УДК 316.77.007 (070.007) DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572
Новикова Татьяна Евгеньевна
Кандидат философских наук, доцент Кафедра журналистики, заместитель директора по учебной работе очно-заочной и заочной форм обучения, Институт филологии и журналистики, Национальный исследовательский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tatyananovikova@yandex.ru
Tatyana E. Novikova
PhD in Philosophy, Associate Professor
Department of Journalism, Deputy Director of Institute of
Philology and journalism for Academic Affairs, National
Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod,
Nizhny Novgorod, Russian Federation,
e-mail: tatyananoviko-va@yandex.ru
Макарова Людмила Сергеевна
Кандидат филологических наук, доцент Кафедра журналистики, заместитель директора по методической работе, Институт филологии и журналистики, Национальный исследовательский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: limakar@bk.ru
Lyudmila S. Makarova
PhD in Philology, Associate Professor
Department of Journalism, Deputy Director for Teaching,
Institute of Philology and Journalism, National Research
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod,
Nizhny Novgorod, Russian Federation,
e-mail: limakar@bk.ru
Буреев Андрей Александрович
Кандидат социологических наук, старший преподаватель Кафедра журналистики, заместитель директора, Институт филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: bureev_rasi@mail.ru
Andrej A. Bureev
PhD in Sociology, Senior Lecturer Department of Journalism, Deputy Director, Institute of Philology and Journalism, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: bureev_rasi@mail.ru
Жуковская Лариса Игоревна
Кандидат филологических наук, доцент
Кафедра журналистики, директор Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: lara_nn@mail.ru
Larisa I. Zhukovskaya
PhD in Philology, Associate Professor
Department of Journalism, Director of Institute of Philology and Journalism, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: lara_nn@mail.ru
Актуальные тенденции подготовки журналистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и запросами медиаиндустрии
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме подготовки специалистов в области средств массовой коммуникации в аспекте компетентностного подхода и соответствия профессиональным стандартам. Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в журналистском образовании в России и за рубежом, возникновением организационных новаций в высшей школе и динамикой развития системы профессиональной журналистики. Цель исследования — изучить вопросы формирования профессиональных компетенций; трудовых функций, знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися в результате освоения основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика». Материалами исследования избраны образовательный стандарт и основная образовательная программа подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика» в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Методологию исследования составил системный подход, позволяющий изучить эффективные стратегии в профессиональном образовании, и сравнительно-типологический анализ видов журналистской деятельности. Для выявления оценки качества образования и квалифицированности будущих журналистов на рынке труда было проведено анкетирование студентов-выпускников Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского и представителей работодателей. Опыт Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского в области разработки и реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов иллюстрирует один из векторов модернизации основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика», который представляет сбалансированное сочетание запросов работодателей, традиций классического образования, осознания социальной и культурно-просветительской роли журналистики в обществе. Авторы делают вывод о необходимости регулярной оптимизации подготовки будущих специалистов в области средств массовой коммуникации, в соответствии с возможностями дальнейшей профессиональной самореали-
зации выпускников. Результаты проведенного исследования могут быть интересны разработчикам образовательных программ по направлению «Журналистика», сотрудникам учебно-методических комиссий и руководящему составу образовательных организаций высшего образования.
Ключевые слова. Журналистское образование, профессиональные компетенции, основная образовательная программа, профессиональные стандарты, образовательные стандарты.
Информация о статье. Дата поступления 22 июня 2021 г.; дата принятия к печати 25 августа 2021 г.; дата онлайн-размещения 21 сентября 2021 г.
Current Trends in Journalism Education as Responding to Professional Journalistic Standards and Demands of Media Industry
Abstract. In this study, we discuss the training of mass communication specialists in terms of competence approach and compliance with professional standards. The relevance of the topic of the study is due to changes in journalism education in Russia and abroad, the emergence of organizational innovations in higher education, and the development trends of the system of professional journalism. The study examined the formation of professional competencies, job responsibilities, knowledge, skills, and abilities in students as a result of mastering the basic educational curriculum for Bachelor's and Master's degree programs in journalism.
The study was based on the educational standard and the basic educational program for Bachelor's and Master's degrees in Journalism at the Institute of Philology and Journalism of the National Research University Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. The methodology allowed us to study effective strategies in contemporary media education and a comparative typological analysis of the types of professional journalistic activities. To evaluate the quality of education and the professional standing of future journalists on the labor market, journalism students of the Institute of Philology and Journalism of Lobachevsky University were asked to fill out a questionnaire. The survey participants were 2nd-4 year undergraduate students and first-year graduate students.
