МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ
А. А. Морозова, Е. Ю. Юдина
Челябинский государственный университет
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИИ
Статья посвящена важному в настоящее время и не менее перспективному вопросу - необходимости и возможности внесения в контент учебных средств массовой информации (медиа-образовательных проектов) существенных изменений, основанных на трансформации функциональных особенностей такого издания. Сегодня в медиаобразовательном пространстве, равно как и в профессиональных СМИ, возникает потребность в смене медийного ракурса - помимо информационного и развлекательного компонентов аудитория нуждается в социальной журналистике, которая доносит до общества его основные проблемы, предлагает их пути решения, позволяет каждому индивиду задуматься как о собственной социальной миссии, так и о положении общества в целом. Авторы рассматривают место, специфику и проблемы функционирования социальной журналистики в студенческом интернет-издании. Данный проект выбран в качестве материала исследования не случайно. Во-первых, именно студенты станут «завтра» профессиональными журналистами, которым будет необходимо обладать навыком работы с социальной журналистикой. Во-вторых, аудитория таких учебных СМИ - молодежь, которая как никто другой нуждается в познании «болезней» современного общества и поиска путей их решения. Уже сегодня медиаобразовательные проекты оказываются включенными в данный процесс, а интернет-пространство способствует широкому распространению социальной тематики. Авторы статьи выделяют критерии социальной журналистики, которые оказываются применимы и для учебных средств массовой информации. А материалы, создаваемые в рамках медиаобразовательных проектов, имеют свои тематические, жанровые, функциональные и прочие особенности. Итогом исследования является выделение основных компонентов, необходимых для написания материала на социальную тему.
Ключевые слова: социальная журналистика, критерии, компоненты, медиаобразовательный проект, интернет-издание, учебное средство массовой информации, студенческое средство массовой информации.
Введение. Учебные средства массовой информации, а, в частности, студенческие меди-аобразовательные проекты вне зависимости от вида СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет), как правило, акцентируют внимание аудитории на вопросах молодежи, освещают события университетского или факультетского характера, стремясь к подаче информации в развлекательном ключе. Но, тем не менее, даже в рамках учебного медиа существует и должен существовать сегмент так называемой «серьезной» журналистики, которая бы занималась проблемами общества, обучала, информировала и воспитывала молодое поколение. Так в профессиональной журналистике выделилось целое направление, которое занимается всеми «болезнями» общества, отстаивает права человека, заботится о качестве медицинского об-
служивания, образования, проблемах существования человека. Социальная журналистика в России появилась еще в период перестройки, но актуализировалась в начале 90-х годов XX века, когда изменение политического строя в стране и коммерциализация средств массовой информации привели к возможности обсуждать открыто те вопросы, по которым раньше дискутировать было не принято. Конец 90-х и начало 2000-х годов уступили в СМИ место развлечениями и «глянцу», но в последние годы с широким распространением глобальной Сети снова возникла такая социальная журналистика, которая смогла адекватно заявить обществу о нем самом: в материалах не абстрактные люди и проблемы, а то, что должно волновать на самом деле. Но самое главное то, что общество узнает себя и готово решать искать пути решения проблем.
Такая тематика, на наш взгляд, актуальна не только для аудитории профессиональных СМИ, но и для авторов и потребителей медийного контента медиаобразовательных изданий, поскольку студенты будут, с одной стороны, учиться создавать журналистские материалы на социально значимые темы, с другой, - получать необходимую информацию социального характера.
Изучать социальную журналистику в аспекте Интернета нам кажется наиболее перспективным направлением сегодня, поскольку последние несколько лет большая часть жизнь человека протекает именно в Сети. К тому же в Интернете общество наиболее свободно высказывает своё мнение: люди выкладывают видеоматериалы и прочие документы, подтверждающие неправомерное отношение между вышестоящими инстанциями и людьми; задают вопросы, касающихся социальных отношений, выстраивают диалоги на важные общественные темы. Относительно студенческой аудитории популярность интернет-СМИ вообще не вызывает вопросов - каждый учащийся ежедневно посещает сетевые ресурсы. Поэтому в настоящей статье предпринята попытка изучения феномена социальной журналистики в студенческом интернет-издании, в отношении которого учащиеся являются как авторами, так и аудиторией.
Разработанность вопроса. Изучением социальной журналистики в России занимаются Т. И. Фролова [7, 8], И. М. Дзялошинский [2], В. Ф. Олешко [4], Г. Макашина [3] и другие исследователи. Можно сказать о том, что количество и объем трудов по интересующей теме не настолько велики, чтобы объять и объяснить все проблемы социальной журналистики, но достаточен для того, чтобы сформировать представление о ключевых понятиях и специфике данного направления.
Ядром социальной журналистики, тем, вокруг чего строится журналистский материал, является социальная проблема. В Оксфордском толковом словаре по психологии под социальной проблемой понимается «общий термин, используемый для обозначения любой ситуации, которая, с точки зрения значительного числа людей в сообществе, считается составляющим проблему, достаточно серьезную для того, чтобы требовать реформы» [5].
Иными словами, под социальной проблемой понимается кризисная ситуация, которая требует незамедлительного поиска решения. К
таким ситуациям, как правило, относят: состояние экологии, проблемы социально-экономических отношений, вопросы, касающиеся незащищенных слоев населения, противозаконные отношения с работодателями, вопросы к вышестоящим органам, благотворительность, проблемы рождаемости, вопросы молодежи, нравственное воспитание и др.
