Научная статья на тему ' Актуальные проблемы международного усыновления'

Актуальные проблемы международного усыновления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3827
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
международное усыновление / иностранные граждане / семейное законодательство / государство / права ребенка / international adoption / foreign citizens / family law / state / child rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Юрьевна Качалова

Актуальность темы обусловлена тем, что достаточно обширное российское законодательство, регулирующее сферу международного усыновления, затрагивает не все его аспекты. По мнению автора, необходимо совершенствовать правовые нормы в аспекте отдельных условий и требований для иностранных граждан, желающих усыновить российских детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of international adoption

The relevance of the topic is due to the fact that a fairly extensive Russian legislation regulating the sphere of international adoption does not affect all its aspects. According to the author, it is necessary to improve the legal norms regarding certain conditions and requirements for foreign citizens wishing to adopt Russian children.

Текст научной работы на тему « Актуальные проблемы международного усыновления»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10059

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Елена Юрьевна КАЧАЛОВА, старший преподаватель кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук (г. Краснодар) E-mail: konovalov54@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что достаточно обширное российское законодательство, регулирующее сферу международного усыновления, затрагивает не все его аспекты. По мнению автора, необходимо совершенствовать правовые нормы в аспекте отдельных условий и требований для иностранных граждан, желающих усыновить российских детей.

Ключевые слова: международное усыновление, иностранные граждане, семейное законодательство, государство, права ребенка.

Annotation. The relevance of the topic is due to the fact that a fairly extensive Russian legislation regulating the sphere of international adoption does not affect all its aspects. According to the author, it is necessary to improve the legal norms regarding certain conditions and requirements for foreign citizens wishing to adopt Russian children.

Keywords: international adoption, foreign citizens, family law, state, child rights.

В последнее время в обществе и научных кругах активно обсуждаются проблемы усыновления и воспитания детей в приемных семьях.

Семейное законодательство России предусматривает возможность усыновления российских детей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, отдавая приоритет россиянам. Вместе с тем наряду с национальным имеет место международное усыновление.

Конвенция о правах ребенка1 закрепляет право каждого ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Конвенция предусматривает такую помощь, как передача на воспитание или усыновление в другой стране.

В последнее время участились скандалы, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами. И связано это в первую очередь с ненадлежащим выполнением иностранцами своих родительских обязанностей, проявлением жестокости, физического и сексуального насилия в отношении усыновленных ими российских детей2.

С 1 января 2013 г. в России действует запрет на усыновление детей-сирот гражданами США (Закон Димы Яковлева3). В соответствии с этим Законом не позволено усыновлять детей: гражданам США; лицам, состоящим в однополом браке; одиноким мужчинам и женщинам — гражданам стран, где разрешены однополые союзы. Другие условия одинаковы как для иностранных, так и для российских усыновителей (ст. 127 СК РФ)4.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ гарантируются покровительство и защита Российской Федерации несовершеннолетним усыновленным и находящимся за границей5.

Первой проблемой международного усыновления является несовершенный государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, которые усыновлены иностранными гражданами6.

С моральной точки зрения, каждый человек, тем более ребенок, должен быть счастливым. Дети, живущие в детских домах, очень быстро привязываются к новым людям, потенциально видя в них будущих родителей. Случается, что родные родители не всегда могут дать столько любви и заботы, сколько дают приемные. Почти всегда семья принимает ребенка, но бывают ситуации, когда ребенка возвращают обратно, при этом и обращаются с ним плохо. Причиной конфликтов в семье, усыновляющей ребенка, зачастую являются обманутые ожидания приемных родителей. Самым распространенным является ожидание того, что дети-сироты будут благодарны своим приемным родителям за их заботу или только за то, что они приняли их в свою семью7. Непослушание ребенка воспринимается как личная обида, неуважение к родителю и приводит к отсутствию взаимопонимания с ребенком.

