Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6765
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS / CUSTOMS CONTROL / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капранов А.В., Коршунов Д.А.

В статье рассматриваются вопросы таможенного контроля и таможенного оформления товаров при внешнеторговой деятельности организаций с учётом изменений таможенного законодательства с января 2018 г. Освещаются острые проблемы и даются варианты их решения как с научной, так и с практической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капранов А.В., Коршунов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS IN THE CUSTOMS SPHERE

The article discusses the customs control issues and customs goods registration in the organizations foreign trade activities taking into account changes in the customs legislation since January 2018.Tthe acute problems arecovered and their solution variants are suggested from both scientific and practical ways

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ»

[4] Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. - Н. Новгород. НИМБ, 2005.

[5] Кутинов Н.А. Психология и социология труда: Учебное пособие. - М. : Книжный мир, 2005

[6] Преображенская Н.А Потенциал Вашей личности. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

[7] Трудовой кодекс РФ. - М.: РИОР, 2005

[8] Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Максимов, А.В. Игнатова, М.А. Комаров и др. - М, 2009.

LABOUR MOTIVATION AS AN EFFECTIVE PERSONNEL MANAGEMENT IMPORTANT FACTOR

V.I. Zhmachinsky, Zhen Zhang

Keywords: motives, incentives, need, factors, labour efficiency.

The article discusses the personnel labour motivation essence and structural system, as well as various motivation theories use specifications in the market relations development.The needs theory is considered as the most preferable one.

Статья поступила в редакцию 08.11.2018 г.

УДК: 339.56

А.В. Капранов, директор ООО «Компания Негоциант», доцент ФГБОУВО «ВГУВТ»

Д.А. Коршунов, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Ключевые слова: таможенное дело, таможенный контроль, внешнеэкономическая деятельность

В статье рассматриваются вопросы таможенного контроля и таможенного оформления товаров при внешнеторговой деятельности организаций с учётом изменений таможенного законодательства с января 2018 г. Освещаются острые проблемы и даются варианты их решения как с научной, так и с практической точек зрения.

Уровень развития региона и страны в целом связан со многими показателями, включая объёмы внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий.

Как и любая другая, внешнеэкономическая деятельность, или ВЭД, контролируется государством в целях обеспечения безопасности (прежде всего экономической), поддержки российской промышленности и формирования доходной части государственного бюджета (что в последнее время крайне актуально). От лица государства контроль осуществляют таможенные органы. В Нижегородской области представлены почти все уровни российских таможенных органов: Приволжское таможенное управление, Приволжская оперативная таможня - правоохранительная таможня, Нижегородская таможня и таможенные посты. Вся контрольная деятельность таможенных органов, по мнению большинства участников ВЭД, сосредоточена на таможенных постах. Участник ВЭД может не знать, когда и в какой момент включаются внутрен-

ние связи взаимодействия других таможенных структур, потому что всё его общение происходит с инспектором и руководителем того таможенного поста, в который подана таможенная декларация.

Какова реальностьпринятия решения по ужесточению или послаблению контроля^ на каком уровне таможенной иерархии принимается решение: таможенным по-стомили вышестоящими органами, недоступно из-за служебной безопасности. По законодательству не просто отследить, какие именно вопросы переносятся с поста на уровень компетенции Нижегородской таможни или Приволжского таможенного управления. Для того, чтобы понимать структуру властных полномочий, необходимо знать компетентность власти. В противном случае, будет размыта ответственность за принятие решений или за бездействие, когда процесс таможенной очистки требует принятия решений, а такие решения не принимаются.

Таким образом, мы определили первую проблему коммуникации в таможенной сфере - иерархия решений таможенных органов.

Соблюдение требований таможенного законодательства обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов (Глава 51 и статья 263 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 [2]).

