Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 130-134.
А. А. Морозова, Ал. А. Селютин
ЖАНРОВЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СЕТИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АВТОРА (на примере Первого студенческого медиахолдинга)
Вводится понятие медиаобразовательного интернет-проекта; обозначаются факторы, влияющие на контент учебного средства массовой информации в сети, исследуется жанровое и тематическое разнообразие таких проектов на примере Первого студенческого медиахолдинга и делается вывод о возможной степени реализации творческой концепции автора материала в рамках медиаобразовательной деятельности.
Ключевые слова: медиаобразовательный интернет-проект, жанр, тематика, творческая концепция.
Журналистика - это не просто деятельность по сбору, обработке и распространению информации [1], она не способна существовать без творческого осмысления. Обязательное присутствие автора даже в информационных жанрах пропускает факт через призму восприятия его журналистом, при этом все составляющие характеристики материала (тематика, жанр, стилистика, структура построения, общий замысел) будут зависеть от субъективного восприятия автора. Понятие творческой концепции определяет сущность деятельности любого журналиста.
На наш взгляд, в журналистике творческая концепция автора - это идейно-художественный замысел построения и воплощения оригинального журналистского текста, выраженный в свободе выбора тематики и жанра для данного материала.
Медиаобразовательные проекты, являясь аналогами профессиональных средств массовой информации, также ставят вопрос творчества в противовес остальным характеристикам деятельности автора.
Обратимся к толкованию рассматриваемого нами термина. И. А. Фатеева считает, что «ме-диаобразовательными проектами могут называться только такие проекты, которые специально созданы в учебных целях <...>, а также учреждены учебными заведениями» [5].
Мы же разделяем медиаобразовательные проекты на «прямые» (непосредственно ме-диаобразовательные) и косвенные (где данная функция присутствует, но не является ключевой) [2]. На наш взгляд, такая характеристика, которую предлагает И. А. Фатеева, может относиться только к непосредственно медиао-бразовательным проектам.
Интернет как ключевой феномен нашего времени распространился на все сферы деятельности нашей действительности, в том числе и на медиаобразовательный аспект.
Сейчас на смену традиционным учебным средствам массовой информации (в нашем случае это синоним к «медиаобразовательному проекту»): газетам, проводному радио и телевидению, приходят сайты - как электронные текстовые СМИ, так и в виде конвергентных редакций (многофункциональных хостингов, содержащих в себе все виды СМИ).
На основании данного И. А. Фатеевой определения и исходя из собственных исследований, мы введем и обозначим дефиницию «медиао-бразовательный интернет-проект». Итак, это деятельность в сфере интернет-журналистики, при которой используется активный метод освоения теоретических и практических знаний и умений; она направлена на достижение заранее определенного результата/ цели и создание уникального журналистского продукта. Медиа-образовательный интернет-проект представляет собой сайт, созданный для (или в процессе) самообучения «учредителей» и дальнейшего совершенствования знаний и навыков в этом направлении или как средство обучения группы людей теоретическим и практическим умениям в сфере средств массовой информации.
На тематическое и жанровое разнообразие материалов медиаобразовательных проектов влияют следующие факторы:
- задания преподавателя;
- личные способности и интересы каждого из школьников/ студентов;
- необходимость выпуска программ в определенном преподавателем жанре;
- уровень профессионализма и компетентности членов учебной редакции;
- ограниченные технические возможности;
- отсутствие доступа ко многим источникам информации;
- негласные педагогические ограничения тематики в рамках учебных заведений;
- корпоративный фактор, который заключается в необходимости передачи посредством сайта информации, касающейся учебного заведения.
Особенности работы учебного СМИ заключаются в том, что у студентов и школьников практически отсутствует доступ ко многим авторитетным источникам информации, к которым могут обратиться профессиональные журналисты.
