УДК 070 ББК 76
Г. С. Мельник
г. Санкт-Петербург, Россия
Журналистика в подготовке специалистов по связям с общественностью
Статья посвящена проблемам обучения студентов отделения связей с общественностью приемам и навыкам журналистского творчества, изучению принципов журналисткой профессиональной деятельности. Специалист по связям с общественностью, помимо коммуникационных способностей, должен иметь литературные, творческие задатки, обладать развитым образным мышлением, владеть системой изобразительно-выразительных средств журналистики.
Ключевые слова: медиатекст, журналистское произведение, специалист по связям с общественностью, СМИ, жанры
G. S. Melnik
Saint Petersburg, Russia
Journalism in Training Specialists in Public Relations
The article deals with the problems of teaching public relations students some techniques and skills of journalistic creativity, learning the principles of journalistic profession. A specialist in Public Relations, in addition to communication skills. must have literary and artistic inclinations, developed imaginative thinking and employ a system of figurative-expressive means of journalism.
Keywords: media text, journalistic product, specialist in Public Relations, media, genres.
Государственный стандарт по подготовке специалистов по связям с общественностью предусматривает изучение в рамках дисциплины «Теория и практика массовой информации» тем, связанных с основными теоретическими понятиями журналистики, жанровыми особенностями современной российской журналистики.
В задачи журналистского цикла входит:
- обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, формирования навыков журналистского творчества.
- развить способность использовать информационные системы для решения профессионально-творческих задач;
- дать студентам знание функций информации в системе СМИ, современных технологий сбора, обработки, хранения, распространения информации;
- помочь овладению современными методами получения информации;
- привить навыки написания журналистских текстов в различных жанрах;
- овладеть методикой мониторинга СМИ.
Специалист по связям с общественностью, помимо коммуникационных способностей, должен иметь литературные, творческие задатки, обладать развитым образным мышлением, владеть системой изобразительно-выразительных средств журналистики. Он способен решать следующие профессиональные задачи: 1) подготовить и написать журналистское произведение в таких жанрах, как заметка, корреспонденция, комментарий, интервью, теле- радиосюжет; 2) отредактировать текст; 3) отобрать и подготовить сообщения, поступающие из информационных служб; с «ленты новостей»; 4) провести «круглый стол», «прямую линию» и другие акции; 5) вычитать гранки, полосы; сделать монтаж записанного, отснятого материала, работать с изобразительной информацией, электронной техникой; 6) подготовить обзор номера для «летучки»; 7) наладить взаимодействие с организациями, учреждениями и общественностью для решения конкретных редакционных задач; 8) подготовить обоснование для социологического исследования аудитории, опроса общественного мнения, использовать социологическую информацию и методы для выполнения своих профессиональных задач.
© Г. С. Мельник, 2011
В обучении используются классические и инновационные методы, известные в медиаобразовании: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т. д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т. д.). Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное
развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учёт индивидуальных особенностей студентов [12, с. 20].
В цикле лекций СМИ рассматриваются в контексте общих социальных и духовных процессов, выявляется роль современной журналистики в создании целостной картины мира и в процессах интеграции. Огромное влияние на развитие прессы оказывает прогресс информационно-коммуникационных технологий. Информация в современном мире используется как экономический и политический ресурс, в процессе оборота она приобретает потребительские свойства. В ходе освоения материала студенты получают знания о важнейших тенденциях развития современной журналистики: 1) процессах конвергенции различных СМИ, мультимедийных технологиях, глобализации, интеграции СМИ в Интернет; 2) о превращении средств массовой информации в медиапредприятия под воздействием рыночной экономики; 3) о формировании социальной и бизнес-коммуникации в телекомммуникацион-ных сетях; 4) о возрастании конкуренции в сфере СМИ, что имеет последствия для самой профессии журналиста и для экономики СМИ; 5) о сегментации аудитории по профессиональным и индивидуальным интересам, по социальным, образовательным, гендерным критериям.
