Научная статья на тему 'Частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по международному усыновлению российских детей'

Частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по международному усыновлению российских детей Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
499
77
Поделиться
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / РОССИЙСКИЕ ДЕТИ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ НАЧАЛА И ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Шершень Т. В.

В статье исследуются частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по передаче российских детей на усыновление (удочерение) иностранным гражданам и лицам без гражданства. Анализируются проблемные вопросы осуществления последующего контроля соблюдения прав и интересов усыновленных российских детей, проживающих в семье усыновителей за пределами Российской Федерации.

Private and publicbasics in the legal regulation of Russian children's international adoption

The article deals with private and publicbasics in the legal regulation of relations in transfer of Russian children for adoption by foreign citizens and stateless persons. The author analyzes further control of observance over rights and interests of adopted Russian children living in the family of adopters beyond the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по международному усыновлению российских детей»

частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по международному усыновлению

РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ Т.В. Шершень

(и.о. заведующего кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Пермского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент;

tamaraur@yandex.ru)

В статье исследуются частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по передаче российских детей на усыновление (удочерение) иностранным гражданам и лицам без гражданства. Анализируются проблемные вопросы осуществления последующего контроля соблюдения прав и интересов усыновленных российских детей, проживающих в семье усыновителей за пределами Российской Федерации.

Ключевые слова: усыновление (удочерение), российские дети, иностранные граждане, лица без гражданства, частные и публичные начала и интересы.

Деление права на публичное и частное отражает важнейший концептуальный подход, представляя собою соотношение разных правовых начал. Семейное право по своей природе относится к частному праву, наряду с гражданским, трудовым, международным частным правом. Однако это отнюдь не означает, что в нем нет и не должно быть элементов публичного права. В современном семейном праве публичные и частные отношения взаимообусловлены и теснейшим образом переплетены, что объяснимо относительностью частной либо публичной природы субъективных прав, когда посредством защиты субъективного права участника семейных отношений одновременно обеспечивается охрана публичных интересов. Не менее значим и факт придания публичной значимости частным интересам. В этом - сущностное качество правового государства, обращенного к индивиду, его правам и свободам, учитывающего и отражающего его интересы. Концепция правового государства исходит из фундаментальной идеи о неприкосновенности прав личности, их первичности по отношению к интересам государства.

Взаимопроникновение публичных и частных начал в российском семейном праве прослеживается на уровне различных правовых институтов, в числе которых институт усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одна из самых острых государственных проблем современной России - проблема обеспечения действительной защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на провозглашение в Основном законе страны Российской Федерации социальным правовым государством, в российском обществе и государстве до настоящего времени не решена проблема социального сиротства - более 700 тыс. детей живут без родителей. Дети остаются без родительского попечения при живых родителях вследствие лишения обоих или единственного родителя родительских прав, ограничения родителей в родительских правах, отбывания наказания в местах лишения свободы, отсутствия родителей и невозможности установления места их нахождения, а также в силу других самых разных жизненных обстоятельств. Вместе с тем именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из основных начал семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии. Это начало отражено в целом ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) (ст.ст. 54, 55, 63, 121-123). Наиболее ярко оно проявляется в сущности норм, устанавливающих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так, дети, остав-

шиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пат-ронатную семью), а при отсутствии такой возможности помещаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Очевидно, что с позиции обеспечения частных интересов, прежде всего интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учета публичных интересов российского общества и государства последние должны быть естественным образом заинтересованы не только в рождении, но и в надлежащем воспитании и всестороннем развитии детей, являющихся его гражданами. Дети - будущее государства и общества. От того, в каких условиях дети живут и воспитываются сегодня, напрямую зависит, каким будет «светлое завтра» не только каждого из них, но и окружающего их общества и обязавшегося их защищать государства. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. И если невозможно создать условия для его полноценного всестороннего развития в кровной семье, необходимо создать такие условия в замещающей семье усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей и свести на нет институт «возврата» детей в государственные учреждения и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*.