The experience of the Institute of Philology and Journalism of Lobachevsky University in developing and implementing self-established educational standards illustrates one of the vectors of modernizing the basic educational program for Bachelor's and Master's degrees in Journalism, which represents a balanced combination of the needs of employers, the traditions of classical education, and an awareness of the social, cultural and educational role of journalism in society. The authors concluded that it is necessary to continuously work on improving the process of training future specialists in the field of mass communication, in accordance with the opportunities for further professional self-fulfillment of graduates.
The results of this study may be of interest to the developers of educational programs in the field of journalism, the staff of educational and methodological commissions, and the executive staff of educational institutions of higher education.
Keywords. Journalistic education, approximate basic educational program, professional standards, professional competencies, educational standards.
Article info. Received June 22, 2021; accepted August 25, 2021; available online September 21, 2021.
Введение
В современном профессиональном сообществе вопросы подготовки будущих журналистов в контексте развития информационно-коммуникационных технологий являются одними из наиболее дискуссионных. «Нужно ли журналисту высшее профессиональное образование. Опрос» (А. Казамкина, Н. Налитова), «Журналисты постоянно вынуждены заново изобретать свою профессию» (Л. Ринсдорф), «Журналистика стала всего лишь одним из видов копирай-тинга» (А. Назайкин), «10 соображений о том, каким должно быть идеальное образование для журналистов» (В. Пуля) — и это лишь некоторые темы журнала «Журналист» за 2019 и 2020 гг., подчеркивающие актуальность данной проблематики.
Компетентностный подход к системе обучения студентов-журналистов, сочетание классического образования с практическими навыками также являются объектом фундаментальных научно-практических исследований. Различные аспекты профессионального образования получили обширную разработку в научно-педагогической деятельности, которую осуществляет факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет журналистики ВШПиМ МПУ, Высшая школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, Институт филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, факультет журналистики ЮУрГУ, факультет журналистики ВГУ и ряд других.
Представители научно-педагогического сообщества почти единогласно подчеркивают эффективность сочетания академического и практи-
ко-ориентированного подходов. Так, в исследовании Л.П. Шестеркиной и А.Ю. Исмаилова [1] описан опыт проектного обучения с погружением обучающихся в журналистскую практику и работу с информацией. С.Г. Корконосенко, З.Ф. Хубецова и И.Н. Блохин видят перспективной подготовку специалистов в интегра-тивной модели, совмещающей теоретическую гуманитарную базу с редакционным производством, «когда обучение идет параллельно с профессиональным журналистским трудом» [2, с. 165]. Отметим, что в данном случае хорошо зарекомендовала себя практика, когда университеты сами становятся инициаторами и центрами медиапроизводства. Так, во многих вузах существуют учебно-производственные комплексы (теле-и радиостудии, типографии), пресс-центры, которые вовлекают студентов-журналистов в процесс создания медиаконтента и информационное обеспечение мероприятий университета и (или) его подразделений. Например, в состав медиаресурсов Нижегородского государственного университета входят: Управление по связям с общественностью, Ме-диацентр, газета «Нижегородский университет», газета «Журфакт» и типография. В Байкальском государственном университете экономики и права зарекомендовала себя многолетняя организация учебно-журналистской деятельности студентов: газета «Графомэн», учебная телевизионная студия, корпоративная газета «Байкальский университет» [3]. Не менее перспективным является участие вузов в образовательных проектах на международном, общероссийском и региональном уровнях.
Справедливым представляется мнение одного из ведущих европейских специалистов в области журналистского образования профессора Нико Дрока о том, что на современном этапе развития медиа классические модели функционирования информации претерпевают существенные изменения. В частности, в результате беспрепятственной циркуляции информации в мировом коммуникационном пространстве сформировался феномен fake-news, ставший вскоре отдельным, самостоятельным направлением медиа-индустрии. [4, с. 10]. Проблематика этого феномена, а также методы и способы выявления релевантной информации находятся сегодня на пике актуальности в научно-педагогической и прикладной журналистской деятельности.
Информационная мистификация и методы ее выявления также сформировались сегодня в отдельное направление как современной ме-диаиндустрии, так и в области меди-аисследований. Н. Дрок объясняет это следующим образом: «Дефицит новостей подходит к концу, отчасти из-за увеличения количества тех, кто поставляет новости, при этом процесс цифровизации значительно упростил обмен информацией» [там же, с. 11]. Об актуальности данной проблемы в контексте глобализации информационных процессов, сложности объективизации информации, отделения фактов и мнений говорит в своей монографии исследователь Дж. МакДугалл. Отдельно он разбирает такое явление, как «постправда», справедливо отмечая его взаимосвязь с дезинформацией и феноменом «фейк-ньюс». Автор считает, что «пост-правда» служит
интересам определенных элитарных групп и часто противоречит потребностям общества [5, с. 185].