К тому же, чтобы школьник хотел заниматься журналистикой, преподаватель должен его заинтересовать. Лучший способ - это дать возможность учащемуся делать то, что ему интересно, писать об этом. Это касается и студентов, поскольку перспектива получить зачет или успешно сдать экзамен не может являться гарантией выпуска качественных журналистских материалов. Поэтому задания преподаватель обычно определяет, ограничивая программу жанром, а тему на свое усмотрение студент или школьник выбирает самостоятельно, опираясь на собственные интересы, предпочтения и компетентность.
Но при этом и некоторые темы, интересные молодежи, могут оказаться под запретом. Медиаобразовательные проекты почти всегда направлены на обучение молодежи (школьники и студенты), поэтому воспитательная функция играет важную роль. В рамках таких проектов приходится избегать острых тем, которые могут спровоцировать конфликт каких-то сторон (например, политика, религия), а зачастую и «взрослых» тем (про секс, отношения полов и т. п.).
Корпоративный фактор в каждом из учебных СМИ выражен в различной степени, но, так или иначе, оказывает влияние на журналистские материалы. Часто медиаобразова-тельные проекты находятся при учебных заведениях, а значит, они вынуждены передавать информацию подобного характера.
Выделенные нами факторы, влияющие на контент учебных средств массовой информации, можно рассматривать в частности как ограничение тематического и жанрового раз-
нообразия. Следовательно, встает вопрос о возможности и степени реализации творческой концепции автора в рамках медиаобразо-вательной деятельности. Рассмотрим данную проблему в контексте медиаобразовательно-го проекта в сети на примере медиахолдинга «Первый студенческий».
Сайт был запущен 5 апреля 2012 г. и создан самостоятельно по инициативе небольшой группы студентов 2-3-х курсов направления «журналистика» Челябинского государственного университета. Соответственно, это меди-аобразовательный проект, который по нашей классификации мы можем обозначить как «прямо» или непосредственно образовательный.
«1MEDIAHOLD.RU - это Первый студенческий медиахолдинг России <...> мощная конвергентная редакция, которая включает в себя специалистов из области печати, радио, телевидения и интернет-технологий. Отличительная особенность медиахолдинга в том, что студенты не только самостоятельно создают контент, но и регулируют работу всех СМИ на факультете. Это - идеальная площадка для получения профессионального опыта, которая позволяет окунуться в мир конвергентной журналистики» [4].
В реальности сайт медиахолдинга в основном содержит текстовые материалы, проиллюстрированные фотографиями. В небольшом количестве на сайте размещены видеосюжеты и радиопрограммы.
«Главная и определяющая особенность медиахолдинга заключается в том, что работой всех СМИ и отделов заведуют и руководят исключительно студенты. Не вмешиваясь в процесс деятельности напрямую, преподаватели ЧелГУ дают ребятам возможность обучиться медиаменеджменту, профессионально и ответственно выполнять редакционные задания, заниматься разработкой и реализацией социальных проектов. Студенты учатся здесь не только искать новости, но и создавать их, а также обрабатывать и распространять» [4].
Действительно, в процесс работы медиахолдинга, по настоянию работающих над ним студентов, преподаватели практически не вмешиваются. Исключение составляют материалы, создаваемые в рамках дисциплины «Выпуск учебного СМИ (направление - Интернет)», которые перед размещением на сайте проходят редакторскую правку преподавателем. Над сайтом работают постоянно около 10 студентов, но также в процесс периодически бывают
вовлечены до 50 студентов различных курсов направления «журналистика».
Согласно данным liveintemet.ru, сайт Медиахолдинга на конец января 2013 г. занимал с 45-й по 64-ю позицию в рейтинге информационных ресурсов Челябинской области [3]. За все время существования портала самым высоким местом в рейтинге была 7-я позиция, что зависит от ежедневной посещаемости сайта. При этом стоит заметить, что Медиахолдинг является одним из двух медиаобразовательных проектов, входящих в данные рейтинга (электронная версия газеты от «7 до 17» занимает в рейтинге строку ниже 100-го места).
Уже из анонса на сайте можно сделать некоторые выводы о тематическом и жанровом наполнении сайта: «Информационная поддержка
самых интересных, уникальных событий и мероприятий города и области» [4].
