ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
УДК 378:070 ББК 74.48
Сацюк Ирина Георгиевна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики и экономики СМИ,
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: [email protected]
Satsyuk Irina Georgievna
PhD in Philology, Associate Professor,
Chair of Journalism and Media Economics,
Baikal State University of Economics and Law,
664003, Irkutsk, Lenina st., 11, e-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»
В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
Обосновывается важность историко-журналистских курсов в профессиональной подготовке журналистов. Изучение деятельности выдающихся редакторов и издателей, знакомство с качественными текстами и редакторской правкой является хорошей творческой мастерской будущих журналистов.
Ключевые слова: история журналистики, профессиональная деятельность, журналистика как общественный институт.
value of the course «journalism history» in preparation of students journalists
Importance of historical and journalistic courses locates in vocational training of journalists. Studying of activity of outstanding editors and publishers, acquaintance to qualitative texts and editorial editing is a good creative workshop of future journalists.
Keywords: journalism history, professional activity, journalism as public institute.
На всех факультетах журналистики изучаются курсы истории отечественных и зарубежных СМИ, и эти предметы не случайно входят в программу обязательных профессиональных дисциплин. Они являются важнейшим компонентом журналистского образования, поскольку без знания определенной суммы фактических сведений о развитии мировой журналистики, ее вехах и судьбах невозможно понять пер-
спективы дальнейшего существования современных средств массовой информации.
В данной статье речь пойдет о предмете «История отечественной журналистики», его содержании и значении в профессиональной подготовке будущих журналистов. Надо отметить, что особую роль при изучении данного курса играет принцип историзма, который предполагает всестороннее рассмотрение изучае-
мого объекта в его конкретно-исторической характеристике, познание его сущности, частных и общих закономерностей, исследование его связей, установление предпосылок явления и определение периодизации развития. Поэтому в основу изучения истории отечественной журналистики непременно должен быть положен хронологический подход.
Какой бы профиль практической деятельности ни выбрал в дальнейшем студент-журналист, он должен обладать определенной суммой знаний относительно своей будущей профессии, в том числе ее истории. Поэтому курс истории отечественной журналистики является одним из основных предметов в подготовке работников средств массовой информации, и его важность определяется следующими моментами.
Во-первых, история журналистики — это история одного из важнейших общественных институтов. Поэтому в данном курсе изучаются история прессы как индустрии на разных этапах ее формирования и развития. Начавшись с «Курантов» и петровских «Ведомостей», русская журналистика в разные периоды меняла свою проблематику, информационную насыщенность, формат и качество изданий, прошла в своей истории от частных литературных и сатирических журналов и альманахов к созданию крупных издательских концернов (например, А. Суворина, И. Сытина). При этом в курсе истории журналистики рассматриваются такие серьезные проблемы, как взаимоотношения прессы и власти, прессы и общества, прессы и цензуры.
Так, говоря о русской сатирической журналистике VIII в., подчеркивается ее оппозиционный характер по отношению к правлению Екатерины II, что выразилось, в частности, в полемике новиковского «Трутня» с
екатерининской «Всякой всячиной». По сути это было первое столкновение, с одной стороны, свободного слова, прессы, а с другой — власти. Наиболее заметный след в отечественной журналистике оставили издания, имевшие четкое «направление» (например, «Современник», «Отечественные записки», ряд славянофильских изданий). Рассматривается и появление «желтой прессы» в России («Северная пчела»), причины ее возникновения и ее исторические перспективы.
Цензура всегда зорко следила за русской прессой, считая ее «рассадником вольнодумства» (А. Пушкин). Известна судьба таких заметных в истории отечественной журналистики изданий, как «Телескоп» Н. Надеждина и «Московский телеграф» Н. Полевого. Первый был закрыт за публикацию в нем «Философических писем» П. Чаадаева, а его редактор был навсегда отлучен от журналистики. «Московский телеграф» — «лучший журнал от начала нашей журналистики» (В. Белинский) — был запрещен после опубликования в нем разгромной рецензии редактора на ортодоксальную драму Н. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла», в которой Н. Полевой на практике дал пример выработанной им объективной критики.
Во-вторых, этот курс отражает историю журналистской профессии. При этом надо заметить, что многие положения статьи М. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов...», написанной еще в 1754 г., остаются во многом актуальными и в наше время. М. Ломоносов обозначил следующие непременные требования, предъявляемые им к человеку пишущему, в том числе журналисту:
1. Компетентность и объективность («Всякий, кто берет на себя
труд осведомлять публику... должен прежде всего взвесить свои силы. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и насмешки»).
2. Скромность (Журналист «никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценностях своих суждений».
3. Уважение мнения других («Не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами»).
