МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 070; 37
DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10301
Т. Е. Новикова
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
Нижний Новгород
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.»: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ ННГУ
В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с методикой преподавания дисциплины «Основы журналистской деятельности» для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика». Изложен опыт преподавания дисциплины в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Материалом исследования выступает комплекс кейс-заданий, которые, по мнению автора, формируют профессиональную компетентность будущих журналистов.
Ключевые слова: журналистское образование, профессиональная деятельность журналиста, компетентностный подход.
Введение
В условиях постоянно меняющейся информационно-коммуникативной среды профессиональные требования, предъявляемые к журналистам, сегодня значительно возросли и ужесточились. Конкуренция других источников информации, в том числе Интернета и блогосферы, необходимость регулярного освоения в профессиональной деятельности новых технологических средств, скорость и интенсивность творческого процесса - и это еще далеко не полный перечень условий, в которых работают специалисты в области СМИ. Автор предполагает, что проблему адаптации будущих журналистов к подвижной медиасреде отчасти может решить методика преподавания профильных дисциплин в высших учебных заведениях.
Обзор работ по теме
Теоретическим основанием данной статьи являются результаты научно-педагогической деятельности исследователей факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.
В частности, работы С. С. Распоповой [8]; А. В. Федорова и А. А. Новиковой [10], М. А. Бережной [1], Нико Дрока и М. М. Лукиной [6] представляют системный анализ компетентностного и методического подходов в современном российском медиаобразовании. Данные авторы обращают внимание на тот факт, что «знания, умения и навыки», положенные в основу компетентностного подхода, являются показателем результативности обучения в высшей школе журналистики, а также подчеркивают значимость в этом процессе преподавания прикладных, творческих дисциплин.
Непосредственно опыт преподавания дисциплины «Основы журналистской деятельности» изложен в учебниках, практикумах и учебных пособиях Г. В. Лазутиной [5], С. Г. Корконосенко [4], С. Н. Ильченко [3], А. В. Колесниченко [7]. Как правило, педагогическая методика данных исследователей базируется на сочетании лекционного и практического плана курса. Последний включает творческие задания, коллоквиумы, дискуссии, тестовые задания, различные формы проектной деятельности будущих специалистов в области массовых коммуникаций.
В рамках исследуемой проблематики также представляет интерес переизданное в 2019 году учебное пособие профессора В. В. Тулупова «Уроки журналистики» [9]. Автор объясняет значение основных понятий, используемых в журналистской профессии; поднимает вопросы деонтологии и медиаобразования с учетом современных реалий.
Цель, задачи, материал исследования
Цель исследования - анализ отдельных аспектов методики преподавания курса «Основы журналистской деятельности». Задачи исследования - охарактеризовать содержание курса «Основы журналистской деятельности», изучить современные подходы к преподаванию журналистиковедческих дисциплин, изложить опыт преподавания в Институте филологии и журналистики ННГУ. Материал исследования - комплекс практических заданий, направленных на формирование обучающихся базовых навыков деятельности в области СМИ.
«Основы журналистской деятельности» является дисциплиной базовой части учебного плана направления подготовки «Журналистика», реализуемого в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Обязательна для изучения студентами профилей «Телевидение», «Радиовещание» и «Периодическая печать». Содержание курса ориентировано на то, чтобы помочь студентам освоить общие закономерности журналистики как творческой деятельности во всех практических проявлениях. С одной стороны, закрепляется система понятий, которые представляют журналистское творчество как профессиональную деятельность со сложной структурой, определяющей многообразие профессиональных обязанностей современного журналиста. С другой стороны, в ходе занятий студенты непосредственно участвуют в выполнении практической работы, имеющей четкие профессиональные параметры. Методика преподавания дисциплины направлена на создание студентом собственного информационного продукта, по творческому и технологическому алгоритму, действенному в профессиональной журналистской среде.