Важное место в лекционном курсе отводится также теоретическому осмыслению проблем: 1) влияния рынка прессы на типологию изданий; 2) формирования современной российской медиаструктуры; 3) отражение на типологии российской прессы общих тенденций мировой журналистики. Это предполагает знакомство с ежегодными отраслевыми докладами
Федерального агентства по печати о состоянии российских СМИ [18], позволяет увидеть студентам процесс укрупнения информационных структур, расширение сферы деятельности Издательских Домов и медиа-холдингов, появления новых изданий в структуре российских СМИ (рекламно-справочные издания, информационно-коммерческие издания, деловая пресса, отраслевая пресса).
Осваивая предметную область журналистики, студенты получают также представления о закономерностях строения, регуляции и развития профессиональной деятельности; осваивают различные ее виды: организационноуправленческую (творчество редактора, ответственного секретаря, заведующего отделом), организаторскую и собственно творческую, связанную с подготовкой особого вида текстов. На практических занятиях уделяется внимание как продуктивным, так и репродуктивным аспектам творческого труда журналистов.
Основной продукт журналистского творчества - текст. В лекционном курсе преподаватель раскрывает операционные, мотивационные, интеллектуальные и личностные аспекты журналистского творчества, представляя студентам журналистский текст, который рассматривается как цельное семиотическое образование, имеющее общие классификационные признаки, и последовательное знаковое построение, образующее сообщение. Акцентируется внимание на узнаваемых признаках журналистского текста: документальность, форма подачи материала, актуальность, релевантность, популярность. Журналистский текст обладает специфическими качественными признаками.
Основным из признаков текста является зна-ковость, поскольку текст всегда зафиксирован и представлен в конкретных знаках. В процессе текстообразования используются иконические знаки - для создания иконических (изобразительных) текстов, которые, в частности, явно доминируют в журнальной иллюстрированной печати.
Петербургский профессор Б. С. Мисонж-ников обращает внимание и на другие свойства текста, например, на его отграниченностъ, то есть противопоставление группы знаков, образующих текст, сторонним, не входящим в его состав, проще говоря - чужим знакам. Действует принцип «включенности-невключенности». Любой текст, и прежде всего гомогенный, вбирает в себя только подходящий, принципиально отвечающий его природе знаковый материал. В
практике СМИ неукоснительно действуют законы текстообразования [17, с. 84].
Текст журналистского произведения существует самостоятельно и в то же время диалектически связан с другими сферами духовной жизни. Поэтому правомерно выделять в системе массовой информации идеологический аспект текстообразования, семиотический (знаковые системы, письменная речь, изображение, правила отбора языковых и неязыковых средств), а также технологический (отбор информации, оперативность, адекватность, качественное разнообразие, тиражирование, доставка и т. д.) [17, с. 85].
Текст никогда не существует вне времени, однако и во временном плане он должен рассматриваться, по меньшей мере, в двух аспектах. Во-первых, с момента своего создания он занимает место на общей оси исторического времени, в общем временном пространстве, причём оценивать его надо с учётом реалий конкретного периода [17, с. 90].
Создание текста - акт всегда индивидуальный, глубоко личный и сокровенный. Автор (гораздо реже - авторы) остается один на один с материалом, обдумывает его, подвергает анализу, классифицирует и соответствующим образом излагает. Метод изложения, изначально заданный характер интерпретации материала играют большую типообразующую роль [17, с. 97].
Большую роль играет авторское видение и понимание проблемы, его суждения и выводы, но когда появляется безудержное стремление оригинальничать, субъективировать изложение фактов, в действие включается такой важный фактор, как текстовая модальность, которая «отражает мироощущение автора и реализуется в субъективно-оценочной модальности... высказывания, дискурса и широкого контекста», «реализуется совокупностью логико-семантических, стилистических, структурно-синтаксических, словообразовательных и экстралингвистиче-ских средств, которые тесно взаимосвязаны» [21, с. 24, 26].
