YAK 378.14.015.62 ББК 74.489.026
H.C. АВДОНИНА
N.S. AVDONINA
ОРГАНИЗАиИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗА0ИИ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZING THE PROFESSIONAL WORKSHOP CLASSES WITH JOURNALISM STUDENTS
В статье рассматриваются особенности организационно-педагогических условий организации дисциплин «Введение в мировую журналистику» (1 курс) и «История зарубежной журналистики: XX век» (2 курс) по типу творческих мастерских. Основным предметом статьи выступает творческая мастерская как современная педагогическая технология. Цель работы - на теоретическом материале определить ключевые особенности творческой мастерской и на эмпирическом материале раскрыть содержательный, организующий и профессионально-прикладной аспекты реализации технологии на конкретных дисциплинах. Основным методом проведения работы является теоретический анализ источников и педагогическое наблюдение с последующим обобщением результатов работы. Основной вывод, к которому приходит автор статьи, заключается в эффективности организации творческой мастерской на занятиях дисциплины сугубо исторического профиля. Можно выделить несколько положительных аспектов реализации данной технологии: предлагая творческие задачи, возможно решить проблему излишнего теоретизирования профессионального журналистского образования; технология творческой мастерской позволяет решить проблему мотивации студентов, поскольку они заинтересованы в успехе собственной работы, которая будет опубликована в интернете и может занять место в профессиональном портфолио; работая над сложным проектом, студенты быстрее оценивают свои склонности и способности к определенному виду деятельности и таким образом возможно преодолеть идеализирование образа «Я-профессионала»; технология творческой мастерской позволяет выстроить образовательный процесс по схеме от практики к теории, где студентам для создания качественного продукта приходится от практических задач переходить к задачам учебным; технология творческой мастерской раскрепощает обучающихся, способствует их дальнейшему совершенствованию в профессии. Практический смысл статьи заключается в возможности адаптации авторских наработок к другим профессиональным дисциплинам.
The peculiarities of the organization of disciplines «Introduction to World Journalism» (1 year course) and «History of Foreign Journalism: XX Century» (2 year course) as a type of creative workshops are considered in the article. The main subject of the article is the creative workshop as the modern pedagogical technology. The aim of the work is based on theoretical material to determine the key features of the technology and to disclose the contents, organizing and professional-applied aspects of the technology implementation on specific empirical material. The main method of the work is theoretical analysis of sources and pedagogical observation with subsequent results generalization. The main conclusion to which the author comes to is the effectiveness of the creative workshop technology applied to the historical disciplines. One can single out several positive aspects of the technology implementation: by offering creative tasks, it is possible to solve the problem of excessive theorizing of professional journalism education; the technology of the creative workshop allows solving the problem of motivation of students, as they are interested in the success of their own work, which will be published on the Internet and can take place in a professional portfolio; working on a complex project, students quickly assess their inclinations and abilities for a particular type of activity and thus it is possible to overcome the idealization of the image of the «I-professional»; the technology of the creative workshop allows one to build an educational process according to the scheme from practice to theory, where students have to pass from the practical tasks to the knowledge gaining tasks to create a high-quality product; the technology of the creative workshop empowers the students, contributes to their further improvement in the profession. The practical meaning of the article is the ability to adapt the author's developments to other professional disciplines.
Ключевые слова: журналистика, профессиональной журналистское образование, творческая мастерская, зарубежная журналистика.
Key words: journalism, professional journalism education, creative workshop, foreign journalism.
Профессиональное образование журналистов становится объектом исследования во многих аспектах: развития педагогической теории [7-9, 14, 15], историографии [2, 5-6, 11], практической реализации [1, 3, 20-21] и др. Отдельно анализируются формы, методы и средства образовательной деятельности, что связано с тенденциями следовать вновь принятому федеральному государственному образовательному стандарту. В новом ФГОС 3+ + уровня бакалавриата предлагается семь общепрофессиональных компетенций выпускника журналистской специальности: продукт профессиональной деятельности, общество и государство, культура, аудитория, медиа-коммуникационная система, технологии и эффекты. Несмотря на довольно пространные названия, перечисленные компетенции охватывают основные сферы профессиональной журналисткой деятельности, а именно: работа над созданием медиатекстов и медиапродуктов на русском и иностранном языках в различных знаковых системах, понимание и умение использовать тенденции развития общественно-политической и иной сферы жизни общества, ориентация в отечественной и мировой культуре, умение работать с аудиторией и предполагать последствия своей деятельности, работа с пониманием политических, экономических, правовых и этических норм, умение использовать современные информационно-коммуникационные средства и технологии. Если обобщить названные компетенции, то перед нами встает журналист, обладающий умениями не только сугубо профессиональными в одной конкретной области, например, печатной или телевизионной журналистики, но специалист универсальных трудовых функций, имеющий широкий кругозор и культурный запас.