Следует отметить, что с проявлением безответственности в таможенных решениях импортёры и экспортёры продолжают сталкиваться и в условиях нового таможенного законодательства также часто, как и прежде. Получая от таможенного поста очередной запрос, уведомление или решение, участник ВЭД, по таможенному законодательству - декларант, не имеет возможности оперативно и аргументированно возразить или узнать причину принятого решения. Так как в настоящее времяне предусмотрено технологий электронного обмена сведениями, несмотря на то, чтотаможен-ное декларирование в электронном виде в России применяется с 1 января 2010 года.

Между тем, декларант ограничен сроками. Сроки выпуска таможенной декларации, сроки оплаты, сроки поставки и другие. Кроме того, сроки также подразумевают ответственность, которая выражается в суммах денежных средств. При обнаружении просрочки оформления внешнеэкономической сделки ожидаемая прибыль может обернуться убытками. Процедура таможенного оформления внешнеторговой сделки несет много рисков, уровень которых возрастает, если производится, например, ввоз заводского оборудования, затем сырья для работы этого завода и деталей для гарантийного ремонта. Равно как и вывоз произведённой в России продукции, которая может оказаться в списке запрещённых или ограниченных к вывозу товаров, либо вывоз монтажного оборудования для наладки очень сложных узлов и агрегатов. Если случится поломка какой-то детали и нужна её гарантийная замена, то вероятность пройти таможенный контроль без потерь приблизится к абсолютному нулю.Причем крайняя форма риска - административная или даже уголовная ответственность за нарушение таможенных правил.

В настоящий момент нет таможенного органадля помощи участнику ВЭД в реше-нииподобных вопросов, хотя действующеезаконодательство [1,2] предусматривает бесплатное консультирование участников ВЭД.

Само законодательство в сфере таможенного регулирования двухуровневое: наднациональное (в рамках Евразийского экономического союза) и национальное (в России - российское, в других странах Союза - своё). Российским законодательством предусмотрено, что таможенные органы - и посты, и таможни, и управления, и Федеральная таможенная служба - способствуют упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза. Значит к ним, прежде всего, и необходимо обращаться.Но обширная судебная практика по таможенному регулированию делает широко известными случаи наложения необоснованных обременений на тех, кто реализует таможенную политику - на участников ВЭД. При этом таможенниками используются

весьма простые приёмы - те, что нельзя проверить. В Арбитражных судах обжалуются безосновательно повышенная таможенная стоимость товаров, изменение кода товара на основании субъективного мнения неизвестного таможенника, проводится углублённый таможенный досмотр в случаях, когда у таможенников срабатывает абсолютно закрытая для участников ВЭД«система управления рисками». Одним словом, для ужесточения давления на бизнес не надо конкретных фактов, достаточно одних предположений и уверенности в собственной безнаказанности контролёров. Как следует из материалов доклада экспертов РАНХиГС и ВАВТ [3], опубликованного на сайте Центра стратегических разработок, из более 40 тысяч действующих профилей риска, установленных ФТС России, 85% являются стоимостными, то есть содержат информацию о минимальной стоимости товара, классифицируемого одним кодом и ввозимого из отдельных стран.

Следующей проблемой коммуникации в таможенной сфере является невозможность реагирования участником ВЭД на решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.

На защите установленных законом интересов предпринимательского сообщества-стоят надзорные органы, привлекаемые к проверкам фактов нарушения требований таможенного законодательства и ущемления прав предпринимателей. Напрямую обращаться в надзорные органы не всегда правильно, хотя бы потому, что зачастую факты нарушения законодательства остаются неувиденными за эмоциями обращающегося с жалобой. Для бесстрастной помощи бизнесменам создан государственно-правовой институт уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте России. Силами аппарата уполномоченного и его общественных помощников из эмоциональной сферы жалобы предпринимателей переводятся в юридические формы и передаются в прокуратуру. Положительные примеры разрешения конфликтных ситуаций и прекращения административного и уголовного преследования бизнеса по необоснованным поводам настраивают на такую форму эффективного взаимодействия.

