Научная статья на тему 'Проектный метод преподавания и гуманитарные дисциплины - две вещи несовместные?'

Проектный метод преподавания и гуманитарные дисциплины - две вещи несовместные? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ЛИНГВИСТИКА / ЖУРНАЛИСТИКА / ВУЗ / PROJECT-BASED METHOD / HUMANITIES / LINGUISTICS / JOURNALISM / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулежкова Светлана Григорьевна, Максимова Альбина Муратжановна

Авторы пишут о сложной ситуации, которая сложилась в высшей школе России в связи непрекращающимся её реформированием, меняющимися учебными планами и сокращением учебного времени, отводимого на изучение гуманитарных наук, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов. Но гораздо более серьёзными авторы считают проблемы, которые вызваны глобальными изменениями в жизни современного общества, переживающего эпоху технической революции. Проникновение электроники во все сферы человеческой жизни заставляет современных педагогов задуматься о новых подходах к обучению и воспитанию молодого поколения. В качестве одного из «спасительных средств» многие школьные и вузовские педагоги используют метод проектов. В статье описывается успешный опыт внедрения методики проектной деятельности в процесс подготовки журналистов и учителей русского языка и литературы в Институте гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Однако авторы утверждают, что при всех своих достоинствах этот метод не должен стать единственным в вузовском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project method of teaching and humanities. Are these two things incompatible?

The authors write about the difficult situation that has emerged in the higher school of Russia in connection with its ongoing reform, changing curricula, and reducing the time allocated to the study of humanities, which adversely affects the quality of training. But much more serious problems, in the opinion of the authors, are those caused by global changes in the life of modern society, experiencing an era of technical revolution. Penetration of electronics in all spheres of human life makes modern teachers think about new approaches to training and education of the younger generation. As one of the "saving tools", many school and university teachers use the project-based method. The paper describes the successful experience of implementing the methodology of project activities in the process of training of journalists and teachers of Russian language and literature at the Institute of Humanitarian Education at Nosov Magnitogorsk State Technical University. However, the authors argue that, despite all its advantages, this method should not be the only one in higher education.

Текст научной работы на тему «Проектный метод преподавания и гуманитарные дисциплины - две вещи несовместные?»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 378.147

С. Г. Шулежкова, А. М. Максимова

Проектный метод преподавания и гуманитарные дисциплины - две вещи несовместные?

Авторы пишут о сложной ситуации, которая сложилась в высшей школе России в связи непрекращающимся её реформированием, меняющимися учебными планами и сокращением учебного времени, отводимого на изучение гуманитарных наук, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов. Но гораздо более серьёзными авторы считают проблемы, которые вызваны глобальными изменениями в жизни современного общества, переживающего эпоху технической революции. Проникновение электроники во все сферы человеческой жизни заставляет современных педагогов задуматься о новых подходах к обучению и воспитанию молодого поколения. В качестве одного из «спасительных средств» многие школьные и вузовские педагоги используют метод проектов. В статье описывается успешный опыт внедрения методики проектной деятельности в процесс подготовки журналистов и учителей русского языка и литературы в Институте гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Однако авторы утверждают, что при всех своих достоинствах этот метод не должен стать единственным в вузовском образовании.

Ключевые слова: метод проектов, гуманитарные науки, лингвистика, журналистика, вуз

Ссылка для цитирования:

Шулежкова С. Г., Максимова А. М. Проектный метод преподавания и гуманитарные дисциплины - две вещи несовместные? // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 108-119. сМ: 10.32744^.2019.1.8

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 13 December 2018 Published: 28 February 2019

S. G. Shulezhkova, A. M. Maximova

Project method of teaching and humanities. Are these two things incompatible?

The authors write about the difficult situation that has emerged in the higher school of Russia in connection with its ongoing reform, changing curricula, and reducing the time allocated to the study of humanities, which adversely affects the quality of training. But much more serious problems, in the opinion of the authors, are those caused by global changes in the life of modern society, experiencing an era of technical revolution. Penetration of electronics in all spheres of human life makes modern teachers think about new approaches to training and education of the younger generation. As one of the "saving tools", many school and university teachers use the project-based method. The paper describes the successful experience of implementing the methodology of project activities in the process of training of journalists and teachers of Russian language and literature at the Institute of Humanitarian Education at Nosov Magnitogorsk State Technical University. However, the authors argue that, despite all its advantages, this method should not be the only one in higher education.

Key words: project-based method, humanities, linguistics, journalism, university

For Reference:

Shulezhkova, S. G., & Maximova, A. M. (2019). Project method of teaching and humanities. Are these two things incompatible? Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 37 (1), 108-119. doi: 10.32744/pse.2019.1.8 (In Russ., abstr. in Engl.)