Проанализируем контент учебного портала подробнее, при этом в качестве материала исследования возьмем статьи и видеосюжеты, опубликованные с 20 декабря 2012 г. по 1 февраля 2013 г. (всего за это период на сайте было размещено 30 материалов). Этот промежуток выбран как наиболее оптимальный для того, чтобы на основе представленных материалов сделать необходимые нам выводы касательно жанрово-тематической специфики сайта. Представим данные анализа в таблице.
Таким образом, мы видим, что как с точки зрения тематики, так и жанров, контент ме-диаобразовательного портала ограничен. По
Материалы, опубликованные с 20.12.2012 по 01.02.2013
Название материала Тематика Жанр
Соревнования-шоу «Джимкана» в Златоусте. Янв. 31, 2013. Анонс мероприятия, молодежная тематика, спорт Информационное сообщение
Удачная чертова дюжина! В полночь с 12 на 13 февраля с 00.00 до 01.00 книжный магазин «Читай-го-род» проводит беспрецедентную акцию «Час Удачи». Янв. 30, 2013. Анонс мероприятия, молодежная тематика, литература Информационное сообщение
Целая поляна снежных сказок. Прошел первый городской фестиваль снежных скульптур. Янв. 28, 2013. Событие, тематика не ограничена Информационная статья
Преподаватели журфака обсудили «хронические болезни» профессии. Янв. 26, 2013. Событие, «факультетская» тематика Информационная статья + фоторепортаж
Поздравляем с юбилеем! (Б. Н. Кир-шина). Янв. 24, 2013. Событие, «факультетская» тематика Информационное сообщение
Студия-театр «Манекен»: афиша на февраль-март. Янв. 24, 2013. Анонс мероприятия, молодежная тематика, театр Информационное сообщение
Французский карнавал в Челябинске Янв. 23, 2013. Анонс мероприятия, молодежная тематика, культура Информационное сообщение
Всемирноизвестный цирк Cirque du Soleil посетит Челябинск. Янв. 22, 2013. Анонс мероприятия, тематика не ограничена Расширенное информационное сообщение
Челябинские волонтеры отправились на тестовые соревнования в Сочи. Янв. 22, 2013. Событие, молодежная тематика, спорт Расширенное информационное сообщение
Название материала Тематика Жанр
10 февраля: «Flea market». Янв. 21, 2013. Анонс мероприятия, молодежная тематика, фотография Информационное сообщение
Мастер-класс для школьников! Янв. 19, 2013. Анонс мероприятия, «факультетская» тематика Информационное сообщение
Конкурс PolitPRpro. Янв. 18, 2013. Анонс мероприятия, студенческая тематика Информационное сообщение
Настоящая жизнь - в пути. Янв. 17, 2013. Туризм Тематическое интервью
Виртуоз руля: традиции и дебюты. Янв. 15, 2013. Спорт, студенческая тематика Информационный отчет о мероприятии + фоторепортаж
Кунашак вновь примет виртуозов руля. Янв. 10, 2013. Анонс мероприятия Спорт, студенческая тематика Информационное сообщение
Школа профсоюзного актива. Дек. 31, 2012. Студенческая тематика, университет Информационный видеосюжет
Курс верстки для журналистов ЧелГУ. Дек. 28, 2012. Анонс мероприятия, «факультетская» тематика Информационное сообщение
Политика в моде, осведомленность - нет. Дек. 25, 2012 Политика, молодежь Информационно-аналитическая статья
Сессия как диагноз. Дек. 25, 2012. Студенческая тематика Информационная статья
Айфо в Челябинске. Дек. 24, 2012. Молодежная тематика, музыка Информационный видеосюжет
Билеты на Матч звезд КХЛ теперь в Челябинске. Дек. 24, 2012. Анонс мероприятия, спорт Расширенное информационное сообщение
Вечера встречи выпускников журфа-ка: закулисье. Дек. 23, 2012. «Факультетская» тематика Информационное интервью
25 лет журналистике на Южном Урале 21 декабря в театральном корпусе ЧелГУ прошел вечер встречи выпускников факультета журналистики. «Факультетская» тематика Информационная статья (отчет)
Родственники Деда Мороза. Дек. 23, 2012. Тематика не ограничена Информационная статья
Стать тем, кем хочешь. Дек. 23, 2012. Молодежная тематика, музыка Информационное интервью