Уверенности в отстаивании своей позиции придадут и алгоритмы действий при возникновении спорных ситуаций в таможне. Введение алгоритмизации, упрощение действий при обжаловании до схематичного изображения - это четвёртаяпроблема коммуникации в таможенной сфере.

Между тем, внешняя торговля, а вслед за ней и таможенная деятельность активно развиваются и преобразовываются. Так в прошедшем году Российская таможня приняла Комплексную программу развития до 2020 года. Программа предусматривает 18 направлений развития таможенных органов, план мероприятий по реализации программы включает 102 пункта. Среди 41 целевого показателя, по которым таможенные органы будут определять степень достижения поставленных задач, выделены ключевые показатели, которые получили название «10 шагов навстречу бизнесу». Результатом обсуждения программы с бизнес-сообществом в рамках Общественного совета при ФТС России и с четырьмя крупнейшими предпринимательскими объединениями России: «Деловая Россия», РСПП, «Опора России» и ТПП РФ, явилось ответное движение предпринимательского сообщества: Хартия добросовестных участников ВЭД. Общественным советом при ФТС России ведётся работа с руководством ФТС России по выработке взаимного формата общенияс добросовестными участниками ВЭД.

Ещё одним нововведением во взаимодействии с участниками ВЭД стала замена формата Общественно-консультативного совета при ФТС России на Экспертно-консультативной совет по реализации таможенной политики при ФТС России. Это не просто смена названия, а новый вид взаимодействия деловых кругов и таможенного ведомства.

С наступлением нового 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, и с ним вступили в силу 32 Решения Евразийской экономической комиссии. Основным в новом законодательстве является дальнейшая унификация всех таможен-

ных операций на единой таможенной территории ЕАЭС и переход на взаимодействие в едином цифровом пространстве. Национальная особенность таможенного законодательства в странах-членах ЕАЭС, возможно чуть в меньшем объёме по сравнению с предшествующим законодательством, но всё же предусмотрена новым таможенным кодексом. В российском таможенном законодательстве правки в предыдущее законодательство вступили в силу с сентября 2018 года, но не в полном объёме. Принятие новой редакции закона, по словам1 заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Голендеевой Татьяны Николаевны, потребует принятия дополнительно:

- 46 Постановлений Правительства Российской Федерации,

- 65 Приказов Минфина России,

- 140 Приказов ФТС России.

Эта масса нововведений должна заработать в полном объёме в четвёртом квартале 2018 года. Сложность освоения нового таможенного законодательства заключается ещё и в том, что и применять, и изучать новый Федеральный закон «О таможенном регулировании» мы будем вместе с таможенниками по мере появления новых требований, на ходу. Здесь необходимо обратить внимание на важный факт: таможенная проверка исполнения законодательства участниками ВЭД может растянуться на три года после успешного завершения таможенной очистки.

Для выявления проблемных вопросов освоения нового законодательства и для улучшения взаимодействия созданы перечисленные выше общественные советы. Форма взаимодействия предложена Федеральной таможенной службой. Как будет развиваться предложенный формат взаимодействия таможенников и бизнес сообщества - это очередной, пятый вопрос коммуникации - оперативность и полнота реагирования сторон на изменения среды взаимодействия.

Руководитель ФТС России Булавин Владимир Иванович в октябрьском интервью газете «Ведомости» [4], поделился планами по реформе таможенного администрирования в России. Из 672 мест таможенного оформления (537 таможенных постов и остальное -отделытаможенного оформления и таможенного контроля) к 2021 году останется 16: восемь электронных таможен в столицах округов2, ЦЭДы в Калининградской и Московской областных таможнях, в электронной таможне Московского авиаузла, ЦЭДы в энергетической и акцизной таможнях и в портовых таможнях - Новороссийске, Владивостоке и Санкт-Петербурге. Всего 16 ЦЭДов - центров электронного декларирования. В ЦЭД будет перенесён весь процесс оформления, а у таможенных постов останется одна функция - фактическийконтроль. Высвобождающиеся сотрудники таможенных органов будут переориентированы на контроль после выпуска товаров.

