УДК 070 Н.В. Жилякова
Томский государственный университет
ДВИЖЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ ТГУ
В статье представлены итоги осмысления преподавательского опыта в организации курса «Основы журналистской деятельности», в основном касающиеся введения в его структуру практических занятий. Приведены примеры заданий, проанализированы цели и задачи, стоящие перед преподавателем, степень вовлеченности студентов в профессиональную деятельность. Сделан вывод о том, что курс дает определенную свободу педагогического творчества, способствует повышению профессионализма будущих журналистов.
Ключевые слова: «Основыжурналистской деятельности», факультет журналистики, педагогические технологии.
This paper presents the results of the interpretation of teaching experience in the organization of the course "Basics of journalist activity", mainly dealing with the introduction of its structure workshops. Listed examples of tasks, analyzed the objectives and tasks of the teacher and the extent of their achievement, the degree of involvement of students in the professional activity. It is concluded that the course gives a certain freedom of pedagogical creativity, promotes the professionalism of future journalists.
Keywords: "Fundamentals of journalist activity", Department of Journalism, pedagogical technologies.
Учебный курс, посвященный формированию профессиональных качеств у будущих журналистов, всегда присутствовал в программе подготовки отделений и факультетов журналистики, но под разными названиями: «Основы журналистского мастерства», «Основы творческой деятельности журналиста», и наконец «Основы журналистской деятельности» - в соответствии с новым ФГОСом. Он преподается на младших курсах, поскольку ориентирует в будущей журналистской работе, дает базовые знания о профессии.
Опираясь на разработки Г.В. Лазутиной, составители рабочих программ отмечают, что курс призван помочь студентам «освоить общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях», в рамках этого предмета «журналистское творчество рассматривается как профессиональная деятельность со сложной структурой» [1]. Особое внимание при этом уделяется журналистскому произведению: его структуре, идейно-тематическому своеобразию, жанровой специфике и т.д. Главные задачи этого курса - это содействие профессионализму студентов факультета журналистики, нацеливание их на движение к мастерству, обучение свободному владению формами и методами журналистской деятельности.
Благодаря созданию в интернет-пространстве целой базы открытых учебных материалов педагоги и исследо-
ватели получили возможность обращения к работам коллег, их сравнения и сопоставления. Изучение рабочих программ по этому курсу, составленными преподавателями разных российских вузов, дает основание для вывода о том, что, при наличии общего «ядра», существует множество вариантов преподавания предмета, связанных с акцентированием тех или иных аспектов учебного материала.
Так, рабочая программа, размещенная на сайте факультета журналистики Воронежского университета, содержит следующую «пояснительную записку» (составитель - кандидат филологических наук, доцент Ю.А. Гордеев):
«В рамках дисциплины изучаются две группы жанров журналистских произведений: аналитические жанры и художественно-публицистические жанры <...> Предусмотрена контрольная работа - учебно-творческое задание по наиболее востребованному в журналистской практике жанру корреспонденции: студенты должны самостоятельно изучить теорию жанра и подготовить собственный текст в жанре корреспонденции» [2].
В Казанском (Приволжском) федеральном университете курс «Основы журналистской деятельности» состоит из нескольких модулей, посвященных деятельностной модели журналистики, вопросам проблематики и организации журналистской деятельности в редакции, технологии работы журналиста и т.д. (см.: [3]).
В 2014 году в московском издательстве «Юрайт» вышел учебник под редакцией профессора С.Г. Корконосенко «Основы журналистской деятельности», в котором «дана характеристика квалификации журналиста как профессионала и члена творческого коллектива редакции, методов и форм его деятельности, отражения действительности в журналистском произведении, взаимодействия редакции с партнерами и авторским активом, организации и планирования деятельности редакции, методики работы по выпуску номеров СМИ» [4].
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в целом сформировалось определенное представление о содержании курса, которое разделяют преподаватели разных вузов. У курса есть учебно-методическое обеспечение, включающее в себя не только рабочие программы, но и учебник, рекомендованный УМО по классическому университетскому образованию.
Согласно ФГОС, в результате освоения курса студенты должны: «знать - принципы организации работы редакции как производственного коллектива; круг профессиональных обязанностей журналиста; виды журналистской деятельности (авторская, редакторская, организаторская, проектная и др.); источники и методы получения информации; основные характеристики журналистского произведения как продукта профессиональной деятельности; специфику создания произведений для различных видов и типов СМИ; организацию и
этапы работы над выпуском номера (программы); уметь -выполнять профессиональные функции с учетом специфики средства массовой информации (печать, ТВ, радио, сетевые СМИ, мобильные медиа); планировать и организовывать свою профессиональную деятельность в различных ее видах; получать нужные сведения, используя различные методы сбора материала; использовать различные каналы и технические средства получения, хранения и обработки информации; создавать журналистские произведения в разных жанрах, прежде всего для новостной журналистики; участвовать в выпуске номера (программы) СМИ; владеть - профессиональными стандартами в работе с источниками информации; различными способами и формами создания журналистских произведений; культурой производственного взаимодействия в редакции; методами организации и проведения общественных дискуссий, интерактивного общения с аудиторией, редакционных социальных акций; навыками внутрире-дакционной медиакритики» [4. С.13].