Данные требования ФГОС 3++ соответствуют новой парадигме образования, а именно личностно-деятельностной, в основе которой лежит ком-петентностный подход. Современный специалист должен быть не пассивным потребителем информации и знаний, но активной личностью, производящей информацию и знания, нацеленной на саморазвитие и самосовершенствование в профессии и жизни. Чтобы достичь такого глобального результата, особые требования предъявляются к образовательной среде университета и преподавателю высшей школы. Чтобы способствовать развитию в студентах определенных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, педагог сам должен ими обладать и постоянно совершенствоваться не только в преподаваемой дисциплине, но и в профессии преподавателя, осваивая инновационные образовательные технологии, одной из которых является технология творческой или профессиональной мастерской.
Для журналистского образования данная технология не является исключительно новой, но и сказать, что она имеет хорошо проработанную и экспериментально проверенную основу, тоже нельзя. В настоящей статье мы рассмотрим особенности организации занятий на дисциплинах «Введение в мировую журналистику» (1 курс) и «История зарубежной журналистики» (2 курс) в форме творческой мастерской. Практическую значимость представляет сам выбор дисциплины как площадки мастерской, поскольку обычно данная технология успешно применяется на практико-ориентированных курсах, как например, «Новостная журналистика» или «Основы творческой деятельности журналиста». Сугубо исторические дисциплины всегда характеризовались недостатком практики и избытком теоретизирования и пересказа событий прошлого, именно поэтому автором была предпринята попытка изменить отношение к истории журналистики как профессионально малоэффективной дисциплине.
Как отмечает Г.К. Селевко, технология творческой мастерской или студии была предложена французскими преподавателями из «Французской группы нового воспитания». Основная цель этого нового воспитания - развитие свободно и критически мыслящей личности [8, с. 289]. Как отмечает Селевко, «мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» [19, с. 172]. Мастерская как педагогическая технология отличается несколькими особенностями: во-первых, это особая творческая атмосфера; во-вторых, это нацеленность на профессиональное и личностное развитие обучающегося и преподавателя; в-третьих, это мотивирующий эффект образовательной деятельности, который достигается активным вовлечением студентов в познавательный и деятельностный процесс; в-четвертых, это сотрудничество с преподавателем, поскольку в рамках мастерской отношения выстраиваются не с точки зрения «дающий информацию - получающий информацию», а в контексте соработничества, совместной деятельности профессионально-творческого, исследовательского, познавательного и иного характера. Если говорить утрировано, то между преподавателем и студентом выстраиваются отношения мастера и подмастерья. Об этом же пишет Е.С. Дорощук: «Она [Творческая мастерская. - Н.А.] представляет собой комплексную интегратив-ную систему обучения творческому мастерству, в которой организация процесса обучения может быть представлена как сотворчество Педагога-Мастера и студента-журналиста, включающее упорядоченное множество операций и действий на разных уровнях (от массового до элитарного), подчиненное творческой цели саморазвития студента-журналиста, базирующееся на приобретении профессиональных умений и формировании индивидуального творческого стиля студента-журналиста в процессе профессионально-творческой деятельности в цепи: Педагог-Мастер - студент-журналист» [12, с. 115].
Мастерская представляет собой «развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни» [16]. Как отмечает Е.В. Пи-скунова, в мастерской педагог-мастер «демонстрирует образцы знания или действия» [17, с. 144]. Логично предположить, что за мастером «подмастерья» повторяют, учатся работать по шаблону, и закономерным результатом такой совместной деятельности должно стать развитие у студентов умения работать самостоятельно, создавая оригинальный творческий медиапродукт. Конечно, не следует ждать от всех обучающихся развитого творческого мышления и находить нестандартный выход из ситуаций повышенной сложности и неопределенности, но определенная часть обучающихся эти навыки получит. Для этого необходимо соблюсти несколько обязательных принципов, которые Т.Н. Владимирова назвала признаками медиаобразовательной мастерской: «...максимальная включенность студентов, их активная позиция, постоянное взаимодействие с другими членами студенческой редакции и мастером, творческая реализация, свобода выбора содержания, способов, техник и форм журналистской деятельности» [9, с. 168].