О том, что такое социальная журналистика также рассказывает Г. Макашина [3] в своей работе «Социальная журналистика как новый тип журналисткой деятельности». В ней даётся два определения социальной журналистики: 1. Социальная журналистика - «деятельность, предметом которой являются социальные проблемы и болезни общества: положение в обществе различных потенциально уязвимых социальных групп (пенсионеров, сирот, многодетных семей, переселенцев и других), соблюдение прав человека, благосостояние граждан, качество медицинского обслуживания и образования, ухудшение экологической обстановки и т. д.»; 2. Социальная журналистика - «атрибут социальной политики, которую осуществляет государство, исходя из официально признанной идеологии и морали общества».
Также не остаются в стороне и высказывания журналистов-практиков о проблеме социальной журналистики. Так на сайте издания «Русский Журнал» опубликовано выступление Светланы Рейтер, специального корреспондента Esquier, в цикле «Новая социальная журналистика» [1]: «Я поняла, что про людей, о которых мне было бы интересно писать, можно сказать ровно одну фразу: они никому не нужны. Преимущественно пишу в журнале Esquire, довольно долго писала в журнал "Большой город". Вот туда я делала репортажи про людей, которые никому не нужны. Я продолжаю этим заниматься и буду продолжать этим заниматься, потому что мне кажется, что до тех пор, пока будут существовать такие проблемы, нет более правильного журналистского занятия». Это высказывание можно по праву считать базисным, лежащим в основании, в так называемом «фундаменте» всего принципа социальной журналистики.
В социальной журналистике выделить отдельную типологию довольно-таки сложно. Ведь любая журналистика социальна, главная её задача - служить общественным интересам, которая в свою очередь является главным составляющим качественной журналистики. Социально ориентированными являются многие
материалы и о политике, и об экономике, и о культуре, и о многом другом.
Но на сегодняшний день, социальная журналистика развивается в двух направлениях:
1. СМИ организовывают, либо освещают различные акции, направленные, как на положение социально незащищённого класса, так и на отдельную судьбу социально незащищенного человека;
2. СМИ создают социальные проекты, целью которых является привнесение в общество идеи доброго, милосердного [9].
Для того чтобы составить типологию для социальной журналистики, необходимо разграничить её по функциональным и предметно-содержательным признакам. В приоритете творческие методы, свободное владение выразительными средствами, различные приемы журналистской деятельности, формы подачи материалов, так как эти методы помогают показать то, как мы уже отметили выше, кризисное и ущербное, что есть в обществе. Наиболее востребованными жанрами для социальной журналистики являются «исследовательско-новостные - расширенная заметка, письмо, корреспонденция, комментарий и исследовательско-образные формы - зарисовка, human story, эссе» [9]. Кроме этого, мы относим к социальной журналистике такие жанры, как репортаж и статья (как аналитический жанр журналистики).
Обратимся к Т. И. Фроловой, которая выделяет основные аспекты профессиональной деятельности социального журналиста:
• отражение в прессе проблем социальной сферы в ее связях с другими сферами общественной жизни;
• анализ любой информации с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества;
• использование профессиональных ресурсов и особых методов, формирующих творческое своеобразие социальной журналистики;
• вовлечение в информационный обмен самих граждан, создание их собственных информационных ресурсов [8].
На наш взгляд, вышеперечисленные аспекты являются основополагающими критериями для успешной подачи социальных материалов.
Также мы считаем целесообразно сослаться на статью Е. Упоровой «Социальная информация на радио: современные подходы», где она выделяет главные особенности социальной информации:
• эмоциональность;
• катастрофичность;
• многогранность;
• неоднозначность;
• обилие статистики;
• специфическая терминология [6].
По нашему мнению, данные исследования и выделенные в них особенности применимы и к социальным материалам в Интернете.
Опираясь на изученные нами труды, в которых выделяются основные базисы социальной журналистики, мы разработали собственные критерии, характеризующие журналистский материал интернет-ресурса как социально значимый, то есть относящийся к социальной журналистике:
1. Наличие социальной проблемы;
2. Наличие героя, рассказа о его проблеме;
3. Полноценный анализ сложившейся ситуации;
4. Комментарии компетентного человека (эксперта);
5. Присутствие связи с человеком или обществом;
6. Попытка найти пути решения проблемы.
Материалом исследования стало рассмотрение учебного студенческого интернет-издания «Порадуй слона!» (http://journ-csu.livejournal. com/) на предмет социальной журналистики.
Учебный портал создан на базе «Живого Журнала», хотя блог в данном случае является лишь площадкой для публикации студенческих работ, и материалы не носят дневниковый характер. Данное средство массовой информации было создано 16 ноября 2013 года студентами второго курса направления «журналистика» Института гуманитарного образования Челябинского государственного университета. Как правило, материалы выкладываются в блог ежедневно, но в разном количестве: всё зависит от активности учащихся. Также имеется паблик в социальной сети «ВКонтакте», где все статьи дублируются и, кроме того, в группе выкладываются радио- и видеоматериалы студентов. В редакции блога - 28 человек (авторов) в возрасте от 18 до 27 лет: студенты второго курса и преподаватель по Выпуску учебного сайта. Аудиторией блога «Порадуй слона!» преимущественно являются студенты и преподаватели университета (50 % в возрасте от 18 до 21 года, 13 % - люди в возрасте от 45 лет). По гендерному признаку блог больше посещают женщины (80 %).
