Научная статья на тему 'Правовой аспект выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Правовой аспект выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
760
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Анастасия Алексеевна

В статье исследованы нормативные правовые акты, регламентирующие область устройства детей, оставшихся без попечения, об их воспитании, о защите прав детей, о проблемах устройства детей-сирот. При этом особое внимание уделяется проблеме условий обеспечения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

8. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2017. № А07-24095/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2016 № А82-5495/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

10. ПодузоваЕ.Б. Организационные договоры в гражданском праве. М., 2014.

11. Определении Верховного суда Российской Федерации от 03.02.2015. № 52-КГ14-1 // СПС «КонсультантПлюс».

12. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2017 № 40-46531/17-31-441 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Витрянский В.В. Система гражданско-правовых договоров в условиях реформирования гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ, 2012. № 1 [14]/Принципы Международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА). 1 января 1994 г. // Закон, 1995. № 12. С. 82-92.

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Устинова А.А.

Устинова Анастасия Алексеевна — магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

г. Владимир

Аннотация: в статье исследованы нормативные правовые акты, регламентирующие область устройства детей, оставшихся без попечения, об их воспитании, о защите прав детей, о проблемах устройства детей-сирот. При этом особое внимание уделяется проблеме условий обеспечения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: опека, попечительство, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В последнее время всё чаще в средствах массовой информации и со стороны государства поднимаются вопросы о детях, оставшихся без попечения, об их воспитании, о защите прав детей, о проблемах устройства детей сирот. За приоритет семейного воспитания ребенка в наше время выступает не только государство, но и психология с педагогикой. Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено, прежде всего, в Конвенции ООН «О правах ребенка»: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [1]. Семейный кодекс РФ придерживается аналогичного правила: п. 2 ст. 54 гласит: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье» [5].

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

На конец 2015 года, по данным федерального статистического наблюдения, численность детей, оставшихся без опеки, составила 481 921 человек. Если сравнивать с 2014 годом, то численность уменьшилась на 2,3% (в 2014 году — 493071 человек) [2]. Из них 83% детей находится на воспитании в семье.

Актуальность темы выявления и устройства детей оставшихся без попечения родителей бесспорна так как, несмотря на снижение общего числа детей-сирот в России ещё остаётся очень много детей, оставшихся без опеки.

В силу различных обстоятельств бывают разные причины оставления детей: будь то смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы, тяжелая болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от своих родительских обязанностей, отказ родителей взять своих детей из родильных или иных учреждений [11].

Гарантии государства в отношении семьи закреплены Конституцией РФ. В части 1 статьи 38 говорится: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства» , поэтому государство берет ответственность на себя за таких детей, определяя их в воспитательные учреждения, на полное государственное обеспечение [6].

Государственная политика в отношении детей была заложена еще в 1990-х гг., когда 24 июля 1998 года президент РФ Борис Ельцин подписал Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка

в Российской Федерации» [7]. Такие программы по улучшению прав детей утверждались в России до 2000 года: Национальный план действий в интересах детей Указом президента РФ от 14 сентября 1995 г., План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 гг. [9, 8].

По настоящее время разрабатываются стратегии, направленные на сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет их устройства в семьи. 1 июня 2012 года указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [12]. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017 года долю детей-сирот, воспитывающихся в семьях, до 90%.

Зачастую государство совместно с фондами реализует комплекс мер для снижения социальной пропасти между детьми в семьях и сиротами. Основным законом при усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, является Семейный кодекс РФ, но часть норм установлена ещё и дополнительными гарантиями в федеральном законодательстве:

- широкомасштабные меры психолого-педагогической поддержки, включая образовательную, медицинскую и социальную сферы;

- допустимость участия некоммерческих организаций, таких как банк данных сирот «Дети ждут»; проект поддержки приемных семей «Ванечка», к пользованию данными федеральных систем:

- существование различных порядков устройства сирот в семьи, включая усыновление, опеку и приёмные семьи;

- большое количество государственных институтов поддержки, помощи и содержания детей [13].

