■ ■ ■ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА СМИ В УСЛОВИЯХ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ
Автор: БАРАНОВА Е.А.
БАРАНОВА Екатерина Андреевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета. Адрес: 129226, ул. Вильгельма Пика, д. 4, Москва, Россия E-mail: [email protected].
Аннотация: Сегодня, по прошествии 20 лет с начала процесса медиакон-вергенции (в середине-второй половине 90-х. гг. XX века, СМИ начинают развивать свои интернет-версии) назрела необходимость комплексного рассмотрения изменений, происходящих на самых разных уровнях института СМИ: на уровне журналистики как сферы творческой деятельности; журналистики как профессии; журналистики как системы СМИ; журналистики как морально-нравственного института общества, на уровне журналистики как сферы бизнеса.
Цель данной статьи - проанализировать и описать изменения, происходящие на самых разных уровнях института СМИ, в результате развития ме-диаконвергенции. В работе приводятся данные многочисленных экспертных интервью с редакторами сайтов, топ менеджерами российских меди-акомпаний, проведенных автором в 2009-2015 гг.
Автор приходит к выводу о том, что в конце XX - начале XXI века с развитием процесса дигитализации, интернет- и мобильных технологий начался совершенно новый этап в развитии средств массовой информации, который привел к трансформации института журналистики на разных уровнях. Этот новый этап в развитии средств массовой информации отличается особым динамизмом происходящих в медиасфере перемен.
DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-3-188-203
Ключевые слова: медиаконвергенция; конвергенция СМИ; институт СМИ; трансформация института СМИ; контент для размещения в соцсетях.
Медиаконвергенция - процесс в современной медиаиндустрии, начавшийся во второй половине 1990-х годов, когда СМИ стали создавать свои интернет-версии; он связан с техническими достижениями в области передачи и хранения информации и приводит к слиянию ранее различных СМИ (на базе интернет-платформы и (или) конвергентной редакции), отделов и подразделений медиакомпании с целью совместного производства контента и тиражирования его на разных ме-диаплатформах; он привел к появлению новых видов СМИ, новых форм предоставления контента, а также к глобальным изменениям, происходящим на всех стадиях от создания до распространения контента и поискам иных моделей развития медиабизнеса.
Процесс медиаконвергенции достаточно хорошо изучен как зарубежными [2, 3, 4 и мн. др.], так и российскими авторами [1, 5, 6 и мн. др.]. Их работы посвящены различным аспектам медиаконвергенции: появлению интернет-версий СМИ и проблемам выхода средств массовой информации в интернет-пространство; развитию газетных редакций в условиях конвергенции; появлению мобильных приложений СМИ; трансформации журналистского образования в условиях конвергенции.
Исследователи концентрировались на изучении какого-то одного или нескольких аспектов, связанных с развитием конвергенции: изучении теоретических аспектов медиаконвергенции [29]; трансформации журналистского образования и развитии новых компетенций у журналистов; или же изучали специфику работы конвергентной редакции на примере одного СМИ или средств массовой информации отдельного региона.
Очевидно, что сегодня (спустя 20 лет с начала процесса медиаконвергенции) назрела необходимость комплексного рассмотрения изменений, происходящих на самых разных уровнях института СМИ: на уровне журналистики как сферы творческой деятельности; журналистики как профессии; журналистики как системы СМИ; журналистики как морально-нравственного института общества, на уровне журналистики как сферы бизнеса.
Как известно, в обществе действуют различные социальные институты (СИ) (от. лат. тэИМит - установление, учреждение): институт семьи, институт права и др. Журналистика является важным социальным институтом. Один из основных принципов СИ - совокупность людей, занятых определённым видом деятельности, а соответственно имеющих определенную профессию, которая в свою очередь предполагает и наличие определенных учебных заведений.
Медиаконвергенция и трансформация журналистики как системы видов профессиональной деятельности,
совокупности профессий и совокупности научных дисциплин
Журналистика складывалась как форма общественной деятельности людей, занимающихся сбором и распространением массовой информации. Истоки формирования данного вида деятельности можно найти в работе античных глашатаев, деятельности средневековых проповедников.
Эпоха Возрождения и появление центров информации - крупных городов, где проходили ярмарки, - дала толчок возникновению рукописных газет. Знаковым для развития печатных изданий стал 1450 год - Иоганн Гуттенберг изобретает печатный станок. Развитие книгоиздания было тесно связано с распространением образования, что «способствовало ... интересу к печатному слову и в ... итоге востребовало публицистику, а затем и периодическую печать» [7, с. 24].
Несмотря на появление различных типов периодических изданий (национальных и провинциальных, ежедневных и воскресных) уже в начале XVIII в., а в XIX веке и первых информационных агентств, журналистика становится массовой профессией лишь на рубеже Х!Х-ХХ веков, чему способствовало внедрение технических новшеств, удешевление прессы, улучшение социально-экономических условий жизни, а также появление необходимости в массовом продвижении товаров и услуг
Именно в конце Х!Х-начале XX века в Европе и США возникают и первые школы журналистики.