Вопросам верификации информации, обучению будущих журналистов технологиям и механизмам фактчекинга посвящены учебные пособия С.Н. Ильченко [6], С.С. Рас-поповой и Е.Н. Богдан [7]. Среди зарубежных исследователей в данном направлении отметим W.J. Cortada, W. Aspray [8], V. Mezaris, L. Nixon, S. Papadopoulos, D. Teyssou [9], С^ Ireton, J. Posetti [10], труды которых являются руководствами по выявлению дезинформации.
Также бесспорное влияние оказывает масштабная цифровизация СМИ, навыки работы в условиях которой также должны формироваться высшей школой. Академическое сообщество единогласно отмечает необходимость формирования у обучающихся новых компетенций, включающих умение работать с текстом для мультимедийных форматов, владеть технологиями сторителлинга. Процессы глобализации мирового информационного пространства, digital-технологии, типы стратегий для новой среды инфопотоков — темы, легшие в основу работ зарубежных исследователей: M. Fridrrichsen, Y. Kamalipour [11], O. Hahn, F. Stalph [12]. К технологическим и творческим аспектам создания мультимедийных текстов обращались: N.H. Riche, H. Cristophe, N. Diakopoulos, Sh. Carpendale [13], J. Gray, L. Chambers, L. Bounegru [14], J. Foster [15], C.N. Knaflic [16; 17].
Например, в монографии Б. Зе-лизер «Какой может быть журналистика?» отмечается: «Журналисты сталкиваются с новыми техническими проблемами, которые имеют отношение к разным аспектам циф-
ровой среды: например, с влиянием блогосферы, освоением технических навыков, связанных с вычислениями, использованием возможностей Big Data и аналитики данных, приспособлением к растущей зависимости от видео, распространением чатов и приложений для обмена сообщениями. Согласно отчету World Press Trends Report (WAN-IFRA, 2015), современные редакции систематически включают новые режимы конвергенции, такие как виртуальная реальность, мобильные устройства, борются с автоматическими форматами новостей, учитывают популярность приложений для подкастинга и чата и используют результаты статистики данных для анализа аудитории. Технологические платформы стремятся проникнуть на территорию журналистов: только в 2015 г. Google представила Google News Lab, Accelerated Mobile Pages и Google Cardboard и объединилась с такими изданиями, как New York Times, а Facebook — Instant Articles, предназначенные для поддержки взаимодействия в социальных сетях посредством «репостов» и «лайков», которыми люди впервые делились чаще, чем обычными ссылками» [18, с. 172].
Важным направлением развития современных медиа является стори-теллинг. При этом специалисты-практики подчеркивают необходимость визуализации в процессе создания «истории», владение инструментами цифровых технологий, инфографики как неотъемлемых профессиональных навыков журналиста и специалиста в области массовых коммуникаций. На это, например, указывает К. Кнефлик, автор двух известных монографий по проблемам использо-
вания технологий Big Data и визуализации информации в сфере бизнеса и рекламы- «Сторителлинг с Data. Путеводитель по вопросам Data-визуализации для профессионалов в сфере бизнеса» [15] и «Сторителлинг с Data. Попрактикуемся!» [17].
Востребованность сторителлин-га в современном медиапростран-стве подтверждает Инфорум Союза журналистов России «Продвижение в Instagram», который прошел в форме онлайн-трансляции 21 сентября 2020 г1. В программе интенсива явно угадывался акцент на соответствующей тематике мастер-классов ««Текст. Ты. И твоя история. Что такое сторителлинг в Instagram и новая искренность» (спикер — Светлана Лобанова), «Как научиться продавать с помощью текстов» (Екатерина Чубукина), «Восставший из блогеров или как зарабатывать в Instagram» (Игорь Шажко).
Представители академического сообщества также откликнулись многочисленными исследованиями данного феномена. Цифровой сторителлинг и принципы создания медиа-текстов — темы, легшие в основу панельных дискуссий, круглых столов международных научно-практических конференций (Международный научный форум-2021 «Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения», Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия», факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова).
1 Продвижение в Instagram : инфорум Союза журналистов. 2020. 21 сент. URL: https://prodvizhenie_v_instagram.inforum. online/2020#program-section.
Специалисты в сфере медиабиз-неса и представители научного сообщества постоянно подчеркивают необходимость изучения технологии сторителлинга и ее включение в структуру учебного плана подготовки журналистов на современном этапе.
