Проблемы теории журналистики
Н.Я. Макарова
МАСТЕР-КЛАСС В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТА
Статья посвящена практике реализации компетентностного подхода в профессиональном журналистском образовании при использовании мастер-класса. Определяется круг общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые эффективно формируются при включении мастер-класса в образовательную программу по направлению подготовки «Журналистика». Прослеживается взаимосвязь между применением мастер-класса и процессами формирования профессионального самоопределения и идентичности будущих журналистов.
Ключевые слова: мастер-класс, профессиональное журналистское образование, компетентностный подход, оценка качества образования, профессиональная идентичность.
В существующей системе профессионального образования студенту предлагаются готовые цели, которые он должен принять, стандартное, жесткоструктурированное содержание образования, устоявшаяся форма работы и контроля. Подобная организация педагогического процесса, по сути, исключает необходимость и возможность выбора и построения собственной программы профессионального образования и самообразования, снимает с него личную ответственность за процесс и результат профессиональной подготовки. Система педагогических технологий высшей школы также достаточна стабильна. Без лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий невозможно представить высшее образование. К ряду этих классических форм сложно отнести мастер-класс, его еще относят все-таки к инновационным технологиям. При этом эта форма организации образовательного процесса прочно вошла в систему гуманитарного образования, чего не скажешь
© Макарова Н.Я., 2016
про технические и естественнонаучные направления. В практико-ориентированных гуманитарных направлениях подготовки, таких как журналистика, РИ и реклама, психология и педагогика и др., мастер-классу отводится особое место.
Инновационную форму проведения занятий российская система образования позаимствовала у французских коллег. С 90-х годов прошлого столетия мастер-класс используется на всех ступенях отечественного образовательного пространства. В отечественной и зарубежной педагогике существуют разнообразные толкования этого понятия. Если рассматривать мастер-класс в системе высшего образования, то наиболее актуальным представляется определение О.В. Бобряшовой: «Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия»1. Но для практико-ориентирован-ных программ гуманитарного образования предлагаем более узкое трактование данной технологии - интерактивное выступление эксперта, обладающего общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в области направления подготовки слушателей. От других педагогических технологий мастер-класс отличает: во-первых, креативное и интерактивное взаимодействие всех участников (ведущего и слушателей), во-вторых, высокая степень свободы действий слушателей, в-третьих, вариативность в планировании и проведении, в-четвертых, свобода в выборе контента и приемов, применяемых при ведении, в-пятых, высокая степень импровизации ведущего.
С течением времени мастер-класс не претерпел существенных изменений - к слушателям приходит гость, который является носителем уникального опыта и компетенций, рассказывает о своем профессиональном опыте, делится с младшими коллегами секретами своего мастерства. Однако практика применения мастер-класса достаточно неоднозначна. Некоторые преподаватели теоретических курсов просто боятся приглашать к себе практиков, дабы не разрушить стройность системы, которую они излагают на лекциях. В результате студент овладевает знаниями, но сталкивается со сложностями в применении их на практике, таким образом, компетенции формируются частично. Пресловутый разрыв между теорией и практикой налицо. Как следствие - оценка качества образования работодателем невысока.
Концепция профессионального журналистского образования, реализуемая на факультете журналистики РГГУ, предусматривает регулярное и систематическое проведение мастер-классов в ходе
образовательного процесса в рамках программ как бакалавриата, так и магистратуры. Эта педагогическая технология применяется на всех образовательных профилях: «Телевизионная журналистика», «Международная журналистика», «Мультимедийная журналистка и современные медиатехнологии» и магистерских программах «Международная журналистика», «Медиариторика», «Медиапублицистика». Мастер-классы организуются в рамках базовой и вариативной части цикла дисциплин для студентов всех курсов, но реализуемые компетенции различны. В зависимости от года обучения мастер-классы способствуют реализации различных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС ВО по направлениям подготовки 42.03.02 и 42.04.02 «Журналистика».
Рассмотрим практику применения мастер-классов на курсах бакалаврской программы факультета журналистики РГГУ.
На первом курсе мастер-классы проводят преподаватели кафедр журналистики и телевизионных, радио- и интернет-технологий, а также приглашенные журналисты.
Первый мастер-класс для первокурсников проводит директор Института массмедиа РГГУ Н.К. Сванидзе. Эта встреча проходит в рамках тьюторской недели - первой недели учебного года. На этом этапе стратегическими задачами всех мастер-классов являются: интеграция студентов в образовательную среду вуза, получение первых профессиональных, качественных представлений о специфике журналистской деятельности. Безусловно, у студентов есть представление о журналистской деятельности, но часто оно сформировано под влиянием стереотипов и бытового понимания. Именно на первых таких встречах у студентов происходит переосмысление своего профессионального выбора. Проблема мотивации в выборе образовательной программы в вузе стоит очень остро. По итогам опросов первокурсников (2009-2016 гг.) большинство из них самостоятельно осуществили выбор направления подготовки (70%), у части выбор продиктован желанием родителей (20%), у незначительного числа опрошенных на выбор повлияли друзья и знакомые (5%), 5% - не смогли ответить на вопрос.
