Научная статья на тему 'Формы взаимодействия с выпускниками в системе журналистского образования'

Формы взаимодействия с выпускниками в системе журналистского образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
222
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL JOURNALISM EDUCАTION / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL IDENTITY / EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Наталия Яковлевна

Статья посвящена современным подходам к интеграции выпускников факультета журналистики в образовательную программу высшего образования. Изучаются такие формы взаимодействия с выпускниками, как участие в тьютерской неделе, интервью с выпускником, мастер-классы, наставничество в ходе производственной практики, и их влияние на формирование компетенций и качества образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of interaction with alumni in the system of journalism education

The article is devoted to modern approaches of integration graduates of the faculty of journalism to the curriculum of higher education. The author analysis such forms of interaction with alumni as participation in adaption week, interviews with graduate, master classes, coaching in workplace practices and their impact on the formation of competencies and the quality of education in general.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия с выпускниками в системе журналистского образования»

Проблемы теории журналистики

Н.Я. Макарова

Формы взаимодействия с выпускниками в системе журналистского образования

Статья посвящена современным подходам к интеграции выпускников факультета журналистики в образовательную программу высшего образования. Изучаются такие формы взаимодействия с выпускниками, как участие в тьютерской неделе, интервью с выпускником, мастер-классы, наставничество в ходе производственной практики, и их влияние на формирование компетенций и качества образования в целом.

Ключевые слова: профессиональное журналистское образование, ком-петентностный подход, профессиональная идентичность, педагогические технологии.

В ведущих российских университетах работа с выпускниками традиционно была одним из направлений внеучебной деятельности. Известными, успешными выпускниками университеты гордятся, приглашают на встречи со студентами. Для многих факультетов взаимодействие с выпускниками ограничивается их поступлением в аспирантуру и дальнейшей преподавательской деятельностью. Но потенциал сотрудничества с выпускниками гораздо шире.

В большинстве вузов организованы клубы (МГУ им. М.В. Ломоносова, Физтех), ассоциации выпускников или отделы по работе с выпускниками. Например, в МФТИ такой отдел организован в 2014 г., в МГИМО - в 2007 г., в РГГУ - в 2014 г. Задачами подобных структур являются коммуникация с выпускниками, проведение тематических встреч, содействие в реализации проектов выпускников, сохранение традиций вуза. Благодаря таким отделам выпускники не теряют связи с alma mater, могут финансово участвовать

© Макарова Н.Я., 2016

в проектах своего вуза, расширять сферу деловых контактов. В ряде вузов по примеру зарубежных коллег при активном участии выпускников организованы фонды целевых капиталов - эн-даументы, где вложения бывших студентов играют ключевую роль. Мировым лидером в этом движении являются США (Гарвардский, Йельский, Принстонский университеты1). В России по состоянию на апрель 2016 г. крупнейшие эндаументы у Сколтех, МГИМО, СПбГУ2. Но зачастую вузы ограничивают взаимодействие с выпускниками рамками отделов или клубов, не используют полностью потенциал выпускников. В условиях информационного общества, благодаря сайтам, виртуальным клубам, социальным сетям, легко организовывать коммуникацию с выпускниками, отслеживать их успехи, карьерный рост, изменения их профессиональных траекторий.

Сегодня для вуза взаимодействие с выпускниками необходимо еще и в силу того, что их трудоустройство является одним из показателей эффективности деятельности образовательных организаций и их филиалов3.

В образовательных программах высшего образования всех уровней (бакалавриат и магистратура) факультета журналистики РГГУ взаимодействие с выпускниками занимает особое место, оно органично интегрировано в учебный процесс. Рассмотрим подробнее, какие формы реализуются и как они применяются в деятельности факультета.

Участие выпускников в тьютерской неделе первокурсников

По многолетней традиции выпускники факультета приходят на встречу со студентами первого курса. Такие встречи происходят регулярно в течение первой недели учебного года. Безусловно, руководители и преподаватели интенсивно информируют начинающих студентов об университетской жизни, проводят психологические тренинги, направленные на интеграцию в образовательное пространство. Но выступление выпускников позволяет студентам узнать уникальную информацию, получить представление о факультете от старшего коллеги. Рассказывая о своем студенческом опыте, выпускники особое внимание уделяют традициям, атмосфере, которой проникнут факультет. Именно выпускникам, а не преподавателям студенты могут задать интересующие, животрепещущие, подчас неудобные вопросы: «Сложно ли сдавать первую сессию?», «Как сдавали экзамены?», «Где проходили практику?», «Как нашли работу?». Неформальное общение с выпускниками

обеспечивает быструю и качественную интеграцию студента в социокультурное образовательное пространство. Такие встречи во многом символичны, это своеобразная передача эстафетной палочки, сохранение преемственности между поколениями. После тью-терской недели первокурсники довольно скоро вновь коммуници-руют с выпускниками. Это взаимодействие происходит в рамках дисциплины «Современные информационные технологии».

