариант закона «О политических партиях», и он вынес его на повторное рассмотрение в Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Маджлиси Оли, учитывая замечания Президента по статьям 3, 4, своим постановлением от 13 ноября 1998г. № 681 принимает закон «О политических партиях» (10). В этих законах говорилось, что общественные объединения и организации участвуют в формировании органов государственной власти, управлении государством. Закон «О политических партиях» определяет понятие и структуру политической партии. Партия рассматривается как добровольное объединение граждан Республики Таджикистан, создаваемое с целью участия в политической
жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, а также осуществления власти через своих представителей. Чётко определены требования, которым должна отвечать политическая партия.
19 марта 2003г. Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ принял решение «О предложении членов Маджлиси Милли и депутатов Маджлиси Еамояндагон Маджлиси Оли РТ «Об изменениях и дополнениях в Конституцию (Основной закон) Республики Таджикистан»».
В своём Послании к Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 4 апреля 2003г. Эмомали Рахмон подчёркивал, что «развитие жизни общества требует совершенствования конституционных положений и норм, чтобы они соответствовали требованиям времени» (11, 132). Целью этого акта было дальнейшее совершенствование политической и государственной системы страны, углубление демократических элементов в обществе, совершенствование порядка обеспечения гарантий прав человека и гражданина, создание конституционных основ дальнейшего развития социально-экономической и культурно-политической жизни. 22 июня того же года народ Таджикистана, демонстрируя высокую политическую культуру, принял участие в референдуме и 93,03% граждан проголосовали за внесение изменений и дополнений в Конституцию.
Таким образом, анализируя кампанию, связанную с конституционной реформой суверенного и независимого Таджикистана, можно сделать вывод о том, что в эти годы наша страна пережила три этапа реформирования политической системы, и каждый из них завершал целый период в процессе формирования и развития нашей государственности. Эта политическая кампания была требованием времени, и по значению в развитии сегодняшнего и завтрашнего дня таджикского государства она является судьбоносной.
В Таджикистане провозглашён политический и идеологический плюрализм, что выражается в многообразии политических институтов, идеологий, мнений. Поэтому конституционные нормы, закреплённые в статье 8 Конституции РТ, гарантирующие политическое многообразие, многопартийность и право на объединение, имеют созидательный характер, потому что направлены на самореализацию личности и формирование свободной политической воли.
Закреплённые в статье 8 Конституции РТ принципы политического и идеологического многообразия имеют целью обеспечение демократического процесса воле-образования народа, что в результате предоставляет гражданам и их объединениям возможность оказывать воздействие на процесс волеизъявления государства.
Впервые за всю историю развития Таджикистана в Конституции республики провозглашен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это является основополагающим принципом развития демократии.
Независимый Таджикистан вошёл в XXI в. с новой программой созидания, твёрдой волей и заветным стремлением построить суверенное, демократическое, светское и правовое общество.
Сегодня в Таджикистане действует система многопартийности. Созданы условия и предоставлены широкие возможности для деятельности всех политических партий, общественных и культурных объединений, которые функционируют в
рамках закона. К счастью, закон не ставит нас в зависимость ни от одной партии или движения. Ни одна партийная идеология, в том числе религиозная, не признаётся идеологией государственной.
Исходя из социально-экономической и военно-политической ситуации в Таджикистане, многопартийная система формировалась в несколько этапов.
Март 1990г. - конец 1992г. - В этот период зарождались первые политические партии в нашей республике, такие как Демократическая партия Таджикистана (10 августа 1990г.), Исламская партия возрождения (26 октября 1991г.) Коммунистическая партия Таджикистана (4 сентября 1991г. объявила о своей самостоятельности), Партия свободного труда (24 августа 1992г.).
1993-1997гг. - В этот период на политической арене появились новые партии. В частности, Партия политического и экономического обновления Таджикистана (1993г.), Партия народного единства Таджикистана (1994г.), Гражданско-патриотическая партия «Союз» (1994г.), Народная (ныне Народно-Демократическая) партия Таджикистана (1994г.), «Адолатхо» (Справедливость) (1996г.), Социалистическая партия Таджикистана (1996г.), Партия справедливости и развития (1997г.).
1998 - по настоящее время - после подписания «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане» началась новая эра в становлении многопартийной системы. Во-первых, на основании этого соглашения было разрешено формирование ранее запрещённых политических партий, входивших в «оппозиционный блок», т.е. ДПТ и ИПВТ, а также гражданским движениям «Растохез» и «Лаъли Бадахшон». Во-вторых, были запрещены: Партия народного единства Таджикистана - за антиконституционную деятельность, «Адо-латхо» - за несоответствие законодательным актам, регулирующим деятельность политических партий в Таджикистане. В-третьих, были приняты новые законы «Об общественных объединениях» (23 мая 1998г.) и «О политических партиях» (13 ноября 1998г.), которые регулируют отношения между партиями, определяют место, статус, права, полномочия, обязанности партий и движений, способствуют совершенствованию и развитию многопартийной системы в Таджикистане. В-четвёртых, были проведены на основе подлинной многопартийности выборы Президента и Парламента РТ.
В настоящее время в республике официально функционируют восемь политических партий: Народно-демократическая партия Таджикистана, Коммунистическая партия Таджикистана, Демократическая партия Таджикистана, Исламская партия возрождения Таджикистана, Социалистическая партия Таджикистана, Социал-демократическая партия Таджикистана, Партия экономической реформы Таджикистана и Аграрная партия Таджикистана.