Как правило, выделяют три группы детерминант, задающих требования к журналисту как субъекту деятельности:
1) внешние относительно профессиональной среды детерминанты - требования государства, требования социума, требования рынка;
2) внутренние - требования профессиональной среды, профессионального сообщества, профессиональной школы;
3) личностные - удовлетворение потребностей в образовании, в самореализации, в социальном статусе [4].
Выделенные компоненты одновременно характеризуют позицию профессиональной журналистской деятельности в общественной деятельности в целом, а также дают возможность охарактеризовать собственно профессиональную среду журнализма.
Журналистика, таким образом, это не только литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении, но и своеобразный сплав различных видов, типов деятельности. Труд журналиста носит содержательный ценностно-осмысленный характер деятельности.
Массмедиа развиваются в глобальном пространстве информационных полей. Эффективность их развития определяется умением работать, соблюдая порядок возрастающей приоритетности, информационной значимости, информационной ценности, информационной упорядоченности. Условия конкуренции заставляют СМИ внедрять принципы менеджмента в редакционную практику и принципы командной работы.
«Процесс создания журналистского произведения интегрирует в себе различные творческие и технологические факторы, связанные с взаимодействием индивидуального и коллективного творчества, репродуктивными и продуктивными началами в мыслительной деятельности сотрудника печати, авторскими намерениями и читательскими предпочтениями и ожиданиями. Таким образом, становится возможным воссоздание живой динамики всего творческого процесса» [5, с. 11].
Текстооборазующими факторами в журналистском произведении выступают знаки, взаимообусловленность и взаимосвязь которых определяют содержательную и формальную стороны текста. Средства и характер журналистского выступления - рациональный, аналитический, художественно-публицистический, эмоциональный. Построение текста происходит в соответствии с законами логики, поэтому в процессе текстопостроения важную роль играют аргументы. Студентов знакомят со структурными элементами журналистского текста - экспозиция, развертывание фабульного действия и заключительная часть. Выбор текстовой модели (рациональной или эмоциональной) и эффективность её воздействия на читательскую
аудиторию зависят от поставленных задач, выбранных средств и мастерства журналиста. Преподаватель информирует студентов о принципах моделирования различных типов текста - анти-кульминационных, пирамидальных, кульминационных.
Лекционный журналистский блок направлен на выяснение функций текста как носителя информации. Студенты знакомятся с фактологической основой текста, разновидностью фактов (позитивные и негативные факты, изложенные собеседником факты), а также с его формами (выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига). Немаловажное значение имеет понимание студентом категорий «мнения», «объяснения», «гипотезы» в журналистском тексте [11].
На основе анализа конкретных журналистских текстов рассматривается соотношение факта и идеи произведения, выявляются обыденные, эмпирические и теоретические факты, составляющие основу конкретного журналистского произведения, оценивается интерпретация автором факта в тексте. Акцентируется внимание на необходимости обоснования и достоверности в журналистском тексте.
В данном тематическим блоке изучаются источники информации, такие как: устные (интервью, опросы); библиотечные (каталоги, летописи и т. д.); информация из властных структур (отчёты, материалы брифингов), справочники, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, правоохранительные органы, госпредприятия, коммерческие структуры, финансовые структуры, информационные органы, частные лица; материалы пресс-центров и агентств PR (паблик рилейшнз). Студентам предлагаются различные методики работы журналиста с источниками информации.
Знакомство с функциями журналистского текста помогает глубже понять его природу и назначение. Поскольку цель познания - это истина, её поиск обеспечивает эвристическая (познавательная) функция текста. Идеалы и целевые установки в журналистском произведении реализуются через аксиологическую функцию. Важно дать представление студентам о том, как соотносятся ценностные ориентации и мировоззренческая позиция автора. В журналистском произведении отражаются единство мира в его многообразии, воспроизводятся модели социальной реальности, здесь текст выполняет онтологическую функцию.
Коммуникативная — одна из важнейших функций текста. В коммуникации происходит кодирование текста журналистом и декодирование потребителем. Эффективное взаимодействия между источником информации и аудиторией происходит в том случае, когда семантика текста и его элементов понятны целевой аудитории.