_Введение

высшую школу России лихорадит. Чуть ли не ежегодно меняются государственные стандарты, перекраиваются учебные планы, сокращается количество институтов, и вместе с тем всё меньше времени и места в образовательной сфере остаётся для гуманитарных наук и для самих гуманитариев. Тем ббльшая ответственность ложится на тех, кто сегодня преподаёт в вузах русский язык, русскую литературу, отечественную историю, политологию, философию, журналистику и другие гуманитарные дисциплины, которые играют незаменимую роль в формировании менталитета нового поколения граждан России. В таких условиях преподаватели высшей школы предпринимают шаги по внедрению в учебный процесс инновационных методик, позволяющих добиваться реальных результатов в процессе подготовки молодых специалистов. Среди методов, которые привлекли внимание педагогов современных университетов, оказался и старый метод, метод проектов. Сто лет тому назад его опробовали в российской школе, но, в конце концов, признали неэффективным, и в 1931 г. он был официально запрещён. В начале XXI столетия проектный метод вновь оказался востребованным в России.

«Мода на проекты, - пишут авторы статьи "Проектная деятельность в образовании" Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская и А.Н. Иоффе, - захлестнула всю современную систему государственного управления России и с головой покрыла отечественное образование. Слова "проект" и "проектирование" прочно входят в жизнь россиян. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, а также в культуре, спорте и других сферах. Мы слышим по телевидению о проекте какой-либо телевизионной передачи; режиссёры, говоря о работе над новым спектаклем или фильмом, также начинают использовать термин "проект". Несколько лет назад в России начали реализовываться приоритетные национальные проекты, которые связаны с наиболее важными сторонами общественной жизни. Одним из них является Приоритетный национальный проект "Образование"» [2, с. 62]. «Мода» на проекты не могла обойти стороной и высшую школу, которая уже около 30 лет находится в состоянии непрерывного реформирования, и пока невозможно даже точно сказать, что приобрело и что утратило отечественное университетское образование, присоединившись в 2003 г. к Болонской конвенции [24]. Чем закончится увлечение проектным методом, тоже неизвестно.

Проектный метод, опиравшийся на теорию «прагматической педагогики» американского философа Джона Дьюи (1859-1952), был изначально предназначен для обучения детей и с успехом применялся в сельскохозяйственных школах Соединённых Штатов Америки. Дьюи считал, что «Опыт и знания ребенок должен приобретать путем "делания", в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов <...> Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию» [12, с. 5]. Благородные идеи, легшие в основу концепции Дьюи (опора на интеллектуальные особенности ребёнка, основанные на любознательности; развитие творческих способностей через активную деятельность, направленную на получение конкретного результата; «привязка» теоретических знаний к жизненно важным явлениям), и практические результаты её использования американскими учителями стали мощным толчком к пересмотру пере-

довой педагогической общественностью схоластических принципов системы обучения детей, заложенных ещё в Средние века в Европе и в России. Однако университетской системы образования это увлечение ни в конце XIX, ни в первых двух третях XX в. всерьёз не коснулось, если не считать рабфаков.

Всё кардинально изменилось в связи с технической революцией, с приходом Интернета в производственную, финансовую, культурную, научную и даже в бытовую сферу человека; с широкой доступностью устройств, записывающих, тиражирующих, транслирующих, хранящих, систематизирующих всякого рода информацию. Не только школьников, но и студентов сегодня надо учить и воспитывать совершенно по-новому. Их необходимо готовить к полноценной человеческой жизни в перенасыщенной электроникой, «технизированной» среде, не допуская превращения молодых людей в рабов «умных» машин. И огромная роль в этом процессе принадлежит гуманитариям, владеющим знаниями, которые могут играть огромную роль в формировании мировоззрения и жизненных установок юных россиян. «Воспитание молодежи, управление ее мотивацией и картиной мира - это важнейший стратегический вопрос, нерешенность которого проявится не завтра, а всегда проявляется прямо сегодня», - справедливо говорит пермский филолог И. Роготнев, рассуждая о негативных последствиях подписания Россией Болонской декларации «Зона европейского высшего образования» [13].

