Научная статья на тему 'Участие политических партий в управлении государственными и общественными делами'

Участие политических партий в управлении государственными и общественными делами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
939
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CONSTITUTION / MULTI-PARTY SYSTEM / POLITICAL PARTIES / SOCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эгамбердиев У.

Статья посвящена проблеме вклада политических партий в формирование высших органов государственной власти и местного самоуправления, их участия в выборах Президента, Маджлиси Оли и местных маджлисов Республики Таджикистан. В частности, автор отмечает, что конституционные положения о политических партиях в Конституции Таджикистана более кратки, нежели в Конституциях ряда других демократических стран. В них, например, в ст. 21 Основного закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: партии содействуют формированию политической воли народа и могут образовыват ъся свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчёты о происхождении и использовании своих средств, а также в своем имуществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of Political Parties in the Governance Related With Statal and Locial Affairs

The article dwells on the problem of contribution into the formation of supreme bodies of state power on the part of political parties and local self-management, their participation in the elections of President, Majlisi Oli and local majlises. In particular, the author marks that constitutional provisions on political parties in the Constitution of Tajikistan are more laconic than in those ones of a number of other democratic courtiers. K. g., in article 21 of German Principal Jaw there are more detailed prescriptions: parties promote a formation of people‘s political will and can be formed freely; their inner arrangement must correspond to democratic principles; they ought to publish accounts on an origin and usage of their resources, their individual property inclusive

Текст научной работы на тему «Участие политических партий в управлении государственными и общественными делами»

У. Эгамбердиев

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ

Ключевые слова: Конституция, многопартийная система, политические партии, общественные организации

Неотъемлемый элемент гражданского общества - развитая система общественных объединений. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

В части 1 ст. 28 Конституции РТ закреплено, что граждане имеют право объединяться. Гражданин вправе участвовать в создании политических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер, профессиональных союзов и других общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них (5).

Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.

Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, в том числе политических партий,

_ 150 -( НОМАИ д онишгох _>

порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. К основным актам в этой сфере относятся Законы РТ: «Об общественных объединениях» от 23.05.1998г. № 644, «О политических партиях» от 13.11.1998г. № 680, «О религии и религиозных организациях» от 1.12.1994г. № 1096, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12.03.1992г., «О государственной молодёжной политике» от 13.03.1992г.

Конституция и Закон «О политических партиях» гарантируют свободу деятельности политических партий. Это означает, что они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Однако политические партии подлежат государственной регистрации в обязательном порядке (2). Следует иметь в виду, что только зарегистрированные политические партии вправе, например, участвовать в избирательных кампаниях. Закон устанавливает принципиально новую норму, согласно которой политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты.

Выборы в Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и местные Маджлиси народных депутатов, которые состоялись 27 февраля 2000 и 2005 годов были ещё одним уверенным шагом к построению демократического, правового, светского государства. Эти выборы прошли в новых политико-правовых условиях, на основе Конституционного закона «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан».

В выборах 27 февраля 2000 года в нижнюю палату Парламента по одномандатному избирательному округу было выдвинуто 276 кандидатов, 223 из них прошли регистрацию и как кандидаты в депутаты Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан были внесены в списки для тайного голосования.

В результате проведённых в феврале 2000 года выборов народных депутатов в Маджлиси Намояндагон по 41 одномандатному избирательному округу был избран 41 депутат.

В этих выборах по единым общереспубликанским партийным спискам участвовали 6 политических партий: Партия «Адолатхох» (Справедливость), Демократическая партия Таджикистана, Коммунистическая партия Таджикистана, Исламская партия Возрождения Таджикистана, Социалистическая партия Таджикистана, Народно-Демократическая партия Таджикистана. По итогам голосования по партийным спискам НДПТ получила 64,91%, КПТ-20,39%,ИПВТ-7,31%, ДГТГ-3,54%, СГТГ- 1,22%.

В результате из общих 22 депутатских мандатов НДПТ получила 15 мест, КПТ - 5, ИПВТ - 2.