Семантическая функция журналистского текста выражается в его смысловой организации. Здесь важно дать студентам представление об основных элементах общего содержания журналистского произведения, единицах фактологического ряда, идеолого-этической направленности конкретных текстов; познакомить с категориями «надтекст», «подтекст» и «контекст»; показать значение элементов стандарта и элементов экспрессии в информационных и аналитических текстах.
Студент получает сведения о стилистическом единстве элементов (рубрики, заголовки, письменный текст) на лексико-семантическом и синтаксическом уровне.
В ходе лекций студенты получают представления об общей характеристике жанров журналистики и современных тенденций в развитии системы журналистских жанров. В частности, преподаватель приводит примеры присутствия функционально-смысловых типов речи (рассуждение, описание, повествование) в журналистских произведениях, выполненных в разных жанрах. Для информационных жанров преимущественно характерно повествование, для аналитических - рассуждение, а для художественнопублицистических - описание.
Важной частью работы над текстом является заголовок и заголовочный комплекс. Заголовок воспринимается как микротекст. Целесообразно ознакомить студентов с различными видами заголовков и современными приёмами работы с ним, дать сравнительный анализ заголовков таблоидов, деловых изданий, общеполитических печатных СМИ (например, газет «Жизнь», «Деловой Петербург», «Комсомольская правда», «Труд»). Выражение информационного повода и авторского начала могут проявляться уже в заголовке и лидах. Полезно продемонстрировать различные виды лидов и указать их функциональное назначение.
Современные точки зрения на систему жанров расширяют представления студентов о жанрообразующих признаках журналистского текста и возможностях реализации идей в разных жанрах [3; 7; 9; 12; 14; 15]. Последователь-
но преподавателем классифицируется общая характеристика информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров; показывается их содержательно-формальная общность и различия; излагаются основные требования к написанию произведения в том или жанре.
Объекты отражения журналистики - явления, события действительности, поддающиеся непосредственному наблюдению. Раскрывается информационная природа хроники, заметки, расширенной информации, интервью, отчёта репортажа и прослеживается динамика развития информационных жанров в печати.
Преподаватель знакомит студентов с требованиями, предъявляемыми к информационным жанрам (событийный повод, оперативность исполнения, новизна фактов, явлений, событий, их социальная значимость, краткость изложения, сжатость формы). Обозначаются основания для дифференциации заметок по проблемнотематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т. д.
Студенты изучают разные виды информационного интервью по характеру участия журналиста-интервьюера и по целеустановке, а также виды репортажа, способы выражения «эффекта присутствия». Выявляется специфика современного репортажа, которая выражается в наглядности, конкретности изображения, композиционной завершённости, синкретичности, гибкости, вкраплении элементов различных жанров.
В интервью проявляется особое внимание журналиста к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию. Студент получает сведения о различных видах интервью: интервью-монолог, -диалог, -полилог, -беседа.
Выявляется своеобразие жанра отчета, которая заключается в подробной описательности, полноте событийной информации, строгой последовательности изложения.
Основной вид деятельности журналиста -это поиск информации, работа с информационным поводом и фактами. Анализ преподавателем текстов газет и журналов, а также совместный со студентами просмотр информационных и аналитических программ на ТВ позволяет освоить разные виды комментариев (попутный, тематический, скрытый) и понять различие 188
комментария на радио, телевидении, в газете, а также механизмы достижения объективности в комментарии.
Основными видами аналитических жанров в изданиях являются реплика (новый жанр), корреспонденция, статья, обозрение. Задача - показать приёмы работы с фактическим материалом, принципы формулировки проблем, порядок предъявления аргументов, логические схемы в обозначенных жанрах, а также их стилистические особенности. Предметом рассмотрения в рамках тематики являются: этапы подготовки корреспонденции или статьи, формулировка вывода статьи, прогнозирование реакции аудитории.
