Научная статья на тему 'Общественное телевидение в процессе политической коммуникации (на примере Кыргызской Республики)'

Общественное телевидение в процессе политической коммуникации (на примере Кыргызской Республики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
431
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МАСС-МЕДИА / MASS MEDIA / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / PUBLIC TELEVISION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сатылканова Анара Рысбековна

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные со становлением и развитием общественного телевидения в Кыргызской Республике. Особое место в изучении данной проблемы отведено анализу того, что представляет собой общественное телевидение, его функциональные особенности, а также его политико-коммуникационная политика в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное телевидение в процессе политической коммуникации (на примере Кыргызской Республики)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Public television in the process of political communication (in example of the Republic of Kyrgyzstan) Satylkanova A.

Общественное телевидение в процессе политической коммуникации (на примере Кыргызской Республики) Сатылканова А. Р.

Сатылканова Анара Рысбековна / Satylkanova Anara — преподаватель,

Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы, связанные со становлением и развитием общественного телевидения в Кыргызской Республике. Особое место в изучении данной проблемы отведено анализу того, что представляет собой общественное телевидение, его функциональные особенности, а также его политико-коммуникационная политика в современных условиях.

Abstract: this article describes issues related to the formation and development ofpublic broadcasting in the Republic of Kyrgyzstan. A special place in the study of this issue devoted to the analysis of what constitutes the public television, its functional features, as well as its political and communication policy in modern conditions.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидение, общественное телевидение, информационное пространство, массмедиа.

Keywords: media, television, public television, information space, the mass media.

УДК 654.197:32

В современных условиях телевидение - одно из могущественных, влиятельных средств массовой информации, передающие различные события через свои средства: кабельное телевидение, «Новые СМИ», цифровое телевидение. В данной статье, в порядке постановки вопроса определяется общественное телевидение в Кыргызстане как объект политологического исследования.

В отечественных научных работах имеется множество статей, защищенных кандидатских, докторских диссертаций по средствам массовой информации. Нами представлена попытка анализа того, как общественное телевидение проводит политическую информационную политику в условиях демократизации страны в контексте глобального информационного пространства.

Деятельность телевидения как средства массовой информации в Кыргызстане регулируется соответствующими национальными законами.

Главной законодательной базой в области регулирования деятельности телевидения как составной части СМИ в Кыргызстане является Конституция Кыргызской Республики, принятая 27 июня 2010 года на всенародном референдуме. В статье 31, пункте 2 Основного Закона страны сказано: «Каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати». В статье 33 пункте 1 провозглашается: «Каждый гражданин Кыргызской Республике имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом». Как видно, в Конституции страны - свобода слова и печати, передачи и распространения информации является составной частью предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики основных прав и свобод человека и гражданина.

Основополагающим правовым документом, регулирующим деятельность СМИ в Кыргызской Республике, является Закон «О средствах массовой информации», принятый 2 июля 1992 года. Он определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации сообщений через средства массовой информации и направлен на свободное функционирование средств массовой информации, регулирует их отношения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и гражданами. В свое время, Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» считался самым прогрессивным на постсоветском пространстве. В нем содержался открытый запрет цензуры и прямого

государственного вмешательства в деятельность СМИ, были предоставлены широкие права журналистам, в том числе, телевидению.

На постсоветском пространстве в Кыргызстане в числе первых были созданы общественное телевидение и радио. Государственные теле- и радиоканалы были преобразованы в службы общественного вещания и стали финансироваться из республиканского бюджета. Во главу угла программной политики был поставлен принцип - телевидение без насилия с большим набором образовательных, просветительных, спортивных и развлекательных программ. Новый канал стал более плюралистичным, журналисты стремились быть максимально корректными и прислушиваться к общественному мнению. Главной задачей общественного телевидения страны стала донесение обьективной и достоверной информации обо всем, что представляет общественной интерес.

Можно отметить три направления вхождения телевидения в Кыргызстане в формирующиеся глобальное информационное пространство.

Первое - приход в кыргызское информационное пространство зарубежных медийных институтов, причем, этот процесс не сформировался окончательно. Но и сейчас он широк, это: турецкое, корейское, европейское, китайское телевидение и российские каналы, такие, как: ОРТ, НТВ, РТР, Мир и другие.