Курс «Основы журналистского мастерства», который преподавался в течение десятилетий на первом курсе факультета журналистики Томского государственного университета, в последние годы был полностью лекционным. В рамках курса студенты знакомились с такими темами, как:
1. Журналистика как творчество.
2. Массовые информационные потоки и журналистика
3. Стадии и этапы творческого процесса в журналистике.
4. Методы журналистского творчества.
5.Система жанров современной периодической печати
6. Журналистское произведение.
7. Профессиональные обязанности журналиста.
Однако было очевидно, что необходимы и задания,
которые помогли бы закрепить полученные теоретические знания. С этой целью была разработана система письменных домашних работ, которые помогали бы студентам перейти от размышлений по поводу профессии и своих отношений с профессиональной средой к анализу форм и методов журналистской деятельности, к созданию собственных материалов и включению в процесс рефлексии о творческом процессе, и т.д. В соответствии с этим студентам предлагались следующие задания:
1) «Нужно ли журналисту воображение?» (форма -эссе);
2) «Журналист и его редакция» (осмысление опыта сотрудничества с профессиональными журналистскими коллективами, в свободной форме);
3) «Жанры современной газеты» (анализ жанровой структуры печатного издания);
4) «Стадии и этапы творческого процесса» (анализ опыта работы над собственной публикацией с опорой на полученную схему разбора);
5) «Неудачный текст» (работа с текстом по предложенной схеме профессионального анализа журналистского произведения).
Сразу же после прохождения курса «Основы журналистского мастерства» студенты выходили на учебную практику, что позволяло закрепить все теоретические моменты, связанные с методами журналистской работы, с организацией текста и т.д. Результатом учебной практики является выпуск учебной газеты: разработку ее
концепции, название, верстку осуществляли сами студенты.
Настоящий ФГОС не только изменил название курса на «Основы журналистской деятельности», но и позволил сделать его лекционно-практическим. И если теоретический блок остался тем же самым, то десять практик позволили реализовать несколько идей для повышения профессионализма студентов, обучающихся на первом курсе факультета журналистики ТГУ.
1. Предоставить возможность студентам самостоятельно поработать над текстом в жанре репортажа. Это ценное профессиональное умение, которое требует тренировки, обсуждения, корректировки первых опытов. Здесь очень своевременной оказалась инициатива нового подразделения ТГУ - «Экскурсионно-просветительского центра», организовавшего в 2016 году серию обязательных экскурсий для первокурсников всего университета в Музей истории ТГУ и в другие университетские музеи. Таким образом первокурсники получили основу для репортажа - одно общее событие, достаточно локальное по масштабу, однако обладающее большим жанровым потенциалом. На основе экскурсии было возможно сделать и фоторепортаж, и видеорепортаж, и «путеводитель по экспозиции», и классический репортаж, и т.д. А на практическом занятии преподаватель со студентами может разобрать получившиеся тексты, отметить удачные и неудачные, подсказать разные ходы, способы улучшения текста. Эта форма разбора была очень востребованной у студентов: оказалось, что им крайне важна оценка своей работы, и они готовы редактировать текст, доводить его до совершенства. Дополнительным стимулом была договоренность с «Экскурсионно-просветительским центром» о том, что лучшие работы будут выставлены на сайте, и в итоге они действительно были размещены в разделе отзывов.
На этом этапе было важно проверить умение сдавать работу в срок, выдерживать жанр, объем текста.
2. Организовать общий просмотр театральной постановки и дать студентам возможность поработать над жанром рецензии. При содействии Томского театра юного зрителя (ТЮЗ) студенты посетили спектакль «Март» по произведению Ирины Васьковской, ее поставил Дмитрий Гомзяков, молодой режиссер театра. Постановка была достаточно неоднозначной, и рецензии получились разные, в том числе весьма критические. К оценке их были привлечены сотрудники ТЮЗа, которые поблагодарили студентов за честность в их оценках. С другой стороны, необходимо отметить, что мнений только тюзовцев оказалось недостаточно: студенты ждали более глубоких выводов о структуре текста, о соблюдении жанровых признаков, что, конечно, необходимо сделать преподавателю, либо обратиться к журналистам, работающим в жанре театральной рецензии.
