Научная статья на тему 'Мастер-класс в системе профессиональной подготовки журналиста'

Мастер-класс в системе профессиональной подготовки журналиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
147
9
Поделиться
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / MASTER CLASS / PROFESSIONAL JOURNALISTIC EDUCАTION / COMPETENCE APPROACH / EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Наталия Яковлевна

Статья посвящена практике реализации компетентностного подхода в профессиональном журналистском образовании при использовании мастер-класса. Определяется круг общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые эффективно формируются при включении мастер-класса в образовательную программу по направлению подготовки «Журналистика». Прослеживается взаимосвязь между применением мастер-класса и процессами формирования профессионального самоопределения и идентичности будущих журналистов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Наталия Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Master class in the system of professional journalism

The article is devoted to the practice of implementation of the competence approach in professional journalistic education in the use of the master class. The range of general and professional competencies that are formed effectively enabling the master class in the educational program “Journalism” is defined. The relationship of the master class use with the processes of formation of professional self-determination and identity of future journalists is observed.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс в системе профессиональной подготовки журналиста»

Проблемы теории журналистики

Н.Я. Макарова

МАСТЕР-КЛАСС В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТА

Статья посвящена практике реализации компетентностного подхода в профессиональном журналистском образовании при использовании мастер-класса. Определяется круг общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые эффективно формируются при включении мастер-класса в образовательную программу по направлению подготовки «Журналистика». Прослеживается взаимосвязь между применением мастер-класса и процессами формирования профессионального самоопределения и идентичности будущих журналистов.

Ключевые слова: мастер-класс, профессиональное журналистское образование, компетентностный подход, оценка качества образования, профессиональная идентичность.

В существующей системе профессионального образования студенту предлагаются готовые цели, которые он должен принять, стандартное, жесткоструктурированное содержание образования, устоявшаяся форма работы и контроля. Подобная организация педагогического процесса, по сути, исключает необходимость и возможность выбора и построения собственной программы профессионального образования и самообразования, снимает с него личную ответственность за процесс и результат профессиональной подготовки. Система педагогических технологий высшей школы также достаточна стабильна. Без лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий невозможно представить высшее образование. К ряду этих классических форм сложно отнести мастер-класс, его еще относят все-таки к инновационным технологиям. При этом эта форма организации образовательного процесса прочно вошла в систему гуманитарного образования, чего не скажешь

© Макарова Н.Я., 2016

про технические и естественнонаучные направления. В практико-ориентированных гуманитарных направлениях подготовки, таких как журналистика, РИ и реклама, психология и педагогика и др., мастер-классу отводится особое место.

Инновационную форму проведения занятий российская система образования позаимствовала у французских коллег. С 90-х годов прошлого столетия мастер-класс используется на всех ступенях отечественного образовательного пространства. В отечественной и зарубежной педагогике существуют разнообразные толкования этого понятия. Если рассматривать мастер-класс в системе высшего образования, то наиболее актуальным представляется определение О.В. Бобряшовой: «Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия»1. Но для практико-ориентирован-ных программ гуманитарного образования предлагаем более узкое трактование данной технологии - интерактивное выступление эксперта, обладающего общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в области направления подготовки слушателей. От других педагогических технологий мастер-класс отличает: во-первых, креативное и интерактивное взаимодействие всех участников (ведущего и слушателей), во-вторых, высокая степень свободы действий слушателей, в-третьих, вариативность в планировании и проведении, в-четвертых, свобода в выборе контента и приемов, применяемых при ведении, в-пятых, высокая степень импровизации ведущего.

С течением времени мастер-класс не претерпел существенных изменений - к слушателям приходит гость, который является носителем уникального опыта и компетенций, рассказывает о своем профессиональном опыте, делится с младшими коллегами секретами своего мастерства. Однако практика применения мастер-класса достаточно неоднозначна. Некоторые преподаватели теоретических курсов просто боятся приглашать к себе практиков, дабы не разрушить стройность системы, которую они излагают на лекциях. В результате студент овладевает знаниями, но сталкивается со сложностями в применении их на практике, таким образом, компетенции формируются частично. Пресловутый разрыв между теорией и практикой налицо. Как следствие - оценка качества образования работодателем невысока.