Аналитическая журналистика относится к интерпретирующей, где анализ событийной информации распределяется по уровням. В центре внимания - социальные ситуации, проблемы, конфликты, которые изучаются с помощью методов обобщения, анализа, синтеза. Даётся представление о том, что исходной основой жанра становится конкретная социальноэкономическая ситуация. Корреспонденция имеет организационно-практическую направленность, так как она направлена на изучение причин и следствий явлений и изменение социальной практики. Анализ конкретных корреспонденций вскрывает двуединство адресата корреспонденции (личность и социальный институт).
Статья - это жанр, отражающий действительность в её сущностных проявлениях. От автора корреспонденции требуется широта охвата действительности, множественность систематизируемых факторов, глубина анализа, масштабность обобщений и выводов. Делается акцент на том, что исследование актуальной общественнополитической проблемы - это ведущий жанровый признак статьи. Развитость содержания и богатство выразительных средств помогает лучше понять тенденции общественного развития. С помощью наглядных средств происходит знакомство студентов с разными видами статей: передовая статья; теоретико-популяризаторская статья; проблемно-публицистическая статья; публицистический комментарий.
Специфика рецензии в оценке научного, художественного или общественно-политического произведения. В ней сочетается информативность с глубиной рассмотрения проблем. Удачный выбор предмета, критерии оценки, система доказательств являются обязательными услови-
ями для эффективного воздействия на читателя. Логика авторского замысла и анализа в рецензии должны быть понятны читателям. В жанре ярко проявляется личностное начало.
В обозрении фиксируется социальное время. Правильно сгруппированные в обозрении факты раскрывают в наблюдаемых событиях внутренние закономерности. Концептуальная общность элементов содержания, а также свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации необходимы для воссоздания масштаба события и его колорита.
Завершается блок общей характеристикой художественно-публицистических жанров. Студенты осваивают жанр рецензии, постигают основы построения фельетона и памфлета и изучают их в качестве инструментария PR-специалиста. Задача преподавателя - раскрыть потенциальные возможности очерка для применения в рекламных и PR-коммуникациях.
Очерк - образное отражение фрагментов жизни героев. Типизация сатирических и публицистических средств и приёмов - одна из особенностей жанра памфлета. Памфлет - острое средство полемической борьбы. Выразительными средствами в сатирических жанрах являются гротеск, сарказм, ирония.
В целом студент отделения связей с общественностью получает представление о журналисте не только как сборщике новостей, но и профессионале, включённом в практику организации новостей, от которого требуется при выполнении заданий редакции интеллектуальное напряжение, техника, искусность и мобильность.
Лекционный материал строится с учётом специфики журналистских и PR-текстов (материал подаётся в сопоставлении, даётся указание на несовпадение назначения и функций этих текстов, определяющих их жанровые и содержательные различия). Сходство оказывается лишь внешним.
Например, как и в журналисткой статье, в центре внимания автора PR-статьи находится определённая социально значимая проблема. Но критерии отбора проблем для последующей разработки в имиджевой PR-статье существенно расходятся по сравнению с журналистскими критериями. Если для журналиста приоритетной является высокая степень социальной значимости проблемы, то специалист СО поднимает лишь те проблемы, которые являются важными
и значимыми с точки зрения базисного субъекта Р^
Для студента отделения связей с общественностью важно понимание журналистики как производственно-творческой, профессиональной деятельности, связанной со сбором, обработкой и периодическим распространением информации, представляющей общественный интерес, с целью адаптации граждан к политическим, экономическим, социальным и культурным изменениям. В этой связи даётся представление о том, что факты и события представляют общественный интерес, если способствуют благополучию, благосостоянию и безопасности большинства населения, а не властей, спонсоров, учредителей, собственников, рекламодателей, олигархов и т. д. [8]. Выявляя специфику журналистского произведения, лектор акцентирует внимание на следующих моментах:
Во-первых, этот текст создаётся с учётом интересов общества, а не собственника СМИ, учредителя и других субъектов медиапространства, заинтересованных в развитии информации в свою пользу.
Во-вторых, базируется на фактах, а не домыслах по поводу конкретных событий и мнений, которые приводятся автором или другими людьми.
В-третьих, журналистский текст не допускает искажения информации, что достигается посредством ссылок на источники.