Однако многолетняя практика проведения дней открытых дверей свидетельствует об обратном. Абитуриенты приходят вместе с родителями и именно родители проявляют наибольшую активность: задают вопросы касательно поступления, об образовательной программе, интересуются перспективами трудоустройства. Первые мастер-классы направлены на понимание «общественной миссии журналистики, социальной ответственности журналистики и журналиста», что соответствует ОПК-1 ФГОС ВО2. Далее на
первом курсе мастер-классы проходят в рамках дисциплин «Введение в профессию», «Современные информационные технологии», «Теория и практика современных медиасистем». В таблице представлены компетенции, которые формируются в ходе мастер-классов на различных курсах, в рамках дисциплин образовательной программы.
Помимо формирования компетенций мастер-класс активно способствует развитию профессионального самоопределения первокурсников. Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как нахождение личностью смыслов в выполняемой работе. Иными словами, профессиональное самоопределение - это «проектирование и строительство трудового и, в целом, жизненного пути»3. Данное понятие относится к выбору, поиску профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов ее реализации. Посредством мастер-класса на этой стадии формирования идентичности у студента постепенно складывается образ профессии, который играет существенную роль в дальнейшем профессиональном самоопределении. На основе соотнесения образа ведущего мастер-класса и его опыта и знаний, которые имеются у человека о самом себе, формируется и профессиональное самосознание. Благодаря коммуникации с действующим журналистом на стадии профессионального самоопределения студент соотносит между собой ключевые понятия: хочу - могу - имею - требуется. Система высшего профессионального образования является центральным звеном в профессиональном самоопределении молодежи. Если общеобразовательная школа ориентирована на выявление профессиональных склонностей, то высшие учебные заведения - на выбор профессии. Только при условии сформиро-ванности профессионального самоопределения может быть запущен процесс конструирования профессиональной идентичности. Под профессиональной идентичностью понимается «функциональное и экзистенциальное соответствие личности и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные компетенции»4. Применение мастер-класса на старших курсах обеспечивает позитивную идентификацию, является успешной реализацией журналиста в профессии через ощущение единства с профессиональным сообществом, профессиональными ценностями, нормами, устоями. Для старшекурсников актуальным являются перспективы реализации своего творческого потенциала, самостоятельное решение профессиональных задач и достижение успеха в журналистской деятельности.
№ Название дисциплины Формируемые компетенции в соответствии с ФГОС ВО по направлению 42.02.03 Журналистика Ведущие мастер-классов
Первый курс
1 Введение в профессию Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8); способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1); способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интер-нет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику иных направлений A.A. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», А.Е. Чибисов, главный редактор ИД «Отраслевые ведомости», A.C. Светенко, обозреватель радиостанции «Вести FM», Д.А. Глуховский, журналист, писатель
2 Современные информационные технологии Способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) (ОПК-19); способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ОПК-20); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2); Е.В. Дружняева, корреспондент телеканала «Пятница», А. К. Купа, продюсер телеканала НТВ, М.В. Лаптева, ведущая телеканала 360°
iO о
к bQ S
способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6)
3 Теория и практика современных медиасистем Способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиа-систем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2); способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3); способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводетва; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12); способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13) Г. В. Тимченко, главный редактор интернет-издания <<Мес1ига», Л.Г. Парфенов, журналист, М.С. Гусман, заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС
о >9*
н о
К ?
к
о НС
я
о й
-с
т
Ь
Второй курс
4 Техника и технологии СМИ Способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) (ОПК-19); способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ОПК-20); способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями (ПК-7) О. Мустафаев, журналист телеканала НТВ
5 Основы творческой деятельности журналиста (печатные СМИ и радиовещание) Способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12); способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2) К.Н. Белов, главный редактор журнала <<С£)», К.А. Ларина, журналист радиостанции «Эхо Москвы», ВЛ. Аверин, журналист радиостанции «Маяк»
ко
Ш к
Третий курс
6 Основы теории коммуникации Способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-Ю); способность участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами (ПК-5) H.A. Сацирова, ведущая программы «Интервью» телеканала 360°
7 Тележурналистика Способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (ОПК-15); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2) Л. Г. Парфенов, журналист, А.Н. Архангельский, автор ток-шоу «Тем временем» ( Россия- Культура )
Четвертый курс
8 Информа-ционно-ана-литическая журналистика Способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ (ОПК-6); способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1); способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ (ПК-4) Майкл Бом, журналист, А.Н. Архангельский, автор ток-шоу «Тем временем» (Россия-Культура), А.Ю. Юров, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
о >9*
н о К
К
о НС
я
о й
■с
т
Ь s
9 Журналистика глазами журналиста Способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК- 1); способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3); способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и струк-турно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14) A.A. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», М.Е. Швыдкой, автор ток-шоу «Культурная революция», О. Мустафаев, журналист телеканала НТВ
10 Технология интервью Способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-Ю); способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-ком-позиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14) H.A. Сацирова, ведущая программы «Интервью» телеканала 360°, М.С. Гусман, заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС
11 Профессиональная этика журналиста Способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК- 1); способность следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8) СБ. Пархоменко, журналист, Ольга Алленова, журналист газеты «Коммерсантъ»
iO
S
Примечания
1 Бобряшова О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров // Вестник ОГУ. 2011. № 11 (130). С. 170.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 42.03.02 Журналистика. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 07.08.2014 № 951 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadflles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
3 Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. С. 158.
4 Там же. С. 157.