УДК 37.01
DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10305 Н Н Кознова
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ
Статья посвящена обобщению опыта подготовки и реализации литературного проекта в группах студентов бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» СПбГУПТД ВШПМ в рамках дисциплины «История отечественной литературы». Проведен анализ этапов подготовки студенческого проекта «Литературные адреса Петербурга: XX век». Рассмотрена и объяснена актуализация педагогической технологии, примененной в процессе работы со студентами над данным проектом.
Ключевые слова: проект, обучение журналистов, этапы подготовки, история, литература, педагогика, технологии.
Сегодня перед учеными высшей школы и журналистским сообществом стоит принципиально новая для российского образования задача - создание современной системы педагогической поддержки студентов-журналистов. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы нацеливает педагогов на обеспечение высокого качества отечественного образования, соответствующего меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики [4]. В основе данной программы - опора на образовательные стандарты, которые формируют новые требования к процессу и результатам обучения. Отличительной особенностью новых стандартов является направленность на формирование умения применять знания на практике. Для этого следует пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и те условия, которые способны максимально обеспечить продвижение студентов в профессиональном развитии.
История отечественной литературы - одна из базовых дисциплин в учебном плане подготовки будущих журналистов. В ее задачи входит формирование необходимых компетенций обучающихся в области русской литературы; развитие понимания общелитературных закономерностей и внимания к творческой индивидуальности автора; обучение анализу художественных текстов разных родов, видов и жанров. Отдельно стоит отметить такие важные аспекты в преподавании вышеназванной дисциплины, как расширение общекультурного и профессионального багажа журналиста, формирование общепрофессиональных навыков.
Разумеется, всему этому можно учить на любых видах занятий: лекциях, практикумах, семинарах, в ходе выполнения курсовых работ, подготовки докладов и рефератов по предмету и т. п. Однако многие из перечисленных выше задач можно решать комплексно - в процессе подготовки и выполнения группового проекта. Технология проектного обучения, на наш взгляд, особенно актуальна и востребована в современных вузах. И все же признаем, что сегодня опыт работы над проектами оказывается изученным в большей степени в технических направлениях, на экономических и технологических факультетах, чем на гуманитарных. Так, в учебном пособии «Проектное обучение. Практики внедрения» под редакцией Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова, созданном коллективом авторов из разных вузов страны [6], представлены результаты внедрения технологии проектов в НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), Московском политехническом университете, Нижнетагильском технологическом институте УрФУ, Институте компьютерных технологий и информационной безопасности Южного Федерального университета, Всероссийской школе «Технологии+Бизнес» Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. О проектной деятельности Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в вышеназванном пособии также рассказано на примере работы направлений, связанных с инженерией.
Подчеркнем, что технология проектов не менее важна и для гуманитариев, в том числе и для подготовки будущих журналистов, так как именно такой вид обучения активно приближает студентов к будущей профессиональной деятельности. Согласимся с коллегами из Томского университета, что «проектная организация учебного процесса приводит к более четкому осознанию студентами собственной роли в постановке и решении задач, повышению самостоятельности и ответственности за результаты выполнения проекта» [2]. Добавим, что в ходе работы над проектом студент оказывается в ситуации активного участника коллективной профессиональной деятельности.
В основе данной технологии лежат идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859— 1952) об организации учебного процесса, связанного с решением практических задач. В России идеи проектного обучения также имеют давние традиции, они появились в 1905 году, почти одновременно с разработкой американских педагогов. Руководителем этого направления стал русский педагог С. Т. Шацкий, создавший в свое время целую научную школу. В советскую эпоху эту технологию пытались активно вводить в практику преподавания, но работа велась недостаточно последовательно и продуктивно. Сейчас внимание к данной технологии в педагогической среде заметно возросло. Проектные технологии современные исследователи (П. П. Блонский, Б. В. Игнатьева, Н. Н. Иорданский, П. Ф. Каптерева, Н. В. Матящ, П. Р. Полякова, В. В. Рубцова и др.) относят к технологиям ХХ1 века, предусматривающим умение обучающихся адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Целью проектного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта обучаемых и их представлений о мире. Размышляя о проблеме подготовки журналистских кадров в вузах и проведя соответствующее исследование результатов обучения, преподаватель Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского И. Е. Вагнер отмечает в качестве одной из главных причин недовольства современных работодателей молодыми специалистами -«оторванность образовательного процесса от реальной трудовой деятельности» [3. С. 433]. Тогда как именно метод проектов, как справедливо утверждает В. С. Зайцев, - это «педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение» [5. С. 198]. Особенно ценно в проектной технологии то, что каждый участник получает возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее, сотрудничая с другими участниками, получая новые знания.
