Научная статья на тему 'Средства массовой информации и их роль в политической жизни Кыргызской Республики: теоретические аспекты'

Средства массовой информации и их роль в политической жизни Кыргызской Республики: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5135
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / POLITICAL LIFE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / POLITICAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сатылканова Анара Рысбековна

В данной статье рассматривается социальный институт средство массовой информации суверенного кыргызстанского общества, его генезис, функции. Анализу подлежат как средства массовой информации: печать, радио, телевидение в политической жизни страны, а также то, как СМИ выполняют политические функции: информационную, образовательную, социализированную, мобилизационную. Все эти политические функции сегодня определяют совокупность многочисленных каналов печати, радио и телевидения, которые являются посредниками между журналистикой и аудиторией, используя рабочий инструмент журналистики информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации и их роль в политической жизни Кыргызской Республики: теоретические аспекты»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

The media and its role in the political life of the Republic of Kyrgyzstan:

the theoretical aspects Satylkanova A.

Средства массовой информации и их роль в политической жизни Кыргызской Республики: теоретические аспекты Сатылканова А. Р.

Сатылканова Анара Рысбековна / Satylkanova Anara — преподаватель, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается социальный институт - средство массовой информации суверенного кыргызстанского общества, его генезис, функции. Анализу подлежат как средства массовой информации: печать, радио, телевидение в политической жизни страны, а также то, как СМИ выполняют политические функции: информационную, образовательную, социализированную, мобилизационную. Все эти политические функции сегодня определяют совокупность многочисленных каналов печати, радио и телевидения, которые являются посредниками между журналистикой и аудиторией, используя рабочий инструмент журналистики - информацию. Abstract: this article discusses the social institution - the media of the sovereign Kyrgyzstan society, its genesis, functions. Analysis belongs to both the media: prints, radio and television that are involved in the political life of the country, as well as how the media perform political functions: information, education, socialization, mobilization. All these political functions now define a set of multiple channels of prints, radio and television, which are intermediaries between journalism and audience, using a working tool of journalism - information.

Ключевые слова: средства массовой информации, политическая жизнь, функции, информация, политические функции.

Keywords: media, political life, functions, information, political functions.

В общественно-политической литературе кыргызстанского общества в последние годы появляются статьи, книги, защита кандидатских диссертаций, посвященные исследованиям места и роли средств массовой информации (СМИ) в исторической, философской, филологической, социологической и в других науках. Исследователи пытаются раскрыть многие аспекты столь сложного феномена СМИ, поскольку в его содержании имеется множество таких явлений, как печать, радио, телевидение. Изучаются такие вопросы как: генезисы СМИ, артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов в условиях демократии и демократизации страны постсоветского пространства, в том числе Кыргызской Республики.

В данной статье автор в порядке постановки вопроса определяет основную задачу: как средства массовой информации кыргызстанского социума участвуют в политической жизни страны. Прежде всего, автором средства массовой информации определяются следующим образом, это: совокупность многочисленных каналов печати, радио и телевидения, которые являются посредниками между журналистикой и аудиторией, используя рабочий инструмент журналистики - информацию. СМИ решают многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. СМИ выполняют ряд политических функций: информационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, а также мобилизации, т. е. побуждения к определенным политическим действиям. СМИ обладает большими возможностями влияния на разум и чувства людей, политическое поведение. Из-за реализации этих функциональных особенностей СМИ, в обществе, бытует пресловутое изречение, что средства массовой информации представляются как «четвертая власть» в обществе после законодательной, исполнительной, судебной.

Уточняя место и роль средств массовой информации в политической жизни страны, следует отметить, что неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большой мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика

невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т. п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты - публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМК и СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации страны претерпевают существенные изменения, вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

В основном Законе Кыргызской Республики - Конституции в статье 33 зафиксировано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом» [1]. В реализации этих прав большую роль играют средства массовой информации, которые проходят сложный этап развития.

Анализируя развитие СМИ за годы независимости, можно сделать вывод, что кыргызстанские СМИ в большей степени уделяют особое внимание политике, так как именно она создает условия ее существованию. На современном этапе в республике работают множества государственных и частных компаний электронных СМИ и печатных изданий, которые стремятся раскрывать как суть рыночной экономики, так и существующей политической ситуации. Деятельность масс-медиа в Кыргызстане определена Законом Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 г., в котором определены критерии отнесения деятельности организаций СМИ.

Другой Закон Кыргызской Республики «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 6 декабря 1997 г. определяет «право каждого свободного человека собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом» [2]. На сегодня СМИ как социальный институт перестали играть роль агента государства, поскольку все они субсидируются не только из средств государственного бюджета, но и, в основном, из частных влияний. Основу правового регулирования средств массовой информации составляют нормативно-правовые акты и международные договоры, которые соответствуют гражданскому праву, уголовному и ряду других отраслей права. В этом плане закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» определяет виды правовых актов, входящие в понятие законодательства о средствах массовой информации. Данный закон о средствах массовой информации КР дополняет и другие законы: «О защите государственных секретов», «О защите профессиональной деятельности», «О рекламе», «Об информатизации», «О гарантиях и свободе доступа к информации» и др. Самым последним в этом перечне является закон Кыргызской Республики «О телевидении и радиовещании», принятый 2 июня 2008 г. Средства массовой информации страны сегодня выполняют следующие политические функции: важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. Конечно, далеко не все распространенные СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие [3].

На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента - Жогорку Кенеша, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, о политических лидерах и т. д. Особенно большую познавательную функцию в области мировой политики, внешнеполитических отношений государств. В последние годы телевидение страны, кроме своих сообщений, использует российские «Первый канал» и «Вести», в которых излагаются политические изменения в мире, таких как: о состоянии Европейского Союза, Евразийского Сообщества, ШОС и др.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Следует отметить, что СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое политическое знание. Эта задача специальных образовательных учреждений - школ, университетов. И все же масс-медиа сопровождает человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияет на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей формируются и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в неё. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернационализацию, освоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В кыргызстанском обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ - массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализированная деятельность позволяет СМИ выполнять функцию и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом масс-медиа является и президент, и правительство, и парламент - Жогорку Кенеш, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

В кыргызстанском обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опирается как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации результатов которых, создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения.

Средства массовой информации не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию - артикуляции различных общественных интересов, конституировании и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать своё мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Все рассмотренные нами выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию) в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Эффективную роль СМИ играет в популяризации идей демократии и демократизации, их ценностей, демократических идеалов. Как показывает реальная политическая ситуация, нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке как о рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В этом плане СМИ проводят большую работу в принятии важнейших политических решений путём опроса, обсуждений через радио, телевидение, печать [4].

Опыт политической истории нашей страны показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства,

стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, как обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. Наибольшую опасность для граждан представляет использование СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики. Бишкек, 2010.

2. Политическая энциклопедия Кыргызстана. Бишкек, 2013.

3. Политология. Учебник для высших учебных заведений / Под общ. ред. Артыкбаева М. Т. Бишкек, 2014.

4. Досалиева Б. А. Средства массовой информации в Кыргызстане: политико-правовой аспект. Бишкек, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.