Возникает и курсовая форма подготовки и переподготовки кадров. Уже в начале XX века в Европе и Америке сложились две основные модели подготовки будущих журналистов. Первая предполагает обучение в специальных учебных заведениях, получение фундаментальных общегуманитарных знаний; вторая - ориентирована на приобретение прежде всего практических навыков и связана с подготовкой кадров в редакциях СМИ. Первая модель подготовки кадров была взята за основу при развитии журналистского образования в нашей стране, которое в 40-е гг. XX в. начало формироваться на филологических факультетах.
В конце XIX - первой половине XX века начинают выделяться и различные журналистские специализации. До этого времени, на протяжении почти 300 лет журналистика носила преимущественно персональный характер: один человек часто совмещал в себе функции и издателя, и редактора, и автора публикаций. В начале XX века встала необходимость в журналистах, специализирующихся на освещении политических, экономиках, спортивных и др. событий. Самостоятельными журналистскими специальностями становятся фото- и радиожурналистика, а во второй половине XX века - тележурналистика.
В начале XX века происходит формирование системы жанров коммерческого радиовещания. Получают развитие жанры информационной радиожурналистики, жанры шоу, ток-шоу, драматического вещания. На становление жанровой специфики радио большое значение оказала реклама. На основе наработок в сфере радиовещания впоследствии происходило формирование системы жанров и форм коммерческого телевидения [8, с. 46].
К 80-м гг. ХХ века столетия в отечественной теории журналистики складывается своя классификация журналистках жанров - информационных, аналитических и художественно-публицистических. На разработку теории жанров в нашей стране оказал влияние тот факт, что работники СМИ думали прежде всего об эффективности журналистского воздействия на аудиторию, а это в свою очередь требовало серьезной разработки теории жанров. В то время как в США и Великобритании («островная» журналистика) главным навыком журналиста стало умение оперативно добывать новости.
Таким образом, во второй половине XX века журналистика складывается как система видов профессиональной деятельности, совокупность профессий и совокупность научных дисциплин.
В начале XXI столетия журналистика как система видов профессиональной деятельности, совокупность профессий и научных дисциплин переживает серьезную трансформацию. На подготовку журналистских кадров начинают «оказывать влияние изменения, обусловленные глобализацией, интеграцией и внедрением современных технологий» [9, с. 103]. С развитием процесса медиаконвергенции встает вопрос о новых принципах работы; новых требованиях к журналистам и, естественно, существенной модернизации журналистского образования. «В начале XXI века ... возникает необходимость пересмотра ряда теоретических основ, практических методов журналистской деятельности. ... Подготовка кадров новой формации строится на освоении универсальных профессиональных навыков для работы в разных медийных средах» [6, с. 287]. Под «кадрами новой формации» теоретики часто понимают конвергентного журналиста, который должен уметь готовить материалы для разных СМИ. Правда, сегодня все больше практиков (и автор как корреспондент газеты «Комсомольская правда») склоняются к мнению о том, что каждый должен заниматься своим делом; главное - умение писать, правильно формулировать вопросы, а также понимать, как подать материал.
За небольшой период времени (примерно с 1995 по 2010 г.), особенно в сравнении с развитием журналистики в XIX-XX вв., появляется множество новых журналистских специализаций (редактор интернет-версии (web-editor), мобильный журналист (mobile Journalist, mojo), рюкзачный журналист (back-sack journalist) и мн. др.); вырабатываются инновационные компетенции [10] (умение мыслить мультимедийно, т.е. понимание того, какая медиаплатформа предпочтительнее для распространения определенного контента; умение создавать мультимедийный контент; обладание навыком работы с пользовательским контентом (UGC) и знание того, как привлечь аудиторию к производству контента и мн. др.).
В это же время (примерно с 1995 по 2010 г.) возникают и совершенно новые дисциплины, учебные программы в мировых и отечественных школах журналистики («Интернет-журналистика», «Конвергентная журналистика», «Мультимедийная журналистика» и др. В зарубежных ВУЗах сегодня набирает популярность новая специализация, а в СМИ - появляется новая должность - content strategist - человек, который понимает, какой контент и каким образом потребляет аудитория конкретного ресурса [11]). Одновременно в зарубежных и отечественных медиком-паниях внедряются различные тренинговые программы с целью адаптации журналистов в новой медийной среде.
В течение 5-7 лет происходит и серьезная трансформация журналистских жанров. Основные виды СМИ развивались как самостоятельные и са-
модостаточные единицы: со своим жанровым своеобразием и особенностями в создании и распространении контента. Но в условиях процесса медиаконвергенции менее чем за одно десятилетие произошло стирание границ между ранее различными СМИ, появились совершенно новые формы предоставления контента, возникли новые жанры интернет-журналистики (блог, мультимедийная статья, текстовая онлайн-трансляция, лонгрид, и др.); произошло взаимопроникновение жанров. Как отмечает И. Кирия, «в результате сочленения различных медиаплатформ (печатных СМИ с телевизионными на базе интернет-порталов) жанры, ранее свойственные какой-либо одной медиаплатформе, проникают и ассимилируются с другими (например, возникло понятие "интернет-колонка")» [5, с. 17]. Д.А. Устюжанина говорит о появлении жанра Twitter-репортажа, родившегося «на стыке журналистики и социальных медиа» [12, с. 111].