_Материалы и методы

Многие преподаватели считают, что преодолеть трудности, которые переживает современная высшая школа России, поможет проектный метод. Авторы статьи «Опыт реализации практико-ориентированной модели подготовки студентов педагогических вузов физико-математического профиля» уверены, что «данный вид деятельности <...> является наиболее адекватной условиям вуза формой учебного сотрудничества» [18]. В Астраханском государственном университете, принятом в ассоциацию «Всемирная инициатива CDIO» [21; 23], метод проектов внедрён в учебный процесс на со-циогуманитарных направлениях подготовки специалистов. «"CDIO" от англ. "Conceive - Design - Implement" - Operate" ("Задумай - Проектируй - Реализуй - Управляй") означает, что в основе этой философии обучения лежит идея развития у студентов навыков инженерного творчества, а также понимания реальных процессов и потребностей современного производства» [1, с. 82]. Астраханский эксперимент подтвердил, что «создание и проектирование материальных и нематериальных продуктов, в том числе интеллектуальных», может стать неотъемлемой частью современного обучения студентов», а применение системы CDIO «открывает новые горизонты как в политехнических вузах, так и в современных классических университетах в целом» [1, с. 88].

Метод проектов широко используется в школьной практике [4; 6; 11], в процессе вузовского обучения иностранным языкам [15] и преподавания прочих дисциплин (см. об этом [3; 5; 7-9] и др.).

_Анализ результатов

Опробован проектный метод и в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова. При подготовке будущих журналистов в Институте гуманитарного образования обнаружилось серьёзное противоречие между уровнем

теоретических знаний студентов и их готовностью к практической деятельности. Уже после первой производственной практики сами студенты пришли к выводу, что классического гуманитарного образования для будущего специалиста в сфере массмедиа недостаточно. Нужны специфические умения и навыки, ибо журналист должен обладать не только широкой филологической и культурологической эрудицией, но и способностью выполнять множество прикладных вещей, требующих выучки и проверки на опыте в реальных условиях. В качестве одного из средств решения этой проблемы было избрано внедрение в учебный процесс методики проектной деятельности.

С.В. Марихин очень точно характеризует универсальность и синтетический характер проектной деятельности: «В ней прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал» [8, с. 103]. Студентам-журналистам проектная деятельность, с одной стороны, позволяет отрабатывать полученную «теорию» в условиях, максимально приближенных к «боевым». С другой стороны, в процессе реализации того или иного проекта участники обнаруживают пробелы в знаниях, что инициирует их к поиску ответов на возникшие теоретические вопросы.

В ходе эксперимента обнаружилось, что проектный метод имеет ряд преимуществ, которые по сравнению с названными выше не столь уж очевидны. В их числе - формирование культуры профессионального мышления. Журналист в повседневной профессиональной практике постоянно находится в процессе реализации большого или малого проекта. Профессионал может и не отдавать себе в этом отчета, но в конечном итоге каждый его журналистский текст - результат проектной деятельности. И штабная работа в редакции над рекламным спецвыпуском, и подготовка новой рубрики - это проекты. Запуск СМИ с нуля или ребрендинг издания - это ещё более серьёзные проекты. Разнообразные навыки проектной работы, полученные на учебных занятиях по журналистике, в будущем обеспечат начинающему специалисту большое преимущество перед конкурентами на рынке труда. Кроме того, проектная деятельность учит студентов работать в команде. Это особенно важно для студентов-журналистов, творческих молодых людей, склонных расценивать своих однокурсников как конкурентов.

Проектная деятельность, как полагает И.В. Сидорская, «позволяет развивать в студентах такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность», чего невозможно было бы развить «только за счет усвоения определенного объема знаний» [14, с. 204].

Проектная деятельность, реализуемая при обучении будущих журналистов, имеет свои специфические особенности. Отметим здесь лишь наиболее важные из них.

Во-первых, являясь формой учебной деятельности, проект предполагает обязательное материальное воплощение. Для студентов, готовящихся стать журналистами, это должно быть реально функционирующее издание. Для участников проекта важно, чтобы результат их работы стал достоянием широкой общественности, а не просто предметом обсуждения преподавателя и однокурсников. Кроме того, в процессе работы над настоящим, не учебным СМИ, студенты по-другому ощущают меру ответственности за результат своего труда. Поэтому, когда они проектируют молодежный портал, то это должен быть самостоятельный веб-ресурс со своим собственным доменным именем, никак не связанный, например, с корпоративным сайтом вуза и не являющийся его разделом. Если студенты проектируют газету, то она обязательно должна появиться в печати хотя бы ограниченным тиражом.

Несомненно, требование материального воплощения проекта в условиях вузовской системы вызывает определенные сложности. Если содержание веб-ресурса не нуждается в особых денежных вложениях, то бумажная публикация уже предполагает серьезные финансовые траты. Студенты в этом случае ищут альтернативные пути распространения своего детища. Так, глянцевый журнал «МАСТ» («Магнитогорский студент») распространяется через электронную подписку, а газета Института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова «Easy Go" предполагает печатание только «титульного тиража».

