Научная статья на тему 'Актуальность воспитания толерантности учащихся в Республике Казахстан'

Актуальность воспитания толерантности учащихся в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / TOLERANCE / THE ASSEMBLY OF KAZAKH PEOPLE / INTERETHNIC CONCORD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морданова Светлана Мугтасимовна

Обоснована необходимость решения проблемы воспитания толерантности учащихся в Республике Казахстан. Раскрыт потенциал формирования толерантности, намечены направления решения проблемы воспитания толерантности учащихся в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICALITY OF UPBRINGING PUPILS’ TOLERANCE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The necessity of solving the problem of pupils’ tolerance upbringing in the Republic of Kazakhstan is substantiated. The potential of tolerance formation is revealed, the directions of solving the problem of pupils’ tolerance upbringing in the Republic of Kazakhstan are mapped out.

Текст научной работы на тему «Актуальность воспитания толерантности учащихся в Республике Казахстан»

УДК 378.035(578)

ББК Ч481.3(5Каз)

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

С.М. Морданова

Костанайский социально-технический колледж

TOPICALITY OF UPBRINGING PUPILS’ TOLERANCE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

S. Mordanova Kostanay Social and Technical College

Обоснована необходимость решения проблемы воспитания толерантности учащихся в Республике Казахстан. Раскрыт потенциал формирования толерантности, намечены направления решения проблемы воспитания толерантности учащихся в Республике Казахстан.

Ключевые слова: толерантность, Ассамблея народа Казахстана, межэтническое согласие.

The necessity of solving the problem of pupils’ tolerance upbringing in the Republic of Kazakhstan is substantiated. The potential of tolerance formation is revealed, the directions of solving the problem of pupils’ tolerance upbringing in the Republic of Kazakhstan are mapped out.

Keywords: tolerance, the Assembly of Kazakh people, interethnic concord.

В последнее десятилетие наблюдается положительная динамика преступности среди несовершеннолетних и рост асоциального и антисоциального поведения учащейся молодежи. Учащиеся нарушают моральные и правовые нормы поведения, проявляют грубость и жестокость. Современное поколение, которому предстоит решать глобальные проблемы современности, при моделировании собственного мира во главу угла ставит утилитарные ценности, а не общечеловеческие, нравственные идеалы. Достижение высокого материального благосостояния рассматривается ими в качестве важнейшего, а нередко и первого по значимости критерия жизненного успеха. Для современности характерны видоизменения общественных ценностей и идеалов, социальных ролей, активизация адаптационных процессов.

Нравственная проблематика в настоящее время звучит с новой силой, как во все переломные эпохи, в кризисные периоды общественного развития, в условиях, когда происхо-

дят изменения в иерархии ценностей: их пересмотр, переоценка, переосмысление.

Кроме того, наблюдается тенденция утраты собственных культурных корней, происходит массовая обезличенность культуры, что негативно отражается на культуре межнационального общения. Напряженность в межнациональных отношениях обнаружила ограниченность прежних представлений о нерушимой дружбе народов. В современных условиях воспитание межэтнической толерантности в образовательных учреждениях у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, - очень важная задача [1]. Решить эту задачу можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающего поколения прогрессивные традиции народов Казахстана, сопоставляя различные педагогические системы. Изучение традиционного педагогического опыта формирования нравственной культуры народов может служить средством модернизации воспитательных систем. Именно

Вопросы общего образования

поэтому на современном этапе развития общества перед казахстанским образованием стоит задача формирования нравственной культуры молодого поколения, являющегося носителем национального идеала. На протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов -носителей различных культур, религий и традиций. Казахстан - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Уникальность казахстанской действительности выражается в том, что сегодня в Казахстане проживают более 130 наций и народностей, исповедующих различные религии и конфессии, объединяющихся в полилингвистиче-ском пространстве межнационального общения [2]. В этих условиях учет и решение этнических проблем способствуют созданию стабильности в политической, экономической и духовной сферах развития казахстанского общества.

В статье 11 Закона «Об образовании» Республики Казахстан задача воспитания определяется как формирование прочных основ нравственности. С первых дней обретения независимости консолидация казахстанского общества, обеспечение равноправного сосуществования всех этнических групп стали основополагающими направлениями национальной политики государства. В сложных условиях транзитного периода благодаря целенаправленной и последовательной политике государства в Казахстане не было столкновений на межэтнической почве, дестабилизации и раскола общества.

Сегодня перед педагогической наукой поставлена задача использования потенциала обучения и воспитания в целях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления межнациональной напряженности и социальных конфликтов, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.