Усыновление (удочерение) рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей среди иных «семейных»

* В 2006 году в детские дома и приюты вернули около 2,5 тысяч детей. См.: Попова Н. «Волчата» пришлись не ко двору // Аргументы недели. 2008. № 21 (107); В 2007 году российские семьи вернули в сиротские учреждения 6136 сирот (по материалам ИА REGNUM 07.03.2008. URL: http://www.promama. т/аі1іс^_228_1686.Йт1 (дата обращения: 14 мая 2009 г.). В 2008 году из интернатов в семьи взяли 12 тысяч детей, три тысячи из них вернули обратно. Каждого четвертого малыша. Практически все отказы происходят в первый год после усыновления. URL: http://www.usynovite.ru/massmedia/2009/04/

h01i5493tb.html (дата обращения: 28 апр. 2009 г.).

Раздел 3. Частное право, договорное регулирование форм устройства детей. Эта форма наиболее значима в механизме системы обеспечения прав и интересов детей и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Приоритет усыновления среди иных форм устройства проистекает из самой сущности усыновления: усыновление - это единственная форма, которая (при отсутствии отмены усыновления) носит пожизненный характер; в силу усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновляемым детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ); даже тогда, когда ребенок уже устроен в семью (на условиях опеки или попечительства, в приемную или патронатную семью), при наличии лиц, желающих его усыновить, ребенок может быть передан на усыновление при соблюдении установленных в законе условий (ст. 131 СК РФ).

Правовые последствия усыновления направлены, в первую очередь, на обеспечение прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, и получающего в результате усыновления возможность интеграции в сферу семейных отношений. Нельзя при этом отрицать и не учитывать законные интересы усыновителей по удовлетворению потребности иметь семью и быть родителями. Вместе с тем создание этого института и его эффективное функционирование - это и сущностный интерес государства, во все времена заинтересованного в ликвидации социального сиротства и сокращении бюджетных средств на содержание сиротских учреждений. Признавая усыновление приоритетной формой устройства ребенка, закон исходит из принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.

В нормах СК РФ приоритет при усыновлении отдается российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В этих целях введен учет детей,

Юридическая наука и правоохранительная практика оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России. Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации [1]. В этой части наиболее явно обнаруживаются публичные начала, касающиеся закрепления перечня требований, предъявляемых к потенциальным усыновителям, судебного порядка усыновления и его отмены, запрета осуществления посреднической деятельности по усыновлению, осуществления последующего контроля со стороны уполномоченных государством органов за условиями жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей.

Наряду с национальным усыновлением существует и возможность международного усыновления. На основании ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком .

Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских

** По данным сайта Министерства образования и науки РФ, в 2003 году впервые за 12 лет ведения статистических наблюдений количество детей, усыновленных иностранными гражданами, превысило количество детей, усыновленных гражданами России (7 188 - российское усыновление, 7 986 - международное усыновление). В 2004 году показатель еще больше вырос в сторону международного усыновления (иностранными гражданами было усыновлено 9 419 детей, российскими гражданами - 7 013 детей). В 2005 году разница между российскими и международными усыновлениями значительно возросла в сторону национального усыновления (россиянами усыновлено 7 526 детей, иностранными гражданами - 6 904). В 2006 году иностранными гражданами усыновлено 6 689 детей, в 2007 году их число заметно сократилось и насчитывало 4 536 детей, число усыновлений российскими гражданами, напротив, выросло и насчитывало 9 537 детей. В 2008 году российскими гражданами усыновлено

9 048 детей, а иностранными гражданами - 4 125 российских детей, из них 1 773 ребенка, в том числе 97 детей-инвалидов, были усыновлены гражданами США. См.: URL: http://www.usynovite.ru (дата обращения: 15 мая 2009 г.).

детей при обязательном соблюдении двух условий: во-первых, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственников детей независимо от их гражданства и места жительства; во-вторых, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Данные ограничения распространяются и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Исключение составляют только родственники ребенка, которые вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства. В установлении допустимых границ международного усыновления российских детей обнаруживает себя публично-правовая составляющая только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Демографические проблемы современной России - доказательство разумности законодательного решения по закреплению приоритета российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при усыновлении российских детей.

