Научная статья на тему 'Вуз и общество: Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации'

Вуз и общество: Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савинова О. Н.

Рассматриваются вопросы трансформации журналистского образования и журналистской профессии в современном меняющемся обществе. Анализируется опыт работы кафедры журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского с работодателями в контексте современных тенденций на рынке СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND SOCIETY: CURRENT PROBLEMS OF TRAINING PROFESSIONALS IN THE FIELD OF MASS COMMUNICATION

The article examines the transformation of journalism education and the journalistic profession in today's changing society. We analyze the UNN Journalism Department's experience of working with employers in the context of current trends in the media market.

Текст научной работы на тему «Вуз и общество: Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 179-181

УДК 37

ВУЗ И ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

© 2014 г. О.Н. Савинова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

508@bk.ru

Поступила в редакцию 18.11.2014

Рассматриваются вопросы трансформации журналистского образования и журналистской профессии в современном меняющемся обществе. Анализируется опыт работы кафедры журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского с работодателями в контексте современных тенденций на рынке СМИ.

Ключевые слова: высшее журналистское образование, новые образовательные парадигмы, инновационные методы в профессиональной подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации.

Ведущие российские исследователи теории и практики журналистики Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, М.В. Шкондин, С.Г. Корконосенко, В.М. Горохов, Р.П. Овсепян и др. подчеркивают, что формирование содержания современных СМИ происходит в условиях трансформации социальной сферы, переустройства современного общества [1—6]. Особенности трансформации, с одной стороны, оказывают влияние на изменение роли и функции журналистики, с другой стороны, актуальным является вопрос о том, какова в этих условиях миссия прессы, как влияет журналистика на социокультурное пространство? В частности, в их исследованиях фиксируются такие негативные тенденции, как утрата в погоне за рейтингом социальных функций, гипертрофированность развития развлекательности, коммерциализация СМИ, тиражирование низких стандартов культуры.

Исследователи СМИ в последнее время все чаще говорят о трансформации не только функций журналистики, но и самой журналистской профессии. Так, по данным результатов опроса 500 российских журналистов, проведенного в 2012 году в рамках исследовательского проекта «Журналистика в изменении: профессиональные журналистские культуры в России, Польше и Швеции», инициированного МГУ и шведским университетом г. Седерторн, половина опрошенных (49%) заявили, что уровень свободы СМИ в России за последние 5-10 лет снизился. То же, по мнению респондентов, произошло и с качественным уровнем отечественной журналистики.

Примечательно, что подавляющее число участников исследования гордятся своей про-

фессией. Однако свое личное и профессиональное будущее респонденты оценивают не столь единодушно. В ближайшие 5 лет 28% опрошенных планируют продолжать работать в прежней редакции, 27% планируют перейти на работу в другую редакцию, столько же заявили о намерении уйти работать в сферу, отличную от журналистики [7]. Результаты проведенного опроса требуют дальнейшего детального анализа и глубокого осмысления. Созданная недавно на факультете журналистики МГУ национальная ассоциация исследователей массмедиа (НАМ-МИ) определила в качестве приоритетных направлений своей деятельности повышение интереса академического и профессионального журналистского сообщества к исследованиям российских СМИ и журналистики на федеральном и региональном уровнях, проведение теоретических и практико-ориентированных исследований в области журналистики и массовой коммуникации, укрепление и совершенствование контактов между российскими и зарубежными медиаисследователями [8].

Сегодня и в российском, и в зарубежном научном сообществе идет активная дискуссия о том, что университетское образование больше не отвечает требованиям современного мира. Наличие диплома о высшем образовании не гарантирует постоянной работы, а методика преподавания не учитывает новейших достижений.

Главная идея, на наш взгляд, состоит в том, что в ответ на стремительное развитие современного информационно-коммуникационного мира профессиональное журналистское образование должно строиться на упреждающей мо-

180

О.Н. Савинова

дели, идти впереди, а не во след изменениям. Речь идет о подготовке журналистов-коммуникаторов, мультимедийных специалистов, универсалов, готовых к работе с различными формами коммуникации.