Важное место в освоении дисциплины занимает реализация задания «коллективный и (или) индивидуальный проект». В качестве иллюстративного материала нами избран профиль «Телевидение». Группа студентов (в Институте филологии и журналистики она составляет 10-13 человек) формируется по принципу миниредакции. Целью является создание коллективного телевизионного продукта в формате, заданном преподавателем (как правило, это тележурнал или альманах). Тематика сюжетов для альманаха заранее продумывается и формулируется преподавателем; каждый студент получает «свою» тему посредством случайного выбора. Например, в осенне-зимнем семестре 2019 учебного года обучающимся были предложены следующие тематические блоки: «Спортивный Нижний»; «Нижний Новгород -город трудовой доблести»; «Старообрядчество в Нижегородской области»; «Площадь Народного единства как символ города»; «Знаменитые нижегородцы (персона по выбору)»; «Нижегородское меценатство»; «Нижегородская ярмарка: прошлое и настоящее»; «Знаменитые художники и фотографы XIX-XX веков (персона по выбору)»; «Нижегородский метрополитен»; «Чкаловская лестница - самая длинная лестница в России»; «Гербовая символика города и ее история»; «Горький в годы войны»; «Нижегородскаярадиолаборатория». Темы разработаны с учетом историко-культурологической специфики региона и наличия памятных (юбилейных) дат и мероприятий.
Сложность задания заключается в том, что создавать, монтировать отснятый материал и подбирать аудиовизуальное (графическое) оформление альманаха студенты должны самостоятельно. Структура студенческой группы представляет аналог реального творческого коллектива: ведущие выпуска, корреспонденты, монтажер, звукорежиссер. Помощь в съемках и при монтаже студентам оказывают профессиональные операторы и монтажеры Медиацентра ННГУ. Подобная специализация не исключает «мозгового штурма», когда вся группа совместно выбирает жанровую форму материала, продумывает сценарий и варианты содержания. Преподаватель при этом выполняет функции шеф-редактора, стараясь корректировать направление материалов, не навязывая собственное мнение. Завершает процесс подбор аудиовизуального и графического оформления и монтаж программы целиком с помощью редактора Adobe® Premiere Pro.
Не менее важное место в методике преподавания курса занимает комплекс кейсов, сопряженный с каждым лекционным разделом курса, для наиболее полного формирования профессиональных компетенций обучающихся.
В помощь студентам преподаватели Института филологии и журналистики разработали практикум «Основы журналистской деятельности» [1], в котором содержится полное описание практических заданий и алгоритм их выполнения. Приведем описание и характеристику некоторых заданий.
Несмотря на новейшие технологии и тенденции, формирующие современную медиасреду, традиционные навыки создания медиатекстов прочно удерживают лидирующую позицию в профессиональной деятельности СМИ. Умение выдержать структуру и логику в материале и задать ему нужный информационный вектор, использовать наиболее уместную жанровую форму, использовать лексические, стилистические и композиционные средства, владеть культурой речи на должном уровне - навыки, которые автор считает крайне необходимыми для освоения обучающимися в рамках курса «Основы журналистской деятельности». Этой цели служит выполнение кейсов:
«Напишите сценарий классического новостного сюжета на основе пресс-релиза информагентства. Расположите структурные элементы в последовательности, которая представляется вам наиболее уместной. Пропишите закадровый текст».
«Подготовьте текст ведущих (подводки и Шпигель) для записывающей студии».
«Напишите аналитическую заметку по пост-релизу информагентства».
В рамках освоения художественно-публицистической группы жанров студентам предлагается прочитать очерк А. Чехова «Остров Сахалин», В. Короленко «В голодный год», Г. Успенского «Разорение» (по выбору). Используя их в качестве образца, ставится задача - переписать в следующих подвидах жанра очерка:
«Вариант 1. Проблемный очерк. Используйте следующие компоненты: статистика; житейская история; образ, через который ставится проблема. Стиль изложения: художественно-публицистический. Структура очерка: обозначение проблемы, её анализ, поиск путей решения».
«Вариант 2. Портретный очерк. Опишите одного из героев. Обращайте внимание на его мимику и жесты, черты лица, особенности телосложения, особенности речи. Старайтесь отделять важное от незначимого».
