Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования международного усыновления'

Проблемы правового регулирования международного усыновления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2309
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
иностранные граждане / потенциальные усыновители / международное усыновление / национальное законодательство / органы опеки и попечительства / foreign citizens / potential adoptive parents / international adoption / national legislation / guardianship authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Юрьевна Ламейкина

Пробелы в правовом регулировании международного усыновления порождают существенные нарушения прав российских детей, оставшихся без родительского попечения, переданных на воспитание иностранным усыновителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of international adoption

Gaps in the legal regulation of international adoption give rise to significant violations of the rights of Russian children left without parental care, transferred to the education of foreign adoptive parents.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования международного усыновления»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10504

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Елена Юрьевна ЛАМЕЙКИНА, старший преподаватель кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия E-mail: kafedragp.grajdanskoepravo@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. Пробелы в правовом регулировании международного усыновления порождают существенные нарушения прав российских детей, оставшихся без родительского попечения, переданных на воспитание иностранным усыновителям.

Ключевые слова: иностранные граждане, потенциальные усыновители, международное усыновление, национальное законодательство, органы опеки и попечительства.

Annotation. Gaps in the legal regulation of international adoption give rise to significant violations of the rights of Russian children left without parental care, transferred to the education of foreign adoptive parents.

Keywords: foreign citizens, potential adoptive parents, international adoption, national legislation, guardianship authorities.

Усыновление (удочерение) российских детей гражданами других государств и последующий переезд их вместе с усыновителями в другую страну в настоящее время встречается довольно часто. Это зачастую происходит из-за различных причин экономического характера. Не секрет, что вопреки ожиданиям властей реальные денежные доходы россиян продолжают падать, несмотря на победные реляции в части роста средней заработной платы и размера выплачиваемых социальных пособий, а также снижения уровня безработицы.

Кроме того, большинство граждан не в состоянии решить жилищную проблему, причем не только из-за мизерного размера зарплат, но и тяжелой финансовой кабалы ипотечного кредитования. Государство также не «балует» граждан размерами детских пособий, практически не имеют государственной поддержки семьи, в составе которых есть больные дети.

Не теряют актуальности проблемы, связанные с правовым регулированием и практическим применением законодательных норм в части

международного усыновления, что обусловлено отсутствием в России сформированного унифицированного режима такого усыновления и механизмов, позволяющих в полной мере защищать интересы усыновленных детей, которых усыновители перевезли на постоянное место жительства в зарубежные страны.

Необходимо отметить, что целый ряд причин, по которым российские супруги отказываются от усыновления (например, хронические заболевания, требующие длительного дорогостоящего лечения и продолжительной реабилитации), не являются препятствием для иностранных граждан. Несмотря на то что порядок усыновления за рубежом — весьма трудоемкий и сложный процесс, в последние годы наблюдается сокращение числа усыновлений российских детей иностранными гражданами: в 2008 г. — 3,7 тыс. детей, в 2013 г. — 1,2 тыс., в 2017 г. — 335, в 2018 г. — 248 детей соответственно [31].

Согласно российскому законодательству физическое здоровье усыновляемого ребенка не несет ограничений для усыновления. Российс-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

кие семьи принимают детей, имеющих проблемы со здоровьем, в свою семью только под опеку и получают пособие на их оздоровление, поскольку при усыновлении таких детей пособий не предполагается.

Усыновление / удочерение по своей правовой природе предполагает, что между усыновителем и усыновляемым будут установлены правоотношения, аналогичные тем, которые существуют между кровными родителями и детьми [20, с. 719].

Правовое регулирование международного усыновления регламентируется рядом международных (Декларация прав ребенка [3], Женевская декларация прав ребенка [5], Конвенция ООН о правах ребенка [10], Гаагская конвенция о защите детей [9], Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях [2], Европейская конвенция об усыновлении детей [4]) и российских (Гражданский кодекс РФ (гл. 29), Семейный кодекс РФ (статьи 124, 165), федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [29], «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [27], постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» [18]) нормативно-правовых актов.