4. Недопустимость плагиата («Для журналиста нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев... высказанные мысли и суждения и присваивать их себе»).
Не случайно эту статью М. Ломоносова считают своеобразным морально-этическим кодексом журналистов не одного поколения.
Данный учебный курс изучает также историю различных изданий, как и почему одни журналы и газеты добивались успеха, а другие быстро и бесследно исчезали. При этом интересно обратить внимание на «долговременные» издания, возникшие еще в XIX в., но продолжающие свою жизнь (конечно, в несколько измененном виде) и в настоящее время. Например, это журналы «Вокруг света», «Вестник Европы» (основанный еще Н. Карамзиным и возобновленный Е. Гайдаром), газеты «Копейка», «Неделя» и др. Важным вопросом при изучении отечественной журналистики является характеристика деятельности наиболее ярких редакторов и журналистов разных эпох (Н. Новикова, Н. Карамзина, Н. Надеждина, А. Пушкина, А. Кра-евского, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, М. Стасюлевича и др.).
Конечно, с ходом времени меняются задачи и характер журналистики. Представление о журналистике как роде деятельности тоже изменилось. Так, в 1830—1840-е гг. возникло так называемое «торговое направление» в журналистике, т.е. журналистика становилась коммерческим предприятием, приносившим доход.
Началось все с «Библиотеки для чтения» Осипа Сенковского, возглавившего журнал, рассчитанный на массовую (и не всегда взыскательную аудиторию), печатавший платную рекламу и т.д. Это явление было оценено современниками далеко не однозначно. Так, М. Лермонтов иронизировал устами Печорина в «Герое нашего времени»: «Неужто я пойду сочинителем мещанских трагедий и семейных романов — или в сотрудники поставщику повестей, например, для «Библиотеки для чтения»?» [1, с. 247]. Однако «торговое направление» было объективным и закономерным явлением в журналистике (достаточно сказать, что в настоящее время деятельность СМИ рассматривают как коммерческую, появились специальные дисциплины в профессиональной подготовке современных журналистов — экономика СМИ, менеджмент СМИ и др.). Вместе с тем в истории отечественной журналистики были попытки совместить коммерческое и творческое начало и, пожалуй, одним из таких удачных примеров были «Отечественные записки» А. Краевского.
В-третьих, курс истории журналистики дает возможность студентам знакомиться с разнообразием жанров и стилей журналистского творчества, с искусством журнальной критики, полемики, аргументации, сатиры. Примеров в этом плане можно привести множество, и студенты учатся размышлять и писать, анализируя статьи и памфлеты А. Пушкина
и В. Белинского, критику Н. Полевого и Н. Добролюбова, публицистику Ф. Достоевского и З. Гиппиус, фельетоны А. Аверченко и М. Зощенко... На практике изучаются также первые опыты расследовательской журналистики (например, судебные очерки В. Короленко, в частности, его «Мултанское жертвоприношение»). И что немаловажно, студенты знакомятся с качественными текстами, написанными истинными мастерами слова, а также с редакторской правкой присланных в журналы текстов (например, редакторская работа А. Чехова), и это, несомненно, поможет будущим журналистам в их профессиональной деятельности.
Курс «История отечественной журналистики» отражает процессы формирования и развития разнообразных средств массовой информации. Журналистика влияет на эволюцию общественной мысли, организацию общества, на развитие духовной и материальной культуры страны.
Еще Н. Полевой говорил о необходимости специального журналистского образования. Он считал, что настоящий журналист должен быть не только компетентным в выбранной им области журналистского творчества, но и быть широко образованным, свободно мыслящим человеком. Он писал: «Журналист должен выставлять в истинном све-
те устаревшие и ложные понятия. никогда не идти на поводу у власть придержащих, а для сего он должен владеть искусством журналиста, коему следует основательно учиться» [2, с. 451]. Тем самым Н. Полевой как бы предвосхищал позднейшие споры о том, нужно ли журналисту специальное образование, или работать в органах СМИ может человек любой специальности и без профессиональной подготовки.
Изучение истории журналистики, ее опыта, дает возможность познать то, что сформировано за предшествующие периоды, увидеть тенденции, познать закономерности исторического развития журналистики. Без этого невозможно осмысление современного состояния журналистики и перспектив ее развития.
Изучение данной дисциплины тесно связано и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «Отечественная история», «История философии», «История отечественной литературы». Без предварительного продуктивного изучения этих дисциплин невозможно понимание того, на какой почве сформировались те или иные тенденции в журналистике. Таким образом, курс истории журналистики не только является важным для профессионального обучения будущего журналиста, но и органически входит в систему общего журналистского образования.
список использованной литературы
1. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: в 4 т. М.; Л., 1959. Т. 4.
2. Московский телеграф. 1826. № 24.