В-четвертых, важную роль приобретает достоверность и надежность источников информации.
В-пятых, используемая информация не оставляет догадок по поводу того, что хотел сказать автор.
В-шестых, создаваемая информация учитывает потребности аудитории, на которую нацелена.
В-седьмых, журналистский текст основывается на соблюдении этических норм, честном авторском подходе, предоставляет на равной основе различные мнения по поводу воссоздаваемой ситуации.
В-восьмых, автор текста как предполагается, готов публично отстаивать свою позицию (не неся при этом ответственности за последующее развитие предполагаемой ситуации).
В-девятых, важным выглядит не только отбор фактов, но и их подача хорошим литературным языком, что позволяет сделать само произ-
ведение понятным даже мало информированным гражданам [10, с. 2-3].
Важно дифференцировать тексты и выявлять собственно журналистские тексты с высокой долей публицистичности; собственно рекламные тексты с высокой долей рекламности; собственно PR-тексты, отличающиеся явно выраженным «паблицитным капиталом», журналистские тексты, имеющие PR-эффект, рекламные тексты, вобравшие в себя все три качества - публицистичности, паблицитности и рекламности.
Исходной может стать формула, предложенная петербургским профессором А. Д. Кривоносовым: «Под PR-текстом понимается письменный текст, служащий целям формирования или приращения паблицитного базисного PR-субъекта, обладающий скрытым (или реже - прямым) авторством, предназначенный для внешней или внутренней общественности. PR-текст распространяется различными средствами: через СМИ, путем прямой рассылок, посредством личной доставки» [6, с. 120].
Дополнением к этой формуле может стать описание признаков подобного текста, к которым относят: наличие информационного повода и позитивное содержание, укрепляющее имидж лидера или организации (паблицитности) [2, с. 3-4; 16, с. 108-124; 17, с. 3].
Вместе с тем необходимо учитывать, что исключительно лекционное чтение не способствует достаточному уровню освоения знаний студентами, которые должны ориентироваться в специфике журналистской профессии, понимать особенности профессиональной работы в сфере массовых коммуникаций, приобрести навыки работы с журналистскими жанрами. Сущность преподавания дисциплины заключается в синтезе лекционной формы обучения с другими методами, методиками и приёмами работы.
На практических занятиях отрабатываются навыки анализа и написания информационных и аналитических жанров. Автор является ключевой фигурой журналистской деятельности на всех её этапах, включая выбор темы, поиск и сбор фактического материала, его осмысление и истолкование для аудитории, включая, между прочим, и целенаправленный выбор формы произведения [18, с. 3]. Среди ведущих, системообразующих признаков журналистской профессии выделяются следующие: функции, преобладающие виды; тип, характеристики, объект и условия деятельности; типы контактов и способы взаимодействия с аудиторией; объекты отра-190
жения; система источников информации; режим и ритм труда [20, с. 39-40].
Но труд журналиста профессионален, то есть подчинён заданным алгоритмам, зависим от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. В контексте более широкой, масштабной проблемы журналист изучает свой предмет, устанавливая характер отношений между ними. А характер может быть, по мнению московского профессора Л. Г. Свитич, разным:
- конкретная ситуация может нести в себе проблему, быть её проявлением - и тогда она способна выступить как источник новых сведений о проблеме, о вызывающих её причинах, о тех опасностях, которые с нею связаны;
- конкретная ситуация может нести в себе опыт разрешения масштабной проблемы - и тогда она способна дать знание о путях выхода из противоречия, о средствах, которые целесообразно использовать для этого;
- в конкретной ситуации могут проявиться конфликтные последствия своевременно неразрешенной проблемы - и тогда она становится источником знания о тех потерях, к которым ведут подобные коллизии [20, с. 52].