Методология исследования
Материалами исследования послужили образовательный стандарт и основная образовательная программа подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика». В качестве основной методологии избран системный подход к исследованию современных образовательных стратегий; сравнительно-типологический анализ видов профессиональной журналистской деятельности и общекультурных и профессиональных компетенций будущих журналистов. Для выявления уровня практической подготовки и профессиональной состоятельности журналистов на рынке труда был проведен опрос (письменное анкетирование) трудоустроенных студентов Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, обучающихся по направлению «Журналистика». Общее количество респондентов составило 40 чел. Вопросы были составлены таким образом, чтобы понять, насколько содержание образовательного процесса соответствует трудовым будням профессии. На вопрос «Каковы были мотивы выбора вуза?» 48 % респондентов отметили «потребность освоить профессию специалиста в области массовых коммуникаций», а «высокая репутация» и «государственный статус» высшего учебного заведения стали обо-
значенной мотивацией 30 и 22 % опрошенных. Наиболее значимыми образовательными целями студенты отметили подготовку к собственной карьере (29), приобретение навыков профессии журналиста, которые им пригодились (27), получение академических знаний (25), присвоение диплома о высшем образовании (19). На вопрос «Насколько содержание образовательного процесса соответствует реальной журналистской практике?» высокую оценку дали 49 %; 36 % сомневаются в правильности выбора специальности и будущей профессии; 15 % опрошенных признались в том, что реальность «совсем не соответствует тому, чему их учили». Уровень теоретической подготовленности в Институте филологии и журналистики оценивается обучающимися как достаточно высокий (высокий уровень — 43 %, средний — 56 %, низкий — 1 %); практической — немного меньше (высокий уровень — 35 %, средний — 49 %, низкий — 16 %).
Отметим, что навыки глубокого теоретического осмысления явлений и процессов в обществе отмечается также и работодателями как важнейшая компетенция специалиста в области средств массовой коммуникации. Нивелировать конфликты, противодействовать дестабилизации, давать объяснения существующим противоречиям в обществе — основные задачи социально ориентированной, аналитической журналистики. Необходимость формирования аналитических навыков студентов стала основным лейтмотивом выступлений А.Е. Хинштей-на, И.В. Потоцкого, В.Г. Соловьева, А.Л. Николова, Ю.А. Погорелова и
других представителей профессионального академического и журналистского сообществ в рамках пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия».
Результаты исследования
Подготовка специалистов в области средств массовой коммуникации в соответствии с требованиями медиаиндустрии и профессиональных стандартов делает актуальной проблему совершенствования образовательных стандартов и пересмотра отдельных аспектов формирования основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика».
В ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2019 и 2020 гг. у была проведена организационно-методическая работа по созданию и разработке собственных образовательных стандартов (далее — ОС ВО ННГУ) направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, в том числе по УГСН 42.00.00 — СМИ и информационно-библиотечное дело.
Концепция ОС ВО ННГУ по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» предполагает, с одной стороны, возможность максимального учета потенциальных запросов работодателей и, вместе с тем, сохранение традиций классического университетского образования, осознания социальной функции журналистики и ее культурно-просветительской миссии в обществе. Данный подход в полной мере был реализован в процессе формулирования положений профессиональных компетенций и индикаторов их
достижения: в качестве обязательных профессиональных компетенций (далее — ПКО). В ОС ВО ННГУ входят не только ПКО-1 и ПКО-2, соотносимые с авторским и редакторским типами задач профессиональной деятельности, которые являются приоритетными в деятельности журналиста, но и ПКО-3, связанная с социально-просветительским типом деятельности2.
Прежде всего следует отметить, что в ОС ВО ННГУ были включены рекомендованные профессиональные компетенции (ПКР), уточняющие содержание ПКО, предложенных Примерной основной образовательной программой по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (ПООП)3. Помимо этого, формулировки ПКР ОС ВО ННГУ определяются требованиями профессиональных стандартов в части осуществления трудовых функций. Например, если говорить о профессиональном стандарте «Специалист по производству продукции телерадиовещательных СМИ», то обобщенная трудовая функция (ОТФ) «Творческо-организационная деятельность по созданию новых продуктов телерадиовещательных СМИ» включает трудовые функции: «организация деятельности рабочей группы продукта телерадиовещательных СМИ» и «организация про-
2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2021. URL: http://www.unn.ru/ sveden/eduStan-darts.php.
3 Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: http:// пооп.рф/projects.
движения готовых продуктов и продуктов на этапе создания»4.