«Вариант 3. Путевой очерк. Сформулируйте и определите цель, которую ставите. Например: поделиться впечатлениями от увиденного, рассказать об экологической, экономической, социальной ситуации в стране/регионе/районе. Обратите внимание, что текст должен демонстрировать художественную завершённость, содержательную значимость».
Описанные примеры заданий ориентированы на активацию у обучающихся творческого мышления, навыков анализа готовых медиатекстов и написания собственных.
Разработка, создание и реализация творческого проекта и кейс-задач подразумевает практические занятия студентов на протяжении одного семестра, реализуемые как на основе ресурсов Медиацентра, так и в процессе самостоятельной работы. Они способствуют максимальному погружению в профессию на начальном этапе обучения и предполагают готовность студентов к дальнейшей профессиональной деятельности. Обучающиеся получают начальные навыки работы с источниками информации, поиска нужного информационного материала для сюжета, подготовки текстов, фото- и видеоматериалов (в соответствии с выбранным профилем), а также первоначальные навыки звукорежиссуры и монтажа контента для аудиовизуальных СМИ. Таким образом, каждый студент, выполняя ряд практических заданий, получает возможность попробовать себя не только в роли корреспондента и ведущего телепрограммы, но также монтажера и редактора, что полностью исключает пассивность обучающихся во время освоения дисциплины.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Преподавание дисциплины «Основы журналистской деятельности» в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского опирается на традиционные формы обучения - практические занятия и семинары. Учитывая проблематику отдельных изучаемых тематических разделов, отмеченных во введении, важно учитывать новые реалии, связанные с влиянием информационных технологий на медиапространство. Эта тенденция требует регулярного обновления как тематического содержания разделов курса, так и семинарских занятий (например, приходится регулярно обновлять кейс-задания, приводить актуальные, свежие примеры из журналистской практики).
Необходимость включения в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» прикладных дисциплин, таких как «Основы журналистской деятельности» и «Выпуск учебных СМИ», продиктована требованиями образовательного и профессионального
стандартов. Наличие знаний, умений и навыков в области профессиональной журналистской деятельности, речевой и информационной культуры определяются и общемировыми тенденциями, пониманием социальной миссии журналистики в современном информационном пространстве России.
Список литературы
1. Бережная М. А. Преподавание журналистики: кадры решают все // Век информации. Медиа в современном мире - Петербургские чтения: матер. 54-го междунар. Форума (22-24 апреля 2015 г.) / отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПБ.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. № 3 (34). С. 85-87.
2. Жуковская Л. И., Новикова Т. Е., Асланова С. В. Основы журналистской деятельности. Практикум. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. 57 с.
3. Ильченко С. Н. Основы журналистской деятельности: Учебник и практикум. Москва: Изд-во Юрайт, 2019. 311 с.
4. Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 240 с.
5. Лазутина Г. В. Основы журналистской деятельности. Учебник и практикум. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 212 с.
6. Нико Дрок, Лукина М. М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестник Московского Университета. Сер. 10. Журналистика, 2019. № 5. С. 3-24.
7. Основы журналистской деятельности: учебное пособие для вузов / А. В. Колесниченко. 2-е изд. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 341 с.
8. Распопова С. С. Достичь компетентности, чтобы формировать компетенции (два ракурса компетентностного подхода) // Современное журналистское образование: компетентностный подход / под. ред. Г. В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2011. С. 13-19.
9. Тулупов В. В. Уроки журналистики. Учебное пособие. Москва: Изд-во юрайт, 2019. 105 с.
10. Федоров А. В., Новикова А. А. Ключевые теории медиаобразования // Преподаем журналистику: взгляды и опыт / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. С.51-84.