В парламентских выборах в феврале 2005 года в республике и за её пределами были зарегистрированы 3134666 избирателей. В выборах приняли участие 2902316 избирателей (92,5%).

Абсолютную победу на этих выборах одержала Народно-Демократическая партия Таджикистана, получившая 74,7% голосов избирателей. По сравнению с выборами 2000 года, показатели НДПТ были на 10% больше.

Из 21 кандидата от НДПТ по единым общереспубликанским партийным спискам 17 кандидатов были избраны депутатами Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

По одномандатным избирательным округам НДПТ выдвигала 41 кандидата, из которых депутатами были избраны 39 человек. Другие политические партии, несмотря на превосходства НДПТ, также принимали активное участие в выборах, выдвигая своих кандидатов. По единым общереспубликанским избирательским округом эти политические партии получили такие показатели: КПТ - 13,63%, ИПВТ - 8,93%, ДПТ - 1,16%, СДПТ - 0,5%, СПТ -0,3% голосов избирателей (3, 220).

Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев. В то же время государство призвано обеспечивать

соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывать поддержку их деятельности, в том числе предоставлением им налоговых и иных льгот и преимуществ, решать вопросы, затрагивающие их интересы, с участием соответствующих общественных объединений, в том числе политических партий или по согласованию с ними (1). Закон РТ «О политических партиях» предусматривает различные виды государственной поддержки политических партий, в том числе путём их финансирования, установление которого неоднозначно оценивалось при обсуждении законопроекта в Маджлиси Намояндагон.

Свобода объединения, однако, не может быть безграничной, использоваться в антисоциальных целях. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, организации вооружённых групп, разжигание расовой, национальной, социальной и религиозной вражды (п.5 ст.8 Конституции РТ). Такой запрет соответствует основаниям для ограничения свободы ассоциации, предусмотренным в Международном пакте о гражданских и политических правах (п.2 ст.22), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (п.2 ст. 11). Так, Конвенция устанавливает, что осуществление права на свободу объединения «не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Исходя из принципа деидеологизации государственной службы, закон запрещает образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов. В настоящее время такой запрет предусмотрен Законом РТ « О политических партиях», согласно которому структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному принципу» (2).

Часть 1 ст. 8 Конституции РТ посвящена некоторым практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное и, в частности , конституционно - правовое значение. Речь идёт о том, что в Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Политический плюрализм означает многопартийность, наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности - в агитации за или против определённых течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определённых кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет её организационная часть -создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия является многопартийность. Как уже было отмечено, многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна.

Многопартийность - один из основных признаков суверенного, демократического, правового, светского и унитарного государство, которое развивается на различных стадиях истории (7,14).

В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни Таджикистана. Юридическому закреплению этого достижения таджикской демократии служит включение этих положений в статье 8 Конституции в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необходимость установления и развития плюрализма в политической жизни Таджикистана.

Идея возникновения многопартийности связана с закономерностями развития общества и характеризует степень его

цивилизованности. Общество без партий - это общество с узурпированной идеологией и монархической властью, удерживающей в плену мысль даже самых прогрессивных людей. Активность, энергия масс, творчество, компетентность и инициатива - эти понятия выражают основу жизнедеятельности общества, силу, движущую всеми поступками и действиями человека (8,27).

После распада СССР бывшие союзные республики стали независимыми государствами. Политическая и государственная независимость Таджикистана - это бесценный дар истории, но за её сохранение и укрепление ответственность перед историей несёт нынешнее поколение. В государствах, где это полностью осознали, дорожат своей независимостью и с большим энтузиазмом приступили к дальнейшему обустройству и развитию.

Однако в Таджикистане сложилась иная ситуация. Сразу после обретения политической независимости Таджикистан оказался ввергнутым в братоубийственную войну, весь трагизм которой таджикистанцы будут ощущать ещё долго.