В то же время некоторые жанры, такие как очерк, фельетон полностью исчезли. Другие жанры, например интервью, трансформируются. Интервью на сайте становится короче (не более 4-6 тыс. знаков), динамичнее: короткие вопросы и точные ответы. Перестают пользоваться спросом тексты на тему экономики и политики, предполагающие системное рассуждение. Людей все больше интересует информация прикладного характера, поэтому набирают популярность материалы-подборки различных советов.
Медиаконвергенция и проблемы правового регулирования деятельности СМИ
Одним из основных признаков социального института является также формирование определенных норм и правил. С возникновением первых печатных изданий начали формироваться и механизмы правового регулирования их деятельности. Первым способом такого регулирования была цензура, действующая в XVI веке в странах Западной Европы. В конце XVII века она была отменена сначала в Англии, а к середине XIX века - практически во всех других западноевропейских странах.
Система правовых норм журналистики формировалась в разных странах по-разному, что было связано с особенностями их исторического развития. Так, в США, Великобритании, Испании и некоторых других странах не существует как такового закона о СМИ. Средства массовой информации регулируются нормами гражданского права, отдельными законодательствами, касающимися конкретных видов СМИ (напр. законами о телерадиовещании), а также внутриредакционными кодексами профессиональной этики и международными декларациями принципов поведения журналистов, которые начали складываться в начале XX века.
В других странах, например в России, деятельность СМИ регулируется не только кодексами профессиональной этики, но и отдельным законодательством «О средствах массовой информации».
Несмотря на существенные различия в формировании норм и правил деятельности СМИ в разных странах, в XXI веке с развитием Интернета и новых информационных технологий правительства разных стран столкнулись с общей проблемой, связанной со свободой выражения мнения, свободным потоком информации и плюрализмом СМИ в Интернете [13]. Перед средствами массовой информации встала глобальная проблема выработки новых норм и правил поведения журналиста в сети, а также проблема пересмотра многих этических принципов. Ведь, как утверждают некоторые эксперты, в том числе Я. Акдениз «меры регулирования контента, разработанные для традиционных средств информации, не могут и не должны применяться к Интернету» [13, с. 20].
О правовых основах регулирования деятельности интернет-СМИ задумались еще в 1980-95 гг., когда были сформулированы так называемый сетевой этикет - «Нетикет» - правила поведения, общения в Сети - и кодекс Request for Comment (RFC), который учитывал целый ряд ситуаций, возникающих между пользователями сети, постулировал борьбу с оскорблениями, включал положения о спаме и авторском праве [14, с. 26 - 27]. Однако до сих пор остается множество этико-правовых вопросов, связанных с деятельностью журналистов в Интернете, работой с пользовательским контентом (например, «комментарии пользователей ... в социальных сетях и на веб-сайтах традиционных СМИ поднимают новые вопросы об ответственности и регулировании» [15, с. 9]). Деятельность журналистов в Интернете ставит все новые вопросы, связанные с плагиатом и нарушением авторских прав; проблемами, возникающими при публикации непроверенной информации; этическими нормами поведения журналистов в блогах и социальных сетях. Как отмечает Константин Полесков, редактор сайта novayagazeta.ru, «проблема в том, что технологии развиваются сегодня настолько быстро, что мы не успеваем формулировать этические нормы, правила поведения. Например, не просто было разработать правила ведения страничек в соц-сетях для сотрудников издания» [16].
К тому же стремительное развитие новых технологий, а процесс конвергенции напрямую с этим связан, ставит все новое правовые вопросы. Например, на данный момент совершенно нерешенной на законодательном уровне остается недавно возникшая журналистика дронов [17].
Медиаконвергенция и трансформация системы СМИ и устоявшихся бизнес-моделей
Еще один важный признак социального института - наличие определенных учреждений, обладающих материальными средствами, для осуществления определенного рода деятельности. Система средств массовой информации как совокупность определенного вида учреждений
начала формироваться в начале XVII века с появлением первых печатных изданий. Планомерно появлялись и развивались другие виды СМИ. Первое информационное агентство - Гавас - появилось через 200 лет -в 1835 году. Почти через сто лет - в начале 1920-х - во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные радиопередачи. А в середине 1930-х в ряде европейских стран, США и СССР стали выходить регулярные телепередачи. Развитие телевещания, приостановле-ное в связи с началом II Мировой войны, происходило уже в послевоенные десятилетия.
В течение XX века радиовещание и телевидение прошли путь от первых опытов трансляции сигнала до становления мощных технологических структур.
За очень короткий срок (особенно в сравнении с формированием системы СМИ в прежнее время) в конце XX - начале XXI века возникли новые виды средств массовой информации - интернет (или сетевые) - и конвергентные СМИ.