Блюз: быть или не быть? Дек. 23, 2012. Молодежная тематика, музыка Информационный репортаж
Как стать олимпийским волонтером. Дек.22, 2012. Спорт Информационная статья
Эль-радио - сто четыре и девять fm. Дек. 22, 2012. Молодежная тематика, музыка, журналистика Информационный репортаж
Снимки, на которых тишина. Дек. 20, 2012. Фотография, культура Информационная статья
Андрей Кочергин: «Храни вас Бог!». Дек. 20, 2012. Культура, литература, спорт Информационный репортаж
данным результата анализа, 97 % материалов относятся к информационным жанрам. Художественно-публицистических жанров на сайте за данный промежуток времени обнаружено не было. Немалую долю всех материалов (37 %) составляют анонсы мероприятий, а, соответственно, только 63 % приходится на полноценные развернутые журналистские тексты. При этом преобладает жанр информационной статьи, в то время как в жанрах интервью и репортажа мы обнаружили всего по 10 % материалов.
Событийные статьи занимают 87 % контента, тематическим материалам отведено всего 13 %.
С точки зрения тематики материалы расположились следующим образом: молодежь -47 %, из них студенчество - 27 %, журфак -20 %, культура - 27 %, спорт - 23 %, музыка - 13 %, фотография и литература по 7 %, политика, туризм и театр - по 3 %. На общие темы, не ограниченные половозрастными, социальными и иными характеристиками всего на сайте размещено 10 % материалов.
Сайт в основном содержит текстовую информацию, проиллюстрированную фотографиями. За исследуемый нами промежуток времени аудиоматериалов на сайте размещено не было. Из 30 рассмотренных публикаций всего 2 были в аудиовизуальном формате (видеосюжет).
Появляется значительное противоречие -несмотря на отсутствие ограничений из вне (студенты полностью осуществляют работу на сайте сами, за исключением некоторых материалов, публикуемых в рамках «Выпуска учебных СМИ»), происходит внутреннее ограничение жанрово-тематического разнообразия самими авторами материалов. Ориентация на оперативность, а как следствие на событийность, краткость, информационный ракурс подавляют творческое начало автора статьи, не дают ему выстроить и реализовать необходимую концепцию материала. Из перечисленных нами факторов, влияющих на содержание традиционных учебных СМИ, только последний (корпоративный фактор) в полной мере реали-
зуется в медиаобразовательных Интернет-проектах, остальные же практически не играют роли. При этом на основании данного исследования мы можем выделить факторы, влияющие на формирование контента именно многофункционального учебного СМИ в Интернете:
- стремление к оперативности;
- «погоня» за рейтингом посещаемости сайта;
- замена качества материалов на их количество.
С одной стороны, обучение навыкам оперативности и работе в информационных жанрах соответствует тенденциям времени и является широкой площадкой для студентов в данном ракурсе работы. С другой стороны, ориентация исключительно на количество материалов и обновлений превращает процесс журналистского творчества в работу «по шаблону» и не позволяет автору обозначить и реализовать свою уникальную творческую концепцию.
Список литературы
1. Журналистика [Электронный ресурс] // БЭС. URL: http://www.edudic.ru/bes/21296/.
2. Морозова, А. А. Медиаобразователь-ные интернет-проекты в челябинском радиопространстве // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе : материалы междунар. практ. конф. Челябинск, 2010. С. 110-115.
3. Новости и СМИ Челябинск [Электронный ресурс] // Рейтинг сайтов. URL: http:// www.liveinternet.ru/rating/ru/351/media/index. html?page=2.
4. О Медиахолдинге [Электронный ресурс] // Медиахолдинг Первый студенческий. URL: http://1mediahold.ru/about/.
5. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации : монография. Челябинск, 2007. 270 с.