А.П. Панфилова отмечает следующие признаки творческой мастерской:
- максимальную включенность и активную позицию участников;
- диалогическое и полилогическое (дискуссионное) взаимодействие;
- некоторую неопределенность и возможность для импровизациив заданиях;
- низкую степень регламентации действий участников;
- свободу выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности;
- столкновение интересов, конфликт или наличие интриги, парадоксальности предлагаемых заданий;
- психологическую поддержку участников и атмосферу открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия [16].
Скорее перечисленные признаки можно отнести к условиям реализации творческой мастерской. Мы добавим к ним следующие:
- равноправие, то есть и педагог, и студенты выступают равноправными коллегами с сохранением субординации. Как отмечает А.П. Панфилова, отношения участников мастерской носят взаиморазвивающий характер [16];
- наличие современного рабочего места и способствующей творческой самореализации рабочей атмосферы;
- стабильность и системность работы;
- ориентация на совместный успех;
- демократический стиль общения;
- ситуация свободного выбора и свободного проявления инициативы и самостоятельности, что предполагает импровизированный характер работы;
- внешняя и внутренняя оценка работы.
Можно добавить и другие организационные и педагогические условия, но мы считаем перечисленные наиболее актуальными для организации творческой мастерской в работе со студентами-журналистами. Технология мастерской является своего рода «профессиональной пробой» [18] своих знаний и умений студентами. При саморефлексии они могут отметить свои слабые и сильные стороны как будущих профессионалов, так же важно получить индивидуальную оценку от преподавателя по критериям, которые соответствуют компетенциям.
В мастерской, несмотря на определенную долю свободы и импровизации, педагогом должен быть продуман алгоритм действий. В противном случае свободная атмосфера творчества обернется хаосом и беспорядком. Преподавателю совсем необязательно посвящать студентов в технологический процесс мастерской, достаточно самому представлять исходную точку, конечный результат и пути достижения последнего. Как справедливо отмечает Г.К. Селевко, преобладающими методами организации и реализации мастерской будут проблемно-поисковые и диалогические.
Селевко выделяет семь этапов в алгоритме организации мастерской: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия [19]. Индукция - это задание, с которого начинается групповая или индивидуальная, но в любом случае совместная с преподавателем работа. На этапе самоконструкции обучающиеся работают индивидуально, пытаясь найти свой вариант решения проблемы. На этапе социо-конструкции обучающиеся объединяются в группы, и происходит процесс социализации. На этапе афиширования совместные работы обучающихся предлагаются для всеобщего ознакомления и обсуждения. Это один из наиболее важных для будущих журналистов этапов, когда необходимо получить обратную связь и научиться адекватно на нее реагировать. Следующий этап -разрыв - предполагает определенного рода диссонанс между имеющимися и приобретенными знанием и умениями. С одной стороны, студенты могли иметь идеализированный образ себя как будущих профессионалов, но с другой стороны, поучаствовав в процессе создания медиапродукта, они могли увидеть разрыв между идеалом и реальностью. И здесь важен следующий этап - рефлексия, когда необходимо осознать и принять свои сильные и слабые стороны, принять себя как начинающего профессионала «здесь и сейчас» с целью дальнейшего самосовершенствования. Поэтому справедливо замечание О.В. Бобряшовой: «Мастерская - это технология, при помощи которой педагог-мастер вводит своих студентов в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой студент может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а педагог - мастер продумывает действия и материал, который позволит учащемуся проявить себя через творчество» [4].
Далее в обобщенном виде будет представлена реализация технологии творческой мастерской со студентами-журналистами 1 и 2 курсов на дисциплинах «Введение в мировую журналистику» (1 курс) и «История зарубежной журналистики: XX век» (2 курс).
Содержательный аспект. В процессе освоения дисциплин студенты могли:
- прослушать лекции на темы по истории зарубежной журналистики в период с Античности до начала 2000-х годов, что дает возможность сформировать когнитивный компонент профессиональной компетентности;
- расширить знания о функционировании зарубежной журналистики в целом и соотнести с уже имеющимися знаниями;
- познакомиться с лучшими образцами зарубежной журналистики;
- развить способности к творческому, аналитическому и критическому мышлению, сформировать необходимые для активной работы в современной редакции умения.