В отличие от сетевого СМИ, понятие «конвергентное СМИ» пока никак не закреплено в законодательстве, однако термин уже давно активно используется теоретиками и практиками средств массовой информации. Конвергентное СМИ объединяет под единым брендом разные виды СМИ (и другие отрасли медиабизнеса) и журналистов, которые совместно производят мультимедийный контент для разных видов СМИ, входящих в одну медиакомпанию.
Можно говорить и о том, что с процессом медиаконвергенции связано появление новых видов медиапредприятий. Так, например, в конце 90-х гг. на западе возникли В2В-компании («Ньюзфлейр» (Newsflare), «Джакин Медиа» (Jukin Media), «Сторифул» (Storyful) и др.), специализирующиеся на верификации, лицензировании видеоматериалов пользователей и последующей перепродаже их ведущим мировым СМИ. Ведь процесс конвергенции напрямую связан с возрастанием участия пользователей контента в его генерации, увеличением проектов в СМИ, основанных на его использовании.
С развитием различных видов и типов СМИ развивались и трансформировались их бизнес-модели. «Развитие периодики в XVII - XIX вв. заложило фундамент для формирования основных типов газет и журналов. В XX веке этот процесс продолжился и привел к созданию современной системы устоявшихся типов изданий» [8, с. 29]. Они формировались исходя из запросов рекламодателей. Именно в XX веке, когда во многих потребительских секторах преобладающим стало массовое производство, и возникла необходимость в массовом продвижении товаров и услуг реклама становится основной статьей дохода для печатных изданий в странах с рыночной экономикой. До этого на протяжении почти 300 лет бизнес-модель печатных СМИ «строилась практически только вокруг про-
дажи тиража конечным потребителям, читателям, в большинстве случаев исключительно через подписку, ... именно эта статья дохода оставалась основной и определяющей прибыльность проектов» [18, с. 13].
Основные модели организации и финансирования радиовещания (коммерческая, государственная и общественная) сформировались в первой половине XX века.
В течение двух послевоенных десятилетий в Европе и Северной Америке происходит становление телевидения. Модели финансирования радиовещания были взяты за основу при формировании модели финансирования телевидения.
Таким образом, модели экономического функционирования СМИ окончательно сложились к середине XX века.
Однако, как еще в 2003 г, отметила профессор Е.Л. Вартанова, конвергенция является процессом, который в скором времени может изменить не только структуру СМИ в разных странах, но и всю медиаэко-номику [19, с. 286].
С появлением нового вида СМИ - интернет-СМИ - появились и новые бизнес-модели - бизнес-модели онлайновых СМИ, которые менее, чем за десятилетие, прошли быстрый путь развития [19, с. 304].
Следствием конвергенции на экономическом уровне становится также рождение новых предприятий - мультимедийных концернов [19, с. 288], объединяющих различные сектора медиаэкономики. Как отмечает С.Л. Уразова, «в 1990-е годы зарубежные медийные компании (печатные, вещательные и онлайн-СМИ) начинают осознавать потребность в сближении с целью выживания, хотя модели управления такой объединенной структурой пока не существует» [6, с. 289].
С развитием процесса медиаконвергенции очень часто стали говорить о том, что «для того, чтобы сохранить свою устойчивость, традиционные каналы СМИ должны разрабатывать новые бизнес-модели» [15, с. 104]. Некоторые исследователи полагают, что, так как технологии развиваются очень быстро, не может быть какой-то одной устойчивой бизнес-модели.
Медиаконвергенция и трансформация журналистики как общественного института, призванного выполнять функцию формирования ценностно-нормативных ориентиров общественного сознания
Практики и теоретики СМИ отмечают, что в условиях рыночной экономики средства массовой информации стали восприниматься их владельцами как инструмент для достижения своих целей, прежде всего как инструмент для получения прибыли. По мнению В. Шушкина, шеф-редактора сайта aif.ru., журналистам сегодня «приходится балансиро-
вать между контентом для трафика и контентом нужным и важным. Это требование времени - большинство СМИ сейчас являются коммерческими компаниями. Естественно, они живут по законам рынка и, если у интернет-СМИ будут низкие показатели посещаемости, это точно так же отразится и на бизнес-показателях» [20].
В условиях конвергенции средства массовой информации испытывают конкуренцию со стороны новых медиа. Как отмечает Е.Л. Вартанова, в наше время именно «пользователи, имея огромный выбор источников медиаконтента, принимают на себя одну из важнейших функций журналиста - формирование информационной повестки дня» [21, с. 13].
Известный российский журналист А. Мирошниченко говорит о таком современном явлении как «взрывной рост авторства» [22, с. 63]. Это явление связано с тем, что у огромного количества людей появилась возможность публиковать контент без всяких ограничений, в то время как авторам прошлых столетий нужен был доступ к типографии, издательству или разрешение властей.
Взрывной рост авторства привел к тому, что человечество всего за несколько лет стало производить почти столько же информации, сколько за всю предыдущую историю своего развития. А это в свою очередь стало причиной переизбытка контента и не могло не оказать влияния на медиабизнес: ведь, очень сложно продавать то, что в избытке и что можно получить бесплатно.