Концепция профессионального журналистского образования, реализуемая на факультете журналистики РГГУ, предусматривает регулярное и систематическое проведение мастер-классов в ходе

образовательного процесса в рамках программ как бакалавриата, так и магистратуры. Эта педагогическая технология применяется на всех образовательных профилях: «Телевизионная журналистика», «Международная журналистика», «Мультимедийная журналистка и современные медиатехнологии» и магистерских программах «Международная журналистика», «Медиариторика», «Медиапублицистика». Мастер-классы организуются в рамках базовой и вариативной части цикла дисциплин для студентов всех курсов, но реализуемые компетенции различны. В зависимости от года обучения мастер-классы способствуют реализации различных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС ВО по направлениям подготовки 42.03.02 и 42.04.02 «Журналистика».

Рассмотрим практику применения мастер-классов на курсах бакалаврской программы факультета журналистики РГГУ.

На первом курсе мастер-классы проводят преподаватели кафедр журналистики и телевизионных, радио- и интернет-технологий, а также приглашенные журналисты.

Первый мастер-класс для первокурсников проводит директор Института массмедиа РГГУ Н.К. Сванидзе. Эта встреча проходит в рамках тьюторской недели - первой недели учебного года. На этом этапе стратегическими задачами всех мастер-классов являются: интеграция студентов в образовательную среду вуза, получение первых профессиональных, качественных представлений о специфике журналистской деятельности. Безусловно, у студентов есть представление о журналистской деятельности, но часто оно сформировано под влиянием стереотипов и бытового понимания. Именно на первых таких встречах у студентов происходит переосмысление своего профессионального выбора. Проблема мотивации в выборе образовательной программы в вузе стоит очень остро. По итогам опросов первокурсников (2009-2016 гг.) большинство из них самостоятельно осуществили выбор направления подготовки (70%), у части выбор продиктован желанием родителей (20%), у незначительного числа опрошенных на выбор повлияли друзья и знакомые (5%), 5% - не смогли ответить на вопрос.

Однако многолетняя практика проведения дней открытых дверей свидетельствует об обратном. Абитуриенты приходят вместе с родителями и именно родители проявляют наибольшую активность: задают вопросы касательно поступления, об образовательной программе, интересуются перспективами трудоустройства. Первые мастер-классы направлены на понимание «общественной миссии журналистики, социальной ответственности журналистики и журналиста», что соответствует ОПК-1 ФГОС ВО2. Далее на

первом курсе мастер-классы проходят в рамках дисциплин «Введение в профессию», «Современные информационные технологии», «Теория и практика современных медиасистем». В таблице представлены компетенции, которые формируются в ходе мастер-классов на различных курсах, в рамках дисциплин образовательной программы.

Помимо формирования компетенций мастер-класс активно способствует развитию профессионального самоопределения первокурсников. Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как нахождение личностью смыслов в выполняемой работе. Иными словами, профессиональное самоопределение - это «проектирование и строительство трудового и, в целом, жизненного пути»3. Данное понятие относится к выбору, поиску профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов ее реализации. Посредством мастер-класса на этой стадии формирования идентичности у студента постепенно складывается образ профессии, который играет существенную роль в дальнейшем профессиональном самоопределении. На основе соотнесения образа ведущего мастер-класса и его опыта и знаний, которые имеются у человека о самом себе, формируется и профессиональное самосознание. Благодаря коммуникации с действующим журналистом на стадии профессионального самоопределения студент соотносит между собой ключевые понятия: хочу - могу - имею - требуется. Система высшего профессионального образования является центральным звеном в профессиональном самоопределении молодежи. Если общеобразовательная школа ориентирована на выявление профессиональных склонностей, то высшие учебные заведения - на выбор профессии. Только при условии сформиро-ванности профессионального самоопределения может быть запущен процесс конструирования профессиональной идентичности. Под профессиональной идентичностью понимается «функциональное и экзистенциальное соответствие личности и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные компетенции»4. Применение мастер-класса на старших курсах обеспечивает позитивную идентификацию, является успешной реализацией журналиста в профессии через ощущение единства с профессиональным сообществом, профессиональными ценностями, нормами, устоями. Для старшекурсников актуальным являются перспективы реализации своего творческого потенциала, самостоятельное решение профессиональных задач и достижение успеха в журналистской деятельности.