Второе - включение в глобальную сеть Интернет, активно создаваемую в Кыргызстане с середины 90-х годов; сегодня в сети представлены практически все республиканские и областные телепрограммы.

Третье направление - трансформация системы характера традиционных внутри кыргызских масс-медиа, происходящая благодаря использованию новейших технологий, таких, как цифровизация, использование спутникового, кабельного телевидения и т. д.

В настоящее время в стране, следует подчеркнуть, создание основы правового и экономического поля для нормального функционирования всех средств массовой информации, в том числе, и телевидения с развитой структурой; сформировалось общественное телевидение как самостоятельный политический институт.

В Кыргызстане социальной организацией телевидения представлено: государственной, коммерческой, общественной.

Государственное телевидение проводит и реализует политико-государственную информационную политику. Максимизация его аудитории направлена на реализацию пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целей государства. Наряду с политической мобилизацией аудитории государственное вещание преследует такие цели, как социальная и культурная интеграция населения, просвещение, развитие патриотизма и единой национальной идентичности. Экономика государственного телевидения, в отличие от коммерческого и общественного, не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку они финансируются централизованно и планово из государственного бюджета.

Коммерческое телевидение находится в частной собственности, их программы принимаются зрителями бесплатно. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы, производство и продажа телепрограмм, реализация аудио- и видеокассет, торговля авторскими правами и свои программы.

Последние годы информационную политику в Кыргызстане проводит общественное телевидение. Сущность общественного телевидения рассматривается в различных интерпретациях: «общественным является такое телевидение, которое не является ни коммерческим, ни государственным» Под словом «общественный» понимается не принадлежность к общественным организациям или противопоставления государству, а его доступность всем членам общества и мнению всего общества.

В Европе общественными телекомпаниями именуются созданные государством структуры, достаточно автономные от правительства, которые законодательно и функционально защищены от политического и коммерческого влияния. По другому определению, общественное телевидение - система организаций некоммерческого телевещания, реализующих на практике принципы общественного вещания, которые определяются социально значимыми целями. Принципы общественного вещания включают: универсальный географический доступ к каналам общественных вещателей: стремление к удовлетворению интересов различных групп общества в программной политике, развитие национальной культуры и идентичности; отстраненность от сиюминутных политических интересов. Множество исследователей как зарубежных, так и отечественных, отмечают, что

общественным является всякое телевидение, удовлетворяющее трем условиям: оно должно служить интересам общества; финансироваться обществом, контролироваться обществом.

Становление общественного телевидения в Кыргызстане было сложным в силу ряда причин, прежде всего, принципы советского телевидения продолжали действовать много лет; материально-техническая база не соответствовала принципам современных технологий.

В создании общественного телевидения Кыргызстана большую роль сыграли европейские масс - медиа, в особенности, британская модель общественного телевидения, которое являлось своего рода «нормативной моделью» для многих зарубежных медиа пространств.

Характерной чертой общественного телевидения Кыргызстана становится: доступность передач для всего населения; независимость информационной деятельности и редакционной политики, социальная ориентированность программной политики; специфическая правовая форма организации (общественная корпорация), особая система финансирования, (нередко включающая специальный целевой канал с населения - абонентскую плату); особая модель управления и регулирования деятельности посредством обязательного общественного органа, выполняющего роль буфера между правительством и оперативным руководством общественной вещательной корпорации; законодательства, разработанного специально для общественного сектора.

Правовую основу развития общественного телевидения в Кыргызской Республике определил принятый закон «Об общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики» от 14 ноября 2011 года, в котором были четко определены цели и задачи телевизионной информационной политики страны, а также функциональные его обязанности, это: информационная, образовательная, критика и контроль, мобилизационная, политико-социализованная. В этом законе были рассмотрены основные понятия, применяемые в ходе объяснения тех или иных положений, а именно: «телевещание», «телерадио», «телепередачи», «телепродукция», «технические средства телевещания» и др.

В законе были показаны правовые основы деятельности общественного телевидения, а также его структуры, органы управления. Органами управления Общественной телекорпорации являются: Наблюдательный совет и Генеральный директор. Высшим органом управления Общественным телевидением является Наблюдательный совет - коллегиальный орган, состоящий из 15 членов, которые избираются на 5 лет. Состав Совета утверждается Жогорку Кенешом (парламентом) Кыргызской Республики и формируется: от Президента Кыргызской Республики - 5 членов; от Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - 5 членов; от гражданского общества - 5 членов.