Последняя трудовая функция предполагает наличие таких необходимых знаний, как «технологии медиапроизводства, программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа, основы компьютерной графики и анимации, компьютерные музыкальные технологии и звуковой дизайн мультимедиапрограмм»5. В связи с этим в ОС ВО ННГУ включена ПКР-6: «Способность на базовом уровне работать с фото- и видеоматериалами, выстраивать кадр, производить съемку и обработку фото и видео, осуществлять монтаж, работать в кадре». В качестве индикаторов достижения данной компетенции указаны: «ПКР-6.1. Планирует на базовом уровне процесс фото- и видеосъемки, осуществляет фото-и видеомонтаж, использует навыки работы в кадре; ПКР-6.2. Использует в профессиональной деятельности технологии медиапроизводства, программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа, основы компьютерной графики».
Также в ОС ВО ННГУ в контексте авторского типа задач профессиональной деятельности вводится ПКР-9: «Владеет навыками привлекать и удерживать внимание аудитории с использованием методов сто-рителлинга, приемов структурирования материала и использования заголовочного комплекса, сочетания текстовых и мультимедийных элементов публикации», индикаторы ее
4 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2021. URL: http://www.unn.ru/ sveden/ eduStandarts.php.
5 Там же.
достижения: «ПКР-9.1. Использует в профессиональной деятельности приемы привлечения внимания аудитории; ПКР-9.2. Владеет современными технологиями сочетания текстовых и мультимедийных элементов публикации, в том числе в цифровой сфере, использует их в процессе создания журналистского текста (продукта)»6. Соответственно, в 2020 г. в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» в Институте филологии и журналистики ННГУ была включена дисциплина «Цифровой сторителлинг».
Карта компетенций, разработанная заместителем директора Института филологии и журналистики по методической работе доц. Л.С. Макаровой и утвержденная Методической комиссией ИФИЖ, включает описание знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе освоения студентами компетенций. Указанная карта компетенций является на данный момент частью ООП подготовки бакалавров по направлению 42.03.02-Журналистика в Институте филологии и журналистике ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Например, ПКР-9.1. предполагает формирование следующих ЗУН: знать технологии и приемы привлечения внимания аудитории; уметь применять в профессиональной деятельности технологии и приемы привлечения внимания аудитории; владеть навыками непосредственного участия в процессе привлечения внимания аудитории; ПКР-9.2.: знать совре-
6 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2021. URL: http://www.unn.ru/ sveden/ eduStandarts.php.
менные технологии сочетания текстовых и мультимедийных элементов публикации, в том числе в цифровой сфере; уметь использовать в процессе создания журналистского текста (продукта) современные технологии сочетания текстовых и мультимедийных элементов публикации, в том числе в цифровой сфере; владеть навыками применения в профессиональной деятельности современных технологий сочетания текстовых и мультимедийных элементов публикации, в том числе в цифровой сфере7.
Следует особо отметить введение в ОС ННГУ по направлению 42.03.02 Журналистика ПКР-12: «Способен производить комплексную проверку достоверности информации, находить ее источник и оценивать его надежность, проверять достоверность фото- и видеоконтента с помощью специальных ресурсов и сервисов, верифицировать имена и названия, оценивать возможность публикации проверенной информации в издании»; индикаторы достижения: «ПКР-12.1. Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения; ПКР-12.2. Владеет современными технологиями верификации источников информации, использует зарубежный и российский опыт».
Помимо этого, ОС ВО ННГУ по направлению подготовки 42.04.02 «Журналистика» включает в рамках авторского типа задач профессиональной деятельности включает ПКР-7 (профессиональная рекомен-
7 Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2021. URL: http://www.unn.ru/ sveden/ eduStandarts.php.
дуемая компетенция): «Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа», индикатор ПКР-7.1: «Контролирует достоверность и полноту полученной информации, систематизирует факты и мнения». Она предполагает формирование следующих знаний, умений и навыков по указанному индикатору: знать методики проверки достоверности и полноты полученной информации, уметь контролировать достоверность и полноту полученной информации, систематизировать факты и мнения; владеть практическими навыками участия в процессе контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнений.
Включение в ОС ВО ННГУ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика» представленных компетенций предполагает в дальнейшем серьезную работу по изменению структуры учебного плана, прежде всего, в части, касающейся блока дисциплин, имеющих отношение к современным информационно-коммуникационным технологиям, актуальным подходам к подаче журналистского материала, обучению технологиям верификации информации и фактчекинга.