Однако, обращаясь к технологии проектирования, педагогу необходимо создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения, работая в различных группах; у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа проделанной работы, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память. Все, перечисленные выше, умения и навыки чрезвычайно важны для будущего журналиста, являются необходимыми составляющими его профессионального портрета в условиях конвергентности современной журналистики.
Учитывая первостепенную важность проектной технологии в процессе подготовки будущих журналистов, нами была предпринята попытка осуществить подготовку и реализацию проекта «ЛитературныеадресаПетербурга:ХХвек»врамкахучебнойдисциплины«Историяотечественной литературы». Актуальность выбранной темы объясняется несколькими составляющими. Во-первых, Санкт-Петербург - город с богатой историко-культурной и литературной традицией. Историю литературы здесь можно изучать не по книгам, а реально, находясь на улицах города, набережных, площадях, в садах и парках, театрах, библиотеках, музеях, пригородных усадьбах и т. п. Именно здесь, как известно, широкой поступью прошел «Золотой век» литературы, сформировался и расцвел век «Серебряный», его сменила словесность новой Советской эпохи и сейчас продолжает развиваться литература, родившаяся на постсоветском пространстве.
Во-вторых, «История русской литературы XX века», по принятому в ВУЗе (СПбГУПТД ВШПМ) учебному плану изучается студентами направления «Журналистика» на 3 курсе, параллельно с дисциплиной «Теория и практика СМИ: телевидение». К моменту начала работы над проектом студенты уже обучены самостоятельно находить нужную информацию,
создавать публицистические тексты разных жанров, работать с камерой, монтировать материал, находиться в кадре и за кадром, проводить интервью, готовить репортажи и т. д. Разумеется, все эти умения и навыки у студентов еще не доведены до автоматизма и не усвоены до такой степени, чтобы работать высокопрофессионально, но в процессе осуществления проекта многие из них продолжают отрабатываться до нужного уровня.
В-третьих, наша кафедра журналистики и медиатехнологий СМИ располагает современным Учебным медиацентром, на базе которого стало возможным осуществление предпринятого проекта. Преподаватели и сотрудники медиацентра всегда могут оказать консультативную помощь студентам, выполняющим задания в рамках проекта.
Целью проекта было создать видеоматериал (видеоролики на 5-7 минут) о местах в городе Санкт-Петербург (Ленинград), связанных с жизнью выдающихся мастеров слова XX века. Перед студентами стояла задача не только задействовать уже знакомый учебный материал, содержащий биографические сведения о писателях, живших в Петербурге в то время, но и включить новые, малоизвестные данные о жизни творчестве того или иного художника слова, его связях с городом, интересными людьми города и т. п. Увлекательно рассказать об этом месте, прокомментировать увиденное, включив, если это необходимо интервью, репортаж, художественное чтение, музыку и т. п. Максимально «оживить» выбранный литературный адрес, сделать его интересным и доступным для широкой аудитории.
Стоит отметить, что предпринятый нами проект носит творческий, комплексный, межпредметный характер. По времени это - долгосрочный проект, рассчитанный на целый семестр, в рамках которого изучается данная дисциплина. Участниками проекта стали студенты двух групп 3 курса. Руководителями - преподаватели, реализующие на кафедре согласно учебному плану дисциплины «История отечественной литературы», «Теория и практика СМИ», консультантами - преподаватели дисциплины «Техника и технологии СМИ», сотрудники Учебного медиацентра. В основном проект выполнялся студентами во внеучебное время, однако в ходе семинарских занятий по «Истории отечественной литературы» тщательно прорабатывался материал, связанный с теоретической подготовкой проекта, обсуждался план и сценарий видеоматериалов, велась корректировка и редактирование.