Для статьи каждый студент выбирает тему самостоятельно, но, тем не менее, предвари-
тельно согласовав её с преподавателем. Несмотря на то, что блог студенческий, об университете в нём пишут мало. Контент больше ориентирован на молодёжь в целом, чем на учащихся ЧелГУ.
Анализ феномена социальной журналистики в публикациях студенческого интернет-издания (на примере блога «Порадуй слона!»).
Мы провели как количественный, так и качественный методы анализа материалов.
Количественный анализ заключается в рассмотрении всех опубликованных материалов на момент написания нашей работы и исследования их на предмет наличия выделенных нами критериев социальной журналистики.
Опираясь на теоретическую главу, мы считаем основным критерием социального материала - «Наличие социальной проблемы». Именно поэтому полужирным шрифтом мы выделили те материалы, в которых колонка под номер «1» соответствует знаку «+», то есть материалы с социальной направленностью.
Мы проанализировали 142 материала (все опубликованные материалы на момент написание нашего научного труда), из которых лишь 9 (6 %) соответствуют критериям, установленным нами выше. Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальная тема не особо интересна студентам-журналистам с точки зрения авторского подхода к написанию статьи.
Далее мы перешли к качественному анализу социальных материалов, которые мы выделили ранее. Мы оценили содержательность и смысловую целостность статьи, используя те же критерии, что и в предыдущем методе.
«Благотворительность как состояние души» (http://journ-csu.livejournal.com/885.html) - статья написана в жанре информационно-аналитического интервью. Здесь поставлена социальная проблема: оказание помощи детям-сиротам. Герой - девушка, которая уже не первый год самостоятельно занимается благотворительностью. На наш взгляд, она является компетентным человеком (экспертом) по данной социальной проблеме. Также в данной статье мы выделяем непосредственное присутствие связи с обществом, ведь дети-сироты такое же будущее, как и дети из семей, и именно от вмешательства общества в их жизнь зависит, насколько сироты смогут стать его частью. В интервью присутствуют попытки найти пути решения проблемы, сама героиня демонстрирует нам этот путь - занятие благотворительностью. Кроме того, она предлагает свои спо-
собы помощи детям: организовывать праздники, водить детей в театр, цирк. Таким образом, статья «Благотворительность как состояние души» соответствует всем шести заявленным критериям социальной журналистики.
Следующий материал «Сделаем мир уютнее вместе» (http://journ-csu.livejournal.com/4106. html) - событийный репортаж с акции «Скажи своё слово» с большим количеством последовательно сделанных фотографий. В материале рассматривается проблема загрязнения окружающей среды. Здесь отсутствует герой, нет рассказа о проблеме, хотя, на наш взгляд, необходимо было поговорить с людьми, которые пришли на акцию. Именно поэтому, мы считаем целесообразно выделить ещё один критерий, восьмой по счёту: «Разнообразие мнений людей». Ведь любая журналистика, в особенности социальная, направлена на контакт с человеком. Авторы составили полноценный анализ акции, рассказали обо всём, что происходило на празднике, соблюдая временные рамки, но в данной статье отсутствует комментарий компетентного человека (эксперта), что является непосредственно недостатком данного материала. В материале присутствует связь с обществом, ведь именно люди создают вокруг себя благоприятную атмосферу, и это непосредственно наша задача сохранить окружающую среду незагрязнённой и здоровой. Также предлагается путь решения проблемы: организаторы призывают людей не загрязнять природу, зимой делать кормушки для птиц и одевать деревья в тёплую материю. Мы видим, что материал «Сделаем мир уютнее вместе» соответствует четырём (учитывая новый) критериям социальной журналистики из семи. Кроме того, мы выявили ещё один критерий «Разнообразие мнений людей», который далее будет учитан при анализе.