Возможны разные по направленности творческие задания:
Литературно-имитационные творческие задания для анализа медиатекстов в студенческой аудитории (с использованием понятий и категорий медиа/медиатекстов, медийные технологии, языки медиа). Анализ текстов актуализирует имеющийся социокультурный опыт студентов, стимулирует овладение «набором» продуктивных схем и алгоритмов аналитической активности, направленных на решение профессиональных задач по созданию собственного текста. Предлагается, например: а) изложить одну и ту же информацию языком публикации в серьезной общественно-политической газете, или, наоборот, языком «желтой прессы»; б) составить рассказ от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т. п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»); в) познакомиться с медийной информацией с целью определения аудитории, которой она адресована; попытаться затем изложить эту же информацию с расчётом на иную аудиторию. В итоге весь комплекс занятий творческого характера служит дополнением к знаниям и умениям, полученным аудиторией на предыдущих занятиях: у студентов развиваются по-
знавательные интересы, фантазия, воображение, ассоциативное, творческое, критическое, индивидуальное мышление, медиакомпетентность. В этом плане методическую помощь преподавателям и студентам могут оказать разработки таганрогского учёного А. В. Федорова [21].
На практических занятиях преподаватель предлагает выполнить имитационные творческие задания для анализа медиатекстов, используя разные технологии создания компьютерных презентаций в power point (показать развёрнутый план корреспонденции с «раскладкой» статистики). Выполняя эти задания, аудитория в игровой форме готовится к более серьёзному проблемному анализу медиатекстов. Студенческие работы коллективно обсуждаются, сравниваются, отмечается лучшая работа.
Преподаватель может предложить студентам литературно-аналитические творческие задания: составить тематическую подборку информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме; ранжировать информационные медиатексты по их современной социальной значимости; выделить в медиатексте сюжетную конструкцию (завязку, развитие действия и развязку сюжета и т. д.); проанализировать жанровые стереотипы медиатекстов (сюжетные схемы, типичные ситуации, характеры, мимику, жесты, одежду, жилища персонажей, места действия и т. д.) [21] .
Важную роль в формировании умений восприятия и последующего анализа произведений медиакультуры имеют творческие задания, направленные на изменение различных компонентов произведений. Студенты придумывают, а затем обсуждают различные варианты названий медиатекстов, убеждаясь при этом, как существенно изменяется восприятие одной и той же истории, решённой в том или ином жанре. Меняя в своих работах время и место действия, жанр, композицию медиатекста, студенты могут проявить свои творческие способности, фантазию, воображение.
Логика последовательности творческих заданий исходит из того, что самостоятельному критическому анализу медиатекстов предшествует знакомство с работами медиакритиков-профессионалов (рецензии, теоретические статьи, монографии, посвящённые медиакультуре и конкретным медиатекстам), по которым аудитория может судить о различных.
Наиболее важная часть творческой работы -создание журналистского произведения. Этот
вид деятельности студента в аудитории направлен на:
• отработку жанровых форм для печатных и онлайновых СМИ;
• одновременную (коллективную) работу над текстом, подготовленным конкретным студентом;
• обсуждение сюжета, композиции, лексики, стиля произведения, контекста, затекста, подтекста (выявление скрытых намерений).
Следует обратить внимание на открывающиеся возможности технических средств в обучении, правда, они «не преследуют каких-либо дидактических целей, а дидактический смысл они обретают только в результате включения их в смысловой контекст занятий, трансформации целеполагания, акцентировки деталей, диагностического, проективного, прогностического анализа, разработки методического сопровождения» [1, с. 7]. Студент проходит все звенья поиска, организации и интерпретации новостей.
Наиболее простой вариант познавательного процесса демонстрирует нам новостная журналистика. Этим понятием обозначается вся совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации. Задача журналиста состоит в том, чтобы установить этот факт в определяющих его границах (в практике они осознаются как ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?») и определить, насколько существенные изменения в положении дел он вызывает (для этого приходится ответить себе на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Что из этого следует?»). Последнее предполагает интенсивную мыслительную деятельность, в которой используются все основные логические операции: соотнесение, узнавание, различение, анализ, синтез, оценка [20, с. 54].
