УДК 37.070 Козлова Олеся Александровна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций
Волгоградского государственного университета
Смирнова Евгения Александровна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций
Волгоградского государственного университета
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ»
Kozlova Olesya Aleksandrovna
PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Volgograd State University
Smirnova Evgeniya Aleksandrovna
PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Volgograd State University
SOME ASPECTS OF TEACHING THE COURSE "MODERN ELECTRONIC MASS MEDIA"
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности преподавания курса «Современные электронные СМИ», входящего в учебный план направления подготовки бакалавров журналистики. Авторами обосновывается необходимость применения в образовательном процессе таких интерактивных форм и методов преподавания, как круглые столы, дискуссии, диспуты, ролевые и деловые игры, учебные кейсы, мастер-классы и др. В совокупности они позволяют максимально выявить компе-тентностный уровень студентов.
Ключевые слова:
методика преподавания журналистики, компетенции, образовательный процесс, интерактивные образовательные технологии.
Summary:
The article considers the features of teaching the course "Modern Electronic Mass Media", that is a part of the curriculum for bachelors of journalism training. The authors substantiate the necessity to apply such interactive forms and methods of teaching as round tables, discussions, debates, role-playing and business games, educational cases, master classes, and others in the educational process. Together they allow a teacher to assess effectively the competence level of students.
Keywords:
methods of journalism teaching, competences, educational process, interactive educational technologies.
Курс «Современные электронные СМИ» входит в базовый модуль учебного плана направления подготовки бакалавров журналистики и является обязательным для изучения. Его общая трудоемкость - 4 зачетные единицы.
В первую очередь курс нацелен на формирование у студентов целостных представлений о роли и месте радиовещания, телевидения, интернет-журналистики в системе СМИ. Именно с него начинается знакомство будущих журналистов со спецификой аудиовизуальных средств массовой информации, с процессом производства радио- и телепрограмм, мультимедийных материалов для онлайн-изданий, с особенностями организации работы современных конвергентных редакций.
Знания, полученные в ходе изучения «Современных электронных СМИ», закрепляются на занятиях по курсам «Выпуск учебных СМИ», «Профессиональные творческие студии». Вместе с тем поддерживается взаимосвязь с курсом «Основы журналистской деятельности».
Предполагается, что в результате освоения курса у студентов сформируются такие общепрофессиональные компетенции, как: умение ориентироваться в самых распространенных радио-, телеформатах, видах контента интернет-СМИ, жанрах и стилях современных медиатекстов; знание специфики новостной журналистики и представление об особенностях других направлений (аналитическая, художественно-публицистическая журналистика); понимание специфики работы в условиях мультимедийной среды; владение методами и технологиями создания медийного продукта в различных знаковых системах (вербальная, аудио-, видео-, графика, анимация); умение использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в ме-диасфере для решения профессиональных задач; умение ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ - по ФГОС ОПК-15, ОПК-19, ОПК-20.
Компетентностный подход обусловливает основные принципы организации учебно-образовательного процесса, его содержательную структуру [1]. В соответствии с логикой преподавания курс разбит на три тематических раздела: «Радиожурналистика», «Тележурналистика» и «Интернет-журналистика». К каждому из разделов разработан фонд практических заданий и упражнений, а также методические рекомендации по их выполнению [2]. Непосредственно на
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 20)
практических занятиях, а также во время внеаудиторной самостоятельной работы студенты закрепляют теоретические знания, вырабатывают навыки и умения, необходимые в профессиональной журналистской деятельности.
Отметим, что проведение лекционных и особенно практических занятий по курсу базируется на активных и интерактивных формах и методах преподавания. Студенты, некогда воспринимавшиеся как пассивное звено коммуникативной цепочки «преподаватель - сообщение - студент», как объект педагогического воздействия, сегодня максимально включены в учебный процесс, активно взаимодействуют с преподавателем, друг с другом, участвуют в коллективном обсуждении рассматриваемых ситуаций, их моделировании. Трансформируется и роль преподавателя: из одностороннего транслятора знаний он превращается в помощника, партнера, консультанта, ориентирующего обучающихся в информационном потоке, стимулирующего их самостоятельную познавательную и творческую работу [3, с. 4]. Подобные качественные метаморфозы в образовательных технологиях детерминированы новыми подходами к системе образования в целом, очевидным сокращением теоретических и увеличением доли практико-ориентированных курсов в учебных планах различных направлений и уровней подготовки.