События начала 90-х годов с предельной ясностью показали антикоммунистическую позицию Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения Таджикистана, Т ай апоа «Растохез» и «Лали Бадахшон». Под маской борьбы с Компартией Таджикистана они стремились захватить государственную и политическую власть.

Но демократические политические партии и объединения, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия, имеющая совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому, определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических и политических позиций партий, их лидеров и деятелей существует, но - под демократическим контролем избирателей. Именно их волю,

а не только решения своей партии должен прежде всего проводить в жизнь их избранник.

Конституционные положения о политических партиях в Конституции Таджикистана более кратки, нежели в Конституциях ряда других демократических стран. В них, например, в ст. 21 Основного закона ФРГ содержатся более подробные предписания: партии содействуют формированию политической воли народа и могут образовываться свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчёты о происхождении и использовании своих средств, а также в своем имуществе. Те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников (не только членов) стремятся причинить ущерб основам демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу его существование, противоконституционны. Вопрос об их конституционности решает Федеральный Конституционный суд. Подробности регулируются федеральными законами (4).

Конституция приравнивает открытые цели и фактические действия партий, иных общественных объединений и их сторонников, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя, организации вооружённых групп, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной розни.

Часть 5 статьи 8 Конституции Таджикистана запрещает создание и деятельность тех общественных объединений, которые имеют противоречащие Конституции цели или совершают такие действия. Она перечисляет ряд целей или действий, служащих основанием для запрета. Это прежде всего насильственное свержение конституционного строя. Названная в качестве одного из оснований для такого запрета организация вооружённых групп может означать и подготовку для насильственных действий более широкого характера. Речь идёт о том, что не имея возможности добиться желаемых изменений конституционными способами, некоторые из общественных объединений могли бы обратиться к насилию и попытаться совершить государственный переворот в той или иной форме. Печальный опыт такого рода был у Республики Таджикистан, как и у некоторых других стран.

Вооруженные межтаджнкскне конфликты начала 90-х годов показали реакционную позицию Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения Таджикистана, обществ «Растохез» и «Лаъли Бадахшон», которые под маской борьбы с Компартией Таджикистана они стремились захватить государственную и политическую власть. Это разногласие, в свою очередь, привело к расколу политических партий на две противоположные группы и усилению политического кризиса. В свою очередь, политический конфликт перерос в вооружённый братоубийственный конфликт.

Осознав, что это может привести к уничтожению таджикского государства и культуры народа, 27 июля 1992 года около 100 руководителей и представителей политических партий, общественных объединений, представители духовенства, руководители областей, городов и районов республиканского подчинения, командиров вооружённых формирований и др. в г.Хороге подписали Соглашение о мире, согласно которому противоборствующие стороны обязались прекратить огонь на всей территории страны.

Это явилось первой попыткой достижения межнационального согласия в Таджикистане. К большому сожалению, руководители Демократической партии и Исламской партии возрождения, общества «Растохез» и «Лаъли Бадахшон» не расформировали вверенные им вооружённые формирования и не сдали в установленном порядке имеющееся оружие.

Бессмысленная братоубийственная война унесла более 100 тысяч жизней людей, оставила 55 тысяч детей сиротами и 9 тысяч женщин без мужей или без кормильцев, нанесла непоправимый ущерб экономике республики, который оценивается в 7,5 млрд. американских долларов.

В ноябре 1992 года историческая 16 сессия Верховного Совета Республики Таджикистан восстановила конституционный строй в стране.

21 июня 1993 года Верховный Суд Республики Таджикистан за грубое нарушение Закона «Об общественных объединениях», т.е. за попытку свержения и насильственного изменения

конституционного строя, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, в т.ч. национальной и религиозной розни, совершение иных уголовно-наказуемых деяний, принял решение о ликвидации Демократической партии Таджикистана и Исламской партии возрождения Таджикистана (9, 220). Ликвидация вышеназванных политических партий не означала того, что они прекратили сопротивление. В июне 1993 года в Афганистане была создана объединенная таджикская оппозиция (ОТО), куда вошли Демократическая партия Таджикистана и Исламская партия возрождения Таджикистана. В результате создания ОТО резко обострилась военно-политическая ситуация в Таджикистане (9, 341).