Выбор содержания занятий в технологии творческой мастерской обусловлен педагогической целью - отработать умения и отрефлексировать собственный учебно-профессиональный опыт. Поэтому содержание лекций формируется из полезных практико-ориентированной информации, например, приводятся примеры лучших работ, выделяются и анализируются отличительные особенности этих текстов (в широком смысле), сравниваются принципы работы различных авторов. Акцент в теории ставится всегда на реальную, в контексте данной статьи журналистскую, практику, проводятся параллели между прошлым и настоящим, чтобы зафиксировать неизменные принципы работы.
Организующий аспект. Во время занятий были использованы инновационные методы, формы и средства обучения:
- интерактивные методы: мозговой штурм, диалоги, беседы, деловые игры, веб-квесты;
- эмпирические методы: моделирование, индивидуальная и групповая работа над практическим заданием с целью приобретения позитивного опыта командной работы, решения конфликтных ситуаций, приобретения профессиональных умений;
- применение средств визуальной наглядности;
- создание творческого пространства, предполагающего практическое освоение дисциплины;
- использование социальных медиа- и интернет-ресурса Google для совместной работы.
Профессионально-прикладной аспект. Здесь будет подробно описан алгоритм организации занятий по дисциплинам «Введение в мировую журналистику» и «История зарубежной журналистики: XX век» в рамках творческой мастерской. Педагогом было создано пространство для реальной практической работы. Помимо лекционных занятий были предусмотрены практические занятия, во время которых первокурсники в группах, а второкурсники индивидуально работали над мультимедийным проектом совместно с педагогом. В задачи первокурсников входило освоить элементарные умения верстки в интернете, работы с информацией и написания собственного текста. Студентам предлагалось выбрать одного журналиста и создать текст в любом жанре либо о личности журналиста, либо о его произведении. В задачи второкурсников входило выбрать одного зарубежного журналиста и создать оригинальный мультимедийный проект на тему «Один день из жизни репортера». В данном случае студенты работали с использованием метода ретроспекции - им предстояло за определенный короткий период воссоздать жизнь конкретного журналиста и описать это событие или череду событий в оригинальной творческой манере. Задача преподавателя и в том, и в другом случае состояла в совместной работе со студентами. Особенность организации практических занятий по такому принципу заключалась в возмож-
ности студентов на практике осваивать новые знания и приобретать новые умения по дизайну и верстке интернет-страниц, обработке и написанию текстов для интернета. Педагог в данном случае находился в роли тренера, старшего коллеги, координировавшего совместную и индивидуальную работу.
Семь этапов, обозначенных Селевко, были реализованы. Вначале студентам было дано задание самостоятельно выбрать журналиста и определить тему будущего материала, которая совместно с педагогом была скорректирована. Затем студенты самостоятельно думали над возможным воплощением темы, после чего были объединены в группы (на первом курсе). На втором курсе студенты продолжили работать индивидуально. Процесс социализации заключался в общении друг с другом, с педагогом, с экспертами по теме, с погружением в профессиональную работу, приобщением к профессиональным ценностям и нормам. На этапе афиширования все тексты были представлены аудитории и опубликованы в интернете. Чтобы зафиксировать этап разрыва, педагогом был подготовлен опрос, где студентам предлагалось оценить свою работу в команде и индивидуально, а также оценить работу самого преподавателя. Также педагогом была дана индивидуальная оценка студенческим текстам,отмечены недостатки и преимущества, сильные и слабые стороны работы. На этапе рефлексии студенты могли поделиться собственными размышлениями об участии в проекте.
Таким образом, можно отметить несколько положительных аспектов реализации творческой мастерской на дисциплинах сугубо исторического профиля:
1) предлагая творческие задачи, возможно решить проблему излишнего теоретизирования профессионального журналистского образования;
2) технология творческой мастерской позволяет решить проблему мотивации студентов, поскольку они заинтересованы в успехе собственной работы, которая будет опубликована в интернете и может занять место в профессиональном портфолио;
3) работая над сложным проектом, студенты быстрее оценивают свои склонности и способности к определенному виду деятельности и таким образом возможно преодолеть идеализирование образа «Я-профессионала»;
4) технология творческой мастерской позволяет выстроить образовательный процесс по схеме от практики к теории, где студентам для создания качественного продукта приходится от практических задач самостоятельно переходить к задачам учебным;
5) технология творческой мастерской раскрепощает обучающихся, способствует их дальнейшему совершенствованию в профессии.