Эффект погружения в производственную деятельность поддерживается широким использованием профессиональной терминологии. С момента старта проекта занятия превращаются в планерки и летучки, студенты-однокурсники именуются коллегами, появляются выпускающие редакторы, корреспонденты, назначаются дедлайны.

Во-вторых, после постановки цели, проект предполагает разработку системы действий для ее реализации и их последовательного воплощения. Разработка стратегии и тактик также полностью ложится на плечи студентов, разумеется, при координирующем контроле со стороны преподавателя. Эта работа предполагает и формулирование критериев оценки эффективности проекта, так как студенческие проекты - и это также важная характеристика проектной деятельности вообще - всегда ограничены во времени. Как показывает практика, для разработки, запуска студенческого СМИ и оценки его эффективности достаточно одного-двух семестров.

И.А. Осадчая выделяет три основных этапа работы над проектом: мотивационный, операционный и творчески-рефлексивный [9, с. 77]. Мотивационный этап, как правило, занимает несколько первых занятий. На этом этапе студенты в ходе серии мозговых штурмов выбирают формат, тематику будущего проекта, в первом приближении оценивают целевую аудиторию, конкурентное окружение, состояние современного рынка массмедиа с учетом территориальной специфики. На этом этапе преподавателю как координатору процесса крайне важно соблюсти паритет интересов самих студентов и требований рынка либо социального заказа, а также учебных задач. Так, выбор интернет-сайта как площадки для реализации молодежного медиа стал результатом своеобразного «соломонова» вердикта. Студенты ратовали за группу в социальной сети, справедливо полагая, что именно в этой среде проводит большую часть времени их целевая аудитория, и категорически отвергали предложения заниматься проектированием таких традиционных медийных форматов, как газета, журнал, радиопередача. Одновременно в результате мозгового штурма выяснилось, что группы в социальных сетях - очень динамично развивающийся, конкурентно насыщенный сегмент рынка новых медиа, тогда как в системе городских интернет-СМИ молодежных ресурсов нет вовсе. Преподавателю сайт казался более выигрышным, чем группа в социальных сетях, поскольку работа с веб-ресурсом позволяет расширить спектр приобретения журналистских навыков: студенты, создавая сайт, могут получать навыки веб-программирования, веб-дизайна, учиться работать с системами управления контентом и т.д.

Особое значение на этом этапе имеет работа по определению целевой аудитории (ЦА). Студенты, как правило, предпочитают создавать контент для молодежи, поскольку именно эту аудиторию знают лучше остальных. Однако «молодежь» - понятие довольно широкое, тогда как для успешной реализации проекта необходимо максимально точное сегментирование ЦА. Так, все три проекта студентов-журналистов МГТУ им. Г.И. Носова в широком смысле работают с молодежью, но для журнала «МАСТ», пре-

тендующего на элитарность, ядром целевой аудитории является молодежь, интересующаяся наукой, разбирающаяся в искусстве, предпочитающая интеллектуальный досуг. Молодежный портал campus74.ru носит более демократичный характер, концентрируясь на «простых» развлечениях и темах. А газета института гуманитарного образования адресована исключительно студентам, обучающимся в этой образовательной структуре.

На этом же этапе студенты проводят необходимые маркетинговые и социологические исследования: анализ рынка, изучение конкурентов, опрос представителей предполагаемой целевой аудитории.

Второй этап - операционный - занимает несколько больше времени, чем первый. Вооруженные знаниями и идеями, студенты приступают к разработке концепции проекта. Они формулируют миссию проекта: «Кто мы и для кого мы работаем?» Определяют свои конкурентные преимущества: «В чем ценность планируемого продукта?» Из множества рабочих названий проекта, как правило, путем голосования выбирают одно, наиболее отражающее его суть. Проведя социологическое исследование (обычно это анкетирование, результаты которого верифицированы методом фокус-групп), студенты составляют матрицу интересов читателя, а после этого разрабатывают рубрикатор. Затем участники проекта приступают к долгосрочному и краткосрочному тематическому планированию. В соответствии с концепцией проекта разрабатывается дизайн издания.

Важный вид работы на операционном этапе - детализация целей, формулирование задач и определение критериев эффективности. Цель «Стать популярным интернет-сайтом для молодежи в Магнитогорске» детализируется до конкретной цифры ежедневной посещаемости ресурса, которую команда хочет получить в итоге, до конкретного числа просмотра одной статьи, количества подписчиков и «лайков» в социальных сетях.