Интервью с выпускником

На семинарских занятиях курса «Современные информационные технологии», который предусмотрен учебным планом в первом семестре, студенты получают следующее задание: самостоятельно найти выпускника факультета журналистики РГГУ любого года выпуска и взять у него интервью. Это задание студенты могут делать парами. При выполнении они проходят пять этапов:

- осуществляют поиск героя;

- получают разрешение и согласовывают время и место проведения интервью (студентам рекомендуется проводить интервью на рабочем месте выпускника);

- интервьюируют и фотографируют выпускника;

- расшифровывают и редактируют текст;

- согласовывают текст с героем и получают письменное разрешение на публикацию.

Таким образом, уже в самом начале первого семестра студент выполняет полный цикл журналистского произведения. Практически все интервью опубликованы на сайте факультета в разделе «Наши выпускники»4. За редким исключением по просьбе выпускника интервью не публикуется. При выполнении такого задания формируются компетенции всех видов: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК). В частности, «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6); способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12); способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и

анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2); способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями (ПК-7)»5.

С одной стороны, выполнение данного задания является логическим продолжением социокультурной интеграции студента, а с другой стороны - это первый опыт профессиональной коммуникации и журналистского творчества. В фокусе внимания студентов прежде всего вопросы, связанные с выбором направления подготовки и образовательного учреждения, процесс обучения, прохождение производственной практики, сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, профессиональная деятельность выпускника. Как правило, бывшие студенты с удовольствием откликаются на просьбу об интервью, с радостью делятся воспоминаниями о студенческих годах, акцентируют внимание на возможностях и перспективах, которые они получили и реализовали благодаря обучению в университете. Приведем несколько цитат из интервью выпускников: «Я пришла на день открытых дверей, я сразу прониклась обстановкой, атмосферой, мне очень понравился класс "Визионариум". Раньше я нигде такого не видела»6; «Задача любого высшего образования - воспитать в человеке собранность, организованность, ответственность, культуру общения. Мы приходим в университет детьми, а выходим сформировавшимися личностями со своими взглядами, принципами и культурой. Преподаватели и сотрудники факультета учили нас всему: от того, как вежливо войти в кабинет, до того, как выступать на публике»7; «РГГУ растит амбициозных ребят, которые нацелены на серьезные рывки в своей карьере. Уже с первого курса нас стали отправлять на практику»8; «Спасибо нашим преподавателям, потому что они отдают все по максимуму, а брать или не брать - это уже наше дело. Поэтому я ни в коем случае не жалею. Никогда бы не променяла факультет журналистики РГГУ. Никогда»9.

Интервью с выпускником позволяет студенту не только сделать первые шаги в профессии, пройти самостоятельно полный цикл журналистского произведения, но и является начальной ступенью в формировании профессионального самоопределения.

Благодаря работе студентов первого курса факультет формирует виртуальное сообщество выпускников. На сайте по аналогии с общей школьной фотографией создается коллективный портрет каждого года выпуска.

Проведение мастер-классов выпускников

На нашем факультете относительно недавно практикуется такая работа. Мастер-классы широко известных журналистов давно стали традиционными. Для активного использования такой педагогической технологии в учебном плане бакалавров всех профилей предусмотрен курс «Журналистика глазами журналиста». Первым преподавателем этой дисциплины был легенда отечественной журналистики А.Е. Бовин, в настоящее время этот курс ведет Н.К. Сванидзе. Практика приглашения ведущих российских журналистов сохранилась, но теперь, помимо встреч с ними, регулярно проходят мастер-классы выпускников.

Выпускники всегда с большой радостью откликаются на предложение провести мастер-класс на родном факультете, подходят к этому крайне ответственно. Их выступления отличает тщательная подготовка, они, как правило, демонстрируют видеофрагменты своих работ. Темы выступлений достаточно разнообразны: продюсирована репортажа (О. Мустафаев, 2011 год выпуска, корреспондент, телеканал НТВ), информационное вещание на развлекательном телеканале (Е. Дружняева, 2011 год выпуска, корреспондент, телеканал «Пятница!»), ведение информационной программы (М. Лаптева, 2011 год выпуска, ведущая информационной программы, телеканал «360°»), особенности телевизионной коммуникации в информационно-развлекательном сегменте телевизионной журналистики (Н. Сацирова, аспирант, ведущая и редактор, телеканал «360°»), спортивная журналистика (Т. Тимошенко, 2006 год выпуска, ведущий, комментатор, телеканал «Матч ТВ»), работа в БММ-редакции (Д. Пуршева, 2011 год выпуска, редактор радиостанции «Романтика»).

Мастер-классы выпускников направлены на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Фокус внимания сконцентрирован на следующих компетенциях: «способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа

(ОПК-2); способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13); способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15); способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2); способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями (ПК-7)»10. Таким образом, мастер-классы в основном ориентированы на журналистскую авторскую деятельность и производственно-технологическую деятельность.