Литература
1. Агеенко, Н.В. Подготовка студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Агеенко. - Самара, 2007. - 190 с.
2. Алексеева, М.И. Университетское журналистское образование в России [Текст] / М.И. Алексеева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. -2006. - № 4. - С. 9-35.
3. Арбатская, Е.О. Модернизация журналистского образования: как сократить разрыв между теорией и практикой [Текст] / Е.О. Арбатская // Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса : материалы Междунар. науч.-метод. конф. - Тюмень, 2007. - С. 360-364.
4. Бобряшова, О.В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров [Текст] / О.В. Бо-бряшова // Вестник ОГУ. - 2011. - № 11 (130). - С. 169-175.
5. Виниченко, В.М. Журналистское образование в США: от журналистики к массовым коммуникациям [Текст] / В.М. Виниченко // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2010. - № 1. - С. 100-112.
6. Виниченко, В.М. Журналистское образование в США: путь от ремесла к профессии [Текст] / В.М. Винниченко // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2009. - № б. - С. 89-101.
7. Винокуров, М.А. Воспитательная работа и формы организации внеучеб-ной деятельности на факультете журналистики [Текст] / М.А. Винокуров, И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 1. -С. 105-112.
В. Владимирова, Т.Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России [Текст] : дис. ... на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук / Т.Н. Владимирова. - М., 2015. - 481 с.
9. Владимирова, Т.Н. Технология «Мастерские» как форма организации ме-диаобразовательной деятельности факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова [Текст] / Т.Н. Владимирова // Медиаобразование-2013 : сб. трудов Междунар. форума конф. «Медиаобразование-2013». - М., 31 окт. -2 нояб. 2013 г. - М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - С. 1б4-174.
10. Галышева, А.С. Педагогические мастерские как технология реализации концепции развивающего обучения [Текст] / А.С. Галышева, Г.Д. Кириллова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 4. - С. 12-19.
11. Гутнов, Д.А. Из истории журналистского образования в России: институт красных журналистов и его ближайшие преемники (1919-193В) [Текст] / Д.А. Гутнов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2014. - № б. -С. 103-114.
12. Дорощук, E^. Педагогические технологии системно-целевой индивидуализации профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студентов-журналистов [Текст] / E^. Дорощук // Ученые записки Казанского гос. ун-та. Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 149. - Кн. 1. - С. 110-122.
13. Жилякова, Н.В. Новые методики в преподавании истории журналистики [Текст] / Н.В. Жилякова // Знак: проблемное поле медиаобразования. -
2011. - № 2 (В). - С. б-13.
14. Корконосенко, С.Г. Журналистское образование: потребность в педагогической концептуализации [Текст] / С.Г. Корконосенко // Междунар. журнал экспериментального образования. - 2013. - № 1. - С. 38-41.
15. Мансуров, А.В. Медиатренды современной профессионализации журналистов [Текст] / А.В. Мансуров // Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Интернет-журналистика» // Медиаисследования. - 2017. - № 1. -С. б4-73.
16. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст] / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2012. - 192 с.
17. Пискунова, E^. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя [Текст] : монография / E^. Пискунова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 324 с.
1В. Пряжников, Н.С. Психология труда [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 4В0 с.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 25б с.
20. Шестёркина, Л.П. Педагогическое управление журналистским образованием в вузе [Текст] : монография / Л.П. Шестеркина. - Челябинск : РEКПОЛ,
2012. - 9б с.
21. Шестеркина, Л.П. Формирование инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ (гуманитарный и технологический аспекты) [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / Л.П. Шестеркина. - М., 2011. - 530 с.
References
1. Ageenko N.V Podgotovka studentov - budushchikh zhurnalistov k soblyudeniyu norm professionalnoy etiki. Dis. kand. ped. nauk [Preparing students - future journalists to observe the standards of professional ethics. Ph.D. (Education) Thesis]. Samara, 2007. 190 p.
2. Alekseeva M.I. University Journalistic Education in Russia. Vestnik Moskov-skogo universiteta. Ser. 10, Zhurnalistika [Herald of Moscow University], 200б, N 4, pp. 9-35 (in Russian).
3. Arbatskaya Ye.O. Modernization of journalistic education: as a breakthrough between theory and practice. Formirovanie innovatsionnogo potentsiala vuzov v usloviyakh Bolonskogo protsessa: Materialy Mezhdunarodnoy nauch.-metod. konf. [Formation of innovation potential of universities in the conditions of the Bologna process: Materials International scientific-method. Conf], Tyumen, 2007, pp. 360-364 (in Russian).