Поэтому, по образному выражению Мирошниченко, контент сегодня стал использоваться, как «приманка», чтобы собрать аудиторию на свою площадку [22, с. 64]. А что из себя представляет сама аудитория? Как отмечают эксперты Центра исследований группы РИА Новости, «нынешние СМИ уже имеют дело не с традиционным потребителем информации, а с поколением "цифры»" и медийного "фастфуда"» [23, с. 9]. Так называемое поколение «цифры» - это люди с клиповым мышлением, привыкшие потреблять разнообразный мультимедийный контент на разных медиаплатформах, они не задерживаются долго на каком-то одном источнике информации. И, что важно, люди с клиповым мышлением уже приучены к тому, что прочитанным, увиденным или услышанным надо поделиться в соцсетях. Понятно, что СМИ сегодня адаптируют свой «контент-приманку» под запросы потребителей информации. Именно поэтому уже несколько лет в журналистских кругах говорят о том, что современному потребителю информации нужен контент, которым хорошо поделиться в соцсетях (shareable content).
Так называемый shareable content - это, как правило, небольшие материалы (кстати, некоторые эксперты уверены, что длинные формы вообще ушли в прошлое), развлекательного характера, снабженные забавными фото- и, возможно, видеоматериалами, инфографикой. Не случайно такую огромную популярность получил интернет-портал «БаззФид»
(Buzzfeed), сделавший акцент на «смешных списках, шуточных рейтингах, подборках необычных фактов и вирусных фотографиях. ... многие уважаемые газеты переняли манеру публикации списков и прочих легких материалов, чтобы получить приток свежей аудитории и лучше распространяться в социальных сетях» [24, с. 82]. Развлекательные издания стали делать и материалы на вполне серьезную тему. Как рассказал автору В. Шушкин, шеф-редактор сайта aif.ru., «формат "подборо-ки" по принципу "10 фактов о." - очень перспективный с точки зрения трафика формат, которым хорошо поделиться в соцсетях, - с его помощью можно в легкой "обертке" донести до пользователя серьезную информацию. Например, после отставки какого-нибудь губернатора можно сделать такой материал: "15 вещей, которыми запомнился губернатор такой-то области в такой-то период"» [20].
Процесс конвергенции СМИ, напрямую связанный с очень бурным развитием новых информационных технологий, привел к серьезному падению моральных норм и принципов журналистики. С одной стороны, технический прогресс, и в частности технологии производства и распространения информации, всегда способствовали общественному прогрессу, увеличивали способность человека обрабатывать и сохранять знания, помогали развитию медиаиндустрии. Так, например, изобретение телеграфа в первой половине XIX в., увеличило скорость передачи новостей, а появление линотипов, ротаторных прессов и пишущих машинок ускорило процесс производства газет.
Однако, с другой стороны, технический прогресс всегда опережал морально-духовное развитие человека [25]. Сегодня, когда технологии развиваются особенно стремительно, налицо резкое снижение морального облика человека, а СМИ играют в этом далеко не последнюю роль.
В этой связи можно говорить о трансформации журналистики как общественного института, призванного выполнять такую важную функцию как формирование ценностно-нормативных ориентиров общественного сознания. Конвергенцию же некоторые эксперты прямо называют перефокусировкой основной системы норм на новые системы ценностей [26, с. 31], которые связаны с резким снижением интереса аудитории к классическим образцам культуры.
Именно поэтому, сегодня функция формирования ценностно-нормативных принципов все чаще стала приноситься в жертву погоне за большим количеством кликов и лайков под статьей на сайте, ведь от их числа нередко зависит и гонорар журналиста. Например, в «Новой газете» еще с 2012 г. для всех форматов предоставления информации на сайте (новостные материалы, статьи, фидео-, фотоматериалы) предусмотрены различные гонорары. Они рассчитывается исходя из количества просмотров. Например, новость стоит 200 руб. Эта сумма умножается на КПД количества просмотров [16].
«Журналисты, "обитающие" исключительно в Интернете, часто злоупотребляют "репостами", ссылаются на непроверенные источники и сплетни в социальных сетях, а иногда осознанно создают "горячую тему" из ничего.... На фоне развития новых медиа морально-этические принципы существенно утратили свою значимость как в глазах медиа-профессионалов, так и в глазах аудитории» [27, с. 5-6].
Подведем итоги. Институт журналистики начал складываться в начале XVII века с появлением первых печатных изданий. Он последовательно развивался на протяжении трех столетий и окончательно сложился во второй половине XX века, когда журналистика сформировалась как система видов профессиональной деятельности, совокупность профессий и научных дисциплин, а также как совокупность определенного вида учреждений с устоявшимися бизнес-моделями. К этому времени сложилась и система правовых и нравственных норм журналистики.
Однако, в конце XX - начале XXI века с развитием процесса дигита-лизации, интернет- и мобильных технологий начался совершенно новый этап в развитии средств массовой информации, который привел к трансформации института журналистики на разных уровнях. На уровне журналистики как системы видов профессиональной деятельности, совокупности профессий и совокупности научных дисциплин; журналистики как системы правовых норм; журналистики как системы СМИ с определенными бизнес-моделями; журналистики как общественного института, призванного выполнять функцию формирования ценностно-нормативных ориентиров общественного сознания.