Лекционный материал по курсу «Современные электронные СМИ» оснащен мультимедийными презентациями, позволяющими акцентировать внимание на отдельных теоретических вопросах, проиллюстрировать их наглядными примерами из журналистской практики. Возможен показ учебного фильма, дополняющего основное содержание лекции.
Практические занятия построены на индивидуальной, парной и групповой работе студентов. Целесообразным представляется использование таких интерактивных форм проведения занятий, как:
- круглые столы, дискуссии, диспуты, предполагающие обмен знаниями, мнениями, идеями;
- ролевые и деловые игры, в ходе которых отрабатываются типовые сценарии различных видов журналистской деятельности;
- учебные кейсы, позволяющие максимально точно и наиболее эффективно сформировать заложенные в освоение дисциплины компетенции;
- мастер-классы радио-, тележурналистов, редакторов сайтов СМИ и др., в рамках которых раскрываются слагаемые журналистского мастерства;
- работа с компьютерными программами для осуществления аудио- и видеомонтажа (проводится на базе студии университетского телевидения и радио «УТРо ВолГУ»).
В процессе преподавания дисциплины мы столкнулись с очевидной нехваткой действительно полезных учебников и пособий по практической журналистике, нацеленных на развитие у студентов профессиональных навыков и умений [4]. Безусловно, эта проблема требует отдельного обсуждения и решения.
Ниже представлены варианты творческих заданий, выполняемых студентами в рамках курса «Современные электронные СМИ».
Деловая игра «Проект радиостанции»
Студенты работают в группах. Им предлагается разработать и презентовать концепцию своей радиостанции. На первом этапе студенты исследуют региональный радиоэфир, анализируют его наполнение, определяя свободные или низкоконкурентные ниши для будущего медиа-продукта. На втором - выбирают название для новой радиостанции, продумывают принципиальные компоненты эфира, формулируют программную политику. Подробно описываются: формат радиостанции, темп вещания, особенности информационно-музыкального контента, вещательные модели утренних, дневных и вечерних часов, элементы «оформления» эфира (анонсы, позывные, слоганы), стиль ведущих, потенциальная аудитория. На третьем, заключительном этапе осуществляется мультимедийная презентация проекта. После чего возможна дискуссия, коллективное обсуждение результатов, анализ достоинств и недостатков предложенных концепций.
Ролевая игра «Пресс-конференция»
Во время занятия моделируется ситуация предвыборной кампании. Двое - трое студентов заявляют о намерении баллотироваться, например, в депутаты городской Думы. Каждый «кандидат» формирует свою команду. На подготовку предвыборной речи им отводится 15 минут. После каждого выступления все присутствующие, играющие роли журналистов различных СМИ, имеют возможность задать вопросы, уточнить основные пункты предвыборной программы. По итогам пресс-конференции студентам необходимо написать телевизионный сценарий информационного сюжета.
Деловая игра «Twitter-репортер»
Студентам предлагается попробовать себя в роли мобильных репортеров. Для выполнения поставленной задачи будущим журналистам необходимо посетить любое мероприятие -
благотворительную акцию, спортивное состязание, творческий конкурс и т. п. - и в онлайн-ре-жиме провести репортаж в своем микроблоге в Twitter. Размещаемый контент должен быть как вербальным, так и визуальным. Задание развивает у студентов умения и навыки оперативной работы с информацией в условиях быстроизменяющейся ситуации.
В заключение отметим, что интерактивные образовательные технологии достаточно эффективны при преподавании журналистских дисциплин, что подтверждается фактами успешной профессиональной деятельности выпускников кафедры.
Ссылки:
1. См.: Кудрявцева Е.И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 166-177.
2. См.: Козлова О.А. Современные электронные СМИ : учеб.-метод. пособие. Волгоград, 2012. 60 с.
3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород, 2013. 97 с.
4. Подробнее об этом см.: Смирнова Е.А. Учебник журналистики: для тех, кто хочет работать журналистом // Вестник ВолГУ. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. 2013. Вып. 9. С. 171-175.