Общественное телевидение в своей политической коммуникации имеет дело с написанными и произносимыми словами, но они могут произноситься при помощи знаков, символов и сигналов, посредством которых передаются смыслы тех или иных событий, явлений. Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача политической информации.

Под политической информацией понимаются сведения о политике, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» и «потребители» - взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы.

Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.

Политическая коммуникация - это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). Политическая коммуникация выступает как специфический, вид политических отношений, посредством которой доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

Особенностью общественного телевидения в Кыргызстане стало то, что основными субъектами институциональных изменений выступило государство и политическая элита. До событий 2010 года в Кыргызстане в условиях авторитаризма, в годы президентства Бакиева К.,

роль телевидения, как и других средств массовой информации, сводилась главным образом к агитации и пропаганде принятых руководством страны решений. При этом всеми способами оправдывались непопулярные реформы и меры государственной власти. В свою очередь, государство, пытаясь ограничить возможности оппозиции и обеспечить себе политические преимущества, нередко использовало запретительную практику и даже информационные «репрессии» по отношению к отдельным изданиям, телеканалам и радиостанциям.

После 2010 года, с падением бакиевского режима, общественное телевидение определилось на свободное вещание демократических, общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей. Одним из нерешенных оставался вопрос вещания в эфире двуязычия: государственный - кыргызский и официальный язык - русский. Введение нормы о 50-процентном вещании на государственном языке как меры, способствующей развитию медиа-пространства в Кыргызстане, поддержали 75 % респондентов. Это свидетельствует о том, что повышается статус кыргызского языка и кыргызских журналистов, которые начинают чувствовать себя конкурентоспособными в медиа-пространстве Кыргызстана.

На сегодня общественная телерадиовещательная корпорация страны выходит с круглосуточным вещанием на кыргызском и русском языках на Кыргызстан, Казахстан, Китай, Таджикистан, Узбекистан и Россию. Она обьединяет «телеканалы» «Общественный первый канал», «Музыка», «Культура» и «Спорт». В корпорацию входят Республиканский радиоцентр, студия «Кыргызтелефильм».

Итак, общественное телевидение Кыргызстана свои обязательства сегодня реализует через трансляцию программ, уделяющих особое внимание культуре, образованию и языку, развивающих национальную идентичность страны. В них удовлетворяются потребности всех граждан в беспристрастном отражении общественно-политических процессов жизни национальных меньшинств, различных слоев населения и социальных групп. Кроме того, в программах общественного телевидения отражаются социальное, культурное, языковое, религиозное, возрастное и иное многообразие общества, многие из них адресованы детям.

Дальнейшее совершенствование общественного телевидения в стране связано с решениями проблем в изменении его экономической, материальной основы, четкого определения нормативно-правовой базы, совершенствования управленческого аппарата, редакционной политики, а также создание современной технической базы. Решения вышеназванных проблем даст возможность в дальнейшем конкурировать с зарубежными телеиндустриями.

Общественное телевидение в Кыргызстане активно участвует в процессе демократических преобразований в стране: в своих телепрограммах освещает вопросы гуманизации и гуманитаризации общества. Становится эффективным политико-коммуникационным центром политических партий, общественных движений, всего населения страны по воспитанию чувства кыргызского патриотизма, общественного согласия в стране, а также надежным партнером глобальной информационной политики. Оно выходит в гиперинформационное общество, которое сегодня навязывает людям не только идеологию, но и реакцию.

Литература

1. Адильбеков С. Масс-медиа в политических системах Казахстана и Кыргызстана. Бишкек, 2016.

2. Вартанова Е. Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. В 2-х томах. М., 2009.

3. Энциклопедия общественного вещания [Текст] / Под ред. Т. А. Брилякова. М.: Союз журналистов России, 2005. 384 с.

4. Жумагулова Ш. Т. Влияние и роль СМИ на развитие социально-политических процессов в Кыргызстане [Текст] / Ш.Т. Жумагулова // Социальные и гуманитарные науки, 2009. № 3-4. С. 182-185.

5. Исабаев Б. О. СМИ Кыргызстана в политико-коммуникационной системе страны. Бишкек, 2010.

6. МырзагуловМ. М. Телевидение Кыргызстана. Формирование и развитие. Бишкек, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.