Этот новый этап в развитии средств массовой информации отличается особым динамизмом происходящих в медиасфере перемен. Ведь темпы внедрения новых технологий растут сегодня особенно быстро. С момента создания клавиатуры до появления сенсорного экрана (touch screen) прошло почти три столетия. «А с момента промышленного внедрения сенсорного экрана до следующей "интерфейсной развилки" -"очков" и "часов" - меньше десяти лет» [28, с. 95]. Новый этап в развитии средств массовой информации напрямую связан с процессом конвергенции СМИ или медиаконвергенцией, который уже стал «синонимом магистральных преобразований в медиасфере» [19, с. 286].
Список литературы
1. Баранова Е.А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция: Монография. М., 2016.
2. Quinn S., Vincet F. Filak. Convergent Journalism an introduction. Amsterdam: Focal Press, 2005.
3. Lupton B. Thurman N. Convergence calls: Multimedia storytelling at British news websites // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, Vol. 14, No. 4, 2008, pp. 439-455.
4. Lehtisaari K., Karppinen K., Harjuniemi T., Grnlund M., Linden C.-G., Nieminen H., & Viljakainen A. Media Convergence and Business Models: Responses of Finnish Daily Newspapers // Communication Research Centre CRC, Department of Social Research,University of Helsinki, 2012, 58 p.
5. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.
6. Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5.
7. ПруцковГ.Б. Введение в мировую журналистику: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 2002.
8. Щепилова Г.Г., Щепилов К.В. Основы рекламы: учебник для бакалавров. М., 2012.
9. Фатеева И.А. Филологические аспекты журналисткой деятельности и журналистского образования в России и США // Вестник Челябинского государственного университета, 2007 № 8.
10. ДрокН. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. Электронный научный журнал, 2011. № 3.
11. Интервью автора с Тиной Бережной, советником генерального директора по информационным технологиям. Телеканал RT («Russia Today»). 05.11.2015.
12. УстюжанинаД.А. Трансформация жанра репортажа под влиянием социальных медиа // Журналист, 2012. №2.
13. Акдениз Я. Свобода выражения мнения в Интернете: Исследование правовых норм и практик, связанных со свободой выражения мнения, свободным потоком информации и плюрализмом СМИ в Интернете в государствах-участниках ОБСЕ. Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2011.
14. Кучер Е.Д. Статус журналиста в Интернете: правовой и этический аспекты: Дис. канд. филолог. наук: 10.01.10; Место защиты: Моск. гос. университета им. М. В. Ломоносова. М., 2011.
15. Путеводитель по социальным медиа-2013 / Под ред. К. Мёллер и М. Стоун. Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013.
16. Интервью автора с Константином Полесковым, главным редактором сайта novayagazeta.ru. 16. 06. 2015.
17. Вытеснят ли дроны журналистов? Интернет-ресурс: http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-38-17/274475-vytesnyat-li-drony-zhurnalistov.html.
18. Основы медиабизнеса: Учебник для студентов вузов / Под ред. Вартановой Е.Л. М.: Изд-во Аспект-пресс, 2009.
19. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. М., 2003.
20. Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. 29. 05. 2015.
21. Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М., 2009.
22. Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиа-конвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир?/Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014. Интернет-ресурс: URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
23. Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России // Центр исследований группы РИА Новости, 2013.
24. Пуля В. Журналист-дирижер и пять уровней восприятия медиа медиаконвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? /Сборник статей к от-
крытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014.Интернет-ресурс:11Р1_: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
25. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М., 2000.
26. Гусейнов Г. Протомедиаконвергенция на закате СССР// Медиаконверген-ция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014. С. 29-37. Интернет-ресурс:Ш_: http:// www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
27. Гладышева Е.В. Новые медиа как часть пространства этического регулирования деятельности СМИ // Журналист, 2012. № 2.
28. СтечкинИ. «Всевидящее око» и «Бортовой самописец»: вызовы эпохи смены интерфейсов // Медиаконвергенция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014. Интернет-ресурс: URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
29. Шарков Ф.И. Рабочая программа учебной дисциплины. Новые и конвергентные медиа. Интернет-ресурс: URL: http://viperson.ru/articles/rabochaya-programma-uchebnoy-distsipliny-novye-i-konvergentnye-media
■ ■ ■ MEDIA INSTITUTE TRANSFORMATION UNDER THE CONDITIONS OF MEDIA CONVERGENCE
Author: BARANOVA E.A.
BARANOVA Ekaterina Andreevna, PhD, Associate Professor at the Chair of Journalism and Public Relations, Russian State Social University. Address: 4, Wilhelm Pieck St., 129226, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].
Abstract. Today, 20 years since the beginning of media convergence process (in the mid-second half of the 1990s, the media have started to develop their online editions) there is a need of comprehensive consideration of the changes that have taken place at various levels of the media Institute: at the level of journalism as a sphere of creative activity; journalism as a profession; journalism as a system of mass media; journalism as a moral and ethical society institution; at the level of journalism as business.