Выпуск товаров, начиная с 2018 года, производится в течение 4 часов и при импортер при экспорте товаров. В Таможенном кодексе ЕАЭС заложена возможность автоматического выпуска декларации сразу после её регистрации в таможенном органе, то есть через час после подачи декларации можно выезжать с грузом из Зоны таможенного контроля. Для некоторых категорий участников ВЭД можно будет и не заезжать в таможню с импортным товаром, а сразу пускать его в оборот, а потом проходить таможенные формальности.

Высвобождающиеся ресурсы личного состава таможен будут нацелены на проверку легальности перемещения через таможенную границу быстро выпущенных товаров. Вот здесь предприятия и организациймогут получить неожиданный эффект от нового законодательства. Если раньше можно было положиться на квалифицирован-

1 См. Видеозапись скруглого стола «Новеллы таможенного законодательства», состоявшегося 25 октября 2017 года в рамках проведения XVIII Международной выставки «Таможенная служба-2017» (http://customs.ru/mdex.php?view=category&id=26%3A2011-01 -24-14-45-21 &option =com_content&Itemid= 1830)

2 В Нижнем Новгороде с июня 2018 года в рамках эксперимента действует Приволжская электронная таможня.

ных сотрудников посредника - таможенногопредставителя, которые по поручению декларанта проводили таможенные операции, включая подготовку и подачу таможенной декларации, обмен сведениями с таможенным органом, то теперьуровень компетентности и сама деятельность таможенного представителя-это коммерческий риск декларанта-владельца товара. Участники ВЭДвынуждены будутвнимательнее относиться к тексту договора с таможенными посредниками, особенно в части ответственности перед таможенными органами и друг перед другом. Важно понимание, чтоза всё, в течении минимум трёх лет, теперь несёт ответственность декларант - лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары. Таможенные эксперты предлагаютна предприятиях-участниках ВЭД срочно готовить внутренних специалистов, которые с таможенным представителем будут говорить на одном языке и смогут проконтролировать все действия этого посредника в таможенных операциях с документами и товаром.

Решая вопрос, каким образом участникам ВЭД можно сократить объём таможенного контроля и качественно улучшить взаимодействие с таможенными органами, приходим к очередной коммуникационной проблеме, обозначим её как профессионализм участников ВЭД.

Таким образом, нами выделены системные проблемы коммуникации в таможенной сфере:

- иерархия решений таможенных органов;

- отсутствие в структуреФТС органадля помощи участнику ВЭД в решениислож-ных вопросов;

- невозможность своевременного реагирования участником ВЭД на решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

- отсутствие алгоритмов действий при возникновении спорных ситуаций при таможенном оформлении;

- профессионализм участников ВЭД.

Все эти проблемы ложатся в большей степени именно на участников ВЭД, и сегодня нет инструментария их решения. В связи с этим нами предлагается новый механизм коммуникации на основе рационализации функционирования Личного кабинета участника ВЭД. Как предусмотрено в новом Федеральном законе «О таможенном регулировании»[2] важным инструментом анализа и контроля собственного «рейтинга» по реализации требований законодательства и требований таможенных органов становиться Личный кабинет участника ВЭД (Рис. 1) [5]. Практически любая внешнеэкономическая деятельность требует оформления таможенной декларации в электронном виде.

Личный кабинет предназначен для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами и предлагает ряд информационных сервисов:

- формировать электронные документы (декларации, уведомления, отчёты, описи и др.);

- отправлять электронные документы в таможенный орган;

- хранить электронные документы;

- запрашивать и получать информацию из таможенного органа.