Таким образом, в процессе исследования данной темы была проанализирована динамика

количества детей, оставшихся без попечения родителей, а также анализ усыновления (удочерения) детей, рассмотрено семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление следует понимать как способ защиты, применяемый судом в целях реализации прав ребенка; меру, заключающуюся в передаче ребенка на воспитание и содержание в семью, в результате которого усыновленный ребенок становиться дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Семейным кодексом РФ установлена судебная процедура усыновления. Дела об усыновлении (удочерении) рассматриваются в порядке особого производства. Процедура усыновления регулируется главой 19 Семейного кодекса РФ, главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и других нормативных актов [10].

Согласно семейному законодательству РФ усыновителями могут быть как граждане России, так и иностранные граждане или лица без гражданства. Последним право на усыновление предоставляется только в случае, если нет возможности передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам независимо от гражданства и места их жительства [4].

С 2013 года в нашей стране действует запрет на усыновление детей гражданами Соединенных Штатов Америки [3]. Граждане, которые имеют намерение взять ребенка на воспитание в семью обязаны в соответствии со ст. 271 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставить ряд документов.

Что касается граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, к названным документам данной категории граждан необходимо приложить заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

На основании данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей, за период с 2006 года по 2015 год наблюдается тенденция спада численности детей, оставшихся без попечения родителей. За 2015 год количество детей сократилось на 5,6% по сравнению с 2014 годом [14].

На конец 2015 года 409897 детей воспитывались в семьях, 60162 ребенка находились под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15439 детей учились на полном государственном обеспечении.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в январе 2015 года, только 14% опрошенных россиян рассматривают возможность усыновить или удочерить ребенка. Основным фактором, влияющим на решение об усыновлении, является материальное положение, связанное с низким уровнем дохода граждан, отсутствием

нормальной жилплощади, а также проблемы, связанные с оформлением бумаг на усыновление в государственных и муниципальных органах [15].

Анализируя 2015 год, можно сделать вывод, что приоритетная форма устройства детей — усыновление не стоит на первом месте. В процентном соотношении на усыновление за 2015 год было передано 11,2% детей, из них 1,3% усыновлены иностранными гражданами, остальные 9,9% — это усыновление российскими гражданами, 50,7% детей было передано на безвозмездную форму опеки (попечительства). Однако усыновление по-прежнему законодательно признается приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Сборник международных договоров СССР. Выпуск XL VI, 1993.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05. 02.2014. № 2-ФКЗ, от 21. 07. 2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // «Российская газета» от 20 ноября 2002 г. № 220.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Российская газета. № 147, 05.08.1998.

6. Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». Российская газета. № 182, 19.09.1995. № 184, 21.09.95.

7. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Собрание законодательства РФ, 04.06.2012. № 23. Ст. 2994.

8. Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2001 № 1090-р «О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы». Собрание законодательства РФ, 03.09.2001. № 36. Ст. 3600.

9. Беспалова Ю.Ф., Егорова Ю.А., Ильин О.Ю. Семейное право. 2-е изд. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. 415 с.

10. Ермакова Е.Г. Юридическая обоснованность постановления Европейского суда по правам человека в отношении жалоб граждан США в связи с запретом на усыновление российских детей // Современное право, 2017. № 6. С. 127-130.

11. Кравчук Н.В. Наилучшие интересы ребенка: содержание понятия и его место в семейном законодательстве России // Актуальные проблемы российского права, 2017. № 5. С. 97-103.

12. Митякина Е.В. Усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 97-100.

13. Семенова Е.А. О процессуальной форме защиты интересов ребенка по делам об отмене усыновления // Арбитражный и гражданский процесс, 2016. № 12. С. 21-24.

14. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.usynovite.ru/structure / (дата обращения: 06.11.2017).

15. Усыновление в России: мониторинг // ДЕМОСКОП Weekly. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/opros02.php./ (дата обращения: 06.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.