Процедура усыновления российских детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами осуществляется только по решению суда, который в ходе рассмотрения дела обязан установить невозможность устройства ребенка внутри страны [6, с. 80]. Отсутствие шанса усыновления ребенка российской семьей должно быть запротоколировано на совете судебной коллегии отделами попечительства, права, обязанности и функции которых регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [28], а также Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. В случае усыновления ребенка, возраст которого превышает 10 лет, суду необходимо выяснить его согласие на усыновление. Кроме того, решающее значение имеет оценка индивидуальных мотивов потенциальных приемных родителей.

Усыновление российских детей иностранными гражданами осуществляется по законам стра-

ны, подданными которой они являются, с учетом п. 3 ст. 124 СК РФ и ст. 21 Конвенции о правах ребенка. Регулирование нормативных правоотношений усыновления с иностранным элементом, а также отмена этих прав регламентируется ст. 165 СК РФ. Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами, не имеющими гражданства, регламентируется статьями 124—133, 165 СК РФ, Федеральным законом № 167, Конвенцией о правах ребенка.

С 2014 г. сообщения о нарушении прав, указанных в Конвенции, Комитет принимает и непосредственно от детей. В настоящее время действует запрет на усыновление российских детей гражданами США («Закон Димы Яковлева» [30]), и ограничение усыновления подданными стран, узаконивших однополые союзы.

Усыновление российских детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами происходит в определенном порядке: потенциальные усыновители должны обратиться в федеральный государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей [26], либо в региональный отдел социальной защиты и попечения, выбрать ребенка из реестра базы данных и получить у попечительского Совета разрешение на посещение ребенка в воспитательном учреждении.

Если в ходе визитов к ребенку устанавливается психологический контакт и желание жить одной семьей обоюдно, в попечительский Совет подается еще одно заявление. Затем следуют сбор необходимых документов и судебное заседание, на котором принимается решение о передаче ребенка в семью или об отказе. Отметим, что переведенный на русский язык пакет документов должен быть официально заверен консульским отделом РФ в стране проживания иностранного усыновителя либо заверен российским нотариусом.

Для усыновления в России актуальны лишь два способа легализации иностранных документов: консульская легализация (осуществляется консульским должностным лицом консульского учреждения РФ в государстве пребывания иностранца, если документы предназначены для предъявления на территории РФ и не противоречат ее законодательству), проставление апос-тиля (допустимо в отношении документов, выданных странами, на территории которых действует Гаагская конвенция 1961 г., проставляется государственными органами того государства, в котором выдан апостиль).

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

Легализация документов требуется не для всех иностранцев. В ряде случаев достаточно будет перевода на русский язык. Это возможно, если претендент является гражданином страны, с которой у России подписан Договор о взаимном признании документов, входящих в официальный документооборот (например, республики СНГ, Греция, Польша, Китай, Болгария и др.) [7].

По прибытии в страну проживания иностранные усыновители в течение трех месяцев должны зарегистрировать усыновленного ребенка в консульском представительстве РФ. Полномочное представительство зарубежной страны, выступившее гарантом проведения контроля, должно зафиксировать постановку на учет усыновленного ребенка. Затем в течение одного месяца свидетельство о взятии ребенка на консульский учет передается в правительственное учреждение РФ по попечительству и социальной защите, которое обязано осуществлять периодические проверки и отправлять рапорты российскому попечительскому Совету. Проверке подлежат бытовые условия проживания ребенка, состояние его здоровья, процесс обучения. К рапорту прикладываются фотоснимки для подтверждения сведений.

Нередко иностранные граждане эту обязанность игнорируют. Как правило, это происходит при так называемом «независимом усыновлении», когда частное лицо под видом сопровождающего иностранных кандидатов в приемные родители берет на себя ответственность за сбор и оформление документов на территории РФ в обход законодательно запрещенного в России посредничества при усыновлении (ст. 126.1 СК РФ) [14; 24].

Российское законодательство содержит перечни документов, которые иностранные государственные органы и организации должны предоставить для получения разрешения на открытие представительства, но никоим образом не ограничивает право открытия такого представительства и не содержит статьи, преследующей за незаконное усыновление [23, с. 216; 17].