Для российской ментальности высшее образование всегда играло важную роль, и позволю себе высказать предположение, что российский рынок отвергнет бакалаврский уровень подготовки как понижение уровня образования. Задачи, стоящие перед вузом и кафедрой журналистики в частности, - это развитие международной академической мобильности, сохранение традиций академической преподавательской культуры, практико-ориентированный подход в процессе подготовки журналистских кадров. Перед преподавателями выпускающей кафедры журналистики в условиях перехода к новым образовательным парадигмам (стандартам третьего поколения, новым программам и модулям) ставится задача активного внедрения проблемно-ситуационных методов и методик преподавания, проведение творческих семинаров, разработка студентами тем, которые нельзя «скачать из Интернета».

Эти исследовательские и методические задачи решаются через проблематику кандидатских диссертаций, которые готовятся на кафедре, научные конференции и семинары, а также через партнерство с ведущими российскими академическими и исследовательскими центрами -МГУ, СПбГУ, Институтом этнологии и антропологии РАН.

По опросу, проведенному кафедрой журналистики, более 70% выпускников успешно работают по специальности «Журналистика, реклама и связи с общественностью». Многие наши выпускники работают в крупных структурах, где численность работающих превышает сто человек: это Сергей Тарасов, заместитель министра внутренней политики Администрации Нижегородской области, Павел Дедиченко, начальник отдела администрации Приокского района, Ольга Горшкова, помощник руководителя Управления Россельхознадзора Нижегородской области и РМЭ, Марина Трифонова, начальник отдела концертных программ Нижегородской филармонии, Мария Плехова, начальник отдела по связям с общественностью Нижегородской филармонии, Анна Хорошко и Валентина Кулакова, главные специалисты группы по связям с общественностью Нижегородского регионального фонда социального страхования, Елена Шляпкина, консультант министерства информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области, Ксения Болди-

на, пресс-секретарь ВЗАО «Нижегородская ярмарка», Анна Коданина, заместитель главного редактора газеты «Волго-Невский проспект».

Большое внимание уделяется на кафедре взаимодействию с работодателями, профессиональной переподготовке специалистов в сфере массовой коммуникации, поиску инновационных методик преподавания.

В последнее время в зарубежных и отечественных исследованиях актуализировалась такая научная и практическая проблематика, как роль корпоративного журналистского цеха в освещении межнациональных отношений в современном обществе [9-10].

Взвешенная, сбалансированная позиция специалистов, работающих в сфере массовой коммуникации при освещении вопросов межнационального и межкультурного взаимодействия, является важным фактором в установлении межнационального и межконфессионального согласия. Коллектив кафедры журналистики оперативно откликается на запросы работодателей по профессиональной переподготовке журналистов и специалистов по связям с общественностью, работающих в органах власти и управления.

В 2012-2013 гг. кафедрой журналистики были реализованы три грантовые программы профессиональной переподготовки:

- курсы по переподготовке кадров РЯ-специалистов для государственных муниципальных служащих;

- курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Нижегородской области «Связи с общественностью в этноконфессиональной сфере. Стратегия развития многонациональной России»;

- курсы повышения квалификации журналистов Нижегородской области по программе «Формирование традиционных ценностей в средствах массовой информации».

Последняя программа курсов для журналистов была взята за основу для проведения цикла обучающих семинаров в пяти регионах Российской Федерации [11].

Целенаправленно развивается международное сотрудничество в сфере подготовки журналистов и специалистов по связям с общественностью. Распоряжением ректора ННГУ в 2011 году на кафедре создан Центр международного сотрудничества. В настоящее время заключены соглашения о сотрудничестве с Таллинским университетом (Республика Эстония), Таврическим государственным университетом (Украина), Русским центром им. Н.И. Бородиной в Мерано (Италия), факультетом журнали-

Вуз и общество: актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации

181

стики университета Волды (Норвегия). С марта 2014 г. кафедра журналистики - участник гран-тового проекта по теме «Становление журналиста в мультикультурном обществе».