Проблемы формирования толерантности подрастающего поколения нашли свое отражение в трудах классиков отечественной педагогики и психологии, общественных деятелей: Б. Даумовой, С. Кондыбаева, Л. Саркисян, А. Дощановой, А. Шоменовой, С. Мачне-вой, З. Абетовой, А. Нысабаева.

Терпимость, взаимопонимание и взаимоуважение, поиск компромиссов, мир и согласие - основные идеи, утверждающиеся как

мировоззренческие идеалы и как нормы повседневной жизни казахстанского общества.

Очевидно, что казахстанское общество со своими традициями, этнической историей, особым характером межэтнических отношений оказалось настолько уникальным, что ни одна из существующих моделей - североамериканская, южноамериканская, европейская, российская, китайская, какой бы успешной она ни была в этих странах и регионах, ему не подходит. Возникла необходимость разработки своей собственной оригинальной модели межэтнических отношений [3].

Актуальность данной проблемы подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов.

В Казахстане разработана «Доктрина национального единства», целью которой является определение приоритетов и механизмов обеспечения национального единства (целостности существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов) на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессио-нального согласия в обществе.

Приоритеты обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия отражены в программной работе Президента Н. А. Назарбаева «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан. Эта тема всесторонне раскрыта в книгах главы государства «В потоке истории», «Критическое десятилетие», его докладах на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, которая была создана в 1995 году и стала одним из главных инструментов национальной политики.

В 2008 году принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире.

Достояние казахстанского общества -межэтническое согласие, которое является важнейшей и неотъемлемой частью истории суверенного государства и в большей степени состоялось благодаря достаточно эффективной деятельности центральных и местных государственных органов, Ассамблеи народа Казахстана и целому ряду других факторов.

Морданова С.М.

Актуальность воспитания толерантности учащихся

в Республике Казахстан

Изучение культурных ценностей этносов имеет мировоззренческую направленность. Как правило, сближение и взаимодействие духовной культуры народов происходит на почве близкой родственности по языку, по происхождению и по общности территорий. Географически это сближение культур наблюдается в региональном аспекте, а затем на фоне происходящих процессов в масштабе единого государства.

И сегодня основная масса населения страны открыто говорит о благополучии в межнациональной сфере, откровенно ставит вопросы этнической защищенности в государстве, осуществляет отпор проявлениям бытового национализма. Межнациональные отношения, как показал социологический опрос, оцениваются большинством респондентов всех этнических групп как благоприятные или в основном благоприятные (см. рисунок).

Таким образом, в Казахстане накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающий мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. При этом главным фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп.

Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказывать отрицательное влияние на межэтническую стабильность. Потенциальную опасность представляет проникновение в Казахстан извне различных форм этно-религиозного экстремизма и радикализма. Этническую окраску могут приобретать и

имеющиеся в обществе локальные и бытовые проблемы. Возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтнического Казахстана. Перед людьми встает задача осознания и осмысления объективных социальных перемен. Эти и другие аспекты требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и всего общества. В решении комплекса задач воспитания толерантности должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учебным заведениям.

Особенно актуально значение толерантности в условиях современной школы в юношеском возрасте: свойственные молодежи эмоциональная возбудимость, нетерпение, нигилизм выплескиваются в неожиданные суждения и поступки. В этих условиях проб-

лема формирования толерантности у подрастающего поколения приобретает особую значимость. Наши исследования показали, что в воспитательной системе необходимо создание следующих условий:

- обеспечение психолого-педагогическо-го управления обучающихся, сотрудничество с НКЦ и Ассамблеей народа Казахстана;

- создание условий для непрерывного повышения профессионального уровня педагогов в плане воспитательной работы;

- улучшения материально-технической базы учреждения;

- обновление программно-методического материала.

Результаты социологического опроса «Как бы Вы оценили отношения между этническими группами в Вашем городе?» (в %)

Вопросы общего образования

При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие целевые ориентации: включение учащихся независимо от национальности в активную творческую деятельность, при этом используя такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность; создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на формирование у учащихся толерантности; приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности, неповторимости, индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом.

Литература

1. Даумова, Б.Б. Проблема формирования толерантности и диалогичности в поли-культурной образовательной среде / Б.Б. Даумова // Билим - Образование. - 2010. - № 3. -С. 120-124.

2. Демисенова, Ш.С. Формирование поликультурой толерантности студентов педагогических вузов / Ш. С. Демисенова // Билим - Образование. - 2009. - № 3. - С. 34-37.

3. Тугжанов, Е.Л. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: политологический анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Е.Л. Тугжанов. - Астана, 2010. - 28 с.

Поступила в редакцию 27мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.