В Министерстве юстиции РТ зарегистрированы более 270 общественных организаций и объединений. Все они имеют равные права и обязанности перед государством. Конституция гарантирует их жизнедеятельность [12, 477]. Самым крупным и распространенным является республиканское движение «Национальное единство и возрождение Таджикистана».
Политические процессы конца XX века ещё раз наглядно показали: мало создать хорошие, демократические законы. В первую очередь необходимо добиться, чтобы
все граждане четко соблюдали их. Беззаконие привело Таджикистан к произволу, гибели тысяч ни в чём не повинных людей.
Таким образом, при написании данной научной статьи, автор учитывал привлекшие его внимание проблемы и руководствовался, кроме изложенных фактов, следующими мотивами и соображениями:
- во-первых, мы чувствуем острую потребность в анализе политических процессов и тенденций, имеющихся в общественно-политической жизни республики в годы независимости и представляющих интерес с точки зрения объективной оценки обстановки и корректировки политических задач;
- во-вторых, сплочение народа вокруг идеи «Независимый Таджикистан - наша единая Родина». В условиях идеологического и политического плюрализма достижение такой идеи является очень сложной задачей и всегда спорным вопросом. Только такая идея является связующей нитью и центром притяжения всего народа Таджикистана, невзирая на нацию, язык, религию, вероисповедание и политическую позицию;
- в-третьих, сегодняшний этап развития нашего общества требует защиты государственности, потому что защита государства и национальной государственности остается очень важным жизненным вопросом. Этот вопрос приобретает еще большую значимость в осложнившемся геополитическом положении региона и мира, усилении столкновения интересов сверхдержав и угрозы для независимости национальных государств в условиях глобализации;
- в-четвертых, необходимо всестороннее повышение политической и правовой культуры, национального самопознания и самосознания. Некоторые политические круги посредством информации, используя неосведомленность населения, особенно молодежи, поставили политические и социально-экономические процессы перед лицом угрозы гражданского противостояния. Анализируя эти вопросы, автор исходит из того, что они требуют более глубокого, более вдумчивого и объективного исследования. Эта тема до сих пор остаётся темой дискуссий и привлекает к себе внимание специалистов.
Актуальность проблемы обусловлена потребностями общественно-политического развития современного общества, задачами разработки современной политики преобразований общества, а также целями обогащения научных знаний в области истории политических процессов.
Сложился и пока ещё продолжает воздействовать на сознание людей упрощенный, урезанный образ народовластия. Процесс демократизации общества, развитие критики и самокритики, реальное вовлечение народа в управление обществом основательно подрывают позиции бюрократизма. Бюрократию В. И. Ленин назвал «самым худшим внутренним врагом» (13, 15).
Список использованной литературы:
1. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. - М.: Политиздат, 1988. - 386 с.
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988 гг.). -
М.: Политиздат, 1989. Т. 15. - С. 617
3. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. - М.: Политиздат, 1988.
4. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - М., 1990. № 12, 21 марта. - С.35.
5. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - М., 1990. № 24, 13 июня. - С.35.
6. Коммунист Таджикистана. - 1990. 17 октября.
7. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 20. - С. 37.
8. Конституция Республики Таджикистан (на таджикском, русском и английском языках). - Душанбе: Ирфон, 2009. - С. 5.
9. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. - М., 1997. - С. 22.
10. Закон «О политических партиях». //Садои мардум. - 1998. - 4 декабря.
11. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Т. 5. - Душанбе: Ирфон, 2006. - С. 132.
12. История таджикского народа. Под общ. ред. академика АН РТ Р. М. Масова. - Том VI. (Новейшая история). - Душанбе: Империал-групп, 2011. - 477.
13. Ленин В. И. Полн. собр. соч., Т. 45. - С. 15.
И.Р. Абдуллоев
Из истории реформирования политической системы в Таджикистане
Ключевые слова: перестройка, политическая система, реформа, закон, политическая партия, многопартийность
В статье рассмотрены вопросы реформирования политической системы в Таджикистане. В статье отмечается, что 1989 г. стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Главным из них стала идея построения правового, демократического государства.
В статье особое внимание уделяется тому, что подлинная реформа политической системы в нашей республике началось с принятием Конституции Республики Таджикистан, общенародных выборов Президента Таджикистана и законодательного органа
- Маджлиси Оли.
Основным выводом автора статьи является то, что наша страна пережила три этапа реформирования политической системы, и каждый из них завершал целый период в процессе формирования и развития нашей государственности.
I. R. Abdulloyev
From the History of Reformation in Regard to Political System of Tajikistan
Key words: perestroyka, political system, reform, law, political party, multiple parties
The article dwells on the issues of reformation in regard to the political system of Tajikistan. The author brings to the notice of the reader the fact that the year of 1989 was betokened with radical changes, especially in the political structure of society. The main goal was aimed at the idea of creating a democratic, law-abiding state.
Special attention is paid to the issue of the authentic reform of the political system in the republic which began with adoption of the Constitution of Tajikistan Republic, public elections of Tajikistan Republic President and Majlisi Oli - the Legislative body of the country.
The author comes to the conclusion that Tajikistan has survived three stages of reformation in reference to the political system, each of them terminated the entire period in the process offormation and development of statehood.