Несмотря на тревожные реалии российской действительности, в последние годы неоднократно поднимается вопрос о запрете, временном ограничении либо приостановлении передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства, так называемом

*** тт

международном усыновлении***. Дискуссии о необходимости введения запрета либо временного приостановления усыновления российских детей иностранными

Г" ****

гражданами и лицами без гражданства****

*** В России вопрос о временном приостановлении или запрете международного усыновления поднимается всякий раз, как только обнаруживаются факты гибели российского ребенка, усыновленного иностранными гражданами, в частности гражданами США. Каждый год в США усыновляется порядка 5 тысяч детей из России, и это несмотря на отсутствие договора между Россией и США, определяющего организационно-правовые гарантии и механизмы эффективной защиты прав и законных интересов российских детей, переданных на усыновление. Более того, США не участвует в Конвенции ООН «О правах ребенка», а Россия до настоящего времени не ратифицировала Конвенцию «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления». По данным американского Национального комитета по усыновлению, в период с 1996 по 2008 гг. в США погибли 15 российских детей, усыновленных американскими гражданами. В 14 случаях усыновители были признаны виновными в гибели детей и привлечены к уголовной ответственности. Исключением стала гибель Димы Яковлева, усыновленного супругами - гражданами США Чейзом Дмитрием Харрисоном и Кэрол Лиин Эксманн-Харрисон. См.: Брошенные дети: самим не нужны, но и другим не отдадим. За 15 лет в России погибло 1 220 усыновленных детей, но об этом предпочитают молчать // Независимая газета. 2008. 23 июля; Минобрнауки закрывает зарубежные организации по усыновлению детей после гибели в США еще одного ребенка из РФ. URL: http://www. newsru.com/russia/11juli2008 (дата обращения: 1 апр. 2009 г.). Граждане США 45-летний Майкл Крайвер и его 54-летняя жена Наннет обвиняются в создании угрозы жизни и убийстве своего приемного сына из России. Ваню Скоробогатова и его сестру Дашу супружеская пара усыновила в 2003 году, а 24 августа 2009 года Ваня (после усыновления - Натаниэл) скончался от осложнений, вызванных травмой головного мозга. URL: http://infox.ru/accident/ incident/2010/04/08/Grazhdanye_SSHA_izba_print. рИ (дата обращения: 9 апр. 2010 г.). Граждане США, усыновившие ребенка из России, отправили его одного в возрасте восьми лет на самолете в Москву. иКЬ: http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2010/04/08 (дата обращения: 8 апр. 2010 г.).

**** В частности, 18 марта 2009 года Государственная Дума РФ отклонила обращение к Председателю Правительства РФ о возможности временного приостановления усыновления гражданами США и проживающими на их территории лицами без гражданства // «Регнум.ру»: Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. URL: http://www. usynovite.ru (дата обращения: 1 апр. 2009 г.).

Раздел 3. Частное право, договорное регулирование становятся все активнее. Но действующее законодательство Российской Федерации такого запрета не содержит. В ряде госу-

***** ГТ1

дарств*****, в их числе можно назвать Таджикистан [2], законом установлен запрет усыновления детей гражданами иностранных государств. Вопрос о необходимости установления запрета на усыновление детей иностранными гражданами периодически обсуждается в государствах, обеспокоенных отсутствием уверенности в безопасности проживания за пределами их

территории ребенка, усыновленного инос****** Т—г

транными гражданами******. По данным проведенного в 2005 году Минобрнауки России исследования, за период с 2000 по

2005 гг. по вине усыновителей, опекунов и приемных родителей в России погибли 10 детей, был причинен тяжкий вред здоровью 23 детей, зарегистрировано 160 случаев отмены семейного устройства в связи с жестоким обращением с детьми. В 2006 году отменено более 1 тысячи решений о помещении ребенка в семью по причине невыполнения приемными родителями своих обязанностей, более 30 - из-за жестокого обращения с детьми. В 2007 году из-за жестокого обращения 27 детей в приемных семьях погибли и получили тяжелейшие травмы. По статистике МВД, в 2008 году социальные работники забрали из приемных семей 323 ребенка по причине ненадлежащего обращения, 58 - из-за жестокого обращения с ребенком [3]. Статистические данные и сами случаи жестокого обращения с приемными детьми и смерти

* **** -» г

***** Многие страны резко ужесточили политику по усыновлению детей иностранными гражданами. Так, после вступления в Европейский Союз ввели запреты на усыновление иностранными гражданами Румыния и Литва. Подобный запрет введен также в Грузии, Молдавии, Болгарии и Белоруссии. См.: URL: http://zadonbass.org/allnews/message. html?id=74514 (дата обращения: 22 апр. 2009 г.). ****** В 2007 году с инициативой введения запрета на усыновление казахстанских детей-сирот иностранными гражданами выступил Верховный Суд Казахстана, обосновав необходимость введения запрета демографической проблемой и зрелостью общества в социально-экономическом плане, чтобы самостоятельно решить проблему брошенных детей. См.: URL: http://www.zakon.kz/our/news/news. asp?id=30108465 (дата обращения: 22 апр. 2009 г.).