Здесь следует особо отметить перспективное взаимодействие между Институтом филологии и журналистики в рамках участия ННГУ им. Н.И. Лобачевского в Европейской ассоциации преподавания журналистики ^ТА), которая была основана в 1990 г. в Брюсселе. EJTA — это официальная сеть авторизованных европейских образовательных учреждений, связанных с подготовкой
журналистских кадров. Здесь прежде всего следует отметить университеты Турку, Тампере (Финляндия), Стокгольмский университет, Гете-боргский университет, Университет Линнея (Кальмар, Швеция), Цюрихский университет прикладных наук (Швейцария), Университет Луве-на (филиал в Брюсселе, Бельгия), университеты Линкольна, Ньюкасла, Страдфоршира, Нортгемптона, Шеффилда (Великобритания), Университет Париж-Дофин, Парижская школа журналистики, Университет Бордо (Франция), Дортмундский технический университет, Штутгартский университет медиа, Немецкая школа журналистки, Мюнхен (Германия). Членами Ассоциации также являются шесть российских университетов — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), Южно-Уральский государственный университет (ЮУРГУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). В июле 2019 г. к EJTA присоединился Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
В настоящее время основным образовательным проектом EJTA является проект EUFactcheck, направленный на формирование у будущих журналистов практических навыков определения подлинности информации и отсеивания недостоверных фактов в профессиональной деятельности8. Институт филологии и журналистики ННГУ получил предложение присоединиться к данному
8 European Journalism Training Association (EJTA). URL: https://www. ejta.eu.
проекту. В октябре 2020 г. в ИФИЖ была создана рабочая группа в составе: Л.С. Макарова, заместитель директора по методической работе, кандидат филологических наук., доцент кафедры журналистики (руководитель группы), Д.С. Колесников, заместитель директора по международным связям, Н.О. Автаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики. В данный момент под руководством преподавателей в проекте принимают участие 15 студентов ИФИЖ (бакалавры и магистранты) и аспирант 1 курса по кафедре современного русского языка и сравнительного языкознания. В своей работе участники проекта руководствуются технологией верификации информации, разработанной преподавателями вузов-членов EJTA. [19]. Всего с ноября 2020 г. по март 2021 г. студенты подготовили 8 самостоятельных исследовательских проектов, включая работы совместно со студентами из Германии, JADE University of Applied Sciences, Wilhelmshaven и одно исследование вместе с коллегами из Католического университета Святого Сердца (Милан, Италия)9.
9 We Decided to Investigate and Dive into Murder Statistics. URL: https://eufactcheck.eu/ blogpost/who-murders-more; Blog: Our Search for Truth in the Hogweed Case. URL: https://eu-factcheck.eu/blogpost/russian-hogweed/; Blog: How we Tried to Check yet Another Pompous Claim made by Donald Trump. URL: https:// eufactcheck.eu/blogpost/trump-saves-lives/; True: «Russian Universities fail to Offer World Class Education». URL: https://eufactcheck. eu/factcheck/mostly-true-russian-academic-ex-cellence/; Uncheckable: «Russian Workers are Twice Less Productive than Italian Ones». URL: https://eufactcheck.eu/factcheck/uncheckable-russian-workers-are-twice-less-productive-than-italian-ones/.
Одним из важных результатов участия в EUFactcheck стало включение в учебный план подготовки бакалавров и магистров в ННГУ дисциплин, связанных с обучением технологиям верификации данных. В настоящее время отметим курсы «Информационные технологии и базы данных в современных медиа» и «Цифровые коммуникации», которые уже являются частью учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
В учебный план подготовки магистров по направлению 42.04.02 «Журналистика» на 2021-2022 г. приема в Институте филологии и журналистики включена новая дисциплина — «Технологии фактчекин-га для современных медиа». Ее внедрение в образовательный процесс связано с общей концепцией подготовки магистров по направлению «Журналистика» в ННГУ: формирование профессиональных компетенций посредством передовых технологий журналистского образования в России и за рубежом.
При этом следует отметить, что фактчекинг как отдельная образовательная дисциплина в российских вузах практически не представлена. Можно указать преподавание дисциплины по выбору «Фактчекинг: методология и инструментарий» в ФГА ОУ ВО «НИУ- Высшая школа экономики» по программам подготовки магистров по направлению 42.04.02 Журналистика. Также в ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» (Челябинск) в магистратуре по направлению «Журналистика» представлена дисциплина по выбору «Верификация и фактчекинг».
За рубежом в незначительном количестве университетов существуют курсы повышения квалификации, имеющие отношение к изучению технологий фактчекин-га: например, Сertiflcate in professional copyediting, proofreading, and fact-checking в Университете Нью-Йорка. Также можно указать магистерскую программу Master's degree in Data Journalism and Fact checking в Университете им. Раймунда Лул-лия (Испания).