Руководством страны были предприняты всевозможные меры для достижения мира и согласия. Указом Президента Республики Таджикистан от 12 января 1996 года руководители оппозиционных партий и ОТО амнистированы и уголовные дела в отношении них были прекращены.

9 марта 1996 года руководители семи политических партий, наряду с руководителями других общественных объединений, подписали Договор об общественном согласии в Таджикистане.

Объём этих ограничений и запрещений вполне соответствует практике демократических, а также постсоциалистических государств.

Существует и международно-правовой опыт запрещения подобной деятельности. Например, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч.2 ст.22).

В мировой практике такие запрещения и ограничения права на объединение сопровождаются разрешением непреступным элементам распущенных антидемократических партий создавать организации, способствующие переходу этих элементов на демократические позиции и включению их в демократический

процесс. Такую роль в ФРГ играла, например, национал -демократическая партия.

В постсоциалистических странах судьба коммунистических партий сложилась по-разному. В Чехословакии и Албании компартии были запрещены, а их активным членам не разрешено занимать должности на государственной службе. В некоторых странах (Польша, Болгария, Венгрия, Литва и др.) на основе компартий возникли новые партии, отказавшиеся от прежнего названия, перешедшие фактически на позиции левого или правого социал-демократизма и играющие более или менее значительную роль в политической жизни своих стран.

Несколько таких социалистических или социал-демократических партий есть и в Таджикистане. Они сложились после распада КПСС и Компартии Таджикской ССР.

Исходя из социально-экономической и военно-политической ситуации в Таджикистане, многопартийная система формировалась в несколько этапов:

Март 1990г. - конец 1992г. - в этот период зарождались первые политические партии в нашей республике, такие как Демократическая партия Таджикистана (10 августа 1990г.), Исламская партия Возрождения (26 октября 1991г.), Коммунистическая партия Таджикистана (4 сентября 1991г. объявила о своей самостоятельности), Партия свободного труда (24 августа 1992г.).

1993-1997г.г. - в этот период на политической арене появились новые партии. В частности, Партия политического и экономического обновления Таджикистана (1993г.), Партия народного единства (1994г.), Гражданско-патриотическая партия «Союз» (1994г.), Народная (ныне Народно-Демократическая) партия Таджикистана (1994г.), «Адолатхох» (Справедливость) (1996г.), Социалистическая партия Таджикистана (1996г.), Партия справедливости и развития (1997г.).

1998г. - по настоящее время - после подписания «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане» началась новая эра в становлении многопартийной системы.

Во-первых, на основании этого соглашения было разрешено формирование ранее запрещённым политическим партиям, входящим в «оппозиционный блок», т.е. ДПТ и ИПВТ, а также гражданским движениям «Растохез» и «Лаъли Бадахшон».

Во-вторых, были запрещены Партия народного единства Таджикистана за антиконституционную деятельность, «Адолатхох» - за несоответствие законодательским актам, регулирующим деятельность политических партий в Таджикистане.

В третьих, были приняты новые законы «Об общественных объединениях» (23 мая 1998г.) и «О политических партиях» (13 ноября 1998г.), которые регулируют отношения между партиями, определяют место, статус, права, полномочия, обязанности партий и движений, способствуют совершенствованию и развитию многопартийной системы в Таджикистане.

В-четвёртых, проведены на основе подлинной многопартийности выборы президента и парламента РТ.

В настоящее время в республике функционируют восемь политических партий: Народно-Демократическая, Коммунистическая, Демократическая, Исламского Возрождения, Социалистическая, Социал-Демократическая, Партия экономических реформ и Аграрная партия Таджикистана. Кроме них, в Министерстве юстиции РТ зарегистрировано около 1400 неправительственных организаций; по состоянию на 1 декабря 2002 года в Министерстве культуры зарегистрированы 202 газеты, 63 журнала, 6 информационных агентств. Всего 271 наименование. Из них - 5 изданий политических партий, 12 газет и 4 журнала -частные.