"FUNDAMENTALS OF JOURNALISM": EXPERIENCE OF TEACHING THE DISCIPLINE AT THE DEPARTMENT OF PHILOLOGY AND JOURNALISM OF THE LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY
Novikova T. E., Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, tatyananovikova@yandex.ru
The article deals with certain issues related to the methodology of teaching the discipline "Fundamentals ofjournalism" for bachelors studying in the field of Journalism. We used a comparative typological method aimed at identifying approaches to the methodology of teaching journalistic disciplines within the competence approach. The article describes the experience of teaching this discipline at the Institute ofPhilology and journalism of the Lobachevsky state University. The research material is a set of case tasks within the framework of the profile discipline "Fundamentals ofjournalism": collective and (or) individual project, creative tasks, seminars. In the process of their development, creation and implementation, students master the initial skills of working with information sources, searching for the necessary information material for the story, preparing texts, photos and videos (in accordance with the chosen profile), as well as initial skills of sound engineering and editing content for audiovisual media. The author emphasizes the importance ofstudents performing practical tasks in the course as a factor that forms the professional competence of future journalists and specialists in the field ofmass communications.
Keywords: journalistic education, professional activity of journalist, competence approach.
References
1. Berezhnaya, M. A. (2015). Prepodavanie zhurnalistiki: kadry reshayut vse [Teaching of journalism: cadres decide everything]. Vek informacii. Media v sovremennom mire - Peterburgskie chteniya [Information age. Media in the modern world - St. Petersburg readings]. 3 (34), pp. 85-87. (in Russ).
2. Zhukovskaya, L. I., Novikova, T. E. & Aslanova, S. V. (2018). Osnovy zhurnalistskoj deyatel'nosti. Praktikum. [Fundamentals of journalism. Practicum]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University, 57 p. (in Russ.).
3. Il'chenko, S. N. (2019). Osnovy zhurnalistskoj deyatel'nosti. Uchebnik i praktikum. [Fundamentals of journalistic activity. Textbook and practice]. Moscow, Yurayt Publishing House, 311 p. (in Russ.).
4. Korkonosenko, S. G. (2004). Prepodaem zhurnalistiku. Professional'noe i massovoe mediaobrazovanie: Uchebnoe posobie [Teaching journalism. The professional and popular media education: a Training manual]. Saint Petersburg, Mikhailov V. A. publishing house, 240 p. (in Russ.).
5. Lazutina, G. V. (2019). Osnovy zhurnalistskoj deyatel 'nosti. Uchebnik i praktikum. [Fundamentals of journalistic activity. Textbook and practice]. Moscow, Yurayt Publishing House, 212 p. (in Russ.).
6. Drok, N. & Lukina, M. M. (2019). Professional'nye kompetencii nachinayushchih zhurnalistov: kakimi ih vidyat v budushchem rossijskie i evropejskie prepodavateli [Professional competencies of novice journalists: what Russian and European teachers see in the future]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya ZHurnalistika [Bulletin of the Moscow University. Journalism Series]. 5, pp. 3-24. (in Russ.).
7. Kolesnichenko, A. V. (2018). Osnovy zhurnalistskoj deyatel'nosti: ucheb. posobie dlya vuzov [Fundamentals of journalistic activity: textbook for higher education institutions]. Moscow, Yurayt Publishing House, 341 p. (in Russ.).
8. Raspopova, S. S. (2011). Dostich' kompetentnosti, chtoby formirovat' kompetencii (dva rakursa kompetentnostnogo podhoda) [Achieve competence to form competence (two perspectives of the competence approach)]. Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: kompetentnostnyjpodhod [Modern journalistic education: a competence-based approach], pp. 13-19. (in Russ.).
9. Tulupov, V. V. (2019). Uroki zhurnalistiki. Uchebnoe posobie. [the Lessons of journalism. Textbook]. Moscow, Yurayt Publishing House, 105 p. (in Russ.).
10. Fedorov, A. V. & Novikova, A. A. (2006), Klyuchevye teorii mediaobrazovaniya [Key theories of media education]. Prepodaem zhurnalistiku: vzglyady i opyt [Teaching journalism: views and experience], pp. 51-84 (in Russ.).
Новикова Татьяна Евгеньевна - кандидат философских наук; доцент кафедры журналистики Института филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.
tatyananovikova@yandex.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Новикова Т. Е. «Основы журналистской деятельности»: опыт преподавания дисциплины в институте филологии и журналистики ННГУ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 7-11. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10301.
Novikova T. E. «Fundamentals of journalism»: experience of teaching the discipline at the departament of philology and journalism of the Lobachevsky State University // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 3 (37), pp. 7-11. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10301.