Завершается операционный этап разработкой организационной структуры команды. Как правило, в работе над проектом участвует от 10 до 12 человек. Студенты распределяют основные роли и для каждой прописывают подробные должностные инструкции. Как показывает практика, для реализации учебных целей лучше, если организационная структура будет подвижной. Так, для эффективной работы молодежного портала campus74.ru необходимы: выпускающий редактор, который занимается тематическим планированием, формулирует задания для авторов, вычитывает готовые тексты на предмет соответствия редакционной политике; авторы, занимающиеся непосредственно созданием текстов; контент-менеджер, который публикует материалы на сайте, занимается их версткой; фотограф (бильд-редактор), на ком лежит ответственность за подбор иллюстраций; корректор (модератор), вычитывающий опубликованные тексты на сайте и следящий за комментариями; smm-специалист, который ведет группы сайта в социальных сетях.

Каждый студент может попробовать себя в любой должности. В случае с сайтом campus74.ru роли меняются еженедельно. Каждую неделю на сайте оказывается новый выпускающий редактор, новый модератор, новый контент-менеджер и т.д. При таком подходе студенты получают навыки работы на всех этапах производства СМИ. Многие после успешной работы в той или иной роли принимают решение о более узкой профессиональной специализации. Есть в таком формате работы и воспитательный момент: например, побывав в роли выпускающего редактора, авторы затем крайне аккуратны в соблюдении дедлайнов.

После операционного этапа наступает этап творчески-рефлексивный, самый продолжительный по времени. По сути, это реализация всех намеченных планов, ежедневная работа по производству и продвижению контента. Важный вид деятельности - это оценка эффективности, как промежуточная, так и итоговая, когда команда завершает работу над проектом. Интенсивность промежуточной оценки определяют сами студенты. Как правило, она происходит еженедельно, после смены «ролей» в команде. Студенты отслеживают недельную посещаемость и в режиме открытого обсуждения делают выводы о причинах роста или падения численности аудитории, оценивают активность работы в социальных сетях, выбирают лучший материал, уточняют задачи и планы на следующую неделю.

Финальная оценка успешности проекта проводится по заранее приготовленному чек-листу с прописанными критериями. Потом происходит обсуждение и обмен опытом, ощущениями, эмоциями.

Студенческие СМИ как результат проектной работы имеют свою специфику. В первую очередь, это нацеленность на долговременную работу. Если проект оказывается успешным, работа над ним не прекращается. В дальнейшем разработка проекта идет «вглубь», по пути ребрендинга или постановки новых, более амбициозных задач. Так, журнал «МАСТ» стал итогом проектной работы студентов-журналистов на третьем курсе. На четвертом курсе команда начала работу сразу с постановки новых целей, одна из которых предполагала создание института электронной подписки на журнал. Портал campus74.ru изначально мыслился как ресурс для студентов МГТУ им. Г.И. Носова. Новая команда, сменившая «основателей» после выпуска, провела ребрендинг и переоценку целевой аудитории и на базе имеющегося ресурса стала создавать развлекательный портал для молодежи Челябинской области.

На кафедре русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации (РЯ-ОЯиМК) института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова метод проектов успешно используется также в процессе преподавания сугубо лингвистических дисциплин «Теория и практика лексикографирования» и «Актуальные проблемы русистики». Для того чтобы по-настоящему заинтересовать студентов, оба курса начинаются с ярких, проблемных лекций, где сжато характеризуется состояние наук, в рамках которых планируется реализация возможных проектов. Особый акцент преподаватель делает на неисследованных областях, на нерешённых проблемах и соотносит научные проблемы каждой из дисциплин с общественными запросами, затрагивая при этом потребности той профессиональной сферы, к которой студенты готовятся в вузе. Только после такой «затравки» может состояться по-настоящему заинтересованный разговор, посвящённый выбору темы исследования и жанра конечного продукта, что позволяет спланировать и саму проектную деятельность.

_Обсуждение результатов

Не останавливаясь на принципах и организационных этапах, которые в общих чертах являются общими с принципами и этапами описанных выше журналистских проектов, отметим только некоторые результаты реализованных лингвистических проектов.

Конечными продуктами проектной деятельности студентов в ходе овладения курсом «Теория и практика лексикографирования» (которые, естественно, были определены самими участниками) стала публикация мини-словаря библеизмов для