Первый этап работы над проектом был связан с выбором тем, разделением студентов на микрогруппы (по 3-4 человека), для каждой из которых была предусмотрена своя тема. Чтобы выбрать интересные и актуальные для нашего проекта петербургские адреса, преподавателем по «Истории отечественной литературы» были прочитаны лекции, посвященные творчеству писателей XX века в Петербурге (Ленинграде). Нужно отметить, что данный материал был тесно связан с запланированными рабочей программой темами по данной дисциплине и удачно дополнял их.
Далее, совместно со студентами определился ряд имен писателей, который в дальнейшем был взят в разработку для будущего проекта. В этот список вошли такие мастера слова, как А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Тэффи, О. Мандельштам, С. Маршак, К. Чуковский, Д. Хармс, Е. Шварц, И. Бродский, С. Довлатов и др. Каждая студенческая микрогруппа выбрала для работы творчество одного писателя, которое и стало основой дальнейшего сценария. После этого началась тщательная поисковая научная и краеведческая деятельность. Студентам под руководством преподавателя необходимо было собрать нужную информацию о петербургских адресах писателей, связанных с их жизнью и творчеством. Для этого студенты обратились к научной, исторической литературе, посетили городские литературные музеи, побеседовали с сотрудниками, составили необходимую библиографию, в отдельных случаях - целые топографические карты города.
Следующим этапом стало составление сценария будущего микрофильма о домах, квартирах, дворах, улицах, то есть местах, где бывал тот или иной писатель в нашем городе. Преподавателями кафедры также была оказана помощь студентам в написании сценария: прочитана лекция о сценарном мастерстве, проведены практические занятия в рамках дисциплин «История отечественной литературы», «Теория и практика СМИ». После чего каждой студенческой группой был составлен план сценария и написан сам текст. Подготовленный сценарий проверялся и утверждался руководителем проекта (преподавателем дисциплины «История отечественной литературы»), а также корректировался в ходе семинарских занятий и на консультациях во внеучебное время.
Мы вполне солидарны во мнении с коллегами из Астраханского государственного университета, практикующими проектное обучение у себя в ВУЗе, о том, что «при использовании данного метода существенно изменяются роли участников образовательного процесса: преподаватель не является экспертом, он - демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно студент исполняет роль активного участника процесса проектирования» [1. С. 86]. Как следствие, у молодых участников проекта возрастает чувство ответственности за результат работы и собственной значимости в данной деятельности. Постановочные и съемочные работы велись студентами самостоятельно, но они всегда могли получить необходимые консультации у сотрудников Учебного медиацентра и ведущих преподавателей кафедры. Особое место в ходе подготовки проекта занимали работы, связанные с монтированием отснятого материала, и здесь нужно подчеркнуть, что все необходимое оборудование и программы по монтажу также были предоставлены студентам Учебным медиацентром.
В ходе выполнения запланированных работ студенты не только получали новые знания, отрабатывали полученные ранее умения и навыки, связанные с технической стороной журналистской деятельности, но и учились работать в коллективе, коммуницировать с разными специалистами и организациями (библиотеками, музеями, работниками книжных магазинов «Лавка писателей», «Буквоед», литературным кафе «Бродячая собака» и др.), что крайне важно для будущих журналистов. Работая в команде, студенты смогли понять значимость совместной и индивидуальной деятельности, почувствовать ответственность и необходимость знаний, применяемых на практике. В отдельных случаях работа по подготовке проекта носила расследовательский характер, заставляя студентов обращаться к архивным материалам, редким документам, специальным литературным фондам. Именно здесь обнаруживалась важность умения договариваться, информировать друг друга о проделанной работе, подхватывать проектную инициативу, вступать в дискуссию, аргументировать свою точку зрения и, если это необходимо, искать компромиссы. В целом подготовка и выполнение проекта заняла от 2 до 3 месяцев.
