УДК 316.77; 070 DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10405
Л. С. Макарова,
Национальный исследовательский Нижегородский государственныйуниверситет им. Н. И. Лобачевского, НижнийНовгород
А.А. Буреев
Национальный исследовательский Нижегородский государственныйуниверситет им. Н. И. Лобачевского, НижнийНовгород
ПРАКТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИРОГРАММЫПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИПРОФЕССИОНАЛБНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОДУКЦИИ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ СМИ.»
Авторы анализируют требования профессионального стандарта «Специалист по продвижению продукции телерадиовещательных СМИ» в аспекте актуализированного ФГОС ВО. Материал исследования - трудовые функции, знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися по образовательной программе направления «Журналистика». Делается вывод о необходимости постоянной работы над совершенствованием процесса подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» в контексте следования требованиям профессиональных стандартов и актуальных запросов медиа-индустрии.
Ключевые слова: журналистское образование, критерии профессиональной деятельности, примерная основная образовательная программа, профессиональные стандарты, образовательные стандарты.
Введение
Проблема совершенствования подходов к профессионализации журналистской деятельности является одной из часто обсуждаемых в современном российском журналистском и академическом сообществе. Очередной виток интереса к данной теме у журналистов-практиков, а также среди преподавателей журналистики вызвала статья главного редактора издания «Russia Beyond» В. Пули «10 соображений о том, каким должно быть идеальное образование для журналистов», опубликованная в издании «Журналист» [2]. Полемика происходила как в социальных сетях, так и, например, в рамках круглых столов «Медиапотребление "цифровой" молодежи в России» и «Журналистское образование: новые вызовы цифровой эпохи» (заседания УМС по журналистике в структуре ФУМО по УГСН 42.00.00-СМИ и информационно-библиотечное дело), проходившего на Форуме «Вся Россия-2019» под эгидой Союза журналистов в Сочи 23 сентября 2019 года.
Основное направление дискуссии связано с периодически возникающими претензиями со стороны журналистов и руководителей СМИ относительно качественной составляющей подготовки студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»: излишнее присутствие в учебных планах академических дисциплин, мало практики, неумение приспособиться к изменениям в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Обзор работ по теме
Теоретико-методологической базой исследования являются монографии, посвященные поиску наиболее рациональной на современном этапе модели преподавания журналистики: Ф. Банда «Модель учебного плана для журналистского образования. Краткое руководство к новой программе» [5], Ш. Аертон, Дж. Росетти «Журналистика, "фейк-ньюс" и дезинформация. Настольная книга для преподавателей журналистики» [7] в серии «ЮНЕСКО для журналистского образования», Н. Дрок «Журналистские роли, ценности и квалификации в XXI веке. Как европейские преподаватели журналистики видят будущее профессии в переходный период» [6].
Несомненно, что «идеальное» журналистское образование часто представляется субъективным и не всегда претензии являются справедливыми. Дискуссия по этому поводу также имеет место и
в среде преподавателей журналистики и массовых коммуникаций в других странах. Например, в рамках Всемирного конгресса по журналистскому образованию, который проходил в Париже 8-11 июля 2019 года, были сформулированы рекомендации по актуальным направлениям преподавания журналистских дисциплин: профессиональная этика, цифровая журналистика, необходимые для современного журналиста профессиональные навыки, навыки психологической адаптации современного журналиста, преодоление этнических, тендерных и иных стереотипов [8].
Цель, задачи, материал исследования
Цель исследования - анализ основной образовательной программы по подготовке бакалавров по направлению «Журналистика» в контексте актуальных профессиональных требований. Материал исследования - примерная основная образовательная программа, профессиональные и образовательные стандарты.
Переход к подготовке будущих журналистов в соответствии с требованиями профе ссиональных стандартов вновь ставит вопрос о необходимости пересмотра отдельных аспектов формирования примерной основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика».
Анализ параметров профессионального стандарта «Специалист по производству продукции телерадиовещательных СМИ», включенного в перечень соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению «Журналистика», свидетельствует, что в процессе подготовки будущих специалистов требуется уделять достаточное внимание подготовке студентов к реализации следующих трудовых функций. В качестве обобщенной трудовой функции (ОТФ) указана «Творческо-организационная деятельность по созданию новых продуктов телерадиовещательных СМИ» [3]. Помимо ОТФ, профессиональный стандарт предполагает реализацию следующих трудовых функций: «Определение формата, тематики и оценка материала для нового продукта телерадиовещательных СМИ», «Подготовка создания сценарного материала нового продукта телерадиовещательных СМИ». Данные функции имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности журналиста: например, работа с информацией, анализ социально значимых процессов и явлений, знания о современных ИКТ, конъюнктуре медийного рынка, приемах создания журналистского текста, положений законодательства РФ, регламентирующих деятельность СМИ.
Данные аспекты нашли отражение в рамках актуализированного варианта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3++), который, например, включает компетенции ОПК-1: «Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиа-тексты и (или) медиа-продукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем» и ОПК-5: «Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиа-коммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования» [4].