Когда ребенок попадает в иностранную приемную семью, начинается длительный и сложный процесс адаптации в другом государстве. Это связано с незнанием культуры, языка, правил поведения. Кроме того, первоначальное воспитание, ценности, религиозные, этические, психологические убеждения ребенка значительно отличаются от ценностей, принципов и убеждений жителей страны, в которую его привезли усыновители. В результате ребенок, не знающий языка и реалий новой страны, испытывает значительный шок. Родители зачастую даже не подозревают о том, что у ребенка могут быть свои желания и возможности. Приемные родители, которые жестоко обращаются с детьми, не могут найти баланс между своими собственными желаниями и желаниями ребенка8.

По российскому законодательству родители, усыновившие ребенка, должны регулярно предоставлять отчеты. Однако если они и предоставляются, то зачастую содержат недостоверные сведения.

Второй проблемой является вопрос подготовки иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка.

С правовой точки зрения усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является важным механизмом государственной защиты детства. Основой правового регулирования международного усыновления является то, что оно должно соответствовать одновременно требованиям российского права и права иностранного государства, гражданином которого является кандидат в усыновители или, в случае если это лицо без гражданства, на территории которого он имеет постоянное место жительства9. В связи с этим следует отметить, что Министерство юстиции РФ в ряде случаев не располагают законодательством иностранных государств и практикой его при-менения10.

В статье 127 СК РФ предусмотрено, что одним из критериев усыновителей является прохождение специальной подготовки, которая может проходить в стране, гражданами которой они являются. Минобрнауки России разработало порядок подготовки усыновителей11, включая иностранных кандидатов в приемные родители. Целесообразно включить в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении (ст. 271 ГПК РФ), основной нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы усыновления в государстве, гражданином которого является усыновитель или, в случае если это лицо без гражданства, на территории которого он имеет постоянное место жительства12.

Еще одна проблема — установление достоверности таких документов.

Как правило, справки иностранных граждан и лиц без гражданства подписаны частнопрактикующими врачами; право собственности или пользования жилым помещением иностранные граждане и лица без гражданства подтверждают справками, выданными страховыми агентами либо служащими налоговых служб; справки об отсутствии судимости выдают помощники судей, полицейские участков, а заключения об условиях жизни и о возможности быть усыновителями оформляются агентствами по усыновлению, социальными работниками. Многочисленны факты неправильных, неточных переводов, несоответствия данных переводов и данных оригиналов документов.

Известно, что иностранные граждане усыновляют больных российских детей. Тем не менее в социально-психологических отчетах о возможности заявителей быть усыновителями ребенка компетентные органы иностранных государств в подавляющем большинстве случаев ни-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

когда не указывают на то, признаются ли иностранные граждане пригодными для международного усыновления ребенка, имеющего серьезные проблемы со здоровьем. А ведь это имеет существенное значение: одно дело — усыновление здорового ребенка, с которым меньше проблем, как материальных, так и психологических, а другое дело — больного.

Третья проблема международного усыновления —посредничество.

Статья 126.1 СК РФ запрещает посредническую деятельность по усыновлению детей. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Контроль за осуществлением деятельности органов и организаций иностранных государств за усыновлением российских детей подразумевает мониторинг и проверку, которые систематически проводит Министерство образования и науки РФ13. Однако никаких требований к иностранным государственным органам и организациям, ограничивающих их право на получение разрешения на открытие представительства, российским законодательством не установлено, а лишь содержит исчерпывающие перечни документов, которые они должны представить в Министерство образования и науки РФ для получения соответствующих разрешений. Несмотря на получивший широкий резонанс случай с калифорнийской организацией «Юнона», которая разыскивала информацию о российских детях и продавала ее агентствам по усыновлению, в современном российском законодательстве по-прежнему нет статьи за незаконное усыновление14.

В статье 32 Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления запрет посредничества при усыновлении еще более конкретизирован: никто не должен получать неоправданную финансовую или иную выгоду от деятельности, которая касается межгосударственного усыновления15.

Четвертая проблема международного усыновления — невозможность отмены усыновления.

В случае удовлетворения судом заявления иностранных граждан об усыновлении органы ЗАГСа на основании решения суда вносят изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдают свидетельство о рождении, в котором иностранные граждане указываются родителями ребенка, а также по просьбе усыновителей полностью изменяются фамилия и имя ребенка. После того, как ребенок выезжает с новыми родителями за пределы РФ, его судьбу сложно отследить.