учащихся среднего и старшего звена «Не хлебом единым...» (Магнитогорск, 2016); мультимедийного электронного словаря крылатых выражений для школьников «Ребята, давайте жить дружно!» (Магнитогорск, 2017), опубликованного на сайте Словарной лаборатории МГТУ им. Г.И. Носова slovarn.rf, и мини-словаря крылатых выражений из мультфильмов «Не смешите мои подковы» (Магнитогорск, 2018). Большая часть крылатых выражений (КВ) из мультфильмов в этих студенческих работах была зафиксирована впервые в крылатографии. Реплики, ставшие крылатыми, описаны студентами с лингвокультурологических позиций, с указанием источников происхождения, авторов (сценаристов, режиссёров, художников-мультипликаторов, операторов, актёров озвучки); снабжены характеристиками значений и ситуаций, в которых уместно употребление крылатых выражений, а также добротными примерами. Книги сопровождаются иллюстрациями и фрагментами из мультфильмов, в которых описываемая фраза звучит. Кроме того, участники проекта выступали по темам проектов с докладами на студенческих научных конференциях и опубликовали свои статьи в сборниках научных работ молодых исследователей. К этому следует добавить, что работа над коллективной научной проблемой значительно выигрывает, когда у студентов и у преподавателя совпадают научные интересы (см. об этом [19]). Так, например, с большим интересом старшекурсники-лингвисты в 2018 г. включились в проект по теме «Новая фразеология в новой Европе», которую их преподаватель разрабатывает с коллегами из Болгарии. Уже на первом этапе им удалось определить самые продуктивные источники фразеологических неологизмов современной России. Итогом этого проекта станут научные статьи, в каждой из которых будет описан пласт русских ФЕ, родившихся в начале XXI столетия, - из политической сферы (вежливые люди 'российские военные, обеспечившие мирный исход протестного движения в Крыму, проведение референдума и присоединение полуострова к России в марте 2014 г.', Одесская Хатынь 'массовое сожжение людей 2 мая 2014 года в Доме Профсоюзов Одессы сторонниками киевского майдана'; страна 404 'осуждающее наименование Украины, взявшей после оранжевой революции курс на гражданскую войну'; крымская весна 'символ мирной, бескровной победы взбунтовавшегося народа Крыма, добившегося через референдум присоединения к России' и пр.); из речи военных (выпрыгивать из мундира 'очень сердиться'; выпрыгивать из штанов 'проявлять излишнее рвение'; два пальца к козырьку (кинуть) 'отдать честь'; лечь на дно 'затаиться'; вернуться в цинковом гробу 'погибнуть' и пр.); из зрелищных видов искусства (едрит Мадрид - оборот, выражающий самые различные эмоции: удивление, негодование, сожаление, восторг (его любит повторять старшая медсестра Люба из телесериала «Интерны), Египетская сила! - восклицание, выражающее взрыв эмоций, удивления' (из телесериала «Воронины») и т. д.

Заключение

Мы представили в статье опыт работы по внедрению метода проектов на одной кафедре в российской глубинке. На этой же кафедре над включением в учебный процесс, например, элементов, корпусной лингвистики работает большая часть других педагогов. Вместе со студентами они готовят извлечённые из Национального корпуса русского языка первоклассные тексты для использования их на занятиях по русскому языку в школе, сопровождая эти тексты соответствующими методическими задания-

ми [22]; Под руководством доктора наук, профессора Л.Н. Пономарёвой студенты занимаются проблемами развития речетворчества у учащихся.

Проектная деятельность, несмотря на то, что она даёт прекрасные результаты там, где параллельно с теоретическими знаниями необходимо прививать специфические профессиональные навыки, на наш взгляд, не может расцениваться как универсальный метод обучения в высшей школе. В поисках нестандартных, инновационных подходов к преподаванию гуманитарных наук российские педагоги накопили богатый методический опыт, которым нельзя пренебрегать и в современных условиях. Признавая несомненные достоинства метода проектов, мы склоняемся к тому, что он должен использоваться избирательно, ибо фундаментальные теоретические знания не приобретаются коллективно в условиях решения каких-либо конкретных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева Л.В. Проектное обучение в современном вузе: Опыт применения стандартов в CDIO для подготовки студентов социогуманитарных направлений // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 82-88.

2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 62-67.

3. Боков Л.А., Катаев М.Ю., Поздеева А.Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 56-64.

4. Гладилин А.К. Проектная деятельность в школьном образовании: модный тренд или ключевое направление // Нанометр. URL: http://www.nanometer.ru/2016/12/04/-nedela_nauki_526494.html (дата обращения: 1.12.2018)

5. Горовая В.И., Зайцева О.Г., Тарасова С.И. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза. М.: Просвещение, 2003. 135 с

6. Громыко Ю.В., Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Известия Российской академии образования. 2000. № 2. С. 36-43.

7. Капранова В.А. Проектное обучение в вузе: исторические и технологические аспекты // Известия ВГПУ. 2014. № 3 (264). С. 78-80.

8. Марихин С.В. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 1 (3). С. 103-112.

9. Осадчая И.А. Фандрайзинговый проект как метод формирования проектной компетентности будущих PR-специалистов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4 (38). С. 75-79.

10. Панкратов В. Психологические уловки-манипуляторы и их нейтрализация // Психология делового общения: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М., 2006. С. 387-398.