«Срочный сбор или срочный побор?...» (http://journ-csu.livejournal.com/42961.html) -материал написан в жанре статьи. Здесь поднимается такая социальная проблема как мошенничество в Сети: как отличить реальную просьбу о помощи от просьбы обогатиться за чужой счет? Героем данной статьи можно считать девушку, являющуюся администратором группы в социальной сети «ВКонтакте», в которой объявлен сбор средств на лечение ребенка. Также ее можно считать и в качестве компетентного человека, то есть эксперта. Она рассказывает о сложностях, с которыми они сталкивались в ходе ведения группы: списание денег со сче-
№ п/п Название материала 1 2 3 4 5 6
1 Прокатимся с ветерком, или как выбрать снаряжение для сноуборда - - + + + -
2 Осенние фоторассказы вдохновят любого - - - + + -
3 Фигурное катание - вся жизнь - + - - + -
4 Благотворительность как состояние души + + + + + +
5 «Мама, я не хочу детей!» + - + - + -
6 Непобедимый Китай: или как сэкономить на привычных вещах? - - + + + +
7 «Ты помнишь, как всё начиналось...» - + - + - -
8 Развлекись, студент! - - - - + +
9 Сделаем мир уютнее вместе + - + - + +
10 Дрессированные гусеницы, Жигуль и скоростные бабушки. - - - + + -
11 «Школа для дураков» учит жить - - - - + -
12 «Разыграйте меня кто-нибудь..» - - - - + -
13 По ту сторону жизни - - + + + -
14 По обломкам истории: путешествие в 1918 год - - + - + -
15 А никто и не думал шуметь, Вася пел, ведь нельзя же не петь!..» - - - + + -
16 Вставайте, граф, Вас ждут великие дела - - - - + +
17 Рождество за океаном - + + - + -
18 Олимпийский огонь в «суровом» городе - - + + + -
19 Распишем тело... хной!? - + - + + -
20 В ожидании чуда, или что посмотреть под Новый год? - - + - + +
21 Основатель almamater или первый ректор ЧелГУ - + - + - -
22 Эстафете все возрасты покорны - - - - + -
23 Новый год - лишь выходной - + + + + -
24 Как поймать свою Музу? - - + - + +
25 «Свой мотоцикл я строил с мыслью, что он нелегальный и у меня нет прав» - + - + + -
26 Встретить новый год без последствий? Возможно! - - + + + +
27 Весточки со всего мира: или что такое посткроссинг? - - + - + -
28 Вокруг пельменя - - - + + -
29 Ёлка: быть или не быть? + - + + + +
30 Лето в январе - - + + + -
31 Как правильно загадать желание под Новый год - - + - + +
32 Евгения Ставриде: «неизвестная девочка миру» и поэзия не для всех - + + + + -
33 Низкий ТАЗ - радует глаз! - - + + + -
34 Больше не бедные студенты - - - - + +
35 Топ-5 уютных кафе Челябинска, в которых можно согреться холодной зимой
36 Лучшую молодежь Челябинской области наградили на «Студенческой ассам-блее-2013»
37 Праздник «шиворот-навыворот»
38 Танцевальная сказка - - - + + -
39 Как студенты ЧелГУ учатся толерантности в столовой - - + + + +
40 Подарок от «Бусинкодела»
41 Билет в Азию без обратного конца - + - + - -
42 Отличная прогулка с динозаврами
43 Истории с Дедом Морозом, о которых не стоит рассказывать детям
44 С бластером наперевес, или игра в лазертаг - - + - + -
45 Откровение конкуросомана - - + - + -
46 Ящер или вооруженное нападение на биологов - + - + - -
47 Игра в войну для взрослых - - + - + -
48 Как уберечь себя от простуды: простые советы - - - - + +
49 Обратная сторона сессии, или время сессии в глазах преподавателей - - - + + -
50 Как Новый год проведешь, так его и встретишь +
51 Девять способов встретить Новый год +
52 В Новый Год с новым Шерлоком
53 Какая гадость - эта ваша заливная рыба
54 Письма в будущее
55 Интервью со Снегурочкой - + + - + -
56 Новогодний подарок придет в феврале - - + + + -
57 Новые формы общения, или чем живёт библиотека кроме книг - - + + + -
58 «Ты там, Сатана? Это я, Мэдисон» (Рецензия на книгу «Проклятые» Чака Па-ланика)
59 КиноНочи в Челябинске - уже традиция - - + - + -
60 Всего год! Целый год... - - - - + -
61 Рождество: отмечать или нет - вот в чем вопрос! - - + - + +
62 ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО - - - + + -
63 Лучшие приложения для мобильных устройств
64 Рэп - стихи со смыслом - + - - + -
65 Риэлторы: реальная помощь или деньги из воздуха? + + + + + -
66 «ТАЙНАЯ КОМНАТА»: необычное путешествие в обычную школу - - + + + -
67 Социальная реклама спасет мир - - + - + -
68 Игры, которые мы заслужили вместе с тобой! - - + - + -
69 Сколько студент тратит на проживание в месяц, или откровения Елены Костромитиной + + + - + -
70 ЛУИЗА ГИЛМИ: мы двигаем свою культуру в массы - + + - - -
71 Мыльная опера: в ожидании очередной серии - - + - + -
72 Дмитрий Пищулин: «Главное в любом видео - это идея» - + + + - -
73 Нас не догонят! - - + - + -
74 Олимпиада в Сочи: День второй - - + - + -
75 Памятка для велотуриста - + - - - -
76 Челябинск - Белгород - Орел - Белгород - Челябинск - - + - - -
77 Тебе не лень? - - - - + -
78 Политика в лицах - - + - + -
79 «Я веду всё, кроме детских праздников и похорон.» - + + - + -
80 Олимпиада в Сочи: пока седьмые - - + - + -
81 Откуда берутся дети - + + - + -
82 LoveMarket: «Дарите любовь» - - + + - -
83 «У слепого училась чтению.» - + + - + -
84 Ахматовский «Монолог» - - + - + -
85 Надоела Франция. Хочу в Канаду - + + - + -
86 Экология сегодня. Экология всегда + - + - + +
87 Россия - США: Дацюк противО'Ши
88 Многоликий Шерлок Холмс - - + - - -
89 Первая неделя Игр - - + - - -
90 +1 к карме, или как важно делать добро - - - - + -
91 День «Космического странника» - - - + - -
92 Москва 1980 - Сочи 2014 - - + - - -
93 Мультфильмы, которые стоит показать своему ребенку - - + - + +
94 Покупки по Сети - - + - + -
95 Вот она - родина хоккея и Джима Керри - + - - - -
96 Деловая ФОРМАльность - - - - + -
97 Выбери свое трудовое лето! - - + + + +
98 Ленинский район: мифы и правда - - + - + -
99 Чёрный день тоже отмечают - - + - + -
100 Эксперимент: неделя без социальных сетей - + + - - -
101 Цирк дю Солей уже не тот? - - + - + -
102 Руки не крюки - - + - + -
103 О Музе, дизайне и котиках (Рецензия на книгу Яны Франк «Муза, где твои крылья?»)