Помимо этого, некоторые университеты-члены Европейской ассоциации преподавания журналистики, участвующие в проекте EU Factcheck (Утрехтский университет, Нидерланды; Университет Загреба, Хорватия; Университет Париж-Дофин, Франция; Католический университет Святого Сердца, Милан, Италия; и другие), интегрируют практический модуль по фактчекин-гу в рамках проекта в журналистские дисциплины. В большинстве университетов, занимающихся подготовкой журналистов, фактчекинг изучается в рамках нескольких лекций или модуля в составе более крупных жур-налистиковедческих дисциплин. Интересный опыт преподавания основ фактчекинга и верификации информации в рамках модуля Data Journalism представлен в Гетеборгском университете (Швеция) и Университете Бордо (Франция).
Актуальные аспекты преподавания в зарубежных вузах, прежде всего партнеров ННГУ по проекту EUFactcheck, будут использованы в процессе формирования структуры и содержательного наполнения предполагаемой дисциплины «Технологии фактчекинга для современных медиа».
Наличие в учебном плане подготовки магистров по направлению «Журналистика» данной дисциплины и реализация международного образовательного проекта EU Fact-check демонстрируют включение в образовательную практику преподавания наиболее востребованных на современном этапе развития журналистского образования в России и за рубежом технологий обучения журналистов. Также совершенствование образовательного процесса в рамках компетентностного подхода направлено на интеграцию зарубежного опыта в систему преподавания журналистских дисциплин в магистратуре ННГУ. При этом следует отметить, что концепция курса «Технологии фактчекинга для современных медиа» предполагает не только лекционные занятия, но и включение проектной деятельности по ве-
рификации информации, в рамках которой студенты смогут привлекать в качестве экспертов и консультантов представителей естественно-научных и гуманитарных школ ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Выводы исследования
Необходимость соответствия требованиям профессиональных стандартов, следования актуальным запросам медиаиндустрии, а также интеграция зарубежного опыта предполагают постоянную работу над совершенствованием процесса подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика», в том числе, посредством включения в образовательные стандарты компетенций, прежде всего профессиональных, освоение которых позволит выпускникам успешно реализовать себя в будущей профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шестеркина Л.П. Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия / Л.П. Шестеркина, А.Ю. Исмаилов. — DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-3-544-553 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 544-553.
2. Корконосенко С.Г. Научно-образовательные приоритеты в журналистском образовании / С.Г. Корконосенко, З.Ф. Хубецова, И.Н. Блохин // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 8. — С. 149-166.
3. Демина И.Н. Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права / И.Н. Демина, О.В. Краснояро-ва. — DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).320-324 // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 320-324.
4. Drok N. Journalistic Roles, Values and Qualificanions in the 21st Century. How European Journalism Educators view the Future of a Profession in Transition / N. Drok. — Zwolle : Windesheim, 2019. — 168 p.
5. McDougall J. Fake News vs Media Studies. Travels in False Binary / J. McDougall. — New York : Palgrave Macmillian, 2019. — 264 p.
6. Ильченко С.Н. Фейковая журналистика. Спецкурс / С.Н. Ильченко. — Москва : Директ-Медиа, 2019. — 308 с.
7. Распопова С.С. Фейковые новости. Информационная мистификация : учеб. пособие / С.С. Распопова, Е.Н. Богдан. — Москва : Аспект-Пресс, 2018. — 112 с.
8. Cortada W.J. Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpretation in America / W.J. Cortada, F.W. Aspray. — London : Rowan & Littlefield, 2019. — 317 p.
9. Video Verification in the Fake News Era / ed. V. Mezaris, L. Nixon, S. Papadopoulos, D. Teyssou. — Springer, 2019. — 354 p.
10. Journalism, «Fake News» and Disinformation / ed. Ch. Ireton, J. Posetti. — Paris : UNESCO, 2018. — 128 p.
11. Digital Transformation in Journalism and News Media. Media Management, Media Convergence and Globalization / ed. M. Fridrrichsen, Y. Kamalipour. — Berlin : Springer, 2016. — 554 p.
12. Digital Investigative Journalism: DATA, Visual Analytics and Innovative Methodologies in International Reporting / ed. O. Hahn, F. Stalph. — New York : Palgrave Macmillan, 2018. — 262 p.
13. Data-Driven Storytelling / ed. N.H. Riche, H. Cristophe, N. Diakopoulos, Sh. Carpen-dale. — Boca Raton : CRC Press, 2014. — 315 p.