11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.

12. Потапова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005. 112 с. [Электронный ресурс].

13. Роготнев И. Россия в Болонском процессе // РВС, 15.11.2015.[Электронный ресурс]. URL: http://rvs.su/statia/ rossiya-v-bolonskom-processe (дата обращения: 07.10.2018).

14. Сидорская И.В. Проектная деятельность в подготовке будущих специалистов в сфере коммуникации (белорусский опыт) // Вестник Псковского государственного университета. 2015. №1. С. 202 -214.

15. Синяева О.В. Реализация проблемного обучения с помощью метода проектов // Дни Германии в Магнитогорске: программа и доклады (Магнитогорск, 18-27 октября 2010 г.). Магнитогорск: МаГУ, 2011. С. 55-59.

16. Сотникова Е.Б., Моргачёва Н.В. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения в системе школа-вуз // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. Режим доступа: URL: http://www. science-education.ru/ru/ article/view?id=25028 (дата обращения: 04.10.2018).

17. Терзиева М.Т Анимационное кино и литературное обучение студентов // Перспективы науки и образования. 2017. № (27). С. 40-42.

18. Чернышева Е.И., Кубряков Е.А. Опыт реализации практико-ориентированной модели подготовки студентов педагогических вузов физико-математического профиля // Перспективы науки и образования. 2018. № 5.

19. Шулежкова С.Г. Формирования навыков работы над коллективной научной проблемой в процессе подготовки русистов (из опыта преподавания курса «Теория и практика лексикографирования» // Русистика вчера,

сегодня, завтра: сб. докладов междунар. науч. конф., посвящённой 50-летию Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (София, 29 июня-2 июля 2017 г.). София: Общество русистов Болгарии; МАПРЯЛ, 2017. С. 780-786.

20. Яковлева Н.В. Проектная деятельность в образовательном учреждении: уч. пособие. М.: Флинта, 2014. 144 с.

21. Josefsson T. (2011) Intercultural Competence in Engineering Education [Электр. ресурс] // CDIO Knowledge Library. Cambridge, MA; Worldwide CDIO Initiative. URL: http://www. cdio.org/files/document/file/T2A_Paper_2. pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 05.09.2018).

22. Ponomareva L., Churilina L., Buzhinskaya D., Derevskova E., Dorfman O., Sokolova E. Russian National Corpus as a Tool of Linguo-Didactic Innovation in Teaching Languages // International Journal of Environmental and Science Education - IJESE. Vol. 11 Issue 18 (2016). pp. 13043-13053. URL: http://www.ijese.net/makale/1779

23. The CDIO Syllabus v2.0. An Updated Statement of Goals for Engineering Education [Электр. ресурс] // CDIO Knowledge Library. Cambridge, MA; Worldwide CDIO Initiative. URL: http:// www.cdio.org/files/project/file/cdio_ syllabus_v2.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 05.09.2018.02.2014).

24. The Bologna Declaration of 19 June 1999: Joint declaration of the European Ministers of Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurashe.eu/library/bologna_1999_bologna-declaration-pdf/ (дата обращения: 07.10.2018).

REFERENCES

1. Bayeva L.V. Project-based training in a modern university: Experience of applying standards in the CDIO for preparing students of social and humanitarian areas. Knowledge. Understanding. Skill, 2014, no. 1, pp. 82-88. (in Russian)

2. Belyakov E.M., Voskresenskaya N.M. loffe A.N. Project activity in education. Problems of modern education, 2011, no. 3, pp. 62-67. (in Russian)

3. Bokov L.A., Kataev M.Yu., Pozdeeva A.F. The technology of group project training at the university as a component of the methodology for the preparation of innovatively active specialists. Modern problems of science and education, 2013, no. 6, pp. 56-64. (in Russian)

4. Gladilin A.K. Project activities in school education: a fashion trend or key direction. Nanometer. Available at: http:// www.nanometer.com/2016/12/04/-nedela_nauki_526494.html (accessed 1 December 2018) (in Russian)

5. Gorovaya V.I., Zaitseva O.G., Tarasova S.I. Design and implementation of educational information in the educational space of a modern university. Moscow, Enlightenment Publ., 2003. 135 p. (in Russian)

6. Gromyko Yu.V., Yu.V. Concept and project in the theory of developmental education V.V. Davydov. News of the Russian Academy of Education, 2000, no. 2, pp. 36-43. (in Russian)

7. Kapranova V.A. Project training at the university: historical and technological aspects. Bulletin of the Voronezh State Pedagogical University, 2014, no. 3 (264), pp. 78-80. (in Russian)

8. Marikhin S.V. Designing as a way of innovative transformation of pedagogical reality. Theory and practice of service: economics, social sphere, technology, 2010, no. 1 (3), pp. 103-112. (in Russian)