Проект ПООП подготовки бакалавра по направлению «Журналистика» в качестве индикатора достижения компетенции непосредственно по направлению «Журналистика» отмечает ОПК-1.2: «Осуществляет подготовку журналистских текстов и (или) продуктов различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем» [1]. Для ОПК-5 представлен индикатор ОПК-5.2: «Осуществляет свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиа-коммуникационной системы».
Карта компетенций по направлению «Журналистика», уровень бакалавриата, разработанная доц. Л. С. Макаровой и утвержденная Методической комиссией Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского, предполагает следующие знания, умения и навыки, необходимые для освоения данных индикаторов. Данная карта компетенций является частью ООП подготовки бакалавров по направлению 42.03.02 Журналистика в Институте филологии и журналистике ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Например, для ОПК-1 индикатор ОПК-1.1, общий для всей УГСН (выявляет отличительные особенности медиа-текстов, и (или) медиа-продуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиа-сегментов и платформ) предполагает освоение следующих ЗУН: уметь выявлять в
практической деятельности отличительные особенности медиа-текстов, и (или) медиа-продуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиа-сегментов и платформ; знать отличительные особенности медиа-текстов, и (или) медиа-продуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиа-сегментов и платформ; владеть навыками применения в профессиональной деятельности знаний об отличительных особенностях медиа-текстов, и (или) медиа-продуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиа-сегментов и платформ.
Освоение ОПК-1.2. включает следующие параметры: уметь эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности; осуществлять устную и письменную коммуникацию на основе этических норм и правил для решения профессиональных задач на русском и иностранном языках; знать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка; понятия, правила и нормы осуществления коммуникации в устной и письменной формах, основные лексические единицы и термины профессиональной деятельности на русском и иностранном языках; владеть практическими навыками подготовки журналистских текстов в контексте использования в профессиональной деятельности лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка; навыками устной и письменной речи, в том числе ведения переговоров, чтения, понимания и изложения содержания текстов, в том числе связанных с профессиональными задачами на русском и иностранном языках.
Соответственно, данный индикатор и ЗУН (знания, умения и навыки) определяют необходимость включения в учебный план таких дисциплин, как «Иностранный язык», «Современный русский язык», «Стилистика и литературное редактирование».
Карта компетенций предполагает следующие ЗУН для индикатора ОПК-5.2: уметь осуществлять свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиа-коммуникационной системы; знать механизмы функционирования конкретной медиа-коммуникационной системы; владеть навыками создания медиа-продукта с учетом механизмов функционирования конкретной медиа-коммуникационной системы. Это предполагает наличие в учебном плане таких дисциплин, как «Основы теории журналистики», «Правовые основы журналистики», «Основы информационной политики».
Остальные трудовые функции, включенные в функциональную карту профессиональной деятельности, предполагают реализацию навыков, имеющих отношение к организации процесса производства и продвижения продукции телерадиовещательных СМИ: планирование создания нового продукта телерадиовещательных СМИ, организация финансирования создания нового продукта телерадиовещательных СМИ, организация обеспечения производственного процесса создания нового продукта телерадиовещательных СМИ необходимыми ресурсами, организация деятельности рабочей группы продукта телерадиовещательных СМИ, организация продвижения готовых продуктов на этапе создания [3].
Подготовка к реализации указанных функций предполагает освоение компетенций, имеющих отношение к процессу создания проекта, финансированию, организации сотрудников. Здесь следует отметить ПК-компетенции: ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5. Например, ПК-3 «Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики». Ее индикаторы предполагают формирование следующих знаний, умений и навыков. Если говорить об индикаторе ПК-3.1. («Предлагает творческие решения в рамках реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики»), то схема ЗУН выглядит следующим образом: уметь участвовать в реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики; знать методы принятия творческих решений в рамках реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики; владеть навыками практического участия в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики.
Индикатор ПК-3.2. («Решает поставленные задачи при работе над индивидуальным и (или) коллективным проектом в сфере журналистики») предполагает освоение ЗУН: уметь решать поставленные задачи при работе над индивидуальным и (или) коллективным проектом в сфере журналистики; знать методы решения поставленных задач при работе над индивидуальным и (или) коллективным проектом в сфере журналистики; владеть практическими навыками решения поставленных задач при работе над индивидуальным и (или) коллективным проектом в сфере
журналистики. Компетенция ПК-3 также имеет индикатор ПК-3.3. («Реализует журналистский проект в рамках своих полномочий и несет ответственность за результат»), связанный с ЗУН: уметь реализовывать журналистский проект в рамках своих полномочий и нести ответственность за результат; знать способы реализации журналистских проектов; владеть практическими навыками реализации журналистских проектов в рамках своих полномочий.
Данные индикаторы и соответствующие ЗУН включены в рабочую программу дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ», «Авторский проект на современном ТВ», «Менеджмент на ТВ и радио».