104 Эти волшебные узоры
105 Танец по-корейски - - + - + -
106 «Если бы не университет, я бы не смогла» - + + - - -
107 «Космический пришелец»: воспоминания год спустя
108 Лечение творчеством - - + - + -
109 Смотреть или слушать? - - + - + -
110 Артбук: что это такое и с чем его едят - - + - + -
111 Срочно выброси мусор. изо рта - - + - - +
112 Олимпиада в Сочи: уже в пятерке - - + - + -
113 Ходячий замок
114 В активном поиске... работы своей мечты - - - - + +
115 Такой полезный Интернет - - + - - -
116 11 вещей, которым тебя забыли научить в школе
117 Техника японского искусства
118 Не учись безделью, а учись рукоделию
119 Бить или не бить?
120 Вредные советы для. студентов!
121 Олимпиада в Сочи: просто лучшие - - + - + -
122 Защитники отечества вышли на поле боя - - + - + -
123 Фестиваль танцев студенческих отрядов - - + + + -
124 И модно, и глазам приятно. (Что может рассказать оправа о вашем характере) - - + - + -
125 Очумелые ручки: привычные вещи без химии - + + - - -
126 Время, когда не было «Вконтакте» - - + - + -
127 Трактор - Торпедо. В шаге от провала
128 Вредные советы для студентов 2: шпаргалки
129 Формула-1. Россия в Королевских гонках
130 Олимпиада «изнутри»: как быть волонтером и не сфотографироваться со спортсменом - - + - + -
131 8 марта: ожидание и реальность
132 Несколько слов о «Бесах»
133 Отражение Тарковского
134 Не бульварное чтиво
135 Чёрная кошка перебежала дорожку, или как справиться с весенней депрессией - - + - - +
136 Футбольная битва: ЦСКА - Зенит. Великое противостояние
137 Менять или не менять, вот в чем вопрос? - - + - + +
138 Несъедобная кулинария: готовим с пользой
139 Скорбное время российской журналистики или как не пасть духом
140 Несъедобная кулинария: готовим с пользой (продолжение)
141 Есть или не есть? + - - + + -
142 Срочный сбор или срочный побор?... + + + + + +
тов; создание других групп от имени больного ребёнка, но с другими реквизитами, и многое другое. Автор статьи проводит полноценный анализ ситуации, выявляет причины недоверия общества к подобным группам, рассматривая различные точки зрения людей, чем выполняет и выявленный нами новый критерий «Разнообразие мнений людей». Также мы наблюдаем непосредственную связь с обществом по ряду причин. Во-первых, беда может случиться с любым человеком и он, вероятнее всего, обратится за помощью к обществу. Во-вторых, помогая ближнему, люди становятся «человечнее», внимательнее к другим. В-третьих, есть надежда, что создание таких групп когда-нибудь обратит внимание властей на создание бесплатного, но качественного здравоохранения в нашей стране. Ведь большинство людей, которые собирают деньги, лечатся за рубежом, не доверяя отечественной медицине. Также автор статьи пытается найти пути решения сложившейся проблемы: составляет правила, которые помогут человеку, желающему перевести деньги, не стать жертвами мошенников. Проанализировав статью по заявленным критериям, мы приходим к выводу, что статья соответствует всем семи критериям социальной журналистики.
«Ёлка: быть или не быть?» (Шр:/^оит^и. livejournal.com/11693.html) - материал также написан в жанре статьи и приурочен к Новому году. Здесь поднимается проблема охраны окружающей среды. Герой как таковой отсутствует, хотя повествование идет от первого лица и автор упоминает обстановку, которая его окружает. К празднованию Нового года на улицах нашего города появляется много точек, где торгуют живыми ёлками. Автор проводит полноценный анализ ситуации: приводит конкретные цифры, суммы, которые устанавливаются на легальных и нелегальных точках продажи; рассуждает о том, какой ёлки стоит отдать предпочтение: живой или искусственной. Комментарием компетентного человека (эксперта) здесь можно считать человека, работающего на продаже ёлок. Он рассказывает обо всей процедуре продажи деревьев. К тому же происходит демонстрация присутствия связи с обществом, ведь живой ёлке есть прекрасная альтернатива - искусственная, но большинство людей всё равно отдают предпочтение настоящим деревьям, потому что они так привыкли. Здесь наглядно видно, что общество не волнует вырубка леса, главное для людей - удовлет-
ворить свои потребности. Ведь именно спрос рождает предложение, а не наоборот. Также автор приводит достаточное количество путей решения проблемы. Во-первых, предлагается выращивать деревья специально к празднику, а не вырубать их в близлежащем лесу. Во-вторых, можно ставить искусственную ёлку и использовать живые ветки. В-третьих, контролировать легальную продажу. И, в-четвертых, когда придёт время убирать ёлку, не выбрасывать её на свалку, а отвозить в зоопарк или в специально оборудованные места для их переработки. Критерий «Разнообразие мнений людей» выполняется здесь частично, так как представлено только одно мнение. Таким образом, в статье «Ёлка: быть или не быть?» присутствуют шесть критериев из семи заявленных, что позволяет считать материал социальным.