3. Проанализировать жанровую структуру печатного издания. Эта тема была вынесена на отдельное практическое занятие. Студентам заранее был выдан номер университетской молодежной газеты - «Проект Alma Mater», домашним заданием было - ее прочитать и подумать над тем, какие жанры представлены на страницах издания.
Для проведения занятия была выбрана форма деловой игры. Участники были поделены на три группы. Одна выдвигала предположение о том, в каком жанре написана публикация, и аргументировала свою точку зрения.
Вторая группа должна была опровергнуть первое мнение, выдвинуть альтернативную точку и попробовать ее отстоять. Третья же группа выслушивала все аргументы и выносила окончательное решение о том, что за жанр представлен в газете. Эта форма организации занятия была призвана сформировать навык выделения жанровых признаков.
Занятие было воспринято студентами «на ура». Форма дискуссии, живого общения, командная работа - все это было весело и весьма продуктивно.
4. Работа в жанре интервью. Это было последнее задание, и если в предыдущих случаях прорабатывались в основном такие традиционные методы журналистской работы, как наблюдение, жанровый анализ, то в данном случае студенты обратились к интервью - как методу и жанру. Каждый из студентов должен был взять интервью у своего одногруппника, а затем в свою очередь выступить в качестве респондента. Перед выполнением задания необходимо было, во-первых, выяснить, чем собеседник интересен - с социальной точки зрения, а не просто как хороший человек и прилежный студент. Во-вторых, каждый должен был сам подумать о том, носителем какого уникального опыта он является, чем этот опыт может помочь окружающим.
У этого задания оказалось несколько побочных «бонусов». Прежде всего, благодаря интервью как студенты, так и преподаватели больше узнали о том, кто учится на курсе. Оказалось, что среди первокурсников факультета журналистики есть необычные люди, носители уникального жизненного опыта, которым есть что рассказать о себе: кандидат в мастера спорта по синхронному плаванию; фотомодель с опытом работы в зарубежном агентстве (Южная Корея); фотограф из Риги с базовым образованием экономиста; девушка, которая прожила месяц на 100 рублей; обладательница 14 тысяч подписчиков в инстраграмме; а также молодые барабанщицы, основатели школьного телевидения, и т.д. Лучшие отрывки из интервью были опубликованы в сводном материале в газете «Alma Mater» под названием «53 оттенка первого курса» [5].
И еще одной гранью это задания была возможность потренироваться в создании фотопортрета своего собеседника.
Таким образом, практические занятия позволили:
- отрефлексировать стадии и этапы творческого процесса - от замысла до стадии публикации;
- познакомиться со спецификой журналистских жанров и попробовать свои силы в самых распространенных жанрах репортажа, интервью, рецензии;
- почувствовать особенности командной работы, основы кооперации: студенты могли создавать мини-группы фотограф плюс журналист, фотограф плюс журналист плюс верстальщик, фотограф плюс оператор -и т.д.
С другой стороны, опыт организации практических занятий показал, что без изучения теории качество выполнения заданий резко снижается. Интуитивные представления студентов об особенностях журналистского творчества нуждаются в корректировке, в сознательном следовании определенным правилам и технологиям. Курс «Основы журналистской деятельности» предоставляет студентам как раз эту возможность познакомиться с опытом журналистов-практиков, обобщенным в виде теории, и проверить ее в процессе самостоятельного выполнения заданий.
Подводя итог, можно сказать, что курс «Основы журналистской деятельности» дает преподавателю возможность для применения самых разнообразных форм работы с будущими журналистами с целью повышения их профессионализма. При всей унификации именно этот предмет предоставляет свободу для преподавательского, педагогического творчества, для выхода на журналистов-практиков, которые охотно идут на сотрудничество с факультетами и отделениями журналистики. Межвузовский обмен опытом организации курса позволит скорректировать существующие практики, апробировать новые педагогических технологии.
Литература:
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2004 . - 240 с.
2. Гордеев Ю.А. Дисциплина: Основы журналистской деятельности (ОЖД) // URL: www.jour.vsu.ru
3. Дорощук Е.С. Основы журналистской деятельности: Сетевое учебно-методическое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики // URL : www.kpfu.ru
4. Аннотация // Основы журналистской деятельности / под ред. С.Г. Короконосенко. М.: 2014 // URL : http://staticozone.ru/multimedia/book_file/1008583081.p df
5. Жилякова H. 53 оттенка первого курса // Alma mater. - 2016. - № 2593 // URL : http://www.almamater.tsu.ru/show_story.phtml?nom=259 3&s=6918