Национальное законодательство некоторых иностранных государств (например, Испании) позволяет усыновителям вносить изменения в национальные актовые записи о рождении детей, в результате чего в этих записях может отсутствовать указание об усыновлении ребенка. Италия не признает отмену усыновления. Иными словами, если по каким-либо причинам решение российского суда об усыновлении будет отменено (например, в порядке надзора), то такой процедуры иностранное законодательство не признает.

Российский суд без согласия усыновителей не сможет воспользоваться такой процедурой, как отмена усыновления самим судом, вынесшим решение об усыновлении. В случае если иностранные граждане, усыновившие российского ребенка, не справятся с его воспитанием и содержанием либо по другим причинам окажутся непригодными для воспитания ребенка и не обратятся сами в суд России, ребенок остается в иностранном государстве и передается в другую семью либо социальное учреждение. А если учесть, что обязательство следить за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка не обеспечено никакими механизмами контроля и принудительного исполнения компетентного органа иностранного государства, то о действительной судьбе усыновленного ребенка можно никогда не узнать.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация на рынке международного усыновления требует немедленного реформирования подходов к усыновлению. Правовые акты и соглашения, регламентирующие международное усыновление, не являются универсальными, содержат много противоречий и не достигают главной, на наш взгляд, цели — защиты ребенка в иностранной семье.

Закон Димы Яковлева не смог заменить усыновление детей российскими семьями вместо иностранных16. Законодателю следует совершенствовать законодательство об усыновлении в

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

направлении усиления проверки иностранных кандидатов на усыновление (уделить особое внимание их медицинскому и юридическому обследованию), унификации норм в сфере международного усыновления и сотрудничества между соответствующими органами РФ и других стран, контроля за условиями проживания и социальной адаптации ребенка в зарубежных семьях.

В заключение следует подчеркнуть, что законодательство всего Евросоюза практически исключает международное усыновление. В результате многочисленных политических и общественных дебатов в Государственной Думе РФ активно обсуждают вопрос о полном запрете на иностранное усыновление российских детей.

2018 — 2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства17. Хочется верить, что принимаемые государством меры позволят детям, оставшимся без попечения родителей, жить и воспитываться в российских семьях в условиях заботы, всестороннего развития и уважения человеческого достоинства.

1 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. ХЬУ1.

2 Минеева И.Н. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами / И.Н. Минеева, М.А. Панфилов // Пробелы в рос. законодательстве. 2014. № 1. С. 271—274.

3 Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.

4 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

6 Курбанова Е.Ю. Проблемы международного усыновления российских детей / Е.Ю. Курбанова, И.В. Шугуро-ва // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электрон. сб. ст. по матер. Х студенческой междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 1 декабря 2016 г.). Новосибирск: АНС «СибАК». 2016. № 7 (10). С. 573—577.

7 Захарова Ж.А. Предотвращение насилия в семье (опыт регионов). М.: Наука, 2005.

8 Корыткина Е.С. Обманутые ожидания усыновителей и приемных детей как одна из основных причин конфликтов при международном усыновлении // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского гос. ун-та. 2010. № 1(7). С. 35—36.

9 Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 г. Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 41-й сессии (16 сентября — 19 декабря 1986 г.). Генеральная Ассамблея. Офиц. отчеты. 41-я сессия. Дополнение № 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328—330.

10 Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан // Рос. юстиция. 2001. № 7. С. 32.

11 Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. № 37205) // Рос. газ. 2015. № 105.

12 Семенов А.В. Проблемы международного усыновления в Российской Федерации // Ленинградский юрид. журнал. Науч.-теорет. и информ.-практ. межрег. журнал. 2007. № 2 (8). С. 104—122.

13 Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 654 (ред. от 16.12.2014 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

14 Тарасова Ю.Е. Правовые проблемы международного усыновления детей-граждан РФ // Традиции и новации в системе современного российского права: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.А. Рогожин. М.: Изд-во МГЮА, 2013. С. 216—216.

15 Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (заключена в г. Гааге 29.05.1993 г.) // Междунар. частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997. С. 712—720.

16 Шайкина Д.В. Проблемы международного усыновления (удочерения) // Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы: Сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. (г. Красноярск, 10 ноября 2015 г.). Красноярск: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 104—107.

17 Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.