«Экология сегодня. Экология всегда» (http:// journ-csu.livejournal.com/27358.html) - публикация представлена в жанре статьи. Здесь автор вновь обращается к такой социальной проблеме, как загрязнение окружающей среды. Он говорит об уровне экологии нашего города. Герой отсутствует. Критерий «Полноценный анализ сложившейся ситуации» выполняется в полной мере. Автор находит обращение жителей города к Д. А. Медведеву с просьбой «прекратить захоронение радиоактивных отходов на территории Челябинской области»; проводит опрос среди жителей нашей области об уровне экологии. Но в статье отсутствует комментарий компетентного человека (эксперта), что, на наш взгляд, является серьёзным недостатком материала. Связь с обществом в статье присутствует. Кроме того, автор пытается найти пути решения проблемы. Таким образом, выполняются пять из семи критериев, что позволяет отнести материал «Экология сегодня. Экология всегда» к социальной журналистике.
Материал «Мама, я не хочу детей!» (http:// journ-csu.livejournal.com/1037.html) также написан в жанре статьи. Автором ставится социальная проблема - распространение движения «Childfree». Герой отсутствует. Анализируется сложившаяся ситуация, рассказывается история появления движения, выясняются причины молодых пар отказываться от возможности стать родителями. В материале отсутствует комментарий компетентного человека (эксперта), имеются лишь мнения аналитиков, взятые из Интернета. Связь с обществом непосредственная, ведь движение «Childfree» призывает отказаться от продолжения собственного
рода. Но возникает справедливый вопрос: кто останется после нас? Пути решения проблемы автор не приводит, ведь каждый для себя сам решает: рожать детей или нет. Присутствует разнообразие мнений людей. Автором выполняется четыре из семи критериев социальной журналистики.
В статье «Риэлторы: реальная помощь или деньги из воздуха?» ^Пр://^ит^и.1^е^ита1. сот/21997.Ыт1) ставится проблема поиска съёмного жилья. Героем здесь является сам автор материала. Он анализирует общую ситуацию поиска квартиры через риэлторов, рассказывая о своём неудачном опыте. На наш взгляд, здесь присутствует полноценный анализ сложившейся ситуации. Также есть комментарий компетентного человека (эксперта), им является руководитель отдела риэлтерской компании. Материал имеет связь с обществом, так как почти каждому человеку хоть раз в жизни требуется снять квартиру, и он невольно попадает к риэлторам. В статье отсутствует попытка найти пути решения проблемы. Сказано лишь, что лучше искать комнату через друзей, знакомых, социальные сети, что оказывается не достаточным. Критерий «Разнообразие мнений людей» выполняется. Итак, в материале выполняются шесть из семи критериев, поэтому его можно считать социальным.
«Сколько студент тратит на проживание в месяц, или откровения Елены Костромитиной» (http://journ-csu.livejournal.com/22967.html). Здесь рассматривается такая социальная проблема как уровень жизни студента. Герой - сам автор. Девушка полноценно анализирует свой месяц проживания, учитывая все расходы. Комментарий компетентного человека отсутствует. Присутствует связь, как с человеком, так и с обществом. Автор рассматривает конкретно свой уровень жизни, при этом, делая акцент на то, что любому студенту, особенно живущему отдельно от родителей, приходится тратить много денег. Пути решения проблемы не представлены. Также отсутствуют мнения людей. Таким образом, выполняется четыре из семи заявленных критериев. Для более достоверной информации автору стоило полнее раскрыть данную проблему, пообщаться со своими однокурсниками, попытаться найти какой-то путь решения.
В событийной информационной заметке «Есть или не есть?» (http://journ-csu. livejournal.com/42056.html) затронута такая социальная проблема, которая характеризует образ жизни некоторых людей - вегетарианство.
Герой отсутствует, также отсутствует полноценный анализ сложившейся ситуации, лишь небольшая заметка с международного дня отказа от мяса. Мы считаем, что автор мог бы написать полноценный репортаж, информационным поводом которого стало данное событие. Комментарий компетентного человека (эксперта) присутствует, им является организатор акции. Также присутствует связь с обществом, но не обозначены пути решения проблемы, хотя критерий «Разнообразие мнений людей» выполняется. В материале обнаружены четыре из семи представленных критериев социальной журналистики.
В ходе исследования публикаций, размещенных на учебном сайте «Порадуй слона!», мы обнаружили, что социально-ориентированные материалы, созданные студентами в качестве учебных заданий, в целом соответствуют критериям профессиональной социальной журналистики. Хотя, в то же время, имеют свои специфические черты. Также мы обнаружили, что социальная тематика представлена студентами в учебном СМИ не в достаточном количестве, как диктует необходимость современной общественной жизни.
Выводы и рекомендации.