Юридическая наука и правоохранительная практика приемных детей в России, как правило, не предаются широкой огласке. В 2007 году на учете в органах социальной защиты населения состояли 274,8 тыс. семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 489,5 детей [4].

В условиях экономического кризиса количество таких семей только возрастет.

Сама постановка вопроса о запрете передачи российских детей на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства представляется неоправданной в современных условиях и неправомерной. Россия, являясь участницей целого ряда международных договоров, в первую очередь Конвенции о правах ребенка [5], Декларации прав ребенка [6], приняла на себя обязательства по исполнению предусмотренных в них положений.

Усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Императивы в данных законодательствах весьма существенны. Их цель не только в обеспечении и защите частных интересов усыновителей и усыновленных, но и интересов публичных. Часть из них направлена на обеспечение стабильного намерения усыновителей в принятии решения об усыновлении, осознанного подхода к нему. Так, в законодательстве большинства стран установлены правила об испытательном сроке для усыновителей. В Израиле он составляет 6 месяцев, в Шотландии - 12 месяцев, в США - от 3 до 12 месяцев [7, с. 648].

Для создания условий по воспитанию усыновленного устанавливаются требования к возрасту усыновителя. Например, в Германии усыновителем может быть лицо не моложе 25 лет, во Франции - 35 лет, в Швейцарии - 40 лет, в Шотландии и большинстве штатов США - 21 года, в Японии, Израиле и других странах - лицо, достигшее совершеннолетия [7, с. 647]. Между усыновителем и усыновленным ребенком должна быть разница в возрасте: во Франции - 15 лет, в Германии, Швейцарии, Израиле - 18 лет. В Японии законодательством установлено, что усыновитель ни при

каких обстоятельствах не может быть моложе усыновленного.

Обязанность по защите прав и интересов усыновленных российских детей, проживающих за пределами Российской Федерации, возложена на консульские учреждения, в которых эти дети состоят на учете. Это положение соответствует и Конституции РФ (ч. 2 ст. 61), и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (ст. 5). Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определен постановлением Правительства Российской Федерации 29 марта 2000 г. № 275 [8]. В соответствии с данным постановлением Правительства РФ постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в 3-месячный срок со дня их въезда в государство места проживания усыновителей. Сведения о ребенке заносятся в учетную карточку, форма которой утверждается Министерством иностранных дел Российской Федерации. Консульское учреждение проставляет отметку в паспорте усыновленного ребенка о постановке его на учет. По желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации. В этом случае указанный Департамент пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка, учетную карточку ребенка и его фотографии в консульское учреждение по месту проживания усыновителей и проставляет в паспорте ребенка отметку о постановке его на учет.

При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания. Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномо-

ченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представляющие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации. В целях обеспечения своевременной постановки на учет консульскими учреждениями усыновленных детей Министерство образования и науки Российской Федерации каждые 6 месяцев направляет им информацию об усыновленных детях. Консульские учреждения в конце календарного года направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

Целью усыновления является обеспечение возможности воспитания и развития ребенка в семье. Достижение этой цели - показатель гармонизации частных и публичных начал в правовом регулировании отношений по усыновлению. Усыновление допускается только в интересах детей и требует учета этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможностей обеспечить ребенку (детям) полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Частные начала в правовом регулировании отношений по усыновлению обнаруживаются в целом ряде положений. Во-первых, усыновление может быть инициировано только по воле лица на основании его добровольного волеизъявления. Во-вторых, усыновление производится с согласия ребенка, достигшего десяти лет. В-третьих, для положительного решения вопроса об усыновлении необходимо получить согласие родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, предусмотренных в законе. В-четвертых, решение об усыновлении может быть принято судом лишь в случае соответствия усыновления интересам ребенка.