№ Название дисциплины Формируемые компетенции в соответствии с ФГОС ВО по направлению 42.02.03 Журналистика Ведущие мастер-классов

Первый курс

1 Введение в профессию Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8); способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1); способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интер-нет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику иных направлений A.A. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», А.Е. Чибисов, главный редактор ИД «Отраслевые ведомости», A.C. Светенко, обозреватель радиостанции «Вести FM», Д.А. Глуховский, журналист, писатель

2 Современные информационные технологии Способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) (ОПК-19); способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ОПК-20); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2); Е.В. Дружняева, корреспондент телеканала «Пятница», А. К. Купа, продюсер телеканала НТВ, М.В. Лаптева, ведущая телеканала 360°

iO о

к bQ S

способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6)

3 Теория и практика современных медиасистем Способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиа-систем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2); способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3); способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводетва; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12); способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13) Г. В. Тимченко, главный редактор интернет-издания <<Мес1ига», Л.Г. Парфенов, журналист, М.С. Гусман, заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС

о >9*

н о

К ?

к

о НС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

о й

т

Ь

Второй курс

4 Техника и технологии СМИ Способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) (ОПК-19); способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ОПК-20); способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями (ПК-7) О. Мустафаев, журналист телеканала НТВ

5 Основы творческой деятельности журналиста (печатные СМИ и радиовещание) Способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12); способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2) К.Н. Белов, главный редактор журнала <<С£)», К.А. Ларина, журналист радиостанции «Эхо Москвы», ВЛ. Аверин, журналист радиостанции «Маяк»

ко

Ш к

Третий курс

6 Основы теории коммуникации Способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-Ю); способность участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами (ПК-5) H.A. Сацирова, ведущая программы «Интервью» телеканала 360°

7 Тележурналистика Способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (ОПК-15); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2) Л. Г. Парфенов, журналист, А.Н. Архангельский, автор ток-шоу «Тем временем» ( Россия- Культура )

Четвертый курс

8 Информа-ционно-ана-литическая журналистика Способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ (ОПК-6); способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1); способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ (ПК-4) Майкл Бом, журналист, А.Н. Архангельский, автор ток-шоу «Тем временем» (Россия-Культура), А.Ю. Юров, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

о >9*

н о К

К

о НС

я

о й

■с

т

Ь s

9 Журналистика глазами журналиста Способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК- 1); способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3); способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и струк-турно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14) A.A. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», М.Е. Швыдкой, автор ток-шоу «Культурная революция», О. Мустафаев, журналист телеканала НТВ

10 Технология интервью Способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-Ю); способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-ком-позиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14) H.A. Сацирова, ведущая программы «Интервью» телеканала 360°, М.С. Гусман, заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС

11 Профессиональная этика журналиста Способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК- 1); способность следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8) СБ. Пархоменко, журналист, Ольга Алленова, журналист газеты «Коммерсантъ»

iO

S

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Бобряшова О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров // Вестник ОГУ. 2011. № 11 (130). С. 170.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 42.03.02 Журналистика. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 07.08.2014 № 951 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadflles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

3 Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. С. 158.

4 Там же. С. 157.