Сегодня в рамках качественных (стремящихся к периодичности выхода и жанрово-тематическому разнообразию) медиаобразо-вательных проектов заметна тенденция к профессионализации таких изданий. В частности студенческие средства массовой информации стремятся уже не только к передаче важных сведений локального характера, но и выходят на более широкую аудиторию, благодаря более высокому уровню публикаций. Одним из индикаторов профессионализации учебных СМИ являются материалы на социальную тематику, поскольку, исходя из выделенных нами критериев социальной журналистики, можно заметить, что уровень подготовки студентов для написания таких статей должен быть достаточно высок. Данные критерии можно в то же время назвать необходимыми компонентами социальной журналистики, поскольку только при соблюдении всех этих критериев материал станет полноценной и качественной публикацией:
1. Наличие социальной проблемы (любого характера и существующей в любом ракурсе);
2. Наличие героя (рассказа о его проблеме, примеры из жизни);
3. Полноценный анализ сложившейся ситуации, включая статистику и факты;
4. Комментарии компетентного человека (чаще всего мы говорим о мнении эксперта);
5. Присутствие связи с человеком или обществом (общественная значимость);
6. Попытка найти пути решения проблемы, прогнозы;
7. Разнообразие мнений людей (не менее трех, желательно противоположных).
Но не все компоненты в равной мере присутствуют в студенческих публикациях. Как правило, студенты показывают общественную значимость вопроса и стараются дать полный анализ ситуации, но при этом зачастую материал на социальную тематику не бывает показан через личный опыт героя, также в большинстве случаев отсутствует мнение эксперта, а реже всего авторы находят и приводят пути решения проблемы. По нашему мнению, данные критерии являются наиболее сложными для выполнения, поскольку учащиеся, не являясь полноправными участниками медиапроцесса, не обладают достаточными контактами, которые помогли бы в поиске эксперта и героя, также выпуск учебного средства массовой информации составляют лишь часть всего образовательного процесса, а не являются основной деятельностью студентов. Процесс написания социальных материалов достаточно трудоемкий, поэтому мы считаем необходимым оказание преподавателем помощи студенту в поиске героев и экспертов.
Тематика социальной журналистики в учебном СМИ не представлена исключительно в аспекте студенческой жизни, а является достаточно разнообразной. Учащиеся обращают внимание не только на проблемы, которые непосредственно волнуют молодежь, но и освещают проблемы общего характера.
Публикации в студенческом интернет-издании на социальную тематику написаны в большинстве случаев в жанре статьи как аналитического жанра журналистики, в то время как жанры расширенной заметки, письма, зарисовки, human story, эссе не представлены на учебном сайте, хотя исследователи считают их подходящими для социальной журналистики.
Кроме того, мы сформулировали рекомендации по написанию социальных материалов в Интернете, которые будут полезны начинающим журналистам:
1. Если журналист ставит перед собой задачу написать о правах человека, то он заранее обречён на мучения. Материала будет много, но он не будет складываться в единую картину.
Итак, в первую очередь поставьте перед собой конкретную тему, проблему.
2. Выбирая проблему, обратите внимание, чтобы присутствовала связь с обществом или с конкретным человеком.
3. Одним из главных слов в работе журналиста является «история». Но истории, как Вы понимаете, не будет без героя. Поэтому, определившись с темой, приложите максимум усилий, чтобы найти героя.
4. Никогда не давите на своих героев, относитесь с пониманием и уважением. Ведь зачастую герой, оказавшись в непростой ситуации, может находиться в сильном эмоциональном напряжении.
5. Далее Вы должны определиться с жанром. Как мы уже отметили в теоретической главе, наиболее востребованными жанрами социальной журналистики являются: humanstory (история о человеке, сюда же входит интервью), репортаж и статья.
6. Независимо от выбранного Вами жанра, необходимо провести полноценный анализ сложившейся ситуации: предположить, почему это случилось; рассмотреть разнообразие точек зрения; предоставить комментарий компетентного человека; привести конкретные примеры.
7. Необходимо предложить пути решения проблемы, иначе Ваш материал получится безрезультатным.
8. Необходимо писать материал таким языком, чтобы читатель понял проблему, проникся ею и почувствовал себя её частью. Для этого требуется обладание безупречным даром рассказчика, чувством такта и способностью употреблять «правильное слово», чтобы затронуть читателя.
9. Для того чтобы читатель Вас запомнил, пишите «живым» языком. Не запирайте себя в рамки «официоза»: статья будет сухая и неинтересная.
10. Когда у Вас нет вдохновения, перечитайте свои старые статьи. Вероятнее всего, на фоне одной раскрытой проблемы затерялась другая, которая также требует внимания к себе.
Исходя из результатов исследования, мы можем утверждать, что учебные средства массовой информации, в частности интернет-издания, уделяют мало внимания проблемам общества, не помогают аудитории справляться с жизненными трудностями. На наш взгляд, это происходит по причине того, что начинающему журналисту достаточно сложно разобраться в сложившейся ситуации, ему не хватает обще-
го понимания проблемы, профессиональных навыков, жизненного опыта. Вероятнее всего, выделение отдельного курса для изучения социальной журналистики на факультетах журналистики помогло бы исправить ситуацию. К тому же, такой курс способствовал бы улучшению ориентации начинающих журналистов в проблемах общества и помог бы создавать качественный, достоверный, а главное, общественно значимый продукт на любой медийной площадке.
Список литературы
1. Беседа о социальной журналистике [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russ. ru/pole/Beseda-o-social-noj-zhurnalistike.
2. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям [Электронный ресурс] / И. М. Дзялошинский. - URL: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/ souchastie/Dzyaloshinsky_book_part2.pdf.
3. Макашина, Г. Социальная журналистика как новый тип журналисткой деятельности [Электронный ресурс] / Г. Макашина. - URL: http://www.infohome-altai.ru/node/436.