При этом, если привязать имеющуюся электронную подпись к профилю участника ВЭД в Личном кабинете, то весь спектр электронных услуг ФТС России станет доступным. Сейчас обеспечен доступ к 32 сервисам, причём три из них для физических лиц (Калькулятор, Пассажирская декларация и Задолженности и штрафы физических лиц). Войдя на страничку портала с выбранным сервисом можно ознакомиться с его кратким описанием, прочитать справочные материалы и нормативные документы, относящиеся к данному сервису.

Рис. 1. Сайт ФТС России

Федеральным законом «О таможенном регулировании» [2] предусмотрено широкое использование Личного кабинета участника ВЭД. Значит, возможности сервиса будут расширяться по мере необходимости. Формирование пожеланий к сервису и его преобразование в ближайшем времени станут ещё одной формой коммуникации в таможенной сфере.

Таким образом, большое значение для успешной и экономически выгодной деятельности участников ВЭД сегодня имеют следующие факторы:

1) своевременность и прозрачность их информирования о возможностяхонлайн-сервиса Личный кабинет участника ВЭД;

2) самоконтроль декларантов посредствам решения проблем, освещенных авторами статьи,при взаимодействии с контролирующими органами, в частности:

- скорость выпуска товаров,

- количество запросов при декларировании (на которые дан автоматизированный ответ и не дан автоматизированный ответ),

- выявленные ошибки (устранённые в процессе декларирования и отложенные для исправления на время после выпуска товаров),

- типовая поставка или уникальная и т.п.;

3) систематическое повышение профессиональных знаний специалистов по таможенным операциям как в области таможенного и валютного законодательства, так и в области информационных технологий, онлайн сервисов.

В заключение стоит отметить, что предложения, освещенные в этой статье являются вполне реальными к внедрению, при этом незначительные по затратам, а самое главное позволят усовершенствовать внешнеэкономическую деятельность предприятия в целом.

Подводя итог анализу ситуации и обзору возможностей, нами сформулированы научно-практические предложения по совершенствованию механизмов таможенного администрирования и таможенных правоотношений. Здесь необходимо проработать также научно-методические подходы к решению проблем коммуникации в таможенной сфере. Для успешного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами нами предлагается:

1. Разработать иерархию компетенций таможенных органов, закрепив нормативными документами ФТС России понятия:«решения таможенного органа» и «решение должностного лица таможенного органа».

2. С участием общественных объединений и экспертного сообщества выявлять риски участников ВЭД при выполнении требований таможенного регулирования.

3. Продолжить развитие имеющихся вспомогательных институтов реагирования участника ВЭД на решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Разработать схемы обжалования с участием общественных институтов.

4. Проводить постоянный рост профессионализма участников ВЭД, как формы-реагирования на изменения среды взаимодействия при таможенных правоотношениях.

В заключение стоит отметить, что решения проблем, рассмотренных в этой статье являются вполне реализуемыми при незначительных затратах, а самое главное позволят усовершенствовать внешнеэкономическую деятельность предприятий и страны в целом.

Список литературы:

[1] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. - Москва : Проспект, 2017. -512 с.

[2] Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Интернет ресурс: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808040005

[3] Доклад ЦСР «Таможенное администрирование: что делать?». Интернет ресурс: https://www.csr. ru/issledovaniya/izmenenie-tamozhennogo-administrirovaniya

[4] Газета «Ведомости» от 23.10.2017 Елизавета Базанова, Филипп Стеркин/ Интервью Руководителя Федеральной таможенной службы Владимира Булавина «Уже перестали бегать за санк-ционкой по брянским лесам» Интернет ресурс: https://www.vedomosti.ru/economics/characters/ 2017/10/23/738900-perestali-begat-sanktsionkoi

[5] www.customs.ru

ACTUAL PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS IN THE CUSTOMS SPHERE

A. V. Kapranov, D.A. Korshunov

Key words: customs, customs control, foreign economic activity

The article discusses the customs control issues and customs goods registration in the organizations foreign trade activities taking into account changes in the customs legislation since January 2018.Tthe acute problems arecovered and their solution variants are suggested from both scientific and practical ways

Статья поступила в редакцию 25.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.