В конце семестра студенческими группами была представлена презентация проекта с включением видеороликов на избранные ранее темы, связанные с литературными адресами Петербурга (Ленинграда) в XX веке. Презентация носила публичный характер. К ее просмотру были приглашены студенты других курсов, преподаватели кафедры и все, интересующиеся отечественной культурой, литературой, журналистикой. Отклик независимой аудитории, объективное оценивание их деятельности оказались особенно важными для студентов. Согласимся с утверждением педагога Г. К. Селевко, что «творческая деятельность обусловлена, в основном, двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью ее» [8. С. 27]. Оценить и прочувствовать социальную значимость предпринятого проекта помогает совместная оценка широкой аудитории: сторонних зрителей и заинтересованных лиц.
Оценивание уже готовых проектных работ осуществлялось по следующим критериям:
• структура литературного сценария;
• полнота раскрытия выбранной темы;
• донесение коллективной авторской идеи до зрителя;
• качество проведенных видеосъемок;
• озвучивание материала;
• работа автора-журналиста в кадре и за кадром;
• монтаж материала;
• правильность оформления.
Согласно выбранным критериям оценивать работу окончательно, с выставлением оценок за каждый этап работы, должны были как минимум два преподавателя: специалисты по «Истории литературы» и «Теории и практике СМИ». Общая оценка стала определяющей при сдаче студентами экзамена и дифференцированного зачета по вышеуказанным дисциплинам в последующую сессию. Выбранные формы проектной деятельности также легли в кафедральную копилку заданий для проведения промежуточного контроля.
Отдельно со студентами, участвующими в проекте, был проведен тщательный анализ проделанной работы. Отмечены наиболее успешные стороны их проектной деятельности
(как с точки зрения теоретической подготовки, так и профессиональной журналистской практики). Были выслушаны мнения каждого из участников о предпринятом проекте и этапах его реализации, а также отмечены не вполне удавшиеся моменты в ходе выполнения проекта, пожелания изменить, улучшить что-то в будущем. Итоговый этап занятий представляется нам особенно важным, так как способствует дальнейшему совершенствованию проектной деятельности в вузе и конкретно на кафедре журналистики.
Таким образом, осуществленный нами литературный проект, можно считать важным медиаобразовательным аспектом в ходе подготовки будущих журналистов к самостоятельной профессиональной деятельности. Он способствует не только усвоению необходимого комплекса теоретических знаний сразу по нескольким предметам, включенным в учебный план направления 42.03.02 «Журналистика»: «История отечественной литературы», «Отечественная история», «Культурология», «Основы журналисткой деятельности», «Теория и практика СМИ», «Стилистика жанров СМИ», «Техника и технологии СМИ», и др., - но и содействует отработке многих практических умений и навыков, обретенных в ходе изучения вышеперечисленных дисциплин. По мнению педагога-методиста Г. К. Селевко, особая значимость метода проектов заключается в возможности для обучаемого «проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности» [7. С. 97]. Более того, данный метод развивает и формирует многие психологические и духовно-нравственные качества личности будущего специалиста-журналиста, мотивирует его дальнейшее обучение в данном направлении.
Разумеется, проектная деятельность далеко не единственная форма на пути развития подходов и педагогических приемов обучения будущих журналистов, но обращение к ней, хотя бы один раз в семестр, делает преподавательскую деятельность эффективной в плане использования современных образовательных технологий, дает импульс к дальнейшему совершенствованию и интеграции педагогического мастерства.
Список литературы
1. Баева Л. В. Проектное обучение в современном вузе: опыт применения стандартов CDIO для подготовки студентов социогуманитарных направлений // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 82-89.
2. Боков Л. А., Катаев М. Ю., Поздеева А. Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11762 (дата обращения: 28.06.2019).