Раздел 3. Частное право, договорное регулирование Соблюдение интересов ребенка является обязательным условием любого усыновления. Под интересами ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. При этом интересы ребенка нельзя понимать в узком смысле, как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» содержится разъяснение: «Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития» [9]. Показательно в этой части дело, рассмотренное Верховным Судом РФ 26 февраля 2008 г. (определение № 33-Г08-1). Иностранные граждане - супруги Г. и Д. обратились в суд с заявлением об удочерении М., 2005 года рождения, находящейся в доме ребенка. Потенциальные усыновители ссылались на то, что их финансовое положение позволяет им иметь детей и заботиться о них, дать им хорошее образование, а также тепло и уют любящего дома; осведомлены о состоянии здоровья ребенка и могут обеспечить ему необходимое лечение. Решением областного суда от 14 ноября 2007 г. иностранным гражданам Г. и Д. отказано в удовлетворении заявления об удочерении М. Отказ в удовлетворении заявления Г. и Д. об удочерении М. суд обосновал отсутствием такого предусмотренного законом обязательного основания, как соответствие удочерения интересам ребенка. Как установлено судом, ранее решением иностранного суда от 23 сентября 1982 г. расторгнут брак между истцом Р. и ответчицей Г. по причине жестокого и бесчеловечного обращения ответчицы с истцом. Учитывая эти обстоятельства, малолетний возраст М., а также непродолжительность общения с ней супругов Г. и Д. (в отсутствие воспитателей около 30 минут дважды), суд обоснованно посчитал, что не имеется осно-

Юридическая наука и правоохранительная практика ваний утверждать о наличии устойчивого контакта между заявителями и ребенком, достаточного для его удочерения. Последующими судебными актами решение суда об отказе в усыновлении было оставлено без изменения [10].

Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с тем не дает ребенку необходимых гарантий и преимуществ. Нередки случаи, когда по инициативе усыновителей ставится вопрос об отмене усыновления ввиду существенного изменения их материального и (или) семейного положения, невозможности установления взаимного доверия, отсутствия психологического контакта с ребенком, неконтролируемой гипертрофированной активности ребенка и т.п. Дела об отмене усыновления инициируются органом опеки и попечительства по причине жестокого обращения с ребенком со стороны усыновителей, ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей в отношении ребенка и т.п. Анализ правоприменительной практики приводит к выводу о необходимости введения в российское семейное законодательство института «предусыновительной» опеки, который позволил бы свести на нет случаи возврата усыновленных детей. Нет сомнений, что в сфере правового регулирования отношений по усыновлению российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства России необходимо, во-первых, ратифицировать Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления*******; во-вторых, заключить двусторонние договоры о сотрудничестве в области усыновления (удочерения), тем более что практика заключения таких договоров уже есть, примером может служить договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой [11].

******* На основании распоряжения Президента РФ от 26 июня 2000 г. № 241-рп МИДу России было поручено подписать от имени Российской Федерации Конвенцию. Россия подписала Конвенцию 07.09.2000, дальнейших действий по ее ратификации предпринято не было. Конвенция не вступила в силу для России // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 27. Ст. 2844.

Россия до настоящего времени не присоединилась к целому ряду Конвенций, регулирующих отношения в области семейного права: только в сфере усыновления не участвует, в частности, в Европейской Конвенции об усыновлении детей (EST № 58), заключенной в Страсбурге 24 апреля 1967 г., в Конвенции об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении, заключенной в Гааге 15 ноября 1965 г. [12], и не присоединилась к Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, принятой 29 мая 1993 г на XVII сессии Гаагской конференции по международному частному праву.

1. См.: Приложения к Административному регламенту Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: приказ Минобрнауки РФ от 12.11.2008 № 347 // Рос. газ. 2009. № 30 (4854).

2. Нигора Бухари-заде. Власти Таджикистана запретили усыновление сирот иностранцами. URL: http://www.centrasia. ru/newsA.php?st=1145132760 (дата обращения: 22 апр. 2009 г.).

3. Случаи жестокого обращения с приемными детьми в России. Справка. URL: http://www.pro-mama.ru/articles_228_2134. html (дата обращения: 14 мая 2009 г.).

4. URL: http://www.promama.ru/ articles_228_1582.html (дата обращения: 14 мая 2009 г.)

5. Конвенция о правах ребенка: принята Резолюцией ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Декларация прав ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств: учеб. пособие /

54

под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004.

8. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 15. Ст. 1590; 2006. № 16. Ст. 1748.

9. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля

2006 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6.

Раздел S. Частное право, договорное регулирование

10. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N° 7.

11. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Подписан в Москве 6 ноября 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. M 5. Ст. 462.

12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

з (із) 20іС