Институт образования вместе с другими социальными институтами общества, влияющими на процесс социализации личности, переживает в начале XXI века существенные изменения. Это касается не только внешних, но и глубинных внутренних изменений. Совершенно очевидно, что образование в целом и высшая школа в частности - это не просто отрасль народного хозяйства, но стратегия развития общества.

Список литературы

1. Горохов В.М. Современный тезаурус теории журналистики (поиск терминологической ниши). Вестник МГУ. Серия 10.01.10. Журналистика. № 1. 2012. С. 39-40.

2. Журналистика и политика / Под ред. Я.Н. За-сурского. М., 1987.

3. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: Учебное пособие. М., 2010.

4. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

5. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.

6. Вартанова Е.Л. СМИ в системе творческих ин-дустрий // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Журналистика-2008». М., 2009. С. 96-97.

7. Аникина М.Е. Из прошлого в будущее: российские журналисты о профессии и о себе / Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. М.: МГУ, 2013. С. 3-4.

8. http://nammi.ru/

9. Lazarsfeld P.F. Some Remarks on the Role of Mass Media in So-called Tolerance Propaganda // Journal of Social Issues, 3 (3). Р. 17-25.

10. White C.D., Julie and P. Newcomber. The impact of media reliance on the role of perceived threat in predicting tolerance of Muslim cultural practice, Journal of Applied Social Psychology, 42. 2012. Р. 3051-3082.

11. Массмедиа в публичной сфере. Материалы международной теоретической и практической конференции «Журналистика в 2010 году». М.: МГУ.

12. Материалы третьего Форума Всероссийской программы «Святость материнства» / Семейные ценности в современном информационном пространстве. М., 19-20 ноября 2013 г. С. 7.

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND SOCIETY: CURRENT PROBLEMS OF TRAINING PROFESSIONALS IN THE FIELD OF MASS COMMUNICATION

O.N. Savinova

The article examines the transformation of journalism education and the journalistic profession in today's changing society. We analyze the UNN Journalism Department's experience of working with employers in the context of current trends in the media market.

Keywords: journalism education at universities, new educational paradigms, innovative methods for training professionals in the field of mass communication.

References

1. Gorokhov V.M. Sovremennyi tezaurus teorii zhur-nalistiki (poisk terminologicheskoi nishi). Vestnik MGU. Seriia 10.01.10. Zhurnalistika. № 1. 2012. S. 39-40.

2. Zhurnalistika i politika / Pod red. Ia.N. Zasur-skogo. M., 1987.

3. Korkonosenko S.G. Teoriia zhurnalistiki: mod-elirovanie i primenenie: Uchebnoe posobie. M., 2010.

4. Shkondin M.V. Sistema sredstv massovoi infor-matsii kak faktor obshchestvennogo dialoga. M., 2002.

5. Ovsepian R.P. Istoriia noveishei otechestvennoi zhurnalistiki. M., 1999.

6. Vartanova E.L. SMI v sisteme tvorcheskikh in-dustrii // Obshchestvennaia povestka dnia i kommu-nikativnye praktiki SMI. Mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. «Zhumalistika-2008». M., 2009. S. 96-97.

7. Anikina M.E. Iz proshlogo v budushchee: ros-siiskie zhurnalisty o professii i o sebe / Zhurnalistika v

2012 godu: sotsial'naia missiia i professiia. M.: MGU, 2013. S. 3-4.

8. http://nammi.ru/

9. Lazarsfeld P.F. Some Remarks on the Role of Mass Media in So-called Tolerance Propaganda // Journal of Social Issues, 3 (3). R. 17-25.

10. White C.D., Julie and P. Newcomber. The impact of media reliance on the role of perceived threat in predicting tolerance of Muslim cultural practice, Journal of Applied Social Psychology, 42. 2012. P. 3051-3082.

11. Massmedia v publichnoi sfere. Materialy mezhdunarodnoi teoreticheskoi i prakticheskoi konfer-entsii «Zhurnalistika v 2010 godu». M.: MGU.

12. Materialy tret'ego Foruma Vserossiiskoi pro-grammy «Sviatost' materinstva» / Semeinye tsennosti v sovremennom informatsionnom prostranstve. M., 19-20 noiabria 2013 g. S. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.