Таким образом, многопартийная система в Таджикистане находится на стадии своего становления, и для формирования эффективной её модели необходимы, как говорил Президент РТ Эмомали Рахмон: «Для достижения нашей высшей цели - выхода из кризиса и начала развития экономики - потребуется объединение усилий всех политических сил страны. Относительно этого мы извлекли серьезный урок из событий последних нескольких лет.

Демагогией, борьбой за руководящие посты, интригами ни одна из политических сил не может завоевать уважение к себе. Если бы в процесс деятельности партий они выдвинули практические предложения, направленные на достижение взаимоотношений, укрепление мира и спокойствия, значительно возросли бы их политическая роль и авторитет. Только в этом случае можно будет сказать, что та или иная партия с честью выполняет свою историческую задачу перед народом республики и нашим суверенным государством» (3, 226-229).

Процесс формирования демократической многопартийной системы в Республике Таджикистан продолжается. При этом установленные международным правом, Конституцией и иными законами Таджикистана обоснованные ограничения прав на объединение, на свободное образование и свободную деятельность партий практически соблюдаются. Позиция политических партий и других общественных объединений в политической и общественной жизни Таджикистана укрепляется.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РТ «Об общественных объединениях», 23.05.1998. , // Ахбори Мачлиси Олии ЧТ с. 1998, №22, мод.300.

2. Закон РТ «О политических партиях», 13.11.1998г., //Ахбори Мачлиси Олии ЧТ с. 1998, №10, мод. 139.

3. Каримов О. Политическое состояние Таджикистана, Худжанд, изд. ТГУ ПБП, 2007

4. Конституционное право ФРГ, Москва, 1996.

5. Конституция РТ, Душанбе, изд. Конуният, 2004

6. Международный пакт «О гражданских и политических правах», от 16.12.1966г., Международный билль о правах человека, Душанбе, 1999

7. Набнев В.М, Политические партии Таджикистана, Душанбе, 2002

8. Набнев В.М. Сулх, ризоият,вахдат. Худжанд, изд. Хуросон, 2007

9. Набнев В.М, Политические партии Таджикистана и их вклад в межнациональное согласие //Сб. статей Миротворческие процессы в Таджикистане. - Душанбе, 1998

С_УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ V 161 ~

Унастие политических партий в управлении государственными и общественными делами

У. Эгамбердиев

Ключевые слова: Конституция, многопартийная система, политические партии, общественные организации

Статья посвящена проблеме вклада политических партий в формирование высших органов государственной власти и местного самоуправления, их участия в выборах Президента, Маджлиси Оли и местных маджлисов Республики Таджикистан. В частности, автор отмечает, что конституционные положения о политических партиях в Конституцгш Таджикистана более краткгс, нежели в Конституциях ряда других демократических стран. В них, например, в ст. 21 Основного закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: партии содействуют (¡юрмированию политической воли народа и могут образовыват ъся свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчёты о происхождении и использовании своих средств, а также в своем имуществе.

U. Egambercliyev

Participation of Political Parties in the Governance Related With Statal and LocialAffairs

Key words: Constitution, multi-party system, political parties, social organizations

The article dwells on the problem of contribution into the formation of supreme bodies of state power on the part of political parties and local self-management, their participation in the elections ofPresident, Majlisi Oli and local majlises. In particular, the author marks that constitutional provisions on political parties in the Constitution of Tajikistan are more laconic than in those ones of a number of other democratic courtiers. E. g.. in article 21 of German Principal Jaw there are more detailed prescriptions: parties promote a formation ofpeople's political Mill and can be formed freely; their inner arrangement must correspond to democratic principles; they ought to publish accounts on an origin and usage of their resources, their individual property inclusive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.