3. Вагнер И. Е. Проблемы подготовки кадров для современных интернет-СМИ (на примере Нижнего Новгорода) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Журналистика, 2014, № 2 (2). С. 433-435.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. URL: http://programma-obrazovaniya.blogspot.ru/ (дата обращения 28.06.2019).
5. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии : учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.
6. Проектное обучение. Практики внедрения / под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова. М.: Открытый университет Сколково, 2018. 154 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
LITERARY PROJECT AS A MEDIA EDUCATIONAL ASPECT IN THE TRAINING OF FUTURE JOURNALISTS
Koznova N. N., Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint-
Petersburg, nkoznova@mail.ru
The Article is devoted to generalization of experience in the preparation and implementation of the literary project in groups of students of bachelor in in Journalism SPbGUITD HSPMT within the discipline "History of Russian literature". The author analyzes all stages of preparation of the student project "Literary addresses of St. Petersburg: XX century". Considered and explained the actualization of the project pedagogical technology used in the process of working with students, given a brief historical background on the development of this technology and the introduction of the Russian education system. The activity of other Russian universities in this direction is studied, references to the works of scientists teachers are given. The evaluation criteria of the student project are proposed and their application is reasoned. The connection between academic disciplines in the process of implementation of student project activity is revealed. The emphasis is made on creating the necessary conditions for the implementation of project training at the University, stressed the importance of the Educational media center in the preparation of student projects, the importance of consulting assistance to students by teachers of the Department and the staff of the media center. As a result of the research and generalization of the experience of the work done, the author comes to the conclusion: the method ofprojects develops and forms many psychological, spiritual and moral qualities of the personality of the future specialist-journalist, motivates his further training of the journalistic profession.
Key words: project, education, journalism, training, history, literature, pedagogy, technology.
References
1. Baeva, L. V. (2014). Proektnoe obuchenie v sovremennom vuze: opyt primeneniya standartov CDIO dlya podgotovki studentov sotsiogumanitarnykh napravlenii [Project-based learning in the modern University: the experience of the application of the CDIO standards for the training of students of social and humanistic directions]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 1, pp. 82-89. (In Russ.).
2. Bokov, L. A., Kataev, M. Yu. & Pozdeeva, A. F. (2013). Tekhnologiya gruppovogo proektnogo obucheniya v vuze kak sostavlyayushchaya metodiki podgotovki innovatsionno-aktivnykh spetsialistov [Technology of group project training at the University as a component of the method of training of innovation-active specialists]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Ehlektronnyi nauchnyi zhurnal [Modern problems of science and education. Electronic scientific journal], 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11762. (accessed 28.06.2019). (In Russ.).
3. Vagner, I. E. (2014). Problemy podgotovki kadrov dlya sovremennykh internet-SMI (na primere Nizhnego Novgoroda) [Problems of personnel training for modern Internet media (on the example of Nizhny Novgorod)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Zhurnalistika [Bulletin ofNizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Journalism], 2 (2), pp. 433-435. (In Russ.).
4. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020], available at: http://programma-obrazovaniya.blogspot.ru/. (accessed 28.06.2019). (In Russ.).
5. Zaitsev, V. S. (2012). Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie. V 2-kh knigakh. Kniga 1 [Modern educational technology: study guide. In 2 books. Book 1]. Chelyabinsk: Chelyabinsk state pedagogical University, 411 p. (In Russ.).
6. Proektnoe obuchenie. Praktiki vnedreniya (2018). [Project-based learning. Practice of introduction]. Moscow: SKOLKOVO Open University, 154 p. (In Russ.).
7. Selevko, G. K. (1998). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnoe posobie [Modern educational technologies: study guide]. Moscow: National education, 256 p. (In Russ.).
8. Selevko, G. K. (2005). Ehntsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii. V 2 tomakh. Tom 1 [Encyclopedia of educational technologies. In 2 volumes. Volume 1]. Moscow: National education, 556 p. (In Russ.).
Кознова Наталья Николаевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. nkoznova@mail. т.