The purpose of this article is to analyze and describe the changes that have taken place at various levels of Media Institute, as a result of media convergence. The author used a systematic approach. The actual embodiment of the system approach was carried out by: 1) a conceptual understanding of a wide range of activities; 2) empirical studies (numerous in-depth interviews with site editors and top managers of Russian media companies), conducted by the author in 2009-2015.
The author concludes that at the end of XX - beginning of XXI centuries with the development of the digitalization process, the Internet and mobile technologies a new stage in the Mass Media development has started. It led to the transformation
of Journalism Institute at different levels. This new stage in the Mass Media development is characterized by dynamic changes.
Key words: media convergence; convergence; Media Institute; Transformation of Media Institute; shareable content.
References
1. Baranova E.A. Novye realii razvitiya redaktsiy, ili Chto takoe gazetnaya konvergentsiya: Monografiya. M.: Izd-vo Vuzovskiy uchebnik, 2016. [Baranova E. A. (2016). The new realities of newsrooms development, or What is a newspaper convergence: Monograph. Moscow].
2. Quinn S., Vincet F. Filak. Convergent Journalism an introduction. Amsterdam: Focal Press, 2005.
3. Lupton B. Thurman N. Convergence calls: Multimedia storytelling at British news websites // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, Vol. 14, No. 4, 2008, pp. 439-455.
4. Lehtisaari K., Karppinen K., Harjuniemi T., Grönlund M., Linden C.-G., Nieminen H., & Viljakainen A. Media Convergence and Business Models: Responses of Finnish Daily Newspapers // Communication Research Centre CRC, Department of Social Research,University of Helsinki/, 2012, 58 p.
5. Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediynye / Pod red. A.G. Kachkaevoy. M., 2010. [Journalism and convergence: why and how traditional media are transformed into multimedia. (2010) / edited by A. G. Kachkaeva. Moscow].
6. Urazova S.L. Konvergentsiya kak faktor zhiznesposobnosti mass-media v tsifrovoy srede. Teoreticheskiy aspekt // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. № 5. [Urazova S.L. Convergence as a factor in the viability of the media in a digital environment. The theoretical aspect // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2011. № 5].
7. PrutskovG.B. Vvedenie v mirovuyu zhurnalistiku: Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod red. prof. Ya. N. Zasurskogo. M.: Izd-vo MGU, 2002. [Prutskov G.B. Introduction to World Journalism: Study Guide (2002) / edited by Prof. Ya. N. Zasursky. Moscow].
8. Shchepilova G.G., Shchepilov K.V. Osnovy reklamy: uchebnik dlya bakalavrov. M.: Izd-vo Yurayt, 2012. [Shchepilova G.G., Shchepilov K.V. (2012) Fundamentals of advertising: a textbook for undergraduate. Moscow].
9. Fateeva I.A. Filologicheskie aspekty zhurnalistkoy deyatel'nosti i zhurnalistskogo obrazovaniya v Rossii i SShA // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007. № 8. [Fateeva I.A. Philological aspects of journalism and journalism education in Russia and the United States // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007. № 8].
10. Drok N. Smena professional'nykh kompetentsiy v zhurnalistskom obrazovanii // Mediaskop. Elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2011. № 3. [Drok N. The Shift of Professional Competences in Journalism Education // Mediaskop. Electronic scientific journal, 2011. № 3].
11. Interv'yu avtora s Tinoy Berezhnoy, sovetnikom general'nogo direktora po informatsionnym tekhnologiyam Telekanal RT («Russia Today»). 05.11.2015. [Author's interview with Tina Berezhnaya - advisor to the general director of Information Technology TV channel RT («Russia Today»). 05/11/2015].
12. Ustyuzhanina D.A. Transformatsiya zhanra reportazha pod vliyaniem sotsial'nykh media // Zhurnalist, 2012. №2. [The Transformation of reportage genre influenced by social media // Journalist, 2012, №2].
kommyhmkoflornq - communicology
13. Akdeniz Ya. Svoboda vyrazheniya mneniya v Internete: Issledovanie pravovykh norm i praktik, svyazannykh so svobodoy vyrazheniya mneniya, svobodnym potokom informatsii i plyuralizmom SMI v Internete v gosudarstvakh-uchastnikakh OBSE. Vena: Predstavitel' OBSE po voprosam svobody SMI, 2011. [Akdeniz, Y (2013) Freedom of Expression on the Internet: A Study of Legal Provisions and Practices Related to Freedom of Expression, the Free Flow of Information and Media Pluralism on the Internet in OSCE Participating States].
14. KucherE.D. Status zhurnalista v Internete: pravovoy i eticheskiy aspekty: Dis. kand. filolog. nauk: 10.01.10; Mesto zashchity: Mosk. gos. universiteta im. M. V. Lomonosova. M., 2011. [Journalist Status on the Internet: legal and ethical aspects. (2011). Dis. cand. philologist. Sciences:10.01.10; protection Place: Mosk. state. University. Moscow].