14. Gray J. The Data Journalism Handbook / J. Gray, L. Chambers, L. Bounegru. — New York : O Reilly, 2012. — 242 p.
15. Foster J. Storytellers. A Photographer's Guide to Developing Themes and Creating Stories with Pictures / J. Foster. — Berkely : New Riders Press, 2012. — 290 p.
16. Knaflic C.N. Storytelling with Data. A Data Visualization Guide for Business Professionals / C.N. Knaflic. — New Jersey : Willey, 2015. — 284 p.
17. Knaflic C.N. Storytelling with Data. Let's Practice! / C.N. Knaflic. — New Jersey : Willey, 2020. — 448 p.
18. Zelizer B. What Journalism Could Be / B. Zelizer. — Malden : Polity Press, 2017. — 328 p.
19. EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned / N. Viss-ers, A. Leppajarvi, C. Touwen [ et al.]. — Haaga : Helia University of Applied Sciences, 2020. — 124 p.
REFERENCES
1. Shesterkina L.P., Ismailov A.Yu. Transmedia and Journalistic Education: Parameters of Interaction. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Literaturovedenie, zhurnalistika = RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2019, vol. 24, no. 3, pp. 544-553. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-3-544-553. (In Russian).
2. Korkonosenko S.G., Khubetsova Z.F., Blokhin I.N. Theoretical and Educational Priorities in Journalism Education. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Socgum-Zhurnal, 2018, no. 8, pp. 149-166. (In Russian).
3. Demina I.N., Krasnoyarova O.V. Journalistic Education in an Economic University: the Experience of the Baikal State University of Economics and Law. Izvestiya Irkutskoj gosu-darstvennoj ekonomicheskoj akademii = Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy, 2015, vol. 25. no. 2. pp. 320-324. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).320-324. (In Russian).
4. Drok N. Journalistic Roles, Values and Qualificanions in the 21st Century. How European Journalism Educators view the Future of a Profession in Transition. Zwolle, Windesheim, 2019. 168 p.
5. McDougall J. Fake News vs Media Studies. Travels in False Binary. New York, Palgrave Macmillian, 2019. 264 p.
6. Ilchenko S.N. Fake Journalism. Special Course. Moscow, Direkt-Media Publ., 2019. 308 p.
7. Raspopova S.S., Bogdan E.N. Fake News. Information Hoax. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2018. 112 p.
8. Cortada W.J., Aspray F.W. Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpre-tation in America. London, Rowan & Littlefield, 2019. 317 p.
9. Mezaris V., Nixon L., Papadopoulos S., Teyssou D. (eds). Video Verification in the Fake News Era. Springer, 2019. 354 p.
10. Ireton Ch., Posetti J. (eds). Journalism, «Fake News» and Disinformation. Paris, UNESCO, 2018. 128 p.
11. Fridrrichsen M., Kamalipour Y. (eds). Digital Transformation in Journalism and News Media. Media Management, Media Convergence and Globalization. Berlin, Springer, 2016. 554 p.
12. Hahn O., Stalph F. (eds). Digital Investigative Journalism: DATA, Visual Analytics and Innovative Methodologies in International Reporting. New York, Palgrave Macmillan, 2018. 262 p.
13. Riche N.H., Cristophe H., Diakopoulos N., Carpendale Sh. (eds). Data-Driven Storytelling. Boca Raton, CRC Press, 2014. 315 p.
14. Gray J., Chambers L., Bounegru L. The Data Journalism Handbook. New York, O Reilly, 2012. 242 p.
15. Foster J. Storytellers. A Photographer's Guide to Developing Themes and Creating Stories with Pictures. Berkely, New Riders Press, 2012. 290 p.
16. Knaflic C.N. Storytelling with Data. A Data Visualization Guide for Business Professionals. New Jersey, Willey, 2015. 284 p.
17. Knaflic C.N. Storytelling with Data. Let's Practice! New Jersey, Willey, 2020. 448 p.
18. Zelizer B. What Journalism Could Be. Malden, Polity Press, 2017. 328 p.
19. Vissers N., Leppajarvi A., Touwen C., Van Noort E., Frateur W., Marain F. EUFact-check. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned. Haaga, Helia University of Applied Sciences, 2020. 124 p.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Новикова Т.Е. Актуальные тенденции подготовки журналистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и запросами медиаиндустрии / Т.Е. Новикова, Л.С. Макарова, А.А. Буреев, Л.И. Жуковская. — DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 3. — С. 558-572.
FOR CITATION
Novikova T.E., Makarova L.S., Bureev A.A., Zhukovskaya L.I. Current Trends in Journalism Education as Responding to Professional Journalistic Standards and Demands of Media Industry. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 3, pp. 558-572. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572. (In Russian).