9. Osadchaya I.A. Fundraising project as a method of forming the project competence of future PR-specialists. News of the Volgograd State Pedagogical University, 2009, no. 4 (38), pp. 75-79. (in Russian)

10. Pankratov V. Psychological tricks-manipulators and their neutralization. Psychology of business communication: A Reader. Samara, Bakhrakh-M Publ., 2006. p. 387-398. (in Russian)

11. Pakhomova N.Yu. Method of educational project in an educational institution. Moscow, ARKTI Publ., 2005. 112 p. (in Russian)

12. Potapova N.Yu. Method of educational project in an educational institution. Moscow, ARKTI Publ., 2005. 112 p. [Electronic resource]. (in Russian)

13. Rogotnev I. Russia in the Bologna process // RVS, 11/15/2015. [Electronic resource]. Available at: http://rvs.su/ statia/rossiya-v-bolonskom-processe (accessed 7 October 2018). (in Russian)

14. Sidorskaya I.V. Project activities in the preparation of future specialists in the field of communication (Belarusian experience). Bulletin of Pskov State University, 2015, no. 1, pp. 202-214. (in Russian)

15. Sinyaeva O.V. Implementing problem-based learning using the project method // Days of Germany in Magnitogorsk: program and reports (Magnitogorsk, October 18-27, 2010). Magnitogorsk: MAGU, 2011. pp. 55-59. (in Russian)

16. Sotnikova EB, Morgacheva N.V. Project activity as an interactive method of teaching in the school-university system. Modern problems of science and education, 2016, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article / view? Id = 25028 (accessed 4 October 2018). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Terzieva M.T. Animation films and literary education of students. Perspectives on science and education, 2017. No. 3 (27), pp. 40-42. (in Russian)

18. Chernysheva E.I., Kubryakov E.A. The experience of practice-oriented training model implementation for teacher-training education university students, specialising in Physics and Mathematics. Perspectives on Science and Education. 2018. № 5 (35). pp. 65-73 (in Russian)

19. Shulezhkova S.G. Formation of skills to work on a collective scientific problem in the process of preparing Russian scientists (from the experience of teaching the course "Theory and Practice of Lexicography". Russian Studies

Yesterday, Today, Tomorrow: a collection of reports of international scientific conferences dedicated to the 50th anniversary of the International Association of Russian Teachers and literature (Sofia, June 29-July 2, 2017). Sofia: The Russian Society of Bulgaria; MAPRYAL, 2017. pp. 780-786. (in Russian)

20. Yakovleva N.V. Project activities in an educational institution: tutorial. Moscow, Flint Publ., 2014. 144 p. (in Russian)

21. Josefsson T. Intercultural Competence in Engineering Education // CDIO Knowledge Library. Cambridge, MA; Worldwide CDIO Initiative, 2011. Available at: http://www. cdio.org/files/document/file/T2A_Paper_2.pdf [архивировано в WebCite] (accessed 5 September 2018).

22. Ponomareva L., Churilina L., Buzhinskaya D., Derevskova E., Dorfman O., Sokolova E. Russian National Corpus as a Tool of Linguo-Didactic Innovation in Teaching Languages. International Journal of Environmental and Science Education - IJESE, 2016, Vol. 11, Issue 18, pp. 13043-13053. Available at: http://www.ijese.net/makale/1779

23. The CDIO Syllabus v2.0. An Updated Statement of Goals for Engineering Education [Электр. ресурс] // CDIO Knowledge Library. Cambridge, MA; Worldwide CDIO Initiative. Available at: http:// www.cdio.org/files/project/ file/cdio_syllabus_v2.pdf [архивировано в WebCite] (accessed 5 September 2018).

24. The Bologna Declaration of 19 June 1999: Joint declaration of the European Ministers of Education. Available at: https://www.eurashe.eu/library/bologna_1999_bologna-declaration-pdf/ (accessed 7 October 2018).

Информация об авторах Шулежкова Светлана Григорьевна

(Россия, г. Магнитогорск) Профессор, доктор филологических наук Профессор кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: shulezkova@gmail.com

Information about the authors

Svetlana G. Shulezhkova

(Russia, Magnitogorsk) Professor Doctor of Philology Professor of the Department of Russian Language, General Linguistics and Mass Communication Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: shulezkova@gmail.com

Максимова Альбина Муратжановна

(Россия, г. Магнитогорск) Кандидат филологических наук Старший преподаватель кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: yusupova88@yandex.ru

Albina M. Maksimova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Philology Senior Lecturer of the Department of Russian Language, General

Linguistics and Mass Communication Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: yusupova88@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.