Студенты, специализирующиеся по специальности СО, осваивают следующие виды информационной работы:
- поиск исходных данных;
- сбор и анализ информации (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем):
• постоянное пополнение новостного ряда;
• подготовка текста к печати;
• подготовка к публикации ретранслируемой информации (получение, анализ, отбор, компоновка официальных материалов, агент-
ских сообщений, справочных и рекламных текстов, социологических исследований и т. д.);
• технологии проведения он-лайновой пресс-конференции;
• выпуск дайджеста;
• выпуск учебной газеты;
• отработка модели пресс-центра;
• моделирование издания.
Если творческий акт ориентирован на подготовку проблемно-аналитического материала, призванного проявить существо происходя-
щих событий, важно определить тенденции их развития, обнаружить корни возникающих трудностей и возможные пути их устранения. Здесь мы имеем дело с другой разновидностью познавательного процесса - с журналистским исследованием ситуации.
В условиях аудиторной работы создание игровых ситуаций является оптимальной техникой в отработке данных способностей студентов. Практические занятия призваны мобилизовать внимание студентов к обсуждаемой проблеме.
Список литературам
1. Александров Е. П. Научно-методические аспекты интеграции аудиовизуальных текстов в практику преподавания дисциплин социогуманитарного профиля в вузе // РЯ, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция: тезисы всерос. межвуз. научн.-практ. конференции 14-15 ноября 2007 г. / редкол.: Л. Н. Гончаренко, В. А. Лимонов, М. Ю. Ярошецкая. Сб.: СБГИЭУ, 2007. 320 с.
2. Богоявленский А. Е. ПР-текст в системе генеалогической классификации: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2006. 275 с.
3. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. 112 с.
4. Калмыков А. Структура профессии журналиста и анализ ее составляющих. иКЬ: // http://www.relga.m/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Mam?textid=594&leveП= тат&1еуе12=аі1іс^. 2005. 25 августа (дата обращения 01.09.2011).).
5. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 496 с.
6. Кривоносов А. Д. Жанры РЯ-текста. СПб.: СбГУ, 2001. 135 с.
7. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. 272 с.
8. Лозовский Б. Н. Лекарство от манипуляций? - Профессиональные стандарты! // Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры: тематический сборник статей и материалов / под ред. В. Ф. Олешко. Екатеринбург: Уральский госуниверситет: Филатроп, 2005.
9. Майданова Л. М., Дускаева Л. Р. Жанры публицистического стиля // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 79-88.
10. Маквейл Дж. Журналистское произведение как творческий феномен // Медиадискурс: теория и практика массовых коммуникаций. Вып. 2. Екатеринбург, 2007.
11. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2006. 272 с.
12. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб.: СПбГУ, 2001. 490 с.
13. Подласый И. П. Система принципов успешного обучения // Элитариум. 2006. 2 фев. иКЬ: http://www.elitarium.ru/2006/02/14/sistema_principov_uspeshnogo_obuchenija. Мт1 (дата обращения 01.09.2011).
14. Тепляшина А. Н. Сатирические жанры газетной публицистики. СПб.: СПбГУ, 2005.110 с.
15. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2010. 352 с.
16. Тулупов В. В. Журналистика, связи с общественностью /РЯ/ПР и реклама в системе массовой коммуникации // Современные проблемы науки / под ред. В. В. Тулупова. Воронеж, 2006. С. 108-129.
17. Тулупов В. В. PR-текст в системе медиа-текстов // Медиа-дискурс: теория и практика массовых коммуникаций. Вып. 2. Екатеринбург, 2007. 67 с.
18. Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. 272 с.
19. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуника-
циям «Российский рынок периодической печати. Состояние, и тенденции и перспективы развития. иКЬ: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2010.html
(дата обращения 01.09.2011).
20. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003. 255 с.
21. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма. 2004. 360 с.
22. Усачева Н. И. К проблеме модальности публицистического текста (На материале немецкого и русского языков) //Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы: межвуз. сб. Вып. 7 / отв. ред. Ю. Д. Левин. СПб., 1996. С. 23-27.
Рукопись поступила в редакцию 03.09.2011 г.