Выводы
Проанализированный профессиональный стандарт свидетельствует о том, что подготовка к реализации трудовых функций, связанных с разработкой и продвижением продукции телерадиовещательных СМИ, предполагает в дальнейшем необходимость формирования и расширение содержания ОПК- и ПК-компетенций, имеющих отношение к сфере финансов, маркетинга, современных информационно-коммуникационных технологий. Соответственно, освоение данных компетенций повлечет за собой изменение в структуре ООП, прежде всего, рабочего учебного плана, предполагая возможное включение дисциплин «Основы бухгалтерского учета», «Оценкарисков», «Основы предпринимательской деятельности».
Таким образом, необходимость следования требованиям профессиональных стандартов и актуальные запросы медиа-индустрии предполагают постоянную работу над совершенствованием процесса подготовки бакалавров по направлению «Журналистика».
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: http://noon^/projects (датаобращения 13.10.2019).
2. Пуля В. Десять соображений, каким должно быть идеальное образование для журналистов // Журналист. 2019. Вып. 9. URL: https://jrnlst.ru/perfect-faculty (дата обращения 10.09.2019).
3. Средства массовой информации, издательство и полиграфия. URL: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения 13.10.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02-Журналистика. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (дата обращения: 12.10.2019).
5. Banda F. Model curricula for journalism education. A compendium of new syllabi. Published in 2013 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, 2013, 218 p.
6. Drok N. Journalistic Roles, Values and Qualificanions in the 21st century. How European journalism educators view the future of a profession in transition. Uitgave: Windesheim, Zwolle, 2019, 168 p.
7. Ireton C., Posetti J. Journalism, "Fake News'& Disinformation. Handbook for Journalism Education and Training. Published in 2018 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, 2013, 128 p.
8. V TH World Journalism Educational Congress. URL: https://www.wjec.pans/syndicates-program/ (дата обращения: 12.10.2019).
PRACTICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF BACHELOR DEGREE PROGRAM "JOURNALISM" IN ACCORDANCE WITH THE PROFESSIONAL STANDARD "SPECIALIST IN PROMOTION OF BROADCAST MEDIA PRODUCTS"
MakarovaL. S., NizhnyNovgorod, NationalResearchNizhnyNovgorodState University
N. I. Lobachevsky, limakar@bk.ru
BureevA. A., NizhnyNovgorod, NationalResearchNizhnyNovgorodState University N.I. Lobachevsky, bureev_rasi@mail.ru
The authors analyze the requirements of the professional standard "Specialist in promotion of broadcast media products" in the context of the updated Federal State Educational Standard for the degree program "Journalism". The study reviews the professional competencies, knowledge, and skills acquired by students of the degree program "Journalism ". The analyzed professional standard indicates that training of future journalists for the labor market and, particularly, for the development and promotion of broadcast media products, impliesfurther improvement and extension of the curricula to include modules aimed at the advancement of finance, marketing, and ICT competencies. Therefore, the development of these competencies will entail a change in the structure of the educational program, especially the curriculum, with possible inclusion of such modules as "Fundamentals ofAccounting", "Risk Assessment",'Fundamentals ofEntrepreneurship".
As a result, in order to adhere to the professional standards and meet the existing requirements of media industry, universities have to be engaged in the continuous improvement of journalism training processes.
Keywords: journalistic education, criteria of professional activity, approximate basic educational program, professional standards, educational standards.
References
1. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 42.03.02 ZHurnalistika [Approximate basic educational program in the direction of training 42.03.02 Journalism], Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii [Ministry of science and higher education ofthe Russian Federation], available at: http://noon.p$/projects (accessed: 13.10.2019).
2. Pulya, V. (2019). "Desyat' soobrazhenij, kakim dolzhno byt' ideal'noe obrazovanie dlya zhurnalistov" [Ten considerations, what should be the ideal education for journalists]. ZHurnalist [Journalist]. Issue 9, available at: https://jrnlst.ru/perfect-faculty (accessed: 10.09.2019).
3. Sredstva massovoj informacii, izdatel 'stvo ipoligrafiya [Media, publishing and printing], available at: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti (accessed: 13.10.2019).
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 42.03.02 - ZHurnalistika [Federal state educational standard of higher education-bachelor degree in the direction of training 42.03.02-Journalism], available at: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (accessed: 12.10.2019).
5. Banda, F. (2013). Model curricula for journalism education. A compendium of new syllabi. Published in 2013 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, 218p.
6. Drok, N. (2019). Journalistic Roles, 'Values and Qualificanions in the 21st century. How European journalism educators view thefuture of a profession in transition. Uitgave: Windesheim, Zwolle, 168 p.
7. Ireton, C. & Posetti, J. (2013/ Journalism, "Fake News'& Disinformation. Handbook for Journalism Education and Training. Published in 2018 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, 128 p.
8. V TH World Journalism Educational Congress, available at: https://www.wjec.pans/syndicates-program/(accessed: 12.10.2019).
Макарова Людмила Сергеевна - кандидат филологических наук; доцент кафедры журналистики Института филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. limakar@bk.ru
Буреев Андрей Александрович - кандидат социологических наук; старший преподаватель кафедры журналистики Института филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. bureev_rasi@mail.ru