15. Putevoditel' po sotsial'nym media-2013 / Pod red. K. Meller i M. Stoun. Vena: Predstavitel' OBSE po voprosam svobody SMI, 2013. [2013 Social Media Guidebook / Ed. by C. Moller and M. Stone. / Vienna: OSCE Representative on Freedom of the Media, 2013].
16. Interv'yu avtora s Konstantinom Poleskovym, glavnym redaktorom sayta novayagazeta.ru. 16. 06. 2015. [Author's interview with Konstantin Poleskov - chief editor of novayagazeta.ru. site - 16.06.2015].
17. Vytesnyat li drony zhurnalistov? Internet-resurs: http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-38-17/274475-vytesnyat-li-drony-zhurnalistov.html. [Do drones oust journalists? Internet-resurs: http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-38-17/274475-vytesnyat-li-drony-zhurnalistov.html.]
18. Osnovy mediabiznesa: Uchebnik dlya studentov vuzov / Pod red. Vartanovoy E.L. M.: Izd-vo Aspekt-press, 2009. [Basics of media business: A textbook for university students (2009) / edited by E.L.Vartanova. Publishing house Aspect Press, Moscow].
19. VartanovaE.L. Mediaekonomika zarubezhnykh stran. Uchebnoe posobie. M.: Izd-vo Aspekt-press, 2003. [Vartanova E.L. Media Economy of foreign countries. Study guide (2003). Publishing house Aspect Press, Moscow].
20. Interv'yu avtora s Vladimirom Shushkinym, shef-redaktorom sayta aif.ru. 29. 05. 2015. [Author's interview with Vladimir Shukshin - chief editor of aif.ru. site - 05/29/2015].
21. Vartanova E.L. Teoriya SMI. Aktual'nye voprosy. M.: Izd-vo MediaMir, 2009. [Vartanova E.L. Media Theory. Topical issues (2009). Moscow].
22. Miroshnichenko A. Formaty podachi i upakovki kontenta v usloviyakh mediakonvergentsii // Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir?/Sbornik statey k otkrytoy sessii po mediakonvergentsii. Pod red. M.S. Korneva. M., 2014. Internet-resurs: URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336. [Miroshnichenko A. Feed and packaging formats of content in a media convergence // media convergence, which has changed the world? / Collection of articles in open session on media convergence. Edited by M.S. Kornev, 2014. URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336].
23. Tendentsii razvitiya novostnogo segmenta mediaotrasli Rossii // Tsentr issledovaniy gruppy RIA Novosti, 2013. [Trends in the development of the news segment of the media industry in Russia // Group Research Center RIA Novosti, 2013]
24. Pulya V. Zhurnalist-dirizher i pyat' urovney vospriyatiya media mediakonvergentsii // Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir? /Sbornik statey k otkrytoy sessii po mediakonvergentsii. Pod red. M.S. Korneva. M., 2014.Internet-resurs:URL: http://www. slideshare.net/mkornev/ss-33893336.[Pulya V. Journalist as a conductor and five levels of media convergence media perception // media convergence, which has changed the world? / Collection of articles in open session on media convergence. Edited by M.S. Kornev, 2014. URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336].
25. MoiseevN.N. Sud'ba tsivilizatsii. Put' Razuma. M.: Izd-vo Yazyki rus. kul'tury, 2000. [Moiseev N.N. The fate of civilization. The path of reason. (2000). Moscow].
26. GuseynovG. Protomediakonvergentsiya na zakate SSSR// Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir? /Sbornik statey k otkrytoy sessii po mediakonvergentsii. Pod red. M.S. Korneva. M., 2014. S. 29-37. Internet-resurs:URL: http://www.slideshare.net/ mkornev/ss-33893336. [Guseynov G. Protomedia convergence at the sunset of the USSR// media convergence, which has changed the world? / Collection of articles in open session on media convergence. Edited by M.S. Kornev, 2014. URL: http://www.slideshare.net/ mkornev/ss-33893336].
27. GladyshevaE.V. Novye media kak chast' prostranstva eticheskogo regulirovaniya deyatel'nosti SMI // Zhurnalist, 2012. № 2. [Gladyshev E.V. New Media as a part of ethical regulation space of media activities // Journalist, 2012. № 2].
28. Stechkin I. «Vsevidyashchee oko» i «Bortovoy samopisets»: vyzovy epokhi smeny interfeysov // Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir? /Sbornik statey k otkrytoy sessii po mediakonvergentsii. Pod red. M.S. Korneva. M., 2014. Internet-resurs: URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336. [Stechkin I. «all-seeing eye» and «flight recorder»: Challenges of interfaces change era // Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir? /Sbornik statey k otkrytoy sessii po mediakonvergentsii. Pod red. M.S. Korneva].
29. Sharkov F.I. Rabochaya programma uchebnoj distsipliny. Novye i konvergentnye media. Internet-resurs: URL: http://viperson.ru/articles/rabochaya-programma-uchebnoy-distsipliny-novye-i-konvergentnye-media [Sharkov F. I. Working program of the discipline. New and convergent media. Online resource: URL: http://viperson.ru/articles/ rabochaya-programma-uchebnoy-distsipliny-novye-i-konvergentnye-media].