4. Олешко, В. Ф. Социальная журналистика: какой она должна быть в информационную эпоху? [Текст] / В. Ф. Олешко. - Вестник Челябинского государственного университета. - Сер. Филология, искусствоведение. - Челябинск, 2012. - № 5 (259). С. 113-117.
5. Ребер, А. Оксфордский толковый словарь по психологии [Электронный ресурс] / А. Ребер. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/ word/socialnaja-problema.
6. Упорова, Е. Социальная информация на радио: современные подходы [Электронный ресурс] / Е. Упорова. - URL: http://dedovkgu. narod.ru/bib/vremja.htm.
7. Фролова, Т. И. Социальная журналистика [Электронный ресурс] / Т. И. Фролова. -URL: http://ektvschool.ru/602/1598/1693/.
8. Фролова, Т. И. Социальная проблематика российской печати [Электронный ресурс] / Т. И. Фролова. - URL: http://evartist.narod.ru/ text19/063.htm.
9. Чернега, О. П. Типологические особенности социальной журналистики [Электронный ресурс] / О. П. Чернега. - URL: http://www. infohome-altai.ru/node/436.
A. A. Morozova, Chelyabinsk State University [email protected] E. Yu. Yudina Chelyabinsk State University [email protected]
PHENOMENON OF SOCIAL JOURNALISM IN STUDENT INTERNET-EDITION
The article is devoted to an important and perspective question - the necessity and possibility of implementing critical changes in the content of study mass media, the ones which are based on transformation of functional peculiarities of such edition. Nowadays in media educational space as well as in professional mass media there is a need in changing media vector - besides informational and entertaining components the audience needs social journalism, which brings to society its basic problems, suggests the ways of solution, allows each individual to think of his own social mission as well as of the society state in general. The authors consider the place, specifics and problems offunctioning of social journalism in student internet-edition. The given project is determinedly chosen as the research material. First, students will become professional journalists soon who will have to master skills for social journalism work. Next, the audience of such study mass media is youth who needs to know the modern society "illnesses" and searches for their solutions. Nowadays media educational projects are implemented in this process, and internet space contributes to the wide spread ofsocial themes. The authors of the article specify the criteria of social journalism, which may be applied to the study mass media. The materials created within media educational projects have thematic, genre, functional and other peculiarities. The result of the research is the outline of basic components needed for writing the material on social themes.
Keywords: social journalism, criteria, components, media educational project, internet-edition, study mass media, student mass media.
References
1. Beseda o sotsial'noy zhurnalistike [= Talk about Social Journalism], available at: www.russ.ru/ pole/Beseda-o-social-noj-zhurnalistike, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
2. Dzyaloshinskiy, I. M. Zhurnalistika soychastya. Kaksdelyat'SMIpoleznymi lyudyam [= Journalism of Participation. How to Make Mass Media Useful for People], available at: http://www.dzyalosh. ru/01-comm/books/souchastie/Dzyaloshinsky_book_part2.pdf, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
3. Makashina, G. Sotsial'naya zhurnalistika kak novyy tip zhurnalistskoy deyatel'nosti [= Social Journalism as a New Type of Journalism Activity], available at: http://www.infohome-altai.ru/node/436, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
4. Oleshko, V. F. (2012) Sotsial'naya zhurnalistika: kakoy ona dolzhna byt' v informatsionnuyu epokhu? [=Social Journalism: What Should It Be in Informational Epoch?], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologya, iskusstvovedenie [=Chelyabinsk State University Herald. Philology, Art Criticism.], Chelyabinsk, pp. 113-117 (in Russ.).
5. Reber, A. Oksfordkiy tolkovyy slovar' popsikhologii [= Oxford Dictionary of Psychology], available at: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/socialnaja-problema, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
6. Uporova, E. Sotsial'naya informatsiya na radio: sovremennye podkhody [=Social Information on Radio: Contemporary Approaches], available at: http://dedovkgu.narod.ru/bib/vremja.htm, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
7. Frolova, T. I. Sotsial'naya zhurnalistika [= Social Journalism], available at: http://ektvschool. ru/602/1598/1693/, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
8. Frolova, T. I. Sotsial'naya problematika rossiyskoy pechati [= Social Problematics of Russian Press], available at: http://evartist.narod.ru/text19/063.htm, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
9. Chelnega, O. P. Tipologicheskiye osobennosti sotsial'noy zhurnalistiki [= Typological Peculiarities of Social Journalism], available at: http://www.infohome-altai.ru/node/436/, accessed 18.05.2014 (in Russ.).
В. Н. Фатеев
Южно-Уральский государственный университет
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ И РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИИ
В статье поднимается актуальная для России проблема повышения качества образования и подготовки менеджеров. Автор видит одно из направлений ее решения через учет специфики их профессиональной деятельности, предметом и средством труда в которой является информация. Исходя из этого особую значимость в образовательной программе менеджеров приобретает медиаобразование, которому традиционно уделяется недостаточное внимание.
Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка менеджеров, информационный характер труда, медиаобразование
Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов - по сути основная цель, «функциональный императив» деятельности вузов как институтов высшего образования, призванных обеспечивать высококвалифицированными кадрами все отрасли материального и духовного производства страны. С определенного момента проблеме
качества образования стало уделяться особенно пристальное внимание, что на организационном уровне проявилось, например, в повсеместном создании в структуре высших учебных заведений специализированных отделов качества образования.
Однако с точки зрения научного и нормативного обеспечения функционирования как