4. Bobryashova O.V Master class and creative workshop as pedagogical technologies of active training of future designers. Vestnik OGU [Herald of OGU], 2011, N 11 (130), pp. 169-175 (in Russian).
5. Vinichenko V.M. Journalism Education in the USA: From Journalism to Mass Communication. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10, Zhurnalistika [Herald of Moscow University. Branch 10: Journalism], 2010, N 1, pp. 100-112 (in Russian).
6. Vinichenko VM. Journalistic Education in the USA: The Way from Craft to Profession. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10, Zhurnalistika [Herald of Moscow University. Branch 10: Journalism], 2009, N 6, pp. 89-101 (in Russian).
7. Vinokurov M.A., Demina I.N. Extra-curricular work and forms of organization of extracurricular activities at the Faculty of Journalism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Issues of theory and practice of journalism], 2014, N 1, pp. 105-112 (in Russian).
8. Vladimirova T.N. Didakticheskaya kontseptsiya professionalnoy podgotov-ki zhurnalistov v vysshey shkole Rossii [The didactic concept of professional training of journalists in the higher school of Russia. Ph.D. (Pedagogy) Thesis]. Moscow, 2015. 481 p.
9. Vladimirova T.N. Technology «Workshops» as a form of organization of media education activities of the Faculty of Journalism of Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhova. Mediaobrazovanie-2013: Sb. trudov Mezhdunar. forumakonf. «Mediaobrazovanie-2013» [Media Education 2013: Sat. works of the Intern. forum of conf. «Media Education-2013»]. Moscow, 31 okt. - 2 noyab. 2013. Moscow: RITS MGGU named after M.A. Sholokhova, 2013. pp. 164-174 (in Russian).
10. Galysheva A.S., Kirillova G.D. Pedagogical workshops as a technology for realizing the education of developmental learning. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Herald of LGU named after A.S. Pushkin], 2014, N 4, pp. 12-19 (in Russian).
11. Gutnov D.A. From the history of journalistic education in Russia: the Institute of Red Journalists and its immediate successors (1919-1938). Vestnik Moskovsk-ogo universiteta. Ser. 10, Zhurnalistika [Herald of Moscow University. Branch 10: Journalism], 2014, N 6, pp. 103-114 (in Russian).
12. Doroshchuk Ye.S. Pedagogical technologies of system-target individualization of professional training and self-development of culture of creativity of students-journalists. Uchenye zapiski Kazanskogo gos. universiteta. Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Kazan state University. Humanities], 2007, issue 149, book 1, pp. 110-122 (in Russian).
13. Zhilyakova N.V New Methods in Teaching the History of Journalism. Znak: prob-lemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: The Problem Field of Media Education],
2011, N 2 (8), pp. 6-13 (in Russian).
14. Korkonosenko S.G. Journalistic Education: The Need for Pedagogical Conceptualization. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2013, N 1, pp. 38-41 (in Russian).
15. Mansurov A.V Media trends of modern specialization of journalists. Actual issues of teaching the discipline «Internet journalism». Mediaissledovaniya [Media studies], 2017, N 1, pp. 64-73 (in Russian).
16. Panfilova A.P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical technologies: Active learning]. Moscow: Akademiya,
2012. 192 p.
17. Piskunova Ye.V. Sotsiokulturnaya obuslovlennost izmeneniy professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti uchitelya [Socio-cultural conditionality of changes in the teacher's professional-pedagogical activity]. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2005. 324 p.
18. Pryazhnikov N.S. Psikhologiya truda [Psychology of Labor]. Moscow: Izdatelskiytsentr «Akademiya», 2009. 480 p.
19. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii [Modern educational technologies]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.
20. Shesterkina L.P. Pedagogicheskoe upravlenie zhurnalistskim obrazovaniem v vuze: monografiya [Pedagogical management of journalistic education in the university: monograph]. Chelyabinsk: RYeKPOL, 2012. 96 p.
21. Shesterkina L.P. Formirovanie innovatsionnoy modeli podgotovki zhurnalistov v kontekste stanovleniya konvergentnykh SMI (gumanitarnyyi tekhnologiches-kiyaspekty) [Formation of an innovative model of training journalists in the context of the formation of convergent media (humanitarian and technological aspects). Ph.D. (Philology) Thesis]. Moscow, 2011. 530 p.