Несмотря на то что ч. 1 ст. 61 Конституции РФ гарантирует государственные покровительство и защиту несовершеннолетним детям, усыновленным иностранными гражданами и вывезенным из России в зарубежные страны, основной проблемой международного усыновления является несовершенный государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов усыновленных российских детей [8, с. 77; 15]. Данную функцию от лица России выполняют

консульские представительства, находящиеся на территории государства проживания семьи с усыновленным ребенком.

Поскольку на границе РФ заканчивается российская юрисдикция, органы опеки и попечительства и консульские учреждения РФ испытывают трудности в части полноценного контроля за воспитанием усыновленных иностранцами российских детей. Зачастую российским консульским учреждениям создаются препятствия в осуществлении контроля иностранных семей, усыновивших российских детей, что, по нашему мнению, требует применения определенных мер в отношении властей государств, граждане которых усыновили российских детей.

При выявлении противоправных действий по отношению к ребенку на территории другого государства не могут быть применены нормы российского законодательства: родители привлекаются к ответственности в соответствии с нормами того государства, где проживает ребенок.

Еще одной проблемой является подготовка иностранных усыновителей [19] к принятию в семью ребенка, обязательное прохождение которой установлено ст. 127 СК РФ. Зачастую причиной конфликтов в семье, усыновившей российского ребенка, выступают «обманутые» ожидания приемных родителей, которые воспринимают непослушание ребенка как личную обиду и расценивают такое поведение как проявление неблагодарности со стороны ребенка. При этом взрослые усыновители и ребенок имеют, как правило, весьма различные религиозные, этические и психологические убеждения, что отнюдь не способствует здоровому семейному климату [13; 1].

Множество вопросов порождают и документы, предоставленные иностранными усыновителями. В первую очередь это касается документов, предоставляемых усыновителями: справки о состоянии здоровья выдаются частнопрактикующими врачами, о наличии жилища — налоговыми агентами, об отсутствии судимости — полицейскими участками... Многочисленными на практике являются факты неправильных, неточных переводов, несоответствия данных переводов и данных оригиналов документов.

Кроме того, в современном российском законодательстве отсутствует норма, отменяющая процедуру усыновления. Даже если в порядке надзора будет зафиксировано, например, что усыновители не справляются с воспитанием ребенка либо ребенок содержится в неподходящих

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

условиях, российский суд, вынесший решение об усыновлении, не может отменить усыновление без согласия усыновителей.

Согласно ст. 37 Минской конвенции [11] усыновление или его отмена определяются по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. При этом ребенок остается в иностранном государстве и передается в другую приемную семью либо в социальное учреждение. Ситуация усугубляется тем, что национальное законодательство зарубежных стран позволяет вносить изменения в актовую запись о рождении ребенка, вплоть до полного изменения имени и фамилии ребенка, что впоследствии исключает возможность государственного контроля со стороны России за его судьбой.

Кишиневская конвенция [12] содержит коллизионные нормы об усыновлении, в основном повторяющие положения ст. 37 Минской конвенции с оговоркой «если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное». Из статьи 40 Конвенции не вытекает, что компетентный суд при отсутствии коллизионного регулирования в международном договоре должен применить внутреннее семейное право другого государства.

Анализ проблем международного усыновления российских детей, оставшихся без попечения родителей, по нашему мнению, требует детализации законодательного регулирования, разъяснений правоприменительной практики, совершенствования методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, ужесточения административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления. Верховный Суд РФ ежегодно обобщает судебную практику по усыновлению иностранцами, апатридами и россиянами, проживающими за пределами РФ [16].

Остается надеяться, что перечисленные проблемы в ближайшее время будут решены на законодательном уровне, и Россия (возможно, в пределах объявленного в стране Десятилетия Детства [25]) приложит все усилия для всестороннего развития и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на Родине. Мы разделяем точку зрения исследователей в части создания оптимальных условий для российских усыновителей с целью оставления детей, оставшихся без попечения родителей, на Родине [22], что, безусловно, будет способствовать рас-

пространению усыновления среди россиян, сделав его и желанныш, и престижным.

Библиографический список

1. Вешкурцева 3. Проблемы международного усыновления российских детей иностранцами // Административное право. 2013. 2. С. 5—13.

2. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 г. Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 41-й сессии (16 сентября — 19 декабря 1986 г.); Генеральная Ассамблея. Офиц. отчеты. 41-я сессия. Дополнение № 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328—330.

3. Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. С. 385—388.

4. Европейская конвенция об усыновлении детей (ETS № 58) (заключена в г. Страсбурге 24.04.1967 г., пересмотрена (CETS N 202), заключена в г. Страсбурге 27.11.2008 г.). Россия не участвует // СПС «Консультант Плюс»

5. Женевская декларация прав ребенка (принята 26.11.1924 г. V Ассамблеей Лиги Наций в Женеве) // СПС «Консультант Плюс»

6. Журавлева Е.С. Усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: Электр. сб. ст. по матер. LXXII студ. Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2018. № 12 (71). С. 80—87.

7. Кайсина Ю. Усыновление детей иностранными гражданами: порядок оформления и основания // URL: https://lawinfo24.ru/family/ usynovlenie/usynovlenie-rossijskix-detej-inostran-nymi-grazhdanami (Дата обращения: 12.06.2019)

8. Качалова Е.Ю. Актуальные проблемы международного усыновления // Закон и право. 2019. № 2. С. 76—79.

9. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (заключена в г. Гааге 29.05.1993 г.) // Международное частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997. С. 712—720.

10. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Выш. XLVI.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

11. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993 г., вступила в силу 19.05.1994 г, для Российской Федерации 10.12.1994 г., с изм. от 28.03.1997 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002 г., по сост. на 30.04.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

13. Корыткина Е.С. Обманутые ожидания усыновителей и приемных детей как одна из основных причин конфликтов при международном усыновлении // Аспирант. Прилож. к журналу «Вестник Забайкальского гос. ун-та». 2010. № 7. С. 35-36.

14. Курбанова Е.Ю. Проблемы международного усыновления российских детей / Е.Ю. Курбанова, И.В. Шугурова // Науч. сообщество студентов: междисциплинарные исследования: Сб. ст. по мат. X Междунар. студ. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 1 февраля 2016 г.). Новосибирск: АНС «СибАК», 2016. № 7 (10). С. 573-577.

15. Минеева И.Н. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами / И.Н. Минеева, М.А. Панфилов // Проблемы в рос. законодательстве. 2014. № 1. С. 271—274.

16. Обзор практики рассмотрения в 2018 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 мая 2019 г.) // URL: http://ivo.garant.ru/ #/document/72258722/paragraph/77/doclist/0/ 8е1Шпк/0/соМех^Россия%20без%20сирот:0 (Дата обращения: 24.06.2019)

17. Пешперова И.Ю. Современные аспекты международно-правового регулирования иностранного усыновления // Управленческое консультирование. 2013. № 8. С. 16—22.

18. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 654 (ред. от 19.12.2018 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СПС «Консультант Плюс»

19. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. № 37205) // Рос. газ. 2015. № 105.

20. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М.: Норма, 2012. 720 с.

21. Распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 г. № 241-рп «О подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)» // СЗ РФ. 2000. № 27. Ст. 2844.

22. Струина П.А. Международно-правовое регулирование усыновления, осложненного иностранным элементом // Вопросы современной юриспруденции: Сб. ст. по матер. LXVII Междунар. науч.-практ. конф. № 11(61). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 48—53.

23. Тарасова Ю.Е. Правовые проблемы международного усыновления детей-граждан РФ // Традиции и инновации в системе современного российского права: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.А. Рогожкин. М.: Изд-во МГЮА, 2013. С. 216.

24. Туганов Ю.Н. Проблемы международного усыновления российских детей / Ю.Н. Туганов, Е.А. Климова // Право: современные тенденции: Матер. II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 100—101.

25. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.

26. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс»

27. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г. // СПС «Консультант Плюс»

28. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

29. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

30. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г. // СПС «Консультант Плюс»

31. Число усыновленных иностранцами российских детей в 2018 году сократилось на 25% // TASS.ru. 2019. 12 февр. // URL: https://tass.ru/ obschestvo/6104953 (Дата обращения: 17.06.2019)

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.