Мастер-классы рассчитаны на студентов всех курсов. Соответственно, они обладают разным уровнем сформированности компетенций. В зависимости от курса студент, участвующий в мастер-классе, повышает степень овладения компетенциями, при этом зона ближайшего развития расширяется. Например, на мастер-классе, посвященном продюсированию репортажа, студенты четвертого курса, изучающие дисциплину «Репортаж на телевидении», понимают своеобразие этого жанра, и для них особый интерес представляет методика поиска тем, героев, коммуникативные приемы при взаимодействии с экспертами, использование приемов инфотейнмента. Студенты первого курса на том же мастер-классе знакомятся с базовыми понятиями, актуальными подходами к производству репортажа. Все участники, независимо от курса, видят, каким образом в профессиональной деятельности применяются теоретические знания, которыми они овладевают в аудитории университета.

Мастер-классы выпускников оказывают серьезное психологическое воздействие на студентов. Такое выступление - наглядный пример успешного профессионального развития для нынешнего студента, который проецирует на себя достижения выпускника. Со-

ответственно срабатывают механизмы «Я тоже так смогу», «У меня все получится». Студент видит перспективу своего карьерного роста. Это не мифические, часто ничем не подкрепленные рассказы на Дне открытых дверей или информация в рекламном проспекте, что все выпускники трудоустроены. Это реальная картина, отражающая качество образования, его оценку работодателями. Студентам младших курсов такие мастер-классы помогают в профессиональном самоопределении, а для старшекурсников -это начальная ступень в формировании профессиональной идентичности.

Наставничество в ходе производственной практики

Еще одной формой взаимодействия с выпускниками является работа выпускников в качестве наставников во время прохождения студентами производственной практики. Все практики, предусмотренные учебным планом, за исключением преддипломной, являются выездными. Для этого формируются базы производственных практик - редакции печатных и интернет-изданий, радиостанций, телеканалов, информационных агентств, пресс-службы. Уже на этой стадии подготовительной работы большую помощь оказывают выпускники, они активно участвуют в согласовании организационных вопросов, непосредственно в ходе прохождения практики руководят работой практикантов, дают задания, консультируют. Такое наставничество обеспечивает качественное проведение практики, что обусловливается рядом факторов:

- осуществляется четкий контроль за выполнением работы;

- у студентов появляется возможность задать неудобные, наивные вопросы, получить консультацию;

- практикант становится объектом неравнодушного отношения: ведь выпускник относительно недавно сам был на практике, помнит, с какими трудностями сталкивался;

- в характеристиках, которые получают практиканты по итогам своей работы, прослеживается заинтересованность руководителя практики, желание помочь студенту. Дается объективная оценка его достижений и недостатков, как правило, предлагаются рекомендации по исправлению недочетов.

Таким образом, разнообразные формы взаимодействия с выпускниками, с одной стороны, обеспечивают формирование профессионального самоопределения и идентичности студентов, реализацию компетентностного подхода, адаптацию к социокультурным условиям вуза, а с другой стороны, способствуют организации сообщества выпускников, их коммуникации с alma mater и между собой.

Примечания

1 БирюковЕ.С. Эндаументы в США и России. [Электронный ресурс] URL: http:// mgimo.ru/about/news/experts/229065 (дата обращения: 16.04.2016).

2 ТОП-10 крупнейших эндаументов российских вузов. [Электронный ресурс] URL: https://mipt.ru/alumni/about (дата обращения: 16.04.2016).

3 О мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: http:// government.ru/orders/17013 (дата обращения: 17.04.2016).

4 Официальный сайт факультета журналистики РГГУ: http://www.rsuh.ru/ media/graduates. Раздел «Наши выпускники» (дата обращения: 16.04.2016).

5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 42.03.02 - Журналистика. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 07.08.2014 № 951. [Электронный ресурс] URL: http:// fgosvo.ru/uploadflles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (дата обращения: 16.04.2016).

6 Куриленко Е. Меня мотивирует работа: Интервью с Мариной Лаптевой. Официальный сайт факультета журналистики РГГУ: http://www.rsuh.ru/media/ graduates/detail.php?ID=112674 (дата обращения: 17.04.2016).

7 Михеева А. Я склонна стремиться к идеалу, созданному моим воображением: Интервью с Дарьей Винокуровой. Официальный сайт факультета журналистики РГГУ: http://www.rsuh.ru/media/graduates/detail.php?ID=112763 (дата обращения: 17.04.2016).

8 Мухутдинова К. Моя мечта - сделать жизнь в нашей стране проще и удобнее: Интервью с Анной Загородниковой. Официальный сайт факультета журналистики РГГУ: http://www.rsuh.ru/media/graduates/detail.php?ID=112419 (дата обращения: 17.04.2016).

9 Данькина К. За пределами журналистики: Интервью с Кристиной Заблудиной. Официальный сайт факультета журналистики РГГУ. http://www.rsuh.ru/ media/graduates/detail.php?ID=112772 (дата обращения: 17.04.2016).

10 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 42.03.02 - Журналистика. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 07.08.2014 № 951. [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadflles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (дата обращения: 16.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.